Содержание

 

Введение. 7

Раздел 1. Сущность и основные институты административного права. 8

Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть. 8

1. Раскройте сущность и охарактеризуйте основные функции государственного управления. 8

2. Дайте характеристику места исполнительной власти в механизме разделения властей. 9

3. Назовите отрасли и сферы государственного управления. 10

Тема 2. Предмет и метод административного права. 11

1. Охарактеризуйте предмет и метод административного права как отрасли права. 11

2. Раскройте понятие и систему субъектов административного права. 12

Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения. 13

1. Охарактеризуйте понятие, виды, особенности и приведите классификацию административно-правовых норм. 13

2. Охарактеризуйте систему и источники административного права. 14

3. Охарактеризуйте понятие и виды административно-правовых отношений  15

Тема 5. Граждане. 16

1. Охарактеризуйте административно-правовой статус граждан РФ.. 16

2. Назовите административно-правовые гарантии прав граждан. 17

3. Охарактеризуйте механизм рассмотрения заявлений и жалоб граждан. 18

Тема 6. Органы исполнительной власти. 19

1. Охарактеризуйте понятие, систему и структуру органов исполнительной власти. 19

2. Охарактеризуйте административно-правовой статус Правительства РФ   20

3. Охарактеризуйте административно-правовой статус министерств, государственных комитетов, федеральных служб. 21

Тема 8. Государственные служащие. 22

1. Раскройте понятие «государственная служба», «государственный служащий» и «государственная должность». 22

2. Охарактеризуйте порядок прохождения государственной службы на государственных должностях. 23

3. Охарактеризуйте ответственность государственного служащего. 24

Тема 9 Предприятия и учреждения. 25

1. Охарактеризуйте виды предприятий и учреждений, особенности их административно-правового статуса. 25

2. Изложите ответственность предприятий и учреждений по административному праву. 26

Тема 10 Общественные объединения. 27

1. Охарактеризуйте административно-правовой статус общественных объединений. 27

Тема 11. Формы и методы управления. 28

1. Обоснуйте понятие форм управления и охарактеризуйте их виды и назначение  28

2. Охарактеризуйте понятие и виды правовых актов управления. 30

3. Обоснуйте понятие методов управления и приведите их классификацию   31

4. Раскройте сущность административного принуждения, его основание и виды   32

Тема 12 Режим законности в сфере управления. 33

1. Охарактеризуйте понятие и систему обеспечения законности в управлении  33

Тема 13. Способы обеспечения законности в управлении. 34

1. Охарактеризуйте контроль и надзор как способы обеспечения законности в управлении. 34

2. Охарактеризуйте роль общего надзора органов прокуратуры в обеспечении законности в управлении. 35

3. Дайте понятие и укажите особенности административного надзора. 36

Тема 14. Административная ответственность. 37

1. Охарактеризуйте законодательство РФ об административной ответственности. 37

2. Опишите понятие административного правонарушения, укажите его основания, признаки и юридический состав. 38

3. Охарактеризуйте виды административных взысканий, налагаемых на физических лиц. 39

4. Охарактеризуйте административную ответственность юридических лиц  40

Тема 16. Материальная ответственность. 41

1. Охарактеризуйте основания и виды материальной ответственности в административном порядке. 41

Тема 17. Сущность административного процесса. 42

1. Охарактеризуйте и раскройте принципы административно-процессуальной деятельности. 42

2. Охарактеризуйте виды (формы) административно-процессуальной деятельности. 43

Тема 18. Производство по делам об административных правонарушениях. 44

1. Обоснуйте задачи и структуру производства, опишите его правовую регламентацию.. 44

2. Дайте характеристику органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. 45

3. Раскройте процедуру рассмотрения дела и укажите сроки. 46

Тема 19.  Иные виды административного производства. 47

1. Проанализируйте порядок производства по жалобам и заявлениям. 47

Раздел 2. Административно-правовая организация управления. 48

Тема 20.  Сущность административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами  48

1. Дайте общую характеристику государственному управлению в современных условиях. 48

Тема 21. Управление промышленностью, агропромышленным комплексом, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством. 49

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления промышленностью.. 49

2.         Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления агропромышленным комплексом. 50

3. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством. 51

Тема 22. Управление коммуникациями и торговлей. 52

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления коммуникациями. 52

2. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления торговлей  53

Тема 23. Управление внешнеэкономической деятельностью, финансами и кредитом  54

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления финансами и кредитом. 54

Тема 24. Управление охраной окружающей среды.. 55

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления охраной окружающей среды.. 55

Тема 25. Управление образованием, наукой и культурой. 56

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления образованием  56

2. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления наукой. 57

3. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления культурой  58

Тема 26. Управление здравоохранением и социальной защитой населения. 59

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления здравоохранением. 59

2. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан. 60

Тема 27. Управление обороной, внутренними делами и безопасностью.. 61

1. Раскройте организационно-правовые формы управления обороной. 61

2. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления безопасностью   62

3. Раскройте организационно-правовые формы управления безопасностью.. 63

Тема 28. Управление юстицией и иностранными делами. 64

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления юстицией  64

2. Раскройте организационно-правовые формы управления иностранными делами  65

Заключение. 66

Список литературы.. 67

 

 

Введение

 

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право?

Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Раздел 1. Сущность и основные институты административного права

Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть

1. Раскройте сущность и охарактеризуйте основные функции государственного управления

 

Содержание государственного управления составляет деятельность по реализации его функций, осуществляемая в установленных формах и соответствующими методами. В функциях проявляются сущность, содержание, цели и задачи управления. Место, занимаемое функциями в системе управления, можно представить схемой: цели - задачи - функции - структура. Посредством функций достигаются цели управления, ибо именно вьполнение функций, различных по содержанию, но взаимосвязанных, составляют сущность управления социальной системой. Функция как определенный вид деятельности по управлению характеризуется известной самостоятельностью, однородностью и повторяемостью. Она посредством соответствующей ей организационной структуры обеспечивает вьполнение задач управления. Каждая функция имеет свою сферу действия и осуществляется соответствующими методами. В связи с этим функции управления по содержанию выполняемых работ подразделяются на общие функции управления, присущие всей системе государственного управления в целом и отдельным ее звеньям; специальные функции управления, воздействующие на отдельные сферы социальной деятельности; обеспечивающие (вспомогательные) функции управления, обслуживающие процессы реализации общих и специальных функций.

Общие функции управления. К данной группе функций относятся: учет, анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль.

Корнеев А.П. Административное право: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1.

 

 

2. Дайте характеристику места исполнительной власти в механизме разделения властей

 

Именно исполнительная власть, на вершине которой находится правительство, сосредоточивает в своих руках неизмеримо большие по сравнению с другими ветвями государственной власти финансовые, материально-технические, технико-технологические, организационные, людские и иные ресурсы.

Именно она обладает сегодня наиболее полной, если не сказать исчерпывающей, информацией о процессах, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общественного организма и на международной арене.

Кроме того, правительство сегодня располагает чрезвычайно большими возможностями воздействия на все другие государственно-властные структуры, и прежде всего на парламент. Так, в частности, оно активнейшим образом вторгается в сферу, традиционно считавшуюся сферой исключительной компетенции высшего представительного учреждения, а именно в законодательный процесс.

«Привилегированное» положение исполнительной власти по сравнению с другими ветвями власти обеспечивается еще и тем, что она в наименьшей степени подвержена контролю со стороны общества. В самом деле, деятельность как законодательных, так и судебных органов в подавляющем большинстве случаев осуществляется в соответствии с принципом гласности и открытости. На судебные заседания разрешен доступ публики и представителей средств массовой информации. Решения суда ни для кого не являются секретом. Более того, даже в специально предусмотренных законом случаях проведения закрытых судебных заседаний, когда затрагиваются, в частности, вопросы, составляющие государственную тайну или касающиеся интимных отношений сторон, решения суда оглашаются публично.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

3. Назовите отрасли и сферы государственного управления

 

Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития. Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права.

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.

Тем не менее, новая Конституция оставила и ряд неразрешенных вопросов. Она не определила роли Правительства как высшего органа в системе исполнительной власти, существенно изменила положения об ответственности исполнительной власти перед представительными органами государственной власти, сузила сферу деятельности исполнительной власти в области государственного управления. Более того Конституция РФ не применяет термин «государственное управление» ни к органам исполнительной власти в плане их функциональной роли, ни к предметам ведения, за исключением управления федеральной собственностью.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

Тема 2. Предмет и метод административного права

1. Охарактеризуйте предмет и метод административного права как отрасли права

 

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе органи­зации и деятельности исполнительной власти.

Предметом административного права являют­ся отношения, возникающие при организации аппарата исполни­тельной власти, в процессе его административной деятельности, а также административной деятельности ряда подчиненных ему организаций (например, вузов, медвытрезвителей), при осуще­ствлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных органов, в ходе реализации админис­тративной власти судьями и общественными организациями.

Управление предполагает доминирование, преобладание од­ной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства административное право не может и не стремится устранить. Вос­принимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое нера­венство. Этим объясняются особенности административно-пра­вового метода.

Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.

Наибольшей спецификой, качественной определенностью об­ладают два существенно различных метода регулирования - административно-правовой и гражданско-правовой.

Бахрах Д.Н. Административное право.

2. Раскройте понятие и систему субъектов административного права

 

Субъект административного права – это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере государственного управления.

Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношения в сфере государственного управления

2. отношения между ними урегулированы нормами административного права

3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

Субъекты административного права:

I. Индивидуальные

1. Граждане

· Граждане РФ

· Иностранцы

· Лица без гражданства

2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

· должностные лица

· военнослужащие

· беженцы

· вынужденные переселенцы

· инвалиды

II. Коллективные

Литовский П.П. Административное право и процесс.

Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения

1. Охарактеризуйте понятие, виды, особенности и приведите классификацию административно-правовых норм

 

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т. е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т. е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм.

 

Литовский П.П. Административное право и процесс.

2. Охарактеризуйте систему и источники административного права

 

Источники административного права это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права Российской Феде рации. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т.п. К числу источников административного права относятся: Конституция Российской Федерации 1993 года. Административно-правовые нормы содержатся также в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации. Источником административного права являются нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации), а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, утвержденное 3 октября 1994 года). К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции Российской Федерации). В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источником административного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Российской Федерации. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законодательство, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

3. Охарактеризуйте понятие и виды административно-правовых отношений

 

Административно-правовые отношения - это урегулирован­ные нормами административного права общественные отноше­ния, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разно­видностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свой­ственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности:

·                   обязанности и права сторон данных отношений ассиметричны, они связаны с деятельностью исполнительных органов госу­дарства и других субъектов исполнительной власти;

·                   одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъ­ект административной власти (орган, должностное лицо, негосу­дарственная организация, наделенные государственно-властны­ми полномочиями);

·                   в случае нарушения административно-правовой нормы на­рушитель несет ответственность перед государством;

·                   разрешение споров между сторонами, как правило, осущест­вляется в административном порядке.

Существует значительное разнообразие административных (уп­равленческих) правоотношений.

По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В первом случае обязатель­ный субъект (носитель административной власти, звено аппара­та) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органа­ми, служащими и др.). Во втором случае обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организа­циями, государственными предприятиями, учреждениями.

Бахрах Д.Н. Административное право.

Тема 5. Граждане

1. Охарактеризуйте административно-правовой статус граждан РФ

 

Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации есть установленные законом и иными нормативными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов. Это одна из разновидностей статуса гражданина (наряду с политическим, трудовым и т.д.), реализация которого зависит от соответствующих действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – важнейшей обязанностью государства. Этим объясняется первоочередное значение рассмотрения статуса граждан как субъектов административно-правовых отношений.

Главная особенность, характеризующая граждан как участников административно-правовых отношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не правомочия государственных или негосударственных организаций, где они могут работать.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Назовите административно-правовые гарантии прав граждан

 

В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т.е. специальных экономических, политических, организационных и юридических (в том числе административно-правовых) мер, направленных на реализацию и охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений.

Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ.

Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Охарактеризуйте механизм рассмотрения заявлений и жалоб граждан

 

Обращения граждан в государственные и общественные органы с заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства.  

Все государственные и общественные органы должны обеспечивать гражданам РФ необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией РФ и законами прав вносить в письменной и устной форме в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

В целях своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан:

предложения и заявления подаются гражданами в те государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса;

жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

Тема 6. Органы исполнительной власти

1. Охарактеризуйте понятие, систему и структуру органов исполнительной власти

 

Орган исполнительной власти - это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и выполняют значительный объем функций государства. Их главное отличие от законодательных и судебных органов заключается в назначении, содержании деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

2. Охарактеризуйте административно-правовой статус Правительства РФ

Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительной власти государства и издающий пра­вовые акты от своего имени. Членами его являются руководите­ли важнейших административных ведомств (министры). Прави­тельство, как правило, наделено широкими полномочиями, несет ответственность за состояние дел в стране, действует под руко­водством парламента или главы государства.

Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, активно влияет на экономические про­цессы, способствует укреплению денежной и кредитной систе­мы, проводит единую политику цен, создает условия для свобод­ного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использова­ние природных ресурсов, осуществляет управление федераль­ной собственностью.

Правительство подготавливает программы социального разви­тия, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой го­сударственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Важное направление деятельности Правительства - осу­ществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, укреп­лению режима законности, охране собственности и общественно­го порядка, борьбе с преступностью. Оно обязано обеспечить обо­рону страны, ее государственную безопасность. На него возложены руководство связями России с иностранными государствами и международными организациями, организация внешнеэкономи­ческой деятельности, научно-технического и культурного сотруд­ничества.

Бахрах Д.Н. Административное право.

3. Охарактеризуйте административно-правовой статус министерств, государственных комитетов, федеральных служб

 

Министерства, государственные  комитеты  и  иные  центральные исполнительные  органы,  не  входящих   в   состав   Правительства российской Федерации, в пределах их компетенции:

- организуют  мероприятия  по  предупреждению  и   ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- утверждает  или  согласовывает   нормативы,   стандарты   и правила,   ведут   государственный  учет  в  области  чрезвычайных ситуаций и представляют его данные  в  центральный  исполнительный орган Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям;

- образуют отраслевые комиссии по  чрезвычайным  ситуациям  и осуществляют обеспечение их работы;

- руководят находящимися в их  ведении  службами  наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- проводят отраслевую государственную экспертизу,  организуют научные  исследования,  пропаганду  знаний,  обучение  населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций;

- организуют  отраслевой  государственный  контроль и надзор, выдают в  соответствии  со  своими  задачами  предписания  местным исполнительным  органам,  организациям  и  гражданам,  участвуют в расследовании  аварий,   бедствий   и   катастроф,   приведших   к возникновению  чрезвычайных  ситуаций,  привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организаций;

- участвуют   в   международном   сотрудничестве   в  области чрезвычайных ситуаций.

Коренев А.П. Административное право: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1.

Тема 8. Государственные служащие

1. Раскройте понятие «государственная служба», «государственный служащий» и «государственная должность»

 

Государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т. е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливает, что государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение. Таким образом, статус государственного служащего определяется как минимум двумя условиями: замещение государственной должности, которая учреждена государством или государственным органом, и получение квалификационного разряда (специального ранга, классного чина, звания).

Государственная должность является первоэлементом, «кирпичиком» государственной организации (администрации), государственной службы. Это понятие означает часть государственной власти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность. Лицо, занимающее государственную должность, обязано руководствоваться в своей деятельности особыми публичными и профессиональными интересами, должно служить всему обществу, быть верным народу, который избрал государственную власть.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

2. Охарактеризуйте порядок прохождения государственной службы на государственных должностях

 

Право поступления на государственную службу имеют, по общему правилу, граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста (не моложе 18 лет), владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ о государственной службе. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от расы, национальности, языка, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и профессиональным союзам, созданным в установленном Конституцией РФ и другими законами порядке, а также и других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовка которых отвечает требованиям по соответствующей государственной должности.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает, что при поступлении на государственную службу гражданин представляет следующие документы: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья; другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

 

3. Охарактеризуйте ответственность государственного служащего

 

Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Государственный служащий не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы.

Под ограниченной материальной ответственностью понимается возмещение реального материального ущерба в заранее установленных пределах. Как правило, таким пределом следует считать определенную часть месячного денежного содержания государственного служащего. В некоторых случаях ограничение материальной ответственности государственных служащих связывается не с размерами их денежного содержания, а с определенной частью причиненного ими ущерба.

Случаи, когда государственный служащий несет материальную ответственность в полном размере ущерба, являются исключением из общего принципа об ограничении материальной ответственности.

Под полной материальной ответственностью понимается возмещение ущерба в его полном объеме без каких-либо ограничений.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

 

Тема 9 Предприятия и учреждения

1. Охарактеризуйте виды предприятий и учреждений, особенности их административно-правового статуса

 

К числу субъектов административного права относятся предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.), осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.

К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти - министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации обязаны соблюдать природоохранительное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и правила об охране здоровья работников предприятий, учреждений и некоммерческих организаций и населения, законодательство о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о качестве выпускаемой продукции и др.

Коренев А.П. Административное право: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1.

2. Изложите ответственность предприятий и учреждений по административному праву

 

Отношения равноправия возникают в связи с реализацией гражданами субъективных прав. Гражданин вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в орган управления, к должностному лицу. Этому праву гражданина соответствуют обязанность органа и служебный долг должностного лица обеспечить защиту прав гражданина и восстановить нарушенные права. Так, согласно закону, милиция обязана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

Отношения власти-подчинения возникают в связи с осуществлением органами управления и их должностными лицами обязанностей перед государством, скажем, в связи с выполнением функций по обеспечению правопорядка, предупреждению, пресечению правонарушений и привлечению правонарушителей к ответственности при отказе от выполнения или невыполнения законных требований органов и должностных лиц.

Независимо от характера правоотношений неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей сторонами правоотношений может причинить вред. В этом случае наступает ответственность стороны, виновной в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, суть которых состоит в возмещении причиненного ущерба.

Органы государственного управления (должностные лица), выступая в качестве участника правоотношения, так же, как и граждане, несут ответственность за причинение вреда, принесение ущерба.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

 

 

Тема 10 Общественные объединения

1. Охарактеризуйте административно-правовой статус общественных объединений

 

Сложившаяся система общественных объединений практически охватывает все стороны жизни общества. Условно их можно классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и др.) и территории (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, международные) и т. д. По организационно-правовым формам объединения можно классифицировать как: организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные, а по характеру - фиксированное и нефиксированное членство. Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или, получив отказ, действуют по существу нелегально.

 

Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности

Тема 11. Формы и методы управления

1. Обоснуйте понятие форм управления и охарактеризуйте их виды и назначение

 

Государственное управление выражается в совершении определенных действий, которые воспринимаются другими субъектами управленческих отношений в определенных формах.

Виды форм государственного управления:

1. ПРАВОВЫЕ

· четко выраженные юридические последствия.

· издание актов, которые влекут за собой административные отношения между субъектами.

В правовых формах отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.

· Издание нормативных актов органами исполнительной власти.

Содержит административно правовые нормы, которые регулируют управленческие отношения.

А) Нормативного характера (Постановления правительства РФ).

Б) Ненормативного характера (Распоряжения правительства РФ).

· Издание индивидуальных актов управления.

Это разновидность юридических факторов. Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, т. к они влекут юридические последствия.

2. НЕПРАВОВЫЕ

· не связаны с изданием правовых актов и совершением иных юридических действий.

· не порождают, а прекращают административные отношения.

· Осуществление организационных операций.

А) Разработка научно-обоснованных рекомендаций.

Б) Подбор кадров.

В) Проведение совещаний.

· Материально-технические операции.

А) Работа с информацией.

Б) Ведение делопроизводства.

В) Проведение исследований.

Г) Подготовка к изданию НПА.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

 

 

2. Охарактеризуйте понятие и виды правовых актов управления

 

Цели, задачи, функции и методы исполнительной власти реализуются в разнообразных правовых управленческих актах. Следовательно, в целях лучшего познания их юридических особенностей имеется возможность классификации актов управления по ряду критериев.

Правовые акты управления подразделяются: по юридическим свойствам; сроку действия; территории действия; характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты; органам, издающим правовые акты управления; форме выражения актов.

По юридическим свойствам, акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные, акты смешанного характера.

По сроку действия правовые акты управления делятся на акты с неопределенным сроком действия (бессрочные), срочные и временные.

По территории действия правовые акты управления подразделяются на акты, действующие в масштабе Российской Федерации, республики в составе России, и акты, действующие в масштабе края, области, округа, города федерального значения, а также административно-территориальные единицы (района, города, поселка, сельского населенного пункта).

По характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты, последние делятся на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.

По форме выражения правовые акты управления подразделяются на словесные и конклюдентные. Словесные в свою очередь делятся на письменные и устные.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

3. Обоснуйте понятие методов управления и приведите их классификацию

 

Методы ГУ – это способ осуществления его функций.

Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.

Методы ГУ – способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.

Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

Виды методов:

·        Убеждение

·        Принуждение

·        Правовые аспекты управления

Литовский П.П. Административное право и процесс.

4. Раскройте сущность административного принуждения, его основание и виды

 

Сущность административного принуждения. К числу административных методов управления относятся способы и средства правового принуждения, которые гарантируют, а при необходимости и обеспечивают соблюдение и исполнение правил поведения, содержащихся в административно-правовых и иных нормах права.

Административное принуждение - разновидность государственного правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (государственно-властный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др.).

Виды, административного принуждения. Исходя из целей использования, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы: меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры); меры административного пресечения (административно-пресекательные меры); меры административно-процессуального обеспечения; меры административного взыскания. Выделяются также в качестве особого вида принуждения административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей.

 

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

 

Тема 12 Режим законности в сфере управления

1. Охарактеризуйте понятие и систему обеспечения законности в управлении

 

Законность - атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования граждан­ского общества (в том числе его важнейшего элемента-рынка), осуще­ствления демократии, научно обоснованного построения и рациональ­ной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма (государственных орга­нов и иных организаций, служащих), гражданского общества (общест­венных, религиозных организаций, средств массовой информации) и для всех граждан.

В советской юридической науке она понимается как «неуклонное исполнение законов и соответствующих им правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями».

Законность - это прежде всего наличие достаточного количества юридических норм высокого ка­чества, а затем их строгое соблюдение всеми субъектами права.

Большой юридический словарь  / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Юристъ, 2002.

 

 

 

Тема 13. Способы обеспечения законности в управлении

1. Охарактеризуйте контроль и надзор как способы обеспечения законности в управлении

 

Специальные юридические средства обеспечения законности - контроль и надзор.

В системах социального управления контроль - важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают инфор­мацию о фактическом положении дел, выполнении решений. Он исполь­зуется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирова­ния. В зависимости от его объема различают собственно контроль, в процессе которого проверяется законность и целесообразность дея­тельности, и надзор, который ограничивается только проверкой закон­ности.

Контроль за аппаратом управления можно разделить на внешний и внутренний, который проводится механизмами, встроенными в него. Первый осуществляется представительными органами, судами, проф­союзами и иными общественными формированиями. В самом аппарате созданы разные организационно-правовые формы контроля, среди ко­торых нужно различать реализацию соответствующих полномочий субъ­ектами линейной власти (органами общей компетенции в отношении подведомственных им органов, внутриведомственный контроль) и субъ­ектами функциональной власти (финансовый контроль, например).

В настоящее время сложились четыре вида надзора за исполни­тельно-распорядительной деятельностью: прокурорский, судебный, административный, в определенной мере на нее распространяется и кон­ституционный надзор.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

2. Охарактеризуйте роль общего надзора органов прокуратуры в обеспечении законности в управлении

 

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Эта отрасль традиционно называется общим надзором. Такое наименование она получила еще в период образования советской прокуратуры.

Сущность и значение общего надзора заключается главным образом в том, что надзор осуществляется за исполнением законов в сфере государственного управления, органами власти. Именно в этой области чаще всего допускаются нарушения, проявляется местничество. Общенадзорная деятельность прокуратуры по количеству и разнообразию поднадзорных объектов, важности задач является наиболее сложной и трудоемкой, что требует продуманной организации надзора, четко сформулированной методики его осуществления.

Общий надзор осуществляется в двух основных направлениях: 1) надзор за исполнением законов в деятельности органов управления и контроля, должностных лиц этих органов и 2) надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов, то есть соответствия их закону.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

3. Дайте понятие и укажите особенности административного надзора

 

Административный надзор - это система временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, уволенных из мест лишения свободы, которая осуществляется органами внутренних дел.

Осуществляется назначаемым правительством лицом (префектом, губернатором и т.д.). Осуществляющему административный надзор лицу принадлежит право аннулировать незаконные акты местного самоуправления, налагать запрет на какие-либо действия его органов либо давать им обязательные предписания.

Большой юридический словарь  / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Юристъ, 2002.

 

       

Тема 14. Административная ответственность

1. Охарактеризуйте законодательство РФ об административной ответственности

 

Бывшее законодательство Союза ССР и союзных республик предусматри­вало уголовную ответственность за ряд правонарушений, квалифицирующий признак которых - повторность совершения однородного административного проступка; для некоторых составов преступлений квалифицирующим признаком является только факт применения к лицам, повторно совершившим проступок, мер административного взы­скания за первое однородное правонарушение.

Новый Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации: характерная черта нового законодательного акта - его комплекс­ный характер. В нем органически сочетаются нормы, определяющие основные направления деятельности и обязанности государственных ор­ганов по предупреждению административных правонарушений, с норма­ми, формулирующими принципы установления ответственности за эти правонарушения, виды взысканий и порядок их применения.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

 

 

2. Опишите понятие административного правонарушения, укажите его основания, признаки и юридический состав

 

В России действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, противопожарные правила, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охраны окружающей среды и природных ресурсов, правила воинского учета, пограничного режима, чрезвычайного положения и др. Все они устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Нарушение таких правил считается правонарушением. Правонарушения делятся на преступления, являющиеся предметом уголовного права, и проступки (деликты) – административные, дисциплинарные и служебные.

Административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства, и оно противоправно.

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, однако под составом правонарушения в административном праве, как и в других отраслях права, понимается совокупность таких элементов, как объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответственность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему присущих ему признаков.

 

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Охарактеризуйте виды административных взысканий, налагаемых на физических лиц

 

Административное взыскание - реакция на совершение административного правонарушения. Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест. Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Существует также еще одна мера взыскания - это административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 321 КоАП). Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через Государственную границу за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - их контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

 

 

4. Охарактеризуйте административную ответственность юридических лиц

 

Юридические лица подлежат административной ответственности за  совершение  административных  правонарушений  в случаях, предусмотренных КоАП РФ законами  субъектов  Российской Федерации об административных правонарушениях.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу  к  административной  ответственности  за  совершение административного  правонарушения  привлекается  присоединившее юридическое лицо.

При  преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

Тема 16. Материальная ответственность

1. Охарактеризуйте основания и виды материальной ответственности в административном порядке

 

Субъектом материальной ответственности может быть лишь должностное лицо государственного органа, причинившее ущерб государству при исполнении служебных обязанностей.

В соответствии с Ф.З. от 12.07.99 «О материальной ответственности военнослужащих», военнослужащие – контрактники могут быть привлечены к ограниченной материальной ответственности за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении служебных обязанностей: в размере причиненного ущерба, но не более 1 – ого оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

Административные взыскания:

1.                Предупреждение (ст. 26)

2.                Штраф

3.                Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.

4.                Конфискация предмета,  явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.

5.                Лишение специального права, предоставленного данному гражданину.

6.                Исправительные работы

7.                Административный арест

8.                Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

 

 

Тема 17. Сущность административного процесса

1. Охарактеризуйте и раскройте принципы административно-процессуальной деятельности

 

Одним из важнейших элементов административно-процессуальной формы наряду с процессуальными производствами и процессуальными стадиями выступает процессуальный режим.

Принципы административно-процессуальной деятельности – это исходные, основополагающие идеи, в соответствии с которыми она осуществляется. При этом следует иметь в виду, что принципы административного процесса опираются на конституционные принципы государственного управления, однако при этом отражают специфику административно-процессуальной сферы.

Можно выделить следующие принципы административного процесса:

1) принцип законности;

2) принцип правового равенства;

3) принцип охраны интересов государства и личности;

4) принцип публичности (официальности) процесса;

5) принцип объективной истины;

6) принцип гласности процесса;

7) принцип осуществления процесса на государственном языке и обеспечения права пользования родным языком;

8) принцип быстроты и экономичности процесса;

9) принцип самостоятельности в принятии решений.

10) принцип неукоснительной реализации правовых презумпций невиновности и правомерности действий граждан.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Охарактеризуйте виды (формы) административно-процессуальной деятельности

 

Деятельность органов внутренних дел по непосредственному обеспечению порядка и безопасности при проведении массового мероприятия условно подразделяется на три основных этапа: подготовительный, исполнительный и заключительный.

На подготовительном этапе организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы, проводится окончательное обследование территории и объектов совместно с организаторами и соответствующей администрацией и устраняются выявленные недостатки; проводится служебный инструктаж нарядов и должностных лиц, уточняются их задачи и обязанности при проведении мероприятия, осуществляются тренировки и репетиции действий нарядов в экстремальных условиях на закрепленных за ними участках, организуется надежное взаимодействие всех заинтересованных служб и организаций.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

 

 

 

Тема 18. Производство по делам об административных правонарушениях

1. Обоснуйте задачи и структуру производства, опишите его правовую регламентацию

 

Задачи производства по делам об административных правонарушениях заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела; разрешении его в полном соответствии с законом; обеспечении исполнения вынесенного по делу постановления; выявлении всех причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждении правонарушений, воспитании граждан в духе соблюдения законов и укрепления правопорядка (ст.225). Налицо сочетание превентивных и карательных (показательных) целей, что полностью соответствует духу законодательства о борьбе с правонарушениями такого рода.

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий: возбуждение дела об административном правонарушении; рассмотрение дела и вынесения решения по делу; исполнение постановления о наложении административного взыскания. В тех случаях, когда лицо, которое привлекается к административной ответственности (или потерпевший), не согласен с вынесенным в отношении него постановлением, может возникнуть стадия обжалования постановления по делу. Постановление по делу может опротестовать и прокурор.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

 

2. Дайте характеристику органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях

 

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:

Суды

Комиссии по делам о несовершеннолетних

Органы Внутренних Дел

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы

Налоговые органы

Органы налоговой полиции

Органы, ответственные за исполнение бюджета

Таможенные органы

Органы экспортного контроля

Военные комиссары

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда

Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор

Органы рыбоохраны

Органы государственного энергетического надзора

Органы стандартизации, метрологии и сертификации

Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

 

3. Раскройте процедуру рассмотрения дела и укажите сроки

Рассмотрение административных дел предусматривает разрешение административных споров по нормам гражданского процесса с вкраплением некоторых специфических правил, отражающих административно-правовые особенности рассматриваемых споров.     

По Закону о процедуре рассмотрения административных дел круг лиц, обладающих правом подачи иска об отмене меры, предпринятой административным органом, не ограничивается только теми, чьим правам был нанесен непосредственный ущерб. Он включает и лиц, получающих законную выгоду в результате отмены меры. Это вызвано тем, что современное государственное управление затрагивает интересы многих людей. Судебная практика идет в направлении расширения категории лиц, получающих законную выгоду. Например, некоторые местные суды, рассматривая иски о разрешении административными органами повышения платы за проезд в автобусе, признают в качестве истцов лиц, проживающих вдоль автобусного маршрута.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

Тема 19.  Иные виды административного производства

1. Проанализируйте порядок производства по жалобам и заявлениям

 

Работа с жалобами граждан – особый вид административной деятельности, в процессе  которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам. В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации).

Третья стадия – принятие решения по жалобе.

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого решения.

Прежде всего, необходимо выслать ответ на письменную жалобу, а на  устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

Раздел 2. Административно-правовая организация управления

Тема 20.  Сущность административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами

1. Дайте общую характеристику государственному управлению в современных условиях

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности. Следовательно, форма есть объективированное выражение сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление. Так как посредством форм практически реализуются задачи и функции управления, то от использования тех или иных форм в значительной мере зависит успех управленческой деятельности. Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Многообразие задач и функций государственного управления обусловливает существование различных форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законами и иными правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При этом для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены правовыми нормами. Несоблюдение обязательной формы влечет недействительность или оспоримость действий органа или должностного лица.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

Тема 21. Управление промышленностью, агропромышленным комплексом, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления промышленностью

 

Экономическая функция права характеризует место, роль и назначение права в формировании и регулировании экономических отношений. Право все­гда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства. На основе правовых норм в экономических отношениях возникли урегули­рованные правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остается договор, в котором стороны имеют права и обязанности и в кото­ром они определяют условия наступления тех или иных последствий.

Современное регулирование экономических отношений вызывает по­требность в особом юридическом механизме, оптимально сочетающем публич­но-правовой и частноправовой аспекты, базирующиеся на специальном право­вом режиме, который обеспечивает гарантии прав и законных интересов субъ­ектов права.

Пределы правового регулирования общественных отношений в эконо­мической сфере определяются необходимостью учета объективных экономиче­ских закономерностей и возможностей оптимального правового воздействия на экономическую среду, обеспечивающего поступательное развитие российской рыночной экономики. При этом не могут и не должны игнорироваться общече­ловеческие, государственные, частнокорпоративные и индивидуальные интере­сы субъектов экономических правоотношений.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

2.         Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления агропромышленным комплексом

 

Специалисты, анализирующие глубокий кризис отечественного агропрома, называют в качестве одной из его главных причин потерю управляемости. Произошло это вследствие быстрого демонтажа административно-командной системы, за которым не последовало продуманных мероприятий, направленных на поддержание управляемости агропромышленного комплекса как единого объекта. Системное единство управления было утрачено в результате акционирования большинства предприятий и даже целых отраслей. А эффективные координирующие структуры, необходимые для налаживания тесных хозяйственных связей и согласования интересов, сами собой так и не сформировались в недрах стихийного рынка. В череде бессистемных управленческих реорганизаций просматривалось лишь стремление устранить некоторые последствия непродуманных действий. Так, бесплодными оказались попытки присоединения к Министерству сельского хозяйства и продовольствия (ныне Министерство сельского хозяйства РФ) Комитета по рыболовству, а также создания Министерства по земельной реформе, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, окончившиеся лишь новыми организационными перетрясками.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

3. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством

 

Государственное управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляется в рамках единой отраслевой системы с учетом общегосударственных интересов, интересов регионов и местного самоуправления, что связано с разграничением государственной собственности (на общегосударственную и местную) и закреплением за органами местного самоуправления объектов строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. В деятельности по управлению рассматриваемыми сферами в нынешних условиях хозяйствования соответствующие органы реализуют свои функции преимущественно путем координационных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий. Следует учитывать также, что в управлении строительством и жилищно-коммунальным хозяйством переплетаются интересы не только органов, непосредственно решающих эти вопросы, но и других, поскольку все органы государственного управления, органы местного самоуправления, хозяйственные и другие субъекты ведут строительные работы, а жилищно-коммунальное хозяйство в большинстве своем передано в подчинение местным звеньям исполнительной системы и системы самоуправления.

Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством охватывает две важнейшие составные части экономики России: строительство и жилищную сферу.

Строительство является отраслью материального производства, которая обеспечивает создание и реконструкцию объектов производственного, коммунально-бытового, социально-культурного и жилищного назначения.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

Тема 22. Управление коммуникациями и торговлей

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления коммуникациями

 

В широком плане под управлением коммуникациями понимают управление транспортом, связью, сетями и системами топливного, энергетического и водного снабжения, т. е. управление всеми областями хозяйства, которые обслуживают сферы производства (промышленность, агропромышленный комплекс и др.) и жизнедеятельности людей, но не создают материальных ценностей.

Термин «коммуникации» означает пути сообщения, совокупность всех видов путей сообщения, которые подготовлены и устроены таким образом чтобы обеспечивать процесс перемещения людей и грузов различного назначения, и является составной частью каждого вида транспорта. Регулирование деятельности транспорта и связи относится к различным отраслям права: административного, гражданского, финансового и др.

Управление транспортом и связью регулируется законами, кодексами, уставами, положениями об отдельных видах транспорта и связи.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

2. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления торговлей

 

С целью реализации Основных направлений экономической политики России уполномоченным органам предложено осуществлять управление соответствующим государственным имуществом, создать в установленном порядке предприятия розничной торговли и общественного питания (юридические лица) на базе магазинов, кафе, столовых и других структурных подразделений государственных предприятий и организаций этой сферы. Вновь образованным предприятиям торговли и общественного питания передаются основные фонды и другое имущество структурных подразделений государственных предприятий и организаций, на базе которых они создаются. Эти предприятия также имеют право на получение части остатков фондов производственного и социального развития государственных предприятий и организаций, в которых они выделяются.

Основными задачами управлений являются: реализация государственной политики, направленной на развитие розничной и оптовой торговли, а также торгово-производственой сферы (общественное питание) и бытового обслуживания населения на основе использования рыночных механизмов хозяйствования, осуществления технической политики в сфере торговой деятельности и бытового обслуживания населения; содействие формированию и товарному насыщению потребительского рынка, производству товаров, расширению их ассортимента и улучшению качества с учетом запросов населения, а также удовлетворению потребностей населения в бытовых услугах; введение утвержденных в установленном порядке правил торговли и бытового обслуживания населения, обеспечение контроля за соблюдением правил торговли и т. п.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

Тема 23. Управление внешнеэкономической деятельностью, финансами и кредитом

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления финансами и кредитом

 

Под финансами понимают совокупность отношений, регулирующих образование и использование денежных средств, необходимых для выполнения функций государства. Основу финансов составляют формирование и движение денежных доходов государства, связанных с этим денежных средств юридических и физических лиц.

Финансы характеризуются несколькими признаками: 1) имеют преимущественно денежный характер; 2) выступают как определенный механизм распределения внутреннего валового продукта; 3) связаны с формированием денежных средств и накоплений.

Финансы разделяются на централизованные и децентрализованные.

Содержанием деятельности государства по управлению финансами выступают мобилизация, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, контроль за их движением. Особенностью правовой организации финансовой деятельности является то, что она присуща всем без исключения государственным органам. Финансовая деятельность государства имеет межотраслевое значение.

Методы финансовой деятельности государства принято делить на соответствующие группы: а) методы мобилизации (формирования) фондов денежных средств; б) методы распределения денежных фондов; в) методы использования денежных фондов.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

Тема 24. Управление охраной окружающей среды

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления охраной окружающей среды

 

В настоящее время в России многие организации и предприятия заинтересованы в том, чтобы добиться экологической эффективности, контролируют воздействие своей деятельности, продукции и услуг на окружающую среду (ОС). Все это делается в условиях все большего ужесточения законодательства, направленных на охрану ОС, а так же в условиях общего роста озабоченности заинтересованных сторон вопросами охраны ОС, включая устойчивое развитие. Задача состоит в том, чтобы такую работу по охране ОС проводили не отдельные предприятия и организации, а решались эти вопросы на государственном уровне и были задействованы все организации и предприятия, оказывающие влияние на ОС. Такая работа по нашему мнению должна проводиться в рамках структурированной системы административного управления на всех уровнях (государственном, отраслевом, субъектов РФ).

Система государственного управления охраной окружающей среды направлена на:

- реализацию и совершенствование государственной политики в области охраны окружающей среды;

- создание безопасной производственной среды в организациях;

- обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны окружающей среды: работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

Тема 25. Управление образованием, наукой и культурой

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления образованием

 

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в сфере образования в государстве, является Закон «Об образовании». Он закрепляет доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, различных форм обучения. Им же регулируются вопросы предоставления государственных стипендий и льгот ученикам и студентам; социальной защиты воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов и других лиц независимо от форм их обучения и типов заведений, в которых они обучаются; способы содействия получению образования в домашних условиях и т. п. По закону граждане имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе, а гражданам, которые относятся к национальных меньшинствам, государство гарантирует право обучения на родном языке или изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях либо через национальные культурные общества.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

2. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления наукой

 

Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющего источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно- технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.

Государственное управление и регулирование научной деятельностью осуществляются согласно принципам органичного единства научно-технического, экономического, социального и духовного развития общества, объединения централизации и децентрализации управления научной деятельностью; соблюдения требований экологической безопасности; признания свободы творческой, научной и научно-технической деятельности; сбалансированного развития фундаментальных и прикладных исследований; использования достижений мировой науки, возможностей международного научного сотрудничества; свободы распространения научной и научно-технической информации; открытости для международного научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции российской науки в мировую в сочетании с защитой интересов национальной безопасности.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

3. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления культурой

 

Культура как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя широкий круг государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры. К этой отрасли относятся: театральное, музыкальное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное, эстрадное и цирковое искусство; концертные организации, музеи, библиотеки, дома культуры и др.; кинематография, телевидение и радиовещание; издательское дело, полиграфия и книготорговля.

Управление культурой заключается в: организации создания, распространения и популяризации произведений литературы и искусства; обеспечении распространения информации и пропаганды достижений культуры; сохранении и использовании культурных ценностей; охране произведений искусства и памятников культуры, повышении культурного уровня населения РФ; руководстве предприятиями, организациями, учреждениями и заведениями культуры.

Литовский П.П. Административное право и процесс.

 

Тема 26. Управление здравоохранением и социальной защитой населения

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления здравоохранением

 

Под здравоохранением понимается совокупность государственных и общественных мероприятий чисто медицинского характера: предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечение и отдых в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: повышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды и т.п. меры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государственные и муниципальные учреждения оказывают медицинские услуги населению по специальному разрешению (лицензии) соответствующего органа управления здравоохранением.

Другое новое направление в области здравоохранения – оказание медицинской помощи на основании медицинского страхования граждан.

Для организации управления здравоохранением характерно отсутствие единой системы органов управления. Управление в этой области осуществляют Министерство здравоохранения.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

 

2. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан

 

Социальное обеспечение и защита граждан России - одно из основных направлений деятельности государства. Государство берет на себя обязанность материально поддерживать своих граждан, создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки кадров в зависимости от общественных потребностей. Использование принудительного труда запрещается. Гражданам гарантируются защита от незаконного увольнения с работы, право на своевременное получение вознаграждения.

Граждане РФ имеют право на социальную защиту, которая включает право на их обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, по не зависящим от них обстоятельствам, а также в старости, других случаях, предусмотренных законодательством. Это право гарантируется страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения, созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для социальных выплат и пособий.

Для осуществления управления финансами пенсионного обеспечения создан Пенсионный фонд, который является центральным органом исполнительной власти.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Тема 27. Управление обороной, внутренними делами и безопасностью

1. Раскройте организационно-правовые формы управления обороной

 

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная зашита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 10 января 2000 г.) 1. В ней, в частности, подчеркнуто, что важнейшая задача Вооруженных Сил – обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществление союзнических обязательств. Для выполнения этой задачи Россия располагает необходимым потенциалом ядерных сил.

Правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государстве иной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и формирований РФ; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности страны; руководит гражданской обороной, выполняет ряд других полномочий.

 

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления безопасностью

 

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей и государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Основными направлениями деятельности государства и общества в этой сфере являются:

·        объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;

·        определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;

·        организация работы законодательных (представительных) ц исполнительных органов Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

·        поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Раскройте организационно-правовые формы управления безопасностью

 

Управление внутренними делами заключается в осуществлении системы мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрану собственности и борьбу с преступностью.

Понятие обеспечения общественной безопасности тесно связано с понятием обеспечения общественного порядка, так как цели при этом преследуются одни и те же. Однако обеспечение общественной безопасности связано прежде всего с предупреждением и устранением угрозы здоровью, жизни и имуществу граждан, имуществу государственных и негосударственных организаций. Такая угроза существует при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность, или в связи со стихийными бедствиями, другими чрезвычайными обстоятельствами.

Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

Тема 28. Управление юстицией и иностранными делами

1. Охарактеризуйте организационно-правовые формы управления юстицией

 

Органы и учреждения юстиции, осуществляя свою исполнительно-распорядительную деятельность, решают ответственные задачи по обеспечению законности и правопорядка в стране, повышению эффективности правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, защите доступными им средствами конституционных прав и свобод граждан, прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, по реализации конституционного принципа построения в России правового государства.

Суды всех юрисдикции объединены в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, что соответствует принципу независимости судебной власти. Этот департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент, а также его управления (отделы) в субъектах Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Раскройте организационно-правовые формы управления иностранными делами

 

Внешнеполитическая деятельность соответствующих государственных органов представляет собой комплекс мер политического, дипломатического и иного характера, имеющих своей целью обеспечить защиту общегосударственных интересов, создать наиболее благоприятные условия для решения кардинальных внутренних задач. В первую очередь это: сохранение территориальной целостности России, обеспечение национальной безопасности, демократизация общества, проведение реформ, выход на мировые рынки без всякой дискриминации, вхождение в международные организации, участие в которых стимулирует нашу экономику.

Согласно п. «к» ст. 71 Конституции, внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры, вопросы войны и мира относятся к ведению Российской Федерации.

Осуществление важнейших функций в области внешнеполитической деятельности возложено на высшие органы государственной власти страны.

Статья 106 Конституции устанавливает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам: ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

Заключение

Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.

Список литературы

1.     Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Издательство НОРМА, 2003.

2.     Большой юридический словарь  / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Юристъ, 2002.

3.     Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

4.     Коренев А.П. Административное право: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5.     Литовский П.П. Административное право и процесс. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6.     Овсянко Д.М. Административное право. М.: ИНФРА-М, 2004.

7.     Черемных Г. Общественные объединения: регулирование. М.: Издательство «Приор», 2003.