Содержание

Введение. 3

1. Основные концепции лидерства. 4

2. Власть и авторитет лидера. 7

3. Механизм власти лидера. 11

Заключение. 16

Список литературы.. 18

Введение

Феномен лидерства в современных рыночных отношениях приобретает особую актуальность. В любой организации складываются и формальные, и неформальные отношения, правомерно говорить и о двух типах лидеров: формальном и неформальном. Формальный лидер в литературе и в реальной практике называется  руководителем. Он назначается извне вышестоящим руководством и получает соответствующие властные полномочия, в том числе на применение санкций.

В системе неформальных отношений рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Он выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности равных или близких по статусу. Лидер как бы «один из нас». И как бы кто-либо ни стремился стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера. Руководитель же часто назначается на свою должность независимо от того, считают его подчиненные достойным этой роли или нет. Следовательно,  феномен руководства есть  социальный феномен, а  феномен лидерства — психологический.

Однако между этими феноменами много общего, а именно: оба они являются средством координации, упорядочения отношений внутри организации, средством управления ими; оба реализуют процессы социального влияния в коллективе; обоим присуща известная субординация отношений. Это сходство функций часто приводит к тому, что лидерство способно переходить в руководство, а руководитель — становиться лидером (формальным и неформальным), что значительно повышает эффективность руководства в целом.

Целью работы является изучение лидерства как социально-психологического феномена.

В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть основные концепции лидерства; рассмотреть сущность понятий «власть лидера»; «авторитет лидера»; рассмотреть механизм власти лидера.

1. Основные концепции лидерства

Лидерство - одно из проявлений власти. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных и нефор­мальных организациях самых разных уровней и масштаба.

Понятие лидерства и различные его концепции возникли впервые в западной социальной психологии на базе эмпирических исследова­ний малых групп.

Лидерство - это естественный социально-психологический про­цесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы. Лидер - это элемент упорядочения системы. Это личность, спо­собная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Это личность, за которой другие готовы признать, и признают качества превосходства, то есть качеств, которые внушают им веру в него и побуждают их признать его влияние на себя.

Проанализировав различные подходы, американский психолог Р. Стогдилл выявил, что чаще всего лидерство рассматривается либо как фокус групповых интересов, либо как искусство добиваться сог­ласия, либо как ролевая дифференциация в позициях власти.

Наибольшее распространение получили следующие теории: личностных черт; ситуативные теории лидерства; ситуативно-личностные теории; теории ожидания-взаимодействия; гуманистического направления теория; мотивационная теория; атрибутивная теория.

Рассмотрим особенности каждой из этих теорий.

Направление в исследование лидерства с позиции теории черт возникло под влиянием английского психологи и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Основной идеей такого подхода было убеждение в том, что если лидер обладает качествами, передающимися по нас­ледству и отличающими его от других, то эти качества можно выде­лить.

Ситуативный подход в теориях лидерства основан на положении, что не существует никакого опти­мального стиля руководства. Успешное поведение определяется не одним фактором, а ситуацией в целом. Ситуационное лидерство - это приспособление руководителем своего стиля руководства соответственно к уровню развития работ­ников при постановке каждой задачи.

В рамках ситуационного подхода существует два основных направления исследований. Первое изучает лидерское поведение как величину, зависимую от ситуации. Здесь отыскивается ответ на вопрос: как, каким обра­зом ситуация влияет на лидерское поведение? Второе направление акцентирует свое внимание на собственно ситуациях и здесь отыскивается ответ на другой вопрос - как, ка­ким образом лидер может повлиять на изменение ситуации?

Согласно ситуативным теориям появление лидера рассматривает­ся как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятель­ств. Это означает, что в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку имен­но это качество и оказывается необходимым в этой ситуации, чело­век, обладающий им, становится лидером. Интересно, что ситуаци­онная теория лидерства подчеркивает относительность черт, прису­щих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать и качественно разных личностных черт тех или иных индивидов, которые и становятся лидерами.

Считалось, что эффективность лидерского поведения зависит от того, как: руководитель понимает требования ситуации; велико давление ситуации; тщательно распознаны возможности изменения ситуации.

С другой точки зрения, результаты ситуационного лидерства определяются взаимодействием следующих трех факторов: количеством указаний, которые лидер дает своим работникам; уровнем поддержки, которую лидер предоставляет своим ра­ботникам; способностью работников выполнять задания и достигать цели.

Эта концепция не показалась исследователям достаточно убедительной. Даже была попытка усмотреть в ней личность лидера как марионетки. Преодолеть это ограничение решил американский ученый Э. Хартли, который предложил модификацию ситуативной теории ли­дерства. Он сформулировал ряд заслуживающих внимание предположе­ний, в частности: если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать и в другой; в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситу­ации рассматриваются группой как "лидеры вообще"; став лидером в одной ситуации, индивид приобретает автори­тет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуа­ции; лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса.

Несмотря на то, что концепция лидерства Э. Хартли была более гибкой по сравнению с предшествующими, ей все же не удалось при­обрести четкости и строгости в качестве научной теории лидерства.

Теория гуманистического направления утвержда­ет, что человеческое существо по природе своей - сложный мотиви­рованный организм, а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индиви­ду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осущест­вление целей и потребностей организации. Идею разрабатывали аме­риканские психологи Р. Блейк, Дж. Макгрегор и др.

Представители мотивационной концепции  - С. Митчел, С. Эванс и др. В концепции утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворе­ние, испытываемое в процессе работы.

Идея предполагает определенную структуру лидерского процес­са, определяет типы лидерского поведения: поддерживающее лидерство; директивное лидерство; лидерство, ориентированное на успех и др.

Мотивационная концепция считает необходимым учитывать при исследовании фе­номена лидерства: установки и поведение последователей; удовлетворение или неудовлетворение работой; одобрение или неодобрение лидера; мотивацию поведения; ситуативные факторы: индивидуальные черты последователей и фактор окружающей среды (задачи, система власти в группе).

Атрибутивная теория рассматривает лидера как своего рода марионетку, который получает прямые указания и власть от своих последователей. Последние приводят лидера в движение как куколь­ник - куклу.

Существует множество других подходов и точек зрения, разра­ботанных на уровне общей схемы, без тщательного операционального анализа. Исследования в этой области интенсивно продолжаются.

2. Власть и авторитет лидера

Власть - одно из фундаментальных начал общества, всех его структурных уровней. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, организациях и учреждениях, во всем государстве и международных коалициях. Существует множество определений власти, что свидетельствует о многоаспектности этого явления.

Можно выделить ряд важнейших направлений в трактовке власти:  телеологическое; конфронтационное; бихевиористское; психоаналитическое; психологическое; системное; коммуникационное; структурно-функционалистское; реляционистское.

Власть с точки зрения цели (телеологическое направление) рассматривает­ся как устойчивая способность достигать поставленные цели, полу­чать намеченные результаты.

В конфронтационном направлении власть рассматривается как столкновение, конфронтация воль и доминирование определенной воли вопреки сопротивлению других.

С бихевиористской точки зрения власть трактуется как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Этот под­ход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодейс­твию реальных личностей, обращая внимание на субъективную мотива­цию власти.

В психологическом направлении стремление к власти и особенно обладание ею выполняет функцию субъективной компенсации физической или духов­ной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней одних и готовности к подчинению других.

В психоаналитическом направлении стремление к власти как проявление, суб­лимация подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера или психическую энергию вообще.

В системном направлении власть трактуется как производное не от индивиду­альных отношений, а от социальной системы.

В коммуникационном направлении власть рассматривается как средство соци­ального общения (коммуникации), позволяющее регулировать конфлик­ты и обеспечивать интеграцию общества. Власть есть специфический вид коммуникации, то есть взаимодействия, связанного с передачей информации.

В структурно-функционалистском - власть трактуется как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций уп­равления и исполнения. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее дифференцировать управленческие и исполнитель­ские функции.

В реляционистском власть понимается как отношение ("relation" - отношение) между двумя партнерами индивидуальными или коллек­тивными, двумя агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго.

Любая власть обладает рядом общих свойств. К таким свойствам относятся: социальный характер; асимметричность; целевая детерминация; влияние ресурсов власти; вера исполнителей в способность носителя власти оказывать на них влияние; возможность сопротивления и даже неподчинения; причинный характер власти; ограниченность властной детерминации поведения.

Социальный характер - означает, что власть не является пер­сональным, личным свойством или атрибутом какого-нибудь лица, а существует лишь в отношениях между людьми. Власть выступает как социальное отношение.

Асимметричность заключается в том, что власть представляет собой отношение и взаи­модействие различных людей и потому неравномерна, асимметрична с точки зрения влияния: она направлена от носителя власти к подчи­ненному.

Целевая детерминация подразумевает, что власть строится на основе определенных целей.

Власть своими ресурсами (вознаграж­дениями и санкциями) влияет на поведение подчиненных.

Вера исполнителей в способность носителя власти оказывать на них влияние. Такая вера - один из источников устойчивого подчинения.

Власть никог­да не бывает абсолютной, поскольку человек обладает свободой вы­бора.

Причинный характер власти означает, что власть одного человека выступает причиной поведения другого, которое является следствием властного воздействия первого.

Ограниченность властной детерминации поведения означает, что власть не может охватывать своим контролем всех причин поведения подчинен­ных. Она не распространяется на их личную жизнь и, отчасти, сво­боду.

Власть как отношение между людьми имеет определенную струк­туру. Основными компонентами структуры власти являются: субъект; объект; средства (ресурсы); основания власти; механизм; сфера (радиус) распространения; величина (сила) власти; временная продолжительность; затраты, связанные с обеспечением функционирования власти; способы и процедуры власти; противодействующие влияния и поведенческие альтернативы. Субъект - фактор,  лицо, воплощает активное, направляющее начало власти. Наделен правами, полномочиями, ресурсами, привилеги­ями.

Объект - исполнитель указаний лидера, наделенного властью, подчиненный, наделен обязанностью или необходимостью повиноваться распоряжениям лидера. Власть без подчинения невозможна: нет под­чинения, нет и власти.

Средства (ресурсы) - те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Власть и есть способность и возможность превращать свои ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязи субъекта и объекта власти.

Ресурсы власти разнообразны, как разнообразны средства удов­летворения различных потребностей и интересов людей.  Ресурсы де­лятся на:  утилитарные (материальные); принудительные (санкции); нормативно-правовые (кодексы, уставы, инструкции, нормы, предписания, правила); информационные (знания и информация). Основания власти - ее ресурсы.

Сфера (радиус) распространения - территория, на которой функционирует данная власть, а также количество людей-объектов власти.

Величина (сила) власти - функция трех переменных: количества причин, их направленности (позитивная, нейтральная, негативная), силы действия каждой причины.

Временная продолжительность - время, в течение которого может функционировать данная власть.

Затраты, связанные с обеспечением функционирования власти - материальные и иные ресурсы, необходимые для отправления власти.

Способы и процедуры власти - приказы, распоряжения, указа­ния, инструктирование, консультирование, подкрепление, делегиро­вание полномочий.

Противодействующие влияния и поведенческие альтернативы - некая реальность как возможность неисполнения распоряжений со стороны объектов власти.

Власть лидера напрямую связана с его авторитетом. Авторитет лидера формируется на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях лидера.

Авторитет - влияние или влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, социальном статусе. В рамках социаль­ной психологии соотносится с представлением о власти.

Авторитет - это признание за индивидом права на принятие ре­шения в условиях совместной деятельности. В этом значение понятие "авторитет" может не совпадать с понятием "власть". Авторитетом в таком случае может пользоваться индивид, не наделенный соответс­твующими полномочиями, но обладающий высокой степенью референт­ности для окружающих. Авторитет такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в глазах других и значимостью его де­ятельности.

Авторитет представляет собой высокоценимые качества, которы­ми подчиненные наделяют лидера и которые детерминируют их повино­вение без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на сог­ласии и означает уважение к лидирующей личности, доверие к ней.

Авторитет может быть истинным, когда лидер действительно об­ладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные и лож­ным, сформированным на заблуждениях относительно личности лидера.

В зависимости от лежащих в основе авторитета качеств, он мо­жет быть: научным (качество учености); деловым (компетентность, опыт); моральным (нравственные качества); религиозным (святость); статусным (должностным).

3. Механизм власти лидера

Власть лидера условно делится на два вида: позиционную; персонифицированную.

Позиционная власть основывается на деловом авторитете, конт­роле за различными ресурсами, используемыми для вознаграждения и санкций, за информацией и условиями труда.

Персонифицированная власть базируется на компетентности, дружбе, лояльности, харизме лидера.

В современной социально-психологической литературе представ­лены следующие виды власти лидера: вознаграждение; санкции; деловой авторитет лидера; информация; убеждение; легитимизация; идентификация; привычка к подчинению; организационная экология.

Вознаграждение может выступать в различных формах в каждом из двух видов: материальное и моральное. Вознаграждение выступает ведущим основанием власти лидера, поскольку оно связано с главной целью индивида - получением средств для удовлетворения его важ­нейших потребностей и служит основным мотивом подчинения последо­вателей. Личная заинтересованность побуждает последователей к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение санкций. Заинтересованность способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения - повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации. Власть через вознаграждение обладает максимальной эффективностью особенно в тех случаях, когда награда воспринимается как заслуженная и спра­ведливая.

Власть через наказание основана на страхе перед санкциями. Наказание обычно действует как потенциальная угроза или возможность его применения. Сила власти, базирующейся на страхе, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропор­циональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Работа, мотивированная возможным наказанием, обеспечи­вает только минимальную эффективность труда и результаты, доста­точные лишь для того, чтобы избежать санкций.

Наказание эффективно только тогда, когда оно воспринимается как справедливое и опирается на авторитет общепринятых норм и ценностей. В практике лидерства эффективно использование наказа­ние в комплексе с вознаграждением, показывая противоположность последствий желательного и нежелательного поведения.

Власть, основанная на деловом ав­торитете - экспертная власть. Она означает, что лидер, по мнению его последователей, обладает компетентностью, знаниями, опытом, умением, необходимыми для решения определенных задач в условиях отсутствия таких способностей у других членов группы. Экспертная власть предполагает превосходство не только в знаниях и информа­ции, но и в навыках, и в умении использовать их.

По оценке социальных психологов, использование экспертной власти - один из ведущих факторов эффективного лидерства.

Нередко экспертную власть отождествляют с властью информационной, то есть властью через информацию. Власть через информацию основана на контроле за знаниями, информацией и средствами их распространения. Эти два вида власти, конечно, свя­заны, особенно на личностном уровне, поскольку обладатель экс­пертной власти отличается большей информированностью, необходимой для решения определенных задач. Информационная власть, однако, может иметь не только личный, но и позиционный характер, то есть, может быть связана как с индивидуальным обладанием определенными сведениями, так и с контролем над средствами их получения и пере­дачи, над информационным потоком в целом в силу занимаемых лиде­ром позиций. В случае информационной власти основанием подчинения служит не только деловой авторитет, но и убеждения и ценностные ориентации последователей, формирующиеся на основе получаемой ими информации, а также их собственные решения, детерминированные объемом и характером имеющихся у них знаний. информационная власть способна служить не только распространению объективных сведений, но и манипулированию, то есть управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, путем использования специальных приемов обмана.

Власть через легитимизацию основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной органи­зации, а также права лидера приказывать и обязанности нижестоящих - подчиняться. Легитимность власти как таковая переносится на ее представителей. Власть через легитимизацию не всегда жестко зак­репляется институционально.

Власть через убеждение частично совпадает с властью через легитимизацию и властью информационной. Однако в целом эта разновидность власти имеет более широкие основания. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием дос­таточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориента­ций и установок и т.п. Убежденность в необходимости подчиняться лидеру не обязательно вытекает из легитимности последнего. Она может быть результатом убеждающего воздействия или осознания об­щественной пользы или иных мотивов. Власть через убеждение чаще используется в экстремальных ситуациях, когда от последователей требуется большее напряжение сил, нередко выходящее за рамки обычных норм.

Власть через идентификацию последователей с лидером нередко вырастает из власти, основанной на интересах, убежденности и авторитете. Идентификация - это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти. Она проявляется в формировании у них чувства единства, в стремлении последователей понравиться лидеру, брать с него пример, копировать поведение. В этом случае достигается максимальная сила власти. Лидер восприни­мается последователями как их представитель и защитник, а его распоряжения - как общее, важное для всех дело.

На власть через привычку опираются многие другие виды власти. Привычка к подчинению имеет глубочай­шие корни еще в традиционных обществах, где вождь уподоблялся главе семейства, а подчиненные повиновались ему как его дети. Больше всего власть через привычку проявляется в стабильных, име­ющих длительную историю, группах с большим стажем лидерства одно­го и того же лица. Привычка является надежным фактором стабиль­ности власти до тех пор, пока эта власть не приходит в противоре­чие с новыми требованиями.

Экологическая власть - власть че­рез изменение рабочей среды. Основанием этой власти служат инте­ресы людей. Ее суть состоит в сознательном формировании лидером условий совместной деятельности таким образом, чтобы исключить нежелательные формы поведения последователей, а также влиять на них в целом. Экологическая власть проявляется в форме контроля над рабочей ситуаций и влияния, благодаря этому, на сознание и поведение последователей. Этой власти присущ косвенный, опосредо­ванный условиями совместной деятельности, характер воздействия.

Власть через изменение рабочей среды отличается от власти через вознаграждение или власть через санкции тем, что первая но­сит так называемый превентивный, не ожидаемый последователями ха­рактер.

Механизм власти - взаимодействие агентов власти в рамках специального институционального процесса, стабилизирующего и ре­гулирующего функционирование власти.

Механизм власти включает в себя: организационные структуры власти; нормативно-правовую базу (кодексы, уставы, инструкции, нормы, предписания, правила).

Заключение

Таким образом, в работе решены следующие задачи: рассмотрены основные концепции лидерства; рассмотрена сущность понятий «власть лидера»; «авторитет лидера»; рассмотрен механизм власти лидера.

Многие исследователи изучали лидерство как соци­ально-психологический феномен с разных точек зрения, выделяя тот или иной его аспект. Наибольшее распространение получили следующие концепции лидерства: личностных черт; ситуативные теории лидерства; ситуативно-личностные теории; теории ожидания-взаимодействия; гуманистического направления теория; мотивационная теория; атрибутивная теория.

Основной идеей теории личностных черт было убеждение в том, что если лидер обладает качествами, передающимися по нас­ледству и отличающими его от других, то эти качества можно выде­лить.

Ситуативный подход в теориях лидерства основан на положении, что не существует никакого опти­мального стиля руководства.

Э. Хартли предложил модификацию ситуативной теории ли­дерства. Он сформулировал ряд заслуживающих внимание предположе­ний, в частности: если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать и в другой; в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситу­ации рассматриваются группой как "лидеры вообще"; став лидером в одной ситуации, индивид приобретает автори­тет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуа­ции; лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса.

Теория гуманистического направления утвержда­ет, что человеческое существо по природе своей - сложный мотиви­рованный организм, а организация в принципе всегда управляема.

В мотивационной концепции утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворе­ние, испытываемое в процессе работы.

Атрибутивная теория рассматривает лидера как своего рода марионетку, который получает прямые указания и власть от своих последователей.

Власть лидера напрямую связана с его авторитетом. Авторитет лидера формируется на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях лидера.

Авторитет - влияние или влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, социальном статусе. В рамках социаль­ной психологии соотносится с представлением о власти.

Механизм власти включает в себя: организационные структуры власти; нормативно-правовую базу (кодексы, уставы, инструкции, нормы, предписания, правила).

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Гардарики, 1999. – 345 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Кожова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 2001. – 367 с.

3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1998.

4.  Майерс Д. Социальная психология. /Пер. с англ. – СПб., 1999.

5. Мокшанцев Р.И. , Мокшанцева А.В. Социальная психология. – М., 2001.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. – СПб., 2004.

7. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-н/Д, 2001.

8. Теоретические и методологические проблемы социальной психоло-гии. – М., 1997.

9. Шибутани Т. Социальная психология. /Пер. с англ. – Ростов-н/Д, 1998.