Содержание:

Задание 1. 3

Задание 2. 8

Задание 3. 10

Задание 4. 13

Список используемой литературы.. 17

Задание 1.

Разработайте заданный раздел бизнес-плана со всеми необходимыми на Ваш взгляд приложениями и качественных анализом соответствующих этому разделу рисков.

Заданный раздел бизнес-плана называется «Описание предприятия и отрасли».

В работе будет рассмотрен проект по созданию предприятия по производству масляных фильтров для автомобилей «Цитрон». По данным статистики автомобильный парк растет достаточно высокими темпами. Таким образом, этот рынок стабильно расширяется, что, по-видимому, обеспечит сравнительно низкий риск проекта.

Автомобильный рынок в России формируется в настоящее время под влиянием нескольких важнейших социально-экономических факторов. Во-первых, экономические реформы вынуждают российских производителей автомобильной техники заниматься структурной перестройкой производства с учетом требований трансформированного рынка, прежде всего малого бизнеса. Во-вторых, год от года усиливается агрессивная экспансия продукции зарубежных производителей на рынки этих стран, в том числе за счет создания так называемых совместных предприятий «отверточной» сборки. В-третьих, в связи со стагнацией экономического развития, низким уровнем доходов основной части населения остается низким платежеспособный спрос на автомобильную технику со стороны как юридических, так и физических лиц. Все это требует обстоятельного изучения и выработки мер, благоприятствующих развитию предприятий автомобильной промышленности России. Тем более что именно усиленное развитие автомобилестроения страны, как подтверждает мировая история, может стать предпосылкой успешного развития ее экономики в целом.

Анализируя сложившееся в России положение, прежде всего следует обратить внимание на изменение структуры производства легковых и грузовых автомобилей за период введения рыночных отношений. В структуре выпуска легковых автомобилей за годы экономических реформ произошли некоторые сдвиги. Так, доля производства легковых автомобилей особо малого класса за период с 1990 по 1997 год увеличилась на 2,37%, автомобилей среднего класса - на 6,1%, автомобилей малого класса, наоборот, уменьшилась на 10,03%, внедорожников и легковых автомобилей большого класса - практически не изменилась. Разумеется, эти изменения нельзя считать значительными, особенно если сравнить структуру выпуска легковых автомобилей в России со структурой, сложившейся в странах Западной Европы. Однако основные тенденции развития рынка легковых автомобилей ясны: он требует несколько большую долю автомобилей очень малого класса («народный автомобиль»), а в будущем, вероятно, потребует и больше автомобилей среднего класса. (Последнее во многом будет зависеть от социальных изменений в России и других странах СНГ, а именно - от роста доходов и повышения платежеспособности населения.)

Что касается структуры производства грузовых автомобилей на предприятиях России, то она изменяется намного быстрее. Рыночный спрос здесь оказал более жесткое влияние, в результате чего доля средних грузовиков в ежегодном производстве, например, за период с 1990 по 1997 год, сократилась на 70,66%. В 1994 г., наконец, было налажено производство легких автомобилей грузоподъемностью 1,5 т, а к 1997 г. их доля уже составила 62,07%. Однако оптимальные соотношения, если ориентироваться на структуру годового производства грузовых автомобилей в странах Западной Европы, пока не достигнуты. Ожидается, что в скором времени на российском автомобильном рынке еще больше возрастет спрос на особо легкие, а также тяжелые грузовые автомобили. Поэтому и их доли в структуре производства будут увеличиваться, а доля средних грузовых автомобилей - падать.

Выявленные тенденции позволяют прогнозировать дальнейший рост парка легковых автомобилей: за 10 лет он удвоится, а число легковых автомобилей на 1000 чел. достигнет 200 шт. (Напомним, что сейчас на 1000 чел. у нас приходится лишь 100 автомобилей, а предыдущее удвоение парка автомобилей происходило в течение 20 лет.) Таким образом, в течение 1995 - 2005 гг. темпы прироста этого парка должны удвоиться, а абсолютные приросты в период до 2005 года составят ~2 млн. автомобилей в год. Это данные на 1999 год. А на сегодня такие прогнозы:

Автомобильный парк России в 2005 году может составить 45-46 млн. автомобилей, что почти в 2 раза превышает данные на 1 января 2001 года. Такие цифры "Интерфаксу" предоставили в департаменте автомобильного транспорта Минтранса РФ, ссылаясь на прогноз экспертов Научно-исследовательского института автомобильного транспорта России (НИИАТ).

В настоящее время ОАО «Автосельхозмашхолдинг» совместно с Минэкономики РФ, НАМИ, ГИБДД тщательно отслеживают объемы производства, изменения структуры выпуска и состояние парка автомобилей, считая эти данные чрезвычайно важными для прогнозной оценки рынка и выработки заводами адекватной политики развития производства автомобильной техники[1].

В данной работе будет рассмотрен определенный сегмент автомобильного рынка. Сегментация предполагает выбор и обслуживание определенной группы потребителей на рынке. В данном случае такой группой будут являться владельца легковых автомобилей отечественного производства.

В городе Хабаровске есть предприятия по производству масляных фильтров, но продукция очень дорогая. Поэтому важно построить фирму, специализирующуюся на выпуске сравнительно дешевой продукции. А так как автомобильный рынок растет с каждым днем, то строительство такой фирмы не повредит городу, а наоборот, только улучшит его показатели. Таким образом, в прогнозе данная фирма займет все свободное пространство на данном сегменте рынка. По плану прогнозируется следующие объемы производства, указанные в таблице 1.

Таблица 1.

Планируемый объем продаж

Наименование продукции

Цена за единицу продукции, руб.

Количество за планируемый период, тыс. шт.

Объем продаж,  тыс. руб.

Масляные фильтры

59

1605

94695

ООО “Цитрон” учреждено 24.01.05 г. в связи с необходимостью приведения организационно-правовой формы предприятия в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Предприятие ведет свою деятельность в г. Хабаровск и находится по адресу ул. Яшина, 71.

Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, отвечает за результаты своей деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками, производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги, обеспечивает потребности промышленности и населения в продукции (работах, услугах) с высокими потребительскими свойствами и качеством.

Предприятие ООО “Автосервис” осуществляет следующие виды деятельности:

·        Производство масляных фильтров с одноименным названием «Цитрон»,

·        Сервисное обслуживание данного продукта вследствие его недоброкачественности.

·        Продажа масляных фильтров оптовым и розничным потребителям.

Но данное производство может нести и риски.

Риск проекта может быть связан, прежде всего, с постепенным снижением спроса покупателей на масляные фильтры. Это связано с общей тенденцией снижения покупательской активности. Вторым основным риском является усиление активности конкурентов, возможно использование ими нечестных методов.

Ниже в таблице 2 представлены риски, распределенные по стадиям осуществления проекта.

Таблица 2

Риски по стадиям осуществления проекта

Риски

Веса

Подготовительная стадия

Удаленность от инженерных сетей

1/5

Отношение местных властей

1/5

Непредвиденные затраты

1/5

Недобросовестность подрядчиков

1/5

Несвоевременная поставка оборудования

1/5

Стадия функционирования. Экономические риски

Неустойчивость спроса

1/5

Снижение цен конкурентами

1/5

Появление новых конкурентов

1/5

Порча или потеря товара

1/5

Невыполнение договоров поставки товаров

1/5

Стадия функционирования. Технические риски

Изношенность оборудования

1/3

Непредвиденные затраты на ремонт

1/3

Стадия функционирования. Социальные риски

Трудности с набором квалифицированного персонала

1/4

Недостаточный уровень зарплаты

1/4

Квалификация кадров

1/4

Текучесть кадров

1/4

Стадия функционирования. Экологические риски

Твердые отходы

1/4

Близость домов

1/4

Вредные условия труда

1/4

Складирование отходов

1/4

Риск, связанный с невыполнением договора поставки, имеет очень маленькую вероятность, так как предприятие работает с надежными и проверенными поставщиками. Поставки товаров четко спланированы.

Риск, связанный с неустойчивостью спроса. Если, например, падение спроса произойдет по качественным причинам (несоответствие запросам потребителей по качеству и цене товаров), то в этом случае имеет смысл работать с другими поставщиками, а также более тщательно подходить к планированию собственных затрат с целью уменьшения торговой надбавки.

Риск, связанный с действиями конкурентами, достаточно велик, так как их действия могут быть непредсказуемыми, поэтому политика предприятия направлена на внимательное изучение и оценку конкурентов не только в процессе подготовки данного проекта, но и в течение всей деятельности фирмы.

Риск, связанный с износом и ремонтом оборудования, сокращен за счет тщательного подхода к выбору оборудования на подготовительной стадии, а также за счет заключения гарантийных договоров с поставщиками данного оборудования.

Экологические риски сокращены за счет заключения договоров на вывоз мусора, соблюдения санитарно-гигиенических норм на объектах[2].

Задание 2

Составьте резюме Вашего бизнес-плана.

В городе Хабаровск создается предприятие – «Цитрон» с целью производства масляных фильтров. На первоначальном этапе в производство будут включаться три цеха в центре города.

Позиция предприятия «Цитрон» в бизнесе предполагает дальнейшее расширение сети до 5 цехов (за два года деятельности) и до 12 цехов (за последующие пять лет деятельности).

Предполагаемый ассортимент продукции предусматривает наличие более 30 ассортиментных групп. Взаимодействие с проверенными поставщиками (в большей степени поставщиками-производителями) является одной из основ для обеспечения бесперебойной работы магазинов.

Численность персонала предприятия «Цитрон» будет составлять 24 человека, из которых 18 – рабочие цехов.

Два этапа реализации проекта организации предприятия будут осуществляться параллельно.

Первый этап включает:

-      Разработка бизнес-плана;

-      Приобретение помещений;

-                Приобретение производственного оборудования

-                Приобретение автотранспорта

Второй этап включает:

-      Пусконаладочные работы;

-      Выпуск пробной продукции;

-      Серийный выпуск продукции.

В течение всего подготовительного периода осуществляется подбор квалифицированного персонала, в первую очередь рабочих.

Прогнозируемый объем производства составляет 1605 тыс. шт. в первый год работы предприятия, столько же - во второй год работы. Прогнозируемая чистая прибыль после первого года работы должна составить 4 858 тыс. рублей.

Источники финансирования проекта:

-    вклады участников (уставный капитал) – 100 тыс. рублей;

-    банковский кредит – 800 000. рублей;

-    займы других физических и юридических лиц – 500 тыс. рублей.

Получение банковского кредита возможно на следующих условиях: срок выдачи кредита – 6 месяцев, процент по кредиту – 6 % годовых.

Реализация проекта позволяет со стороны экономических интересов компании создать прибыльную и финансово устойчивую торговую сеть, а со стороны социальных интересов общества данный проект предназначен для решения задач по улучшению автомобильных проблем, поднятию на более качественный уровень торговых услуг по продаже масляных фильтров в данном городе, обеспечению населения качественной и недорогой продукцией.[3]

Задание 3

Определите точку безубыточности для одного или двух продуктов Вашего бизнес-плана.

Важной частью расчетов финансового плана является определение порога рентабельности (точки безубыточности). Точка безубыточности характеризует объем продаж, при котором выручка от реализации продукции равна издержкам производства (сумме постоянных и переменных затрат).[4]

Переменные издержки – это затраты, связанные с производством каждой единицы продукции, работы, услуги. К ним относятся: основные материалы. Комплектующие изделия, затраты на технологическое топливо и энергию, сдельная заработная плата с отчислениями и другие прямые издержки.

Постоянные затраты – это затраты, которые могут быть отнесены к определенному периоду времени производственной деятельности предприятия (году, кварталу). К ним относятся затраты на управление (почта, связь, факс, заработная плата управленческого персонала с отчислениями), оплата разрешений на право осуществления определенных видов деятельности (лицензии, патенты), коммунальные услуги, аренду помещений и оборудования, затраты на маркетинг и т.д. в случае привлечения заемных средств в эти затраты включаются проценты за использование кредита.

Себестоимость будет определяться по формуле:

S = (VC + FC)/N,

Где S – себестоимость единицы продукции;

VC – переменные затраты

FC – постоянные расходы

N – объем производства.

Виды расходов будут представлены в таблицах 7-8.

Таблица 7.

Переменные затраты в месяц

наименование

расход, тыс. руб.

Материалы и комплектующие

Полиэтилен

1,5

Фильтровальная бумага

3

Сталь

7,5

Сдельная заработная плата

82,1

ЕСН

21,5

Другие издержки

Электроэнергия

12

Транспортные расходы

10,5

Всего

1369,8

Таблица 8.

Постоянные затраты

Название

Сумма, руб.

Управление

ЗП АУП

69

ЕСН

24,6

Командировки

23

услуги связи

4,6

плата за охрану

27,6

Производство

ЗП ВР

46

ЕСН

16,4

Общехоз. издержки

36,8

тепловая энергия

115

Электроэнергия на хозяйство

41,4

Транспортные расходы

32,2

амортизация

21,4

Маркетинг

разработка рекламы

82,8

реклама начального периода

64,4

Регулярная реклама

13,8

Итого:

619

Когда известны постоянные и переменные издержки можно рассчитать себестоимость продукции:

S = (1369,8*12 + 619*12)/1605 = 14,86 руб.

Расчет порога рентабельности производится по следующей формуле:

Pr = Vп = FC/((V – VC)/V),

Где Pr – порог рентабельности, Vп – выручка от продаж пороговая; V – выручка от продаж.

Или Кр = FC/(С – VS),

Где Кр – пороговое количество, С – цена за единицу продукции; VS – переменные затраты на единицу продукции.

Кр = 619/(59 – 10,24) = 12,69 тыс. шт.

Пороговая прибыль равна 12,69*59 = 748,71

Точку безубыточности можно найти графически.

Судя по графику запланированный объем продаж намного превосходит пороговый объем, что замечательно скажется на предприятии в плане получения прибыли[5].

Задание 4

Рассчитайте показатели коммерческой эффективности проекта:

Ставка дисконтирования r = 20%.

Таблица 1.

Исходные данные для решения задачи

Год

Затраты

Выгоды

0

500

-

1

600

800

2

400

700

3

400

700

Решение:

Так как инвестиционный проект осуществляется в течение длительного периода времени, то необходимо учитывать его фактор времени. Это связано с тем, что с течением времени ценность денег уменьшается (рубль инвестированный (полученный) сегодня стоит дороже, чем тот же рубль через год). Для соизмерения расходов и доходов, получаемых в различные периоды времени, используют их приведение (дисконтирование) к моменту начала проекта. Дисконтирование осуществляется путем умножения расходов (доходов), произведенных в t-ый момент времени на коэффициент дисконтирования αt:

, где е - ставка дисконта.

Ставка дисконта задается инвестором и равна доходности, которую он хотел бы получить на инвестированный капитал. Нет единого подхода к определению этой величины. Ставка дисконта обычно равна банковской ставке в наиболее надежных банках. Также ставка дисконта может соответствовать уровню доходности, который преобладает на рынке в момент анализа выгодности инвестиционных проектов[6] [1].

Оценка коммерческой эффективности проекта в целом производится на основании показателей эффективности.

В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности проекта, рекомендуются чистый доход; чистый дисконтированный доход; внутренняя норма доходности; срок окупаемости.

Чистым доходом (другие названия - ЧД, Net Value, NV) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период:

ЧД = 800 + 700 + 700 – 500 – 600 – 400 – 400 = 300.

Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (другие названия - ЧДД, интегральный эффект, Net Present Value, NPV) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период. Он рассчитывается следующим образом:

ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.[7]

Внутренняя норма доходности (другие названия - ВНД, внутренняя норма дисконта, внутренняя норма рентабельности, Internal Rate of Return, IRR). В более общем случае внутренней нормой доходности называется такое положительное число Е_в, что при норме дисконта Е = Е_в чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0, при всех больших значениях Е - отрицателен, при всех меньших значениях Е - положителен. Если не выполнено хотя бы одно из этих условий, считается, что ВНД не существует.[8]

Чтобы найти IRR, необходимо решить нелинейное уравнение.

Для этого выполняют несколько пробных расчетов при различных значениях показателя IRR. Так как такие вычисления являются достаточно трудоемкими, для приближенного вычисления IRR можно использовать метод линейной аппроксимации. Для этого выбирают два таких значения ставки дисконта е1 и е2, чтобы в интервале (е1, е2) функция NPV(e) меняла свой знак с "+" на "-" или "-" на "+". Далее применяют формулу:

. Для повышения точности оценки IRR делают несколько итераций, пока не достигнут приемлемой точности оценки.[9]

В данном случае .

Нахождение IRR можно изобразить графически на рис. 1.

Рис. 1. Нахождение IRR

 

Сроком окупаемости ("простым" сроком окупаемости, payback period) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование (обычно это начало нулевого шага или начало операционной деятельности). Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход ЧД(k) становится и в дальнейшем остается неотрицательным.[10]

Для нахождения срока окупаемости составим таблицу 2.

Таблица 2.

Нахождение срока окупаемости.

Года

0

1

2

3

Выгоды

800

700

700

Затраты

500

600

400

400

ЧД

-500

200

300

300

Кумулятивный ЧД

-500

-300

0

300

Таким образом, срок окупаемости равен двум годам.

Список используемой литературы

1.     Башарин Г.П. Начала финансовой математики. – М.: ИНФРА-М, 2003.

2.     Bopoнцовский А. В. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования. –СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998.

3.           Горов М.Ю., Малеев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги. – М.: Филинъ, 2003.

4.           Идрисов А.Б., Картышев СВ., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Филинъ, 1997.

5.     Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 1999.

6.     Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997.

7.     Риски в современном бизнесе/ Под ред. В.Д. Шапиро. – СПб.: «Два – ТрИ», 1996.

8.     Уткин Э.А. Бизнес-план: Как развивать собственное дело. – М.: Акалис, 1997.

9.     Экономика предприятия / Под ред. Н.А.Сафронова. – М.: «Юристъ», 1999.

10.           Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В. Горфинкеля, Е. Куприянцева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

11.           www.koin.ru/investments/effip/


[1] Пашков В.И. Динамика автомобильного парка России. Перспективы российских автомобилестроителей //Журнал "Экономика и производство", №2 февраль, 1999

[2] Риски в современном бизнесе/ Под ред. В.Д. Шапиро. – СПб.: «Два – ТрИ», 1996.

[3] Риски в современном бизнесе/ Под ред. В.Д. Шапиро. – СПб.: «Два – ТрИ», 1996.

[4] Экономика предприятия / Под ред. Н.А.Сафронова. – М.: «Юристъ», 1999.

[5] Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В. Горфинкеля, Ею Куприянцева. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

[6] Башарин Г.П. Начала финансовой математики. – М.: ИНФРА-М, 2003.

[7] Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 1999.

[8] www.koin.ru/investments/effip/

[9] Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997.

[10] www.koin.ru/investments/effip/