Содержание:
1. Каковы структура и содержание раздела бизнес-плана «Характеристика услуг и продукции». 3
2. Какова последовательность изложения материала в разделе бизнес-плана «План производства». 4
3. Задача. 6
Список используемой литературы.. 9
1. Каковы структура и содержание раздела бизнес-плана «Характеристика услуг и продукции»
В этом разделе необходимо дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства планируемой продукции или услуг. Важно, чтобы эта часть была написана ясным, четким языком, понятным для неспециалиста, поэтому лучше не использовать профессиональный жаргон.
Также нужно описать основные характеристики планируемой продукции, при этом сделать акцент на преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям.
Важно подчеркнуть уникальность планируемой продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции (услуг).
Кроме этого можно описать имеющиеся у компании патенты или авторские права на изобретения или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок, на котором действует предприятие. Такими причинами могут быть эксклюзивные права на распространение или торговые марки.[1]
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, анализируются планы развития производства. Желательно показать продукцию наглядно (опытный образец или фотографию). Здесь должна быть следующая информация:
Характеристика продукции:
· для каких целей предназначена продукция,
· характерные свойства продукции, которые делают ее отличной от товаров-аналогов.
· стоимость,
· технологичность,
· универсальность,
· соответствие общепринятым стандартам,
· стадия развития продукта: идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, действующее производство,
· требования к контролю качества,
· требования к подготовке пользователей,
· требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию,
· патентно-лицензионная защита.
Исследования и разработки:
· описание планируемых исследований, и для каких целей они будут проводиться,
· существующие технологические риски,
· технологическое состояние конкурирующих фирм, как их технологические достижения влияют или повлияют в будущем на деятельность предприятия,
· описание концепции развития продукта следующих поколений.[2]
2. Какова последовательность изложения материала в разделе бизнес-плана «План производства»
В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на фирме. Здесь нужно рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Так же должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.
Необходимо кратко пояснить, как организована система выпуска продукции (услуг) и как осуществляется контроль над производственными процессами.
Также нужно уделить внимание вопросам расположения производственных площадей и размещения оборудования. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков и насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции. [3]
Описание технологического процесса состоит из следующих элементов:
· Требуемая производственная площадь,
· Потребность, условия и стоимость приобретения технологического и прочего оборудования,
· Потребность в участках земли, зданиях, сооружениях и коммуникациях, их стоимость,
· Потребность и условия поставки сырья, материалов и комплектующих, контроль качества и дисциплины поставок, поставщики, их цены,
· Требования к источникам энергии и их доступность,
· Подготовка производства,
· Контроль качества продукции,
· Расчет издержек.[4]
3. Задача
Рассчитать показатели коммерческой эффективности проекта, ставка дисконтирования r = 18%.
Год |
Затраты |
Выгоды |
0 |
4 000 |
– |
1 |
2 000 |
3 500 |
2 |
2 500 |
5 000 |
3 |
2 500 |
5 000 |
Решение:
Оценка коммерческой эффективности проекта в целом производится на основании показателей эффективности.
В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности проекта, рекомендуются:
- чистый доход;
- чистый дисконтированный доход;
- внутренняя норма доходности;
- потребность в дополнительном финансировании (другие названия - стоимость проекта, капитал риска);
- индексы доходности затрат и инвестиций;
- срок окупаемости;
- группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия - участника проекта.
Чистым доходом (другие названия - ЧД, Net Value, NV) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период:
ЧД = 3 500 + 5 000 + 5 000 – 4 000 – 2 000 – 2 500 – 2 500 = 2 500.
Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (другие названия - ЧДД, интегральный эффект, Net Present Value, NPV) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период. Он рассчитывается следующим образом:
ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.
Внутренняя норма доходности (другие названия - ВНД, внутренняя норма дисконта, внутренняя норма рентабельности, Internal Rate of Return, IRR). В более общем случае внутренней нормой доходности называется такое положительное число Е_в, что при норме дисконта Е = Е_в чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0, при всех больших значениях Е - отрицателен, при всех меньших значениях Е - положителен. Если не выполнено хотя бы одно из этих условий, считается, что ВНД не существует.[5]
Чтобы найти IRR, необходимо решить нелинейное уравнения (9). Для этого выполняют несколько пробных расчетов при различных значениях показателя IRR. Например, для IRR равного 0.2, 0.4 или при других значениях. Так как такие вычисления являются достаточно трудоемкими, для приближенного вычисления IRR можно использовать метод линейной аппроксимации. Для этого выбирают два таких значения ставки дисконта е1 и е2, чтобы в интервале (е1, е2) функция NPV(e) меняла свой знак с "+" на "-" или "-" на "+". Далее применяют формулу:
Для повышения точности оценки IRR делают несколько итераций, пока не достигнут приемлемой точности оценки.[6]
В данном случае .
Сроком окупаемости ("простым" сроком окупаемости, payback period) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование (обычно это начало нулевого шага или начало операционной деятельности). Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход ЧД(k) становится и в дальнейшем остается неотрицательным.[7]
Для нахождения срока окупаемости составим таблицу 1.
Таблица 1.
Нахождение срока окупаемости.
Года |
0 |
1 |
2 |
3 |
Выгоды |
– |
3 500 |
5 000 |
5 000 |
Затраты |
4 000 |
2 000 |
2 500 |
2 500 |
ЧД |
- 4 000 |
1 500 |
2 500 |
2 500 |
Кумулятивный ЧД |
- 4 000 |
-2 500 |
0 |
2 500 |
Таким образом срок окупаемости равен двум годам.
Список используемой литературы
1. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями/ Род редакцией В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Уткин Э.А. Бизнес-план: Как развивать собственное дело. – М.: Акалис, 1997.
3. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
4. www.koin.ru/investments/effip/
5. www.md-bplan.ru
[1]www.md-bplan.ru
[2] Уткин Э.А. Бизнес-план: Как развивать собственное дело. – М.: Акалис, 1997.
[3] www.md-bplan.ru
[4] Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями/ Род редакцией В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 1998.
[5] www.koin.ru/investments/effip/
[6] Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
[7] www.koin.ru/investments/effip/