СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Право на экономическую деятельность. 5

2. Право частной собственности. 10

3. Трудовые права и свободы.. 16

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение

В своей совокупности группа экономических прав обеспечивает сво­боду человека в экономической сфере и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы. В вопросах жизнеобеспечения большинство лю­дей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной неспра­ведливости.

В экономических правах рас­крывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам пра­вовые, материальные и духовные блага, но обязано обес­печить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и в конце концов погибнет.

Рассматриваемая группа прав неотделима от личных, социальных, культурных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимо­связаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обще­стве с рыночной экономикой механизм распределения благ находится не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет граж­данский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина ясна: отсутству­ет конкретный ответчик, так как данное право не порожда­ет ни для каких лиц каких-либо прямых обязанностей. Получается, что экономические права являются не столько юридическими нормами, сколь­ко стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике.

США, например, официально придержи­ваются позиции, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обязательствами.

Такой подход проявился при принятии в ООН Между­народных пактов о правах человека. Если положения Пакта о гражданских и политических правах подлежат примене­нию немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуще­ствление признаваемых в Пакте прав" (ч. 1 ст. 2). Следова­тельно, реализация прав ставится в зависимость от матери­альных возможностей государства и к тому же обеспечива­ется постепенно.

 Цель работы – раскрыть сущность и содержание экономических прав и свобод человека и гражданина РФ.

Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):

1.     Изучение права на экономическую деятельность;

2.     Права частной собственности;

3.     Рассмотрение основных трудовых прав.

1.    Право на экономическую деятельность

Данное право предусматривает свободное использова­ние человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономи­ческой деятельности[1]. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринима­тельства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хо­зяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятель­ность, направленная на систематическое получение прибы­ли от пользования имуществом, продажи товаров, выполне­ния работ или оказания услуг лицами, зарегистрированны­ми в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ)[2].

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать пред­приятия под свой риск и ответственность, свободно всту­пать в договоры с другими предпринимателями, приобре­тать и распоряжаться собственностью. Никакой государствен­ный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законода­тельством). Предприниматель сам нанимает и увольняет ра­ботников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предприниматель­ства также входит право осуществлять внешнеэкономичес­кую деятельность, создавать союзы и объединения с други­ми предпринимателями, открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность по­рождает для государства определенные обязанности, выс­тупающие как гарантии этого права. Государственные орга­ны, например, не могут отказывать предприятию в регист­рации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество част­ного предпринимателя наравне с государственной собствен­ностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует и помогает частному биз­несу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.

В то же время это право подлежит определенным ог­раничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изго­товление орденов и др.) или обусловливает такую деятель­ность специальными разрешениями (лицензиями). Государ­ство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на мно­гие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринима­теля финансовой отчетности, не затрагивая при этом ком­мерческой тайны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опи­раться на законодательную базу[3].

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и, прежде всего, Гражданс­ким кодексом Российской Федерации, первая часть которо­го вступила в силу 1 января 1995 г., а вторая — с 1 марта 1996 г. В связи с этим утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г., Закон о предприятиях и предпринима­тельской деятельности 1990 г. и ряд дру­гих актов. Гражданское законодательство регулирует отно­шения между лицами, осуществляющими предприниматель­скую деятельность, или с их участием. Правила этого зако­нодательства применяются к отношениям с участием иност­ранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юри­дических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятель­ность в общие рамки отношений любых физических и юри­дических лиц с другими лицами, закрепляет свободу дого­вора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость бес­препятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. К числу законодательных актов об экономической деятельности относятся федеральные законы "О производ­ственных кооперативах", "Об акцизах", "Об обществах с ограничен­ной ответственностью", "О несостоятельности (банкротстве)", "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и др.

Субъектом права на экономическую деятельность (она не означает обязательно создание предприятия) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспо­собности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью[4]. Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право зани­маться предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица само­стоятельно или совместно с другими гражданами и юриди­ческими лицами, совершать любые не противоречащие за­кону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естествен­но, что малолетние граждане могут осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опеку­нов). В полном объеме способность гражданина своими дей­ствиями приобретать обязанности и исполнять их (граждан­ская дееспособность) возникает с наступлением совершенно­летия, т. е. с 18 лет.

Экономическая деятельность включает в себя и внешне­торговую деятельность. Федеральный закон "О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности" установил, что правом осуществ­ления внешнеторговой деятельности обладают все российс­кие лица, "за исключением случаев, предусмотренных за­конодательством РФ". Иностранные лица осуществляют ана­логичную деятельность с соблюдением законодательства Рос­сии. Закон устанавливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр. Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внеш­ней торговли товарами" предусматрива­ет меры против демпинга в импорте и вообще против им­порта, если он причиняет ущерб какой-то отрасли российс­кой экономики.

Конституция РФ выделяет еще одну форму экономи­ческой деятельности, подлежащую запрету, — ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конку­ренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается веде­ние конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыноч­ных условиях правомерна) нечестными и незаконными ме­тодами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что огра­ничения злоупотреблений свободой предпринимательства тесно связаны с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупот­реблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нару­шением этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задер­живает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает каче­ство товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятель­ность. По интересам граждан и экономики бьет недобросове­стная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Ин­тересы потребителей ущемляются, когда их вводят в заб­луждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара друго­го предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего офор­мления или использования товарного знака чужого товара и иными способами[5].

Подобного рода методы запрещены Законом о конкуренции и ограничении монополистической деятельнос­ти на товарных рынках. За­прещены также распространение предпринимателем лож­ных, неточных или искаженных сведений, способных при­чинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящих­ся к предмету договора, и ряд других действий.

Ограничивать конкуренцию запреще­но не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизаци­ей и недобросовестной конкуренцией может быть обраще­ние в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний — налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный).

Антимонопольное законодательство не затрагивает сфе­ру действий так называемых естественных монополий, т. е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсут­ствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железно­дорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на пред­приятии до 100 человек), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льгот­ных условий в финансовой области и налогообложении, под­держку внешнеэкономической деятельности малых предпри­ятий и др. Государство призвано осуществлять специаль­ные программы, создавать фонды поддержки малого пред­принимательства.

Для защиты населения от недобросовестной конкурен­ции в области рекламы принят Федеральный закон о рекла­ме. Закон предусматривает предотвраще­ние и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввес­ти потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и дело­вой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные ин­тересы, принципы гуманности и морали[6]. Законом не допус­кается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заве­домо ложная, скрытая реклама. Регламентируются особен­ности рекламы в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, рекла­мы, помещаемой наружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и др.).

В случае установления факта нарушения законодатель­ства нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.

 

2. Право частной собственности

Это право с одинаковым основанием можно рассматри­вать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также — од­ной из основ конституционного строя, как это установлено ст. 8 и 9 Конституции РФ[7].

Стремление обладать собственностью и иметь защищен­ное право на нее — естественное стремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Великие фи­лософы прошлого (Гегель, Кант и др.) обосновали решающий вклад частной собственности в формирование свободного граж­данского общества.

Право частной собственности отвергалось нашим преж­ним государством, поскольку официальная идеология, мар­ксизм-ленинизм, рассматривала его как источник всех не­справедливостей и главный тормоз развития производитель­ных сил. Но на деле, в результате семидесятилетнего соревнования и борьбы двух систем, стало очевидным, что все обстоит как раз наоборот. Право частной собственности и свобода предпринимательства обеспечили западному об­ществу экономический и социальный прогресс, а социалис­тическая система, отрицавшая их, пришла к краху.

В своем понимании природы, роли и пределов частной собственности западное общество значительно эволюциони­ровало. Великая французская революция провозгласила это право как "священное и неприкосновенное", но теперь о его священном характере уже не говорят, хотя неотъемлемость и неприкосновенность не отрицаются. Со временем западное общество осознало необходимость усиления социальной роли частной собственности, что потребовало ввести определен­ные основания для ограничения этого права. Такие ограниче­ния были обусловлены потребностями государственного регулирования экономики, развитием трудового и социального законодательства. Обществу стало очевидным, что неограни­ченное право частной собственности ведет к хозяйскому про­изволу на предприятиях, к социальному недовольству и кон­фликтам, к несправедливому распределению материальных благ. Поэтому оно способствовало утверждению сдерживаю­щих этических ограничителей произвола и подталкивало го­сударство на принятие таких мер, которые сделали бы собственниками большинство, а не узкий слой людей. Повсемест­но была признана возможность отчуждения собственности для общественных нужд ("социализация"), но, разумеется, с со­ответствующим возмещением.

Таким образом, признание права частной собственности нельзя считать чем-то незыблемым, это право требует де­тальной регламентации, его содержание постоянно развива­ется. Причина этого в его теснейшей связи с экономическими и социальными процессами развития общества. Однако при всем этом право частной собственности сохраняет свое системообразующее значение и охраняется государством.

Закрепление права частной собственности в Конститу­ции РФ крайне важно не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Государство приняло на себя обязанность защи­щать частную собственность, обеспечить ей неприкосновен­ность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распо­ряжаться им как единолично, так и совместно с другими ли­цами[8]. Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая зако­ны субъектов Федерации, не могут менять его статус.

Содержание права частной собственности весьма широ­кое. Собственник вправе совершать в отношении своего иму­щества любые действия, включая создание частных пред­приятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разре­шения государственных органов (что не исключает после­дующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным зако­нодательством. Уголовный кодекс, например, предусматри­вает ответственность за такие преступления против собствен­ности, как кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой, вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ зак­репляет основания приобретения и прекращения права соб­ственности, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать (ч. 1 ст. 213).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ принят Федеральный закон "Об акционерных обществах", который определяет порядок созда­ния и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

Право частной собственности, таким образом, является комплексным институтом, регулируемым многими отрасля­ми российского права.

Конституция РФ устанавливает две важные юридичес­кие гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по ре­шению суда. Это, в частности, означает, что государствен­ные органы не вправе, ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказы­вая неконституционность применяемых против него закона или действий.

Только решение суда или приговор, предусматриваю­щий конфискацию имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права частной собственнос­ти. При чрезвычайных условиях (стихийные бедствия, эпи­демии и др.) может осуществляться изъятие собственности (реквизиция) по решению государственных органов, возмож­на также конфискация в административном порядке, но в любом случае предусмотрено право гражданина на обраще­ние в суд для восстановления своего права собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд в соответствии со ст. 46 Конституции РФ[9].

Уясняя себе гарантии экономических прав граждан (пра­во на экономическую деятельность и право частной собствен­ности), следует учитывать, что в силу самой своей природы эти права чаще всего реализуются гражданами через объе­динения, являющиеся юридическими лицами. И хотя экономические права закрепляются Конституцией РФ в главе, именуемой "Права и свободы человека и гражданина", гарантии этих прав распространяются и на объединения граж­дан. Согласно ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение консти­туционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежа­щим применению в конкретном деле, а также объединения граждан.

Следовательно, на данные объединения граждан в ка­честве субъектов названных конституционных прав в пол­ной мере распространяются гарантии соответствующих прав и свобод человека и гражданина.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которые приняты в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная — в разряд час­тной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночными ценами.

Гарантией права частной собственности является также право наследования. Гражданский кодекс регулирует все тон­кости перехода имущества собственника после его смерти к наследникам по закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать выполнение воли собственни­ка в отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость, особенно когда речь идет об охране интере­сов нетрудоспособных или малолетних родственников.

Отдельно закреплено в Конституции РФ право частной собственности на землю (ст. 35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям.

В истории экономических и правовых учений право частной собственности на землю не раз вызывало серьез­ные дискуссии. Многие философы, писатели (Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой и др.) полагали, что земля должна принадле­жать всем или только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно требовали введения земли в граж­данский оборот и в конце концов утвердили в развитых стра­нах такие принципы регулирования частной собственности на землю, которые обеспечивают равновесие интересов от­дельного человека и всего общества.

В противовес этому коммунистические режимы стреми­лись доказывать преимущество организации сельского хозяйства без частной собственности на землю. Но это при­вело сельское хозяйство к отставанию и сделало землепользование крайне нерациональным. Крестьяне перестали чув­ствовать себя хозяевами земли, колхозы и совхозы прихо­дили в упадок, громадные участки земли не осваивались.

Признание этого права — непременное условие демок­ратической рыночной экономики, именно поэтому оно встре­чало и поныне встречает сопротивление политических сил, стремящихся сохранить свою опору в старой системе земле­пользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в России уникальной ситуации, которая состоит в том, что, несмотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной собственности на зем­лю отвергается. Однако такого рода нормативные акты дол­жны быть признаны недействительными.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользо­вание и распоряжение землей и другими природными ре­сурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Есть, следовательно, только два конституционных ограничения права частной соб­ственности на землю, при соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта свобода весь­ма относительна, ибо в этой же статье Конституции гово­рится, что условия и порядок пользования землей опреде­ляются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 35).

Реформа земельного законодательства еще не заверше­на, многие вопросы правового регулирования земельных от­ношений законодательно не решены. Поэтому как владение, так и пользование и распоряжение землей регулируются многими актами временного значения.

3. Трудовые права и свободы

Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) вклю­чает:

• свободу труда;

• право на труд и на защиту от безработицы;

• право на забастовку;

• право на отдых.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закрепленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на зна­чительное число находящихся в России иммигрантов, т. е. на лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работода­телей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Рыночная экономика существенно меняет правовое по­ложение работников. При административно-командной эко­номике они были на словах полноправными, но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к излишкам рабочей силы на предприятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплине. Как резуль­тат — низкая оплата труда, уравниловка, незаинтересован­ность работников в результатах труда при "полной занятос­ти" и "неуклонном росте благосостояния трудящихся". Но жизненный уровень, организация труда все более и более отставали от общемировых стандартов, широковещательные права и свободы часто оставались на бумаге.

Частный собственник организует работу своего предпри­ятия по-другому. Он стремится сократить ненужный персо­нал, заставить работников трудиться интенсивно, но и оп­лачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной собственности, объективно способна творить произвол и приносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически общество в этом заинтере­совано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учи­тывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным социальным потрясениям (революции, трудовым конфликтам, массовому недовольству). Защите интересов человека на производстве служат трудовое и со­циальное законодательство, а также признаваемые госу­дарством договорные формы регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и соглашения, индивидуаль­ные трудовые договоры и контракты).

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать род деятельности и профес­сию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Конституционной обязаннос­ти трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек сво­боден как в поступлении на постоянную работу, так и в ухо­де с нее, в переходе на другую, более интересную или вы­годную для него. Свобода труда реализуется через индиви­дуальную трудовую деятельность, в занятии предпринима­тельской деятельностью и т. д.

Свобода труда связана с запретом принудительного тру­да. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо на­казания.

Вместе с тем не считается принудительным тру­дом выполнение обязанностей, вытекающих из военной служ­бы, условий чрезвычайного положения или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международ­ной организации труда № 29 (1930 г.), а также Трудовым  Кодексом  РФ[10].       

Право на труд не означает чьей-то обязанности предо­ставлять работу всем желающим. В рыночной экономике го­сударство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать со­блюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без ка­кой бы то ни было дискриминации и не ниже установлен­ного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обес­печены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в опре­деленных случаях и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный орган прини­мать законы о минимальном размере оплаты труда, а рабо­тодателя выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (кол­лективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответ­ствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для предприятий и учреждений, находящихся на госбюджетном финансировании. Многочисленные статьи Трудового Кодекса и других актов развивают и детально регламентируют указанные кон­ституционные положения.

Право на защиту от безработицы предполагает обязан­ность государства проводить экономическую политику, спо­собствующую, по возможности, полной занятости, а так­же бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Трудовой Кодекс защищает ра­ботника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачива­ется пособие по безработице, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых обществен­ных работах, компенсируются затраты в связи с доброволь­ным переездом в другую местность. Эти нормы предусмот­рены Законом о занятости населения в Российской Феде­рации. Для реализации целей Закона создана Федеральная служба занятости Рос­сии, имеющая отделения во всех субъектах Федерации, го­родах и районах страны (с 1996 г. входит в Министерство труда и социального развития).

Забастовка — временный добровольный отказ работни­ков от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спо­ра. Останавливая работу, работники стремятся оказать дав­ление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономические требования. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а пото­му неправомерный запрет забастовки равносилен примене­нию принудительного труда. Право на забастовку — демо­кратическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений.

В мировой практике встречаются различные виды за­бастовок — "сидячие", "скользящие", замедление темпов работы и др. Весьма часто (и особенно в современной Рос­сии) экономические требования работников сочетаются с политическими — в адрес главы государства, правительства, местных органов власти. Нередко скрытым инициатором ос­тановки работы выступает сам работодатель (с целью полу­чения от правительства денежной помощи или оплаты за выполненную работу). Крупные и особенно всеобщие забас­товки, обычно организуемые сильными профсоюзами, в со­стоянии серьезно дестабилизировать социально-политичес­кую обстановку в стране, нанести серьезный ущерб эконо­мике. Западная конституционная теория и судебная практи­ка рассматривают незаконные забастовки как нарушение права собственности предпринимателя и свободы предпри­нимательства. Забастовочное движение в западных странах, ныне весьма скромное, в прошлом нередко сотрясало эко­номику и порождало политические кризисы.

Объявить забастовку вправе только работники, выс­тупающие стороной коллективного трудового спора — по­этому не гарантируется право на забастовки солидарности, забастовки с требованием изменения социально-экономичес­кой политики правительства. Забастовки правомерны толь­ко в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора. Представи­тели работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Весьма сложным является вопрос о пределах ограниче­ния права на забастовку. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяй­ства (транспорт, общественное обслуживание и др.). Однако этот запрет, где он существует, касается не всех работников отрасли.

Конституционный Суд РФ по делу в связи с жалобой Профсоюза летного состава РФ от 17 мая 1996 г. отметил, что при регламентации права на забастовку должно осуществ­ляться необходимое согласование между защитой професси­ональных интересов, средством которой является забастов­ка, и соблюдением общественных интересов, которым она способна причинить ущерб и обеспечение которых — обязан­ность законодателя. Возможность ограничения права на заба­стовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответ­ствии с которой права и свободы человека и гражданина мо­гут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституцион­ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин­тересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопас­ности государства. Тем самым Конституция РФ определяет для законодателя рамки возможных ограничений.

Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об эко­номических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах госу­дарственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о пра­вах человека отнесена к сфере внутреннего законодатель­ства. Но это законодательство не должно выходить за пре­делы допускаемых данными актами ограничений. Устанавли­вать запрет на этих основаниях может только суд.

В соответствии с этими международно-правовыми нор­мами Федеральный закон вводит критерии незаконности за­бастовок. Так, забастовка при наличии коллективного тру­дового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотрен­ных законом. Незаконными признаются забастовки, создаю­щие реальную угрозу основам конституционного строя и здо­ровью других лиц, а также забастовки работников Воору­женных Сил РФ, правоохранительных органов, органов федеральной службы безопасности, — если при этом создает­ся угроза обороне страны и безопасности государства. До­пускается ограничение этого права в соответствии с зако­ном о чрезвычайном положении.

Решение о признании забастовки незаконной принима­ется верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, авто­номной области, автономных округов по заявлению работо­дателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, кото­рый обязан немедленно проинформировать участников за­бастовки о решении суда. Решение суда, вступившее в за­конную силу, подлежит немедленному исполнению. Работ­ники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного тру­да), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Заключение

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: 1) личные; 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы.

В Конституции России такое разделение на группы пря­мо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. К числу экономических прав и свобод относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку и др.

Право на экономическую деятельность предусматривает свободное использова­ние человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономи­ческой деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринима­тельства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хо­зяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Право частной собственности с одинаковым основанием можно рассматри­вать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также — од­ной из основ конституционного строя, как это установлено ст. 8 и 9 Конституции РФ.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закрепленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работода­телей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Список литературы

1.     Конституция РФ. – М.: Проспект, 2000. - 48 с.

2.     Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998. – 430 с.

3.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01.// СЗ РФ. – 2002. - № 1. – Ст. 4 (вступ. в силу с 01.02.02.).

4.     Александрова З. О., Коренной А. М., Луговой А. Н. и др. Комментарий к  Трудовому кодексу РФ. - М.: Юристъ, 2002. – 435 с.

5.     Гулиев В. Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. - М.: БЕК, 2003. – 39 с.

6.     Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России, М.: ЮРИСТЪ, 2004. -  519 с.

7.     Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2002. – 688 с.

8.     Международная защита прав и свобод человека. -  М.: ЮНИТИ, 2004. – 490 с.

9.     Толкунова В. Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: ТК Велби, 2004. – 320 с.

10.           Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство. - М.: Зерцало, 2005. -  313 с.


[1] Ст. 34 Конституции РФ. – М.: Проспект, 2000.

[2] Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998.

[3] Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство. - М.: Зерцало, 2005. С. 112.

[4] Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2002. С. 118.

[5] Там же. С. 119.

[6] Там же. С. 123.

[7] Конституция РФ. – М.: Проспект, 2000.

[8] Ст. 35 Конституции РФ. – М.: Проспект, 2000.

[9] Конституция РФ. – М.: Проспект, 2000.

[10] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01.// СЗ РФ. – 2002. - № 1. – Ст. 4 (вступ. в силу с 01.02.02.).