Содержание

Задача 1. 3

Задача 2. 4

Задача 3. 4

Задача 4. 5

Задача 5. 5

Задача 6. 7

Задача 7. 8

Задача 8. 8

Задача 9. 9

Задача 10. 10

Список литературы.. 11

Задача 1

Вы являетесь главным менеджером предприятия легкой промышленности. Вам поручено, используя ИСУ, изучить рынок сбыта. Как Вы это сделаете?

Решение:

Прежде всего, нужно выяснить, пригодна ли имеющаяся база данных для решения задачи изучения рынка сбыта. Для этого с помощью ИСУ необходимо из базы данных запросить из базы данных следующие блоки информации[1]:

1)      ассортиментный набор реализуемой продукции;

2)      информацию об остатках товаров на складах для определения соответствия спроса и предложения каждого товара на рынке;

3)      аналогичный набор данных о поставщиках-конкурентах;

4)      информацию о ценах на аналогичные товары и на товары-заменители,

5)      информацию о покупателях, поставщиках, посредниках и т.п. для сегментации потребителей и спроса;

6)      наборы числовых данных в базу данных, содержащую статистическую информацию по всем аспектам маркетинговой деятельности (статистики по всем показателям процесса сбыта).

Если база данных, которую менеджер должен использовать, содержит эту информацию, то данную ИСУ нужно считать пригодной для решения задачи изучения рынка сбыта.

После получения нужной информации, менеджер, используя ИСУ, должен приступить к анализу динамики различных показателей и их взаимосвязей методами математической статистики, причем методы статистической обработки данных и прогнозирования числовых характеристик рынка сбыта должны быть интегрированы в ИСУ для удобства их использования.

Задача 2

Вы являетесь менеджером завода, выпускающего нити накаливания. Какую информацию о состоянии производства и выпуске продукции целесообразно ввести в ИСУ данного предприятия?

Решение:

При проектировании и ведении ИСУ необходимо вносить информацию о следующих аспектах производственного процесса[2]:

1)         наборе параметров нитей накаливания и их выполнение (данные о контроле качества как целях производственного процесса);

2)         структурировании процесса производства по технологическим подпроцессам (цехам, производственным линиям, обслуживанию и т.п.);

3)         ответственности каждого технологического процесса за определенный параметр в характеристике нитей накаливания;

4)         потребностях в персонале и об обеспеченности персоналом в данный момент;

5)         потребности производственной линии в техническом уходе и ремонте, а также о техническом состоянии производственной линии в данный момент (степени износа).

6)         потребности в сырье и объемах поставок сырья для производства нитей накаливания;

7)         объеме планового и фактического выпуска продукции.

Задача 3

Вам поручено сформировать программное обеспечение ИСУ. Какие программы и программные средства Вы выберите для этого?

Решение:

Минимальный набор программного обеспечения должен включать базу данных и систему управления базой данных.

Подбор программных средств во многом зависит от конкретных задач, решаемых этими программными продуктами. В самом простом случае в качестве базы данных можно использовать MS Access, MS Excel, либо FoxPro. Однако, для решения более сложных задач, таких как организация работы предприятия, при проектировании ИСУ следует обратиться к CASE-технологиям (Computer-Aided Software/System Engineering) и инструментальным CASE-средствам, позволяющим максимально систематизировать и автоматизировать все этапы разработки программного обеспечения. В этом смысле классическими можно считаь  CASE-средства ERwin и BPWin фирмы PlatinumTechnology, S-Designer фирмы Sybase, Rational Rose компании Rational Software[3].

Кроме того, каждое предприятие может разрабатывать собственные программные средства в одной из таких известных и распространенных средах, как C++ Builder, Delphi, Basic и другие языки высокого уровня.

Задача 4

Расставьте виды ИТ в соответствии с видами обрабатываемой информации:

Данные

Текст

Графика

Знания

Объекты реального мира

Базы данных

Текстовые редакторы

Графические редакторы

Базы данных

Информационные системы управления

Задача 5

Вас в качестве менеджера пригласили на убыточное предприятие, чтобы помочь ему наладить эффективную работу. Какие вопросы Вы должны задать специалистам и руководству завода? Задавая вопросы, продемонстрируйте Ваши знания системного подхода при построении ИСУ.

Решение:

Применение системного подхода предполагает разбиение деятельности на подсистемы и объединения всех подсистем в систему – построения дерева целей деятельности будущей фирмы Основная цель – налаживание эффективной работы предприятия; цели второго уровня: налаживание поставок сырья, производства и сбыта – достижение целей второго уровня приводит к достижению главной цели. После определения целей всех уровней необходимо определить конкретные действия по их достижению, начиная с целей самого низкого уровня – построение дерева решений. В этом и заключается применение системного подхода[4].

Для реализации системного подхода вопросы руководству предприятия должны быть такими, чтобы, получив на них ответы, можно было спроектировать ИСУ, выделяя в ней подпроцессы, отвечающие за решение каждой из выделенных подпроблем, обозначенных в вопросах.

Вопросы следующие:

1.            От каких факторов зависит прибыльность (убыточность) предприятия (этот вопрос направлен на то, чтобы выделить подпроблемы главной проблемы налаживания эффективной работы и построение дерева целей)?

2.            Что конкретно нужно делать для решения каждой подпроблемы (вопрос необходим для построения дерева решений главной проблемы)?

3.            Каковы должны быть показатели, при которых каждая из выделенных подпроблем и главная проблема может считаться решенной (вопрос необходим для задания показателей, при достижении которых проблема может считаться решенной)?

 

Задача 6

При прежнем компонентном подходе руководство ресторана стремилось:

1.                              Определить оптимальные размеры производственных площадей и технологический процесс приготовления пищи.

2.                              Установит оптимальный характер процессов обслуживания.

3.                              Определить оптимальную площадь зала обслуживания и оптимальный процесс получения платы от посетителей.

При таком подходе возможности для приготовления пищи могут быть великолепными и в то же время обслуживание может оказаться весьма неудобным и неэффективным с точки зрения посетителей. Сам процесс обслуживания может быть оборудован, но зал обслуживания может быть оборудован для приема посетителей и получения платы таким образом, чтобы установленный  процесс обслуживания будет нелегко сочетать с условиями работы зала обслуживания.

Что должна была предпринять администрация ресторана в подобных случаях?

Решение:

Администрация ресторана должна применять системный подход в проектировании процесса работы ресторана. В рамках системного подхода все компоненты процесса – приготовление пищи, обслуживание клиентов, оборудование зала и взимание платы – рассматриваются во взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимообусловленности.

Описанная проблемная ситуация как раз и заключается в том, что все компоненты невзаимосвязаны, и улучшение одного из них происходит за счет ущерба другого, чего не бывает при применении системного подхода.

Задача 7

Президент фирмы собирает на совещание своих трех ведущих управляющих для обсуждения планов создания фирмы. Примените системный подход к этому процессу.

Решение:

Согласно системному подходу, будущую деятельность всех трех менеджеров необходимо, во-первых, рассматривать как элементы деятельности предприятия как системы, во-вторых, деятельность каждого менеджера, в свою очередь, нужно рассматривать как систему, разделяющуюся на подсистемы. Деятельность фирмы, трактуемая как система, имеет цель своей деятельности – для фирмы это получение прибыли – трактуемая как главная цель или цель первого порядка (уровня). Для достижения цели первого уровня необходимо сформулировать несколько целей более низких уровней, что соответствует делению деятельности фирмы как системы на подсистемы. Таким образом, системный подход предполагает рассмотрение каждого объекта (в данном случае предприятия) как системы, состоящей из подсистем. Также, в рамках данного подхода нужно рассматривать проблему – создание предприятия – как проблему, состоящую из подпроблем[5].

В связи с этим президенту фирмы необходимо поручить каждому из менеджеров достижение одной из целей второго уровня. В свою очередь, каждый из менеджеров для себя определяет цели третьего уровня. Например, для налаживания поставок сырья необходимо: найти поставщиков, выбрать из них оптимальных по соотношению цена-качество-надежность, обеспечить транспорт, хранение и т.д.

Задача 8

На предприятии, менеджером которого Вы являетесь, выявлено несоответствие организационной структуры управления сообщениям о функционировании фирмы. Что необходимо соблюдать для устранения этого несоответствия.

Решение:

Для устранения указанного несоответствия необходимо выделить главную цель деятельности предприятия, толкуя цели деятельностей различных отделов фирмы как цели более низких рангов; тогда информация о деятельности отделов должна будет проверяться на соответствие целям более низкого порядка, а добиться такого соответствия гораздо проще, чем соответствие каждого сообщения о деятельности фирмы главной цели деятельности фирмы. Такой подход называется системным[6].

Применяя системный подход, проблему можно сформулировать как приведение в соответствие главной цели деятельности предприятия и целей более низкого ранга. Этим можно добиться соответствия организационной структуры управления сообщениям о функционировании фирмы.

 

Задача 9

Вам поручено усовершенствовать процесс сбыта продукции фирмы. Выберите те сферы деятельности в области сбыта продукции, где можно ввести усовершенствования с помощью информационных систем.

Решение:

Внедрение информационных технологий для усовершенствования процесса сбыта продукции фирмы необходимо проводить по следующим направлениям:

1)           создание базы данных, в которой отражались бы конкуренты, цены на аналогичные товары и на товары-заменители, дефицит на рынке, платежеспособность покупателей, сегментация потребителей, опрос, анкетирование покупателей, поставщиков, посредников и т.п.;

2)           занесение числовых данных в базу данных, содержащую статистическую информацию по всем аспектам маркетинговой деятельности (статистики по всем показателям процесса сбыта);

3)           использование данных, содержащихся в БД для анализа динамики различных показателей и их взаимосвязей методами математической статистики.

Задача 10

Директор банка поручил Вам создать сеть ИСУ, состоящую из 7 абонентских пунктов. Постройте схему ИСУ и приведите пример такой сети.

Решение:

Общее построение ИСУ – построение локальной сети на основе технологии  «Звезда». Ее структурная схема показана на рисунке.

Каждый компьютер (и т.п.) подключен отдельным проводом к отдельному порту устройства, называемого концентратором или хабом (Hub) .

 

Список литературы

1.     Диев В. С. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. – Новосибирск: НГУ, 1998. – 164с.

2.     Литвак Б.Г. Теория систем и системный анализ с приложениями к менеджменту организации. – М.: Дело. 2004. – 392с.

3.     Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004. – 360с.

4.     Смирнов Э. А. Информационные системы управления: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 271с.

5.     Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Системный анализ и разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – 140с.


[1] Смирнов Э. А. Информационные системы управления: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с. 67.

[2] Литвак Б.Г. Теория систем и системный анализ с приложениями к менеджменту организации. – М.: Дело. 2004. – с. 166.

[3] Смирнов Э. А. Информационные системы управления: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с. 149-150.

[4] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Системный анализ и разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – с. 12.

[5] Фахрутдинова А.З., Бойко Е.А. Системный анализ и разработка управленческого решения: Учеб.-метод. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – с. 16.

[6] Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004. – с. 89.