Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты управления поведением в организации. 4

1. 1. Стиль руководства в управленческой практике. 4

1.2. Особенности эффективного управления. 6

1. 3. Факторы, влияющие на эффективность управления. 8

2. Факторы, влияющие на поведение руководителя в Муниципальной клинической больнице № 11. 11

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Приложения. 16

Введение

Управление персоналом, как и управление любыми другими ресурсами, является составляющей управленческой деятельности, так как по определению все руководители исполняют, согласно иерархии, свои роли в достижении целей организации, и контроля деятельности других людей, обычно своих подчиненных. Поэтому руководители должны обеспечить условия для предоставления необходимого организации персонала, набираемого с внешнего рынка труда, и заботиться об его эффективном использовании для достижения организационных целей[1]. В этом заключается актуальность данной работы.

Целью работы является рассмотрение факторов, влияющих на поведение руководителя.

В работе поставлены следующие задачи:

·        рассмотреть стиль руководства в управленческой практике;

·        рассмотреть особенности эффективного управления;

·        рассмотреть факторы, влияющие на эффективность управления;

·        провести анализ поведения руководителя урологическом отделении  Муниципальной клинической больницы № 11.

1. Теоретические аспекты управления поведением в организации

1. 1. Стиль руководства в управленческой практике

Сущностное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием "стиль управления". Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств.

В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют его поведение не вообще, а типическое, "устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях". Традиционно исследователи различают три классических стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Разумеется, существующие стили есть только абрис множества оттенков и специфики управленческого взаимодействия.

При анализе стилей руководства ряд авторов находит больше всего негативного в авторитарном стиле руководства. Авторитарность лежит в основе абсолютного большинства производственных конфликтов из-за стремления субъекта к единовластию. Претензия автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и, в конечном счете, отрицательно влияет на эффективность работы. Автократ своим своеволием парализует работу коллектива, на который опирается. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Недовольные и обиженные подчиненные могут его подвести и дезинформировать. Запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей, интересы предприятия им чужды, при малейшей возможности они реализуют "право" позаимствовать собственность хозяина.

В современной интерпретации авторитарный стиль имеет и сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их выполнение, позволяет стабилизировать ситуацию в конфликтных коллективах. Этот стиль может быть эффективным в кризисных ситуациях, а также в условиях низкого профессионального уровня и слабой трудовой мотивации сотрудников. Он необходим в условиях низкого культурного уровня объекта управления, слабых управленческих связей в экстремальных ситуациях (аварии, техногенные катастрофы, трудовые конфликты)[2].

Вариантом авторитарного стиля управления является патерналистский. Он предполагает обращение с подчиненными, как с "детьми" и их трудовую мотивацию опосредует через личную зависимость от руководителя. Служебная информация распространяется сверху вниз в зависимости от "благосклонности" руководства, контроль деятельности осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Власть никому не делегируется и концентрируется у руководителя, который "царь, бог и воинский начальник". Этот стиль управления характерен для традиционного общества[3].

В последнее время оценки стилей управления среди исследователей в значительной степени изменились. Если либеральный и авторитарный не так давно характеризовали преимущественно негативно, а демократический считался самым положительным, то сейчас пришло понимание, что оптимален тот стиль управления, который приносит предприятию больше прибыли, обеспечивает стабильность производства, поступательный характер развития фирмы. Все большее внимание уделяется субъективным, психологическим особенностям проявления профессиональной активности руководителя, его личностным характеристикам. Российский психолог Р. Шакуров отмечает, что каждое отдельное психическое качество включается в состав стиля не во всем объеме, а лишь в той мере и форме, в какой это необходимо для данной деятельности. Формы и степень проявления психических свойств регламентируются довольно жестко, так как управленческие роли имеют повышенную социальную значимость. Это не отменяет общего положения о том, что эффективность решений руководителя в конкретной производственной ситуации зависит, прежде всего от объективных внешних условий и факторов.

Поскольку существует множество взглядов на стили управления, то с точки зрения результатов необходимо стремиться к их синтезу. Хороший результат может быть достигнут не только благодаря эффективному управлению людьми, но и просто под влиянием случайностей.

По моему мнению,  не существует универсального, наилучшего стиля управления. Нелинейность развития социальных событий и слабая прогнозируемость общественных взаимосвязей, особенно на среднесрочный и долгосрочный периоды, требуют от руководителя адекватной оценки ситуации, творческого анализа объективных ограничений и субъективных возможностей их преодоления, прогнозирования последствий принятия решений. Иначе говоря, современная ситуация требует от руководителя применения на практике всего арсенала управленческой науки вкупе с сознательным использованием сильных сторон личности управленца.

1.2. Особенности эффективного управления

Поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождаются более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы.

1. Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе.

Здесь, прежде всего, следует упомянуть работы Ф. Фидлера. Он  предположил, что эффективность работы группы будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от того, насколько выбранный стиль управления учитывает особенности подчиненных и, во-вторых, от того, какими возможностями располагает руководитель, чтобы влиять на их поведение.

Изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, Фидлер пришел к выводу о том, что эффективный лидер должен попеременно демонстрировать то тот, то другой стиль управления (в зависимости оттого, что именно требуется в конкретной ситуации)[4].

Фидлер выделил 3 группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:

1.     Взаимоотношение руководителя с подчиненными (степень доверительности их отношений, взаимного уважения);

2.     Характер регламентации труда.

3.     Возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.

В соответствии с этим Фидлер предложил 2 основных направления повышения эффективности руководящей деятельности:

А) приспособить лидера к ситуации (посредством его подбора, обучения и переобучения, а также стимулирования).

Б) изменить ситуацию.

2. Теории харизматических качеств лидеров.

В последнее время появился целый ряд новых теорий лидерства, среди которых особое распространение получили теории харизматических  качеств лидеров. Были сделаны попытки сформулировать те качества лидеров, которые придают им в глазах тех, кого они ведут за собой, ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяющий увлекать за собой людей. Назовем некоторые из этих качеств:

·        практически полная уверенность в своих суждениях и способностях;

·        умение видеть перспективу лучше, чем остальные;

·        способность увлечь своей идеей остальных, умело разъясняя и убеждая;

·        преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность;

·        нетрадиционное поведение.

Установлено, что те, кто идет за лидерами, обладают харизматическими качествами, отличаются высокой мотивацией, способностью работать с энтузиазмом и достигать исключительно высоких результатов.

3. Этические аспекты работы руководителя.

Известно, что этика отношений в организации во многом определяется этикой поведения ее руководителей: важно то, что они говорят, но еще важнее то, что они делают. Так, например, если руководители используют, например, средства организации в своих личных целях, то это может стать неписаной нормой поведения и для других членов организации. То же самое касается и продвижения сотрудников. Если при поощрении сотрудников и их продвижении, предпочтение отдается тем, кто достигает желаемых результатов весьма сомнительными способами, то этими способами охотно будут пользоваться и остальные сотрудники.

1. 3. Факторы, влияющие на эффективность управления

К числу этих объективных факторов следует отнести величину предприятия и количество его сотрудников. К ним также относятся особенности производственной деятельности. Промышленное предприятие, фондовая биржа, сельскохозяйственный кооператив, универмаг или научно-исследовательский институт объективно отличаются и характером труда, и качеством рабочей силы, и спецификой управленческих механизмов. На управление влияют особенности выполняемых производственных задач, условия их реализации, способы и средства деятельности.

В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на достижение результатов управления. Основаниями для выделения служат положение по отношению к субъекту управления (факторы внешние и внутренние), а также векторы активности субъекта (структурные и активизирующие). Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность управления ситуацией. Они приведены в таблице.

Управление структурными факторами для субъекта означает, прежде всего, управление делами, а активизирующими - людьми (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на эффективность управления

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

1

2

Активная политика конкурентов

Психологический климат в коллективе

Внезапные изменения в экономическом положении клиентов

Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе

Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия

Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени

Общественно значимые события

Болезни руководителей и сотрудников

Структурные изменения в обществе

Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т.д.)

Неблагоприятные погодные условия

Производственные конфликты

Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников

Увольнение или прием на работу новых сотрудников

Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей

Расширение или сокращение деятельности организации

Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство

Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи

Миграционные процессы, ухудшающие качество населения

Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм

Резкие колебания на финансовых рынках

Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби)

1

2

Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья

Факторы охраны имущества и безопасности труда

Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства

Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство

Новые технологии производства товаров и услуг

Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития

Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда

Административный контроль, система поощрения и взыскания

Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства

Позитивная мотивация творческого и производительного труда сотрудников

Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Владение активизирующими факторами предполагает доминанту творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, чутья ситуации и проблемы. Позитивная деятельность возможна, когда руководитель профессионально владеет методами управления обоими типами факторов. Хороший результат обеспечивается эффективной деятельностью лишь на коротком отрезке времени.

Активизирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, структурные - область технических навыков. Относительная доля факторов собственно процесса управления растет за счет сокращения технических умений по мере возрастания организационного уровня. В индивидуально-ситуативном стиле большое значение имеет умение руководителя налаживать межличностные отношения. Использование сильных сторон личности руководителя, что существенно для достижения высоких результатов. Факторы, влияющие на стиль руководства, не могут быть однопорядковыми, идентичными. Одни из них действуют постоянно, другие временно[5]. К постоянным факторам влияния относятся окружающая среда, социальные нормы, типичные черты личности, производственная ситуация; к временным - опыт руководства, эмоции, психологический климат в коллективе.

2. Факторы, влияющие на поведение руководителя в Муниципальной клинической больнице № 11

Рассмотрим факторы, влияющие на поведение руководителя в урологическом отделении Муниципальной клинической больницы № 11.

Заведующий отделением

 
Структура отделения представлена на рис. 1

Врачи - ординаторы

 

Рисунок 1 – Организационная структура управления урологического отделения

Согласно теории Фидлера, рассмотренной выше, существует три фактора, влияющие на поведение руководителя:

1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

3. Должностные полномочия. Это - объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Проанализировав сочетание данных факторов в исследуемой организации, отметим особенности стиля руководства.

Коллектив работает вместе несколько лет, отношения между членами коллектива можно характеризовать как доброжелательные, задача ставится руководством четко и ясно.

Основными нормативными документами, действующими в отделении, являются должностные инструкции персонала[6] (Приложение), а также правила внутреннего распорядка. Согласно последним, отделение работает по следующему графику: вторник – четверг – воскресенье – круглосуточно, в остальные дни – планово с 8 до 16.

Заведующий отделением, согласно должностной инструкции (Приложения) осуществляет руководство работой медицинского персонала, всей диагностической, лечебно-профилактической и административно-хозяйственной работой урологического отделения.

Должность заведующего отделения занимает квалифицированный врач, имеющий практический стаж работы по данной специальности 5 лет, а также теоретические знания в пределах требований высшей категории по аттестации врачей-специалистов и обладающий организаторскими способностями.

Непосредственно подчиняется заместителю главного врача больницы по медицинской части. В своей работе руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, а также должностной инструкцией.

Заведующему отделению непосредственно  подчинятся три врача-уролога и старшая медицинская отделения. Распоряжения заведующего являются обязательными для всего персонала отделения и четко выполняются.

В полномочия заведующего отделением входят: подбор и расстановка кадров в отделении, контроль деятельности врачей – ординаторов и младшего медицинского персонала, отдача и контроль исполнения указаний и распоряжений сотрудникам отделения в соответствии с уровнем компетенции и квалификации, представление администрации больницы подчиненных ему сотрудников к поощрению и взысканию.

Анализируя поведение отношения руководителя и подчиненных в урологическом отделении, можно отметить, что задача, поставленная руководителем хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчиненными также хорошие, что создает максимальную возможность для оказания влияния. Самым эффективным стилем руководства здесь будет ориентация на задачу. Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства - это быстрота действия и принятия решения, единство цели и строгий контроль за работой подчиненных. Таким образом, для успешности производства автократичный стиль изначально является эффективным инструментом достижения целей организации при условии, что исполнители охотно сотрудничают с руководителем. В этой ситуации самым подходящим будет стиль руководства, ориентированный на задачу, потому что отношения между руководителем и подчиненными уже хорошие. Поэтому руководителю не нужно тратить много времени на поддержание этих отношений. Кроме того, поскольку руководитель имеет значительную власть, а задача имеет рутинный характер, подчиненные повинуются указаниям руководителя и почти не нуждаются в помощи. Поэтому роль руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы говорить, что нужно сделать.

Заключение

Таким образом, в работе решены поставленные задачи, а именно: рассмотрены стили управления, рассмотрены особенности эффективного управления, а также рассмотрены факторы, влияющие на эффективность управления и проведен анализ поведения руководителя в урологическом отделении Муниципальной клинической больнице № 11.

Традиционно исследователи различают три классических стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. По моему мнению,  не существует универсального, наилучшего стиля управления. Современная ситуация требует от руководителя применения на практике всего арсенала управленческой науки вкупе с сознательным использованием сильных сторон личности управленца.

К постоянным факторам влияния на эффективность управления относятся окружающая среда, социальные нормы, типичные черты личности, производственная ситуация; к временным - опыт руководства, эмоции, психологический климат в коллективе.

Существует множество теорий управления, в настоящей работе более полно освещена теория Фидлера, согласно которой существуют 3 группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом: взаимоотношение руководителя с подчиненными (степень доверительности их отношений, взаимного уважения); характер регламентации труда; возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.

В анализируемой организации наиболее подходящим будет являться стиль руководства, ориентированный на задачу, потому что отношения между руководителем и подчиненными уже хорошие. Поэтому руководителю не нужно тратить много времени на поддержание этих отношений. Кроме того, поскольку руководитель имеет значительную власть, а задача имеет рутинный характер, подчиненные повинуются указаниям руководителя и почти не нуждаются в помощи.

Список литературы

1.     Веснин В. Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2003. - 173 с.

2.     Винокуров В.А. «Организация стратегического управления на предприятии». – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 230 с.

3.     Герчикова И.Н. Менеджмент.— М.: Гардарики, 1995.

4.     Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: ИНФРА, 2002.-548с.

5.     Должностные инструкции медицинских работников.

6.     Кадровое прогнозирование. – М.: Просвещение, 2000.-570с.

7.     Менеджмент / Под ред. П. А. Кохно. – М.: Финансы и статистика, 1993.

8.     Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. – Л.: Лениздат, 1992.

9.      Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов,  А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Приложения

1. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛЕНИЕМ

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Заведующий отделением больницы осуществляет руководство работой медицинского персонала, всей диагностической, лечебно-профилактической и административно-хозяйственной работой вверенного ему отделения.

На должность заведующего отделением назначается квалифицированный врач, имеющий практический стаж работы по данной специальности не менее 3-х лет, а также теоретические знания в пределах требований 1-ой или высшей категории по аттестации врачей-специалистов и обладающий организаторскими способностями.

Назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению заместителя главного врача по медицинской части в соответствии с действующим законодательством.

Непосредственно подчиняется заместителю главного врача больницы по медицинской части.

В своей работе руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей инструкцией.

Распоряжения заведующего являются обязательными для всего персонала отделения.

II. ОБЯЗАННОСТИ

1. Организует и обеспечивает своевременное обследование и лечение больных в отделении на уровне современных достижений медицинской науки и практики.

2. Распределяет больных между врачами отделения, сам ведет положенное количество больных.

3. Дежурит в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни по больнице и в приемном отделении или на дому, согласно графику, утвержденному заместителем главного врача больницы по медицинской части

4. Осуществляет регулярный контроль за работой врачей отделения, в том числе за правильностью поставленных диагнозов, качеством проводимого лечения.

5. Анализирует показатели деятельности отделения за квартал и за год; составляет план работы отделения на следующий год.

6. Проводит ежедневные обходы больных совместно с врачами и старшей медицинской сестрой.

7. Осматривает вновь поступивших больных, а также больных, находящихся в тяжелом состоянии.

8. Проводит клинические разборы всех случаев, представляющих затруднения в диагностике и лечении, случаев расхождения диагнозов, а также всех случаев смерти в отделении.

9. Решает вопросы выписки больных из отделения, проверяет и подписывает истории болезни и эпикризы на выписавшихся больных и при переводе больных в другое отделение.

10. При необходимости вызывает консультантов различных специальностей, по представлению лечащего врача, для решения диагностических и лечебных вопросов.

11. Контролирует правильность и своевременность составления старшей медицинской сестрой требований в аптеку на медикаменты, перевязочный материал, медицинский инвентарь, заверяет их своей подписью.

12. Следит за правильностью хранения, использования, учета расхода перевязочного материала, медикаментов, в том числе наркотических, сильнодействующих препаратов и препаратов, подлежащих количественному учету.

13. В отделениях хирургического профиля составляет график операций на неделю, следит за его выполнением, участвует в проведении плановых и экстренных операций, требующих его квалификации.

14. Проверяет обоснованность и правильность выписки листков нетрудоспособности, правильность и своевременность направления больных на КЭК (клинико-экспертную комиссию).

15. Контролирует режим дня для больных.

16. Принимает меры по профилактике внутрибольничных инфекций.

17. Контролирует общее и лечебное питание больных.

18. Ежедневно присутствует при приеме смены дежурным медицинским персоналом.

19. Немедленно доводит до сведения главного врача или его заместителя по медицинской части обо всех чрезвычайных происшествиях в отделении (внезапная смерть больных, несчастные случаи, случаи внутрибольничных инфекций и др.) и о принятых мерах. Ставит в известность об этом дежурного врача по больнице.

20. Осуществляет контроль за качеством ведения всей медицинской документации отделения.

21. Организует и проводит мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала путем проведения занятий, клинических разборов, реферативных обзоров и т. д.

22. Своевременно доводит до сведения сотрудников отделения, в части их касающейся, приказы и распоряжения администрации, а также методические рекомендации и другие официальные документы.

23. Контролирует соблюдение всеми сотрудниками отделения правил внутреннего трудового распорядка больницы.

24. Систематически проводит производственные совещания с персоналом отделения.

25. Рационально организует труд врачей и медицинских сестер, внедряя элементы научной организации труда, используя передовой опыт лучших учреждений.

26. Способствует подготовке врачей отделения к аттестации.

27. Систематически повышает профессиональную квалификацию.

28. Проводит (1 раз в 2 недели) совместно со старшей медицинской сестрой обходы отделения с целью изучения санитарного состояния. Результаты обхода записывает в журнал.

29. Обеспечивает условия по профилактике заболеваемости, охране труда и технике безопасности сотрудников.

30. Утверждает график отпусков сотрудников отделения на год, подготовленный старшей медицинской сестрой и профоргом.

31. Проводит воспитательную работу в коллективе отделения, развивая в сотрудниках стремление к совершенствованию профессиональных знаний и навыков, чувство долга перед больными, коллегиальность, взаимопомощь, соблюдение норм этики поведения и принципов медицинской деонтологии.

32. Контролирует своевременность и правильность составления табелей на заработную плату и заверяет их своей подписью, по просьбе больного заверяет доверенность на получение денежных сумм и т. д.

 III. ПРАВА

Заведующий отделением имеет право:

1. Принимать непосредственное участие в работе администрации больницы по подбору кадров для работы в отделении.

2. Проводить расстановку кадров в отделении.

3. Решать вопросы перевода и выписки больных из отделения.

4. Приглашать консультантов из других учреждений и устраивать консилиум,по представлению лечащего врача, по согласованию с заместителем главного врача по медицинской части.

5. Проверять правильность ведения врачами-ординаторами историй болезни; отменять я назначать в установленном порядке дополнительные методы обследования и лечения больных.

6. Проверять правильность и полноту выполнения средним медицинским персоналом назначений лечащих врачей.

7. Отдавать распоряжения и указания сотрудникам отделения, в соответствии с уровнем их компетенции и квалификации, и контролировать их выполнение.

8. Выдвигать на обсуждение больничного Совета вопросы, связанные с улучшением деятельности отделения.

9. Принимать участие в разборе жалоб больных, тих родственников и сотрудников отделения.

10. Представлять администрации больницы подчиненных ему сотрудников к поощрению и вносить предложения о наложении взыскания.

11. Рекомендовать администрации больницы кандидатуру врача для замещения на время своего отсутствия (болезнь, отпуск, курсы усовершенствования и др.).

12. Принимать решения в пределах своей компетенции.

13. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

14. Участвовать в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с работой отделения.

15. Вносить предложения администрации больницы по вопросам улучшения работы отделения, а также организации и условий труда сотрудников отделения.

16. Периодически повышать свою профессиональную квалификацию (один раз в 5 лет) в системе учреждений (организаций), осуществляющих последипломную подготовку врачей.

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка больницы; за бездействие и непринятие решений, входящих в сферу его компетенции; персональную ответственность за подготовку врачей-интернов.

2. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА ОТДЕЛЕНИЯ

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Лечащий врач отделения организует и проводит лечебно-профилактическую помощь больным отделения.

На должность лечащего врача назначается лицо с высшим медицинским образованием, имеющее диплом и документ, подтверждающий специальность лечащего врача.

Назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению заведующего отделением, в соответствии с действующим законодательством.

Непосредственно подчиняется заведующему отделением и проводит работу под его руководством.

Работает по графику, утвержденному заместителем главного врача больницы по медицинской части.

В своей работе руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей инструкцией.

Распоряжения врача являются обязательными для среднего и младшего медицинского персонала отделения.

II. ОБЯЗАННОСТИ

1. Обеспечивает надлежащий уровень обследования и лечения больных в соответствии с современными достижениями медицинской науки и техники. В случае необходимости, организует консилиум врачей-специалистов, по согласованию с заведующим отделением и реализует рекомендации консультантов.

2. Обеспечивает необходимый уход за больными на основе принципов лечебно-охранительного режима и соблюдения правил медицинской деонтологии, а также выполнения больными установленного больничного режима.

3. Ежедневно, совместно с заведующим отделением и старшей медицинской сестрой проводит обход больных, отмечая основные изменения в их состоянии, происшедшие за сутки, и в зависимости от этого определяет необходимые мероприятия по лечению и уходу за больными.

4. В отделениях хирургического профиля представляет заведующему отделением больных для планового оперативного вмешательства, составляет предоперационный эпикриз, участвует в проведении оперативных вмешательств, перевязок и т. д. в пределах своей компетенции, обеспечивает послеоперационный уход за больными.

5. В отделениях хирургического профиля в течение рабочего дня обеспечивает оказание экстренной хирургической помощи больным под наблюдением и по согласованию с заведующим отделением.

6. Назначает диетическое питание.

7. Ведет истории болезни больных, внося в них полагающиеся данные, датируя все полученные сведения от больного или родственников, направления разных запросов, ответы на них и прочую документацию.

8. Заполняет истории болезни в установленном порядке:

а) на вновь поступившего больного - не позднее 24-х часов с момента его поступления в отделение.

б) первичный осмотр больного, поступившего до 15 часов, записывает в историю болезни в этот же день;

в) дневниковые записи в историю болезни больного делает ежедневно, 1 раз в 10-12 дней составляет этапный эпикриз. При изменении состояния больного частота записей в дневниках должна соответствовать характеру этих изменений;

г) при выписке больного записывает эпикриз в историю болезни и за подписью заведующего отделением сдает ее в день выписки старшей медицинской сестре отделения.

9. Докладывает заведующему отделением и КЭК (клинико-экспертной комиссии) больных, подлежащих выписке или переводу в другие отделения, а также на предмет изменения диагноза.

10. Проверяет правильность я своевременность выполнения средним и младшим медицинским персоналом назначений и указаний по лечению и уходу за больным.

11. Присутствует при вскрытии умерших в отделении больных.

12. Перед уходом из отделения сообщает в письменном виде дежурному врачу о тяжелобольных, требующих особого врачебного наблюдения.

13. В определенные часы принимает посетителей, сообщает им о состоянии больных и получает от них необходимые сведения.

14. Определяет временную нетрудоспособность больного и оформляет листки нетрудоспособности для больных, в порядке, предусмотренном действующей "Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан".

15. Следит за сроками перевода на инвалидность, своевременно заполняет необходимые для этого документы и посыльный лист на МСЭК, согласовав все вопросы с заведующим отделением.

16. В отсутствие заведующего отделением принимает участие в приеме смены дежурным медицинским персоналом, сообщает заступающей на дежурство смене о состоянии вновь поступивших больных, о проводимой им терапии.

17. Участвует в проведении занятий по повышению квалификации среднего и младшего персонала.

18. Дежурит по больнице и в приемном отделении в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни, согласно графика, утвержденного заместителем главного врача больницы по медицинской части.

19. Систематически повышает свою квалификацию путем активного участия в общебольничных конференциях, больничных Советах, клинических разборах больных, семинарах и кружках.

20. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка и следит за его соблюдением средним и младшим медицинским персоналом отделения.

21. Соблюдает правила и принципы врачебной этики и медицинской деонтологии.

III. ПРАВА

Лечащий врач имеет право:

1. Назначать и отменять (ранее назначенные самим врачом) любые лечебно-диагностические мероприятия, вытекающие из динамики состояния больного.

2. Осуществлять выписку и перевод больных в другое отделение больницы или другое лечебно-профилактическое учреждение по согласованию с заведующим отделением.

3. Привлекать, в необходимых случаях, врачей других специальностей для консультации и проведения лечения больным, а также направлять больных на консультацию и лечение в другие лечебно-профилактические учреждения по согласованию с заведующим отделением.

4. Отдавать распоряжения и указания среднему и младшему медицинскому персоналу отделения, в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации и контролировать их выполнение.

5. Периодически повышать свою профессиональную квалификацию на рабочем месте или в системе учреждений (организаций), осуществляющих последипломную подготовку врачей.

6. Получать информацию необходимую для выполнения своих обязанностей.

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка больницы; за бездействие и непринятие решений, входящих в сферу его компетенции.

3. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОТДЕЛЕНИЯ

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

На должность старшей медицинской сестры отделения назначается лицо со средним медицинским образованием, или лицо, допущенное в установленном порядке к занятию должности медицинской сестры и имеющее практический стаж работы по профилю не менее 5-ти лет.

Назначается и увольняется главным врачом больницы в соответствии с действующим законодательством.

Непосредственно подчиняется заведующему отделением и главной медицинской сестре больницы.

В своей работе руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей инструкцией.

Распоряжения старшей медицинской сестры являются обязательными для среднего и младшего медицинского персонала отделения.

Является материально-ответственным лицом.

II. ОБЯЗАННОСТИ

1. Организует труд среднего и младшего медицинского персонала и контролирует выполнение ими своих обязанностей.

2. Обеспечивает условия для нормальной работы врачей и общий порядок в отделении; контролирует наличие в кабинетах врачей необходимых медицинских бланков.

3. Обеспечивает правильность расстановки кадров среднего и младшего медицинского персонала с прикреплением каждого из них к определенным объектам обслуживания, с последующим утверждением заведующим отделением.

4. Производит своевременное замещение медицинских сестер и санитарок, вышедших на работу.

5. Обеспечивает систематическое пополнение отделения медицинским инструментарием, медикаментами, предметами ухода за больными, их распределение и контролирует использование.

6. Обеспечивает сохранность имущества и медицинского инвентаря в отделении и своевременный ремонт оборудования.

7. Сопровождает врачей во время обхода, отмечая все назначенные изменения в лечении и уходе за больными.

8. Контролирует своевременное и точное выполнение назначений врача медицинской сестрой процедурного кабинета и палатными медицинскими сестрами путем проведения регулярных обходов отделения.

9. Контролирует качество санитарной обработки всех вновь поступивших больных медицинскими сестрами.

10. Обеспечивает правильную организацию питания больных, контролирует получение и доставку пищи из пищеблока больницы, организует ее раздачу.

11. Выписывает порционные листки для бухгалтерии; составляет сведения о движении больных; контролирует своевременную сдачу историй болезни выписанных больных; обеспечивает своевременное получение из архива историй болезни; составляет график работы и табель на зарплату сотрудников отделения; ведет табель "Учета использования рабочего времени" сотрудников отделения.

12. Обеспечивает, по заданию заведующего отделением, индивидуальные посты у тяжелобольных.

13. Контролирует выполнение персоналом установленного режима дня отделения и соблюдение противоэпидемических мероприятий.

14. Обеспечивает и строго контролирует соблюдение правил асептики и антисептики персоналом отделения, особенно в процедурных, манипуляционных, перевязочных кабинетах и т. д.

15. Следит за четким соблюдением средним и младшим медицинским персоналом отделения, больными я посетителями правил внутреннего трудового распорядка и режима дня отделения.

16. Контролирует надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений отделения.

17. Обеспечивает правильность хранения и учет сильнодействующих, ядовитых и осободефицитных медикаментов.

18. Контролирует выполнение принципов лечебно-охранительного режима.

19. Под руководством заведующего отделением разрабатывает и контролирует выполнение планов повышения квалификации среднего я младшего медицинского персонала отделения; проводит практические занятия с медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом.

20. Контролирует выполнение правил приема и перевода в другие стационары, выписки больных средним и младшим медицинским персоналом отделения.

21. Подготавливает одежду и медицинскую документацию выписываемого больного и, в случае необходимости, обеспечивает больного сопровождающим лицом или транспортом.

22. Обеспечивает контроль за передачами для больных.

23. Систематически повышает профессиональную квалификацию.

24. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

25. Участвует в работе Совета медицинских сестер больницы и научно-практических конференциях для медицинских сестер.

26. Составляет график отпусков сотрудников отделения на год, представляет его на утверждение заведующему отделением, оформляет листки нетрудоспособности персонала, своевременно сдает их в отдел кадров, ведет установленный учет.

 

III. ПРАВА

Старшая медицинская сестра отделения имеет право:

1. Отдавать распоряжения и указания среднему и младшему медицинскому персоналу отделения в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации и контролировать их выполнение.

2. Требовать от среднего и младшего медицинского персонала и посетителей соблюдения режима дня отделения и правил внутреннего трудового распорядка больницы.

3. Вносить предложения заведующему отделением и главной медицинской сестре больницы о рациональной расстановке среднего и младшего персонала в зависимости от квалификации, опыта и отношения к труду.

4. Вносить предложения заведующему отделением я главной медицинской сестре больницы о поощрении и наложении взысканий среднему и младшему медицинскому персоналу.

5. Повышать свою профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке.

6. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

7. Принимать решения в пределах своей компетенции.

8. Принимать участие в совещаниях, проводимых в больнице и в отделении, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее компетенции.

9. Вносить предложения заведующему отделением и главной медицинской сестре по вопросам улучшения организации работы отделения, а также улучшения организация и условий своего труда и труда среднего и младшего медицинского персонала.

 IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка больницы; материальную ответственность, в соответствии с действующим законодательством и заключаемым с ней договором, за вверенное имущество.

 

 4. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПАЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОТДЕЛЕНИЯ

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

На должность палатной медицинской сестры назначается лицо со средним медицинским образованием.

Назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению заведующего отделением, в соответствии с действующим законодательством.

Непосредственно подчиняется старшей медицинской сестре отделения.

В своей работе руководствуется распоряжениями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией.

II. ОБЯЗАННОСТИ

1. Осуществляет уход и наблюдение за больными на основе принципов медицинской деонтологии.

2. Своевременно и точно выполняет назначения лечащего врача; в случае невыполнения назначений, независимо от причины, немедленно докладывает об этом лечащему врачу.

3. Организует своевременное обследование больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов и в лаборатории.

4. Наблюдает за состоянием больного, физиологическими отправлениями, сном. О выявленных изменениях докладывает лечащему врачу.

5. Немедленно сообщает лечащему врачу, а в его отсутствие заведующему отделением или дежурному врачу о внезапном ухудшении состояния больного.

6. Участвует в обходе врачей в закрепленных за нею палатах, докладывает о состоянии больных, записывает назначенное лечение и уход за больными, следит за выполнением назначений.

7. Осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленных и тяжелобольных (умывает, кормит, дает питье, промывает по мере надобности рот, глаза, уши и т. д.).

8. Принимает и размещает в палате больных, проверяет качество санитарной обработки вновь поступивших больных.

9. Проверяет передачи больным с целью недопущения приема противопоказанной пищи и напитков.

10. Изолирует больных в агональном состоянии, присутствует при смерти, вызывает врача для констатации смерти, подготавливает трупы умерших для передачи их в морг.

11. Сдает дежурство по палатам у постели больных. Принимая дежурство, осматривает закрепленные за нею помещения, состояние электроосвещения, наличие жесткого и мягкого инвентаря, медицинского оборудования и инструментария, медикаментов. Расписывается за прием дежурства в дневнике отделения.

12. Контролирует выполнение больными и их родственниками режима дня отделения. О случаях нарушений режима медицинская сестра докладывает старшей медицинской сестре.

13. Руководит работой младшего медицинского персонала и контролирует выполнение им правил внутреннего трудового распорядка.

14. Один раз в неделю производит взвешивание больных, отмечая вес больного в истории болезни. Всем поступившим больным производит измерение температуры тела 2 раза в день, записывает температуру в температурный лист.

15. При обнаружении у больного признаков инфекционного заболевания немедленно сообщает об этом лечащему врачу, по его распоряжению изолирует больного и немедленно производит текущую дезинфекцию.

16. По назначению врача осуществляет счет пульса, дыхания, измеряет суточное количество мочи, мокроты и т. д., записывает эти данные в историю болезни.

17. Следит за санитарным содержанием закрепленных за нею палат, а также личной гигиеной больных (уход за кожей, ртом, стрижкой волос и ногтей), за своевременным приемом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья, записывает смену белья в историю болезни.

18. Заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода.

19. В случае изменений в состоянии больного, требующих срочных мер, ставит об этом в известность врача отделения, а в отсутствие врачей - немедленно вызывает дежурного врача, оказывает экстренную доврачебную помощь.

20. Следит, чтобы больные получали пищу согласно назначенной диеты.

21. Следит, чтобы выданное больным лекарство было принято в ее присутствии.

22. Повышает свою профессиональную квалификацию путем посещения научно-практических конференций для среднего медицинского персонала и участия в конкурсе на звание "Лучшая по профессии".

23. Ведет необходимую учетную документацию.

24. В отсутствие сестры-хозяйки совместно с санитаркой отвечает за сохранность полученного белья для больных.

25. В отсутствие старшей медицинской сестры сопровождает во время обхода врачей отделения, дежурного врача, представителей администрации. Заносит в дневник отделения все сделанные замечания и распоряжения.

III. ПРАВА

Палатная медицинская сестра имеет право:

1. В отсутствие врача оказывать экстренную доврачебную помощь больным отделения.

2. Повышать свою профессиональную квалификацию на специальных курсах в установленном порядке.

3. Отдавать распоряжения санитарке и контролировать их выполнение.

4. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка больницы.

 

5. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ САНИТАРКИ-УБОРЩИЦЫ ОТДЕЛЕНИЯ

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

На должность санитарки-уборщицы назначается лицо, прошедшее индивидуальное обучение.

Назначается и увольняется главным врачом больницы в соответствии с действующим законодательством.

Непосредственно подчиняется старшей медицинской сестре и сестре-хозяйке отделения.

В своей работе руководствуется распоряжениями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией.

II. ОБЯЗАННОСТИ

1. Производит уборку помещений в соответствии с установленными правилами.

2. Помогает старшей медицинской сестре при получении медикаментов, инструментов, оборудования и доставке их в отделение.

3. Получает у сестры-хозяйки и обеспечивает правильное хранение и использование нательного белья, хозяйственного инвентаря и моющих средств.

4. Докладывает медицинской сестре отделения обо всех изменениях в состоянии больных, об их жалобах, о нарушении больными режима дня отделения.

5. Убирает прикроватные столики у лежачих больных после каждого приема пищи.

6. При обнаружении у больного инфекционного заболевания проводит текущую и заключительную дезинфекцию.

7. Следит за соблюдением больными правил личной гигиены: умывает, подмывает, причесывает и стрижет ногти больным, которые не могут этого делать по своему физическому состоянию.

8. По указанию палатной медицинской сестры отделения сопровождает больных в лечебно-диагностические кабинеты.

9. Выполняет функции курьера.

10. Немедленно сообщает сестре-хозяйке о замеченных неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации, в электроприборах и т. д.

11. Участвует в занятиях по сантехминимуму и повышению квалификации, проводимых в отделении для младшего медицинского персонала.

III. ПРАВА

Санитарка отделения имеет право:

1. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

2. Вносить предложения руководству отделения по улучшению организации и условий своего труда.

IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка больницы.


[1] Веснин В. Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2003. - 173 с.

[2] Кадровое прогнозирование. – М.: Просвещение, 2000.-570с.

[3] Винокуров В.А. «Организация стратегического управления на предприятии». – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 230 с.

[4] Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: ИНФРА, 2002.-548с.

[5] Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов,  А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др./ Под ред. М.М. Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

[6] Должностные инструкции медицинских работников.