Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Методика аудита расчетов с подотчетными лицами................ 6

1.1. Механизм проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами, с указанием источников информации для проверки................................................................................. 6

1.2. План и программа аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами..... 8

1.3. Вопросник по аудиту расчетов с подотчетными лицами...................................... 12

Глава 2. Аудит расчетов с подотчетными лицами на ООО «Силуэт» 17

2.1. Характеристика предприятия............................................................ 17

2.2. Организация учета расчетов с подотчетными лицами на ООО "Силуэт"........ 18

2.3. Учет расчетов с командированными работниками................................................. 22

2.4. Порядок учета налога на добавленную стоимость................................................... 25

2.5. Нарушения при учете расчетов с подотчетными лицами на ООО "Силуэт"... 27

Практическая часть.................................................................................... 31

Ситуация 1............................................................................................................................... 31

Ситуация 2............................................................................................................................... 32

Ситуация 3............................................................................................................................... 33

Заключение.................................................................................................. 37

Список литературы..................................................................................... 38

Введение

Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, и поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.

Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок - это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д.

Следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.

Если сотрудник предприятия направляется в командировку, то ему также выдаются деньги под отчет. При этом суточные за время командировки выплачиваются следующим образом:

- если командировка проходит на территории РФ - в российской валюте по нормам, установленным действующим законодательством;

- за время пребывания на иностранной территории - в иностранной валюте по нормам, установленным для работников, выезжающих во временные командировки из РФ за границу.

За день выезда в служебную командировку за границу суточные выплачиваются в размере 100 процентов установленных норм (в российской или иностранной валюте в зависимости от даты пересечения границы), а за день пересечения границы при возвращении в РФ суточные не выплачиваются.

В случае выезда в командировку за границу и возвращения из нее в тот же день работнику выплачиваются суточные в размере 50 процентов установленной нормы. При направлении работника в командировку в две или более страны суточные за день перемещения из страны в страну выплачиваются в размере 100 процентов по нормам страны, в которую направляется работник, и, как правило, в валюте страны, из которой работник убывает.

При предоставлении бесплатного жилого помещения в месте командировки выплата средств на эту цель не производится. Суммы за питание и другие личные услуги, включенные в счета за наем жилого помещения, оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат.

Если полученные под отчет суммы в иностранной валюте не были израсходованы полностью, то в соответствии с пунктом 4.4 Положения о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов следует:

- вернуть их в той валюте, в которой были получены;

- внести в кассу организации эквивалент суммы задолженности в рублях, исчисленной по курсу рубля к иностранным валютам, установленному ЦБ РФ на дату погашения задолженности;

- погасить сумму задолженности наличной иностранной валютой - другой, чем получена под отчет (только в том случае, если курс рубля к данной валюте устанавливается ЦБ РФ).

В последнем случае для расчета суммы задолженности применяется обменный курс, указанный в документе банка страны командирования (или страны обмена валюты), подтверждающем обмен выданной для оплаты командировочных расходов наличной иностранной валюты на другую наличную иностранную валюту. При отсутствии такого документа применяется курс, установленный ЦБ РФ на дату погашения задолженности.

Глава 1. Методика аудита расчетов с подотчетными лицами

1.1. Механизм проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами, с указанием источников информации для проверки

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть произведены безналичными расчетами, а также на расходы по командировкам. Расчеты с подотчетными лицами имеют место

практически на каждом предприятии и весьма разнообразны. Сюда относятся:

• приобретение запасных частей, материалов, канцелярских товаров, топлива за наличный расчет;

• оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;

• расходы на командировки по территории РФ и за границу;

• представительские расходы.

Все названные хозяйственные операции связаны с выдачей денежных средств из кассы предприятия или непосредственно из банка под отчет. Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким, несмотря на то что сами операции довольно однообразны, а методы и процедуры их проверки просты.

Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.

Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок — это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно многочислен и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:

• авансовые отчеты;

• журнал регистрации авансовых отчетов;

• приказы о направлении сотрудников в командировку;

• список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;

• сметы представительских расходов;

• приказы об утверждении смет представительских расходов. Многочисленные и разнообразные операции по расчетам с подотчетными лицами находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

• бухгалтерский баланс (ф. № 1) (строка баланса 246 — прочая Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев);

• отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

• Главная книга;

• журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами по счету 71 в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.

1.2. План и программа аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами

Проверяемая организация                                          УАЗ - СУАЛ

Период аудита                                                                10.03.04 - 13.04.04

Количество человеко-часов                                      432часа

Руководитель аудиторской группы                          Хайбуллина  Е.М.

Состав аудиторской группы                                      Пашнина  А.С.

                                                                                      Володина  Т.Ю.

                                                                                      Кондрашечкина  О.А.

                                                                                      Фотеева  А.Г.

                                                                                      Бадина  Е.А.

Планируемый аудиторский риск                              2%

Планируемый уровень существенности

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

1

Аудит правильности документального оформления операций по расчетам с подотчетными лицами

10.03.04-15.03.04

Пашнина  А.С.

Хайбуллина  Е.М.

2

Аудит  состояния синтетического и аналитического учета расчетов с подотчет­ными лицами

11.03.04-27.03.04

Кондрашечкина  О.А.

3

Аудит   полноты и правильности отражения расчетов с подотчетными лицами в учетных регистрах и отчетности

01.04.04.-09.04.04

Володина  Т.Ю.

4

Аудит  соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами

15.03.04-01.04.04

Фотеева  А.Г

Бадина  Е.А.

Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:

Руководитель аудиторской группы:

Программа аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами

Проверяемая организация                                          УАЗ - СУАЛ

Период аудита                                                                10.03.04 - 13.04.04

Количество человеко-часов                                      432часа

Руководитель аудиторской группы                          Хайбуллина  Е.М.

Состав аудиторской группы                                      Пашнина  А.С.

                                                                                      Володина  Т.Ю.

                                                                                      Кондрашечкина  О.А.

                                                                                      Фотеева  А.Г.

                                                                                      Бадина  Е.А.

Планируемый аудиторский риск                              2%

Планируемый уровень существенности

Перечень

аудиторских  процедур 

 по  разделам  аудита

Период проведения

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

1.

Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бух­галтерского учета.

10.03.04

Пашнина  А.С.

Хайбуллина  Е.М.

2.

Аудит оформления первичных учетных документов по учету расчетов с подот­четными лицами.

11.03.04

Пашнина  А.С.

Хайбуллина  Е.М.

3.

Установление объема и состава документов, подлежащих проверке в соответст­вии с установленной материальностью и рабочим планом проверки.

11.03.04

Кондрашечкина  О.А.

-Приказы  руководителя  о  проведении  инвентаризации;

-Приказ  о  составе комиссии;

-Ведомость  результатов, выявленных  инвентаризацией;

-Ж/ор. № 7, ведомость №7;

-Гл.книга;

-Баланс

4.

Проверка правильности проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами.

18.03.04

Кондрашечкина  О.А.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

5.

Проверка соответствия записей  по выдаче, использованию и возврату подотчетных сумм данным журнала-ордера № 7 или другого учетного регистра по счету 71.

21.03.04

Кондрашечкина  О.А.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

6.

Установление фактов выдачи денежных средств под отчет при наличии остатка! неизрасходованного предыдущего аванса и проверка своевременности возврата' неиспользованных подотчетных сумм.

01.04.04

Володина  Т.Ю.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

7.

Проверка наличия приказа об установлении круга лиц, которым предоставлено] право получать деньги под отчет

10.03.04

Пашнина  А.С.

Хайбуллина  Е.М.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

8.

Проверка соблюдения сроков, на которые выдаются авансы на операционно- хозяйственные расходы

5.04.04

Володина  Т.Ю.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

9.

Аудит правильности отнесения на себестоимость операционно-хозяйственных расходов из подотчетных сумм и оприходования приобретенных через подотчет­ных лиц материальных ценностей.

16.03.04

Кондрашечкина  О.А.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

10.

Аудит обоснованности предъявления бюджету НДС по приобретенным

матери­альным ценностям, оплаченным работам и услугам через подотчетных лиц.

15.03.04

Фотеева  А.Г

Бадина  Е.А.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

11.

Аудит правильности отнесения на себестоимость расходов по командировкам, в том числе ведение раздельного учета произведенных затрат в соответствии с ус­тановленными нормами и сверхнормативных расходов.

17.03.04

Кондрашечкина  О.А.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

12.

Аудит правомерности включения в совокупный доход работников для целей на­логообложения сумм, превышающих расходы в пределах установленных норм (кроме сверхнормативных расходов по найму жилого помещения), а также рас­ходов на личные нужды.

19.03.04

Кондрашечкина  О.А.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

13.

Проверка правильности расчетов с лицами, не работающими в организации, по Служебным поездкам за счет проверяемой организации.

27.03.04

Кондрашечкина  О.А.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

14.

Аудит обоснованности предъявления бюджету НДС по транспортным докумен­там, счетам гостиниц, за пользование постельными принадлежностями.

25.03.04

Фотеева  А.Г

Бадина  Е.А.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

15.

Проверка правильности ведения раздельного учета расчетов с подотчетными ли­цами в валюте и параллельно в рублях.

12.03.04

Пашнина  А.С.

Хайбуллина  Е.М.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

16.

Аудит правильности учета курсовых разниц по расчетам с подотчетными лицами в иностранной валюте.

12.03.04

Пашнина  А.С.

Хайбуллина  Е.М.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

17.

Проверка правомерности получения в банке валюты на командировочные расходы через уполномоченных организации, своевременности и полноты ее оприходования и выдачи в подотчет

7.04.04.

Володина  Т.Ю.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

18.

Проверка своевременности и полноты возврата неизрасходованной валюты в организации и ее зачисления на текущий валютный счет.

09.04.04

Володина  Т.Ю.

-Авансовые  отчеты  и  оправдательные  документы  к  авансовым  отчетам;

-Ж/ор. № 7;

-Ведомость № 7

Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:

Руководитель аудиторской группы:

1.3. Вопросник по аудиту расчетов с подотчетными лицами

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля при ведении расчетов с подотчетными лицами для аудитора служат: отсутствие на предприятии утвержденного приказом руководителя предприятия списка лиц, которым разрешено получать в кассе наличные деньги под отчет; несоблюдение приказа об ограничении числа лиц, получающих наличные деньги в кассе под отчет; отсутствие на предприятии системы подачи письменных заявлений на выдачу наличных денег из кассы с обоснованием необходимости приобретения определенных материальных ценностей или оплаты работ, услуг; несоблюдение установленных учетной политикой предприятия или отдельным приказом руководителя сроков отчета о полученных суммах и возврата остатков неизрасходованных подотчетных сумм; задолженность подотчетных лиц, не погашенная в установленные сроки; списание просроченной задолженности подотчетных лиц по истечении сроков исковой давности на финансовые результаты деятельности предприятия; отсутствие оправдательных документов или наличие документов неудовлетворительного качества, приложенных к авансовым отчетам; отсутствие визы руководителя предприятия или иного уполномоченного лица, утверждающей авансовые отчеты; выдача денег под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия, без соответствующего основания.

Ответственность за ведение учета расчетов с подотчетными лицами возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера.

Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами целесообразно использовать вопросник (табл. 1)

Таблица 1

Вопросы для проверки расчетов с подотчетными лицами

п/п

Вопрос

Вариант ответа

Информация или документ, который следует запросить

Назначаемая аудиторская процедура (см. п.4)

Номер следующего вопроса

Номер вывода

1

Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию

Нет

1

Да

Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды

«Подотчет 1.1.1»

2

Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам

Нет

2

Да

Журнал-ордер № 7

«Подотчет 1.1.2»

Продолжение таблицы

3

Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия (приказы) при направлении работников в командировки

Нет

3

Да

Письменные распоряже-ния руково-дителя

«Подотчет 2.1.2»

4

Облагаются ли налогом на доходы физических лиц суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия

Нет

4

Да

Приказ руководителя о возмещении

«Подотчет 2.2.1»

5

Организован ли аналитический учет командировочных расходов в пределах и сверх норм для целей налогообложения

Нет

5

Да

«Подотчет 2.1.5»

6

Организован ли аналитический учет представительских расходов в пределах и сверх норм для целей налогообложения

Нет

7

- Да

«Подотчет 4.1.2»

По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вопроснику (табл. 1) аудитор может сделать следующие выводы:

1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутст вием на предприятии установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды.

2. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ лицам, не отчитавшимся за полученные ранее суммы под отчет, выдаются новые авансы.

3. Приказы о направлении работников в командировки не оформляются, при этом следует проверить, не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое авансирование работников предприятия.

4. В нарушение гл. 23 (ст. 217) и 24 (ст. 238) НК РФ суточные, возмещаемые сверх норм работникам предприятия, не облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

5. В нарушение гл. 21 (ст. 171), 23 (ст. 217), 24 (ст. 238) и 25 (ст. 264) НК РФ для целей налогообложения учет командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.

6. В нарушение гл. 21 (ст. 171) и 25 (ст. 264) НК РФ для целей налогообложения учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.

7. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах, превышающих необходимые.

По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Промежуточные выводы по вопроснику позволяют ему сделать основной вывод — о том, что порядок расчетов с подотчетными лицами удовлетворителен или неудовлетворителен;

Подобный вывод может быть основанием для следующих действий:

• если по результатам опроса сотрудников проверяемого предприятия и данным экспресс-анализа отчетности расчеты с подотчетными лицами составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку этих расчетов в обычном порядке для оценки существенности ст. «Расчеты с подотчетными лицами» в отчетности предприятия;

• если удельный вес расчетов с подотчетными лицами велик (например, приобретение производственных запасов на суммы, превышающие лимит расчетов наличными деньгами; оплата работ и услуг сторонних организаций осуществляется через подотчетных лиц и размер задолженности за подотчетными лицами превышает разумные границы, погашение задолженности не производится), то такие факты могут стать для аудитора основанием для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия и соответствии бухгалтерского учета Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

В общем случае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки расчетов с подотчетными лицами и намечен состав процедур.

При проверке расчетов с подотчетными лицами применяются Практически все методы получения аудиторских доказательств, но к различным объектам контроля и для выявления одного или нескольких возможных нарушений.

Глава 2. Аудит расчетов с подотчетными лицами на ООО «Силуэт»

2.1. Характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью  "Силуэт" создано путем преобразования закрытого акционерного общества «Forget-me-not», зарегистрированного Постановлением главы города Челябинска №912  от 14 июля 1997г.

В ООО "Силуэт" создан уставный фонд, размер  которого составляет 109 800 руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ООО "Силуэт" составляет 3 физических лица. Обеспечение деятельности общества образуется за счет вкладов учредителей, имеющие равные доли в уставном капитале.

Целью деятельности общества является получение прибыли.

Предметом деятельности общества являются :

1.  реализация покупных товаров через кафе

2.  продажа продукции собственного приготовления через кулинарию

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики предприятия, являются следующие:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998г. №60н;

- Приказ Минфина России от 28.06.2000г. №60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации»;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 29.07.1998г. №34н;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001г. № 26н.

2.2. Организация учета расчетов с подотчетными лицами на ООО "Силуэт"

Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками ООО "Силуэт" по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы.

На выданные под отчет суммы счет 71 дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

Аналитический учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Новым элементом внутреннего контроля за денежными суммами, выданными под отчет, является порядок отражения в учете подотчетных сумм, не возвращенных работниками ООО "Силуэт" в установленные сроки. Эти суммы отражаются по кредиту счета 71 и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". В дальнейшем они списываются: со счета 94 в дебет счета 70 - если они могут быть удержаны из оплаты труда работника, или в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника.

Такой порядок учета, определенный Планом счетов, предписывает работникам бухгалтерской службы ООО "Силуэт":

1. Устанавливать приказом или распоряжением руководителя организации сроки сдачи авансовых отчетов. По суммам, полученным на командировочные расходы, срок сдачи отчета по командировке определен:

-тремя днями (п.11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ N 40 от 22.09.93) - для командировок в пределах территории Российской Федерации;

-десятью днями для загранкомандировок (п.6.3 Положения о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов, утвержденного ЦБ РФ N 62 от 25.06.97).

Для сумм, полученных на хозяйственные нужды, срок сдачи авансового отчета и возврата неиспользованных подотчетных сумм определяется организацией самостоятельно.

2. Устанавливать приказом или распоряжением руководителя, что неизрасходованные подотчетные суммы должны быть внесены работником в кассу организации одновременно со сдачей авансового отчета.

3. Контролировать соблюдение подотчетными лицами установленных сроков возврата подотчетных сумм и своевременно отражать их на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". На счете 94 следует открыть отдельный субсчет "Подотчетные суммы, не возвращенные в установленные сроки". Аналитический учет на этом субсчете должен быть организован по структурным подразделениям организации в разрезе каждого подотчетного лица.

4. При увольнении сотрудника бухгалтер должен проверить, нет ли задолженности за увольняющимся работником по счету 94.

5. Сотруднику бухгалтерии ООО "Силуэт", производящему начисление сумм оплаты труда, должна быть передана ведомость на удержание своевременно не возвращенных подотчетных сумм. Типовая унифицированная форма этого документа не предусмотрена, поэтому форма указанной ведомости разрабатывается организацией самостоятельно и оговаривается в учетной политике организации (см. табл. 1). Эти суммы должны быть внесены в расчетную ведомость.

                                                                                                Таблица 1

           Ведомость на удержание своевременно не возвращенных

                           подотчетных сумм

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Наименование   |     Ф.И.О.      |   Номер авансового    |    Сумма    |

|структурного   |  подотчетного   |      отчета или       |      к      |

|подразделения  |      лица       |   расходного ордера   |  удержанию  |

|———————————————|—————————————————|———————————————————————|—————————————|

|     1         |       2         |          3            |      4      |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Невозвращенные своевременно подотчетные суммы квалифицируются Планом счетов, как дебиторская задолженность, подлежащая бесспорному взысканию.

Нет оснований для исчисления материальной выгоды по полученным под отчет денежным средствам, не возвращенным предприятию работниками, и для начисления на эти суммы налога на доходы физических лиц, так как состав доходов, получаемых в виде материальной выгоды, определяется ст.212 НК РФ.

ООО "Силуэт" руководствуется ст.124 ТК РФ, где установлено, что для погашения задолженности работников своему предприятию по распоряжению администрации могут производиться удержания из сумм оплаты труда, в частности, для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку, хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основание и размер удержания.

В этих случаях администрация вправе сделать распоряжение об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для погашения задолженности.

Следует учитывать, что согласно ст.125 ТК при каждой выплате оплаты труда общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, - 50% оплаты труда, причитающейся к выплате работнику.

К примеру работник ООО "Силуэт" Иванько С.И. получил наличные денежные средства под отчет для поездки в командировку в сумме 1500 руб. Командировка была отменена. Иванько С.И. не возвратил в срок неизрасходованный аванс. ООО "Силуэт" удерживает задолженность из оплаты труда (см. табл.2).

Таблица 2

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|          Содержание               |     Сумма,   |  Корреспонденция   |

|    хозяйственной операции         |      руб.    |       счетов       |

|                                   |              |————————————————————|

|                                   |              |    Д-т  |   К-т    |

|———————————————————————————————————|——————————————|—————————|——————————|

|Выданы подотчетному  лицу  денежные|     1500     |    71   |    50    |

|средства на командировочные расходы|              |         |          |

|———————————————————————————————————|——————————————|—————————|——————————|

|Списана подотчетная сумма, своевре-|     1500     |    94   |    71    |

|менно не возвращенная работником   |              |         |          |

|———————————————————————————————————|——————————————|—————————|——————————|

|Удержана из оплаты труда  работника|              |         |          |

|задолженность по авансу,  выданному|     1500     |    70   |    94    |

|под отчет                          |              |         |          |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Таблица 3

Типовая корреспонденция счетов по счету 71 на ООО "Силуэт"

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|                                                   | Корреспонденция   |

|          Хозяйственная операция                   |     счетов        |

|                                                   |———————————————————|

|                                                   |   Д-т   |   К-т   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Выданы подотчетные суммы наличными или со  счетов в|    71   |  50, 51,|

|банках                                             |         |  52, 55 |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетным лицам выданы из кассы денежные докумен-|         |         |

|ты (марки и т.п.)                                  |    71   |   50-3  |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные лица получили от прочих организаций су-|         |         |

|ммы или денежные документы (чековые книжки) в  счет|         |         |

|погашения их задолженности за выполненные  для  них|    71   |    76   |

|работы,  оказанные им услуги для расчетов с прочими|         |         |

|кредиторами и т.п.                                 |         |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные лица получили от прочих организаций су-|         |         |

|ммы или денежные документы (чековые книжки) в  счет|         |         |

|погашения  их  задолженности за выполненные для них|    71   |    79   |

|работы, оказанные им услуги обособленным  подразде-|         |         |

|лением                                             |         |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Отражены в связи с изменением курса рубля по  отно-|         |         |

|шению к иностранной валюте курсовые разницы в части|         |         |

|сумм, выданных ранее под отчет в иностранной валюте|    71   |   91-1  |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Оплачены расходы по осуществлению финансовых вложе-|         |         |

|ний (инвестиций) в ценные бумаги (облигации и т.п.)|         |         |

|других организаций                                 |    08   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Оплачены расходы по приобретению ценных бумаг (кон-|         |         |

|сультанты, брокеры, налоги и т.п.)                 |  58, 60,|    71   |

|                                                   |    76   |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Списана задолженность подотчетных лиц по  расходам,|         |         |

|произведенным ими по капитальным вложениям         |    08   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные  лица  произвели  расходы,  связанные с|         |         |

|приобретением, доставкой, заготовкой  оборудования,|  07, 10,|    71   |

|материалов, животных, МБП (не применяется счет 15);|    11   |         |

|оплачена их стоимость                              |         |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные  лица  произвели  расходы,  связанные с|         |         |

|приобретением, доставкой, заготовкой  оборудования,|    15   |    71   |

|материалов, животных, МБП  (если  применяется  счет|         |         |

|15), оплачена их стоимость                         |         |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Отражены  суммы  НДС  по приобретенным материальным|         |         |

|ценностям, работам, услугам, оплаченным  из  подот-|         |         |

|четных сумм                                        |    19   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные лица произвели расходы, которые относя-|         |         |

|тся к основному или вспомогательным  производствам,|         |         |

|а также на общепроизводственные и общехозяйственные| 20, 23, |    71   |

|нужды                                              | 25, 26  |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные лица произвели различные расходы,  свя-|         |         |

|занные с браком продукции (возврат и доставка брака|         |         |

|и т.п.)                                            |    28   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные лица произвели  расходы,  относящиеся к|         |         |

|будущим периодам                                   |    97   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные лица приобрели некоторые товары  (комп-|         |         |

|лектующие изделия) в торговых и других подобных ор-|         |         |

|ганизациях                                         |    41   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные  лица  произвели  расходы, связанные со|         |         |

|сбытом   (реализацией)  продукции  (транспортные  и|         |         |

|др.); то же, но в торговых и других подобных  орга-|         |         |

|низациях                                           |    44   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные  лица  произвели  расходы, связанные со|         |         |

|сбытом (реализацией) продукции (транспортные и др.)|    45   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные лица оплатили расходы, связанные с реа-|         |         |

|лизацией основных средств и прочих активов         |   91-2  |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Работниками  возвращены  в  кассу неизрасходованные|         |         |

|суммы, ранее выданные им под отчет                 |    50   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Неиспользованные подотчетные суммы возвращены рабо-|         |         |

|тниками  на  счета  организации  непосредственно  в|         |         |

|учреждения банков                                  | 51, 52, |    71   |

|                                                   |   55    |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные  лица  оплатили приобретенные различные|         |         |

|денежные документы (марки, путевки и т.п.)         |   50-3  |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|———————————————————|

|С подотчетных лиц удержаны из сумм оплаты труда не-|         |         |

|израсходованные подотчетные суммы                  |    70   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Отражена задолженность  работника по невозвращенным|         |         |

|своевременно подотчетным суммам                    |    73   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные  лица  оплатили расходы, осуществляемые|         |         |

|за счет покупателя                                 |    76   |    71   |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные лица оплатили  разные  услуги  за  счет|         |         |

|внутренних подразделений, выделенных  на  отдельные|    79   |    71   |

|балансы                                            |         |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Отражены курсовые разницы в связи с изменением кур-|         |         |

|са рубля по отношению к иностранной валюте в  части|   91-2  |    71   |

|сумм, выданных ранее под отчет в иностранной валюте|         |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Отражены подотчетные суммы, незаконно израсходован-|    94   |    71   |

|ные работниками или невозвращенные в  установленные|         |         |

|сроки                                              |         |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные  лица  произвели  разные приобретения и|    86   |    71   |

|расходы за счет  целевых финансирования и поступле-|         |         |

|ний                                                |         |         |

|———————————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|

|Подотчетные лица произвели расходы  для  ликвидации|         |         |

|последствий чрезвычайных ситуаций                  |    99   |    71   |

 2.3. Учет расчетов с командированными работниками

Частным случаем выдачи денег под отчет является оплата расходов, связанных с направлением работника в командировку. В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

-расходы по проезду;

-расходы по найму жилого помещения;

-дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

-иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

При этом установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Порядок выдачи денежных средств работнику на командировку рассмотрим на конкретном примере.

К примеру на ООО "Силуэт" работник Федоров Ю.Б. направлен в трехдневную командировку. Работнику выдано под отчет 4 000 руб. (в том числе 600 руб. - суточные (200 руб. в день, размер суточных предусмотрен локальным актом организации), 3 400 руб. - на проживание) и авиабилеты стоимостью 5 000 руб.

Выдача денежных средств под отчет отразится в учете организации следующим образом:

дебет счета 71 кредит счета 50 - на сумму выданных денежных средств - 4 000 руб.;

дебет счета 71 кредит счета 50, субсчет 3 "Денежные документы" - на сумму стоимости выданных авиабилетов - 5 000 руб.

По возвращении из командировки Федоров .Ю.Б. представил в бухгалтерию организации авансовый отчет, подтвержденный оправдательными документами, согласно которому расходы на командировку составили:

600 руб. - суточные;

3 000 руб. - проживание;

5 000 руб. - стоимость авиабилетов.

Авансовый отчет утвержден руководителем организации.

Остаток денежных средств в размере 400 руб. внесен в кассу организации.

В бухгалтерском учете организации оформляются следующие записи:

-дебет счета 26 кредит счета 71 - на сумму суточных - 600 руб.;

-дебет счета 26 кредит счета 71 - на сумму стоимости проживания - 3 000 руб.;

-дебет счета 26 кредит счета 71 - на сумму стоимости авиабилетов - 5 000 руб.;

-дебет счета 50 кредит счета 71 - на сумму неизрасходованных денежных средств, внесенных в кассу организации, - 400 руб.

Согласно пункту 5 ПБУ 10/99 расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, являются расходами по обычным видам деятельности. Таким образом, расходы на командировку работника, непосредственно связанную с деятельностью организации, следует признавать расходами по обычным видам деятельности и отражать на счетах учета затрат или расходов на продажу (в зависимости от конкретных целей командировки).

Основным условием принятия к учету расходов по проезду работника до места командировки и обратно является их документальное подтверждение. Документальным подтверждением таких расходов могут служить билеты (железнодорожные, авиа-, на проезд на наземном транспорте), чеки ККМ (при проезде на такси) и утвержденный руководителем организации авансовый отчет работника.

Напомним, что согласно постановлению Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. N 26 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" работник, вернувшийся из командировки, кроме авансового отчета предоставляет в бухгалтерию согласованный с руководителем структурного подразделения краткий отчет о выполненной работе за период командировки (форма N Т-10а) и командировочное удостоверение (форма N Т-10), удостоверяющее время пребывания в служебной командировке (время прибытия в пункты назначения и время убытия из них).

Произведенные работником согласно авансовому отчету расходы принимаются к учету на дату утверждения руководителем организации авансового отчета, поскольку именно после утверждение авансового отчета указанные в нем расходы можно считать экономически обоснованными.

В налоговом учете дата утверждения авансового отчета признается датой осуществления расходов, оплачиваемых через подотчетное лицо (расходы на командировки и на иные подобные расходы), на основании подпункта 5 пункта 7 статьи 272 НК РФ.

Так например, если работник будет находиться в командировке в декабре 2003 года, а составленный им авансовый отчет будет утвержден в 2004 году, то утвержденные руководителем организации командировочные расходы будут включены для целей бухгалтерского и налогового учета в состав расходов, учитываемых в 2004 году.

Напомним, что в соответствии со статьей 264 НК РФ из командировочных расходов нормированию для целей исчисления налога на прибыль организаций подлежат только суточные. Нормы расходов организаций на выплату суточных, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, установлены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93 и составляют 100 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации. Таким образом, для условий примеров 4 и 5 для целей налогообложения прибыли суточные будут учтены в размере 300 руб. (100 руб. х 3 дня).

Для целей исчисления налога на доходы физических лиц суточные, выплачиваемые работникам организацией, не находящейся на бюджетном финансировании, за время служебных командировок, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, в которых определены категории лиц и нормы таких выплат, подпадают под действие пункта 3 статьи 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ и не подлежат налогообложению в размерах, установленных работодателем в коллективном договоре или приказе. Такой вывод сделан на основании статьи 168 ТК РФ в письме Управления МНС по г.Москве от 31 июля 2003 г. N 27-08н/42413 "О порядке налогообложения доходов физических лиц" (со ссылкой на письмо МНС России от 22 июля 2003 г. N 04-2-10/451-Ю909).

Поскольку в примере 4 размер суточных 200 руб. предусмотрен локальным актом организации, выплаченные работнику суточные не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

2.4. Порядок учета налога на добавленную стоимость

При совершении сделки подотчетное лицо выступает как физическое лицо. ООО "Силуэт" как работодатель в данном случае нигде не фигурирует. Приобретение подотчетным лицом товарно-материальных ценностей осуществляется посредством заключения договора розничной купли-продажи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, т.е. договором, заключенным коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Согласно статье 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

В соответствии с пунктом 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

Пунктом 7 указанной статьи установлено, что при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. То есть невыдача продавцом подотчетному лицу счета-фактуры соответствует действующему законодательству.

Однако поскольку в соответствии со статьей 172 НК РФ в общем случае одним из основных условий предъявления к вычету уплаченного в составе цены товара налога на добавленную стоимость является наличие выставленного продавцом счета-фактуры, при приобретении товаров через подотчетных лиц права на вычет налога не возникает.

Уплаченный в составе цены товара налог учитывается в этом случае на счетах учета материально-производственных запасов. Такой порядок учета сумм налога на добавленную стоимость предусмотрен пунктом 147 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н.

Иной порядок учета налога на добавленную стоимость установлен НК РФ в отношении командировочных расходов. В соответствии с пунктом 7 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

При этом наличие счета-фактуры не обязательно. Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ вычет налога на добавленную стоимость может осуществляться на основании иных документов.

Согласно пункту 42 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447, основанием для вычета сумм налога, уплаченных за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая услуги на пользование в поездах постельными принадлежностями при приобретении за наличный расчет подотчетными лицами проездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункт отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации), является сумма налога, выделенная в проездном документе (билете).

В стоимость проезда, оформленного проездным документом (билетом), может быть, в том числе, включена стоимость комплекта постельного белья, предусмотренная Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277. В этом случае основанием для вычета суммы налога, уплаченной при приобретении проездного документа (билета), также является выделенная в проездном документе (билете) сумма налога отдельной строкой.

Если же стоимость услуг по пользованию в поездах постельными принадлежностями не включена в стоимость билета и оплачивается командированным работником отдельно, вычет уплаченного по указанным услугам налога на добавленную стоимость может быть произведен только на основании счета-фактуры (см. пункт 42 Методических рекомендаций).

2.5. Нарушения при учете расчетов с подотчетными лицами на ООО "Силуэт"

Для обобщения информации о расчетах с работниками ООО "Силуэт", по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки используется счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", на котором аналитический учет организуют по каждому подотчетному лицу.

Сплошная проверка авансовых отчетов обязательно заканчивается сверкой оборотов по счету 71, отраженных в журнале-ордере N 7 и Главной книге (при организации бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме учета). Общее требование к ведению учета - соответствие оборотов и равенство сальдо синтетического счета 71 и всех аналитических счетов, открытых в его развитии, на практике реализуется при подсчете всех сумм, находящихся у подотчетных лиц и всех принятых авансовых отчетов в разрезе конкретных работников. При этом следует учесть, что счет 71 не сальдируется и может иметь одновременно дебетовое и кредитовое сальдо. Например, выданные под отчет суммы, одному работнику предприятия отражаются по дебету счета 71, а задолженность предприятия перед другим работником, допустившим подтвержденный документами перерасход подотчетных сумм, фиксируется по кредиту счета 71. Дебетовое и кредитовое сальдо аналитических счетов счета 71 не компенсируют и не поглощают друг друга. При окончательном расчете с подотчетными лицами первый должен либо предоставить авансовый отчет, либо возвратить подотчетные суммы в кассу предприятия, а второй - получить средства в возмещение перерасхода подотчетных сумм.

Планом счетов (условно назовем его "старым", хотя он может применяться предприятиями и организациями весь 2001 год) предусмотрены следующие типовые проводки:

-дебет счета 71 кредит счета 50 "Касса" - отражена выдача подотчетных сумм работнику предприятия;

-дебет счета 71 кредит счета 51 "Расчетный счет", или кредит счета 52 "Валютный счет", или кредит счета 55 "Специальные счета в банках" - отражена выдача подотчетных сумм со счетов в банках;

-дебет счета 71 кредит счета 50/3 "Денежные документы" - отражена выдача подотчетному лицу денежных документов (марок, талонов, путевок, ценных бумаг).

На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

Наиболее традиционны следующие проводки: дебет счета 07 "Оборудование к установке", счета 08 "Капитальные вложения", счета 10 "Материалы", кредит счета 71 - отражены расходы, проведенные подотчетным лицом и связанные с приобретением и доставкой оборудования к установке, а также связанные с капитальными вложениями, приобретением материалов.; дебет счета 15 кредит счета 71 - отражены вышеназванные расходы, но с применением в учете согласно учетной политике счета 15; дебет счета 20 "Основное производство", счета 25 "Общепроизводственные расходы", счета 26 "Общехозяйтственные расходы" кредит счета 71 - отражены расходы, проведенные подотчетным лицом и относящиеся к основному производству, или подотчетные суммы израсходованы на общепроизводственные или общехозяйственные нужды; дебет счета 28 "Брак в производстве" кредит счета 71 - подотчетным лицом оплачены расходы, связанные с возвратом и доставкой бракованной продукции; дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счета 31 "Расходы будущих периодов" кредит счета 71 - подотчетным лицом оплачены расходы, относящиеся к обслуживающим производствам и хозяйствам, либо к расходам будущих периодов (периодическая подписка и прочее); дебет счета 41 "Товары" кредит счета 71 - подотчетным лицом приобретены товары и комплектующие изделия (в том числе и для перепродажи); дебет счета 44 "Коммерческие расходы" кредит счета 71 - подотчетным лицом неторгового предприятия оплачены расходы, связанные с реализацией и сбытом продукции (в том числе транспортные, представительские, рекламные); дебет счета 44 "Издержки обращения" кредит счета 71 - подотчетным лицом торгового предприятия оплачены расходы, связанные с реализацией и сбытом продукции (в том числе транспортные, представительские, рекламные), относимые на издержки обращения; дебет счета 45 "Товары отгруженные" кредит счета 71 - подотчетным лицом оплачены расходы, связанные с отгрузкой продукции; дебет счета 50 кредит счета 71 - отражен возврат неиспользованного аванса в кассу; дебет счета 50/3 кредит счета 71 - подотчетным лицом приобретены различные денежные документы (талоны, путевки, марки); дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" кредит счета 71 - подотчетным лицом произведены расчеты с различными предприятиями и организациями.

Средства под отчет должны выдаваться целенаправленно, поэтому следует уточнить применяемые термины.

Административно-хозяйственные расходы - это расходы для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом (приобретение канцелярских и хозяйственных товаров в сети розничной торговли, ГСМ через АЗС, оплата мелкого ремонта и услуг, закуп сельскохозяйственной продукции и имущества у населения, командировочные, представительские расходы и иные аналогичные цели).

Операционные расходы - это расходы, связанные с извлечением операционных доходов. Они тоже прямо не связаны с процессом производства и доходами от обычных видов деятельности. Это уплата процентов за использование займов и кредитов, оплата услуг банка, расходы, связанные с продажей, выбытием и списанием основных средств и иных активов, кроме денежных, другие расходы в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99.


Практическая часть

Ситуация 1.

По данным журнала-ордера №7 на 1 января имеется задолженность по расчетам с подотчетными лицами:

Должность

Сальдо дебетовое

Сальдо кредитовое

Главный инженер

1400

Водитель

92

Бухгалтер

70

Секретарь

200

ИТОГО

1120

1470

Свернутое сальдо

250

В главной книге по сч.71 отражено кредитовое сальдо в сумме 250 руб.

В балансе организации на 1 января задолженность в сумме 250 руб. показана в разделе «Краткосрочные обязательства» по статье «Прочие кредиторы». Установить ошибки в учете и отчетности по расчетам с подотчетными лицами.

Решение:

Задолженность предприятия перед подотчетными лицами по возмещению подотчетных сумм составило 1120 руб., что и является дебетовым остатком на конец периода, которое отражается в отчетности во втором разделе актива баланса по строке 240.

Задолженность предприятию подотчетными лицами по внесению неизрасходованных подотчетных сумм составило 1470 руб., что и является кредитовым остатком на конец периода, которое отражается в отчетности во пятом разделе пассива баланса по строке 620.

Следовательно, в бухгалтерском балансе предприятия должно быть отражено два остатка по счету 71.

Ситуация 2.

Подотчетным лицом Сидоровым приобретены в розничной торговле товарно-материальные ценности на сумму 1200 руб. Товарно-материальные ценности сданы на склад вместе с документами. Бухгалтером были сделаны следующие проводки:

Д-т 71 К-т 50 – 1200 руб. – выданы деньги подотчет

Д-т 26 К-т 71 – 1000 руб. – расходы списаны на затраты предприятия.

Проанализируйте проводки, найдите ошибки и сделайте правильные проводки.

Решение:

Приобретенные товарно-материальные ценности отражаются на счете 10 «Материалы», следовательно, проводка Д-т 26 К-т 71 – 1000 руб. – расходы списаны на затраты предприятия неверна.

Необходимо было отразить покупку Д-т 10 К-т 71 – 1000 руб. –приобретены товарно-материальные ценности.

Ситуация 3.

В октябре сотрудник организации находился в командировке 3 дня.

К авансовому отчету приложены:

– 2 железнодорожных билета на проезд до места командировки и обратно на сумму 820 руб.

– счет за проживание в гостинице за двое суток на сумму 100 руб.;

– счет за обслуживание в баре на сумму 600 руб.

– счет за провоз личного багажа на сумму 20 руб.

Нормы командировочных расходов во время командировки составили:

– оплата найма жилья при наличии оправдательных документов 550 руб. в сутки.

– суточные 100 руб. в сутки.

Приказом начальника предприятия установлена величина суточных расходов в размере 150 руб. в сутки.

Определить:

общую сумму командировочных расходов, подлежащую возмещению сотруднику.

командировочные расходы, включаемые в состав расходов организации при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

командировочные расходы, включаемые в совокупный доход сотрудника с последующим удержанием налога на доходы физических лиц.

командировочные расходы, включаемые в совокупный доход сотрудника для исчисления ЕСН.

Решение:

Расходы по проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированному работнику, включают:

стоимость билета на транспортное средство общего пользования (самолет, поезд и т.д.);

оплату услуг, связанных с предварительной продажей (бронированием) билетов;

оплату за пользование в поездах постельными принадлежностями;

стоимость проезда транспортом общего пользования к станции (пристани, аэропорту), если она находится за чертой населенного пункта;

сумму страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.

Расходы, связанные с проездом к месту командировки и обратно, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п.12 ст.264 НК РФ).

Сумма расходов по проезду командированного работника, оплаченная организацией, налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, а также взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не облагается (п.3 ст.217, п.1 ст.238 НК РФ, п.4 постановления Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184, п.10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765).

Работнику возмещается вся сумма расходов по найму жилого помещения.

Также работнику возмещаются расходы по оплате дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах и включаемых в счет за проживание.

Исключение из этого порядка предусмотрено для услуг по обслуживанию работника в баре, ресторане или номере и расходов на пользование рекреационно-оздоровительными объектами (например, бассейном, сауной, тренажерным залом и т.д.).

Такие расходы работнику не оплачиваются.

Расходы на проживание, возмещаемые командированному работнику, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п.12 ст.264 НК РФ).

Сумма расходов на проживание командированного работника, оплаченная организацией, налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, а также взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний не облагается (п.3 ст.217, п.1 ст.238 НК РФ, п.4 постановления Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184, п.10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765).

Суточные выплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни, а также за все дни нахождения в пути (включая день отъезда и приезда).

Если суточные выдаются сверх установленных норм, то сумма превышения:

не уменьшает налогооблагаемую прибыль;

облагается налогом на доходы физических лиц;

облагается взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Единый социальный налог на суточные, выданные сверх норм, не начисляется. Связано это с тем, что суточные сверх норм налогооблагаемую прибыль организации не уменьшают, а такие выплаты ЕСН не облагаются (п.3 ст.236 НК РФ).

Следовательно, общая сумма командировочных расходов, подлежащая возмещению сотруднику составит:

820+1000+20 (3*150) = 2290 руб.

Определим сумму командировочных расходов, включаемых в состав расходов организации при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль:

820+1000+20 = 1840 руб.

Определим сумму расходов, включаемых в совокупный доход сотрудника с последующим удержанием налога на доходы физических лиц:

Размер суточных выплачиваемых организацией сотруднику 450 руб.

Норматив суточных за 3 дня составляет 300 руб.

Следовательно, сумма превышения 150 руб., что и включается в совокупный доход работника для удержания НДФЛ.

Для обложения ЕСН расходов нет.

Заключение

Таким образом, расчеты с подотчетными лицами являются объективной необходимостью в деятельности каждого предприятия, ведь многие процессы финансово-хозяйственной деятельности предприятий просто невозможны без осуществления расчетов через работников предприятия. Так на ООО "Силуэт" с помощью подотчетных лиц осуществляется закупка товаров, канцелярии, служебные командировки на различные семинары по обучению бухгалтеров, менеджеров, руководителей отделов.

В качестве основного закона при учете расчетов с подотчетными лицами, как на приведенном примере ООО "Силуэт", так и в других организациях, является порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40, который устанавливает четкий порядок выдачи наличных денег, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы при расчетах с подотчетными лицами.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 71, предназначенный для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им в под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы. На выданные под отчет суммы счет 71 дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов. Аналитический учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Список литературы

1.     Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. - "Бератор-Пресс", 2001 г.

2.     Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. - М.: Дело и Сервис, 2000.

3.     Андреев В.Д. Практический аудит. - М.: Экономика, 1999.

4.     Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. – М.: Филинъ, 2000.

5.     Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие / Под. ред. О.В. Ковалевой. – М.: Издательство Приор, 2002.

6.     Овсийчук М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения. - М.: ТОО “Интехтех”, 1999.

7.     Стуков С.А., Голышев В.Д. Введение в аудит. - М.: Тарвер, 2001.

8.     Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 2000.

9.     Терехова Л.А. Теория, практика и методология аудита. - М.: Наука 2001.

10.            Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2001.