Содержание:

1.   Содержание и значение капиталовложений предприятий. 3

2.   Банковский и коммерческий кредит. 4

3.   Задание. 6

Список используемой литературы.. 10

1.  Содержание и значение капиталовложений предприятий

Инвестиции (капиталовложения) – это долгосрочное вложение капитала с целью получения прибыли. В конечном итоге они используются для создания и расширения предприятий различных отраслей. Очевидно, что развитие экономики невозможно без инвестиций, при этом каждый инвестор желает, чтобы инвестиции использовались оптимальным образом, принося наибольший экономический эффект.

Вопрос о капиталовложениях является одним из наиболее сложных для любой организации, поскольку инвестиционные затраты могут принести доход только в будущем. Оценивая экономическую привлекательность капиталовложений, предприятие сталкивается с необходимостью прогнозирования отдаленных по времени событий, причем фактор неопределенности должен быть сведен к минимуму. Для того чтобы принять решение о целесообразности воплощения в жизнь инвестиционного проекта, предприятие должно провести детальный расчет его окупаемости.

В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений, т.е. требуется некоторым образом сравнить величину инвестиций с прогнозируемыми доходами. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевым здесь является проблема их сопоставимости. В каждом случае (проблема решается индивидуально, причем должен учитываться ряд основных факторов, среди которых: темп инфляции; разнообразные риски, которыми сопровождается инвестиционный проект; величина периода, на который составляется прогноз и т.д.

В процессе своей деятельности практически все коммерческие организаций в той или иной степени сталкиваются с необходимостью инвестиций. Даже предприятия, которые по каким-либо причинам не стремятся к расширению своего бизнеса, рано или поздно вынуждены обновлять основные фонды, что также предполагает инвестирование. Во всех случаях, осуществляя инвестирование, организация стремится прибыльно разместить капитал.

В то же время целью, которую ставит перед собой организация, планируя инвестиции, не обязательно является извлечение прибыли в буквальном значении этого слова. Инвестиционные проекты могут быть сами по себе убыточными в экономическом смысле, но приносящими косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального эффекта, снижения затрат по другим проектам и производствам, улучшения потребительских свойств продукции, решения вопросов охраны окружающей среды и др.[1]

2.  Банковский и коммерческий кредит

Кредит – разновидность экономической сделки, когда один субъект дает другому некоторый актив на определенный срок с условием возврата и с уплатой за пользование актива, как правило, в виде процентов. Различают банковский кредит и коммерческий кредит.[2]

Банковский кредит – наиболее распространенная форма кредитных отношений в экономике, объектом которых выступает непосредственный процесс передачи в ссуду денежных средств. Предоставляется он исключительно кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на право предоставления кредита от ЦБ РФ.

Заемщиками банковского кредита могут быть юридические лица, в том числе иные государства и иностранные компании, а также физические лица.

Кредит выдается только в денежной форме. Доход по этой форме кредита выступает в виде банковского процента или ссудного процента.

Инструментом кредитных отношений являются кредитный договор или кредитное соглашение.

Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Объектом коммерческого кредита является товарный капитал, который обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Целью коммерческого кредитования товаров является ускорение реализации товаров, оборота капитала, получения прибыли. Ссудный процент по коммерческому кредиту входит в сумму товара и векселя, которым оформляется коммерческий кредит, и обычно ниже банковского процента. Недостатком коммерческого кредитования является ограниченность кредита как со стороны объемов кредитования, так и сферы применения. Со стороны объемов коммерческий кредит ограничивается наличием свободного капитала у кредитора. Сфера применения коммерческого кредита ограничена направлением кредитованием, которое возможно только от производящих предприятий к торгующим предприятиям, а затем к потребляющим предприятиям и организациям.[3]

Отличительные черты коммерческого кредита от банковского:

1.                 Банковский кредит выдается только в денежной форме, коммерческий кредит выдается только в товарной форме.

2.                 Стоимость коммерческого кредита несколько ниже стоимости банковского кредита.

3.                 При банковском кредите ссудный капитал имеет только денежную форму, при которой ссудный капитал интегрирован с промышленным и торговым.

4.                 При банковском кредите возвращается размер кредита и процент за его временное использование, которое обозначается отдельно выделенной суммой. При коммерческом кредите такого подразделения нет: сумма долга обозначена единой суммой, которая зафиксирована с векселя, иногда в соглашении.

На условиях коммерческого кредита в зарубежной практике осуществляется около 80 – 85% всех торговых сделок.[4]

3.  Задание

Значительно легче контролировать и оптимизировать сумму средств, вложенных в основные средства, нежели величину оборотного капитала, тем не менее, последнему уделяется меньшее внимание по сравнению с составлением и анализом бюджета капиталовложений. Объясните наиболее эффективные способы контроля оборотных средств.

Одним из эффективных способов контроля оборотных средств является нормирование оборотных средств.

Главная задача нормирования состоит в определении экономически обоснованной величины оборотных средств в минимальном размере, обеспечивающем бесперебойное финансирование плановых затрат на производство и продажу продукции, а также осуществление расчетов в установленные сроки.

Путем нормирования оборотных средств определяется сумма необходимых средств на формирование оборотных средств для вновь созданного предприятия, новых видов производств на действующих предприятиях, а также для намеченного расширения объема производства. Нормирование осуществляется на каждом предприятии, исходя из конкретных условий производства, снабжения сырьевыми ресурсами, условий сбыта готовой продукции и порядка расчетов с потребителями. При этом одновременно учитывается потребность предприятия в оборотных средствах для капитального ремонта, выполняемого хозспособом, подсобных и вспомогательных производств, жилищно-коммунального и других непромышленных хозяйств, не состоящих на самостоятельном балансе.

Правильно рассчитанный норматив оборотных средств создает условия для целевого и экономного использования финансовых ресурсов, способствует уменьшению запасов в производстве и обращении, успешному осуществлению хозяйственной деятельности, повышению рентабельности и укреплению финансового состояния предприятия.

Хеджирование тоже является эффективным способом контроля оборотных средств.

Если фирма принимает хеджированный подход к финансированию, то каждая категория активов должна компенсировать обязательства какого –либо вида, при условии что они имеют примерно равный срок погашения. Краткосрочная, или сезонная, потребность в средствах должна финансироваться за счет краткосрочных займов, а постоянные составляющие  оборотных средств – за счет долгосрочных кредитов или выпуска обыкновенных акций. Если средства, необходимые фирме, расположены во времени, как показано на рисунке, то за счет краткосрочных займов будут финансироваться только потребности, подверженные краткосрочным колебаниям,

Кроме этого для эффективного контроля оборотных средств можно использовать методы АВС и XYZ.

Эффективно управлять запасами можно при помощи метода АВС или правила «80 на 20», когда 80% стоимости запасов дают 20% наиболее дорогих товаров. Это группа А, к группе В относятся 30% товаров , которые дают 15% стоимости всех ресурсов и к группе С относятся оставшиеся 50% стоимости всех ресурсов и к группе С относятся оставшиеся 50%, удельный вес которых в общих затратах составляет лишь 5%. Эти распределения для производства и торговли могут быть разными.

Для разбиения товаров и запасов на группы АВС могут применяются разные методы. Простейшим из них является такой алгоритм:

1.     Общая стоимость запасов (затрат, товаров) за период делится на общее количество позиций в номенклатуре. Получается показатель средней стоимости единицы товара на 1 позицию номенклатуры (Сср.ед.).

2.     Все товары, общая стоимость () которых, отнесенная на их номенклатуру в 6 раз превышает показатель Сср.ед, относится к группе А или  эти i входят в группу «А»

3.     Товары, для которых выполняются условия  отнести к группе С.

4.     Все остальные относятся к группе В.

XYZ-анализ – это классификация запасов в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.

Категория X – это группа, которая характеризуется стабильной величиной потребления, например, нормы расхода какого-то вида сырья и высокой точностью прогноза срока потребления.

К категории Y – относятся ресурсы, потребность в которых характеризуется известными тенденциями, например, сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.

Наконец, ресурсы, относимые к категории Z, используются нерегулярно, величину их потребления прогнозировать сложно.

Объединение результатов АВС и XYZ–анализа приводит к разбиению запасов на девять блоков, каждый из которых характеризуется стоимостью и точностью прогнозирования. Схема объединения результатов АВС и XYZ–анализа приведена в таблице 1.

Таблица 1

Категории

X

Y

Z

А

АX

АY

АZ

В

ВX

ВY

ВZ

С

СX

СY

СZ

Категории СX, СY, СZ планируются обычно на год с ежемесячной проверкой наличия на складе.

Категории ВX, ВY, ВZ делятся по срокам планирования и способам доставки.

Для АX рассчитывается оптимальный размер закупок и применяется технология just in time (точно во время).

Для AZ создаются резервы.

Для АY применяется то и другое.[5]

Список используемой литературы

1.           Bopoнцовский А. В. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования. –СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003.

2.     Вахрушина М.А. Управленческий анализ. – М.: Омега-Л; 2004.

3.           Идрисов А.Б., Картышев СВ., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Филинъ, 1997.

4.      Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2002.

5.     http://www.kredit.ru/index.php?ea=1&roll=1&ln=&chp=showpage&fromi=1&num=44


[1] Вахрушина М.А. Управленческий анализ. – М.: Омега-Л; 2004.

[2] Идрисов А.Б., Картышев СВ., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Филинъ, 1997.

[3]http://www.kredit.ru/index.php?ea=1&roll=1&ln=&chp=showpage&fromi=1&num=44

[4] Bopoнцовский А. В. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования. –СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000.

[5] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2002.