оглавление
Введение.. 3
Глава I. Теоретические вопросы общения.. 5
1.1. Общение как категория психологии. 5
1.2. Структура и виды общения. 8
1.3. Процесс развития общения. 10
Глава II. Исследование и коррекция общения подростков.. 14
2.1. Подготовка исследования. 14
2.2. Первичная диагностика коммуникативных способностей. 15
2.3. Психолого-педагогический тренинг общения. 16
2.4. Контрольная диагностика коммуникативных способностей. 18
2.5. Выводы и рекомендации. 20
Список литературы... 22
Приложение 1. 23
Приложение 2. 27
Приложение 2. 27
Приложение 3. 29
Приложение 4. 31
Приложение 5. 32
Приложение 6. 34
Приложение 7. 41
Введение
При рассмотрении образа жизни человека, как и образа жизни различных высших животных, исследователи – психологи выделяют две стороны: контакты с природой и живыми существами (человек познает и преобразовывает окружающий мир) – это входит в первую часть деятельности; и контакты, ведущие к взаимодействию живых существ друг с другом для обмена информацией – этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы; оно становится осознанным и сопровождается речью.
Настоящая курсовая работа посвящена изложению и рассмотрению особенностей процесса общения, а также вопросам их практического применения на примере общения подростков.
Итак, цель данной работы – исследование процесса общения детей подросткового возраста и вопросов коррекции их коммуникативной сферы.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе является психология подросткового общения; предметом исследования – коррекция проблем в общении между подростками.
В связи с этим задачами курсовой работы являются:
– ввести понятия общения как категории психологии и как вида деятельности;
– охарактеризовать структуру и виды общения, а также проследить процесс развития общения в подростковом возрасте;
– описать подготовку, проведение и результаты констатирующего эксперимента с группой подростков по выявлению проблем в коммуникативной сфере;
– разработать методику коррекции выявленных проблем;
– описать подготовку, проведение и результаты контрольного эксперимента и сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы исследования.
Преследуя идею помощи детям этого возраста быть самими собой и самим строить свою жизнь, автором курсовой работы разработана программа психолого-педагогического тренинга общения. В связи с этим гипотеза исследования заключается в том проблемы коммуникативной сферы подростков поддаются коррекции, в том числе с помощью разработанной автором курсовой работы методики.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений. В первой главе изложены основные теоретические положения, касающиеся категории «общение»: определение, структура, виды и функции, процесс развития. Вторая глава предлагает изложение практического материала, описывающая методы изучения процесса общения подростков и приёмы коррекции их коммуникативной сферы.
В основу данной работы положены труды преимущественно отечественных исследователей. Данное обстоятельство объясняется рядом причин: с одной стороны, большей доступностью этой литературы, а с другой – достаточно весомым вкладом российский психологической науки в разработку психологии общения.
Глава I. Теоретические вопросы общения
1.1. Общение как категория психологии
Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Через призму общения также может быть рассмотрена педагогическая психология, так как практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Помимо этого, общение является центральным понятием в социальной психологии, потому что именно оно порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность.
Общение – важнейшая категория психологической науки, в которой выделяются следующие аспекты: содержание, цели и средства.
Под содержанием общения понимают информацию, которую сообщают друг другу люди в процессе общения. Люди обмениваются друг с другом огромным количеством информации: знаниями о мире, приобретенными умениями и навыками, имеющимися способностями, сведениями о наличных потребностях, сведениями об эмоциональных состояниях.
Цель общения – «это то, ради чего у человека возникает данный вид активности»[1]. У людей количество целей общения по сравнению с животными сильно увеличилось. Общение людей использует их как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических. Психологи выделяют восемь основных целей общения: контактная (установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения), информационный обмен сообщениями (прием и передача сведений, информации), побудительная стимуляция (склонение человека к каким – либо поступкам или действиям), координационная (взаимное ориентирование при совместной деятельности), понимание, эмотивное возбуждение (обмен эмоциями), установление отношений, оказание влияния.
Средства общения – это определенные способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому (коммуникации). Передача информации осуществляется с помощью знаковых систем. В зависимости от типа знаковой системы выделяют: вербальную (речевую) коммуникацию и невербальные виды коммуникации (жесты, мимику, пантомимику, паралингвистическую систему знаков, экстралингвистическую систему знаков).
Далее нужно сказать о том, что общение в жизни человека не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может не возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого – либо материального или идеального предмета, продукта (формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – видом активности, формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение – в его интеллектуальном развитии. И деятельность, и общение рассматриваются как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.
Вопрос соотношения этих двух понятий («общение» и «деятельность») является центральным в отечественной психологической науке. Выделяется две магистральные линии в отношении к данной проблеме:
· устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается как форма, вид деятельности. Тем самым, утверждая, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Само общение, как понятие, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности[2]. Нужно отметить, что такой подход к общению характерен для периода абсолютного господства деятельностной парадигмы в отечественной психологии, а также тенденция выводить общение из деятельности, является достаточно устойчивой в традиции марксистской психологии (корни в работах Ф. Энгельса), которая сохраняется и поныне во многих современных работах. Нужно отметить, что традиция рассматривать понятие «общение» как вторичное по отношению к категории «деятельность», как подчиненное деятельности понятие характерна как для московской психологической школы (А.Н. Леонтьев и его последователи), так и для ленинградской (Б.Г. Ананьев).
· утверждение самостоятельности категории «общение», проявляющаяся в несводимости общения к деятельности, самоценности общения, рассмотрения общения не только как средства, но и как цели (Б.Ф. Ломов, В.В. Знаков, А.А. Реан): общение не обязательно должно быть инициировано потребностями в совместной деятельности, оно может выступать в качестве самомотивированного процесса. В результате теоретических исследований этой проблемы был сделан вывод о необходимости формулирования нового методологического принципа общей психологии — принципа общения (Б.Ф. Ломов). Как подчеркивает В.В. Знаков, этот принцип применяется сейчас при изучении двух основных форм данного феномена: общения как средства организации деятельности и как способа удовлетворения духовной потребности человека в другом человеке. Последовательно проводится идея о самостоятельности категории «общение» в концептуальных подходах В.В. Знакова, который под общением понимает «такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)»[3].
1.2. Структура и виды общения.
В структуре общения традиционно принято выделять три компонента: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), поведенческий (Н.Н. Обозов, Я.Л. Коломинский) или гностический, аффективный, праксический (А.А. Бодалев). Б.Ф. Ломов также выделяет три аналогичных компонента, называя их несколько иначе. Речь идет об информативно – коммуникативном, регуляционно – коммуникативном и аффективно – коммуникативном компонентах. Для описания процесса общения используется также четырехэлементная модель (А.А. Реан), в которой структуру общения образуют когнитивно – информационный, регуляционно – поведенческий, аффективно – эмпатийный, социально – перцептивный компоненты.
Когнитивно – информационный компонент связан с процессом передачи и приема информации, осуществляемым прямым образом вербальными и знаковыми средствами.
Регуляционно – поведенческий компонент характеризует общение с позиций особенностей поведения субъектов, с позиций взаимной регуляции поведения и действий партнеров.
Аффективно – эмпатийный компонент описывает общение как процесс обмена на эмоциональном уровне, а также как регуляцию эмоциональных состояний партнеров.
Социально – перцептивный компонент связан с процессами восприятия, понимания и познания субъектами друг друга в процессе общения.
В целом, общение как сложный и многогранный процесс, включает в себя следующие задачи[4]:
- формирование определенных образцов и моделей поведения;
- установление взаимодействия людей;
- установление взаимного влияния людей друг на друга;
- формирование механизма обмена информацией;
- формирование отношений между людьми;
- формирование взаимного переживания и понимания людьми друг друга;
- формирование образа внутреннего «Я» человека.
Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений. Все эти позиции находят отражение в видах общения[5]:
1. «Контакт масок» - формальное общение, без стремления понять особенности личности собеседника. Название вследствие того, что при общении используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости (определенный набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику);
2. Формально – ролевое: содержание общения и средства регламентированы социальными ролями партнеров по общению (врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, и т.п.);
3. Светское – характеризуется формальной вежливостью, ритуализированным характером общения (люди практически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях);
4. Манипулятивное – характеризуется направленностью на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, слабости);
5. Духовное межличностное общение – характеризуется направленностью на раскрытие глубинных структур личности, взаимопониманием между людьми; основа – доверие к личности собеседника;
6. Деловое - характеризуется направленностью на согласие и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижений общего результата.
В целом, все виды общения можно разделить на две большие группы: формальное (ролевое), определяющееся служебным и социальным статусом, и неформальное (личное), определяющееся личным статусом и личными целями.
1.3. Процесс развития общения
Общение живых существ в филогенезе и онтогенезе подвергается развитию. Это развитие распространяется на все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в различных аспектах:
· Путь обогащения содержания общения новой информацией, передаваемой от одного существа к другому. Сначала – это сведения о биологических, внутренних состояниях организма; затем – информация о жизненно значимых свойствах внешней среды. Далее в содержание общения входит информация когнитивного характера (объективное знание о мире, представленные в виде понятий). Последнее происходит уже на уровне человека, а первые два этапа эволюционное общения проходит ещё на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общения в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже к дошкольному возрасту.
· Путь обогащения целей в связи с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированнее и совершеннее целевой аспект общения.
Развитие средств общения в филогенезе и онтогенезе идет по нескольким направлениям:
1. Выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации;
2. Развитие экспрессивных форм движения (жесты, мимика, пантомимика);
3. Изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и передачи информации;
4. Развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людьми.
Психологическое развитие ребенка начинается с общения: человек обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится очень богатой, позволяющей быстро усваивать вербальный язык общения, использовать звуковую речь. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни.
В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.
Основные этапы онтогенетического развития общения у человека[6]:
1. Возраст от рождения до 2 – 3 месяцев: контактное общение, биологическое по содержанию, средство удовлетворения органических потребностей ребенка; основные средства общения – примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2 – 3 месяцев до 8 – 10 месяцев: начальный этап познавательного общения, связан с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от 8 – 10 месяцев примерно до 1,5 года: возникновение координированного, вербально – невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности; фаза перехода к использованию языка как средства общения.
4. Возраст от 1,5 года до 3 лет: формирование делового и игрового общения (связано с возникновением предметной деятельности и игры), начальный этап разделения делового и личностного общения.
5. Возраст от 3 до 6 – 7 лет: процесс становления произвольности в выборе и использовании разнообразных средств общения (естественных, данных от природы, благоприобретенных), развитие сюжетно – ролевого общения (включается в сюжетно – ролевые игры).
Психолог М. И. Лисина предлагает свои ступени (4 формы) общения ребенка с окружающими в первые 7 лет жизни2:
1. Ситуативно-личностная (0-6 месяцев) – общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей;
2. Ситуативно-деловая (6 месяцев-3 года) – общение, разворачивающееся в ходе совместной со взрослыми деятельности;
3. Внеситуативно-познавательная (3-4 года) – общение, разворачивающееся на фоне совметной со взрослым и самостоятельности ребенка по ознакомлению с физичиским миром;
4. Внеситуативно-личностная (4-6 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира.
С поступлением в школу у ребенка происходит ускорение интеллектуального и личного роста. Содержание общения становится более разнообразным и углубленным. Цели общения подвергаются дифференциации. Совершенствуются средства и техники. Помимо этого, процесс общения вербализуется, становится более интеллектуализированным, в нём четко различаются и развиваются относительно независимо друг от друга деловое и личностное общение.
Дальнейший этап развития связан с усовершенствованием «инструментальной» стороны процесса. Возможности по обогащению содержания как передаваемой, так и воспринимаемой в процессе общения информации появляются по мере развития речи. В условиях интенсивного научения формируются навыки использования различных средств общения.
Следующую ступень можно обозначить как постепенное накопление человеком культуры общения, базирующейся на рефлексии, обратной связи и саморегуляции. В итоге, потребность в общении с разнообразными людьми, сопровождающаяся богатым содержанием, множественностью целей и широким спектром средств общения отличает психологически высокоразвитого человека от менее развитого.
Глава II. Исследование и коррекция общения подростков
2.1. Подготовка исследования
Актуальность:
Общение - это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным, «лицом к лицу», и опосредованным теми или иными средствами, например техническими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим).
Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п.
Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Мы стали свидетелями, как появились и вошли в повседневный обиход многих людей факсы, электронная почта, Интернет и т.д. Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессии типа «человек – человек») одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении.
Многие психологи и педагоги считают общение ведущей деятельностью подросткового возраста. Оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом. Исходя из всего выше сказанного, можно считать наше исследование на сегодняшний день актуальным.
Объект исследования – общение как вид деятельности.
Предмет исследования – коммуникативная сторона общения подростков.
Цели:
1. Исследовать развитие коммуникативных способностей подростков.
2. Разработать программу психолого-педагогического тренинга коммуникативной сферы общения.
3. Проанализировать влияние психолого-педагогического тренинга на коммуникативные способности подростков.
Гипотеза: Мы предполагаем, что психолого-педагогический тренинг общения позволит скорректировать и развить коммуникативные способности подростков.
Постановка цели и гипотезы определяли следующие задачи исследования:
1) Провести первичную диагностику коммуникативных способностей.
2) Организовать психолого-педагогический тренинг общения.
3) Провести контрольную диагностику коммуникативных способностей.
4) Сделать выводы.
2.2. Первичная диагностика коммуникативных способностей
Для диагностики коммуникативных способностей подростков мы использовали следующие методики:
1) Вопросник КОС (коммуникативные и организаторские способности) - тест ( методика Синявского В. В. и Федоришина Б. А.) позволяет выявить коммуникационные (КС) и организаторские (ОС) способности тестируемого (см. приложение 1). Низкие показатели КС и ОС свидетельствуют о необходимости развития этих способностей. Для достижения высоких профессиональных результатов необходимо наличие как коммуникационных, так и организаторских способностей. Низкий уровень каких-либо одних способностей может приводить к внутренним конфликтам, которые могут быть разрешены путем саморазвития.
2) Тест «Ваша коммуникативная установка» - состоит из 25 вопросов и помогает выявить скрытую негативную установку в общении (см. приложение 2).
3) Тестовая карта коммуникативной деятельности (автор – Леонтьев А.А.) – помогает оценить стиль общения человека с окружающими (см. приложение 3).
В работе участвовали 20 учеников 8 класса.
Результаты диагностики (см. сводную таблицу в приложении 4).
После диагностики школьники были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). В экспериментальной группе проводились занятия с элементами психолого-педагогического тренинга общения. В контрольной группе такие занятия не проводились.
2.3. Психолого-педагогический тренинг общения
Целевая группа: подростки (13-14 лет)
Цель тренинга: Развивать коммуникативные способности подростков.
Задачи:
1) Формировать умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение.
2) Формировать умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера.
3) Умение снять излишнее напряжение.
4) Формировать умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения.
5) Формировать умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения.
6) Формировать умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.
В создании данной программы использовались и адаптировались некоторые приемы группового тренинга Трошихиной Е.Г., и Сидоренко Е.В. Большую пользу дали материалы из книги Большакова В.Ю.
Для проведения занятий необходимо помещение, которое позволит работать в круге и выполнять двигательные упражнения, иметь возможность рисовать как за столами, так и лежа на полу.
Работа проводилась на базе средней школы №2, в кабинете школьного психолога. В кабинете есть следующее оборудование:
· школьная доска;
· парты и стулья;
· кресла;
· ковер;
· книжные шкафы;
· аудиомагнитофон.
Кроме того, для проведения занятий необходимы следующие материалы:
· бумага для рисования;
· цветная, гофрированная, оберточная бумага;
· старые книги и журналы с картинками;
· ватман;
· краски, кисти, баночки под воду;
· карандаши, фломастеры;
· одеяло;
· мячик;
· ножницы;
· клей;
· простые карандаши;
· ластик.
Реализовывать работу по данной программе могут подготовленные социальные педагоги и школьные психологи.
Психолого-педагогическая деятельность по программе осуществлялась 1 раз в неделю с марта 2005 по май 2005 года и состояла из 10 занятий по 1 часу каждое (см. приложения 5 и 6).
2.4. Контрольная диагностика коммуникативных способностей
По окончании занятий, в контрольной и экспериментальной группах была проведена контрольная диагностика с применением тех же методик (Вопросник КОС, тест «Ваша коммуникативная установка», тестовая карта коммуникативной деятельности). Результаты диагностики (см. сводную таблицу в приложении 7).
Для того, чтобы определить, насколько успешным был наш эксперимент, оказал ли он влияние на коммуникативные способности подростков, воспользуемся методикой сравнения средних величин по критерию Стьюдента.
Для этого мы вычисляем средние величины по всем выборкам по формуле: , где - выборочная величина или среднее арифметическое значение по выборке; n – количество испытуемых в выборке или частных психодиагностических показателей, на основе которых вычисляется средняя величина; – частные значения показателей у отдельных испытуемых.
По первому тесту =47/20=2,35
По второму тесту =525/20=26,25
По третьему тесту =365/20=18,25
Таким образом, мы вычислили средние величины для результатов первичной диагностики.
После этого, по той же формуле вычисляем средние величины для результатов контрольной диагностики.
По первому тесту =57/20=2,85
По второму тесту =410/20=20,5
По третьему тесту =464/20=23,2
Затем применяем формулу t-критерия Стьюдента:
, где - среднее значение переменной по одной выборке данных, - среднее значение переменной по другой выборке данных, m1 и m2 – интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин. m1 и m2, в свою очередь вычисляются по следующим формулам:
; , где – выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке); – выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке); – число частных значений переменной в первой выборке; – число частных значений переменной во второй выборке.
Определим выборочные дисперсии для сравниваемых выборок значений:
По первому тесту = =≈1,03
По первому тесту = =≈1,13
По второму тесту = =≈27,39
По второму тесту = =≈36,05
По третьему тесту = =≈80,39
По третьему тесту = =≈81,36
Проводим вычисление m1 и m2:
По первому тесту ==0,05; ==0,06
По второму тесту ==1,37; ==1,80
По третьему тесту ==4,02; ==4,09
Подставляем полученные значения в формулу t-критерия Стьюдента.
По первому тесту: ==
По второму тесту: ==
По третьему тесту: ==
Сравним полученные значения с табличными, для числа степеней свободы 20+20-2=38. Зададим вероятность допустимой ошибки = 0,001, и убедимся, в том, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t должно быть не меньше, чем 3, 66. У нас же этот показатель оказался равным соответственно 5 для первого, 8,71 – для второго и 19,04 – для третьего тестов. Следовательно выборочные средние статистически достоверно отличаются друг от друга, т.е. программа психолого-педагогического треннинга оказала влияние на развитие коммуникативных способностей в экспериментальной группе.
2.5. Выводы и рекомендации
Итак, мы провели исследование общения подростков и разработали программу психолого-педагогического тренинга общения для коррекции коммуникативной сферы.
Вся программа посвящена одной идее - быть собой и самому строить свою жизнь. С разных сторон обращаясь к осознанию себя, своей жизни, человек приходит к открытию новых значений, отношений, восприятий, условий, что дает жизнь новым возможностям.
В программе мы вместе с детьми двигались от осознания личностных качеств к принятию чувств, выстраиванию контактов, расширению связей в социальных ситуациях, моделированию близких отношений.
Мы думаем, что участие детей в программе было эффективно. Об этом говорят положительные отзывы о программе самих детей и те изменения, которые мы могли наблюдать в них в ходе занятий. Мы надеемся, что они встали на путь осознания себя, личностных изменений и построения своей жизни. У них появились для этого ресурсы: опыт принятия себя такими, какие они есть, ощущение своей уникальности и любви к себе, чувство полноты жизни.
Таким образом, предлагаемая программа может быть использована для проведения занятий с подростками для коррекции коммуникативной сферы.
Занятия могут проводиться подготовленными социальными педагогами и школьными психологами. Подготовленный педагог должен иметь представление о целях, задачах и методах профилактического обучения и быть «значимым взрослым» для детей.
Программа ориентирована на заинтересованного педагога, которому представляется возможность, используя знание конкретной детской группы, составить и провести каждое занятие в авторском варианте.
Итак, наша гипотеза о том, что психолого-педагогический тренинг общения позволит скорректировать и развить коммуникативные способности подростков подтвердилась.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.
2. Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 380 с.
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
4. Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – 584 с.
5. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия. /Сост. Сельченок К.В. – Мн.: Харвест, 1999. – 816 с.
6. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
7. Осипова А.А. Общая Психокоррекция. – М.: Творческий центр, 2000. – 512 с.
8. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 376 с.
9. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М., 1991.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
11. Тренинг развития жизненных целей. /Под ред. Трошихиной Е.Г. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. – 216 с.
12. Энциклопедия психологических тестов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 300 с.
Приложение 1.
Вопросник КОС (коммуникативные и организаторские способности)
Инструкция: «Вам поочередно предлагается 40 вопросов об особенностях Вашего обычного способа поведения. Свободно выражайте свое мнение по каждому их них. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов.
Результатом теста является Ваш показатель выраженности коммуникационных способностей (КС) и организаторских способностей (ОС).
Результаты теста помогут Вам лучше познать себя».
Бланк для ответов:
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
Да Нет
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию вашего мнения?
Да Нет
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
Да Нет
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
Да Нет
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
Да Нет
6. Нравиться ли вам заниматься общественной работой?
Да Нет
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
Да Нет
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
Да Нет
9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
Да Нет
10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
Да Нет
11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
Да Нет
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
Да Нет
13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
Да Нет
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи или одноклассники действовали в соответствии с вашим мнением?
Да Нет
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
Да Нет
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
Да Нет
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Да Нет
18. Часто ли вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
Да Нет
19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
Да Нет
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
Да Нет
21. Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей?
Да Нет
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить новое дело?
Да Нет
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Да Нет
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
Да Нет
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
Да Нет
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
Да Нет
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно, когда попадаете в большую группу малознакомых людей?
Да Нет
28. Верно ли, что вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
Да Нет
29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
Да Нет
30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе или в классе?
Да Нет
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
Да Нет
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
Да Нет
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
Да Нет
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
Да Нет
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится выступать публично с серьезной речью?
Да Нет
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
Да Нет
37. Верно ли, что у вас много друзей?
Да Нет
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
Да Нет
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Да Нет
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Да Нет
Обработка и интерпретация:
Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (К) и организаторских (О) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (к) и организаторским склонностям (о) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:
К=к/20 О=о/20
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками:
К |
О |
Шкальная оценка |
0,10-0,45 |
0,20-0,55 |
1 |
0,46-0,55 |
0,56-0,65 |
2 |
0,56-0,65 |
0,66-0,70 |
3 |
0,66-0,75 |
0,71-0,80 |
4 |
0,75-1,00 |
0,81-1,00 |
5 |
При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:
1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах - они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
5. Испытуемые, получившие высшую оценку – 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребности в коммуникации и организаторской деятельности.
Приложение 2.
Тест «Ваша коммуникативная установка»
Инструкция: «Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Будьте внимательны и искренни».
Бланк для ответов:
1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим
8. Большинство людей старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.
9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
10. В моей жизни часто встречались циничные люди.
11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
12. Добро должно быть с кулаками.
13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
16. Я очень доверчивый человек.
17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.
18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество
21 Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
22 Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.
23. Люди, как правило, безынициативны в работе.
24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.
25. Большинство людей любят посплетничать друг о друге
Обработка данных и интерпретация результатов:
Признаки негативной установки:
1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. О завуалированной жесткости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант): 1 - да (3), б-да (3), 11 - да (7), 16 - нет (3), 21 - нет (4). Максимально можно набрать 20 баллов.
Чем больше заработанных очков, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.
2. Открытая жестокость в отношениях к людям.
Об открытой жесткости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 – да (9), 7 - да (8), 12 - да (10), 17 - да (10), 22 - да (8). Максимум 45 баллов.
3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 - да (1), 8 - да (1), 13 - нет (1), 18 - да (1), 23 – да (1). Максимальное число баллов - 5.
4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника 4 - да (2), 9 - да (2), 14 - да (2), 19 - да (2), 24 - да (2). Максимальное количество баллов - 10.
5. Негативный личный опыт общения с окружающими. О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы. 5 - да (5), 10 - да (5), 15 - да (5), 20 - да (4), 25 - да (1). Максимально возможных – 20 баллов.
Если вы получили балл выше общего среднего - 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров. Быть может, у вас получается усыплять сознание участников совместной деятельности, но на подсознательном уровне они обязательно почувствуют дискомфорт. Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера.
Приложение 3.
Тестовая карта коммуникативной деятельности
Чтобы оценить стиль общения человека с окружающими, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Оценку проводить по предлагаемой шкале.
Если оценка колеблется в пределах от 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия.
35-44 балла – высокая оценка, характерна для дружеского, непринужденного общения. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы.
20-34 балла характеризуют тестируемого, как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с людьми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.
11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности человека. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.
При очень низких оценках 7-10 баллов всякое общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Все функции ограничиваются лишь информационной стороной.
Бланк для ответов:
1. Доброжелательность 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
2. Заинтересованность 7 6 5 4 3 2 1 Безразличие
3. Поощрение инициативы 7 6 5 4 3 2 1 Подавление инициативы
4. Открытость 7 6 5 4 3 2 1 Закрытость
5. Активность 7 6 5 4 3 2 1 Пассивность
6. Гибкость 7 6 5 4 3 2 1 Жесткость
7. Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода)
Приложение 4.
Результаты первичной диагностики
№ п/п |
Тест 1 (КО) |
Тест 2 |
Тест 3 |
1 |
1 |
20 |
10 |
2 |
1 |
22 |
9 |
3 |
2 |
19 |
13 |
4 |
1 |
21 |
7 |
5 |
3 |
33 |
20 |
6 |
3 |
23 |
21 |
7 |
2 |
35 |
11 |
8 |
3 |
30 |
24 |
9 |
1 |
33 |
8 |
10 |
4 |
21 |
35 |
11 |
4 |
22 |
37 |
12 |
4 |
28 |
35 |
13 |
3 |
33 |
21 |
14 |
3 |
29 |
23 |
15 |
2 |
30 |
15 |
16 |
1 |
22 |
10 |
17 |
2 |
21 |
18 |
18 |
3 |
27 |
22 |
19 |
2 |
23 |
11 |
20 |
2 |
33 |
15 |
Приложение 5.
Программа психолого-педагогического тренинга общения
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Время проведения |
Использованные упражнения |
Вводное занятие «Знакомство». Цель занятия: Знакомство участников друг с другом, с ведущим. |
1 |
март |
«Кто я?» «Моя любимая игрушка» «Аплодисменты по кругу» |
Занятие 2. Цель занятия: Коррекция агрессии. |
1 |
март |
«Ласковые лапки» «Менялки» «Разговор с руками» |
Занятие 3. Цель занятия: Коррекция агрессии. |
1 |
март |
«Два барана» «Я вижу» «Дракон» |
Занятие 4. Цель занятия: Развитие эмпатии. |
1 |
март |
«Доброе животное» «Расставь посты» «Жужа» |
Занятие 5. Цель занятия: Развивать коммуникативные способности. |
1 |
апрель |
«Путаница» «Рукопожатия» «Ладушки» |
Занятие 6. Цель занятия: Развивать коммуникативные способности. |
1 |
апрель |
«Поздороваемся» «Контакт глазами» «Молчанка-говорилка» |
Занятие 7. Цель занятия: Развивать коммуникативные способности. |
1 |
апрель |
«Минга-манга» «Мое личное место» «Дружеская рука» |
Занятие 8. Цель занятия: Развивать коммуникативные способности. |
1 |
апрель |
«Установление дистанции» «Сценки вежливости» «Задержать дыхание» |
Занятие 9. Цель занятия: Развивать коммуникативные способности. |
1 |
май |
«Изобрази настроение» «Радуга» «Приглашение » |
Заключительное занятие. Цель занятия: Подведение итогов работы, вспоминание различных эпизодов и сценок, ориентация участников в материале занятий, помощь во включении опыта, приобретенного в группе в повседневную жизнь. |
1 |
май |
«Строим город» «Пожелание» «Чемодан в дорогу» |
Итого: 10 |
Приложение 6.
Краткое описание использованных упражнений
«Кто я?»
Упражнение используется для знакомства участников тренинга.
Инструкция: Возьмите лист бумаги и ответьте на вопрос «Кто я?» несколько раз.
После этого участники зачитывают написанное и дают пояснения.
«Моя любимая игрушка»
Каждый участник рассказывает о своих любимых игрушках. Цель: установление доверительных отношений в группе.
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
«Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между участниками.
Руководитель подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусок меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и другое. Все это выкладывается на стол. Участнику предлагается оголить руку по локоть; руководитель объясняет, что по руке будут ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться местами с участником.
«Менялки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те у кого...(светлые волосы, часы и так далее). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
«Два барана»
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в положительное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
«Я вижу»
Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.
Участники игры, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...» Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
«Дракон»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянутся до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох -делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Путаница»
Цель: Эта игра направлена на активизацию совместной деятельности и может служить в качестве разминки, она наглядно показывает взаимосвязь всех людей. Упражнение выполняется в круге, дети стоят близко друг к другу.
Инструкция: «С закрытыми глазами подними правую руку перед собой и рукой найди руку партнера. Затем протяни вперед левую руку и найди левую руку другого человека. (Таким образом, дети держат за руки тех, кто находится не рядом с ними.) Нашли?.. Теперь откройте глаза... Теперь попытайтесь распутаться, не отпуская рук, так, чтобы снова получился круг. Кто-то при этом окажется обращенным лицом в круг, а кто-то - лицом из круга».
«Рукопожатия»
Цель: Формирование круга общения
Инструкция: «Мы все сейчас будем ходить по комнате (2-5 минут). Задачей является пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал».
Обсуждение: Насколько ты был общительным, активным или пожимал руки только тем, кто сам к тебе подходил? Связано ли твое поведение в упражнении с тем, общительный ты в жизни или замкнутый?
«Ладушки»
Цель: Установить длительный контакт.
Упражнение проводится в парах. Играя с партнером в «Ладушки», необходимо достичь максимально высокого темпа не сбиваясь и не говоря.
Обсуждение: Насколько важно настроиться на партнера? Когда готовы оба перейти к другому темпу? Когда почувствовали друг друга? Насколько было приятно и было ли желание прекратить?
Кто не может долго быть в контакте - это более замкнутые люди, а кому хочется продлить, кому комфортно в длительном общении - более общительный. Пары меняются.
«Минга-манга»
Цель: Формирование круга общения.
Инструкция: «Сейчас мы с вами посмотрим, кто из вас самый общительный. Для этого мы с вами сыграем в игру. Вы все будете ходить по комнате. Сначала медленно, потом быстрее и при этом будете здороваться друг с другом, а именно, если один говорит: «Минга», то другой отвечает: «Манга». По моему сигналу-хлопку вам надо будет быстро встать группой, образуя круг, касаясь партнеров локтями (руки согнуты на уровне груди). Количество человек в вашей группе должно будет совпадать с тем числом, которое я при этом назову. Например, если я хлопну в ладоши и скажу «4», то в вашем круге должно стоять 4 человека. Круг, в котором иное количество человек, а также те ребята, которые оказались вне круга, выбывают из игры. Таким образом, у нас к концу игры останутся только самые общительные люди. Если вы выбываете, не забывайте, что это только игра и что мы можем сыграть несколько раз.
Обсуждение: Понравилась ли игра? Что ты чувствовал? Считаешь ли ты себя общительным человеком, замкнутым, популярным в группе, одиноким?
«Дружеская рука»
Цель: Обучение терпению.
Все участники садятся спинами в круг, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто тебе больше всех нравится. Ограничений по количеству нет. Ведущий подходит к участникам и поднимает того, кто будет класть руки, так, чтобы другие участники не знали, кто к ним подходит. Задача: ни за что не открывать глаза. Важно терпение - как бы долго ни подходили, терпеть и не открывать глаза.
Обсуждение: Трудно ли было не открывать глаза? Подглядывал ли? Был ли терпеливым?
«Задержать дыхание»
Цель: Выработка навыков саморегуляции.
По команде ведущего участники задерживают дыхание на несколько секунд.
Задержка дыхания на вдохе - активизирует, а на выдохе - успокаивает.
«Изобрази настроение»
Цель: разобраться в своих чувствах и выразить их при помощи тела.
Задание выполняется парами. Необходимо выразить при помощи тела свое настроение, состояние на данный момент. Один из партнеров принимает несколько разных поз, выражающих его настроение. Он должен выбрать соответствующую позу, в которой может замереть. Когда он замирает, партнер изображает эту позу на бумаге и пытается почувствовать его настроение. Затем партнеры меняются ролями. Они выясняют, что поняли по положению тел друг друга, почему выбрали именно такие позы.
«Радуга»
Цель: расширение границ невербального самовыражения.
Группа расположена полукругом. Ведущий предлагает участникам подумать, каким цветом можно выразить их настроение в настоящий момент.
Каждый из участников выходит в центр полукруга и невербально показывает цвет своего настроения.
«Строим город»
Лист ватмана или стекло покрывается слоем пластилина. Участники, разбившись на пары, выбирают себе на ватмане небольшую территорию и обводят ее. Это их дом. Они что-то строят на своей территории из пластилина. Затем эти территории соединяются в один город. Цель этого этапа - активизация взаимодействия между участниками группы. Дороги строятся компактно, с заходами в соседние дома, таким образом создавая единую сеть коммуникаций, социальных связей. Такой навык строить взаимодействие, создавать круг друзей поможет им в будущем получать поддержку друг друга и строить новые связи.
«Чемодан в дорогу»
Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы, конечно, будем встречаться, но не будем больше собираться здесь всей нашей группой и заниматься. Мы провели здесь много времени и многое узнали друг о друге. Сейчас мы для каждого из нас соберем «чемодан» - соберем качества и особенности, которые проявлялись на наших занятиях. Каждый из нас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие качества мы ему соберем; мы возьмем одно качество, которое нам понравилось, из тех, что уже есть у участника и одно качество, которое нам хотелось бы, чтобы он изменил. Выбирать качества будем все вместе, чтобы между нами было согласие по поводу этих выборов. Кто хочет выйти первым?».
Приложение 7.
Результаты контрольной диагностики
Экспериментальная группа
№ п/п |
Тест 1 (КО) |
Тест 2 |
Тест 3 |
1 |
2 |
15 |
22 |
2 |
2 |
11 |
20 |
3 |
3 |
11 |
24 |
4 |
2 |
14 |
19 |
5 |
4 |
15 |
31 |
6 |
4 |
12 |
35 |
7 |
3 |
20 |
19 |
8 |
4 |
22 |
38 |
9 |
2 |
25 |
27 |
10 |
5 |
18 |
40 |
Контрольная группа
№ п/п |
Тест 1 (КО) |
Тест 2 |
Тест 3 |
11 |
4 |
20 |
34 |
12 |
3 |
25 |
31 |
13 |
3 |
31 |
20 |
14 |
4 |
25 |
22 |
15 |
3 |
26 |
15 |
16 |
1 |
20 |
10 |
17 |
2 |
21 |
16 |
18 |
3 |
25 |
22 |
19 |
1 |
22 |
8 |
20 |
2 |
32 |
11 |
[1] Немов Р.С. Психология: Уч. для студ. высших пед. учебных заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – С. 513.
[2] «Общение — это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности». (Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1990. – С. 244.)
[3] Цит. по Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — С. 213.
[4] Парыгин Б.Д. Основы социально – психологической теории. – М.: Наука, 1987. – С. 178.
[5] Классификация по Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 634 - 635
[6] Немов Р.С. Психология: Уч. для студ. высших пед. учебных заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – С. 524 – 525.
2 Классификация приведена в книге Психология детства: Учебник / Под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – С.214-215.