Содержание

1.Что такое ЭИС и ее основные элементы?. 3

2. Описание ЭИС.. 14

Список литературы.. 17

1.     Что такое ЭИС и ее основные элементы?

Понятие система и элемент являются одними из фундаментальных понятий [1]общей теории систем (ОТС).

Понятие система происходит от греческого слова Systema, означающего целое, составленное из отдельных частей, и определяется как совокупность (соединение) взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, объединенных с определенной целью.

Понятие элемент происходит от латинского слова Elementarius и означает: начальный, простой, простейший, конечный, неделимый, лежащий в основе чего-либо.

В научных направлениях, называемых системным анализом[2], исследованием операций и теорией принятия решений на современном этапе развития науки выделяют совокупность каких-либо механических, физических, химических, биологических, экономических, экологических, энергетических или тому подобных взаимосвязанных и взаимодействующих объектов и изучают или исследуют их особенности с целью получения о них новых знаний[3]. В состав новых знаний обычно включают такие категории и понятия как, класс, функция, структура, события, состояния, альтернативы, предпочтения, рациональная организованность и эффективность функционирования. Различают естественные (природные), искусственные (техногенные), технические, социальные, политические и экономические системы.

Общее число систем огромно и пока еще не существует законченной теории исследования всего разнообразия этих систем. [4] В настоящее время системология, призванная исследовать любые системы, еще не может дать ответы на все вопросы, которые возникают у разработчиков и пользователей хотя бы информационных систем. Еще более сложно обстоят дела у разработчиков и исследователей экономических информационных систем[5].

Обычно в системологии любую сложную систему принято рассматривать как множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выбранных исследователем, с какой либо концептуальной точки зрения. При этом под концепцией понимается точка зрения кого-нибудь на что-нибудь.

Однако формализация систем чрезвычайно сложная задача. Дело в том, что практически любая система с точки зрения ее математического описания и постановки математической задачи ее научного исследования является плохо формализуемой и слабо структурированной. Поэтому проблемы формализации систем весьма значимы и актуальны.

Системология в настоящее время состоит из теорий различных природных, технических, социальных и экономических систем и законченного вида пока еще не имеет. По мнению одного из ведущих специалистов в области системного анализа - академика РАН Моисеева Н.Н: "… в настоящее время изучено довольно много различных типов систем, но построить теорию, которая была бы достаточно общей, пока еще не представляется возможным. Поэтому особое значение приобретает выделение классов реальных систем, для изучения которых можно использовать общие подходы".

Общие подходы (парадигмы) рассматриваются в таких отраслях научных знаний как, общая теория систем, теория моделирования систем, системный анализ, исследование операций, теория принятия технических решений и т.п. Огромный вклад в создание и развитие этих отраслей знаний внесли такие ученые как: Г.Вагнер, А.Кофман, Д.Климанд, В.Кинг, Д.Диксон, Э.Квейд, Н.П.Бусленко, Д.М.Гвишиани, В.Н.Садовский, Н.Н.Моисеев, А.И.Уемов, В.В.Дружинин, М.Месарович, Дж. Нейман, Л. фон Берталанфи и другие.

Парадигмой – строгой научной теорией, выражающей существенные черты реальности, и выступающей образцом концептуальной схемы постановки и решения задач исследования информационных систем до 90-х годов прошлого столетия был физикализм или физико-математический подход. На этом отрезке развития науки информационные системы формализовались совокупностью обеспечивающих подсистем. К ним относились подсистемы организационного обеспечения, технического обеспечения, информационного обеспечения, математического обеспечения и т.п. подсистемы. Недостатки такого подхода общеизвестны.

Методологией современного подхода (парадигмой современной формализации информационных систем) является системный подход, который формулируется как ансамбль обязательных принципов (требований) анализа и синтеза систем. По мнению большинства авторов монографий, посвященных этой проблематике, такими требованиями к системам являются:

·            относительность знаний и конечность целей исследования;

·            концептуальный выбор структуры (модульности) функций;

·            единость или целостность системы, состоящей из частей;

·            двуединость или статико-динамичность;

·            триединость или иерархичность;

·            связь с окружающей средой;

·            многофункциональность (полиформность или полиморфность);

·            эволюция системы: движение, развитие, зрелость, деградация, генезис;

·            причинно-следственность событий и состояний;

·            историзм или преемственность поколений (генераций).

В терминах общей теории систем экономическая информационная система (ЭИС), как и любая другая техническая или социальная система, определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, объединенных в некоторую структуру с целью обеспечения экономической деятельности наилучшим способом.

Другими словами ЭИС – это множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, призванных воспринимать, запоминать и перерабатывать экономическую информацию, а также обмениваться этой информацией внутри себя или с другими системами.

Обычно экономическая информационная система рассматривается как единое целое, состоящее из отдельных частей. Однако, с позиций системного подхода, ЭИС приходится рассматривать как объект или как процесс (принцип двуединости) одновременно. В рамках понятий современной парадигмы это архитектура и информационные технологии. Архитектура и информационные технологии ЭИС, в свою очередь, состоят из различных компонентов, образующих аппаратно-программную платформу и технологии обработки (сбора, распределения, хранения и реструктуризации) информации.

Выделяют простые и сложные системы. Разница между ними заключается в том, что в состав сложной системы входят компоненты, которые сами являются системами. Их называют подсистемами. Каждый компонент подсистемы, в свою очередь, может быть системой. Совокупность компонентов подсистемы называют микросистемой. Любая система может быть подсистемой другой системы, которая по отношению к ней является надсистемой или макросистемой. В этом заключается суть иерархичности системы (принцип триединости), которая позволяет выделять макросистему, метасистему (собственно систему) и микросистему. Окружающей средой или мегасистемой данной метасистемы называется система, состоящая из компонентов, не принадлежащих макросистеме. Таким образом, любая экономическая информационная система, хотя и представляет собой трехуровневую иерархическую структуру, погружена в социальную среду, которая также подлежит анализу и исследованию (рынки сбыта, сферы инвестиций и т.д.). Исследованием этих сфер реализуется принцип связи экономических информационных систем с окружающей средой.

Говоря о полиморфности (для абстрактных) или о полиформности (для реальных) ЭИС, имеют в виду существование различных форм прикладных информационных технологий для различных бизнес – сфер данного конкретного предприятия. Сюда, как правило, относят электронную коммерцию, информационные технологии бухгалтерского, налогового и складского учета, информационные технологии управления финансами, производством, запасами, инвестициями, кадрами, страхованием, информационные технологии краткосрочного, среднесрочного, стратегического планирования и т.д.

Фиксация информации о состоянии системы на этих этапах эволюции системы позволяет провести ее генезис (определение состояния системы в прошлом) на любую дату фиксации информации о состоянии. При этом всегда имеют в виду, что переход системы из одного состояния в другое происходит в результате воздействия каких-то объективных или субъективных причин (принцип причинно-следственности событий и состояний).

Развитие, зрелость и деградация экономических информационных систем соответствуют этапам жизненного цикла ЭИС.

Говоря об историзме и преемственности поколений нужно вспомнить путь совершенствования автоматизированных систем управления производством. Вначале все экономические расчеты на предприятиях выполнялись вручную с помощью абака, счет, арифмометров, логарифмических линеек, механических и электронных калькуляторов, часть из которых и по сей день, не потеряла своего значения (1-поколение). Затем появились специализированные подразделения. Это были машиносчетные станции и расчетные бюро при центральных бухгалтериях крупных предприятий (2-поколение).[6] Затем, на базе ЭВМ возникли автоматизированные системы управления производством (АСУ П), на которые возлагалась и роль автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) отдельного крупного предприятия (3-поколение). И, наконец, в наши дни развиваются интегрированные экономические информационные системы управления экономической деятельностью предприятий на базе ПК, объединенных в корпоративные сети (4-поколение).

Даже поверхностное рассмотрение ЭИС позволяет установить, что экономическая информационная система - сложный комплекс согласованно взаимодействующих (функционирующих) программных и аппаратных компонентов ЭИС. Наиболее сложные сочетания аппаратно-программных компонент встречаются в сетевых вариантах ЭИС, а также в экономических Интернет – технологиях. Однако для пользователей прикладных информационных технологий все эти компоненты должны быть прозрачны.

Изучение информационных систем самого различного толка предполагает изучение состава и правил функционирования ее компонентов:

·        компьютеров и периферийного оборудования;

·        коммуникационного оборудования;                                  АПП 

·        операционных систем и драйверов;

·        сетевых приложений;

·        СУБДов, баз данных и баз знаний;                              ИТ

·        пакетов прикладных программ.

Информационная технология как концептуальная модель взаимодействия элементов ЭИС также может быть представлена различными иерархическими слоями в дескриптивной форме или на блок - схемном уровне.

Четвертым слоем распределенных информационных систем являются различные сетевые приложения (сетевые сервисы), такие как сетевые (распределенные) базы данных, почтовые системы, средства архивирования данных, системы автоматизации коллективной работы и др. Очень важно знать возможности, предоставляемые сетевыми приложениями для различных областей применения, а также знать, насколько они совместимы с другими приложениями и операционными системами.

Пятым слоем информационных систем являются базы данных и базы знаний, а также средства автоматизации работы с ними, такие как системы управления базами данных, конструкции клиент-сервер, серверы приложений, серверы ресурсов и т.д. Сюда же относят приложения измерения, сбора, распределения и временного хранения информации, объединенных с целью решения метрологических задач.

Шестым, самым верхним слоем экономической информационной системы, являются ППП или приложения, которые собственно и реализуют прикладные информационные технологии в различных отраслях науки и техники. Это наиболее представительный слой из всех компонентов информационной технологии. Напомним, что это могут быть приложения всевозможных классов информационных технологий бизнеса.

Три последних слоя образуют информационную технологию, которая, обычно, состоит из нескольких прикладных информационных технологий.

Любая прикладная информационная технология реализуется совокупностью некоторых частных технологий. Так процедуры измерения, оцифровки, сбора и временного хранения информации, объединенных с целью решения метрологических задач экономики, называют измерительной технологией (ИзТ), а совокупность процедур приема-передачи и распределения информации, объединенных с целью передачи информации по сетям связи, называют сетевой технологией (СТ). Полученная по каналам связи информация, помещается с помощью технологии хранения информации (ТХИ) в базы данных. Процессы компьютерной обработки информации называют технологией обработки данных (ТОД).

Срез вышеперечисленных технологий образует конкретную прикладную информационную технологию конкретной ЭИС. Следовательно,

ПИТ ≡ {ИзТ + СТ + ТХИ + ТОД}.

Компьютеры совместно с их операционными системами, а также сетевая и периферийная аппаратура совместно с их драйверами и протоколами образуют аппаратно-программную платформу (АПП) конкретной ЭИС, которая совместно с совокупностью ПИТ образуют экономическую информационную систему. Следовательно,

ЭИС ≡ АПП + ΣПИТ.

В зависимости от предназначенности, может существовать множество экономических информационных систем и множество прикладных (проблемных) экономических информационных технологий.

Формализацию любой ИС, в том числе и экономической, можно выполнять с использованием логических, а не аппаратно-программных компонентов данной ИС. Логической структурой конкретной ИС будем считать совокупность ее взаимосвязанных и взаимодействующих логических элементов, объединенных с определенной целью. Одним из таких логических элементов ИТ являются конструкции клиент-сервер.

Как правило, компьютеры и программы, входящие в состав современных информационных систем, не являются равноправными. Некоторые из них владеют и управляют ресурсами (файловая система, принтер, база данных и т.д.), другие имеют возможность только обращаться к этим ресурсам.

Компьютер или программу, управляющие ресурсом, называют сервером ресурса (файл-сервер, сервер базы данных, вычислительный сервер), а компьютер или программу, которые могут только обращаться к ресурсу называют клиентами этого ресурса. Клиент и сервер какого-либо ресурса могут находиться как в рамках одной информационной системы, так и в различных частях ЭИС, связанных между собой сетью.

В настоящее время информационные технологии с использованием двухзвенной конструкции клиент-сервер являются основным способом обработки данных в информационных системах различного назначения. Это касается и экономических информационных технологий, с их набором пакетов прикладных программ для обработки экономической информации.

Основной принцип действия логического элемента клиент-сервер заключается в разделении прикладной информационной технологии на шесть следующих функций:

·        PS – средства представления клиентов (ввода и отображения данных);

·        PL – представление логики интерфейса клиент – ПК;

·        BL – логика интерфейса бизнес-сервис – ПК;

·        DL - обработка операторов SQL данного приложения;

·        DS – обработка операторов управления ресурсами (файловой системой, базой данных);

·        FS – обработка файловых операций с помощью ОС.

Следовательно, в формальной модели ЭИТ, использующей информационную технологию типа клиент-сервер выделяют соответствующие компоненты прикладной информационной технологии:

·        PS. PL – компоненты представления клиента;

·        BL. DL – прикладные компоненты приложения (сервиса);

·        DS. FS – компоненты управления ресурсом.

Связь между этими компонентами осуществляется по определенным правилам, которые называют протоколом взаимодействия. В качестве такого протокола для двухзвенной структуры клиент – сервер используют структурированный язык запросов SQL (structured query language).

В том случае, когда информационная система объединяет достаточно большое количество различных информационных ресурсов и серверов приложений, встает вопрос об оптимальном управлении всеми ее компонентами. В этом случае используют трехзвенные конструкции клиент – сервер приложений – сервер ресурсов.

Для их реализации требуются специализированные средства - мониторы обработки транзакций (часто их называют просто "мониторы транзакций"). При этом понятие транзакции расширяется, по сравнению с используемым термином в теории баз данных. В данном случае это не атомарное действие над базой данных, а любое действие в системе - выдача сообщения, запись в индексный файл, печать отчета и т.д.

Для общения прикладной программы с монитором транзакций используется специализированный API (Application Program Interface) - интерфейс прикладного программирования, который реализуется в виде библиотеки, содержащей вызовы основных функций (установить соединение, вызвать определенный сервис и т.д.). Серверы приложений (сервисов) также создаются с помощью этого API. Каждому сервису присваивается уникальное имя. Монитор транзакций, получив запрос от прикладной программы, ранее активизированной клиентом, передает вызов соответствующему приложению (если тот не запущен, порождает необходимый процесс). После обработки запроса сервером приложений он возвращает результаты клиенту. Для взаимодействия серверов приложений с серверами баз данных разработан протокол XA. Наличие такого унифицированного интерфейса позволяет использовать в рамках одного приложения несколько различных СУБД.

В развитие Интернет – технологий, в последнее время появилась новая информационная технология, получившая название «Интернет/интранет – технология». Ее суть заключается в том, что в ней успешно сочетаются идеи трехзвенной конструкции «клиент – сервер – приложений – сервер - ресурсов» с Интернет – технологией. В этом случае структура информационного приложения приобретает вид: «Браузер – сервер приложений – сервер ресурсов – сервер динамических страниц – web – сервер».

Как видно из вышеприведенной структуры, три первых компоненты такой конструкции представляют собой интранет – компоненты, а две последние – есть Интернет - компоненты. При этом все изменения в содержании распределенных баз данных корпоративной сети, автоматически отображаются в динамических страницах и на web – серверах корпорации. Ясно, что в данном случае речь идет об открытой информации. Вся конфиденциальная информация обрабатывается по той же Интернет/интранет – технологии, но с помощью кодирующих программ или устройств.

Интранет/Интернет – технологии предусматривают создание корпоративных порталов. При этом понимают создание как вертикальных, так и горизонтальных порталов.

Портал (portal) – сайт, организованный как многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов. Дает пользователю четкую информацию, осуществляет мгновенный доступ к таким сервисам, как поисковые системы, электронный шоппинг, бесплатная электронная почта, торговая реклама, мгновенная рассылка сообщений, вэб-аукционы, чаты. Порталы обладают возможностью, как привлекать большое число пользователей, так и собирать информацию об их интересах. Под данным определением принято понимать порталы общего типа, играющие роль "отправной точки" для определенной аудитории Интернета. Порталы общего типа имеют горизонтальную структуру организации, то есть объединяют несколько тем.

Портал вертикальный (vertical portal) - вэб-сайт узкой тематической направленности, предоставляющий различные сервисы в ее рамках. Наиболее перспективный информационный ресурс и инструмент, имеющий своих последователей во всем мире.

Портал горизонтальный - вэб-сайт общего характера, предлагающий набор различных сервисов, обслуживающих различные темы.

2. Описание ЭИС

С конца 80-х годов прошлого столетия начали появляться корпоративные вычислительные сети ЭВМ, которые требовали новых подходов к созданию автоматизированных систем управления предприятиями. Одним из таких подходов является разработка ИТ системы «ПАРУС», выполняемой одноименной фирмой с 1999 года. Корпорация ПАРУС - один из крупнейших игроков на российском рынке высоких технологий. Компания специализируется на разработке и сопровождении автоматизированных информационных систем для государственных учреждений, крупных коммерческих предприятий, компаний малого и среднего бизнеса.

Для описания была выбрана комплексная система автоматизации бухгалтерского учета ПАРУС-Бухгалтерия 4.32.

Cистема является дальнейшим развитием широко известной серии программных продуктов для автоматизации бухгалтерского учета "Парус 4.01, 4.21, 4.23".

Основными понятиями схемы документопотока информационной технологии системы ПАРУС являются:

·        маршрут - порядок, правила и очередность исполнения бизнес-процедур, составляющих конкретный бизнес-процесс.

·        маршрут разбивается на точки, в каждой из которых фиксируется выполнение исполнителями определенной бизнес - процедуры.

·        основным учетным объектом факта исполнения работы во времени является событие.

·        маршрутная карта (карта точек и событий) содержит описание возможных событий перехода и определяет перечень исполнителей для каждой точки. Карта задает следование события из начальной точки к конечной и допускает разветвление пути в маршруте.

Внутри точки маршрута могут быть доступны действия из обширного набора функций системы ПАРУС (например: формирование счета, отработка оплаты счета в бухгалтерии, печать накладной), выполняемое исполнителем. Действие может быть разовым или периодическим, т.е. выполняемым: N раз, пока оно разрешено специальным условием. Исполнитель выполняет определенное действие только при наличии соответствующих полномочий и при соблюдении определенных условий. Факт выполнения действия является событием и регистрируются в истории этого события.

Переход от точки к точке осуществляется сменой статуса события на очередной статус из определенного списка или адресацией события исполнителю другой точки автоматически. Подобный переход может регламентироваться условиями и полномочиями конкретного исполнителя.

В результате исполнения функции формируется уведомление (сообщение) участнику бизнес-процесса. В системе предусмотрен встроенный механизм доставки уведомлений при помощи электронной почты, сообщений на пейджер или мобильный телефон. Уведомление напоминает сотрудникам о необходимости проведения каких-либо работ (типа "проконтролировать оплату выставленного счета" - для менеджера, курирующего клиентов). Нахождение события в точке маршрута может регламентироваться по времени. По истечении заданного промежутка времени система автоматически вышлет соответствующее уведомление исполнителю и его руководителю.

Таким образом, схема документопотока ИТ системы «ПАРУС» оптимизирует время протекания бизнес-процесса, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность.

Основные возможности системы

Учет основных средств, материалов и МБП:

·        учет поступлений, перемещения и выбытия основных средств, материалов и МБП;

·        подготовка хозяйственных документов (накладные, товарные чеки, разнарядки и т. п.);

·        получение оборотных ведомостей в разрезе счетов, материально ответственных лиц и наименований материальных ценностей в количественном и денежном выражении;

·        формирование ведомостей и журналов-ордеров по выбытию и перемещению основных средств, МБП, по расходу материалов;

·        печать инвентаризационных описей;

·        получение справок о наличии и движении материальных ценностей.

Учет финансово-расчетных операций:

·        подготовка платежных банковских и кассовых документов;

·        учет операций по расчетному, валютному и прочим счетам;

·        учет кассовых операций;

·        учет всех видов взаимных расчетов.

Начисление заработной платы:

·        расчет заработной платы по основной, совмещаемой и замещаемой должностям;

·        расчет налогов и удержаний, оформление возврата сумм и перерасчет заработной платы;

·        учет приказов по кадрам и оплате труда;

·        формирование справок и налоговой отчетности;

·        расчет выплат по больничным листам, отпускных, пособий на детей;

·        печать расчетно-платежных ведомостей, расходных кассовых ордеров;

·        перечисление зарплаты через банк;

·        формирование сводов по заработной плате и журналов-ордеров.

Список литературы

1. Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем. Математические основы. – М.: Мир, 1978. – 311 с.

2. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2002. –368 с. : ил.

3. Давыдов Э. Г. Исследование операций: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Высш. Шк., 1990. – 383 с. : ил.

4. Юдин Д.Б. Вычислительные методы теории принятия решений. – М.: Наука, 1989, – 320 с.

5. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 240 с. : ил.

6. Кузякин В.И. Информационные технологии в экономике: Учебное пособие.- Екатеринбург: Изд-во ГОУ УГТУ – УПИ, 2002.


[1] Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем. Математические основы. – М.: Мир, 1978. – 31 с.

[2] Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2002. – c.36: ил.

[3] Давыдов Э. Г. Исследование операций: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Высш. Шк., 1990. – c.83: ил.

[4] Юдин Д.Б. Вычислительные методы теории принятия решений. – М.: Наука, 1989, – c.20.

[5] Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2001. – c. 40: ил.

[6] Кузякин В.И. Информационные технологии в экономике: Учебное пособие.- Екатеринбург: Изд-во ГОУ УГТУ – УПИ, 2002.