СОДЕРЖАНИЕ

Теоретические вопросы:

1. Административная и уголовная ответственность за незаконное предпринимательство……………………………………………………………...3

2. Общая характеристика законодательства РФ, регулирующего внешнеторговую деятельность…………………………………………………...8

3. Разрешение экономических споров третейским судом……………………13

Задачи:

Задача 1……………………………………………………………………………..18

Задача 2……………………………………………………………………………..21

Список использованной литературы…………………………………………..24

Теоретические вопросы:

1. Административная и уголовная ответственность за незаконное предпринимательство

Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ):Объективная сторона преступления состоит в осуществлении предпринимательской деятельности следующими незаконными способами: без регистрации; без специального разрешения (лицензии); с нарушением условий лицензирования.

Субъективная сторона преступления: прямой или косвенный умысел.

Субъект преступления: лицо, достигшее 16 лет.

Для субъектов предпринимательской деятельности - незаконное предпринимательство, в том числе банковскую деятельность, занятие частной медицинской или фармацевтической деятельностью (ст.171, 172, 235 УК РФ). Под незаконным предпринимательством понимается осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере; 3) для служащих частных охранных или детективных служб - превышение предоставленных лицензией полномочий с применением насилия или угрозой его применения (ст.203). 1 Легальной предпринимательской деятельностью можно считать лишь такую деятельность юридических и физических лиц, которая обладает совокупностью следующих признаков:

1) осуществляется самостоятельно;

2) осуществляется на свой риск;

3) направлена на получение прибыли;

4) направлена на получение прибыли систематически;

5) осуществляется в любой из перечисленных в законе форм (пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг);

6) осуществляется лицом (юридическим или физическим), официально зарегистрированным в качестве лица, занимающегося предпринимательской деятельностью;

7) осуществляется в соответствии с нормативно установленным порядком и условиями регистрации (лицензирования). 1

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков означает, что фактически осуществляемая юридическим или физическим лицом экономическая деятельность либо не относится к разряду предпринимательской, либо является незаконной предпринимательской деятельностью. Однако такая точка зрения не единственная. Так, Эминов Е.В. утверждает, что с гражданско-правовой точки зрения отсутствие любого из названных признаков исключает возможность признания того или иного вида экономической деятельности предпринимательской. Из этого следует, что термин «незаконная предпринимательская деятельность» неудачен, поскольку предпринимательская деятельность может называться таковой только в том случае, когда она законна. С таким суждением вряд ли можно согласиться по следующим основаниям. В приведенном законодательном определении предпринимательской деятельности с точки зрения ее содержания, на наш взгляд, есть две составляющие: 1) экономическая (сущностная); 2) юридическая (формальная).

Экономическую (сущностную) составляющую раскрывают первые пять приведенных выше признаков. Они обязательны для того, чтобы признать экономическую деятельность предпринимательской. Отсутствие хотя бы одного из этих сущностных признаков исключает возможность отнесения экономической деятельности к разряду предпринимательской.

Юридическая (формальная) составляющая раскрывается с помощью шестого и седьмого признаков. Присутствие их, по нашему мнению, не обязательно, а факультативно. Если они присутствуют, то следует употреблять термин «законная предпринимательская деятельность», а если отсутствуют, то «незаконная предпринимательская деятельность».

Анализ теоретических позиций и практики применения уголовного законодательства об ответственности за посягательства на предпринимательскую деятельность показывает, что к группе преступлений, посягающих на указанную деятельность, целесообразно отнести ст.ст. 169, 171, 171.1, 172, 173, 178, 195-197 УК РФ. Проанализировав состав предлагаемой группы преступлений, посягающих на предпринимательскую деятельность, по объекту посягательств данную группу можно условно разделить на две подгруппы:

1) посягательства, препятствующие осуществлению законной предпринимательской деятельности (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности — ст. 169 УК РФ, монополистические действия и ограничение конкуренции — ст. 178 УК РФ);

2) посягательства, образующие незаконную предпринимательскую деятельность (незаконное предпринимательство — ст. 171 УК РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции — ст. 171.1 УК РФ, незаконная банковская деятельность — ст. 172 УК РФ, лжепредпринимательство — ст. 173 УК РФ, неправомерные действия при банкротстве — ст. 195 УК РФ, преднамеренное банкротство — ст. 196 УК РФ, фиктивное банкротство — ст. 197 УК РФ). Исходя из изложенного выше материала можно сделать следующие основные выводы.

1. Предпринимательская деятельность подразделяется на две разновидности:

1) законная (легитимная) предпринимательская деятельность;

2) незаконная (нелегальная) предпринимательская деятельность.

Законная предпринимательская деятельность является объектом уголовно-правовой охраны, а на наиболее опасные для общества виды незаконной предпринимательской деятельности распространяется ряд уголовно-правовых запретов.

Преступление характеризуется пятью формами преступной деятельности. Все эти действия признаются преступными при наличии хотя бы одного из двух условий: если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо были сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. Понятие крупного ущерба или дохода в крупном размере дается в примечании к ст. 169 УК - свыше 250 тыс. руб. Совершение тех же действий при отсутствии указанных условий влечет административную ответственность. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет имеет место, когда руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель без уважительных причин уклоняются от регистрации. В соответствии с нормами гражданского права любая предпринимательская деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, должна быть зарегистрирована (ст. 23, 50, 51 ГК). Государственная регистрация - это юридическое признание предпринимательства в определенной организационно-правовой форме (требования, предъявляемые законом при регистрации предпринимательской деятельности, были рассмотрены в комментарии к ст. 169 УК). Статья 171 УК имеет в виду те виды предпринимательской деятельности, которые могут быть зарегистрированы и осуществляться на законных основаниях. В случаях когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель занимаются запрещенной законом экономической деятельностью, ответственность наступает не по ст. 171 УК, а по другим статьям УК. Например, незаконное изготовление оружия, боеприпасов, взрывных устройств, комплектующих деталей, взрывчатых веществ влекут уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконное изготовление наркотических средств или торговля ими - по ст. 228-228.2 УК.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации означает, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имея регистрационное свидетельство на один вид предпринимательской деятельности, осуществляет другую хозяйственную деятельность или в ином месте, или в иной организационно-правовой форме. В том случае, когда сроки действия регистрационного свидетельства истекли, будет иметь место первая форма преступной деятельности.

Представление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем, регистрирующий орган был введен в заблуждение представленными документами, фальсификация которых была обнаружена позднее, например, документ об уплате регистрационного сбора оказался поддельным. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) означает, что лицо, имеющее регистрационное свидетельство на право ведения предпринимательской деятельности, не получило специального разрешения (лицензии) на тот вид экономической деятельности, который оно осуществляет, когда такая лицензия обязательна (ст. 49 ГК). Лицензия - это официальный документ, дающий право предпринимателю заниматься определенным видом экономической деятельности в течение установленного срока при соблюдении условий осуществления этой деятельности. Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". К лицензируемым видам деятельности закон относит такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Закон определяет общие принципы лицензирования с указанием конкретных видов предпринимательства, которые лицензируются только на федеральном уровне (торговля оружием, все операции с драгоценными металлами и камнями, с наркотическими и психотропными веществами и т. д.), а также виды деятельности, разрешение на осуществление которых выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ (риэлторская, медицинская и ветеринарная деятельность, эксплуатация автозаправочных станций и т. д.).

2. Общая характеристика законодательства РФ, регулирующего внешнеторговую деятельность

При разработке нормативного правового акта Российской Федерации, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, ответственный за его разработку федеральный орган исполнительной власти предлагает субъектам Российской Федерации, российским организациям и индивидуальным предпринимателям, экономические интересы которых могут быть затронуты принятием такого нормативного правового акта (заинтересованные лица), представить предложения и замечания по данному вопросу в указанный орган. 1

Федеральный орган исполнительной власти принимает решение о способе и форме проведения консультаций, а также о способе и форме доведения информации о ходе и результатах проведения консультаций до сведения заинтересованных лиц, представивших свои предложения и замечания.

В случае, если это следует из международных договоров Российской Федерации, компетентным органам других государств (групп государств) предлагается представить свои мнения способом, предусмотренным положениями соответствующего международного договора Российской Федерации. Иностранным организациям и предпринимателям также предлагается представить свои мнения способом, предусмотренным положениями соответствующего международного договора Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.), может принять решение не проводить консультации в соответствии с частями 1 и 2 данной статьи при наличии любого из следующих условий:

1) о мерах, предусмотренных проектом нормативного правового акта Российской Федерации, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, не должно быть известно до момента вступления его в силу и проведение консультаций приведет или может привести к недостижению целей, предусмотренных таким нормативным правовым актом;

2) проведение консультаций приведет к задержке принятия нормативного правового акта Российской Федерации, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, что может привести к причинению существенного ущерба интересам Российской Федерации.

Положения частей 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.), не применяются к мерам, предусмотренным статьей 27 настоящего Федерального закона.

Непроведение консультаций не может являться основанием для признания нормативного правового акта Российской Федерации, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, недействительным. 1

Положения частей 4 и 6 статьи 15 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.), не применяются при разработке проектов федеральных законов, затрагивающих право осуществления внешнеторговой деятельности, предложений о заключении международных торговых договоров Российской Федерации, а также при определении метода распределения квот в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.).

В соответствии со статьей 13 Закона государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

В Законе установлено, что иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов не допускаются (часть вторая ст. 13).

Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основании лицензирования. Лицензии в этом случае выдаются федеральными органами исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено регулирование внешнеторговой деятельности, исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики (часть вторая ст. 17).

При этом установлено, что сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.

Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 Закона, вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая ст. 17).

Cтатья 21 Закона предусматривает участие Российской Федерации в международных экономических санкциях, а также устанавливает, что российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях, за счет средств федерального бюджета.

Закон предусматривает возможность российских юридических лиц - участников внешнеторговой деятельности, на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по отраслевому, территориальному и иным принципам. При этом определено, что создание и деятельность этих объединений осуществляются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 29).

Согласно статье 36 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 37 Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», за исключением статей 15, 16 и 19, вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования. Статьи 15 и 16 Закона вступают в силу с 1 января 1996 года, а статья 19 - с 1 июля 1996 года. 1

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 7 июля 1995 года принят Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Закон), который одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года и подписан Президентом Российской Федерации 13 октября 1995 года N 157-ФЗ. Закон опубликован в «Российской газете» 24 октября 1995 года N 206.

Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

В соответствии с Законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 10).

В Законе предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 11). В статье 12 Закона определены федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности. 1 В частности, разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть четвертая ст. 12).

Этот федеральный орган исполнительной власти определен в Законе как единственный орган государственной власти, который выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту (часть шестая ст. 12).

3. Разрешение экономических споров третейским судом

Право на обращение к Третейскому суду принадлежит юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации и других странах, входящих в Содружество Независимых Государств, при наличии соглашения о передаче спора на разрешение Третейского суда.

Соглашение о передаче спора Третейскому суду может касаться конкретного спора, определенных категорий или всех без исключения споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо экономическим отношением, независимо от того, носило ли оно договорный характер.

Лица, заключившие соглашение о передаче спора на рассмотрение Третейского суда, не вправе отказаться от него до истечения срока, предусмотренного соглашением.

Соглашение о передаче возникшего или могущего возникнуть в будущем спора Третейскому суду может быть заключено путем включения в договор либо - обмена письмами, сообщениями по телеграфу, телетайпу, иным средствам связи.

При этом соглашение должно во всяком случае содержать наименование сторон, их местонахождение, предмет спора.

Соглашение о передаче спора в Третейский суд признается имеющим силу и в том случае, когда Третейский суд признает сам договор недействительным в ходе третейского разбирательства.

Соглашение о передаче спора на разрешение Третейского суда может быть также выражено со стороны истца предъявлением иска, а со стороны ответчика совершением действий, свидетельствующих о его добровольном подчинении юрисдикции данного Третейского суда, в частности, положительным ответом на запрос о его согласии подчиниться юрисдикции Третейского суда. (ст. 5 Положения о Третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. постановлением Президиума Торгово-промышленной палаты РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9) (в ред. от 18 января 1995 г. N 4).

Порядок производства в Постоянно действующем Третейском суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (Третейский суд) определяется настоящим Регламентом.

При возникновении вопросов, не предусмотренных настоящим Регламентом, Третейский суд действует в соответствии с Временным положением о Третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3115-1.

Для обращения в Третейский суд не требуется соблюдения предварительного порядка урегулирования споров самими сторонами. Стороны могут вести дела непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, выбранных по своему усмотрению.

Решения Третейского суда исполняются сторонами добровольно. Не исполненные в срок решения Третейского суда приводятся в исполнение в соответствии с законом.

Третейское производство возбуждается подачей искового заявления.

Заинтересованная сторона излагает свои требования в форме искового заявления, которое направляется в Третейский суд или передается в секретариат Третейского суда.

Копия искового заявления и документы, прилагаемые к исковому заявлению, должны быть истцом направлены ответчику или переданы ему через секретариат Третейского суда.

Датой подачи искового заявления считается день его вручения Третейскому суду, а при отправке искового заявления по почте - дата штемпеля почтового ведомства места отправления.

В заявлении должно быть указано: наименование сторон, их почтовые адреса; требования истца, фактические и правовые обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования; доказательства, подтверждающие требования истца; цена иска, если иск подлежит оценке; доказательство уплаты третейского сбора; имя и фамилия судьи, избранного истцом, или просьба о том, чтобы судья был назначен председателем Третейского суда; истец может указать запасного судью; подпись истца и дата заявления. 1

К исковому заявлению прилагаются: копия договора, в котором содержится соглашение о передаче спора на разрешение Третейского суда или соглашение о передаче возникшего спора на разрешение Третейского суда; документы, подтверждающие исковые требования; перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению; доказательства отсылки или передачи ответчику искового заявления и приложенных к нему документов, если эти действия совершались самой стороной. 2

Третейский суд разрешает споры на основе действующего законодательства Российской Федерации, принимая во внимание условия договора, по поводу которого возник спор.

Третейский суд применяет нормы права других стран, входящих в состав Содружества Независимых Государств, в случаях, предусмотренных законодательством, международными соглашениями либо договором сторон.

При отсутствии законодательства, регулирующего спорные отношения, Третейский суд исходит из общих начал и смысла закона.

Третейский суд разрешает споры, подведомственные арбитражным судам, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об арбитражном суде" и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, межгосударственными соглашениями и международными договорами, кроме возникающих в сфере управления.

Разрешение спора в Третейском суде возможно лишь при согласии обеих сторон, выраженном в форме соглашения, предусмотренного в ст. 5 Положения о Третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Право на обращение к Третейскому суду принадлежит юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации и других странах, входящих в Содружество Независимых Государств. Вопрос о компетенции Третейского суда по конкретному делу решается составом Третейского суда, рассматривающим спор.

Третейский суд выносит решение в письменной форме и, если стороны не договорились об ином, указывает мотивы, на которых основано это решение.

В решении Третейского суда во всяком случае должны быть указаны: время и место вынесения решения, состав Третейского суда, соглашение сторон, на основании которого суд действовал, наименование и адреса участников спора и краткое изложение обстоятельств дела, решение об исковых требованиях, а также о третейских сборах и расходах по делу, обоснование решения и подписи судей.

Решение Третейского суда принимается большинством голосов. Третейский судья, не согласный с решением большинства, может изложить в письменном виде свое особое мнение.

Отказ кого-либо из судей от подписи, а также наличие особого мнения судьи отмечается в самом решении.

Резолютивная часть решения объявляется сторонам устно. В течение 15 дней сторонам должно быть в письменном виде направлено мотивированное решение со дня его принятия.

По просьбе стороны, заявленной не позднее 30-ти дней со дня получения решения, Третейский суд может вынести дополнительное решение, если окажется, что решение не содержит ответа на все требования, заявленные сторонами. 1

Дополнительное решение выносится в новом заседании с предварительным извещением сторон. Описки и арифметические ошибки в тексте решения, не затрагивающие существа дела, могут быть исправлены определением Третейского суда по просьбе любой из сторон или по инициативе Третейского суда. Дополнительное решение или определение об исправлении решения являются составной частью первоначального решения.

Решение Третейского суда, не исполненное добровольно, приводится в исполнение принудительно в соответствии с законом и международными соглашениями. Решения Третейского суда, не исполненные добровольно самими сторонами, подлежат принудительному исполнению согласно законодательству места исполнения, если они касаются сторон - юридических лиц и граждан-предпринимателей Российской Федерации. Для принудительного исполнения решения Третейского суда взыскатели направляют свои заявления о выдаче приказа в Третейский суд для направления заявления вместе с делом в соответствующий арбитражный суд.

Вопрос о принудительном исполнении решается определением соответствующего арбитражного суда.

Если же одна из сторон - субъект другой страны, входящей в Содружество Независимых Государств, порядок исполнения определяется соответствующим международным соглашением, согласно которому стороны на взаимных началах признают и исполняют юрисдикционные акты, в том числе и решения третейских судов. 1

С разрешения председателя Третейского суда допускается опубликование в периодической печати или в виде отдельных сборников решений Третейского суда. При этом необходимо обеспечивать, чтобы не была опубликована информация, содержащая указание фамилий, наименование истцов и ответчиков, товаров, цен. Председатель Третейского суда может не допустить к опубликованию и другие данные, которые сочтет нецелесообразными.

Задачи:

Задача 1

Условие:

ОАО «Электросвязь» занимает доминирующее положение на рынке телефонных услуг в Ростовской области. На просьбу ЗАО «Авиценна» о заключении договора на оказание услуг телефонной связи ОАО «Электросвязь» ответило отказом. ЗАО «Авиценна» обратилось в территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике с просьбой о понуждении ОАО «Электросвязь» к заключению данного договора.

1. Какой хозяйствующий субъект считается занимающим доминирующее положение на определенном рынке?

2. Какие действия можно расценивать как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке? Правомерны ли действия ОАО «Электросвязь»?

3. Каков статус Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства? Могут ли антимонопольные органы обязать хозяйствующего субъекта заключить договор?

4. Какая ответственность предусмотрена за неисполнение предписаний антимонопольных органов?

Решение:

1. Исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов. 1

2. Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как: изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других); создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия); создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен; сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. В соответствии со ст. 5 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. 7 марта 2005 г.) действия ОАО «Электросвязь» не правомерны.

3. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом. Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Территориальные органы подведомственны федеральному антимонопольному органу и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе положения, утвержденного федеральным антимонопольным органом.1

4. Неисполнение решений и предписаний антимонопольного органа является основанием для признания соответствующей сделки недействительной по иску антимонопольного органа. Создание, слияние, присоединение коммерческих и некоммерческих организаций, изменение состава участников некоммерческих организаций приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания антимонопольного органа, является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Задача 2

Условие:

Индивидуальный предприниматель Махова свои личные сбережения поместила сроком на один год с выплатой 75 % годовых в Южно-Сахалинское отделение Сберегательного банка РФ. По окончании срока хранения вклада Маховой были выплачены проценты в размере 60 % годовых, так как банк в одностороннем порядке изменил размер банковской ставки.

1. Какой договор был заключен Маховой?

2. Правомерны ли действия банка?

3. Куда может обратиться Махова в защиту своих прав?

4. Обязан ли банк зачислить поступившие на счет Маховой денежные средства от ООО «Пуск»?

5. Напишите исковое заявление об обязании Сбербанка выплатить Маховой недоплаченные 15 % годовых на ее вклад.

Решение:

1. Договор банковского вклада, по которому одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. (ст. 834 ГК РФ).

2. Действия банка неправомерны, т.к. в соответствии с п. 2, 3 ст. 838 ГК РФ

В случае уменьшения банком размера процентов новый размер процентов применяется к вкладам, внесенным до сообщения вкладчикам об уменьшении процентов, по истечении месяца с момента соответствующего сообщения, если иное не предусмотрено договором. Определенный договором банковского вклада размер процентов на вклад, внесенный гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, не может быть односторонне уменьшен банком, если иное не предусмотрено законом. По договору такого банковского вклада, заключенному банком с юридическим лицом, размер процентов не может быть односторонне изменен, если иное не предусмотрено законом или договором.

3. Махова в защиту своих прав может обратиться с исковым заявлением в районный суд общей юрисдикции по месту жительства.

4. Банк обязан зачислить поступившие на счет Маховой денежные средства от ООО «Пуск», т.к. на основании ст. 841 ГК, если договором банковского вклада не предусмотрено иное, на счет по вкладу зачисляются денежные средства, поступившие в банк на имя вкладчика от третьих лиц с указанием необходимых данных о его счете по вкладу. При этом предполагается, что вкладчик выразил согласие на получение денежных средств от таких лиц, предоставив им необходимые данные о счете по вкладу.

5. Исковое заявление об обязании Сбербанка выплатить Маховой недоплаченные 15 % годовых на ее вклад.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Городской (районный) суд

г. Новосибирска

       ИСТЕЦ:

Махова А. Т.

                                                                                                    г. Новосибирск,

                                                                                 ул. Свердлова, д. 17, кв. 17

                                                                                                       740 341

                                                                                                    ОТВЕТЧИК:

                                                                        Южно-Сахалинское отделение Сберегательного банка РФ.

                                                                           г. Южно-Сахалинск

                                                                                     ул. Широкая, д. 11, кв. 5

                                                                                                           514351

ЦЕНА ИСКА:

85 тысяч рублей (восемьдесят пять тысяч рублей) 15 % годовых на сумму вклада

Обстоятельства, на которых основаны исковые требования:

Я, гражданка Махова свои личные сбережения поместила сроком на один год с выплатой 75 % годовых в Южно-Сахалинское отделение Сберегательного банка РФ. По окончании срока хранения вклада мне были выплачены проценты в размере 60 % годовых, так как банк в одностороннем порядке изменил размер банковской ставки.

Прошу:

Взыскать с Южно-Сахалинского отделения Сберегательного банка РФ 15% годовых на сумму вклада85 тысяч рублей (восемьдесят пять тысяч рублей)

Перечень прилагаемых документов:

1) уплату государственной пошлины в размере 1500 рублей (тысяча пятьсот рублей).

2) досудебный (претензионный) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором полностью был соблюден.

3) доверенность, подтверждающая полномочия представителя истца на предъявление иска.

15.08.2005 г.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 21 марта 2005 г.)

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162 - ФЗ).

3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.).

4. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. 7 марта 2005 г.).

5. Положение о Третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. постановлением Президиума Торгово-промышленной палаты РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9) (в ред. от 18 января 1995 г. N 4).

6. Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденный постановлением Президиума ТПП РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9.

7. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 ноября 1995 г. N С5-7/ОЗ-666 «О Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

8. Эминов Е. Б. Борьба с незаконной предпринимательской деятельностью. Уголовно-правовой и криминологический аспекты. — М., 2001 г.


1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162 - ФЗ).

1 Эминов Е. Б. Борьба с незаконной предпринимательской деятельностью. Уголовно-правовой и криминологический аспекты. — М., 2001 г. С. 10.

1 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.).

1 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.).

1 Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 ноября 1995 г. N С5-7/ОЗ-666 «О Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

1 Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 ноября 1995 г. N С5-7/ОЗ-666 «О Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

1 Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденный постановлением Президиума ТПП РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9.

2 Положение о Третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. постановлением Президиума Торгово-промышленной палаты РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9) (в ред. от 18 января 1995 г. N 4).

1 Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденный постановлением Президиума ТПП РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9.

1 Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденный постановлением Президиума ТПП РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9.

1 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. 7 марта 2005 г.).

1 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. 7 марта 2005 г.).