Содержание

Введение. 3

Глава 1. Учет безналичных расчетов на предприятии. 4

Глава 2. Расчеты наличными. 9

2.1. Кассовые операции. 9

2.2. Ценные бумаги. 14

2.3. Переводы в пути. 17

Заключение. 22

Практическая часть. Вариант 2. 23

Список литературы.. 39

Введение

Бухгалтерский учет, являясь составной частью системы управления организацией, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет выполняет следующие функции:

регистрация хозяйственных операций путем их документирования;

оценка и обобщение в денежном выражении информации по объектам бухгалтерского учета в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

контроль за сохранностью имущества, целевым и рациональным использованием ресурсов, в том числе путем проведения инвентаризаций;

систематизация финансовой информации об имущественном положении организации и результатах ее деятельности в бухгалтерской отчетности.

Перечисленные аспекты обусловили актуальность данной работы.

Цель данной курсовой работы рассмотреть основы учета денежных средств на предприятии. Для выполнения поставленной цели предполагается рассмотреть порядок ведения безналичных расчетов, учета наличных денежных средств, а также переводов в пути. Для рассмотрение данных объектов предполагается описать нормативную базу учета, описать применяемые первичные документы, а также описать порядок учета данных объектов в условиях действующих предприятий.

Глава 1. Учет безналичных расчетов на предприятии

В процессе хозяйственной деятельности между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями возникают различные расчётно-денежные отношения с поставщиками материалов, покупателями готовой продукции в связи с выполнением различных финансовых обязательств, с оплатой услуг транспортным и другим организациям.

Указанные расчёты осуществляют безналичным расчётом, т.е. перечислением  денежных средств через банк и под его контролем с расчётного счёта плательщика на счёт получателя, кроме случаев, когда расчёт удобней производить наличными (например, в условиях малого бизнеса). Для хранения денежных средств и совершения, необходимых расчётно-денежных операций предприятия открывают в любом банке расчётный счёт. На него поступает основная или вся масса причитающихся владельцу платежей - зачисление выручки от реализации продукции и услуг, получение ссуд и др. [1]

При многообразии форм собственности и деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений безналичные расчеты регулируются «Поло­жением о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12.04.2001 № 2-П. Положение о расчетах исходит из принципа свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в договорах, а также невмешательства банка в договорные отношения предприятий.

С расчётного счёта оплачиваются счета поставщиков за приобретённое сырьё, материалы, топливо, полученные услуги, погашение обязательств и т.д. С него выдаются наличные деньги для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию, для оплаты мелких хозяйственных и других расходов. При этом банк контролирует законность совершаемых по счёту операций.

Безналичные расчеты осуществляются банками с банковских счетов предпри­ятий, а также могут осуществляться через банки, в которых не открыты счета пред­приятий, осуществляющих платежи, либо в пользу которых произведен платеж. Чаще всего это имеет место при выставлении счетов на инкассо, когда в банке плательщика отсутствует счет получателя соответствующих денежных средств.

Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах, зачисляет посту­пающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечисле­нии и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотрен­ных банковскими правилами и договором.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются до­говором (соглашением, отдельными договоренностями).

Средства со счета могут быть списаны только по соответствующему распоряже­нию клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бу­мажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:[2]

•         распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

•         распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пи­шущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исклю­чением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цветов.

При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и циф­ровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.

Основными расчётными документами, применяемыми на предприятиях, являются платёжные поручения, взнос наличных денежных средств на расчетный счет осуществляется объявлением на взнос наличных денежных средств (документ заполняется в учреждении банка, в связи, с чем образец документа не может быть приложен).

Учреждение банка выдаёт владельцу счёта в обусловленные с ним сроки выписки  из лицевого расчётного счёта с необходимыми приложениями документов. К выпискам банка прилагаются заверенные печатью банка платежные поручения и мемориальные ордера – подтверждающие факт зачисления денежных средств на расчетный счет.

Записи в выписке банка по дебету означают выдачу наличных денег по чекам или списание по счёту по безналичным расчётам, а по кредиту - взносы наличных денег на расчётный счёт.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести опреде­ленную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями  производятся:[3]

•          перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

•          перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

•          перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;

•          перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения по­мещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, ус­тановленной законодательством.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены гла­вой 25 части I Гражданского кодекса РФ.

Поручение оплачивается с соблюдением установленной законодательством оче­редности платежей (ст. 855 ч. II ГК РФ).

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060 в соответствии с приложением 1 к Положению Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12.04.2001 № 2-П.[4]

Очень важно уметь правильно заполнить платежное поручение. Несмотря на кажущуюся простоту этого «процесса», часто возникают различные проблемы, и по­ручение приходится переделывать. А это значит потерянное время, нервы, недовольство начальства, а то и упущенная предприятием выгода.

На основании полученных выписок с расчетного счета заполняются электронные регистры бухгалтерского учета (Журнал-Ордер № 02 и Ведомость № 2)

Огромную долю всех расчетов на предприятии занимают расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Такие расчеты в основном производятся за счет средств размещенных на расчетном счете предприятия. Отчисления во внебюджетные фонды:

а) страховые платежи в Государственный фонд содействия занятости (фонд занятости). По уплате Д-т 69-9  К-т 51

б) взносы предприятия и его работников,  как  физических лиц, в пенсионный фонд РФ. Д-т 69-4  К-т 51

Д-т 69-3  К-т 51

в) взносы  предприятия  на  обязательное медицинское страхование.

Д-т 69-2-1   К-т 51 (территориальный фонд)

Д-т 69-2-2   К-т 51 (федеральный фонд)

г) взносы в фонд социального страхования.

Д-т 72-6-1  К-т 51

Счета 69 "расчеты по социальному страхованию и  обеспечению"

субсчета:

1)расчеты по социальному страхованию

2) расчеты по пенсионному обеспечению

3) расчеты по медицинскому страхованию

Учет собственных и сторонних платежных поручений  ведется в журнале платежных поручений (один журнал, разделенный на 2 части для раздельного учета собственных платежей и  сторонних поступлений на расчетный счет, или 2 журнала).

Сводное платежное поручение является разновидностью платежного поручения, его применяют при перечислении средств 3-м и более получателям, обслуживаемым одним банком.

Глава 2. Расчеты наличными

2.1. Кассовые операции

Денежные средства предприятия хранятся для удобства в банках, но всё-таки незначительные суммы денежной наличности остаются в кассе. Она нужна для хозяйственных расходов. Сверх этого в кассе остаются деньги только для выплаты заработной платы.

Операции с денежными средствами, находящимися в кассе предприятия, называются кассовыми, а документы, их оформляющие, - кассовыми документами. Кассовые операции выполняет кассир, который является материально ответственным лицом. Кассовые операции оформляют специальными документами - ордерами, которые делятся на приходные (по ним деньги принимаются) и расходные (по ним деньги выдают из кассы).

Кассовый ордер - это письменный приказ предприятия кассиру совершить операцию, указанную в ордере.[5]

Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных ордеров.

В соответствии с пунктом 14 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» выдача наличных денег из касс предприятий производится по рас­ходным кассовым ордерам (форма КО-2) или надлежаще оформленным другим доку­ментам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, произво­дится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расход­ных кассовых ордерах не обязательна.

В случае соблюдения всех перечисленных выше требований и соответствия до­кументов, кассир выдает наличные деньги.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его доку­менту отдельному лицу кассир:

•  требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя;

На предприятии выдача денег может производиться по удостоверению, выдан­ному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи вла­дельца

Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверен­ности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, име­ни и отчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Доверенность остается в документах дня, как приложение к расходному кассовому ордеру.

•  записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя;

Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собствен­норучно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами.

•  выдает деньги получателю.

При завершении операции кассир обязан подписать расходные кассовые ордера, а приложенные к ним расходные документы погасить штампом или надписью - «оплачено» с указанием числа Месяца и года.

Обе машинограммы:[6]

•          составляются к началу следующего рабочего дня;

•          имеют одинаковое содержание;

•          включают все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги;

•          нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.

В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц автоматически печатается общее количество листов кассовой книги за каж­дый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год.

Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «От­чет кассира» проверяет правильность составления указанных документов, подписывает их и передает отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовы­ми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каж­дый месяц.

По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга опечатывается.

Работа кассира должна быть организована в соответствии со следующими основными нормативными документами:

•          Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утв. Советом директоров Банка России от 05.01.98 № 14-П (ред. от 22.01.99);

•          Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. решением Совета Директоров ЦБ России 22.09.93 № 40 и доведенный до сведения письмом ЦБ России от 04.10.93 № 18 (ред. от 26.02.96 № 247);

•          Постановление Правительства РФ от 30.07.93 № 745 (ред. от 02.12.2000) «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

В соответствии с этими документами все предприятия, организации и учрежде­ния независимо от организационно-правовой формы обязаны:[7]

•          приходовать полученные наличные средства в кассу, хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (п. 2.1 Положения ЦБ РФ № 14-П);

•          производить платежи по своим обязательствам перед другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке, а наличными деньгами – в пределах установленной ЦБ РФ суммы (в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 60 000 руб. по одному платежу);

•          для осуществления наличных расчетов иметь кассу и кассовую книгу. Хранить в кассе наличные деньги в пределах установленного банком лимита (п. 2.5 Положения ЦБ № 14-П);

•          прием наличных денег от населения производить с обязательным применением контрольно-кассовых машин и с соблюдением требований Постановления Совета Министров - Правительства РФ № 745 от 30.07.93 (ст. 1 Закона РФ от 18.06.93 №5215-1).

Расчётные отношения между предприятиями есть платежи по обязательствам, вытекающим из договоров поставки, подряда, перевозки, оказания услуг и других хозяйственных договоров. Эти платежи погашаются перечислением денежных средств через банк со счёта плательщика на счёт получателя. Только мелкие суммы уплачивают наличными.

При синтетическом учёте денежных средств в кассе предприятия существует счёт 50 «Касса» По дебету счёта отражаются поступления денежных средств в кассу, по кредиту - выплата денежных средств из кассы предприятия. Для установления денежного состояния предприятия проводится инвентаризация денежных средств и расчётных отношений  с другими предприятиями, банками, бюджетом, дебиторами и кредиторами. Инвентаризация представляет собой способ выявления фактического наличия  денежных средств и расчётов на определённый момент. Осуществляется она с помощью переписи в натуре средств и выверки расчётов. Полученные в результате инвентаризации данные сопоставляются с данными бухгалтерского учёта.

2.2. Ценные бумаги

В бухгалтерском учете вложение денежных средств в ценные бумаги рассматривается как самостоятельный объект учета - финансовые вложения. Это связано с тем, что доходы и расходы, связанные с основной деятельностью и вложениями в активы в целях получения дохода, учитываются раздельно.

Правила формирования информации о финансовых вложениях организации в бухгалтерском учете установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н).

Правилами ПБУ 19/02 в отношении вложений в ценные бумаги руководствуются все организации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также на его основе устанавливают особенности учета финансовых вложений профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды.

Эти правила применяются к государственным и муниципальным ценным бумагам, ценным бумагам других организаций, долговым ценным бумагам с установленной датой и стоимостью погашения (облигации, векселя) (п.3 ПБУ 19/02).

Ценные бумаги принимаются к бухгалтерскому учету в тот момент, когда одновременно выполняются следующие условия.

1. Организация получила документы, которые подтверждают права на ценные бумаги и на получение доходов, связанных с владением этими правами. То есть организация должна иметь, например, договор купли-продажи ценных бумаг, выписку со счета депо и т.п.

2. Одновременно с получением прав на ценные бумаги организация приобрела и финансовые риски (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.).

3. Ценные бумаги способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости.

Под приростом стоимости ценных бумаг в бухгалтерском учете понимается разница между ценой их продажи (погашения) и покупной стоимостью в результате обмена, использования при погашении какого-либо обязательства, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.

В целях налогообложения прибыли термин "финансовые вложения" не применяется.

В гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ используется определение ценных бумаг из гражданского законодательства. На это указано в п.1 ст.280 НК РФ.

Таким образом, определение ценных бумаг и предоставляемые ими права, установленные Гражданским кодексом РФ, полностью применяются и в налоговом законодательстве.

Положения этой статьи распространяются на все виды ценных бумаг - обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, эмиссионных и неэмиссионных, процентных и дисконтных.

В отношении государственных и муниципальных ценных бумаг также применяются положения ст.280 НК РФ, но с учетом особенностей, установленных ст.281 НК РФ.[8]

Ценные бумаги, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, в бухгалтерском учете и отчетности отражаются по первоначальной стоимости.

По долговым ценным бумагам (облигациям, векселям), по которым текущая рыночная стоимость не определяется, организации могут равномерно по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода относить разницу между первоначальной и номинальной стоимостью на финансовые результаты в составе операционных доходов (расходов) в течение срока их обращения.

А можно этого не делать, а отразить всю сумму дохода в момент его фактического получения. Но тогда у организации будет расхождение между данными бухгалтерского и налогового учета.

Выбранный способ учета долговых ценных бумаг необходимо зафиксировать в учетной политике организации.

Доходы, полученные по ценным бумагам, в бухгалтерском учете признаются либо доходами по обычным видам деятельности с отражением на счете 90 "Выручка", либо прочими поступлениями и отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Это зависит от того, являются эти операции постоянным источником доходов организации (предметом деятельности) или это достаточно редкие случаи.

Порядок признания доходов от операций с ценными бумагами производится по правилам ПБУ 9/99.

В рассмотренном выше примере мы исходили из того, что операции с ценными бумагами не являются предметом деятельности организации.

Расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг, например оплата услуг депозитария за их хранение, предоставление выписки со счета депо и т.д., признаются операционными расходами и отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Расходы признаются по правилам ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

По долговым ценным бумагам для целей налогообложения прибыли внереализационным доходом признаются проценты (дисконт). Это предусмотрено в п.6 ст.250 НК РФ.

Для целей налогообложения процентом признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, по долговому обязательству любого вида (ст.43 НК РФ).[9]

Доход в виде процентов (дисконта) по долговым ценным бумагам, срок обращения которых приходится более чем на один отчетный период, признается в составе внереализационных доходов ежеквартально на конец отчетного периода. При погашении долговой ценной бумаги до конца отчетного периода дисконт включается в доход на дату погашения. Такие правила предусмотрены для метода начисления п.6 ст.271 НК РФ.

Если организация использует кассовый метод, то доход в виде процентов (дисконта) признается по мере их фактического получения (ст.273 НК РФ).

Операции с долговыми ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отражаются в Листе 06 Декларации по налогу на прибыль (форма Декларации утверждена Приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614).

2.3. Переводы в пути

Наличные деньги, принятые в кассу организации, подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на счет организации. Сумма наличных денег, которую организация может оставить в кассе на конец рабочего дня, не должна превышать лимита остатка наличных денег в кассе. Как правило, доставку наличных денег из кассы организации в банк выполняет служба инкассации.

Порядок работы с наличными деньгами в настоящее время регулируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 N 14-П (далее - Правила) и Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).[10]

Порядок ведения кассовых операций разрешает хранение в кассе организации наличных денег только в пределах лимита кассы, устанавливаемого ежегодно банком, в котором у организации открыт счет.

Сверх установленного лимита организация может хранить в кассе наличные деньги, предназначенные только для выплаты зарплаты и пособий работникам. Однако и в этом случае срок нахождения в кассе таких сумм не может превышать трех рабочих дней (включая день получения денег в банке), а для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, - пяти дней. По истечении этих сроков не выданные работникам наличные деньги организация обязана сдать в банк для зачисления на счет.

Обратите внимание! Несоблюдение лимита остатка кассы является административным правонарушением, за которое на организацию и (или) ее должностных лиц может быть наложен штраф.

Доставлять в банк наличные могут как инкассаторы обслуживающего организацию банка, так и сотрудники Российского объединения инкассации (Росинкас).

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Росинкас включено в систему Банка России. В состав данного объединения входят республиканские, краевые, областные, Московское и Санкт-Петербургское управления инкассации.

Чтобы воспользоваться услугами службы инкассации, Росинкаса и в случае инкассации наличных денег обслуживающим организацию банком необходимо заключить специальный договор.[11]

В договоре указываются адреса магазинов, принадлежащих организации, время приезда инкассаторов и стоимость услуг, которая обычно определяется в процентах от суммы инкассированной наличности.

Порядок оформления и передачи наличных денег инкассаторам предусмотрен Положением ЦБ РФ от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ".

Заключив договор, организации необходимо заказать изготовление специального пломбира и приобрести свинцовые пломбы. На пломбире должен быть выгравирован номер и сокращенное наименование организации или ее фирменный знак.

Если организация сдает инкассаторам наличную выручку в нескольких магазинах, то для каждого из них требуется изготовить свой отдельный пломбир.

После этого организация представляет в подразделение инкассации два экземпляра образцов оттиска каждого пломбира, которым будут опломбировываться сумки с денежной наличностью в каждом магазине.

Руководитель подразделения инкассации банка заверяет все представленные экземпляры образцов оттисков. Для этого на шпагат ниже пломбы организации накладывается пломба банка.

Один экземпляр каждого заверенного образца пломбы передается организации. Этот экземпляр кассир организации будет предъявлять инкассаторам при передаче им сумок с наличностью.

От количества мест инкассации (магазинов) зависит количество сумок для денежной наличности, которые выдаются организации. Обычно на каждую точку инкассации первоначально выдаются две сумки. Далее происходит их "кругооборот". Забрав одну сумку с наличностью, при следующем заезде инкассаторы привозят пустую сумку и забирают заполненную.

На каждой сумке служба инкассации проставляет порядковый номер.

Подготовив денежную наличность, кассир организации должен заполнить в трех экземплярах препроводительную ведомость, первый экземпляр которой вкладывается в сумку, а второй - передается инкассатору вместе с сумкой.

При передаче сумки на третьем экземпляре ведомости инкассатор ставит свою подпись и печать подразделения инкассации. Этот экземпляр остается у кассира организации (магазина).

После того как в сумку сложена наличность и первый экземпляр препроводительной ведомости, ее необходимо опломбировать.

Приехавший за выручкой инкассатор должен предъявить кассиру свое служебное удостоверение, доверенность на получение ценностей, явочную карточку и пустую сумку.

Кассир записывает в явочную карточку сумму наличных денег (цифрами и прописью), уложенную в сумку и записанную в препроводительной ведомости, дату и номер сумки, показывает инкассатору заверенный образец оттиска пломбы и передает два экземпляра препроводительной ведомости.

Инкассатор проверяет правильность записей в явочной карточке, ставит дату, свою подпись и печать на третьем экземпляре ведомости и возвращает этот экземпляр кассиру.

Третий экземпляр препроводительной ведомости с подписью и печатью инкассатора служит основанием для составления бухгалтером расходного кассового ордера (форма N КО-2) и для отражения в кассовой книге расхода наличных денег по кассе организации.

Порядком ведения кассовых операций предусмотрено, что в организации ведется только одна кассовая книга. Поэтому если выручка инкассируется, например, из магазинов, а кассовая книга ведется в центральном офисе организации, то третьи экземпляры препроводительных ведомостей передаются в центральный офис, где и составляются расходные кассовые ордера.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета наличные денежные средства, переданные инкассатору для зачисления на счет организации, но еще не зачисленные по назначению, отражаются на счете 57 "Переводы в пути".

Сумму платы за услуги по инкассации обычно списывают со счета организации в безакцептном порядке в начале месяца, следующего за расчетным.

Услуги по инкассации относятся к банковским операциям (п.5 ч.1 ст.5 Закона РФ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

По общему правилу банковские операции освобождены от обложения НДС, но инкассация в данном случае является исключением по пп.3 п.3 ст.149 НК РФ и облагается НДС в общеустановленном порядке

Все услуги банка, включая инкассаторские, в бухгалтерском учете относятся к операционным расходам (п.11 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Согласно п.18 ПБУ 10/99 они отражаются в том периоде, к которому относятся, независимо от времени их оплаты.

Стоимость оказанных услуг по инкассации учитывается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции со счетами учета расчетов, например со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Стоимость услуг, списанная со счета организации, отражается по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетный счет".

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены порядок учета денежных средств на предприятии с применением налично-денежных и безналичных форм расчетов.

По результатам проведенного исследования видно, что нормативная база денежного обращения в России проработана качественно с максимальным учетом всех возможных ситуаций, однако развитие информационных технологий требует внесения некоторых корректировок в действующие нормативные документы.

Переход на качественно новую стадию отношений банков с клиентами путем применения систем электронного платежа обнаруживает отсутствие законодательной базы в отношении таких переводов, а также защиты информации от несанкционированного доступа. В связи с этим законодательство нуждается в существенных, с точки зрения современности, доработках.

Практическая часть. Вариант 2

Требования по НДС:

Если в задаче стоит сумма, то пересчитывать не надо, а если указано в т.ч., то надо пересчитывать как НДС 18%. ЕСН 26%

Исходные данные

В работе представлено промышленное предприятие, занимающееся изготовлением двух видов продукции, в дальнейшем поименованные как изделие №1 и №2.

Затраты (расходы) по предприятию собираются по нескольким счетам:

- 20/1 – затраты на изготовление продукции №1,

- 20/2 – затраты на изготовление продукции №2

- 25/1 – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

- 25/2 – цеховые расходы

- 26 – общехозяйственные расходы

- 28 – брак в производстве

- 44 – расходы на продажу

Рассматриваемый период декабрь текущего года

На начало отчетного периода осталось продукция, являющаяся незавершенным производством

Незавершенное производство на начало отчетного периода, руб.

Наименование статей расхода

Вариант 2

Изделие №1

Изделие №2

Материалы

1500

400

Возвратные отходы

0

0

Покупные полуфабрикаты

100

200

Основная зарплата произв. Рабочих

1500

10000

Отчисления от основной зарплаты

578

3850

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

130

200

Цеховые расходы

100

100

Управленческие расходы

100

200

Другие статьи затрат

70

90

ИТОГО

4078

15040

Согласно техническим нормам предприятие составляет нормативную калькуляцию по каждому виду продукции, т.е. перечень определенных статей расходов, требуемых для производства изделия №1 и №2.

Нормативная калькуляция изделий №1 и №2 за текущий период

Наименование статей расходов

Сумма, руб.

Изделие №1

Изделие№2

Материалы

14000

5000

Возвратные отходы

0

-1000

Покупные полуфабрикаты

200

100

Основная зарплата производственных рабочих

40000

20000

Отчисления от основной зарплаты

15400

7700

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

5000

6000

Цеховые расходы

5500

4200

Управленческие расходы

80000

60000

Другие статьи затрат

7000

5000

ИТГОГО

167100

107000

Для производства изделий предприятию необходимо использовать определенные материалы и покупные полуфабрикаты, которые приобретаются в отчетном периоде. Кроме того, произведены расходы на упаковку и транспортировку изделий, обслуживание оборудования и прочие расходы производственного и управленческого характера.

Согласно данных предприятия, товарно-материальные ценности в полном объеме оплачены с расчетного счета в текущем периоде. Услуги сторонних организаций оплачены в размере 50% от размера этих расходов из кассы предприятия по расходным кассовым ордерам. Эти операции предполагают уменьшение задолженности перед поставщиками за ТМЦ и услуги, списание части НДС на возмещение из бюджета.

Выписка из книги выставленных счетов-фактур

Перечень выставленных счетов-фактур

Оборот без НДС

НДС

1. Товарно-материальные ценности

Черные металлы

200000

40000

Цветные металлы

10000

2000

Покупные полуфабрикаты

5000

1000

Бухгалтерская программа

3000

600

2. Услуги сторонних организаций

Обслуживание оборудования

500

100

Обслуживание компьютера в бухгалтерии

1000

200

Расходы на упаковку изделий

600

120

Услуги связи

200

40

Коммунальные платежи заводоуправления

50000

10000

Расходы по сбыту изделий

4000

800

Расходы на изобретательство

5000

1000

Ремонт зданий заводоуправления

-

-

Услуги по охране объектов

7000

1400

За отчетный период подотчетниками предприятия представлены авансовые отчеты, которые были утверждены руководителем предприятия в установленном порядке и приняты к зачету.

Выписка из авансовых отчетов предприятия

Показатель

По изд. №1

По изд. №2

Начислен налог с дохода

Основная зарплата производственных рабочих

50000

20000

8400

Зарплата рабочим за ремонт оборудования

600

55

Зарплата управленческого персонала

30000

3000

Зарплата цехового персонала

10000

1000

Зарплата за исправление брака

500

60

Заработная плата за упаковку продукции

1000

120

Исходя из данных цеха по производству продукции в отчетном периоде выявлено фактическое использование материалов и покупных полуфабрикатов на изготовление изделия №1 и №2. Также в процессе производства выявился исправимый брак по изделию №1. Изделие №2 полностью соответствует нормам и стандартам, предъявляемым к готовой продукции.

Отчет о фактическом использовании материалов и покупных полуфабрикатов за отчетный период

Наименование статей расходов

Изд. №1

Изд.№2

Черные металлы

11000

2500

Цветные металлы

5200

1300

Возвратные отходы

-100

-1200

Покупные полуфабрикаты

200

150

ИТОГО

16300

2750

Часть расходов на брак по изделию №1

Выписка из ведомости о браке на изделие №1, руб.

Наименование операции

Сумма, руб.

1. Списаны материалы на исправление брака

370

3. Удержано с зарплаты виновников брака

70

4. Выставлена претензия к поставщику за поставку недоброкачественного материала, явившегося причиной бракованной продукции

100

Согласно выписки из книги продаж предприятие отгрузило в текущем периоде изготовленных изделий по продажным ценам трем предприятиям.

Выписка из книги продаж за 4 квартал года

Перечень Дебиторов

Оборот без НДС

НДС

1. Предприятие А

30000

6000

2. Предприятие Б

350000

70000

3. Предприятие С

15000

3000

ИТОГО

395000

79000

Согласно учетной политике предприятия момент реализации определен по поступлению средств на расчетный счет и в кассу предприятия.

За отчетный период (4 квартал года) предприятие производит и отгружает по 1 изделию каждого вида.

В процессе своей деятельности предприятие открыло 1 расчетный счет в банке. За отчетный период произошло движение по выпискам банка.

Выписка из документов расчетного счета, руб.

Выписка

Операция

Сумма

15 число

Поступил краткосрочный кредит

120000

25 число

Перечислен аванс налога на прибыль

20000

25 число

Перечислен аванс по НДС

10000

26 число

Частичное погашение кредита

5000

27 число

Перечислен аванс за оборудование

150000

30 число

Выдано в кассу на хозяйственные нужды

7000

Кроме того, в текущем периоде предприятиями произведена оплата за отгруженную продукцию. Предприятие А оплатило на расчетный счет всю сумму задолженности за отгруженную продукцию, предприятие В 50% суммы задолженности, предприятие С на конец отчетного периода числится в дебиторах. Также на расчетный счет поступила сумма аванса от предприятия Д в размере 120000 руб., в т.ч. НДС 20000 руб.

Согласно кассовых документов предприятие произвело различные выплаты из кассы предприятия

Выписка из кассовых документов предприятия

Дата выписки

Вид платежа

Сумма, руб.

5 число

Выдана зарплата работникам

25000

15 число

Возврат неиспользованных подотчетных сумм

1300

16 число

Внесена сумма недостачи от работника

500

25 число

Выданы сумма под отчет

6300

В 4 квартале года на предприятии проводилась документальная проверка государственной налоговой инспекцией с выдачей акта установленной формы.

Согласно актов проверки предприятию начислены пени и штрафы по налогам и взносам в следующих размерах: по налогу на прибыль 700 руб., прочие штрафы 5000 руб.

На конец отчетного периода в цехе осталось продукция, являющаяся незавершенным производством. Она была выявлена в результате инвентаризации и оприходована инвентаризационной ведомостью.

Незавершенное производство по изделию №1 и №2 на конец отчетного периода, руб.

Наименование статей расходов

Изд. №1

Изд. №2

Материалы

1400

370

Возвратные отходы

0

0

Покупные полуфабрикаты

100

150

Основная заработная плата производственных рабочих

1500

10000

Отчисления от основной заработной платы

578

3850

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

100

150

Цеховые расходы

50

50

Управленческие расходы

25

25

Другие статьи затрат

70

85

ИТОГО

3824

14682

Решение:

1. Заполнить журнал хозяйственных операций, производя все необходимые записи на счетах бухгалтерского учета по данным задания и исходя из расчетных таблиц приведенных ниже

Журнал хозяйственных операций

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма

Дт

Кт

1

Поступили товарно-материальные ценности

10

60

   215 000

2

НДС по поступившим ТМЦ

19

60

     43 000

3

Поступление нематериального актива

04

60

       3 000

4

НДС по поступившему объекту НМА

19

60

          600

5

Услуги сторонних организаций:

 

 

 

 

Обслуживание оборудования

25/1

60

          500

 

Обслуживание компьютера в бухгалтерии

26

60

       1 000

 

Расходы на упаковку изделий

44

60

          600

 

Услуги связи

26

60

          200

 

Коммунальные платежи заводоуправления

26

60

     50 000

 

Расходы по сбыту изделий

44

60

       4 000

 

Расходы на изобретательство

25/2

60

       5 000

 

Услуги по охране объектов

26

60

       7 000

6

НДС по оказанным услугам

19

60

     13 660

7

Начислена заработная плата: производственных рабочих за изготовление изд. №1

20/1

70

     50 000

 

Производственных рабочих за изготовление изд. №2

20/2

70

     20 000

 

Рабочим за ремонт оборудования

25/1

70

600

 

Управленческого персонала

26

70

     30 000

 

Цехового персонала

25/2

70

     10 000

 

За исправление брака

28

70

          500

 

За упаковку продукции

44

70

       1 000

8

Начислен налог с дохода

70

68/НД

     12 635

9

Выплачена заработная плата за счет подотчетных средств

70

71

     99 465

10

Использованы материалы на производство изд. №1

20/1

10

     16 400

11

Использованы материалы на производство изд. №2

20/2

10

       3 950

12

Получены возвратные отходы от производства изд.1

10

20/1

100

13

Получены возвратные отходы от производства изд.2

10

20/2

1200

14

Списаны материалы на исправление брака

28

10

          370

15

Удержано с зарплаты виновников брака

70

28

           70

16

Выставлена претензия к поставщику за поставку недоброкачественного материала, явившегося причиной бракованной продукции

60

28

          100

17

Отгружена продукция за 4квартал

45

43

   395 000

18

Поступила оплата за отгруженную продукцию

51

62

   246 000

19

Признана выручка от реализации продукции

62

90/1

   246 000

20

Начислен НДС по реализованной продукции

90/3

68

     41 000

21

Списана себестоимость реализованной продукции

90/2

45

   205 000

22

Поступил аванс от предприятия Д

51

62

   120 000

23

Выдана зарплата работникам

70

50

     25 000

24

Возврат неиспользованных подотчетных сумм

50

71

       1 300

25

Внесена сумма недостачи от работника

50

76

          500

26

Выданы сумма под отчет

71

50

       6 300

27

Приняты к учету пени и штрафы налоговых органов

68

91

       5 700

28

Сдана готовая продукция по изд.№1

40

20/1

   161 605

29

Сдана готовая продукция по изд.№2

40

20/2

     61 126

30

Начислена амортизация нематериальных активов

26

05

         12,6

31

Начислен Единый социальный налог - 26% с заработной платы:

 

 

 

 

производственных рабочих за изготовление изд. №1

20/1

69

     13 000

 

Производственных рабочих за изготовление изд. №2

20/2

69

       5 200

 

Рабочим за ремонт оборудования

25/1

69

          156

 

Управленческого персонала

26

69

       7 800

 

Цехового персонала

25/2

69

       2 600

 

За исправление брака

28

69

          130

 

За упаковку продукции

44

69

          260

32

Списаны общехозяйственные расходы на изготовление продукции №1

20/1

26

     68 582

33

Списаны общехозяйственные расходы на изготовление продукции №2

20/2

26

     27 431

34

Списаны расходы на содержание и эксплуатацию оборудования на расходы на изготовление продукции №1

20/1

25/1

          897

35

Списаны расходы на содержание и эксплуатацию оборудования на расходы на изготовление продукции №2

20/2

25/1

          359

36

Списаны цеховые расходы на расходы на изготовление продукции №1

20/1

25/2

     12 572

37

Списаны цеховые расходы на расходы на изготовление продукции №2

20/2

25/2

       5 028

38

Оприходована на склад готовая продукция №1 по плановой себестоимости

43

40

   167 100

39

Оприходована на склад готовая продукция №2 по плановой себестоимости

43

40

   107 000

40

Списаны отклонения фактической себестоимости продукции №1 от плановой (сторно)

90/2

40

      (5 495)

41

Списаны отклонения фактической себестоимости продукции №2 от плановой (сторно)

90/2

40

    (45 874)

42

Поступил краткосрочный кредит

51

66

   120 000

43

Перечислен аванс налога на прибыль

68

51

     20 000

44

Перечислен аванс по НДС

68

51

     10 000

45

Частичное погашение кредита

66

51

       5 000

46

Перечислен аванс за оборудование

60

51

   150 000

47

Выдано в кассу на хозяйственные нужды

50

51

       7 000

48

Списаны коммерческие расходы

90/2

44

       3 034

49

Операции по закрытию счета 90

 

 

 

 

Закрытие субсчета 90/1

90/1

90/9

246000

 

Закрытие субсчета 90/2

90/9

90/2

156665

 

Закрытие субсчета 90/3

90/9

90/3

41000

 

Определен финансовый результат

90/9

99

48335

2. Начислить износ нематериальных активов срок службы, которых не установлен.

1: (20*12)*100% = 0,42 %.

3000 * 0,42% = 12,6 руб.

3. Рассчитать и начислить на соответствующие счета социальный налог в размере 26% от фонда оплаты труда за период.

4. Рассчитать НДС, за отчетный период исходя из оплаченной выручки от продаж и оплаты поставщикам.

Расчет НДС за текущий период, руб.

Наименование операции

Сумма

1. Выручка от продаж оплаченной продукции

246000

2. НДС 18% от оплаченной продукции (п.1/1,18*0,18)

37525,42

3 Дебет 19 счета за месяц

57260

4. Оплачено ТМЦ за услуги поставщикам

252150

5. НДС с оплаченных сумм

38463,56

6. НДС к уплате в бюджет (п.2-п.5)

-938,14

7. Остаток на 19 счете на конец периода

58198,14

5. Распределить цеховые и общепроизводственные расходы и расходы на содержание, и эксплуатацию оборудования за текущий период между выпущенными изделиями №1 и №2. Базой для распределения на предприятии принята основная заработная плата производственных рабочих на изготовление изделий №1 и №2.

Распределение расходов между видами продукции

Изделие

Заработная плата производственных рабочих

% распределения

Общехозяйственные расходы

Цеховые расходы

Расходы на содержание оборудования

№1

50000

71,43

68582

12572

897

№2

20000

28,57

27431

5028

359

Итого

70000

100

96013

17600

1256

6.Собрать расходы на брак в таблице, отражаемые на счете 28 «Брак в производстве» за отчетный период и рассчитать потери от брака. Потери от брака определяются путем нахождения разницы между затратами на брак и компенсации брака (т.е. между дебетом и кредитом счета 28 «Брак в производстве»).

Расчет потерь от брака за текущий период, руб.

Наименование операций

Затраты на брак

Компенсация брака

1. Начислена заработная плата рабочим за исправление брака

500

2. Списаны материалы на исправление брака

370

3. Удержано с заработной платы рабочих за допущенный брак

70

4. Выставлена претензия к поставщику за поставку недоброкачественного материала, явившегося причиной бракованной продукции

100

5. Начислен ЕСН за исправление брака

130

ИТОГО потери от брака

830,00

7. Собрать фактические расходы по счетам 20/1, 20/2, 25/1 в ведомости

Ведомость к счету 20 «Основное производство»

№ опер из журнала

Содержание операции

С дебета счета 20/1 в кредит счетов

10

70

69

26

25

Итого

7

Начислена заработная плата производственных рабочих за изготовление изд. №1

50000

10

Использованы материалы на производство изд. №1

16400

31

Начислена заработная плата производственных рабочих за изготовление изд. №1

13000

32

Списаны общехозяйственные расходы на изготовление продукции №1

685812

34,

36

Списаны цеховые расходы и расходы на содержание, и эксплуатацию оборудования

13469

Итого

161450,64

№ опер из журнала

Содержание операции

С дебета счета 20/2 в кредит счетов

10

70

69

26

25

Итого

7

Начислена заработная плата производственных рабочих за изготовление изд. №1

20000

11

Использованы материалы на производство изд. №1

3950

31

Начислена заработная плата производственных рабочих за изготовление изд. №1

5200

33

Списаны общехозяйственные расходы на изготовление продукции №1

27431

35,

37

Списаны цеховые расходы и расходы на содержание, и эксплуатацию оборудования

5387

Итого

61967,96

Ведомость необходимо составить по каждому виду изделий

8. Произвести расчет фактической себестоимости изделия №1 и №2 за период по статьям расходов на основе незавершенного производства на начало и конец периода и фактических затрат за период. Фактические затраты за период отражены в ведомости по счету 20 «Основное производство»

Расчет фактической себестоимости изделия №1

Наименование статей расходов

Сумма, руб.

НЗП на начало периода

Фактические затраты за период

Фактическая себестоимость изделия

НЗП на конец периода

Материалы

1500

16200

16300

1400

Возвратные отходы

-100

-100

Покупные полуфабрикаты

100

200

200

100

Основная зарплата производственных рабочих

1500

50000

50000

1500

Отчисления от основной зарплаты

578

13000

13000

578

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

130

897

927

100

Управленческие расходы

100

68582

68657

25

Цеховые расходы

100

12572

12622

50

Другие статьи затрат

70

0

0

70

ИТОГО

4078

161451

161605

3824

Расчет фактической себестоимости изделия №2

Наименование статей расходов

Сумма, руб.

НЗП на начало периода

Фактические затраты за период

Фактическая себестоимость изделия

НЗП на конец периода

Материалы

400

3800

3830

370

Возвратные отходы

-1200

-1200

Покупные полуфабрикаты

200

150

200

150

Основная зарплата производственных рабочих

10000

20000

20000

10000

Отчисления от основной зарплаты

3850

5200

5200

3850

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

200

359

409

150

Управленческие расходы

100

27431

27506

25

Цеховые расходы

200

5028

4878

50

Другие статьи затрат

90

5

85

ИТОГО

15040

61968

61126

14682

Фактическая себестоимость изделия определяется путем суммирования незавершенного производства на начало периода, фактических затрат за период за минусом незавершенного производства на конец периода.

На каждое изделие необходимо составить отдельный расчет.

9. Для выделения отклонения фактической себестоимости от плановой необходимо провести его расчет и отразить путем разницы между фактической и плановой себестоимостью изделия по каждой статье расходов.

Расчет отклонений нормативной себестоимости от фактической себестоимости выпущенной продукции №1, руб.

Наименование статей расходов

Фактическая себестоимость изделия

Плановая себестоимость изделия

Отклонения

Материалы

16300

14000

-2300

Возвратные отходы

-100

0

100

Покупные полуфабрикаты

200

200

0

Основная зарплата производственных рабочих

50000

40000

10000

Отчисления от основной зарплаты

13000

15400

2400

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

927

5000

4073

Управленческие расходы

68657

80000

11343

Цеховые расходы

12622

5500

-7122

Другие статьи затрат

0

7000

7000

ИТОГО:

161605

167100

5495

Расчет отклонений нормативной себестоимости от фактической себестоимости выпущенной продукции №2, руб.

Наименование статей расходов

Фактическая себестоимость изделия

Плановая себестоимость изделия

Отклонения

Материалы

3830

5000

1170

Возвратные отходы

-1200

-1000

200

Покупные полуфабрикаты

200

100

-100

Основная зарплата производственных рабочих

20000

20000

0

Отчисления от основной зарплаты

5200

7700

2500

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

409

6000

5591

Управленческие расходы

27506

60000

-21506

Цеховые расходы

4878

4200

-678

Другие статьи затрат

5

5000

4995

ИТОГО:

61126

107000

45874

10. Рассчитать сумму расходов на продажу, относящихся к остатку задолженности покупателей за отгруженную продукцию на конец отчетного периода и отнести на счета бухгалтерского учета.

Определение сумм расходов на продажу, относящихся на реализованную продукцию за отчетный период

Показатели

Задолженность покупателей (62 счет)

Расходы на продажу (44 счет)

1. Остаток на начало периода

15000

5000

2. Отражена задолженность и сумма коммерческих расходов

190000

2826

3. ИТОГО с остатком (п.1+п.2)

205000

7826

4. Средний процент коммерческих расходов (3/2 по пункту 3)

Х

1,48

5. оплачено покупателями и списано коммерческих расходов

205000

3034

6. Остаток на конец периода

205000

7826

11. Произвести расчет результата от продажи продукции за текущий месяц (выявить прибыль или убыток) отразить необходимые операции по счетам бухгалтерского учета.

Полная себестоимость продукции рассчитывается путем корректировки плановой себестоимости на сумму отклонений и суммированием расходов на продажу. Данные за 11 месяцев года можно взять из оборотной ведомости на начало текущего периода.

Расчет финансовых результатов от продажи продукции

Показатели

Сумма, руб.

За 11 месяцев года

За текущий период

ИТОГО за год

1. Плановая себестоимость

90000

274100

364100

2. Отклонения (+,-)

+10000

-51369

-41369

3. Фактическая себестоимость продаж

100000

222731

322731

4. Расходы на продажу

14000

3034

17034

5. Полная себестоимость

114000

225765

339765

6. НДС

25000

41000

66000

7. Итого по дебету 90 счета

150000

197665

347665

8. Выручка от продаж

150000

246000

396000

9. Результат продаж

(-) убыток

(+) прибыль

0

48335

48335

12. Провести закрытие субсчетов по счету 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на конец года и вывести окончательный финансовый результат на конец года.

16. Сделать вывод по основным полученным показателям, таким как прибыль или убыток предприятия, себестоимость изделий и т.п. Проанализировать изменение статей баланса, полученных на конец периода с начальными остатками.

Вывод:

Фактическая себестоимость изделия №1 составила 161605 руб., изделия №2 – 61126 руб., т.е. себестоимость изделия №1 существенно выше себестоимости изделия №2 на сумму 100479 руб. (161605-61126). При этом фактическая себестоимость изделия №1 меньше плановой на 5495 руб., себестоимость изделия №2  меньше на 45874. Данный факт можно расценить как некомпетентное планирование на предприятии.

За 11 месяцев прибыль от продаж была нулевая, за текущий период прибыль составила 48335 руб., что позволило предприятию завершить год с прибылью.

Список литературы

1.     Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет и аудит». – 3-е изд., перераб. и доп., - Ростов–на-Дону: Изд. Центр «Март», 2004г.

2.     Агафонова М.И. Бухучет в оптовой и розничной  торговле. М.: Бератор -Пресс, 2003.- 504с.

3.    Бондарь Е.С. Учетная политика организации на 2005 год // "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 50, 2004

4.     Бородина В.Р. Бухгалтерский  учет в оптовой и розничной торговле. Учебник и практическое пособие: - М.: Издательство «ЗАО Книжный мир», 2003. – 407с.

5.    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н).

6.    Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра-М, 2000.-635с.

7.    Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет: учеб для вузов. – М.: ЭкономистЪ, 2003г.-618с.

8.     Лукавецкая А.В. Статья: Учетная политика организации на 2005 г. // "Финансовая газета", N 3, 2005

9.     Резуева Е.Е. Отражение износа и амортизации в учете и отчетности // «Бухгалтерская отчетность организации», N 2, 2004

10.           Реформа бухгалтерского учета: Все 20 положений по бухгалтерскому учету: РИПЭЛ плюс,2004г.

11.            Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 496 с.


[1] Бородина В.Р. Бухгалтерский  учет в оптовой и розничной торговле. Учебник и практическое пособие: - М.: Издательство «ЗАО Книжный мир», 2003. – с.112

[2] Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет и аудит». – 3-е изд., перераб. и доп., - Ростов–на-Дону: Изд. Центр «Март», 2004г. с.264

[3] Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет и аудит». – 3-е изд., перераб. и доп., - Ростов–на-Дону: Изд. Центр «Март», 2004г.с.269

[4] Бородина В.Р. Бухгалтерский  учет в оптовой и розничной торговле. Учебник и практическое пособие: - М.: Издательство «ЗАО Книжный мир», 2003. – с.126

[5] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2003. –  с.53

[6] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2003. –  с.57-58

[7] Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для вузов по направлению «Экономика», спец. «Бухучет и аудит». – 3-е изд., перераб. и доп., - Ростов–на-Дону: Изд. Центр «Март», 2004г. с.305

[8] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра-М, 2000.-274с.

[9] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра-М, 2000.- с.279

[10] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра-М, 2000.-с.251.

[11] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2003. –  с.69