СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
2. МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 7
3. СПОСОБЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 16
ВВЕДЕНИЕ
В процессе своей деятельности граждане и юридические лица сталкиваются не только с необходимостью исполнения обязательств перед иными участниками гражданского оборота, но и с необходимостью исполнения обязанностей по уплате в пользу государства обязательных законодательно установленных платежей: налогов и сборов. Возникновение налоговых обязательств связывается законодательством с различными фактами: владение имуществом, реализация товаров, работ, услуг, совершение сделок, получение доходов и т. д. При этом отношения, возникающие в процессе установления налогов и сборов и их уплаты, подробно регламентируются правовыми нормами.
Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений.
Налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.
Система налогообложения выполняет фискальную, регулирующую, распределительную (перераспределительную) функции. С помощью фискальной политики формируются доходы государства, необходимые для реализации политических, социально-экономических задач. Используя систему налоговых ставок, льгот и штрафов, государство регулирует процессы экономического и социального развития, стимулирует инновационную деятельность предприятий, базовых отраслей и других важнейших сфер экономики. Государство осуществляет распределительные функции, формирует доходы и расходы, обеспечивает социальную защиту определенных категорий населения.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Налогом называется принудительная выплата государству юридическими и физическими лицами денежных средств в обмен на право заниматься коммерческой и трудовой деятельностью. [1]
Налоги, а также сборы, пошлины и другие выплаты являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйственных субъектов и с граждан. Они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.
Налоговое регулирование является составной частью государственного регулирования экономики. Содержание и цели налогового регулирования предопределены регулирующей функцией системы налогообложения. Регулирующая функция заключается в том, что государство путем налоговых ставок, льгот, штрафов создает условия для ускоренного развития отдельных производств и отраслей.
Налоговое регулирование можно определить как систему экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета. В конечном итоге налоговое регулирование должно сбалансировать интересы всех субъектов налоговых отношений – государства, хозяйствующих субъектов, населения.
Целью налогового регулирования является обеспечение высоких темпов развития экономики через стимулирование инвестиционной активности бизнеса, повышение жизненного уровня населения.
Предметом правового регулирования является широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и носящих комплексный характер. Они включают отношения, связанные с установлением налогов и иных обязательных платежей на федеральном, региональном (субъектов Российской Федерации) и местном уровнях. При этом установление налога предполагает не только введение его в действие на определенной территории, но и определение всех его существенных элементов (налогоплательщик, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период и т. д.) и порядка уплаты. Помимо этого в число отношений, регулируемых нормами права, включается обширная группа отношений по взиманию налоговых платежей, к которым относятся отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля со стороны государственных органов, и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Все указанные отношения, несмотря на свое многообразие, тесно взаимосвязаны и обусловлены деятельностью государства по формированию собственных денежных фондов.
Одной из основных черт налоговых отношений, составляющих предмет правового регулирования, является их имущественный характер, который заключается в законодательном установлении обязанностей налогоплательщика по передаче государству определенной части своего имущества, имущественном характере ответственности за налоговые нарушения и возмещения участниками налоговых отношений причиненных убытков.
Налоговые отношения возникают в процессе деятельности государства по поводу формирования доходов в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Указанные отношения, наряду с отношениями по распределению и использованию этих фондов, составляют систему финансовых отношений, регулируемых специальной отраслью права – финансовым правом. Налоговая политика государства также не может рассматриваться в отрыве от его финансовой политики.
Таким образом, налоговые отношения являются неотъемлемой частью финансовых отношений. С учетом этого нормы, направленные на регулирование налоговых отношений (налоговые нормы), относятся к финансово-правовым нормам.
Принципиальные подходы к регулированию налоговых отношений во многих странах определены основным законодательным документом – Налоговым кодексом, регулирующим правовые отношения имущественного характера, внешнеэкономическую деятельность и торговлю.
Все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов или неправильное исчисление утверждаются в законодательном порядке. Это позволяет, с одной стороны, использовать налоговую систему в качестве инструмента экономической политики государства, имеющей силу закона, а с другой, защитить права налогоплательщика. [2]
2. МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Властный и односторонний порядок установления налогов, необходимость использования механизма принуждения при их взимании определяют особенности метода правового регулирования налоговых отношений. В качестве основного метода правового регулирования данных отношений выступают государственно-властные предписания субъектам налоговых отношений со стороны государства (императивный метод). Примером нормы императивного метода является норма о том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Одновременно при правовом регулировании налоговых отношений используются отдельные элементы диспозитивности, предоставления подчиненным участникам налоговых отношений права выбора определенной модели поведения. [3]
Относительная
обособленность и достаточно высокая степень внутренней организации системы
налоговых норм определила необходимость разработки и принятия самостоятельного
кодифицированного нормативного акта, регламентирующего как общие вопросы
построения налоговой системы и правового положения участников налоговых
отношений, так и порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.
Определенным итогом работы по систематизации налоговых норм, содержащихся в
различных нормативных правовых актах, стало, в частности, принятие Налогового
кодекса Российской Федерации (часть первая Налогового кодекса РФ введена в
действие с 1 января
Основной составляющей налогового регулирования является налоговое воздействие на хозяйственную деятельность, то есть производимое в соответствии с законом отчуждение собственности юридических и индивидуальных предпринимателей в форме налога и сбора.
Конечная цель налогового регулирования – уравновесить общественные, корпоративные и личные экономические интересы. Методы налогового регулирования входят в состав научно обоснованной налоговой концепции. Различия методов налогового регулирования предопределены свойствами конкретного налога, а также задачами, стоящими перед государством.
В зависимости от целей методы налогового регулирования могут подразделяться на четыре взаимосвязанных сферы:
1. Бюджетно-налоговое балансирование;
2. Система налоговых льгот;
3. Административное воздействие;
4. Меры санкционированных действий.
В мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы налогового регулирования:
─ изменение массы налоговых поступлений;
─ замена одних способов или форм обложения другими;
─ дифференциация ставок налога;
─ изменение налоговых льгот и скидок;
─ их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам (в частности, полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);
─ изменение сфер распространения налогов.
Как инструмент перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода налоги оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антициклического развития экономики. Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду.
Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. В ситуации депрессивного производства необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию.
Таким образом, налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство должно создавать необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс.
3. СПОСОБЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Особенности правового регулирования той или иной отрасли (подотрасли) права характеризуется не только кругом регулируемых отношений, методом регулирования, но и наличием неких исходных, руководящих правил, определяющих основные начала и сущность всей отрасли, ─ правовых принципов.
Правовому регулированию налоговых отношений, наряду с действием общих для всех отраслей права принципов (например, принципа законности), присуще и наличие специальных (отраслевых) принципов. Впервые специальные принципы налогового права нашли прямое законодательное закрепление в Налоговом кодексе (статья 3).
В качестве основных начал регулирования налоговых отношений в законодательстве выделяются следующие:
1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2) законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
3) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
4) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
5) не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иное ограничение или создание препятствий не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
6) федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом;
7) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом (НК) признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК;
8) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
9) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). [4]
К способам налогового регулирования относятся налоговые льготы и налоговые санкции.
В системе налогообложения предусмотрены следующие льготы:
а) необлагаемый минимум объекта налога;
б) изъятие из обложения определенных элементов объекта;
в) освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
г) понижение налоговых ставок;
д) целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);
е) прочие налоговые льготы.
Из всего перечня налоговых льгот обычно выделяют самостоятельные группы – налоговые скидки и налоговые кредиты.
Налоговые скидки представляют собой установленный в абсолютной сумме или в процентах вычет из облагаемого дохода или прибыли. Наиболее распространенные – инвестиционные. Так, с 1 января 1993 года законодательством была введена льгота по прибыли (в виде исключения из облагаемой суммы), направляемой на производственное и непроизводственное строительство. Однако практика показала, что в условиях высоких инфляционных ожиданий эта льгота не дала практических результатов и не оживила инвестиционную активность предприятий.
В отличие от обычных скидок, налоговый кредит представляет собой прямой вычет из сумм исчисленного налога, а не из облагаемой прибыли. Это более выгодная для плательщиков налоговая льгота, так как инвестиционный налоговый кредит устанавливается в процентах к объему вложений и затрат, связанных с развитием науки и техники, расширением и реконструкцией производства, и сумма налога возвращается через определенный срок за счет прибыли от развития этих производств.
Налогоплательщики имеют право:
─ использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
─ получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
─ на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
─ требовать соблюдения налоговой тайны;
─ получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах, письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах;
─ представлять свои интересы в налоговых органах, давать пояснения по исчислению и уплате налогов, присутствовать при выездной налоговой проверке;
─ требовать соблюдения законности, получать копии актов налоговой проверки, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов;
─ добиваться в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов.
В Налоговом кодексе отражены вопросы наложения налоговых санкций за налоговые правонарушения.
Санкции применяются за следующие виды правонарушений законодательства о налогах и сборах:
1) нарушения гарантий и требований, направленных на обеспечение выполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей (напр., нарушения, связанные с постановкой на налоговый учет);
2) нарушения, направленные против контрольных функций налоговых органов. К ним относятся: невыполнение запроса налогового органа о предоставлении необходимых сведений и др.
3) нарушения порядка ведения учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности;
4) нарушения порядка уплаты налогов: неуплата или неполная уплата налога, невыполнение налоговым агентом обязанностей по перечислению налогов;
5) нарушения порядка исполнения доходной части бюджетов. Например, нарушение сроков исполнения платежных документов на перечисление налогов.
Налоговые санкции за нарушения налогового законодательства могут налагаться и на физических лиц, и на организации.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями Налогового кодекса. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности.
Также законодательством о налогах и сборах устанавливается давность взыскания налоговых санкций. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще не совершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:
- равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;
- ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов);
- система налогов должна быть комплексной, то есть опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т. п.) при умелом их сочетании;
- сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должно обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;
- единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом.
Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для ВУЗов. – М.: Издательство БЕК. 2001. – 384 с.
2. Мамедов О. Ю. Современная экономика. 2-е изд., доп. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс». 1998. – 608 с.
3. Маркалова М. Г. Правовое обеспечение Российской экономики: учебник. М.: Издательство БЕК. 2002. – 656 с.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (по состоянию на 20 мая 2004 года). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2004. – 521 с.
5. Экономика предприятия / Под редакцией Сафронова Н. А. – М.: Юристъ. 2002. – 608 с.
6. Экономика фирмы / О. И. Волков, В. К. Скляренко, В. М. Прудников, Е. П. Моргунова. М.: ИНФРА-М. 2000. − 280 с.
7. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: ИНФРА-М. 1998. – 428 с.
[1] Экономика фирмы / О. И. Волков, В. К. Скляренко, В. М. Прудников, Е. П. Моргунова. М.: ИНФРА-М. 2000. − с. 170.
[2] Мамедов О. Ю. Современная экономика. 2-е изд., доп. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс». 1998. – с. 296.
[3] Маркалова М. Г. Правовое обеспечение Российской экономики: учебник. М.: Издательство БЕК. 2002. –с. 520
[4] Маркалова М. Г. Правовое обеспечение Российской экономики: учебник. М.: Издательство БЕК. 2002. –с. 523.