СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ   4

2. МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 7

3. СПОСОБЫ  НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 16

     

ВВЕДЕНИЕ

В процессе своей деятельности граждане и юридические лица сталкиваются не только с необходимостью исполнения обязательств перед иными участниками гражданского оборота, но и с необходимостью исполнения обязанностей по уплате в пользу государства обязательных законодательно установленных платежей: налогов и сборов. Возникновение налоговых обязательств связывается законодательством с различными фактами: владение имуществом, реализация товаров, работ, услуг, совершение сделок, получение доходов и т. д. При этом отношения, возникающие в процессе установления налогов и сборов и их уплаты, подробно регламентируются правовыми нормами.

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений.

Налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.

Система налогообложения выполняет фискальную, регулирующую, распределительную (перераспределительную) функции. С помощью фискальной политики формируются доходы государства, необходимые для реализации политических, социально-экономических задач. Используя систему налоговых ставок,  льгот и штрафов, государство регулирует процессы экономического и социального развития, стимулирует инновационную деятельность предприятий, базовых отраслей и других важнейших сфер экономики. Государство осуществляет распределительные функции, формирует доходы и расходы, обеспечивает социальную защиту определенных категорий населения.

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Налогом называется принудительная выплата государству юридическими и физическими лицами денежных средств в обмен на право заниматься коммерческой и трудовой деятельностью. [1]

Налоги, а также сборы, пошлины и другие выплаты являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйственных субъектов и с граждан. Они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.

Налоговое регулирование является составной частью государственного регулирования экономики. Содержание и цели налогового регулирования предопределены регулирующей функцией системы налогообложения. Регулирующая функция заключается в том, что  государство путем налоговых ставок, льгот, штрафов создает условия для ускоренного развития отдельных производств и отраслей.

Налоговое регулирование можно определить как систему экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета. В конечном итоге налоговое регулирование должно сбалансировать интересы всех субъектов налоговых отношений – государства, хозяйствующих субъектов, населения.

Целью налогового регулирования является обеспечение высоких темпов развития экономики через стимулирование инвестиционной активности бизнеса, повышение жизненного уровня населения.

Предметом правового регулирования является широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и носящих комплексный характер. Они включают отношения, связанные с установлением налогов и иных обязательных платежей на федеральном, региональном (субъектов Российской Федерации) и местном уровнях. При этом установление налога предполагает не только введение его в действие на определенной территории, но и определение всех его существенных элементов (налогоплательщик, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период и т. д.) и порядка уплаты. Помимо этого в число отношений, регулируемых нормами права, включается обширная группа отношений по взиманию налоговых платежей, к которым относятся отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля со стороны государственных органов, и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Все указанные отношения, несмотря на свое многообразие, тесно взаимосвязаны и обусловлены деятельностью государства по формированию собственных денежных фондов.

Одной из основных черт налоговых отношений, составляющих предмет правового регулирования, является их имущественный характер, который заключается в законодательном установлении обязанностей налогоплательщика по передаче государству определенной части своего имущества, имущественном характере ответственности за налоговые нарушения и возмещения участниками налоговых отношений причиненных убытков.

Налоговые отношения возникают в процессе деятельности государства по поводу формирования доходов в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Указанные отношения, наряду с отношениями по распределению и использованию этих фондов, составляют систему финансовых отношений, регулируемых специальной отраслью права – финансовым правом. Налоговая политика государства также не может рассматриваться в отрыве от его финансовой политики.

Таким образом, налоговые отношения являются неотъемлемой частью финансовых отношений. С учетом этого нормы, направленные на регулирование налоговых отношений (налоговые нормы), относятся к финансово-правовым нормам.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых отношений во многих странах определены основным законодательным документом – Налоговым кодексом, регулирующим правовые отношения имущественного характера, внешнеэкономическую деятельность и торговлю.

Все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов или неправильное исчисление утверждаются в законодательном порядке. Это позволяет, с одной стороны, использовать налоговую систему в качестве инструмента экономической политики государства, имеющей силу закона, а с другой, защитить права налогоплательщика. [2]

2. МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Властный и односторонний порядок установления налогов, необходимость использования механизма принуждения при их взимании определяют особенности метода правового регулирования налоговых отношений. В качестве основного метода правового регулирования данных отношений выступают государственно-властные предписания субъектам налоговых отношений со стороны государства (императивный метод). Примером нормы  императивного метода является норма о том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Одновременно при правовом регулировании налоговых отношений используются отдельные элементы диспозитивности, предоставления подчиненным участникам налоговых отношений права выбора определенной модели поведения. [3]

Относительная обособленность и достаточно высокая степень внутренней организации системы налоговых норм определила необходимость разработки и принятия самостоятельного кодифицированного нормативного акта, регламентирующего как общие вопросы построения налоговой системы и правового положения участников налоговых отношений, так и порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов. Определенным итогом работы по систематизации налоговых норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах, стало, в частности, принятие Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая Налогового кодекса РФ введена в действие с 1 января 1999 г.).

Основной составляющей налогового регулирования является налоговое воздействие на хозяйственную деятельность, то есть производимое в соответствии с законом отчуждение собственности юридических и индивидуальных предпринимателей в форме налога и сбора.

Конечная цель налогового регулирования – уравновесить общественные, корпоративные и личные экономические интересы. Методы налогового регулирования входят в состав научно обоснованной налоговой концепции. Различия методов налогового регулирования предопределены свойствами конкретного налога, а также задачами, стоящими перед государством.

В зависимости от целей методы налогового регулирования могут подразделяться на четыре взаимосвязанных сферы:

1. Бюджетно-налоговое балансирование;

2. Система налоговых льгот;

3. Административное воздействие;

4. Меры санкционированных действий.

В мировой практике известны  следующие наиболее распространенные методы налогового регулирования:

─ изменение массы налоговых поступлений;

─ замена одних способов или форм обложения другими;

─ дифференциация ставок налога;

─ изменение налоговых льгот и скидок;

─ их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам (в частности, полное или частичное освобождение от налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности и возврат ранее уплаченных сумм);

─ изменение сфер распространения налогов.

Как инструмент перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода налоги оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антициклического развития экономики. Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду.

Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. В ситуации депрессивного производства необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию.

Таким образом, налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство должно создавать необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс.

3. СПОСОБЫ  НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Особенности правового регулирования той или иной отрасли (подотрасли) права характеризуется не только кругом регулируемых отношений, методом регулирования, но и наличием неких исходных, руководящих правил, определяющих основные начала и сущность всей отрасли, ─ правовых принципов.

Правовому регулированию налоговых отношений, наряду с действием общих для всех отраслей права принципов (например, принципа законности), присуще и наличие специальных (отраслевых) принципов. Впервые специальные принципы налогового права нашли прямое законодательное закрепление в Налоговом кодексе (статья 3).

В качестве основных начал регулирования налоговых отношений в законодательстве выделяются следующие:

1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

3) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

4)   налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

5)    не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иное ограничение или создание препятствий не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6)  федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы  субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом;

7)    ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом (НК) признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК;

8)    при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

9)  все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). [4]

К способам налогового регулирования относятся налоговые льготы и налоговые санкции.

В системе налогообложения предусмотрены следующие  льготы:

а)  необлагаемый минимум объекта налога;

б)  изъятие из обложения определенных элементов объекта;

в)  освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

г)  понижение налоговых ставок;

д)  целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);

е)   прочие налоговые льготы.

Из всего перечня налоговых льгот обычно выделяют самостоятельные группы – налоговые скидки и налоговые кредиты.

Налоговые скидки представляют собой установленный в абсолютной сумме или в процентах вычет из облагаемого дохода или прибыли. Наиболее распространенные – инвестиционные. Так, с 1 января 1993 года законодательством была введена льгота по прибыли (в виде исключения из облагаемой суммы), направляемой на производственное и непроизводственное строительство. Однако практика показала, что в условиях высоких инфляционных ожиданий эта льгота не дала практических результатов и не оживила  инвестиционную активность предприятий.

В отличие от обычных скидок, налоговый кредит представляет собой прямой вычет из сумм исчисленного налога, а не из облагаемой прибыли. Это более выгодная для плательщиков налоговая льгота, так как инвестиционный налоговый  кредит устанавливается в процентах к объему вложений и затрат, связанных  с развитием науки и техники, расширением и реконструкцией производства, и сумма налога возвращается через определенный срок за счет прибыли от развития этих производств.

Налогоплательщики имеют право:

─ использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

─ получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

─ на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

─ требовать соблюдения налоговой тайны;

─ получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах, письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах;

─ представлять свои интересы в налоговых органах, давать пояснения по исчислению и уплате налогов, присутствовать при выездной налоговой проверке;

─ требовать соблюдения законности, получать копии актов налоговой проверки, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов;

─ добиваться в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов.

В Налоговом кодексе отражены вопросы наложения налоговых санкций за налоговые правонарушения.

Санкции применяются за следующие виды правонарушений законодательства о налогах и сборах:

1)     нарушения гарантий и требований, направленных на обеспечение выполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей (напр., нарушения, связанные с постановкой на налоговый учет);

2)     нарушения, направленные против контрольных функций налоговых органов. К ним относятся: невыполнение запроса налогового органа о предоставлении необходимых сведений и др.

3)     нарушения порядка ведения учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности;

4)     нарушения порядка уплаты налогов: неуплата или неполная уплата налога, невыполнение налоговым агентом обязанностей по перечислению налогов;

5)     нарушения порядка исполнения доходной части бюджетов. Например, нарушение сроков исполнения платежных документов на перечисление налогов.

Налоговые санкции за нарушения налогового законодательства  могут налагаться и на физических лиц, и на организации.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных  статьями Налогового кодекса. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности.

Также законодательством о налогах и сборах устанавливается давность взыскания налоговых санкций. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще не совершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги – гибкий инструмент воздействия на  находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:

- равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;

- ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов);

- система налогов должна быть комплексной, то есть опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т. п.) при умелом их сочетании;

- сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должно обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;

- единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом.

Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для ВУЗов. – М.: Издательство БЕК. 2001. – 384 с.

          2. Мамедов О. Ю. Современная экономика. 2-е изд., доп. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс». 1998. – 608 с.

3. Маркалова  М. Г.  Правовое обеспечение Российской экономики: учебник. М.: Издательство БЕК. 2002. – 656 с.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (по состоянию на 20 мая 2004 года). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2004. – 521 с.

5. Экономика предприятия / Под редакцией Сафронова Н. А. – М.: Юристъ. 2002. – 608 с.

6.   Экономика фирмы / О. И. Волков, В. К. Скляренко, В. М. Прудников, Е. П. Моргунова. М.: ИНФРА-М.  2000. − 280 с.

7.    Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: ИНФРА-М. 1998. – 428 с.


[1] Экономика фирмы / О. И. Волков, В. К. Скляренко, В. М. Прудников, Е. П. Моргунова. М.: ИНФРА-М.  2000. −  с. 170.

[2] Мамедов О. Ю. Современная экономика. 2-е изд., доп. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс». 1998. – с. 296.

[3] Маркалова  М. Г.  Правовое обеспечение Российской экономики: учебник. М.: Издательство БЕК. 2002. –с. 520

[4] Маркалова  М. Г.  Правовое обеспечение Российской экономики: учебник. М.: Издательство БЕК. 2002. –с. 523.