СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 4

2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫРУЧКУ ОТ ПРОДАЖ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ.. 9

3.ЗАДАЧА.. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

ВВЕДЕНИЕ

Анализ буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие этому объекту составляющие.

В любой отрасли научных знаний, в любой сфере человеческой деятельности обойтись без анализа — синтеза невозможно.

Анализ понимается, как комплекс логических и вычислитель­ных операций, выполняемых с определенной целью над информацией, которая характеризует объект анализа по ряду входящих и выходящих показателей за определенный промежуток времени. Аналитическая задача должна содержать перечень следующих признаков: цель — объект — показатель — время.

Управленческий анализ хозяйственной деятельности  — одна из ветвей экономического анализа, связанная с изучением производственной, финансовой, инвестиционной и других видов деятельности предприятий и организаций. Цель такого анализа — выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта. В ходе анализа выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых процессов, явлений.

Экономический анализ помогает обосновать с научной точки решения и действия в экономике, социально- экономическую политику, что позволяет сделать правильный, значит наиболее лучший вариант управления и хозяйствования.

 Получив доста­точно полную и достоверную информацию о результатах деятельности предприятия за прошедшие периоды, можно уверенно разрабатывать управленческие решения, планы и программы развития хозяйственной системы на будущий период.

1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

            Сумма всех затрат производственной организации, выраженных в денежной форме на производство и реализацию продукции, образует ее себестоимость – один из основных обобщающих показателей, определяющих качество работы предприятий.

Себестоимость влияет на такие конечные результаты работы производственной организации, как прибыль и рентабельность, а, следовательно, и размеры фондов материального стимулирования. Себестоимость является основой для установления оптовых цен на продукцию, расчета экономической эффективности новой техники, технологии и других организационно-технических мероприятий.

Производственные затраты и уровень себестоимости продукции зависят от изменения объема и структуры выпускаемой продукции, техники, технологии, организации производства, труда и т.д. Все факторы, определяющие снижение себестоимости, можно объединить в следующие группы: повышение технического уровня производства, улучшения качества продукции, изменение объема и структуры производимой продукции, повышения уровня организации производства и труда, отраслевые и прочие факторы.

Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы производственной организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Источниками информации для анализа являются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.[1]

Объекты анализа себестоимости продукции производственной организации:

─ полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

─ уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

─ себестоимость отдельных изделий;

─ отдельные статьи затрат.

При анализе себестоимости все затраты группируются по двум признакам: по экономическим элементам и по статьям калькуляционных затрат.

Под экономическим элементом понимается экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который в пределах данного предприятия невозможно и нецелесообразно детализировать более подробно.

Под калькуляционной статьей понимается определенный вид затрат, образующих себестоимость продукции в целом или ее отдельного вида. Группировка по калькуляционным статьям дает возможность определить себестоимость продукции, полностью прошедшей производственный цикл и готовой к реализации или реализованной.[2]

Группировка затрат по экономическим элементам предполагает составление сметы затрат на производство, которая независимо от места возникновения затрат и их производственного назначения включает все расходы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью. Смета позволяет выявить структуру затрат, то есть удельный вес отдельных элементов в их общем объеме. В зависимости от удельного веса затрат различают материалоемкое, фондоемкое и трудоемкое производство. На основании этих данных определяют основное направление затрат на производство и резервы дальнейшего снижения себестоимости.

Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

При анализе затрат по экономическим элементам фактические затраты сметы сравниваются по каждому элементу затрат с плановыми, выявляются отклонения и причины их.

Одним из важнейших этапов анализа себестоимости является анализ по статьям калькуляции. Цель этого анализа выявить, как соблюдается на производственном предприятии план по отдельным статьям затрат. Он дает возможность сравнивать и устанавливать,  по каким статьям имела место экономия, а по каким допущен перерасход. Этот анализ позволяет наметить направление, по которому должно пойти дальнейшее изыскание резервов снижения себестоимости продукции.

Типовая группировка  затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид:

1) сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);

2) вспомогательные материалы;

3) топливо и электроэнергия на технологические цели;

4) основная заработная плата производственных рабочих;

5) дополнительная заработная плата производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих;

7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

8) расходы на подготовку и освоение нового производства;

9) цеховые расходы.

Итого цеховая себестоимость.

109) общепроизводственные расходы;

11) потери от брака.

Итого производственная себестоимость.

12) внепроизводственные расходы.

Итого полная себестоимость товарной продукции.[3]

Группировка затрат по калькуляционным статьям изучается с позиции:

─ выявления степени выполнения плана по себестоимости товарной продукции;

─ изменения удельного веса затрат по каждой статье к полной себестоимости;

─  выявления размера и характера отклонения.

Затраты на 1 рубль произведенной продукции являются очень важным обобщающим показателем, характеризующим уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален, потому что может рассчитываться в любой отрасли производства. Во-вторых, он наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Определяется этот показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к  стоимости произведенной продукции  в действующих ценах. Если его уровень ниже единицы, то производство продукции является рентабельным, а если выше единицы – то убыточным.

В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику затрат на 1 рубль продукции, сравнивают показатели анализируемой производственной организации с показателями предприятий-конкурентов и в среднем по отрасли.

На затраты на 1 рубль произведенной продукции влияют следующие факторы:

─ изменение общего объема выпуска продукции;

─ изменение структуры продукции;

─ изменение уровня цен на продукцию;

─ изменение уровня постоянных и переменных затрат.

В процессе анализа необходимо установить влияние перечисленных факторов на изменение затрат на 1 рубль продукции. Здесь применяется способ цепных подстановок. На основании полученных данных делаются выводы и принимаются управленческие решения.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости продукции анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

                                     Сii / VВПi + bi,                                                        (1)

где  С− себестоимости единицы i-го вида продукции;

        Аi  − сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;

        bi  − сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;

        VВПi − объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах.

Зависимость себестоимости единицы продукции от данных факторов показана на рис. 1.

Рис. 1 Зависимость себестоимости единицы продукции от объема ее производства

После этого более детально изучают себестоимость продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с данными плана, прошлых периодов, других производственных организаций.

Анализ показателей себестоимости позволяет вскрыть внутрипроизводственные резервы снижения себестоимости продукции, а вместе с тем и снижение затрат и увеличение финансовых результатов.

2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫРУЧКУ ОТ ПРОДАЖ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ

В международной практике под выручкой понимают  «поступление или иное увеличение активов предприятия или выполнение его обязательств, которое происходит в результате основной или главной деятельности предприятия».[4]

В организациях торговли выручка от продаж определяется исходя из поступлений, связанных с продажей продукции и товаров. Момент реализации (продажи) продукции подтверждается правом перехода собственности от одних владельцев к другим. Передача этого права осуществляется в соответствии с условиями договора купли-продажи, обмена, передачи и т. д.

Выручку от продаж определяют исходя из объема реализации продукции и товаров и применяемых цен (тарифов) без НДС, акцизов, налога с продаж, налога на ГСМ, а по экспортной продукции – без таможенных пошлин.

Основной принцип деятельности любого предприятия состоит в стремлении к максимизации прибыли. Размер выручки оказывает непосредственное влияние на размер прибыли.

На размер выручки от продажи продукции и товаров влияют следующие факторы:

а) производственные. Они связаны с объемом производства, качеством продукции и её ассортиментом, ритмичностью выпуска, уровнем отпускных цен и т. п.;

б) факторы в сфере обращения (коммерческие факторы) – связаны с ритмичностью отгрузки, соблюдением условий договора, с выбором оптимальных форм расчетов, со сроками прохождения расчетных документов, с развитием дилерской сети, оптимальным использованием посреднических фирм и т. п.;

в) факторы, не зависящие от деятельности организации, перебои в материально-техническом снабжении, несвоевременность оплаты продукции покупателями, недостатки отдельных форм безналичных расчетов и т. п.

В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана выручки от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

В основном выручка от продажи продукции в организациях торговли зависит от объема реализации продукции, ее структуры и уровня среднереализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму выручки. Так, например, увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению выручки. И, наоборот, если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы выручки.

Структура товарной продукции также может оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму выручки. Если увеличить долю продаж более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма выручки возрастет.  Напротив,  сумма выручки уменьшится, если вырастет удельный вес  низкорентабельной или убыточной продукции.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально сумме выручки: при увеличении уровня цен сумма выручки тоже увеличивается, и наоборот – при уменьшении цены – выручка падает.[5]

Расчет влияния этих факторов на сумму выручки можно выполнять способом цепных подстановок. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя. Суть этого метода заключается в вымещении всех показателей в определенном порядке расчетными показателями. В первую очередь из количественных показателей заменяются показатели натуральных измерителей, а потом стоимостные.

Как нам уже известно, выручка (Вп) от реализации продукции зависит от двух основных факторов: объема реализации продукции (Орп) и уровня цен продукции (Ц). Имеем двухфакторную мультипликативную модель:

                                        Вп= Орп *Ц                                                                (2)

Алгоритм расчета влияния факторов способом цепной подстановки для этой модели:

                                      Вп 0= Орп 00

                                      Вп усл. = Орп 10

                                      Вп 1= Орп 11

Изменение выручки за счет объема реализации продукции составит:

                                         Вп усл. - Вп 0

Изменение выручки за счет уровня цен продукции составит:

                                         Вп 1 - Вп усл.

Аналогичные расчеты можно проводить по разным видам продукции. По результатам расчетов можно сделать выводы, по каким видам продукции выручка увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов.

После этого детально изучают причины изменения объема продаж и цены по каждому виду продукции.

Очень важно провести анализ ценовой политики организации и уровня среднереализационных цен. Ведь цены обеспечивают предприятию запланированную выручку, а затем и прибыль, а также конкурентоспособность продукции и спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев организации.

Ценовая политика организации состоит в том, что она (организация) устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение своих краткосрочных и долгосрочных целей. Среди них может быть и овладение определенной долей рынка, и завоевание лидирующей позиции на рынке, и получение запланированной суммы прибыли, а также максимизация прибыли и выживание фирмы…

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена  единицы продукции определяется делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На нее оказывают влияние такие факторы, как качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, а также инфляция.

Один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации, − это качество товарной продукции.

Изменение среднего уровня цены продукции за счет ее качества определяется по формуле:

                       ∆Ц(кач)=(Цнп)*VРПн / VРПобщ,                                              (3)

где Цн и Цп − соответственно цена изделия нового и прежнего качества,

                       руб.;

      VРПн    −  объем реализации продукции нового качества, руб.;

      VРПобщ − объем реализованной продукции i-го вида за отчетный

                      период, руб.

По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние качества продукции можно рассчитать способом абсолютных разниц. Суть этого метода заключается в следующем: предварительно определяется абсолютная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам. Затем это отклонение (разница) по каждому фактору умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов. Таким образом, изменение удельного веса по каждому сорту умножается на базовую цену единицы продукции соответствующего сорта и результаты суммируются:

                              ∆Ц=Σ (Удi 1 – Удi 0)*Цi 0

По такой же методике  можно определить изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции и сроков ее реализации. [3 с.221)

Подводя итоги, можно сказать, что организации для получения большей суммы выручки, а, следовательно, и прибыли, надо проводить более гибкую ценовую политику, изучать спрос на свою продукцию, анализировать цены конкурирующих организаций,  и в соответствии с этим снижать или повышать цены.

3.ЗАДАЧА

По приведенным данным определить влияние факторов на объем выпуска продукции. По результатам расчетов сделать выводы.

                                                                                                             (тыс. руб.)

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Выпуск продукции

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

544

538

Фондоотдача

1,806

1,862

Решение

Фондоотдача показывает объем выпуска продукции, приходящийся на 1 рубль основных производственных фондов и определяется по формуле:

                                Фо=ВП/ОФ ср. год.,                                                                                               (4)

где Фо – фондоотдача, тыс. руб.;

       ВП  −  объем выпуска продукции, тыс. руб.;

       ОФ ср. год – среднегодовая стоимость основных производственных

               фондов; тыс. руб.

Исходя из формулы (4) найдем объем выпуска продукции:

                              ВП= Фо* ОФ ср. год.,                                                                                              (5)

Выпуск продукции за прошлый год составил:

ВП прошл.=1,806*544=982,46 тыс. руб.

Выпуск продукции за отчетный год составил:

ВП отчет.=1,862*538=1 001,76 тыс. руб.

Результаты расчетов занесем в таблицу 1.

                                                                                                              Таблица 1

Расчетные показатели для определения влияния факторов на объем выпуска продукции

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

Выпуск продукции, тыс. руб.

982,46

1 001,76

+19,26

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

544

538

-6

Фондоотдача, тыс. руб.

1,806

1,862

+0,056

По условию задачи требуется определить влияние факторов на объем выпуска продукции.

На объем выпуска продукции влияют такие факторы как фондоотдача и среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Объем выпуска продукции в отчетном году увеличился на 19,26 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом. Чтобы определить, как он изменился за счет фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных производственных фондов, можно воспользоваться приемом  абсолютных разниц.

Суть этого метода заключается в следующем: величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него.

Найдем изменение объема выпуска продукции за счет:

− фондоотдачи

                          ∆ВП (Фо)=∆ Фо* ОФ ср. год 0,                                                (6)

где    ∆ВП (Фо) − изменение  объема выпуска продукции под влиянием

                           фондоотдачи, тыс. руб.;

          ∆ Фо − изменение фондоотдачи, тыс. руб.;

          ОФ ср. год 0 − базисное значение среднегодовой стоимости основных

                               производственных фондов, тыс. руб.

∆ВП (Фо)=0,056*544=30,46 тыс. руб.

− среднегодовой стоимости основных производственных фондов

                         ∆ВП (ОФ сред. год.)= Фо 1*∆ОФ ср. год,                                       (7)

где    ∆ВП (ОФ сред. год.) − изменение  объема выпуска продукции под

                                       влиянием среднегодовой стоимости основных

                                       производственных фондов, тыс. руб.;

          Фо 1 − отчетное значениее фондоотдачи, тыс. руб.;

          ∆ОФ ср. год − изменение среднегодовой стоимости основных

                               производственных фондов, тыс. руб.

∆ВП (ОФ сред. год.)=1,862*(-6)=-11,2 тыс. руб.

Баланс отклонений: ∆ВП=ВП1-ВП0=∆ВП (Фо)+ ∆ВП (ОФ сред. год.)=1 001,76-982,46=30,46+(-11,2)=+19,26

Таким образом, по результатам расчетов можно сделать следующие выводы: под влиянием увеличения фондоотдачи на 0,056 тыс. руб. объем выпуска продукции в отчетном году увеличился на 30,46 тыс. руб., а под влиянием снижения среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 6 тыс. руб. объем выпуска продукции снизился на 11,2 тыс. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной контрольной работе были рассмотрены 2 раздела экономического анализа: анализ себестоимости продукции и анализ выручки от продажи продукции, а также факторы, влияющие на эти показатели.

После изучения данных вопросов можно сделать следующий вывод:

В современных условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные прикидки в уме. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем анализе. Недооценка роли анализа хозяйственной деятельности, ошибки в планах и управленческих действиях приносят чувствительные потери. И, наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к анализу хозяйственной деятельности, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Мазурина Т. Ю. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. М.: Издательство РИОР. 2005. − 140 с.

2.     Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ. М.: «ПРИОР». 1997. − 160 с.

3.     Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М. 2003. − 400 с.

4.     Финансы предприятий: учебник / Под редакцией Романовского М. В. – СПб.: издательский дом «Бизнес-пресса». 2000. – 324 с.

5.     Экономика предприятия / Под редакцией Сафронова Н. А. – М.: Юристъ. 2002. – 608 с.

6.     Экономика фирмы / О. И. Волков, В. К. Скляренко, В. М. Прудников, Е. П. Моргунова. М.: ИНФРА-М.  2000. − 280 с.

                                                   


[1] Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М. 2003. −  с. 187

[2] Мазурина Т. Ю. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. М.: Издательство РИОР. 2005. −  с. 64

[3] Экономика предприятия / Под редакцией Сафронова Н. А. – М.: Юристъ. 2002. –с. 326

[4] Финансы предприятий: учебник / Под редакцией Романовского М. В. – СПб.: издательский дом «Бизнес-пресса». 2000. –с. 75

[5] Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М. 2003. −  с. 217