Оглавление

Введение                                                                                                      3

Глава 1. Основная характеристика финансового планирования

                в организации                                                                             5

1.1. Сущность финансового планирования и его значение             5

1.2. Цели и задачи финансового планирования                               8

1.3. Методы финансового планирования                                       10

Глава 2. Виды финансового планирования                                             13

2.1. Перспективное (стратегическое) финансовое планирование  13

2.2. Годовое финансовое планирование                                         14

2.3. Оперативные финансовые планы                                             19

2.4. Составление финансового плана на квартал

                  (на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)              25

Заключение                                                                                                30

Список литературы                                                                                   32

Приложения                                                                                              34

Введение

Любое предприятие, независимо от его размеров, сталкивается с необходимостью планирования своих доходов и расходов. Для поддержания, а тем более развития бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать расходы на зарплату, материалы, товары, другие прямые и накладные расходы.

Доходы от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается в запаздывании доходов относительно расходов. Расходы необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприятию просто может не хватать собственных доходов. Это происходит, например, при растущем бизнесе, и для финансирования роста необходимо непрерывное привлечение и обслуживание заемных средств. Итак, первой задачей является необходимость планирования потребностей в финансировании.

Второй задачей финансового менеджмента является планирование и поддержание денежных потоков, обеспечивающих осуществление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, другими словами, непрерывное поддержание удовлетворительной текущей ликвидности или платежеспособности, что является необходимым условием долгосрочного успеха в бизнесе.

Формирование финансовых бюджетов является заключительным этапом процесса бюджетирования и планирования на предприятии.

Объект исследования – финансы организации.

Предмет исследования – особенности финансового планирования в организации.

Цель исследования – изучить особенности финансового планирования в организации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность финансового планирования и его значение.

2. Представит цели и задачи финансового планирования организации.

3. Изучить методы финансового планирования.

4. Рассмотреть виды финансового планирования.

5. Представить составление финансового плана на квартал (на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»).

Глава 1. Основная характеристика финансового планирования

в организации

1.1. Сущность финансового планирования и его значение

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отно­шений хозяйствующего субъекта.

Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения [12, C.198].

Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественны­ми показателями, ключевыми для данного уровня управления.

Планирование финансов в организациях осуществлялось и в преж­ние годы. В условиях административно-командной экономики пя­тилетний финансовый план государственного предприятия опреде­лялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных данных, которые дово­дились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждае­мые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям: по объему реализуемой продукции, номенклатуре выпускаемых изде­лий, сумме прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, трудноприменимые для управления. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль про­стых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась.

Рыночная экономика как более сложная и организованная соци­ально-экономическая система требует качественно иного финансо­вого планирования, так как за все негативные последствия и просче­ты планов ответственность несет сама организация ухудшением сво­его финансового состояния.

Сложившаяся уже за последнее десятилетие система финансово­го планирования в организациях имеет ряд серьезных недостатков:

1. Процесс планирования по традиции начинается от производ­ства, а не от сбыта продукции.

2.  Планирование сегодня - процесс очень трудоемкий. Суще­ствующие планово-экономические службы продолжают подготавли­вать огромное число документов, большинство из которых не при­годны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки действий.

3.  Процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для принятия оператив­ных управленческих решений, так как они больше отражают историю.

4.  При планировании преобладает затратный механизм ценооб­разования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыноч­ной конъюнктуры.

5.  В коммерческих организациях, как правило, отсутствует раз­деление затрат на переменные и постоянные, не используется поня­тие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубы­точности продаж.

6.  В процессе финансового планирования не оценивается эф­фект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности.

7.  Существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предпри­ятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке [12, C.198-199].

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого примене­ния современного финансового планирования в нынешних услови­ях действуют факторы, ограничивающие его использование на пред­приятиях:

-  высокая степень неопределенности на российском рынке, свя­занная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сфе­рах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет плани­рование);

- незначительная доля предприятий, располагающих финансо­выми возможностями для осуществления серьезных финансовых раз­работок;

- отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечествен­ного бизнеса [14, C.220-222].

Большие возможности для осуществления эффективного финан­сового планирования имеют крупные компании. Они обладают до­статочными финансовыми средствами для привлечения высококва­лифицированных специалистов, обеспечивающих проведение ши­рокомасштабной плановой работы в области финансов.

В небольших организациях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддается контролю и более агрессивна. И как следствие - будущее небольшого предпри­ятия более неопределенно и непредсказуемо.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

- воплощает выработанные стратегические цели в форму кон­кретных финансовых показателей;

- обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в произ­водственном плане экономические пропорции развития;

- предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

- служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов [3, C.88-89; 7, C.60-61].

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшени­ем числа неиспользованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики вы­работала определенные подходы к планированию развития отдель­ного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

1.2. Цели и задачи финансового планирования

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет [5, C.89-93].

Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана)    подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений [5, C.93-94].

К основным задачам финансового планирования в организации от­носятся:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибы­ли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюд­жетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия [12, C.200].

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено ря­дом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит со­измерение намечаемых затрат на осуществление деятельности с ре­альными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми эконо­мическими показателями работы организации и увязаны с основны­ми разделами предпринимательского плана: производства продук­ции и услуг, научно-технического развития, совершенствования про­изводства и управления, повышения эффективности производства, капитального строительства, материально-технического обеспечения, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономического стиму­лирования и т.п. Таким образом, финансовое планирование оказы­вает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъек­та посредством выбора объектов финансирования, направление фи­нансовых средств и способствует рациональному использованию тру­довых, материальных и денежных ресурсов.

1.3. Методы финансового планирования

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расче­тов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-мате­матического моделирования [1, C.55-59; 8, C.112-114; 11, C.96-98].

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимост­ных показателей, внутренние резервы предприятия.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на ос­нове заранее установленных норм и технико-экономических норма­тивов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в фи­нансовых ресурсах и их источниках. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатывае­мые непосредственно на предприятии и используемые им для регу­лирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффек­тивному вложению капитала. Современные методы калькулирова­ния затрат, такие, как стандарт-кост и маржинал-костинг, основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на про­гнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Большое внимание должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормаль­ной эксплуатации предприятия.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для про­гнозирования размеров и сроков поступления необходимых финан­совых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объем­ную информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Например, в одном варианте может быть заложен продолжаю­щийся спад производства, инфляция и слабость национальной ва­люты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедле­ние темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволя­ют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовы­ми показателями и основными факторами, их определяющими [11, C.101-105].

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели за пре­дыдущий период. Для этого используют основные финансовые до­кументы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования. Западные компании исполь­зуют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользо­вания. Внешний баланс, обычно составляемый для публикации, по ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.), показывает уменьшенные размеры прибыли.

На втором этапе составляются основные прогнозные докумен­ты: прогнозы баланса, отчета о прибылях и убытках, движения де­нежных средств (движение наличности), которые относятся к перс­пективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация пока­зателей прогнозных финансовых документов посредством составле­ния текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование [6, C.245-254].

Глава 2. Виды финансового планирования

2.1. Перспективное (стратегическое) финансовое планирование

Перспективное, стратегическое финансовое планирование представляет собой исследование и разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе в течение 3–5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Стратегическим планом предприятия некоторые ученые считают бизнес-план. Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:

- изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта;

- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы продлить потенциальную прибыльность дела;

- обнаружить все «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;

- определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояние дел [4, C.88-89].

Бизнес-план состоит из ряда разделов: характеристика продукта, оценка рынка сбыта; конкуренция; стратегия маркетинга; план производства; организационный план; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; резюме.

Финансовый аспект бизнес-плана представлен в разделе «Финансовый план» и разделе «Стратегия финансирования».

Девятый раздел обобщает в стоимостной форме материал предыдущих разделов. Он включает:

1)                прогноз объема реализации;

2)                баланс денежных расходов и поступлений;

3)                таблицу доходов и затрат;

4)                сводный баланс активов и пассивов предприятия;

5)                график достижения безубыточности [13, C.60].

В девятом разделе излагается план получения средств для создания или развития предприятия: общий объем средств для реализации данного проекта, их источники, окупаемость проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал.

Составление финансовых расчетов как части бизнес-плана затруднено ввиду отсутствия единых методических подходов к их составлению.

В современных условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании на предприятиях, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т. е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем. Это может быть прогнозирование финансового положения предприятия, отдельных показателей – прибыли, доходы от ценных бумаг и др.

2.2. Годовое финансовое планирование

Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов предприятия, или его бюджет.

Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета области (май – июнь года, предшествующего планируемому).

На втором этапе (в ноябре – декабре года, предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчеты с учетом основных показателей плана экономического и социального развития народнохозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимание следует принять сведения о росте средней заработной платы и минимальном ее уровне, изменения индексов цен на материальные и топливно-энергитические ресурсы, а также изменения налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства [2, C.80-81].

В процессе реализации финансовых планов может неоднократно возникать необходимость в уточнении финансовых расчетов по причинам, зависящим как от самого предприятия, так и в силу действия внешних факторов.

Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям предприятия, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом предприятия решать финансовые вопросы.

Финансовый план с расчетами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения предприятия. Эта информация первоначально используется в процессе составления бюджета региона. В последующем на ее основе ведется учет и контроль за фактическим поступлением средств в бюджет.

По решению вышестоящего органа финансовый план может предоставляться ассоциации, концерну, отраслевому министерству для согласования и обобщения плановых заданий и выработки финансовой политики.

В ряде случаев (при получении кредитов, открытии финансирования по капвложениям) финансовый план с расчетами необходимо предоставить кредитному учреждению для обоснования состава и размера собственных финансовых ресурсов, необходимости привлечения заемных средств.

Для составления финансового плана используются следующие источники информации:

- бухгалтерский баланс за 2 – 3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета;

- данные об объеме производства;

- смета затрат на производство или свод общих расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- сметы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы (детсад, дом культуры и т. д.);

- данные об объемах капитальных вложений;

- сведения о движении основных фондов и оборотных средств;

- отпускных цен;

- анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;

- лимиты расходов по отдельным статьям затрат, например, на фирменную одежду, командировочные и др.;

- нормы амортизационных отчислений;

- нормативы собственных оборотных средств, платежей в бюджет и отчислений в централизованные фонды государства [15, C.555-557].

Формой финансового плана на предприятии служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела:

1.      Доходы и поступления средств.

2.      Расходы и отчисления.

3.      Взаимоотношения с бюджетом (платежи в бюджет, ассигнования из бюджета) [6, C.52-53].

Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса расчетов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет; а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку самого финансового плана как сводного документа.

Расчеты выполняются по определенным формам. Формы рекомендуется согласовывать с органами, которым они будут предоставлены (отраслевое министерство, ассоциация, концерн, местный орган власти, финансовые и налоговые формы).

Состав показателей, их детализация по каждому разделу финансового плана могут быть разными, т. е. укрупненными или детальными, а также в зависимости от пользователей информации. Финансовый план, составляемый для нужд самого предприятия, рекомендуется заполнять с полной расшифровкой доходов, расходов и отчислений.

Документ, для передачи тому или иному органу управления, может (если нет специальных требований к заполнению) составляться по упрощенной форме, в которой отражается лишь важнейшие виды доходов, направление средств и платежей в бюджет, источником уплаты которых является прибыль.

Расчеты по планированию отдельных источников доходов и расходов выполняются на основании соответствующих методик, правил и принципов. Выполненные расчеты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путем составления шахматной таблицы. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учетом их целевого использования и очередности по статьям затрат. Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет, штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств, а в оставшейся части оборотных средств – на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.

Возможный вариант шахматной таблицы приведен в табл. 1 [10, с. 234]

Таблица 1
Проверочная таблица к балансу доходов и расходов

Направление средств

Источники покрытия

Общая прибыль

Аморти-зация

Прирост устойчивых пассивов

Прочие

Всего

1. Налог на прибыль

2. Отчисления в фонд накопления

3. Отчисления в фонд потребления

4. Резервный фонд

5. Прочие расходы

Всего

Составление «шахматки» начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия. После этого выполняется балансировка на уровне отдельных статей доходов и расходов предприятия и проверяются ее результаты. Последние предполагают равенство итогов по каждой статье затрат сумме источников финансирования; в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия (направления средств) в планируемом году. При достижении баланса доходов и расходов следует перейти к заполнению финансового плана предприятия.

Заполнение финансового плана предполагает разноску показателей «шахматки» по соответствующим разделом финансового плана, подсчет итогов по разделам и расчет следующих четырех проверочных показателей:

- превышение доходов над расходами;

- превышение расходов над доходами;

- превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;

- превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет [9, C.95-96].

 Финансовый план считается правильно составленным, если величина превышения доходов над расходами равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями в бюджете, в размер превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. В реальной жизни должна соблюдаться одна из пар балансирующих между собой показателей.

2.3. Оперативные финансовые планы

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств [9, C.97].

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите [11, C.109].

Платежный календарь – основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надежным инструментом управления денежными потоками предприятия [10, C.235].

Основной целью разработки платежного календаря является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и экономической сообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.

Установленной формой платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе двух разделов:

- предстоящие расходы и платежи;

- предстоящие поступления денежных средств.

В первом разделе указываются все расходы и платежи, проходящие через расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи по заработной плате, поставщикам, отчисления в централизованные бюджетные и внебюджетные фонды, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции, суммы погашения банковских кредитов и процентов по ним, расходы на выплату дивидендов, на социальные нужды коллектива и все другие затраты.

Во втором разделе указываются планируемые источники покрытия затрат: переходящие остатки на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном счете, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и иных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, поступление дебиторской задолженности покупателей, ассигнования из бюджета, ссуды банков, бюджетные ссуды и займы, займы и финансовая помощь других субъектов хозяйствования, прочие доходы и поступления.

В платежном календаре денежные расходы и поступления средств должны быть сбалансированы. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платежном календаре планируется излишек средств. Это положительное сальдо выразится в росте переходящего остатка денег на расчетном счете (или кредитовом сальдо на спецссудном или на контокоррентном счете). По экономическому содержанию излишек средств в одном периоде выступает в качестве денежных сбережений для последующего периода. В зависимости от периода планирования и своей величины преходящий остаток может стать источником приращения доходов предприятия, например, в виде процента по банковским депозитам или дохода по банковскому векселю.

Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств (вместе с переходящими остатками), то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В таком случае необходимо изыскать дополнительные источники средств или перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период. Решения должны быть приняты оперативно.

В числе принимаемых мер по сбалансированию расходов и поступлений средств могут быть следующие:

- изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты;

- получение коммерческого кредита у поставщиков;

- продажа определенной партии продукции по пониженной цене;

- выездная торговля;

- выплата части заработной платы в натуральной форме;

- использование средств с депозитных, трастовых счетов, ранее открытых в банке;

- получение овердрафта или иного кредита в банке;

- решение вопроса о пролонгации банковских ссуд;

- обращение к налоговой инспекции с просьбой о взыскании налогов со счетов дебиторов;

- решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (получении налогового кредита).

Названные меры целесообразно использовать и в случае, если дебетовое сальдо по контокоррентному счету превышает установленный максимальный размер кредита согласно договору банка с заемщиком.

Примерная форма платежного календаря приведена в табл. 2 [10, C.238].

Таблица 2

Платежный календарь по расчетному счету на первую неделю месяца

Показатели

млн. р.

1. Расходы

1.1. Неотложные нужды

1.2. Заработная плата и приравненные к ней платежи

1.3. Налоги

1.4. Оплата счетов продавцов за товарно-материальные ценности

1.5. Просроченная кредиторская задолженность

1.6. Погашение ссуд банка

1.7. Уплата процентов за кредит

1.8. Прочие расходы

ИТОГО расходов

2.Поступления денежных средств

2.1. От реализации продукции, работ, услуг

2.2. От реализации ненужных товарно-материальных ценностей

2.3. Поступления дебиторской задолженности

2.4. Прочие поступления

ИТОГО поступлений

3. Балансирующие статьи

3.1. Превышение поступлений над расходами

3.2. Превышение расходов над поступлениями

Предприятие может не ограничиваться составлением общего платежного календаря, охватывающего все виды деятельности. Допускается его дифференциация по видам деятельности: основной (текущей), инвестиционной, финансовой и центрам ответственности. Такая дифференциация повышает качество управления денежными потоками предприятия и обеспечивает более тесную связь платежного календаря и плана движения денежных средств.

Возможно составление более «узких» платежных календарей (рис. 1, 2, 3) [14, C.225-226]..

Конкретный перечень видов платежных календарей устанавливается предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности и требований эффективности управления денежным оборотом.

По видам основной деятельности

 
 

                                                                                                         

 

Рис. 1. Платежный календарь, составленный по видам основной деятельности

 

                                                                                                      

 

Рис. 2 Платежный календарь, составленный по видам инвестиционной деятельности

 

Рис. 3 Платежный календарь, составленный по финансовой деятельности

Помимо платежного календаря на предприятиях может составляться кассовый план.

Кассовый план – это план оборота наличных денежных средств, определяющих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия [10, C.239]

Финансовая служба предприятия осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата заработной платы и других причитающихся работникам сумм характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его трудовым коллективом, его платежеспособность. Поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением сохраняют весьма важное значение для предприятий, осуществляющих выплату заработной платы через свои кассы.

Кассовый план может быть истребован коммерческим банком, выполняющим расчетно-кассовое обслуживание предприятия в целях прогнозирования спроса на наличные деньги.

Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов. В первом указывается поступление наличных денег в кассу предприятия, кроме средств, получаемых в банке. Это – торговая выручка, выручка от оказания услуг и другие поступления. С обслуживающим банком согласовываются вопросы инкассации наличных средств, поступающих в кассу предприятия и доля средств, которая может расходоваться на месте. Во втором разделе указываются все расходы наличными деньгами (на заработную плату и другие виды оплаты труда, на премии и другие выплаты за счет спецфондов, на выплату пособий по социальной защите, на командировочные расходы, на хозяйственно-операционные расходы и др.).

В третье разделе кассового плана приводится расчет суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты зарплаты и на другие цели. В четвертом разделе – сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.

Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

2.4. Составление финансового плана на квартал

(на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)

Балансу доходов и расходов предшествуют следующие плановые расчеты:

- амортизационные отчисления – 332 тыс. руб.;

- отчисления в ремонтный фонд – 219 тыс. руб.;

- прибыль – 3100 тыс. руб.

Потребность в оборотных средствах рассматриваемого хозяйствующего субъекта определяется для средств, вложенных в производственные запасы (сырье и материалы), незавершенное производство, готовую продукцию, товары для фирменного магазина, денежные средства в кассе, и переводы в пути с момента инкассации выручки до момента поступления ее на расчетный счет, прочие активы (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, тара под товаром и порожняя, расходы будущих периодов). Потребность в оборотных средствах, по сырью и материалам определяемся путем умножения однодневного их расхода на норму в днях, которая, как и все другие нормы, устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Расход сырья и материалов на квартал, тыс. руб.                             9900

Количество дней в квартале                                                                    90

Однодневный расход сырья и материалов, тыс. руб.                                    110

Норма запаса, дней                                                                                   28

Потребность в оборотных средствах по сырью

и вспомогательным материалам

(производственные запасы), тыс. руб.                                  3080 (110х28)

Потребность в оборотных средствах по незавер­шенному производству определяется умножением од­нодневного выпуска продукции на норму незавершен­ного производства в днях.

Выпуск продукции по себестоимости,

на квартал, тыс. руб.                                                                          12060

Однодневный выпуск продукции

по себестоимости, тыс. руб.                                                                   134

Норма незавершенного производства, дней                                             3

Потребность в оборотных средствах

по незавершенному производству, тыс. руб.                          402 (134х3)

Потребность в оборотных средствах по готовой продукции устанавливается умножением однодневного выпуска продукции по себестоимости на норму оборотных средств по готовой продукции.

Потребность средств по готовой

продукции составляет                                                134х2=268 тыс. руб.

Потребность в оборотных средствах по запасам товарок выявляется умножением однодневного оборота этих товаров по покупным ценам на норму запаса их в днях.

Оборот товаров по покупным ценам

на квартал, тыс. руб.                                                                            1845

Однодневный оборот, тыс. руб.                                                                     20,5

Норма запасов товаров, дней                                                                    2

Потребность в оборонных средствах

по запасам товаров, тыс. руб.                                                              41 (20,5х2)

Потребность в денежных средствах в кассе и переводы в пути определяются умножением однодневного товарооборота по продажным ценам на норму запаса денежных средств в днях.

Товарооборот на квартал, тыс. руб.                                                            2250

Однодневный товарооборот, тыс. руб.                                                  25

Норма запаса денежных средств, дней                                                 1,0

Потребность в денежных средствах, тыс. руб.                                   25 (25х10)

Потребность в оборотных средствах по прочим материальным ценностям устанавливается методом прямого счета или расчетно-аналитическим методом и составляет 1218 тыс. руб. В рассматриваемом хозяйствующем субъекте нормативы по вышеприведенным видам оборотных средств принимаются в размере их потребности. Общая потребность в оборотных средствах или общий норматив по ним на конец планового квартала составляет

3080 + 402 + 268 + 41 + 25 + 1218 = 5034 тыс. руб.

Величина оборотных средств на начало планового квартала – 3836 тыс. руб.

Необходимый прирост оборотных средств

5034 – 3836 = 1198 тыс. руб.

К кредитной задолженности, постоянно находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, относятся переходящая задолженность по заработной плате, начисления на заработную плату, резерв предстоящих платежей и расходов и др. В рассматриваемом хозяйствующем субъекте имеется только задолженность по заработной плате и начисления на нее.

Величина минимальной задолженности по заработной плате определяется по формуле (1):

Зm = Ф х Д / 90,   (1)

где: Зm – минимальная задолженность по заработной плате, руб.;

Ф – плановый фонд оплаты труда на квартал, руб.;

Д – количество дней с начала месяца до дня выдачи заработной платы.

Плановый фонд оплаты труда на квартал составляет 5700 тыс. руб. Заработная плата выплачивается работникам 4-го числа каждого месяца, т. е.            Д = 3

Зm = 5700х3/90 = 190 тыс. руб.

Начисления на заработную плату определяются по действующим нормативам (страховым тарифам взносов) в процентах к заработной плате. Эти тарифы взносов следующие: в фонд социального страхования – 5,4%, в пенсионный фонд – 28, в фонд занятости населения – 2, на обязательное медицинское страхование – 3,6, транспортный налог – 1, итого – 40%.

Сумма начислений                40х190/100 = 76 тыс. руб.

Итого: 190 + 76 = 266 тыс. руб.

В финансовый план включается не общая величина этой задолженности, а ее изменение (прирост или умножение) за плановый период. Эта кредиторская задолженность на начало планового квартала – 190 тыс. руб. Прирост 76 тыс. руб. (266 – 190).

Прирост кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, выступает в качестве источника финансирования прироста оборотных средств. Остальная сумма прироста оборотных средств финансируется за счет прибыли.

Сумма прибыли, направляемая на финансирование прироста оборотных средств на плановый квартал, составляет 1122 тыс. руб. (1198 – 76).

Распределение прибыли следующее.

Тариф целевого сбора на содержание правоохранительных органов – 1% от фонда оплаты труда, рассчитанного исходя из установленной минимальной оплаты труда и среднесписочной численности работников. Он составил 29 тыс. руб.

Налог на имущество – 60 тыс. руб.

Налог на прибыль при ставке 35% составляет

35 (3100 – 29 – 132 – 60)/100 = 1007,7 = 1008 тыс. руб.

Чистая прибыль – 1871 тыс. руб. (3100 – 1008 – 29 – 132 – 60)

Планируется следующее использование чистой прибыли.

На прирост оборотных средств, тыс. руб.                                                  1122

На развитие производства, тыс. руб.                                                   128

Итого отчисления, тыс. руб.:

в фонд накопления                                                                              1250

в фонд потребления                                                                              568

в резервный фонд                                                                                    53

Все вышеперечисленные показатели сводятся в финансовый план (Приложение 1).

Заключение

Изучение теоретических основ финансового планирования позволяет заключить, что жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

Переход к рыночной экономике отнюдь не отменяет необходимость прогнозирования и планирования в экономике, а выводит задачи экономического планирования и прогнозирования на более высокий уровень, требуя большей ответственности при проведении мероприятий по планированию и прогнозированию на предприятии, так как от этого зависит, в самом прямом смысле, выживаемость этого предприятия в жестких рамках реального рыночного хозяйства.

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 354с.

2. Баринов В. Экономика фирмы: стратегическое планирование. – М.: КНОРУС, 2005. – 365с.

3. Дрогомирецкий И.И., Маховикова Г.А., Кантор Е.Л. Стратегическое планирование. – М.: Вектор, 2006. – 356с.

4. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование / Под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416с.

5. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 451с.

6. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. – М.: Велби, 2005. – 328с.

7. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова  Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Март, 2005. – 320с.

8. Ляско В. Стратегическое планирование развития предприятия. – М.: Экзамен, 2005. – 298с.

9. Платонова Н.А. и др. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ДиС,  2005. – 450с.

10. Семочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. – 376с.

11. Стоянова Е.С., Финансовый менеджмент. Теория и практика. – М: Перспектива, 2003. – 410с.

12. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 368с.

13. Финансы предприятий: Учебник / Под общ. ред. Л.Г. Колпиной. 2-е изд., дораб. и доп. - Мн.: Высш.шк., 2004. - 336с.

14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. – М.: «ИНФРА-М». 2000. –208 с.

15. Шуляк П.К. Финансы предприятия: Учебник. – М.: Дашков и К0, 2000. - 752с.