Содержание

Введение. 3

1 Сущность и причины кризиса. 5

2. Виды экономических кризисов. 10

3. Стадии кризисов. 12

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Одной из характерных особенности рыночной экономики является чередование экономических явлений через определенные промежутки времени, что было замечено  экономистами еще в первой половине XIX века. Повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в уровне экономической активности получили название экономического цикла (business cycle).

В стремлении к беспредельному расширению своего производства, к завоеванию возможно большего рынка, который в каждый данный момент имеет определенные пределы, владельцы капиталистических предприятий периодически, через какой-то промежуток времени,  сталкивались с перепроизводством товаров, сущность которого проявляется в перевесе предложения известного товара над спросом, когда цена товара понижается до того уровня, при котором, если не для всех, то, по крайней мере, для значительной части производителей становится проблематичным не только извлечение прибыли, но и покрытие понесенных затрат на производство этих товаров. То есть наступает перенасыщение рынка определенным видом товара, и дальнейшее его производство может повлечь за собой полный крах предприятия.

Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономисты обратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение или понижение спроса на определенный вид товара, увеличение объемов производства или его застой. Выявилась и определенная последовательность в чередовании указанных явлений. Проблема имела столь огромное значение для экономического развития, что ее не обошел стороной практически ни один из ведущих экономистов XIX и XX веков.

В работах, объединенных признанием объективности и реальности циклического развития, его важности с точки зрения влияния на характер экономических процессов, можно найти не менее десятка различных трактовок, определяющих причины циклического развития. Исследованию экономических циклов посвящены работы таких виднейших исследователей этого феномена, как А. Шпитгоф, М. Туган-Барановский, К. Маркс, Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. М. Кларк, Дж. Хикс, Дж. М. Кейнс, Й. Шумпетер м многих других.

Экономический цикл следует рассматривать в прямой зависимости с промышленным циклом, так как состояние экономики напрямую зависит в первую очередь от развития промышленности. Подъемы и спады производства оказывают огромное влияние на состояние экономики как в отдельно взятой стране, так и в мировом масштабе.

В тоже время экономический цикл нельзя рассматривать в отрыве от политической ситуации в странах мира. История знает немало примеров, когда при одном политическом руководстве наступает рост национальной экономики, как, например, произошло в Китае в период так называемой «культурной» революции, а при другом наоборот – кризис в рыночных отношениях, как произошло в России в августе  1998 года.

Одно, несомненно, важно и необходимо изучать экономические циклы, их зависимость от тех или факторов, длительности фаз, с тем, чтобы стало возможным не допускать полного краха производства, который влечет за собой социальную и политическую нестабильность, обнищание основных слоев населения и прочие негативные явления, которые отнюдь не укрепляют, а полностью разрушают экономику страны.

Цель данной работы – рассмотреть сущность экономических кризисов, причины их возникновения и виды.

1 Сущность и причины кризиса

Первый кризис разразился в Англии в 1825 году, затем в Англии и США в 1836 г., в 1841 г. – в США, в 1847 г. – в США, Англии, Франции и Германии. Кризис 1857 г. явился первым мировым циклическим кризисом.

Затем последовали кризисы 1873, 1882, 1890 гг. Наиболее сокрушительным был кризис 1900-1901 гг. Он начался почти одновременно в России и США и, прежде  всего, обрушился на металлургическую промышленность.

Поразив американский рынок металла, кризис перекинулся сначала в Англию, затем на европейский континент. Первой пострадала текстильная промышленность, за ней последователи строительная, химическая, машинная, электрическая. С невероятной быстротой кризис распространился на все европейские страны: Францию, Австралию, Германию, Италию, Бельгию и скоро стал всеобщим.

Цены стремительно рухнули вниз. Солидные предприятия были вырваны с корнем.

Разорение промышленности сопровождалось стремительным ростом безработицы среди трудоспособного населения стран мира.

Однако эти кризисы несли в себе и свое лечение. По мере развития кризиса цены на товары падали ниже и ниже, создавая, тем самым потенциальную возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса. При этом определенные слои населения не преминули на этом нажить первоначальный капитал и открыть собственный бизнес.

После первой мировой войны кризисы регулярно сотрясали экономику западных стран. Однако характер их стал несколько иным, особенно после кризиса 1929-1933 гг.

Грандиозный биржевой крах в «черный вторник» 29 октября 1929 г. положил начало кризису, который по своей глубине превзошел все предыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика США, Германии, Франции и Англии, резкое сокращение прибылей, катастрофический кредитный кризис, обесценение валют – далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще  недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими.

Кризис 1929-1933 гг. заставил правительства многих стран предпринять попытки вывода национальных экономик из экономической пропасти.

Наиболее грандиозная попытка преодоления кризиса с помощью государственных мероприятий была проведена в США.

Сущность ее заключалась в следующем:

а) спасение кредитной системы путем гарантирования вкладов государством;

б) снижение бремени долгов на 40% путем обесценения доллара;

в) повышение цен на сельскохозяйственные продукты посредством предписываемого и субсидируемого государством сокращения производства;

г) содействие образованию монополий, во многих случаях означавшее собой принудительное картелирование;

д) борьба против безработицы путем организации общественных работ;

е) регулирование заработной платы.

Активизация экономической роли государства и антикризисное регулирование дали определенные результаты, и уже полувека рыночная экономика не сталкивается с сокрушительными потрясениями, аналогичными катаклизмами 1900-1901 или 1929-1933 гг.

Таким образом, государство, проводя «антициклическую» политику, с помощью использования кредитно-денежных и бюджетно-налоговых рычагов стимулирует экономику в условиях кризиса и сдерживает ее развитие в фазе подъема.

Ярким примером государственной «антициклической» политики послужил дефолт, произошедший в России в августе 1998 года. Резкое падение курса рубля по отношению к доллару США парализовало работу финансовых институтов. Цены резко поднялись вверх, на предприятиях прошла волна сокращений, увеличилось количество безработных, увеличилась социальная напряженность в стране. Ряд  предприятий потерпели крах.

В условиях кризиса государственные меры направлены на снижение кредитных ставок, сокращение налогов, ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции, что позволяет привлечь капитал для развития производства, а, следовательно, к развертыванию дополнительных рабочих мест, что, в свою очередь позволяет не допустить обнищания населения.

В фазе подъема государство способствует удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции, что позволяет в какой-то мере сдерживать рост перепроизводства.

Механизм самонастройки рыночной экономики переплетается с государственным воздействием на воспроизводный процесс, изменяя течение цикла. При этом сокращается длительность экономических циклов, возрастает неустойчивость отдельных их фаз, особенно оживления и подъема.

Таким образом, кризис – это обострение противоречий в любой социально-экономической системе, грозящие жизнедеятельности этой системы. Под социально-экономической системой в рамках данной работы подразумевается предприятие, угрозу жизнедеятельности которого представляет банкротство.

Антикризисное управление – это управление, в котором присутствует предвидение опасности кризиса, реализуются меры по его преодолению и используются его факторы для дальнейшего развития.

Коротко можно сформулировать: антикризисное управление- это:

предвидение кризиса;

управление в кризисе;

использование кризисных факторов в дальнейшей деятельности предприятия. Причины кризиса можно представить схематично (рис. 1):[1]

 

                                                или

 

Рис 1. Причины кризиса

Возникновение кризисов возможно в любой момент существования системы, от этого никто не застрахован. Особенно страшен, по мнению автора данной работы, кризис, обусловленный внешними факторами, когда предприятие даже при наличии высокопрофессионального штата подвергается риску банкротства. Стоит вспомнить август 1998 года, когда обвал рубля привел к полному разорению часть предприятий, особенно при этом пострадал частный бизнес.

Основными целями антикризисного управления являются: обновление системы либо ликвидация системы.

Из известных кризисов, сотрясающих человечество психологического, социального и экономического, согласно поставленной цели, рассматриваться будет экономический кризис. Первопричиной таких кризисов является противоречие между общественным характером производства и частной формой потребления.

Многолетние исследования показали, что общественное воспроизводство развивается циклично - чередованием спадов и подъемов в деятельности хозяйствующих субъектов. Ученые – экономисты выделили следующие фазы экономического цикла предприятия:

-         кризис, снижение объема производства, рост безработицы. Отрасли, производящие предметы потребления, в этой фазе страдают меньше по сравнению с отраслями, производящими средства труда.

-         депрессия – приспособление хозяйственной жизни экономических субъектов к новым условиям. Это фаза нового равновесия.

-         оживление – снижение безработицы, рост объемов производства, увеличение заработной платы, рост цен на потребительском рынке. При этом нарастает напряженность, связанная с активным подъемом.

-         теория бума -  предприятия выпускают новые товары, товарные запасы увеличиваются, предприятия приближаются к перепроизводству продукции. Подъем готовит базу для нового кризиса.

Цикличности развития подвержено любое предприятие, которое проявляется в следующих фазах:

-         фаза становления предприятия;

-         фаза роста предприятия;

-         стагнация, то есть остановка под действием кризиса;

-         спад.

Цикличность развития любой системы приводит к возможности управлять этим развитием. В России возникновение антикризисного управления связано с концом 90-х годов, когда был принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), согласно которому несостоятельными (банкротами) признаются хозяйствующие субъекты, не способные вовремя удовлетворить денежные требования кредиторов и погасить свои обязательства по налогам и сборам.

За последнее десятилетие Государственная Дума РФ, учитывая важность для экономики страны законодательной базы такого регулирования, трижды занималась разработкой и принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве): от 19.11.1992 №3929-1, от 08.01.98 №6-ФЗ, от 26.10.02 №127-ФЗ). При этом целенаправленность действия нового закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) от 08.01.98 №6-ФЗ прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель нового закона от 26.10.02 №127-ФЗ существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач:

- оздоровление экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;

- защита интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с нерациональным его использованием;

- защита интересов инвесторов;

- восстановление финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.

2. Виды экономических кризисов

Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно сравнивают с выбором средств и способов управления ими (рис. 2).[2]

Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. При­чины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента.

Закономерность причин может быть связана с жизненным циклом предприятия, отрасли и общества в целом. Также причи­ны могут появляться естественным путем (землетрясения, урага­ны, наводнения) и привноситься искусственно (террористические акты).

 

Рис. 2. Типология кризисов

 

Характер протекания кризиса может различаться по несколь­ким признакам. Кризис может быть глубоким, с разрушением тех или иных модулей социально-экономической системы. И наобо­рот, протекать последовательно и безболезненно, в смягченных условиях.

Затяжные кризисы длятся долго, что говорит о неумении уп­равлять ситуацией. Кратковременный кризис охватывает корот­кий период времени. Глобальный кризис касается всей социаль­но-экономической системы, локальный затрагивает ее часть. Яв­ный характер кризиса сразу заметен, легко обнаруживается. В свою очередь, скрытый кризис протекает незаметно и поэтому наиболее опасен.

Последствия кризисов могут привести к обновлению или раз­рушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ос­лаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса.

Масштабы проявления кризиса могут отличаться локальнос­тью или системностью. В анализе конкретных кризисных ситуа­ций необходимо отслеживать пограничные линии охвата соци­ально-экономической системы, структуру этой системы и среду функционирования.

По степени управляемости кризис классифицируют как не­управляемый и управляемый.

Причины возникновения кризиса могут носить природный (ус­ловия жизнедеятельности человека с изменениями климата и ка­таклизмами), экологический (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных для человека техно­логий и др.), общественный или социальный характер.

3. Стадии кризисов

Процесс превращения нормально функционирующего предприятия в несостоятельного должника можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 3.[3]

Первый этап «Начало кризиса предприятия» характеризуется невыполнением или частичным невыполнением текущих задач, развитием конфликта между стратегическими целями и выбранным направлением реализации стратегии. Предприятие перестает получать экономическую прибыль, несмотря на то, что отчет о прибылях и убытках показывает величину желаемой прибыли. Вовремя выявленный кризис и оперативный ситуационный анализ позволяют перестроить стратегию и поставить новые задачи. Посредством кратковременных воздействий скорректированная стратегия способствует оптимизации потребления факторов производства, снижению издержек и сохранению конкурентоспособности.

 

1 этап

2 этап

3 этап

 

 

 

 

 

 

Слабый

Кризис

 

 

 

кризис

реализации

Падение

 

 

 

 

стратегии

результатов

 

 

 

 

 

деятельности

Падение

 

 

 

 

 

финансовой

Кризис

 

 

 

 

 

устойчивости

ликвидности

 

 

 

 

 

 

 

Банкротство

 

 

 

 

 

 

 

 

Сильный

 

 

 

 

 

 

кризис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время

Рис.3. Процесс развития несостоятельности

 

На втором этапе «Развитие кризиса предприятия» наблюдается ухудшение большинства показателей финансово-экономической деятельности анализируемого предприятия. Предприятие перестает получать нормализованную величину прибыли, но это пока не приводит к исчезновению бухгалтерской прибыли вообще. Это обстоятельство сигнализирует о нарастании процесса несостоятельности. Привлечение инвестиций становится затруднительным, так как уровень доходности инвестиций на этом этапе ниже доходности альтернативных вариантов использования средств. Заимствования происходят в меньшем объеме и по более высокой цене. Накопленная сумма амортизационных отчислений оказывается вовлеченной в финансирование оборотного капитала.

Окончание второго этапа и начало третьего характеризуется ухудшением показателей ликвидности и финансовой устойчивости (проявляется кризис ликвидности).[4]

Для снижения риска банкротства требуется проведение оперативного реструктурирования предприятия в целях обеспечения его выживания на короткий срок. Оперативное реструктурирование должно включать, по меньшей мере, два направления: повышение эффективности результатов деятельности; обеспечение ликвидности активов. Параллельно разрабатывается бизнес-план на перспективу.

Третий этап «Кризис предприятия» характеризуется неспособностью предприятия отвечать по своим обязательствам по мере их наступления. После тщательного и комплексного анализа деятельности предприятия выбираются реорганизационные или ликвидационные процедуры.

Очень важно своевременно вскрыть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность запустить в действие программы антикризисного управления.

Процесс объявления предприятия банкротом заключает в себя три основные стадии:

1) Предприятие признается неплатежеспособным на основе выявления неудовлетворительной структуры его баланса. Назначается управляющий, имеющий четкие права и обязанности. Санкция не применяется, если причиной неплатежеспособности является выполненный предприятием, но не оплаченный госзаказ.

2) К должнику – предприятию могут быть применены реорганизационные или ликвидационные процедуры, а также мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника арбитражным управляющим и санацию, то есть оздоровление предприятия – должника в результате оказания ему финансовой помощи собственником, кредиторами и иными лицами.

3) Предприятие объявляется банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом или в связи с официальным объявлении о банкротстве должником при его добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».[5]

Следует учитывать, что банкротство, кроме реального, может быть умышленным или фиктивным. Умышленное банкротство проявляется в том, что руководитель или собственник в личных чьих-либо интересах преднамеренно делает предприятие неплатежеспособным. Фиктивное банкротство – это заведомо ложное объявление о несостоятельности предприятия с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов.

Признаками преднамеренного банкротства являются действия лиц, вызвавшие неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. С целью выявления признаков преднамеренного банкротства проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности должника, который делится на два этапа. На первом этапе рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, имевшие место за период проверки. На втором этапе анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекших существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.

Заключение

Таким образом, можно сделать основополагающий вывод о том, что экономический кризис является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от кризисов. Среди основных элементов этого механизма можно назвать: правовое регулирование банкротства; организационное, экономическое и нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий; меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях сохранения перспективных товаропроизводителей; финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий; экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства; ведение реестра неплатежеспособных предприятий, гласность и доступность информации о банкротах для широкой общественности.

Чем больше инвестиций вкладывается в процесс производства, развитие новых современных технологий, тем большая вероятность достигнуть роста и расширения деловой активности. И не последнюю роль здесь играет государство, если не сказать главную.

На примере России 1998 года можно увидеть печальные последствия обвала национальной валюты по отношению к американскому доллару. По сути, была парализована вся финансовая система государства, вследствие чего инвесторы попросту перестали вкладывать свои средства в развитие России, а предпочитали это делать в развитых западных странах.

Иначе говоря, государство обладает широтой действий, способных ввергнуть национальную экономику как в пучину кризиса, так и поднять ее на пик благоденствия.

Список литературы

1.     Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

2.     Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

3.     Антикризисное управление: Учеб. пособ. / В.Г.Крыжановский, В.И.Лапенков, В.И.Лютер и др.;под ред. Э.С.Минаева и В.П.Панагушина. - М.: ПРИОР, 2003.

4.     Глухов В.В. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 2003

5.     Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004

6.     Свиридов А.К. Антикризисное управление: в условиях инфляции и спада производства // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 4.


[1] Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 12

[2] Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 13

[3] Кукукина И.Г., Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротств. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 15

[4] Глухов В.В. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 2003. – с. 81

[5] Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»