Содержание
1. Финансовая неустойчивость торгового предприятия: причины и пути устранения. 3
Задача 61. 7
Задача 72. 9
Задача 80. 11
Список литературы.. 13
1. Финансовая неустойчивость торгового предприятия: причины и пути устранения
Сферой деятельности торговли является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. Осуществление торговой деятельности сопровождается использованием определенных ресурсов – совокупностью различных элементов торговой деятельности, которые могут быть использованы в процессе ее осуществления.
В группе показателей финансовой устойчивости объединены такие показатели, которые помогают предприятию планировать будущую финансовую политику, а кредиторам – принимать решения о предоставлении предприятию дополнительных займов.
Показатели финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру его капитала с позиций платежеспособности и финансовой стабильности развития. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, так как отражают способность предприятия погасить долгосрочные обязательства. Данную группу показателей еще называют показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источниками средств
Таблица 5. Показатели финансовой устойчивости[1]
Показатель |
Экономическое содержание |
Формула расчета по данным бухгалтерского баланса |
Коэффициент автономии (Кфу1) |
Характеризует, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственных средств |
Собственный капитал стр.490+640+650 Кфу1 = = Активы стр.300 |
Коэффициент финансовой зависимости (Кфу2) |
Характеризует, в какой степени предприятие зависит от внешних источников финансирования, т.е. сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. собственного капитала. Показывает также меру способности предприятия, ликвидировав свои активы, полностью погасить кредиторскую задолженность |
Кредиты, займы, стр.590+620+610+ кредиторская задолж. +630+660 Кфу2 = = Собственный стр.490+640+650 капитал |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кфу3) |
Характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия |
Собственные оборотные средства Кфу3 = = Оборотные активы Стр. 490+640+650-190 = стр. 290 |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (Кфу4) |
Характеризует, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные средства, в общей сумме собственного капитала предприятия |
Собственные оборотные средства Кфу4 = = Собственный капитал Стр.490+640+650-190 = стр.490+640+650 |
В процессе осуществления торговой деятельности торговые предприятия несут определенные затраты, необходимые на ее осуществление. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.[2]
Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой – в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах.
Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 руб. (1000 руб.) товарооборота, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.
Изучение издержек обращения позволяет дать более правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, генеральных, текущих и стратегических целей.
Анализ издержек обращения и затрат предприятия в целом является составным элементом анализа финансовых результатов предприятия. Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, которая должна обеспечивать превышение выручки от реализации над совокупными затратами. На этом этапе отчетливо прослеживается взаимосвязь между затратами, объемом выручки и прибылью. Все элементы этой связи должны быть постоянно объектами и финансового, и управленческого анализа.
Основной целью анализа, как основного элемента затрат, является определение комплекса показателей (в том числе ключевых), с помощью которых можно оценить их роль в системе формирования финансовых результатов предприятия.
Для принятия управленческих решений по поводу закупки и сбыта товаров, финансов, инвестиций и т.д., необходима постоянная деловая осведомленность, аналитическое прочтение исходных данных в зависимости от цели анализа. Основным методом экономического анализа является дедуктивный - от общих показателей к факторам их формирующим.
Борьба за рациональное использование материальных, трудовых и финансовых результатов в сфере товарного обращения требует правильной постановки учета, контроля и анализа. Этим определяются задачи анализа затрат в торговле. В современных условиях основными задачами анализа издержек обращения являются:
- изучение выполнения сметы издержек обращения предприятия торговли за отчетный год;
- изучение тенденций изменения издержек обращения за анализируемый период;
- определение основных факторов, оказывающих влияние на сумму и уровень издержек обращения и оценка степени их воздействия;
- изыскание резервов экономии ресурсов предприятия при одновременном улучшении качественных показателей деятельности предприятия;
- выявление нерациональных расходов и потерь и разработка мер, направленных на их ликвидацию.
Для выявления резервов улучшения финансового состояния торгового предприятия, необходимо провести анализ влияния различных факторов на величину прибыли. Основными факторами, влияющими на прибыль, являются:[3]
- товарооборот;
- средний уровень валового дохода;
- средний уровень издержек обращения;
- другие доходы и расходы.
На величину дохода и прибыли влияет и структура товарооборота. Это связано с тем, что каждая товарная группа имеет свой уровень валового дохода и требует различных затрат. Следовательно, с изменением состава товаров изменяется и финансовый результат деятельности торгового предприятия в целом.
Таким образом, для устранения и недопущения финансовой неустойчивости торгового предприятия необходимо проводить систематический анализ финансово-хозяйственной деятельности и осуществлять контроль за издержками обращения.
Задача 61
Сделайте анализ источников поступления продовольственных товаров в потребительское общество по данным таблицы 1. Предварительно рассчитайте недостающие данные и сделайте выводы.
РЕШЕНИЕ
Таблица 1
Показатели |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Темп |
Отклонение |
||
тыс. руб.
|
уд.вес,%
|
тыс. руб.
|
уд.вес,%
|
изменения, % |
уд.веса, %
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Реализовано продовольственных товаров через розничную торговую сеть и общественное питание потребительского общества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15680 |
х |
17710 |
х |
112,95 |
х |
|
Поступило продовольственных товаров в розничную торговую сеть и общественное питание: всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15680 |
100 |
17710 |
100 |
112,95 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
из собственных источников (закупки, промышленная переработка) |
|
|
|
|
|
|
2352 |
15,00 |
3347 |
18,90 |
142,30 |
3,90 |
|
с регионального оптового продовольственного рынка |
|
|
|
|
|
|
8671 |
55,30 |
8430 |
47,60 |
97,22 |
-7,70 |
|
с оптового продовольственного склада потребительского общества |
|
|
|
|
|
|
3779 |
24,10 |
5189 |
29,3 |
137,31 |
5,20 |
|
из других источников |
878 |
5,60 |
744 |
4,2 |
84,74 |
-1,40 |
Алгоритм расчета недостающих данных.
1. Тем изменения определяем: гр.4/2*100
2. Общее количество поступившего товара определяем как сумму поступившего товара из всех перечисленных в задаче источников.
3. Удельный вес поступившего товара из каждого источника определяем как отношение суммы источника к общей сумме поступивших товаров, умноженному на 100%.
4. Удельный вес поступивших продовольственных товаров с оптового продовольственного склада потребительского общества в отчетном году определяем как 17710*29,3% = 5189 тыс. руб.
Аналогично определяем удельный вес поступивших продовольственных товаров из других источников 17710*4,2%= 744 тыс. руб.
Выводы:
1. Темп изменения реализованных продовольственных товаров имеет положительную динамику и составляет в отчетном году 112,95%, что является позитивным моментом.
2. Структура источников поступления продовольственных товаров на конец года изменилась:
- собственные источники: +3,9%;
- региональный оптовый продовольственный рынок: -7,7%;
- оптовый продовольственный склад потребительского общества: 5,20%;
- другие источники: -1,40%.
Данные изменения следует считать позитивными, т.к. имеется положительная динамика поступления продовольственных товаров за счет собственных средств.
2. Потребительскому обществу удалось потеснить своих конкурентов на рынке оптовых посредников в отчетном году, т.к. рассматриваемое в задаче торговое предприятие увеличило объем закупа продовольственных товаров на оптовом продовольственном складе потребительского общества, темп прироста составил 137,31%, удельный вес в общем объеме поступивших продовольственных увеличился на 5,20%.
Задача 72
Произведите сравнительный анализ закупок яиц в хозяйствах населения за первый год пятилетия по двум потребсоюзам.
Предварительно рассчитайте недостающие данные. По результатам анализа напишите выводы, в которых отметьте:
1. Какой потребсоюз проводит более активную политику по вытеснению своих конкурентов?
2. Достаточен ли охват закупками товарных ресурсов по яйцам в потребсоюзах?
3. Достаточен ли темп роста объема закупок яиц в потребсоюзах за первый год для обеспечения выполнения плана закупок, намеченного на предстоящее пятилетие?
4. Какие управленческие решения следует принимать и осуществлять для реализации плана?
РЕШЕНИЕ
|
Семеновский |
Никольский |
Коэффициент |
Показатели |
потребсоюз |
потребсоюз |
соотношений |
|
|
|
показателей |
|
|
|
(гр.2/гр.3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество дворов в хозяйствах населения, тыс. |
376,8 |
288 |
1,31 |
Закуплено яиц в хозяйствах населения потребсоюзами, тыс.шт |
|
|
|
- предшествующий год |
2182 |
|
|
- первый год пятилетия |
2765 |
2329 |
1,19 |
Закуплено яиц в хозяйствах населения потребсоюзами в расчете на одно хозяйство, шт. - предшествующий год - первый год пятилетия |
|
|
|
|
|
|
|
5,8 |
0 |
|
|
7,3 |
8,1 |
0,91 |
|
План закупок яиц потребсоюзами на пятилетие, тыс. шт. |
11700 |
23400 |
0,5 |
Среднегодовые темпы роста закупок яиц по пятилетнему плану, % |
118,16% |
49,7% |
2,4 |
Пояснения к расчетам:
Закуплено яиц в хозяйствах населения Семеновским потребсоюзом в расчете на одно хозяйство, шт.
- предшествующий год: 2182/376,8 = 5,8 шт.;
- первый год пятилетия: 2765/376,8 = 7,33 шт.
Закуплено яиц в хозяйствах населения Никольским потребсоюзом в расчете на одно хозяйство, шт.
- предшествующий год: закупки не осуществлялись;
- первый год пятилетия: 2329/288 = 8,1 шт.
Плановые среднегодовые закупки по пятилетнему плану составляют:
- Семеновского потребсоюза: 11700/5 = 2340 шт.;
- Никольского потребсоюза: 23400/5 = 4680 шт.
Среднегодовые темпы роста закупок яиц по пятилетнему плану:
- Семеновского потребсоюза: 2765/2340*100 = 118,16%;
- Никольского потребсоюза: 2329/4680*100=49,76%
Выводы:
1. Более активную политику по вытеснению своих конкурентов проводит Семеновский потребсоюз.
2. В Семеновском потребсоюзе охват закупками товарных ресурсов по яйцам соответствует плану закупок на пятилетие, следовательно, он достаточен. В Никольском потребсоюзе – охват недостаточен, т.к. показатели первого года пятилетия выявили невыполнение плановых среднегодовых закупок наполовину. Следовательно, для того, чтобы выполнить пятилетний план, Никольскому потребсоюзу требуется еще охватить дворов как минимум в два раза.
3. В Семеновском потребсоюзе темп роста объемов закупок в первый год пятилетия составил 118,16%, поэтому можно сказать, что план будет выполнен.
В Никольском потребсоюзе темп роста 49,76%, что, несомненно, недостаточно для выполнения плана.
4. Можно предположить о наличии грамотной маркетинговой политике в Семеновском потребсоюзе, т.к. по всем показателям, приведенным в таблице, имеется положительная динамика, что дает основание предположить о постепенном захвате большей части сегмента рынка яиц.
Никольский потребсоюз выбрал тактику захвата рынка, об этом можно судить по количеству яиц, закупленных в одном хозяйстве, которое превышает количество Семеновского потребсоюза в среднем на 0,8 яйца (8,1-7,3), что дает основание предположить о более высокой закупочной цене. Тем не менее, по результатам первого года пятилетия можно говорить о явно завышенном пятилетнем плане. Поэтому Никольскому потребсоюзу рекомендуется более реальный пятилетний план.
Задача 80
1. Потребительское общество осуществило капитальные вложения (18000 тыс. руб.) в создание промышленного предприятия по переработке лекарственно-технического сырья и дикорастущей продукции (данное вложение – льготное направление использования прибыли, накопленной в предшествующие годы). Годовая прибыль от капитальных вложений прогнозируется в сумме 5400 тыс. руб.
2. Потребительское общество направило накопленные амортизационные отчисления – 6000 руб. - на строительство мелкорозничного предприятия (данный вид вложений не льготируется), ожидаемая годовая прибыль 780 руб.
Определите эффективность и срок окупаемости капитальных вложений по этим двум вариантам. Ставка налога на прибыль 35%. Напишите выводы.
РЕШЕНИЕ
При решении задачи будем применять нормативные акты, действующие в текущем 2005 году. Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов.[4]
Согласно главе 25 НК РФ льготирование не предусмотрено.
Эффективность хозяйственной деятельности, или иначе – использование ресурсного потенциала, измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления в процессе производства. Эти показатели характеризуют степень деловой активности предприятия[5]:
Товарооборот или прибыль
Эффективность =
Авансированных Авансированные ресурсы
ресурсов
Коэффициент эффективности показывает, какая доля единовременных затрат на развитие окупается за счет определенной суммы годового эффекта.
Для оценки эффективности торговой деятельности также используются показатели рентабельности – прибыльности или доходности капитала, ресурсов.
В первом случае чистая прибыль составит:
5400 – (5400*24%) = 5400-1296 = 4104 тыс. руб.
Во – втором случае: 0,78 – (0,78*24%) = 0,78-0,19 = 0,59 тыс. руб.
В первом случае: Эффективность = 4104/18000 = 0,228
Во-втором случае: Эффективность = 0,59/6 = 0,1
Срок окупаемости, характеризующий срок возвратности средств, является показателем, обратным коэффициенту эффективности.
В первом случае срок окупаемости составит: 1 / 0,228 = 4,3 года
Во – втором случае срок окупаемости составит: 1 / 0,1 = 10 лет.
Вывод: по всем параметрам следует принять первый вариант капитальных вложений.
Список литературы
1. НК РФ в ред. от 06.06.2005
2. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
3. Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли. – М.: М.: ЭКЗАМЕН, 2002 г
4. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. Учебник.М.: Маркетинг, 2001.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд. испр. М.: ИНФРА-М, 1999.
6. Суша Г.З. Экономика предприятия: учебное пособие. М.: Новое знание, 2003
7. Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2003
8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001
9. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под ред. А.М. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Экономика торгового предприятия / Под ред. проф. А.И. Гребнева.- М.: Экономика, 1996
[1] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2003. – с. 59-60
[2] Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. с. 256
[3]Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли. – М.: М.: ЭКЗАМЕН, 2002 г.- с. 109
[4]НК РФ в ред. от 06.06.2005, ст. 284 гл.25
[5] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001, с. 98