Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 4
Задание 3. 7
Задание 4. 11
Список литературы.. 15
Задание 1
4. Экономические методы управления качеством продукции: характеристика методов.
Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1) экономические методы;
2) методы материального стимулирования;
3) организационно – распорядительные методы;
4) воспитательные методы.
Рассмотрим более подробно экономические методы управления качеством.
Экономические методы управления качеством обеспечивают создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции[1].
Экономические методы управления качеством базируются на использовании экономических законов рынка: регулировании спроса и предложения, законе себестоимости, учете потребностей общества, коллектива и личности. Сущность экономических методов заключается в соизмерении затрат производства и результатов деятельности коллектива. Экономические методы представляют собой мощный стимулятор созидательной активности работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение достижений науки и передового опыта). С помощью экономических методов создаются условия, которые призваны заинтересовать людей в достижении эффективных конечных результатов. Экономические методы опираются на все рычаги хозяйственного механизма: стимулирование, планирование, хозяйственный расчет, финансирование, кредитование и др. Структурные составляющие экономических методов управления качеством представлены на рис[2]. 1
Рисунок 1 - Структурные составляющие экономических методов управления качеством
Задание 2
18. Сравните между собой систему, отвечающую критериям Премий в области качества и систему TQM (всеобщее управление качеством), отметив их достоинства и недостатки.
Сравнение системы, отвечающую критериям Премий в области качества и систему TQM приведено в табл. 1
Таблица 1
Характеристики |
Система, отвечающая критериям Премий в области качества |
Система TQM |
Вывод |
Объект управления |
работа российских организаций в области совершенствования внутрифирменной деятельности, связанной с качеством |
Всеобщее управление качеством — это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом. |
Всеобщее управление качеством - концепция, предусматривающая всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности - от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Система, отвечающая критериям Премий в области качества – более масштабна, чем система TQM, т.к. здесь недостаточно только полностью соответствовать всем требованиям, но и быть лучшим среди других |
Цель управления качеством |
обеспечением российским предприятиям возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствования качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере |
ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей, возведение качества в ранг цели предпринимательства, оптимальное использование всех ресурсов организации |
Система TQM позволяет организации осуществлять производство конкурентоспособной продукции, а продукция организации, придерживающейся системы, отвечающей критериям Премий в области качества признается конкурентоспособной в международном масштабе |
Продолжение табл.1
Документальная база |
Международные стандарты качества ИСО серии 9000, Положения о присуждении Премий в области качества, Положения различных конкурсов в области качества |
Международные стандарты качества ИСО серии 9000 |
Обе системы придерживаются международных стандартов качества ИСО серии 9000, однако требования, указанные в Положениях о присуждении Премий в области качества, более жесткие |
Ответственность возложена |
Все участники воспроизводства продукции, включая руководство |
Все участники воспроизводства продукции, включая руководство |
Ответственность за качество в соответствии с требованиями обеих систем качества возложены на весь персонал организации |
Основной показатель оценки |
Роль руководства в организации работ (100 баллов); использование потенциала персонала (120 баллов); планирование в области качества (100 баллов); Рациональное использование ресурсов (100 баллов); управление технологическими процессами (130 баллов); удовлетворенность персонала работой в организации (90 баллов); удовлетворенность потребителей (180 баллов); результаты деятельности организации (120 баллов); безопасность продукции для общества (60 баллов) |
Удовлетворенность потребителя |
За счет использования системы TQM предприятие может создать высокий имидж, увеличивается объем продаж, повышается рентабельность производства. Приз с эмблемой Российской премии по качеству и диплом — это фактически сертификат лидерства предприятия в области управления качеством, умелое использование которого в различных мероприятиях (прежде всего в рекламе) может значительно повысить конкурентоспособность продукции и самого предприятия. |
Задание 3
28. Предварительно охарактеризовав функцию управления качеством «Политика в области качества», разработайте ее для предприятия, оказывающего услуги химической чистки одежды.
Ответ:
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности или долгосрочной цели и включать: улучшение экономического положения предприятия; расширение или завоевание новых рынков сбыта; достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм; ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; улучшение важнейших показателей качества продукции; снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; увеличение сроков гарантии на продукцию; развитие сервиса.
Руководство предприятия берет на себя обязательства следовать принципам менеджмента качества и создавать условия для их успешной реализации путем разъяснения Политики в области качества и выполнением целей и задач в каждом структурном подразделении[3].
Под качеством подразумевается способность соответствовать современным и будущим требованиям клиентов. Поскольку эти требования постоянно развиваются, качество должно постоянно усовершенствоваться в соответствии с этими требованиями. Это является необходимым условием технического обеспечения и должно укреплять позиции компании на рынке: результаты должны поэтому всегда соответствовать желаниям клиентов.
Все составные части продукта должны превышать по своему качеству ожидание клиента (удовлетворение клиента). Например, если качество услуг не соответствует требованиям рынка, то это отражается не лучшим образом даже на качестве отличного товара.
Менеджмент компании отвечает за установление развития Системы Качества (организационную структуру, методы, ресурсы и ответственность за развитие политики качества) в соответствии с требованиями самой компании и товарами конкурентов.
Качество продукции является производным от качества целей и качества выполнения; поэтому действия по достижению требуемого уровня качества продукции можно разделить на: а) действия, ставящие своей целью определение спецификаций продуктов; б) действие, направленное на достижение соответствующей спецификации. Качество спецификации продукта является результатом правильного преобразования и интерпретации требований рынка, изучения конкуренции, анализа и понимания данных по существующим продуктам. Правильная и полная интерпретация требований рынка и последующее их преобразование в функциональные спецификации продукта являются основной задачей Системы Качества компании.
Еще одна важная задача качества — производство продукции соответствующей спецификации — связана с уровнем процесса разработки, производства и продажи, т.е. с возможностью управления причинами внешних и внутренних изменений.
Качество складывается внутри каждого процесса и не как результат независимых и случайных изменений. Поэтому ответственность за качество распределена внутри компании между всеми подразделениями и сотрудниками, которые ответственны за производственный процесс. Это подразумевает постоянное расширение знаний по дисциплине качества во всех секторах и внутри каждого подразделения. Именно поэтому обучение персонала в этой специфической области является составной и неотъемлемой частью всеобщего процесса профессионального обучения, который необходим для достижения целей качества и постоянного усовершенствования продукта.
Система ответственности и методика углубления, операционный анализ такого процесса с усилением требований качества определяются таким образом, чтобы выполнить действия, требующиеся для обеспечения усовершенствований.
Руководители процесса, главная цель которых — систематическое усовершенствование межфункциональных взаимодействий компании, за результаты которых они отвечают, играют важную роль в этом процессе.
Система Качества выравнивает цели компании и корректирует техническое обеспечение определенных ранее целей каждого процесса посредством коррекции выполнения этих процессов, организации и контролирования этой организации на различных уровнях компании. Поэтому процессы и элементы Системы Качества компании периодически контролируются независимыми организациями или персоналом для проверки правильности выполнения определенного ранее и проверки соответствия достижений и целей[4].
Компания «Май»
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Клиентов может привлечь только качество. Самая лучшая и действенная реклама - это рекомендации знакомых, которые уже стали нашими клиентами", - девиз химчисток «МАЙ», которые дорожат каждым клиентом, следят за качеством оказываемых услуг и постоянно повышают его.
Для повышения качества сделано многое: полностью обновлено оборудование - запущены машины химчистки последнего поколения фирмы BOWE, мирового лидера в этой отрасли. Параметры технологического процесса полностью контролируются мощным процессором, что позволяет полностью исключить ошибки оператора при чистке. Уникальные технологические программы позволяют значительно улучшить качество чистки и свести остаточное содержание органических растворителей на изделии к минимуму. Химчистки «МАЙ» - единственные в городе, кто обладает технологией восстановления пропиток, смоляных и обычных замш. Проводится также чистка по аква-технологии - эта передовая экологически чистая европейская технология позволяет значительно расширить ассортимент изделий, принимаемых в химчистку, и справиться с такими сложными загрязнениями, как кровь, которые раньше были большой проблемой. Только после аква-чистки спортивная одежда из современных материалов типа "гортекс" сохраняет свои уникальные качества.
Для химчистки «Май» цель Всеобщего Качества является основной, согласно которой должны координироваться все действия компании по достижению наивысшего уровня конкурентоспособности, улучшению эффективности компании, удовлетворению клиентов и усовершенствованию технологии производства продукта. Эта цель является неотъемлемой частью краткосрочных и долгосрочных стратегических планов компании: она отражается в общей культуре компании, ее взгляде на будущее, управляет действиями компании по удовлетворению клиентов в соответствии с миссией компании.
Возможность повышения производительности, результативности и гибкости во всех процессах внутри всего спектра действий компании означает достижение отличных результатов в производстве продукции и услуг и улучшение экономических показателей. Эта очень трудная цель может быть достигнута только при полном и всеобщем участии, наличии профессионального роста и личном содействии всех сотрудников компании.
Директор компании «Май» Иванов И.И.
Задание 4
31. На основании следующих данных (табл. 2) постройте диаграмму Парето.
Таблица 2
Данные о браке, возникшем при пошиве платьев женских
Вид дефекта |
Количество дефектных изделий |
Сумма потерь |
Разнооттеночность в деталях заметная |
15 |
15000 |
Белизна на полочке |
4 |
1300 |
Несовпадение ярко выраженного рисунка на боковых швах |
17 |
10000 |
Необработанный край |
170 |
1560 |
Отсутствие фурнитуры |
100 |
2700 |
Кривая строчка |
10 |
3450 |
Заломы |
150 |
350000 |
Заход одной стороны шлицы за другую |
10 |
11800 |
Прочие |
112 |
7500 |
Решение:
1. Рассчитаем потери от каждого вида брака в процентном выражении. Данные о браке в денежном и процентном выражении представлены в табл. 3
Таблица 3
Данные о браке в производстве платьев женских
Вид дефекта |
Потери от брака в денежном выражении (тыс. руб.) |
Потери от брака в процентном выражении (в %) |
1.Разнооттеночность в деталях заметная - 15 |
15000 |
3,72 |
2.Белизна на полочке - 4 |
1300 |
0,32 |
3.Несовпадение ярко выраженного рисунка на боковых швах - 17 |
10000 |
2,48 |
4.Необработанный край - 170 |
1560 |
0,39 |
5.Отсутствие фурнитуры - 100 |
2700 |
0,67 |
6.Кривая строчка - 10 |
3450 |
0,86 |
7.Заломы - 150 |
350000 |
86,78 |
8.Заход одной стороны шлицы за другую - 10 |
11800 |
2,92 |
9.Прочие - 112 |
7500 |
1,86 |
Итого |
403310 |
100 |
2. Все виды брака нужно распределить в группы А, В, С. В группу А входят 7, 1, 8 виды брака, которые нанесли самый ощутимый урон предприятию. Они располагаются в порядке убывания. В группе В виды брака будут располагаться в следующем порядке – 3, 6, 5. В группе С – 4, 2, 9. «Прочие» виды брака всегда располагаются последними, несмотря на их размер[5].
3. Необходимо построить столбчатый график (рис.), где каждому виду брака соответствует свой столбик, высота которого соответствует величине потери от этого вида брака в денежном выражении. Ширина всех столбцов одинакова.
Рисунок 1 – Столбчатый график
4. На данном этапе вычерчиваем кумулятивную кривую, так называемую кривую Лоренца: на правой шкале графика откладываем значение кумулятивного процента, который получаем постепенным складыванием потерь от брака в последовательности, аналогичной столбчатому графику. В результате получаем диаграмму Парето, изображенную на рис. 2.
Рисунок 1 – Диаграмма Парето
5. На данном этапе проводим анализ диаграммы Парето. В данном случае три вида брака: заломы (7), разнооттеночность в деталях заметная (1) и заход одной стороны шлицы за другую (8) составляют соответственно 86,78; 3,72 и 2,92 % потерь. В общей сумме так называемая группа А составляет 93,42%. На эту группу видов брака нужно обратить особое внимание. Для этого нужно проанализировать каждую из операций, которая могла бы привести к появлению брака группы А, затем составить график мероприятий, которые позволят снизить процент брака.
Список литературы
1. Адлер Ю.П. Мотивация в системах качества // Стандарты и качество. – 1999. - № 5. – С. 78-84.
2. Адлер Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир//Стандарты и качество. 2001 - № 5/6. – С. 49-61.
3. Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – 256с.
4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 212 с.
5. Василевская И.В. Управление качеством: Учеб. пособие. М.: РИОР, 2005. — 79 с
6. Всеобщее управление качеством: учебник для Вузов / Под ред. О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов. – М.: Радио и связь, 1999. – 600 с.
7. Гиссин В.И. Управление качеством. – М.: Март, 2003- 400 с.
8. Гличев А. В. «Современные методы управления качеством» // Стандарты и качество . - №4. - 1996г. – с. 15-18.
9. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: ИЗд –во стандартов, 2001. – 30 с.
10. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – М.: Юрайт, 1999. – с.64.
11. Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. Б.И.Герасимова. – Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2004. – 240 с.
12. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 275с.
13. Федюкин В.К. и др. Методы оценки и управление качеством промышленной продукции. Учебник. – М.: Филин, 2000.
[1] Василевская И.В. Управление качеством: Учеб. пособие. М.: РИОР, 2005. — 79 с
[2] Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. Б.И.Герасимова. – Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2004. – 240 с.
[3] ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: ИЗд –во стандартов, 2001. – 30 с.
[4] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 212 с.
[5] Федюкин В.К. и др. Методы оценки и управление качеством промышленной продукции. Учебник. – М.: Филин, 2000.