Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово - экономический институт

Кафедра экономической теории

Контрольная работа

по философии на тему:

Марксистская философия

(тема 15)

Студент

Челябинск – 2008

Содержание

1. Теоретические предпосылки философии марксизма………….....................................3

2. Основные положения диалектического материализма…………………………..…....7

3. Различие между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса………………………………………….……………………………….11

Список литература………….……………………………………………………………..14

1.      Теоретические предпосылки философии марксизма

                  Марксистская философия появилась в 40-х гг. XIX века, основоположниками которой стали Фридрих Энгельс (1820-1895) и Карл Маркс (1818-1883). Теоретическими  предпосылками  данной философии считают диалектику Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) и материализм Людвига Фейербаха (1804-1872).

                   Гегель вошел в историю философии как создатель обширной философской системы. Полное ее изложение содержится в его фундаментальной работе «Энциклопедия философских наук», которая была написана в 1817 году. Гегель подразделяет ее на три части:

- логику;

-философию природы;

-философию духа.

                   Данный порядок соответствует логической последовательности проблем, рассматриваемых в философской системе Гегеля. Эта система является идеалистической, так как в основе всего мира лежит абсолютная идея и дух. Абсолютный дух – высшая истина бытия. Философский метод Гегеля – диалектический. Мир и абсолютная идея существуют благодаря непрерывному становлению и дальнейшему развитию. Гегель рассматривал окружающий нас мир, природу и дух как образец диалектики, движения, изменения и развития. Философ указывал три этапа развития абсолютной идеи: первый – этап чистых категорий (бытие, причина, качество). После развития данных категорий абсолютная идея вступает во второй этап – природное инобытие. Последний третий этап – процесс развития человека, общества. Далее этот процесс формирует искусство, религию, философию. На всех этих этапах главная роль отводится духу, то есть абсолютной идее.

                   Сильной стороной диалектики Гегеля можно считать последовательность, стройность и упорядоченность предложенной им системы. Он рассматривает абсолютную идею начиная от ее начала, наблюдая развитие, выделяя в ней определенные этапы. Кроме того, именно Гегель дополнил идею развития глубоким философским содержанием, сформулировав законы процесса движения, изменения и развития.

                   Недостатком диалектики Гегеля считают преувеличение роли разума, его абсолютизация, что сводит все многообразие жизни к логически выведенным категориям и законам. Таким образом возникает неумолимость действий, которые также неумолимо управляют миром.

                   Пренебрежность к реальному миру,  который оказался вторичной формой бытия абсолютной идеи – вот еще одна слабая сторона диалектики Гегеля. В его системе нет места для отдельного человека. Человек, как считал Гегель, всего лишь средство.

                   Людвиг Фейербах был одним из последних представителей немецкой классической философии. В первых своих работах, одна из таких – «О едином, всеобщем и бесконечном», написанная в 1828 году, Фейербах развивал гегелевские идеи, но потом стал развивать свои, противоположные по смыслу идеям Гегеля.

                   Философ критиковал христианскую религию. В своей книге «Сущность христианства», которая была написана в 1841 году, он выдвинул положение о том, что не Бог создал человека, а наоборот, человек создал Бога. Фейербах считал, что любая религия складывается из глубинных духовных потребностей человека. В вере воплощаются человеческие желания и мечты. Представляя Бога, человек хотел бы быть именно таким. Источник религии кроется внутри каждого человека.

                   Идеализму Гегеля Фейербах противопоставил философию материализма, считая при этом, что для человека базисом выступает сама природа, которая делает его совершенно уникальным и индивидуальным. Первично бытие, а мышление вторично. Основа любого мышления – материя, реальность. Материя – это причина, а мышление, логика, идея – лишь следствия.

                   Сильная сторона материализма Фейербаха заключается в том, что в ее центре не абсолютная идея, а обычный человек с его надеждами, чувствами, духовными предпочтениями. Человек – Бог, это воодушевляет, вдохновляет на стремление к лучшему, к самосовершенствованию своей души, жизни.

                   Однако и материализм не является путем к истине. Только при условии соотношения физического и психического образуют в человеке динамичную целостность, образуют и самого человека.

                   Маркс и Энгельс стали использовать в своем философском направлении учение Гегеля о развитии и изменении, о переходе количественных изменений в качественные. Они создали новый диалектический метод, основанный на научном фундаменте материалистической философии.   

                   Вобрав в себя  отдельные направления - диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, возникла совершенно новая философская концепция – диалектический материализм.

                   Диалектический материализм возник в 40-х годах 19 века и стал своеобразным революционным скачком в развитии философии из старого состояния в новое состояние, положивший начало новому мировоззрению.

2.      Основные положения диалектического материализма

                   Карл Маркс и Фридрих Энгельс стали основоположниками марксизма, философией которого стал диалектический материализм. Как у любого философского направления, у диалектического материализма есть свои основные положения.

                   Диалектический материализм – это мировоззрение, метод изучения явлений природы, человеческого общества и мышления являются диалектическим, антиметафизическим, а его представление о мире, его философская теория является последовательной научно – материалистической. Диалектический метод и философский материализм взаимно проникают друг друга, находятся в неразрывном единстве и составляют цельное философское мировоззрение. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений.

                   Диалектический материализм возник как неотъемлемая составная часть теории пролетарского социализма и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения.

                   Два философа смогли соединить диалектику и материализм. В центре внимания философии марксизма оказались проблемы общества и социальной жизни. Карл Маркс считал, что главное звено любой общественной системы лежит не в области религии, а в материально – экономической области общества. Материализм – самая легкая и общедоступная философия: вера в вещи, в тела, в материальные блага, как в единственно верную реальность мира. Если материя есть низшая и простейшая ступень бытия, то материализм есть низшая и простейшая ступень философии.

                   С другой стороны такой материализм принижает мир науки, культуры, духовности и нравственности. Маркс считал, что базис развития – это противоречие и борьба классов. Именно так он рассматривал и понимал историю.

                   Энгельс писал, что задача диалектического материализма заключалась в том, чтобы свести науку об обществе с «материалистическим основанием». В роли такого «материалистического основания» должна стать практика как общественная преобразующая деятельность людей. Главным образом, речь идет именно об их производственной деятельности, способе производства материальных благ и складывающихся на его основе производственно – экономических отношениях между самими людьми. Данные факторы прямо или косвенно воздействуют на содержание познавательной деятельности людей и в конечном счете на все стороны их жизни в обществе. Маркс высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой тогда, когда она начинает овладевать массами людей. А это будет происходить только тогда, когда эта теория будет выражать интересы масс.

                   Карл Маркс полагал, что сторонники атеизма на самом деле – пророки новой религии. Для философа такой религией была «религия Коммунистического общества» при этом он критиковал капиталистический строй общества. В связи с этим в философии диалектического материализма было много противоречий. Материалист Маркс, с одной стороны, верил в идеалы, в светлое коммунистическое будущее, с другой стороны оставлял место и идеализму.  

                   Диалектический материализм понимает общество как материалистическое, рассматривает его именно с таких позиций. Возникает необходимость создать науку об обществе, но каковы будут научные законы? Ведь каждый человек индивидуален, обладает своим характером и сознанием. Как подчинить общим законам развития все общество, если каждая отдельная единица в нем – человек. Поэтому Маркс рассматривает внутренний духовный мир как вторичное по отношению к внешнему миру.

                   Основные достижения диалектико -  материалистического способа мышления можно обозначить следующими позициями:

                   -критика недостатков капитализма;

                   -разработка проблемы практики;

                   -уяснение природы общественного.

                   Но преувеличение роли общественного сопровождалось зачастую умалением человечески – индивидуального, личностного, потерей человека. Марксисты признавали материальность мира, признание того, что мир развивается по законам движения материи. Материя, по Марксу, первична, а сознание – вторично.

                   Марксистский материализм доказывает, что все многообразные тела природы – от мельчайших частиц до гигантских планет, от мельчайших бактерий до высших животных, до человека – представляют собой материю в разных формах и на разных ступенях ее развития. Марксисткой философии глубоко чуждо пассивное, созерцательное отношение к окружающей действительности. Диалектический материализм является орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма. 

                   Таким образом, марксистская философия своеобразно решает соотношение бытия и мышления, природы и духа. Она, с одной стороны, признает материю первичной и сознание вторичным, с другой стороны, рассматривает их неоднозначные, сложные и противоречивые взаимодействия, отдавая порой главную роль именно сознанию. Марксизм опирается на успехи естествознания и общественных наук; и  утверждает, что мир познаваем, и главной проблемой в нем остается – проблема общества и социума.

3. Различие между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса

                   Как всякий материализма, фейербаховская философия настаивает на восхождении от материального к идеальному. При этом основу идеального составляет природа и человек. Идеальное – это все материальное – так высказывались марксисты.

                    Фейербах ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств он выделяет любовь, оставаясь при этом материалистом. Любовь и весь внутренний мир К.Маркс и Ф.Энгельс отодвигают на второй план, выдвигая на первый внешний мир, который окружает человека.

                   Кроме того, Фейербах мечтал создать справедливое общество, поэтому вступил в ряды социал-демократической партии, где он проповедовал идеалы общественной справедливости. И как всякий материализм, фейербаховская философия указывает, что именно от материального мир двигается к идеальному. Марксизм также выступал за создание нового социально – справедливого общества с помощью практики.

                   Намного более развитой формой материализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Маркс в частности упрекал Фейербаха в непонимании конкретно – общественной природы человека и роли практики, особенно революционной. Ведь такая практика  - основа и критерий самой истины.

                   Маркс понимает философию как науку и стремится построить ее строго по научному методу, а общество понимает исключительно как материалистическое. Сначала рассматривается внешний мир, а потому уже внутренняя среда человеческой души. Внешний мир – это, во – первых, природа, а во – вторых, то, что создано людьми из природы (продукты труда отдельного человека и продукты общественного труда.) Именно в общественном труде человек покидает свой собственный внутренний мир. Экономические отношения, рассуждает Маркс, определяют все другие общественные отношения – отношения прав, политики, религии и нравственности. То есть  экономическое главенствует над всем, даже над внутренним миром человека. Фейербах не выделял экономические отношения людей столь значительно. Но так же высказывал мысли о необходимости справедливости общественных отношений.  

                   Маркс отдельно выделил мир как социальный, что до него не делал ни кто. Рассматривая материализм марксизма, необходимо учитывать то, что он непрерывно связан с революционной стороной. Критикуя недостатки капиталистического общества, философы Маркс и Энгельс говорили о необходимости перехода к социализму, ведь в соревновании капиталов капиталисты будут просто вынуждены резко нарушать права рабочих, относительное обнищание которых и приведет к социалистической революции.

                   Материализм Людвига Фейербаха оказал огромное влияние на формирование взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, но это не означает, что их философские направления тождественны. Фейербах полностью отвергал диалектику.

                   Кроме того, Фейербах оставался идеалистом в области понимания общественных явлений: он различал эпохи в развитии человечества исключительно по формам сознания, по сменяющим друг друга религиям. Материализм Фейербаха – антропологический материализм. В основе всех его рассуждений выступает абстрактный человек, рассматриваемый им как биологическое существо. Фейербаху совершенно чужд исторический подход к человеку и человеческому обществу. Он хотя и говорил о «родовой» связи между людьми, но эту связь понимал как чисто природную, преимущественно как связь полов. Он был далек от мысли, что действительно социальная связь между людьми определяется их отношениями в процессе общественного производства, что люди могут существовать, лишь воздействуя с помощью созданных ими орудий производства на природу, и что в процессе этого воздействия люди сами изменяются, переживают «истинную историю». 

                   Фейербах не видел смысла политической борьбы  в общественном развитии, а марксисты видели в этом прямую связь. Энгельс и Маркс распространили материализм на познание общества, создав исторический материализм. Фейербах же не был сторонником исторического материализма.

                  

Список литературы

1.     Философия: Исторический и систематирческий курс: Учебник/Под ред. В.А. Канке. М.: Логос, 1996

2.     Философия: Курс лекций/Под ред.АА.Радугина – М.: Центр, 1998

3.     Философия: Учебник/ Под ред.А.Г.Спиркина – М.: Гардарики, 2001

4.     Основы философских знаний: Учебное пособие для ВУЗов/ Под ред.Г.А.Югай – М.: ЮНИТИ, 1998

5.     Философия: энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004

кальному. т материального к ниософия настаивает на восхождении от материального к ни