Функции управления школой

А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования

Все функции управления образовательным учреждением школой можно разделить на три большие группы:

• функции управления поддержанием стабильного функционирования школы;

• функции управления развитием школы и инновационными процессами;

• функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления.

Функции управления поддержанием стабильного функционирования школы

К основным функциям управления поддержанием стабильного функционирования школы относятся:

— организация согласования в школьном сообществе важнейших ценностей, принципов, устремлений, на которые ориентируется функционирование школы;

— организация приема в школу новых контингентов учащихся;

— организация диагностики реальных учебных возможностей, воспитанности, развития, состояния здоровья школьников;

— организация приема на работу учителей и других сотрудников школы;

— расстановка педагогических кадров, распределение учебной нагрузки;

— организация разработки и введения в действие Устава школы, правил внутреннего распорядка, правил для учащихся и других локальных актов образовательного учреждения;

— тактическое и оперативное планирование функционирования школы, определение приоритетных направлений ее жизнедеятельности;

— тактическое и оперативное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы;

— тактическое и оперативное планирование обеспечивающих процессов и их увязка с целевыми характеристиками образовательного процесса;

— организация образовательных процессов в соответствии с Уставом школы, календарным учебным графиком, расписанием занятий;

— организация ресурсного обеспечения функционирования школы, образовательных процессов;

— организация текущей работы всех подразделений и функциональных служб школы;

— контроль, анализ, оценка и коррекция состояния и результатов образовательного процесса;

— контроль и анализ обучающей и воспитательной деятельности педагогических кадров;

— организация документирования, учета и хранения важнейших данных, отражающих процесс функционирования школы;

— организация профилактики негативных явлений (неуспеваемости, перегрузки школьников, демотивации, проявлений девиантного поведения, ухудшения школьного самочувствия);

— мобилизация школьного сообщества для совместного решения задач повышения качества образования в школе;

— планирование, организация, руководство и контроль работы с педагогическими кадрами школы;

— планирование карьеры педагогических кадров в школе;

— планирование и реализация мер по социальной защите учащихся и педагогов, охране их здоровья;

— интеграция школьного сообщества;

— информирование сообщества о намерениях и планах администрации школы;

— информирование сообщества о решениях вышестоящих органов управления образованием, имеющих отношение к школе;

— планирование и организация аттестации педагогических кадров;

— планирование и организация итоговой аттестации учащихся;

— контроль состояния школьной образовательной среды, материальной базы, сбережения и расходования ресурсов;

— контроль соблюдения правил охраны труда и техники безопасности;

— контроль состояния ресурсообеспечивающей деятельности;

— разработка и введение в действие текущей организационно-распорядительной документации;

— представление интересов школы, школьного сообщества в муниципальной образовательной системе, местном сообществе, местных органах власти;

— планирование и организация участия школы в акциях муниципальной образовательной системы, в жизни местного сообщества;

— планирование и организация участия школы в различных отечественных и международных проектах;

— организация взаимодействия школы с родителями учащихся;

— организация использования имеющихся внешних связей школы;

— коррекция отклонений от намеченных планов и параметров функционирования школы;

— организация рекламы образовательных услуг, оказываемых школой;

— организация системы связей с общественностью, со средствами массовой информации;

— создание условий для работы органов учительского и ученического самоуправления;

— изучение и коррекция социально-психологической атмосферы в школьном сообществе;

— организация учета учащихся, нуждающихся в специальной педагогической поддержке, и организация такой поддержки;

— стимулирование результативной работы педагогов и других работников школы;

— стимулирование учебной и внеучебной активности учащихся;

— организация выявления, обобщения и распространения (в школе и за ее пределами) полезного опыта внутришкольной деятельности;

— привлечение внимания сообщества к трудностям, возникающим в ходе функционирования школы, и поиску путей их преодоления;

— подготовка школы к проведению лицензирования, аттестации и аккредитации;

— разработка и введение стандартов и нормативов, регулирующих процессы и процедуры функционирования школы, контроль за их соблюдением и анализ их эффективности и др.

Функции управления развитием школы и инновационными

процессами

Примерный состав функций управления развитием школы и инновационными процессами может быть представлен следующим образом:

— стратегический анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды школы;

— стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе;

— мониторинг изменений в социальном окружении школы, образовательной политике, территориальной образовательной системе;

— системный анализ и оценка достижений школы, образовательного процесса, имеющегося у школы передового опыта, конкурентных преимуществ;

— системный проблемно ориентированный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа;

— организация ценностного самоопределения школьного сообщества, ориентации в системе ценностей;

— организация выработки новой системы ценностей школьного сообщества;

— инициирование «кризисов компетентности» в школьном сообществе, стимулирование инновационной мотивации поведения;

— организация выработки новой миссии школы;

— организация разработки образов (моделей) выпускников школы;

— организация разработки нормативов качества образования в школе;

— планирование, организация, руководство и контроль разработки целевой программы развития школы;

— организация разработки концепции будущего состояния школы;

— организация разработки стратегии перехода к новому состоянию школы;

— выработка курса инновационной образовательной политики школы;

— организация проектирования основных направлений обновления школы и достигаемых рубежей по каждому направлению;

— планирование инновационной деятельности в школе;

— планирование, организация, руководство и контроль реализации целевой программы развития школы;

— планирование, организация, руководство и контроль исследовательских работ в школе;

— организация разработки нового учебного плана школы;

— организация поиска образовательных и иных новшеств за пределами школы;

— организация разработки нового программно-методического обеспечения;

— экспертиза нового программно-методического обеспечения;

— разработка нормативных требований к организации отдельных инновационных проектов;

— организация подразделений и служб, занимающихся инновационной, исследовательской, опытно-экспериментальной работой;

— координация отдельных инновационных проектов;

— инициирование и курирование отдельных инновационных проектов;

— организация разработки нормативной документации, обеспечивающей инновационную деятельность в школе;

— организация изучения и обобщения опыта инновационной деятельности в школе;

— организация установления и использования внешних связей в интересах развития инновационных процессов в школе;

— руководство инновационной деятельностью в школе;

— стимулирование участия педагогов, школьников, родителей в развитии школы;

— организация профилактики и преодоления сопротивления нововведениям;

— организация ресурсного обеспечения инновационных процессов;

— анализ и оценка эффективности инновационной деятельности;

— проектирование обновленной образовательной среды школы;

— поддержка процессов интеграции в школьном сообществе и т.д.

Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления

Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением. К таким функциям относятся:

— выявление актуальных и перспективных требований к управлению школой;

— мониторинг ситуации в школе и в окружающей ее среде с точки зрения изменений требований к управлению;

— мониторинг вероятных опасностей и негативных факторов, которые могут повлиять на управление;

— мониторинг благоприятных возможностей для решения управленческих задач;

— анализ достижений и преимуществ действующей системы управления школой;

— организация проектирования новой системы внутришкольного управления в целом и всех ее подсистем в частности;

— организация и координация взаимодействий субъектов управления школой;

— текущее планирование управленческой деятельности;

— координация стратегических и текущих планов управленческой деятельности;

— разработка и уточнение требований к субъектам внутришкольного управления, функциональных обязанностей, полномочий, зон ответственности;

— анализ текущей эффективности внутришкольного управления;

— организация изучения общественного мнения, отношения участников образовательного процесса к управлению школой;

— поиск перспективных управленческих новшеств вне школы;

— анализ и обобщение собственного управленческого опыта;

— организация освоения и использования управленческих новшеств в системе внутришкольного управления;

— организация исследовательской и экспериментальной работы по вопросам управления школой;

— установление связей и взаимодействия с научными и консультативными структурами, занимающимися вопросами развития внутришкольного управления;

— организация информационного, кадрового, материально-технического, мотивационного самообеспечения системы управления;

— стимулирование результативной работы субъектов внутришкольного управления;

— стимулирование освоения новых управленческих методов, средств, технологий;

— стандартизация правил и процедур управленческой деятельности;

— фиксация основных организационных механизмов управления;

— культивирование профессиональных педагогических и управленческих ценностей и норм в группе руководителей школы;

— анализ и коррекция социально-психологического климата, взаимоотношений в коллективе управленцев;

— подготовка резерва руководителей школы из числа педагогов, имеющих способности и склонности к управленческой работе;

— оказание помощи начинающим администраторам в освоении управленческой деятельности;

— обеспечение преемственности политики руководства при смене членов школьной администрации;

— организация повышения квалификации членов школьной администрации (внутри школы и за ее пределами).