Функции управления школой
А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования
Все функции управления образовательным учреждением школой можно разделить на три большие группы:
• функции управления поддержанием стабильного функционирования школы;
• функции управления развитием школы и инновационными процессами;
• функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления.
Функции управления поддержанием стабильного функционирования школы
К основным функциям управления поддержанием стабильного функционирования школы относятся:
— организация согласования в школьном сообществе важнейших ценностей, принципов, устремлений, на которые ориентируется функционирование школы;
— организация приема в школу новых контингентов учащихся;
— организация диагностики реальных учебных возможностей, воспитанности, развития, состояния здоровья школьников;
— организация приема на работу учителей и других сотрудников школы;
— расстановка педагогических кадров, распределение учебной нагрузки;
— организация разработки и введения в действие Устава школы, правил внутреннего распорядка, правил для учащихся и других локальных актов образовательного учреждения;
— тактическое и оперативное планирование функционирования школы, определение приоритетных направлений ее жизнедеятельности;
— тактическое и оперативное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
— тактическое и оперативное планирование обеспечивающих процессов и их увязка с целевыми характеристиками образовательного процесса;
— организация образовательных процессов в соответствии с Уставом школы, календарным учебным графиком, расписанием занятий;
— организация ресурсного обеспечения функционирования школы, образовательных процессов;
— организация текущей работы всех подразделений и функциональных служб школы;
— контроль, анализ, оценка и коррекция состояния и результатов образовательного процесса;
— контроль и анализ обучающей и воспитательной деятельности педагогических кадров;
— организация документирования, учета и хранения важнейших данных, отражающих процесс функционирования школы;
— организация профилактики негативных явлений (неуспеваемости, перегрузки школьников, демотивации, проявлений девиантного поведения, ухудшения школьного самочувствия);
— мобилизация школьного сообщества для совместного решения задач повышения качества образования в школе;
— планирование, организация, руководство и контроль работы с педагогическими кадрами школы;
— планирование карьеры педагогических кадров в школе;
— планирование и реализация мер по социальной защите учащихся и педагогов, охране их здоровья;
— интеграция школьного сообщества;
— информирование сообщества о намерениях и планах администрации школы;
— информирование сообщества о решениях вышестоящих органов управления образованием, имеющих отношение к школе;
— планирование и организация аттестации педагогических кадров;
— планирование и организация итоговой аттестации учащихся;
— контроль состояния школьной образовательной среды, материальной базы, сбережения и расходования ресурсов;
— контроль соблюдения правил охраны труда и техники безопасности;
— контроль состояния ресурсообеспечивающей деятельности;
— разработка и введение в действие текущей организационно-распорядительной документации;
— представление интересов школы, школьного сообщества в муниципальной образовательной системе, местном сообществе, местных органах власти;
— планирование и организация участия школы в акциях муниципальной образовательной системы, в жизни местного сообщества;
— планирование и организация участия школы в различных отечественных и международных проектах;
— организация взаимодействия школы с родителями учащихся;
— организация использования имеющихся внешних связей школы;
— коррекция отклонений от намеченных планов и параметров функционирования школы;
— организация рекламы образовательных услуг, оказываемых школой;
— организация системы связей с общественностью, со средствами массовой информации;
— создание условий для работы органов учительского и ученического самоуправления;
— изучение и коррекция социально-психологической атмосферы в школьном сообществе;
— организация учета учащихся, нуждающихся в специальной педагогической поддержке, и организация такой поддержки;
— стимулирование результативной работы педагогов и других работников школы;
— стимулирование учебной и внеучебной активности учащихся;
— организация выявления, обобщения и распространения (в школе и за ее пределами) полезного опыта внутришкольной деятельности;
— привлечение внимания сообщества к трудностям, возникающим в ходе функционирования школы, и поиску путей их преодоления;
— подготовка школы к проведению лицензирования, аттестации и аккредитации;
— разработка и введение стандартов и нормативов, регулирующих процессы и процедуры функционирования школы, контроль за их соблюдением и анализ их эффективности и др.
Функции управления развитием школы и инновационными
процессами
Примерный состав функций управления развитием школы и инновационными процессами может быть представлен следующим образом:
— стратегический анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды школы;
— стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе;
— мониторинг изменений в социальном окружении школы, образовательной политике, территориальной образовательной системе;
— системный анализ и оценка достижений школы, образовательного процесса, имеющегося у школы передового опыта, конкурентных преимуществ;
— системный проблемно ориентированный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа;
— организация ценностного самоопределения школьного сообщества, ориентации в системе ценностей;
— организация выработки новой системы ценностей школьного сообщества;
— инициирование «кризисов компетентности» в школьном сообществе, стимулирование инновационной мотивации поведения;
— организация выработки новой миссии школы;
— организация разработки образов (моделей) выпускников школы;
— организация разработки нормативов качества образования в школе;
— планирование, организация, руководство и контроль разработки целевой программы развития школы;
— организация разработки концепции будущего состояния школы;
— организация разработки стратегии перехода к новому состоянию школы;
— выработка курса инновационной образовательной политики школы;
— организация проектирования основных направлений обновления школы и достигаемых рубежей по каждому направлению;
— планирование инновационной деятельности в школе;
— планирование, организация, руководство и контроль реализации целевой программы развития школы;
— планирование, организация, руководство и контроль исследовательских работ в школе;
— организация разработки нового учебного плана школы;
— организация поиска образовательных и иных новшеств за пределами школы;
— организация разработки нового программно-методического обеспечения;
— экспертиза нового программно-методического обеспечения;
— разработка нормативных требований к организации отдельных инновационных проектов;
— организация подразделений и служб, занимающихся инновационной, исследовательской, опытно-экспериментальной работой;
— координация отдельных инновационных проектов;
— инициирование и курирование отдельных инновационных проектов;
— организация разработки нормативной документации, обеспечивающей инновационную деятельность в школе;
— организация изучения и обобщения опыта инновационной деятельности в школе;
— организация установления и использования внешних связей в интересах развития инновационных процессов в школе;
— руководство инновационной деятельностью в школе;
— стимулирование участия педагогов, школьников, родителей в развитии школы;
— организация профилактики и преодоления сопротивления нововведениям;
— организация ресурсного обеспечения инновационных процессов;
— анализ и оценка эффективности инновационной деятельности;
— проектирование обновленной образовательной среды школы;
— поддержка процессов интеграции в школьном сообществе и т.д.
Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления
Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением. К таким функциям относятся:
— выявление актуальных и перспективных требований к управлению школой;
— мониторинг ситуации в школе и в окружающей ее среде с точки зрения изменений требований к управлению;
— мониторинг вероятных опасностей и негативных факторов, которые могут повлиять на управление;
— мониторинг благоприятных возможностей для решения управленческих задач;
— анализ достижений и преимуществ действующей системы управления школой;
— организация проектирования новой системы внутришкольного управления в целом и всех ее подсистем в частности;
— организация и координация взаимодействий субъектов управления школой;
— текущее планирование управленческой деятельности;
— координация стратегических и текущих планов управленческой деятельности;
— разработка и уточнение требований к субъектам внутришкольного управления, функциональных обязанностей, полномочий, зон ответственности;
— анализ текущей эффективности внутришкольного управления;
— организация изучения общественного мнения, отношения участников образовательного процесса к управлению школой;
— поиск перспективных управленческих новшеств вне школы;
— анализ и обобщение собственного управленческого опыта;
— организация освоения и использования управленческих новшеств в системе внутришкольного управления;
— организация исследовательской и экспериментальной работы по вопросам управления школой;
— установление связей и взаимодействия с научными и консультативными структурами, занимающимися вопросами развития внутришкольного управления;
— организация информационного, кадрового, материально-технического, мотивационного самообеспечения системы управления;
— стимулирование результативной работы субъектов внутришкольного управления;
— стимулирование освоения новых управленческих методов, средств, технологий;
— стандартизация правил и процедур управленческой деятельности;
— фиксация основных организационных механизмов управления;
— культивирование профессиональных педагогических и управленческих ценностей и норм в группе руководителей школы;
— анализ и коррекция социально-психологического климата, взаимоотношений в коллективе управленцев;
— подготовка резерва руководителей школы из числа педагогов, имеющих способности и склонности к управленческой работе;
— оказание помощи начинающим администраторам в освоении управленческой деятельности;
— обеспечение преемственности политики руководства при смене членов школьной администрации;
— организация повышения квалификации членов школьной администрации (внутри школы и за ее пределами).