Контрольная работа. Вариант №4.

Содержание:

1. Анализ маркетинговых стратегий организации торговли………….……...3

2.Анализ расходов на оплату труда……………………………………………9

3.Задача…………………………………………………………………………16

4.Список литературы…………………………………………………………..18

1. Анализ маркетинговых стратегий организации торговли

Маркетинговая стратегия – элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям.

Стратегия предприятия разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, изучения товаров, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства.

Стратегия маркетинга определяется положением компании на рынке, является ли она лидером, претендентом, последователем или занимает некую нишу.

 Лидеру рынка принадлежит наибольшая доля рынка определенного продукта. Для того чтобы упрочить доминирующее положение, лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлекая новых потребителей, находя новые способы потребления и применения продукции. Для защиты своей доли рынка лидер использует стратегии позиционной, фланговой и мобильной обороны, упреждающих ударов и отражения атаки, вынужденного сокращения (см. ниже). Большинство лидеров рынка стремятся лишить конкурентов самой возможности перехода в наступление. И, наконец, лидер может попытаться расширить свой сегмент рынка. Такая стратегия оправдана, если она ведет к увеличению прибыльности, а связанный с нею риск — невелик.

 Претендент агрессивно атакует лидера и других конкурентов по фронту, с флангов, окружая противника, совершая обходные маневры и ведя партизанские действия, стремясь к расширению своей доли рынка. В рамках специальных стратегий претендент может вести ценовую войну, снижать издержки производства, производить престижные товары, расширять ассортимент продукции, разрабатывать новые продукты, совершенствовать каналы распределения, повышать уровень услуг или разворачивать широкую рекламную кампанию.

          Последователь — компания, которая стремится сохранить свою долю рынка и обойти все мели. Однако даже последователи должны придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение доли рынка. Ряд маркетологов считают, что стратегия имитации продукта не менее эффективна, чем стратегия новаторского продукта[1]. Такие компании, как Sony, несут огромные расходы на разработку нового продукта, его распространение и информирование рынка. Обычно наградой за этот труд и риск становится лидерство на рынке. Однако ничто не мешает другим компаниям скопировать или улучшить новый продукт. Например, Panasonic редко предлагает рынку принципиально новую продукцию. Чаще всего она копирует изобретения Sony, а затем предлагает товары по более низкой цене, получая высокую прибыль, поскольку экономит на научно-исследовательских разработках и коммуникациях с потребителями.

Многие компании предпочитают следовать в кильватере лидеров рынка, однако последние весьма ревниво относятся к их попыткам переманить клиентов. Если последователь предлагает низкие цены, услуги высокого качества или улучшенный продукт, лидер имеет возможность мгновенно предпринять адекватные шаги.

Следование за лидером отнюдь не предполагает пассивного копирования. Последователь должен разработать собственную стратегию роста, причем такую, которая не провоцирует ответных действий конкурентов. Выделяют четыре общих стратегии последователей.

Подражатель дублирует продукт лидера и упаковку, реализуя товар на черном рынке или сомнительным посредникам. Такие компании, как Apple Computer и Rolex, постоянно сталкиваются с проблемой подделок, особенно на Дальнем Востоке.

Двойник копирует продукцию, систему распределения, рекламную кампанию конкурента вплоть до чуть-чуть измененного марочного названия, например Сосо-Соlo вместо Coca-Cola. Двойник паразитирует на инвестициях лидера.

Имитатор что-то копирует у лидера, но сохраняет различия в упаковке, рекламе, ценах и т.п. Его политика не волнует лидера до тех пор, пока имитатор не предпринимает агрессивных атак, более того, имитатор помогает лидеру избежать полной монополии в отрасли.

Приспособленец обычно видоизменяет или улучшает продукцию лидера. Обычно он начинает с каких-то других рынков, чтобы избежать прямого столкновения с лидером, очень часто приспособленец становится претендентом. Этот путь прошли многие японские компании.

Растет количество крупных компаний, которые организуют подразделения или создают дочерние компании, специализирующиеся на обслуживании ниш,

Основной вывод заключается, в том, что компании с небольшой долей рынка могут быть высоко прибыльными в небольших нишах.

Другой способ классификации стратегий – по динамике отношений с рынком. С этой точки зрения наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются: 1.Проникновение на рынок 2. Развитие рынка. 3. Разработка товара. 4. Диверсификация.

Стратегия проникновения на рынок.

Эту стратегию используют:

·         новые компании для утверждения себя на выбранном рынке;

·         уже работающие компании для проникновения в ранее не используемые ниши рынка.

Стратегия развития рынка.

          Стратегия развития рынка связана, прежде всего, с привлечением новых пользователей. Это может путь достигнуто путем расширения географической области распространения товара (стратегия географической экспансии) или привлечения новых групп пользователей в пределах уже освоенной географической области (стратегия создания новых рынков). Еще один подход в рамках этой стратегии – нахождение новых способов применения продукта. Классический пример расширения рынка за счет новых способов потребления продукта — история изобретенного компанией Du Pont нейлона[2]. Каждый раз, когда нейлон, казалось бы, достигал стадии зрелости, Du Pont открывала новый способ его использования. Нейлон применялся для производства парашютов, изготовления дамских чулок; позже приобрели популярность женские блузки и мужские сорочки из нейлона. Затем его использовали в производстве автомобильных покрышек, обивки для сидений и ковровых покрытий. Каждый новый способ его применения открывал новый жизненный цикл продукта.

Во многих случаях приоритет открытия новых способов использования продукта принадлежит потребителям. Первоначально вазелиновый крем продавался как смазка для различных механизмов, но покупатели с течением времени обнаружили массу иных областей его применения — от крема для кожи до средства для укладки волос.

Разработка нового товара.

Перспективная, но рискованная стратегия. Перед разработкой нового товара (услуги) предприятию необходимо убедиться в наличии реального спроса на данный товар (услугу) или в возможности такой спрос создать, оценить конкурентоспособность аналогичных товаров фирм-соперников, сравнить затраты и предполагаемую прибыль, оценить риски и резервы. При реализации этой стратегии необходимо преодолеть консерватизм покупателей и их недоверие к новому. Однако если товар действительно принципиально нов и существует реальная потребность в нем, прибыли могут быть огромны.

Не обязательно, разработка нового товара (услуги) требует задействования высоких технологий. Иногда достаточно свежего взгляда на проблему. Таким образом, например, добились успеха создатели игр «Монополия», «Тетрис» или «Кубика Рубика», изобретатели липучих застежек и самоклеющихся листочков бумаги (стикеров) и т.д.

  Диверсификация.

Эта стратегия основывается на народной мудрости «Не клади все яйца в одну корзину» и связана с расширением сферы деятельности предприятия. В качестве примера можно привести наблюдающуюся в последнее время диверсификацию фармацевтического бизнеса России, когда оптовые компании создают собственные розничные сети. Другой пример – фирма Adidas. Начав с выпуска спортивной обуви, сейчас Adidas выпускает широкий спектр спортивных и околоспортивных (сумки) товаров.

По отношению к риску маркетинговые стратегии могут быть ориентированы:

- на максимум эффекта независимо от риска; - на минимум риска без ожидания большого эффекта; - на различные комбинации этих двух подходов.

Например, стратегия диверсификации минимизирует риск, стратегия разработки нового товара обещает высокую прибыль при высоком риске.

Следует заметить, что расширение доли обслуживаемого рынка отнюдь не означает автоматического роста прибыли. Многое зависит от стратегии расширения рынка компании. Поскольку издержки расширения рынка могут значительно превысить получаемый доход.

Маркетинговая стратегия - элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Маркетинговая стратегия включает в себя:

·         определение области деятельности предприятия;

·         определение стратегических целей предприятия;

·         определение положения предприятия на рынке;

·         разработку стратегии конкурентной борьбы;

·         разработку методов привлечения покупателей и реализации товара.

Виды маркетинговых стратегий классифицируются по следующим признакам:

·         по положению предприятия на рынке и направлению его развития;

·         по динамике отношений с рынком;

·         по типу конкурентной борьбы.

Разработка маркетинговой стратегии предваряется сбором информации из первичных и вторичных источников с ее последующим анализом.

Маркетинговая стратегия должна включать в себя четыре направления:

1.      Продукт.

2.      Каналы распределения.

3.      Цена.

4.      Продвижение.

На практике разработка маркетинговой стратегии происходит с учетом ресурсов и возможностей конкретного предприятия. Основные инструменты – SWOT-анализ, конкурентный анализ, применение ИМК-концепции.

Маркетинговая стратегия – база деятельности предприятия, инструмент, позволяющий проводить долгосрочное планирование деятельности предприятия и эффективно распределять ресурсы между различными тактическими мероприятиями.

Прежде чем разрабатывать маркетинговые стратегии, необходимо разобраться в рынках. На потребительском рынке покупают товары и услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков.

На поведение покупателя оказывает влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура, и социальное положение), факторы личного порядка (реферативные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения)[3]. Все они дают представления о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя.

До начала планирования своего маркетинга фирме необходимо выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке, состоящий из следующих этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Задача деятеля рынка – понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияние на покупательское поведение. Подобное внимание позволяет деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.

2. Анализ расходов на оплату труда

Заработная плата, или  ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за  использование труда. Важно провести различие между денежной, или номинальной и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это “покупательская способность” номинальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Однако, следует обратить внимание на то, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная плата может повыситься, а реальная заработная плата в то же самое время - понизиться, если цены на товары  возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата.

Заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по регионам, различным видам деятельности и индивидуумам.  Ставки заработной платы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях значительно превышают ставки заработной платы в Центральных и Юго-Западных регионах. Ставки заработной платы также дифференцируются по полу и расовым признакам.

В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие “заработная плата” наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.). Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты).

         Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или, другими словами, производительность труда рабочих. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению чьей - либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. В целом инвестиции в человеческий капитал бывают трех видов. Каждый из них нацелен на повышение производительности труда рабочих и, соответственно, на увеличение их заработной платы и доходов.

         Во-первых, расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.д. - являются наиболее очевидным и, вероятно, наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной. Во - вторых, расходы на здравоохранение имеют также большое значение. Хорошее здоровье - следствие расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий - удлиняет срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих. Наконец, расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, составляют наиболее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал. Как и образование, географическая миграция рабочих влечет за собой издержки в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Короче говоря, нанимаемые рабочие воплощают в себе будущий поток трудовых услуг. Согласно теории человеческого капитала, производительность труда и соответственно рыночная стоимость трудовых услуг (заработная плата) определяются в значительной степени тем,  сколько отдельный человек, его или ее семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и обучение, здравоохранение и размещение рабочих мест.

         Различают две формы оплаты  труда: сдельную (когда в основу расчета берется количество работы и расценка за ее единицу) и повременную (когда в основу расчета берется тарифная ставка за час работы или оклад и отработанное время). Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно - правовых форм устанавливается законодательством.

         В настоящее время во всех развитых странах устанавливается минимальная заработная плата. Она обычно составляет прожиточный минимум или чуть больше этого. Среди экономистов идет дискуссия о необходимости и эффективности этого ограничения как средства снижения уровня бедности.

         Основным аргументом против минимальной заработной платы является такое положение на рынке, когда минимальная заработная плата будет выше конкурентной (равновесной). Вследствие этого рабочие, которые хотели бы работать за более низкую зарплату, не будут получать вообще ничего, а фирмы, которые хотели бы нанять этих рабочих буду закрыты.

         Можно прийти к выводу о двойственности воздействия повышения  уровня минимальной заработной платы. У рабочих, сохранивших работу, уровень жизни повышается, а те, кто потерял ее, еще глубже погружаются в бедность.

         Рассмотрим дифференциацию ставок заработной платы в разных отраслях, на разных рынках и между разными рабочими. Общий ответ на вопрос дает взаимоотношение между спросом и предложением, точнее их различные величины на различных рынках труда. Мы должны рассмотреть, почему существуют эти различия.

         Наверное, всем ясно, что не все люди имеют одинаковые таланты, возможности для развития и образования. По мере их способностей, рабочие делятся на группы неконкурирующие между собой на рынке. Способ разделения довольно прост, однако четкие границы между группами не существуют. Каждая из групп  включает в себя одну или несколько профессий, которые определяют состав данной группы. Например, небольшое количество людей имеют способности быть хорошими спортсменами, художниками или учеными, но еще меньшее количество может позволить себе заплатить за дальнейшее обучение. Это приводит к уменьшению предложений на рынке - увеличивается заработная плата. Такие группы не конкурируют друг с другом, или с другими менее квалифицированными группами.

         Совсем иная ситуация возникает при труде неквалифицированных или полуквалифицированных рабочих. Работники таких профессий легко могут заменить друг друга, потому что все могут выполнить и ту и иную работу, однако они не составляют конкуренцию программистам или электрикам, которые находятся в другой, более ограниченной группе.

         Конечно, каждый рабочий может повысить свою квалификацию и перейти в другую, более высокооплачиваемую группу. Очередная проблема состоит в высокой оплате за получение образования. Низкооплачиваемому рабочему намного сложнее собрать достаточную для обучения на экономическом, медицинском или юридическом факультете сумму, чем детям уже состоявшихся медиков, экономистов или юристов, что обуславливает сохранение дифференциации заработной платы между группами.

         И, наконец, необходимо отметить, что понятие неконкурирующих групп можно применять к отдельным подгруппам и даже к отдельным лицам в данной группе[4]. Химику-органику - обладателю нобелевской премии, например, могут платить намного больше за его исследовательскую работу, чем другому, ничем не отличившемуся химику. И такая ситуация возникает почти во всех неконкурирующих группах.

         И все-таки, почему рабочие одной профессии, выполняющие одинаковую работу, получают  разную заработную плату? Это можно объяснить некоторыми отклонениями в условиях чистой конкуренции в связи с ограничением мобильности рабочих.

      Географическое ограничение.

         Географическая дифференциация заработной платы вызывается нежеланием или отсутствием возможности у рабочих мигрировать. Примеров здесь можно привести много, это главным образом связано с трудностями при переходе к работе на новом месте.

         Социологическое ограничение.

         Здесь различия в зарплате основаны главным образом на дискриминации. Например, женщины обычно получают меньше мужчин, несмотря на закон. Нужно отметить и о расовой дискриминации.

         Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.

         Новыми направлениями в области социальных гарантий стали индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и др.). Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Все они образуются за счет специальных целевых отчислений и других источников, функционируют автономно от государственного бюджета, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ.

         Предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают формы и системы оплаты труда - тарифные ставки и оклады. Государственные тарифные ставки и оклады на предприятиях могут использоваться в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности условий выполняемых ими работ.

         Заработная плата работника предприятия облагается следующими налогами:

1% - в Пенсионный Фонд РФ;

12%  -  подоходный налог (на заработную плату не более двадцати млн. в  год - начисляется нарастающим итогом  за год).

         И, таким образом, работник получает на руки приблизительно 88% от  ставки (начисленной заработной  платы).

Само же предприятие облагается (на фонд  оплаты труда)[5]:

         28 % - в Пенсионный Фонд РФ;

  1,5 % - в Фонд занятости населения;

         5,4 % в Фонд  социального страхования РФ

    0,2 % - в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования;

    3,4 % - в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования;

    1 % - сбор на нужды образовательных учреждений;

    1% - транспортный налог.

         Таким образом, предприятие платит в бюджет 40,5 % (на сумму ФОТ). В данной ситуации выгодно ли предприятию начислять работникам большую заработную плату? Ответ ясен - нет. Руководители предприятий предпочитают устанавливать сравнительно небольшую заработную плату и компенсировать ее размер премиями, дотациями и т.д. В данном случае проигрывает государство.

3. Задача

По приведённым данным определить влияние выручки от продаж, производительности труда и средней заработной платы на фонд оплаты труда. По результатам расчетов сделать выводы.

                                                                                                (тыс.руб.)

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Выручка от продаж

17600

18200

Производительность труда

Средняя заработная плата

13,2

15,7

Фонд оплаты труда

2375

2760

Решение.

Обозначим выручку от продаж за B, производительность труда ПР, средняя заработная плата СР, а фонд оплаты труда ФОД. Тогда

(1) ПР= В/ЧИСЛ, где ЧИСЛ- число рабочих.

(2)  ЧИСЛ=ФОД/СР.

Из (1) и (2) следует, что:

ПР=(В*СР)/ФОД.

Подставим данные нам значения для прошлого и отчётного года.

ПР1=17600*13,2/2375=97,8 (тыс.руб./чел)

ПР2=18200*15,7/2760=103,5 (тыс.руб./чел).

Теперь проанализируем влияние выручки от продаж на фонд заработной платы.

Фонд оплаты труда, при неизменном количестве рабочих, напрямую зависит от средней заработной, которая в свою очередь определяется за счёт производительности труда. В отчётном годе производительность труда заметно выросла, что привело к увеличению выручки от продаж. Заметим, что при увеличении выручки от продаж на ((18200-17600)*100%)/17600=3,4 %, фонд оплаты труда увеличился заметнее, а именно на ((2760-2375)*100%)/2375=16,2%. Отсюда следует, что руководство направило полученные средства на увеличение заработной платы, выплату премий.

Аналогично выведем зависимость между увеличением производительности труда и увеличением фонда заработной платы. Увеличение производительности труда вынудило руководство поощрить работников повышением зарплаты или выплатой премий. Как следствие, выросла средняя заработная плата, а вместе с ней и Фонд оплаты труда. Причём, при росте производительности труда на ((103,5-97,8)*100%)/97,8=5,8, фонд оплаты труда увеличился на 16,2%. Между ростом производительности труда и средней заработной платы (а, следовательно и фондом оплаты труда) существует тесная связь, поэтому важное значение в процессе анализа имеет оценка соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы. Заметим, что средняя заработная плата увеличилась на ((15,7-13,2)*100%)\13,2 =18,9%, что заметно больше роста производительности труда.

Вывод:

Увеличение производительности труда в 1,05 раз повлекло за собой увеличение выручки от продаж с 17600 тыс.руб. до 18200 тыс.руб., т.е в 1,034 раз. Наряду с этим была заметно увеличена средняя заработная плата (в 1,19 раз) , что привело к увеличению фонда оплаты труда в 1,16 раз.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Вайнтруб Р., Савельзон О. Как разработать эффективный и надежный маркетинговый план. Методология науки о принятии решений в практике российского менеджмента. // «Фармацевтический вестник», 2001, №18

2.     Шелепенко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2001 – 544

3.     Кеворков В. В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга: Учебно- методическое пособие. М.: ИСАРП, «Бизнес – Тезаурус», 1998, 1999.

4.     Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. - “Основы менеджмента”, М.: Дело,     2002.

5.     Аренков И. А., Багиев Е. Г. Бенчмаркетинг и маркетинговые решения. // www.cfin.ru 

6.     Бизнес-планирование. Маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия. // www.siora.ru


[1] Вайнтруб Р., Савельзон О. Как разработать эффективный и надежный маркетинговый план. Методология науки о принятии решений в практике российского менеджмента. // «Фармацевтический вестник», 2001, №18, с.59.

[2] Шелепенко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2001 – с. 544.

[3] Кеворков В. В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга: Учебно- методическое пособие. М.: ИСАРП, «Бизнес – Тезаурус», 1999. – с. 129

[4] Пол Хейне - “Экономический образ мышления”, М.: Дело, 1998, – с.76.

[5] Савченко П., Федорова М., Шелкова Е., // Российский экономический журнал №8 2001, с.77.