Деятельность  кадровых аппаратов

органов внутренних дел по работе с персоналом

                                      

адъюнкт А.Г. Пермяков

к.ю.н. доцент С.С. Козлов

В настоящее время в сфере теории управления социальными организациями происходит изменение общей системы взглядов на стиль управления. Появляются новые тенденции развития, в которых, персонал, начинают рассматриваться как основной ресурс данной организации, в первую очередь определяющий успех ее деятельности. Это характерно и для органов внутренних дел.

  Анализ литературы по проблеме управления кадрами дает основания для выводов о том, что на смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые надо сокращать, приходит теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из важнейших ресурсов, которым надо грамотно управлять, создавать условия  для его развития, вкладывать в него средства[1].

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в каждой социальной организации, в том числе и в органах внутренних дел, является кадровый аппарат (отдел кадров), на который возложены функции по приему и увольнению работников, организации их обучения, повышения квалификации, переподготовки. Следует отметить, что новая роль человека как ключевого ресурса организации потребовала значительного расширения функций, выполняемых кадровыми аппаратами наряду с чисто кадровыми вопросами  (прием и увольнение кадров, их учет, организация  обучения и переподготовки). Им приходится решать задачи по оценке и подбору кандидатов на вакантные должности, анализу кадрового потенциала и потребностям в персонале, управлению профессиональным продвижением  работников, предотвращению конфликтов, регулированию правовых вопросов  трудовых отношений и многие другие, которые в современных условиях выдвинулись на первый план и в решении которых заинтересована каждая организация.

Для эффективного решения вопросов, связанных с управлением кадрами, в любых социальных организациях, к числу которых относятся и органы внутренних дел, необходимо наличие “успешного взаимодействия отдела кадров с линейными руководителями всех уровней”[2]. Поэтому представляется очевидным, что организация такого взаимодействия должна  осуществляться на основе нормативных документов, закрепляющих взаимные права и обязанности взаимодействующих сторон. И  тогда  уже можно будет говорить о возможности эффективного решения существующих кадровых проблем.

Очень интересна идея С.В.Шекшни о введении в практику управления кадрами понятия “концепция двойной или совместной ответственности”. В соответствии с этой концепцией и специалисты отдела кадров, и линейные руководители несут ответственность за реализацию основной  задачи управления кадрами - повышение эффективности  их использования. Хочется уточнить, что под  использованием человеческих ресурсов в данном случае понимается “ процесс рациональной расстановки сотрудников в соответствии с их специальностью  и способностями, четкого определения их функций, задач, прав и ответственности, создания необходимых условий для реализации ими своих задач и функций , обеспечение стимулирования и контроля за  их деятельностью”[3]. И это правильно, так как отдел кадров решает задачу эффективного управления персоналом путем создания общих условий, (систем, процедур, программ), которые  способствуют реализации потенциала каждого сотрудника и осуществлению контроля за ними, а линейные руководители  призваны  заставлять эти системы работать, так как  они  осуществляют ежедневное управление людьми .

Учитывая вышесказанное, можно сделать предположение, что при решении многих проблем, среди  которых важное место занимают кадровые, объективно  существует взаимодействие руководителей служб, подразделений и сотрудников отделов кадров, выполняющих функцию управления кадрами в любой организации, в том числе и в органах внутренних дел. От того насколько это взаимодействие будет эффективным, во многом  зависит и успешное выполнение стоящих  перед организацией задач. Вместе с тем следует отметить еще  недостаточную научную разработанность этой проблемы, что затрудняет совершенствование правового регулирования механизма взаимодействия.

Полученные новейшие результаты в научно-исследовательской работе могут использоваться как в практической деятельности органов внутренних дел так и в учебном процессе вузов МВД России.[4]


[1] Акимова М.А. Взаимодействие кадровых и отраслевых служб в процессе управления кадрами. Труды Академии управления.- М., 1998.

[2] Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 1996. С.74.

[3] Дроздов  В.А. Организация работы с персоналом в системе управления органов внутренних дел. – М., 1996. С.23.

[4] Рухтин А.Е.     Образовательная политика МВД России: проблемы и перспективы. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Екатеринбург 1998 г. С.60