Содержание
Введение..................................................................................................... 3
1. Новые информационные потребности. Новые группы пользователей
библиотек.............................................................................................. 4
2. Новые услуги библиотек....................................................................... 7
3. Изменения технологических процессов выполнения отдельных услуг 10
Заключение.............................................................................................. 18
Используемая литература....................................................................... 19
Введение
В конце XX в. каждый человек, социальные институты, человечество в целом осмысливают события проходящего столетия, пытаются понять суть изменений на пороге нового века. Для библиотечного дела такой анализ тоже необходим.
В данной работе ставится более скромная задача — показать изменения, которые произошли в такой библиотечной деятельности, как обслуживание, в последнее десятилетие.
Это необходимо, поскольку при изучении библиотечного обслуживания студенты пользуются учебником и учебными пособиями, которые базируются на реальности 80-х годов.
Наиболее глобальным фактором, влияющим на развитие всех сфер человеческой деятельности, и в частности библиотечного дела, является информатизация. Она вносит изменения в потребности пользователей, в профессиональные требования к библиотекарю, в видовой и содержательный состав фонда, технологию и организацию всех библиотечных процессов, в том числе обслуживания.
На библиотечное обслуживание оказывают влияние и чисто российские реалии: социально-экономические изменения, в том числе развитие рыночных отношений, самоопределение регионов, реформа системы образования, нестабильность, перемены в структуре занятости населения. Библиотеки не получают необходимого бюджетного финансирования, но имеют большую самостоятельность, в частности, в привлечении внебюджетных средств. Библиотеки активно стремятся адаптироваться к современным требованиям, однако особенно трудно это дается крупным библиотекам, обладающим большим книжным фондом, сложной негибкой структурой и совершенно недостаточным финансированием, чтобы преобразовать свои ресурсы на основе новых информационных технологии.
1. Новые информационные потребности. Новые группы пользователей библиотек
Развивающиеся процессы информатизации общества, компьютеризация деятельности социальных институтов (школ, вузов, фирм, системы здравоохранения и других институтов, с которыми человек сталкивается в реальной жизни), появление компьютеров, видео в семьях изменили требования людей и к сфере библиотечного обслуживания.
На потребности людей влияют и другие факторы, в частности, реформа системы образования, которая определила возросший спрос на образовательные услуги и др.
В чем проявилось изменение потребностей? Какие новые потребности прослеживаются в последнее десятилетие? Конечно, спрос имеет свою специфику для разных типов библиотек и для каждой конкретной библиотеки. Но можно выявить и общие для всех библиотек изменения. В библиотеки по-прежнему обращаются за книгой, журналом, газетой, за копиями статей из них. Но уже просят также аудио я видеокассету, хотят получить возможность перезаписать информацию с библиотечных кассет на свои собственные.
Библиотеки, как и всегда, выполняют библиографические справки, но увеличился спрос на тематические библиографические и фактографические справки. Растет число запросов на правовую, экономическую информацию. Выполнить их библиотека уже не может, опираясь только на библиографические картотеки и не используя, скажем, юридическую базу данных Тарант" или "Консультант — плюс" и др. На помощь в выполнении справок приходят диски CD-ROM.
Свои специфические потребности имеют такие относительно новые, выделяемые библиотеками группы пользователей, как: депутаты, работники администрации, предприниматели, фермеры, лица, потерявшие работу и пытающиеся переквалифицироваться[1].
Во всех типах библиотек растет число пользователей-студентов. Нынешняя ситуация с наплывом студенчества во многом временная, связанная с появлением новых, в том числе коммерческих, учебных заведений, не имеющих библиотек; с недостатком новых учебных пособий, что побуждает преподавателей рекомендовать учащимся монографии, статьи; с изменившимся ввиду материальных трудностей режимом работы многих вузовских библиотек (открыты до 17—18 часов, в то время, как публичные библиотеки до 20—21 часа).
Наиболее спрашиваемые темы — бизнес, демократия, российская история в периоды реформ, предреволюционный период, андеграунд, литература русского зарубежья, русская философия, этика, социология, экология, иностранные языки.
Интерес к прошлому и настоящему своего края, своего народа стимулирует обращение пользователей к краеведческой литературе, изданиям на национальных языках.
Высокие информационные технологии меняют сам способ пользования библиотекой. Кроме пользователей, которые находятся физически в сфере обслуживания библиотеки, в неё "входят" через локальные сети или с помощью Интернет люди, которых библиотекарь не знает лично, а лишь обнаруживает их адресные данные на своих серверах. Нельзя сказать, что такой виртуальный пользователь совсем новое для библиотеки явление.
В далекой ретроспективе библиотекой пользовался читатель, который просматривал книги из её фонда в помещении библиотеки. С развитием книгопечатания и соответственно доступности изданий, библиотеки стали выдавать книги на дом по абонементу. Человека, бравшего таким образом книги, журналы и др., называли в XIX в. подписчиком. Посещение библиотеки подписчиком было более кратковременным и редким, чем читателя-пользователя читальни (читального зала).
В середине XIX в. появляется читатель, не посещающий библиотеку, иногородний подписчик. Чтобы выполнить запросы этих читателей, библиотеки стали использовать формы обслуживания, которые уже в XX в. получили название заочного (ЗА) и межбиблиотечного абонементов (МБА). В начале XX в. возникли справочное обслуживание по телефону и пользователь этой формы обслуживания.
В условиях МБА, ЗА, справочного обслуживания по телефону библиотека впервые стала обслуживать пользователей (абонентов), которые находятся вне поля зрения библиотекаря и для которых сам библиотекарь невидим. Сегодня такого пользователя мы называем виртуальным. Понятие "виртуальный" здесь рассматривается как "такой возможный объект, который нами еще не воспринимается как что-то определенное, но способный при наличии известных условий возникнуть, проявиться".
В конце XX в. в условиях развития локальных сетей и Интернет появляется новая разновидность удаленного (виртуального) пользователя. Если сведения об абонентах МБА, ЗА поступают через бланк-заказ МБА, письмо читателя при ЗА, данные о читателе при телефонном запросе записываются в документах справочной службы, то есть достаточно полно отражаются на бумажном носителе, то единственным идентификатором нового удаленного пользователя является его код, который фиксируется на сервере библиотеки. Итак, сегодня мы наблюдаем тенденцию увеличения категории удаленных от библиотеки пользователей, а следовательно, расширение поля доступа к библиотечной информации.
Характерной особенностью новой категории удаленных пользователей является высокая информационная культура. Некоторые из них проявляют живой интерес к развитию библиотечного дела. Так, в сети Интернет есть страница "Переписка и обсуждение библиотечных проблем", в рамках которой её пользователи (и, очевидно, одновременно читатели библиотек), рассматривая проблемы цифровых библиотек, высказали заинтересованность в привлечении к их решению библиотекарей как профессионалов. Это свидетельствует о возможных новых гранях взаимоотношений библиотеки и пользователей.
2. Новые услуги библиотек
Как библиотеки отвечают на изменение потребностей пользователей? Конечно, изменением предоставляемых услуг, которое сопровождается изменением технологии их производства, структуры (организации) обслуживания, изменением всей библиотечной среды.
В последнее десятилетие библиотеки не ограничиваются наблюдением за меняющимися запросами, но все чаще прибегают к маркетинговому исследованию, для проведения которого приглашают социологов, психологов. При этом исследуется мнение пользователей об обслуживании по широкому спектру вопросов (услуги, отказы, степень комфорта, режим работы, требования к библиотекарю и др.), а также изучается информационный рынок в целом. Таким образом, библиотека обретает механизм постоянного положительного изменения[2].
На базе этих исследований библиотеки определяют возможные новые услуги, связанные с современными техническими средствами и информационными технологиями.
Библиотеки предоставляют электронный каталог, проблемно-ориентированные базы данных (в том числе, библиографические, реферативные, полнотекстовые БД на CD-ROM), делают распечатки из них, запись на дискеты пользователя.
Выполняют копии звукозаписей, видеозаписей, предлагают услугу сканирования документов, выдают напрокат видео и другую аппаратуру. Полнотекстовые электронные документы тоже становятся доступными пользователям. Предоставляются сетевые услуги (Интранет, Интернет), машинное время для персонального пользователя ПЭВМ, распространяются программно-информационные продукты. В рамках Интернет предлагаются электронная почта, WEB-страницы, телеконференции. На WEB-серверах библиотек, как правило, можно найти самую новую информацию, в ряде случаев обеспечивается возможность выхода к электронным каталогам, базам данных (БД) с различными запросами, при этом к платным базам данных нет свободного доступа. В Интернет сейчас широко используются мультимедийные технологии, позволяющие организовать трехмерное пространство, представлять не только статическую визуальную информацию (текст, графика), но и динамическую (речь, музыку, видео, анимацию и др.) По-прежнему пользуются вниманием пользователей услуги ксерокопирования, факса[3].
Расширяется спектр информационноемких услуг, эффективных только при использовании компьютерных технологий и предполагающие анализ текста. Это фактографические, концептографические, аналитические, переводческие услуги. Так, библиотеки проводят маркетинговый анализ, конъюнктурные исследования, предоставляют аналитические обзоры, дайджесты, фактографические досье на основе данных Интернета, осуществляют поиск покупателей или продавцов товаров, услуг и др. Эти формы услуг особенно необходимы специалистам местной администрации (информационное обеспечение местного самоуправления сейчас — одна из задач муниципальных библиотек), представителям малого и среднего бизнеса. Одновременно, выполняя такие услуги, библиотекари овладевают методами научного исследования, деятельность библиотекаря приобретает более высокий интеллектуальный уровень.
Маркетинговые исследования являются основой для разработки библиотеками целевых комплексных программ, значимость которых признается и финансируется администрацией региона. Назовем, например, программу "Павленковские библиотеки" Свердловской областной универсальной библиотеки им. В. Г. Белинского.
Следуя за потребностями пользователей, многие публичные библиотеки особое внимание уделяют предоставлению информации для населения, оперативной информации о том, где можно получить то или иное образование, купить определенный товар, посмотреть спектакль, как добраться до пункта назначения, как провести свадьбу, проводы на пенсию, как накрыть праздничный стол, где находится та или иная организация (справки по поиску адресов учреждений, предприятий весьма распространены) и т. п. Выполняются и такие услуги, как сверка цитат и библиографических ссылок для дипломных и диссертационных работ, публикаций, что ранее редко практиковалось из этических соображений.
Рост числа студентов побуждает некоторые универсальные библиотеки заключать с коммерческими учебными заведениями договора на обслуживание их учащихся (договорные услуги). Заключают договора о комплексном информационном обслуживании и с департаментом образования. Договорные отношения (на комплексное обслуживание, включающее разные услуги) складываются у библиотек с предприятиями, фирмами.
Развиваются обучающие услуги, в частности, занятия, курсы, консультации по работе в Интернет (известна, например, форма "День Интернет"), пользованию электронными каталогами, базами данных. Некоторые библиотеки ведут обучение в области информационного сервиса. По-прежнему ведутся библиотечно-библиографические занятия, работают молодежные клубы (английского языка, клуб молодых экономистов и юристов и др.).
Некоторые библиотеки выполняют также издательские услуги. Кроме своей продукции (библиографических указателей, методических материалов), публикуют официальные материалы за последние годы, значимые статьи из периодики, аннотированные списки иностранных учебников и др. Изготовляют также визитные карточки, объявления, бланки.
Конечно, и традиционные формы услуг пользуются спросом пользователей: библиографические и фактографические справки, тематические подборки, библиографические списки и, безусловно, выдача книг, периодических издании. Теперь к ним присоединяется выдача компакт-дисков, аудио и видеокассет. Широко распространены платные варианты выдачи изданий (например, ночной абонемент). При проведении встреч, обсуждений, лекториев, гостиных, викторин, конкурсов, экскурсий, организации выставок, презентаций используются видеокассеты, компакт-диски[4].
Предоставляемые сегодня библиотеками услуги отражают переходный период в деятельности библиотек, противоречие между новыми техническими возможностями и финансовыми, трудовыми ограничениями. Так, информация о наличном фонде за последние несколько лет предоставляется уже посредством электронных каталогов, в то время как основные документные ресурсы пока отражены в карточных каталогах. Однако некоторые библиотеки осуществили конверсию старых каталогов и, таким образом, получили электронный каталог на весь свой фонд.
3. Изменения технологических процессов выполнения отдельных услуг
Технологический процесс обслуживания можно определить как последовательность действий (операций, процедур) библиотекаря над предметом труда (запросом), направленных на предоставление пользователю определенной услуги. Технологические процессы выполнения разных форм услуг весьма различны. Поэтому библиотечный персонал специализируется на определенных процессах, а в средних и крупных библиотеках даже на определенных процедурах или операциях, чтобы оперативнее выполнять запросы пользователей (например, в отдельное подразделение выделяется запись пользователей; прием запроса и выдача документов разделены и т. д.).
Новые информационные технологии вносят существенные изменения в технологический процесс выполнения значительной части услуг; меняется акцентировка блоков модели технологического процесса обслуживания (включает три блока: подготовка к обслуживанию, реализация услуги, анализ обслуживания).
Если при ручном выполнении технологического процесса основные усилия библиотекаря были направлены на реализацию услуги: прием запроса, его уточнение, выбор элемента СПА, в который нужно обращаться (алфавитный, систематический каталоги на русском или иностранных языках, картотеки и т. п.), поиск, идентификация найденного документа с запросом, группировка документов, их запись, то в условиях использования современных технологий блок реализации услуг осуществляется почти без участия библиотекаря, посредством программного обеспечения (при разработке которого осмыслен и овеществлен традиционный опыт библиотекаря) и работы самого пользователя при отборе нужной ему информации. И алфавитный, и тематический, и нумерационный поиск теперь можно осуществлять в одном, а не в разных массивах (картотеках, каталогах). Правда, в зависимости от того, библиографическая или фактографическая информация необходима, сохраняется потребность выбора электронного каталога или определенной проблемно-ориентированной базы данных. В связи с увеличением в библиотеках количества баз данных возникает проблема создания поисковой системы для выбора нужной базы, но это уже вопрос подготовки к обслуживанию (т. е. первого блока).
Поэтому основные усилия библиотекарь теперь должен сосредоточить на первом и третьем блоках технологии, т. е. выявить потребности пользователей и возможности по их удовлетворению, продумать и организовать в соответствии с ними новые виды услуг (Интернет с электронной почтой, интерактивным общением и др., использование оптических носителей информации), а также информационноемкие услуги, связанные с анализом текста, создать комфортную библиотечную среду (доступность информации мировых ресурсов, удобство ориентировки в них, духовность общения и т. п.) как для удаленных пользователей, так и тех, кто приходит в библиотеку, а также систематически анализировать работу системы обслуживания, чтобы учесть изменения, новые требования к ней и осуществлять обслуживание в соответствии с ними.
Таким образом, с внедрением новых технологий и носителей информации процесс обслуживания становится для пользователя практически невидимым, в известной мере виртуальным. Большое значение в нем приобретают организационные вопросы подготовки и анализ, он требует больших интеллектуальных усилий в связи с предоставлением информационноемких услуг.
В определенной степени технологический процесс обслуживания обезличивается (теперь он меньше зависит от личных качеств библиотекаря и пользователя), хотя, учитывая психологию человека, в будущем программными средствами можно имитировать общение, голос библиотекаря, его лицо. Основные новшества вносятся в технологический процесс документного, справочного, консультационного обслуживания, в то время как технология ряда услуг, например, вечеров, встреч и т. п. в значительной степени осуществляется традиционно. Правда, облегчается подготовка мероприятий (отбор документов, составление сценария, тематико-экспозиционного плана, списков и т. п.) и расширяется доступ к мероприятию пользователей (через каналы связи или тиражирование (например, запись на видеокассету).
Некоторые современные системы (например, служба First Search OCLC) имеют механизм истории поиска, благодаря которому сохраняются все предшествующие запросы, что позволяет просматривать список этих запросов вместе с использованными в них словами и индексами, результаты поиска, комбинировать новые поисковые признаки с предыдущими. В некоторых системах разрабатываются разные режимы составления запросов: ориентированные на пользователя, не имеющего навыков поиска, и на профессионала.
Меняется технология такого традиционного вида обслуживания, как абонементное, предполагающее выдачу книг, периодических и других изданий на дом, не только в плане поиска, но и слежения за задолжниками. Так, в ряде вузовских библиотек используется программное обеспечение, которое автоматически определяет сроки пользования документами в зависимости от количества экземпляров книг, находящихся в обращении и на полке, и от интенсивности поступления запросов на данную книгу. При отсутствии книги читателю называется ожидаемый срок её сдачи. Всю эту информацию может получить сам читатель, работая с системой. Система не принимает запрос от задолжника. Статистика системы предоставляет сведения о книговыдаче, максимальном спросе, задолженности, книгах, не пользующихся спросом, о количестве книговыдач. выполненных разными сотрудниками.
В обслуживании происходят и более кардинальные изменения. Пользователю скоро не нужно будет идти в библиотеку, чтобы получить книгу из библиотечного фонда, он её сможет прочитать на экране своего компьютера. Наряду с межбиблиотечным абонементом (МБА), в технологию которого все чаще входит получение запросов и заказ документов по электронной почте, начинает использоваться технология электронной доставки документов (ЭДД). При этом по запросу (он заполняется пользователем на основе поиска в БД на CD-ROM или электронных каталогах через Интернет) найденный источник информации сканируется, и электронная копия либо через электронную почту транспортируется на сервер пользователя, либо сообщается адрес копии на сервере библиотеки-фондодержательницы, чтобы заказчик забрал копию. Отсутствие информации в электронной форме о полном составе документов у основных фондодержателей России — основное препятствие распространения ЭДД внутри страны и обеспечения связи с зарубежными библиотеками. Впрочем, отсутствие сводных каталогов всегда затрудняло обслуживание и по МБА. В этом случае новые проблемы есть продолжение старых. Но ЭДД ставит и проблему разработки правовых основ предоставления электронных копий, соблюдения авторских прав; возникают нарекания пользователей относительно качества полученных копий, вопросы транспортировки файлов больших объемов, сложности "раскрытия" полученного файла. В целом же обслуживание пользователей в электронной среде ускоряет поиск и получение первоисточников, позволяет удовлетворять запросы в условиях снижения объемов комплектования фондов. Консультационное и справочное обслуживание, информирование о новых документах по теме или об актуальных проблемах, сведения о рекламе становятся доступными без посещения библиотеки; даже участвовать в библиотечной конференции, вечере и т.п. можно, не посещая библиотеки, через каналы связи.
Принципиальное отличие обслуживания, использующего новые информационные технологии, от традиционного в том, что пользователю становятся доступными мировые ресурсы (а не одной библиотеки или некоторой сети библиотек). Второе отличие в том, что традиционное обслуживание предполагает приход пользователя в библиотеку, а новое само приходит к пользователю (в дом, на службу и т. п.), т.е. создает не массовые или групповые, а индивидуальные условия потребления информации. Третье существенное отличие в том, что, традиционное обслуживание ориентирует пользователя, главным образом, в документах, а новое — также и в текстах (раскрывая их, предоставляя концептографическую, конъюнктурную информацию и т. п.). Это то, о чем всегда мечтали люди — иметь под рукою в любое время любую нужную информацию[5].
Конечно, в ближайшие десятилетия библиотека сохранится и в электронном варианте, и в смешанном. И будут в неё обращаться не только по каналам связи, но и просто приходить полистать книги.
Получает развитие еще одна тенденция библиотечного обслуживания — оно все более становится самообслуживанием, ведь пользователь, работая на компьютере, сам продумывает стратегию поиска, входит в информационные сети, в том числе библиотечные, сам уточняет свой запрос, используя разноуровневые программные меню, мысленно "составляет" поисковое предписание, осуществляет поиск по разным признакам (библиографическим элементам, ключевым словам, индексам), идентифицирует свой запрос и те данные или документы, которые предоставляет информационная система, определяет релевантность, т.е. соответствие выдачи запросу, группирует полученные данные, документы. Подобное самообслуживание (только на другом информационном уровне) мы наблюдаем при организации обслуживания в фонде открытого доступа, правда, в этом случае фиксацию документа и передачу его пользователю производит библиотекарь.
Библиотечное обслуживание уже давно представляет собой многоуровневую систему, поскольку без связи с другими библиотеками многие запросы пользователей не могут быть удовлетворены. Современные технологии, особенно Интернет, усиливают эту характеристику обслуживания. Интернет представляет собой всемирное объединение взаимосвязанных компьютерных сетей. Локальная сеть библиотеки получает доступ к глобальной сети Интернет при установлении соединения с компьютером сервис-провайдера — организации, сеть которой имеет постоянное подключение к Интернет и предоставляет услуги другим организациям и отдельным пользователям. Региональный сервис-провайдер, работающий с конечным пользователем, подключается, в свою очередь, к более крупному провайдеру — сети национального масштаба, имеющей узлы в различных городах страны или нескольких странах. Национальные сети получают доступ в глобальный Интернет путем подключения к международным сервис-провайдерам — сетям, входящим в мировую магистральную инфраструктуру Интернет. Региональные и национальные провайдеры, как правило, имеют связи между собой. Российские пользователи пока большую часть информации потребляет из зарубежных сетей.
Новые технологии открывают перед библиотечным обслуживанием широкие горизонты, но и их использование ставит проблемы: несовместимость разнообразных технологических продуктов, их быстрая устареваемость; отсутствие у пользователей знаний, навыков, подготовки для навигации по современным супермагистралям (аналогичная трудность существует и при традиционном обслуживании); проблема упорядочения информационных потоков в этих магистралях, в противном случае — затруднения ориентации пользователя. Последнее, в сущности, — проблема поиска информации (как конкретных сведении, так и источников информации по определенному кругу вопросов), которая становится все острее с ростом объема информационного наполнения Интернет. Нахождение нужной информации облегчает использование имеющихся в этой сети поисковых систем и печатных справочников по ресурсам Интернет.
Переход на новые информационные технологии требует принятия управленческих решений. Одно из средств управления — технологическое проектирование.
Технологическое проектирование начинается с операционного анализа выбранного процесса, составляется технологическая карта. Проводится также анализ типовых регламентирующих документов. Следующая стадия проектирования сводится к адаптации нормативных вариантов для условий конкретной библиотеки, добавляются некоторые операции, другие исключаются. Затем осуществляется операционное нормирование выполняемой работы: по типовым нормативным документам подбираются нормы времени. Фиксируется наличие техники, составляются блок-схемы процесса, проводится оценка экономической эффективности технологического процесса. Разрабатывается технологическая документация, фиксирующая принятые технологические решения.
Заключение
В настоящей работе рассматривались вопросы, связанные с применением новых информационных технологий в библиотеках.
Описывается новая категория пользователей библиотек, которые могут получить доступ к ресурсам библиотек, не выходя из дома – через Интернет.
Приводятся отличительные черты в работе нынешних библиотекарей, использующих современные информационные технологии от библиотекарей предыдущих периодов.
Также в работе говорится о том, что пользователь может получить доступ не только к фондам библиотек своего города, но, в принципе, используя Интернет, может получить доступ к фондам мировых библиотек.
Используемая литература
1. Азарова В. А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря: Монография / МК РФ; Самарская гос. академия культуры и искусств. — Самара, 2004 — 145 с.
2. Алтухова Г. А. Профессиональная этика библиотекаря / МК РФ; МГУК.—М., 2003. —90с.
3. Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / Под ред. А. Я. Айзенберга. — М.: Изд-во МГУК, Изд-во ТОО Либерия, 2002. — 200 с.
4. Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Современные тенденции корпоративной работы библиотек в сетях передачи данных / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, М. Н. Усачев. — М.: Либерея, 2003. —224с.
5. Васильев В.В., Сороколетова Н.В., Хливненко Л.В. Освой компьютер САМ. – Воронеж. – 2001. – 127 с.
[1] Алтухова Г. А. Профессиональная этика библиотекаря / МК РФ; МГУК.—М., 2003. —стр. 31
[2] Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / Под ред. А. Я. Айзенберга. — М.: Изд-во МГУК, Изд-во ТОО Либерия, 2002. — стр. 89
[3] Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Современные тенденции корпоративной работы библиотек в сетях передачи данных / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, М. Н. Усачев. — М.: Либерея, 2003. —224с.
[4] Азарова В. А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря: Монография / МК РФ; Самарская гос. академия культуры и искусств. — Самара, 2004 — стр. 97
[5] Васильев В.В., Сороколетова Н.В., Хливненко Л.В. Освой компьютер САМ. – Воронеж. – 2001. – стр. 43.