Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Факультет: Финансово – кредитный

Кафедра: Менеджмента и маркетинга

Специальность: Финансы и кредит

 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика организаций (предприятия)»

Вариант 5

Выполнил:

Студент III курса Арасланова А.Н.

Проверил:

Преподаватель Чернов А.Н.

Уфа

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

   

1        Организация (фирма) в рыночной экономике. Основные

функции и цели организации в условиях рынка                     3

      

2        Практическая часть                                                                      17

3        Список используемой литературы                                             20

             

             

            1. Организация (фирма) в рыночной экономике

      Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma – подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.

В учебной литературе фирма рассматривается как определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью (производством экономических благ) и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов что как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать. Более сложное определение фирмы учитывает ее координирующую роль как механизма распределения ресурсов. Таким образом, функция организации (фирмы)  состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг.

Современная фирма – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме – ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива.

Фирма занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений.

Организация (фирма) в рыночной экономике выступает на различных рынках: производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется на локальный, национальный или международный рынок. Организация (фирма) в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает (в той или иной степени) предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуации. Рынок складывается по мере формирования определенных исторических условий, учет которых необходим при характеристике положения предприятия в рыночной экономике.

Прежде всего, это общественное разделение труда, возникновение обмена, что привело к появлению денег, которое расширяло стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. В результате появлялось товарное производство, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен другие нужные для него предметы.

Важным условием складывания экономических отношений является экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление получить в замен своего товара эквивалентное количество другого. Такое стремление возникает вследствие экономической обособленности интересов, исторически возникшей на базе частной собственности. Впоследствии экономическая обособленность начала опираться и на коллективную собственность, тоже, однако ограниченную каким-то определенным кругом интересов (кооперативы, хозяйственные общества, государственные предприятия и т.д.).

Чтобы рыночное хозяйство эффективно функционировало, необходимо еще и третье условие-самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Осуществление внерыночного регулирования хозяйством допускается в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений, представляют два полюса этих отношений. С другой стороны, сама организация (фирма) является продуктом рыночных отношений. Выделим основные, наиболее существенные признаки таких институтов координации хозяйственных действий людей:

Рынок

·        Предполагается обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственникам)

·        Господство косвенных (опосредованных) форм связей между людьми - через цены, деньги

·        Использование экономических (материальных) стимулов; исключается прямой диктант, приказ

    

Организация (фирма)

·        Основывается на концентрации (объединении) факторов производства

·        Господство прямых (непосредственных) форм связей между сотрудниками

·        Предполагается единоначалие основывается на административных методах управления

Отмеченные признаки показывают, что рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы же – это участки сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую, или иерархическую, систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.

Фирма необходима, когда благодаря ей достигается более высокая эффективность (производственные и трансакционные затраты минимизируются), чем у нескольких мелких организационных единиц, из которых она состоит. И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров организации, когда одна крупная фирма не в состоянии получить результаты. Которых добиваются две, три, или больше фирм.

На поведения каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

В любой экономической системе не только функционирует огромное количество фирм, о чем говорилось выше, но и существуют разнообразные их типы. Это связано прежде всего с разнообразием способов экономии (минимизации) трансакционных издержек. Фирма как производственная единица и инструмент предпринимательской деятельности всегда имеет ту или иную организационно - правовую форму. С правовой точки зрения под фирмой (предприятием) подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который соединяет под своим управлением факторы производства – капитал, землю и труд – с целью производства товаров и услуг.

По действующему законодательству в настоящее время в России существуют следующие организационно – правовые формы предприятий:

·        Государственное предприятие

·        Муниципальное предприятие

·        Индивидуальное (семейное) частное предприятие

·        Полное товарищество

·        Смешанное товарищество

·        Товарищество с ограниченной ответственностью

·        Акционерное общество (открытого и закрытого типов)

·        Объединение предприятий

·        Предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом

Такие понятия, как МП (малое предприятие), СП (совместное предприятие), кооператив, ныне считаются устаревшими. Они отражали не юридический статус предприятия, а некоторые его экономические особенности.  Важную роль в рыночной экономике продолжают играть государственные предприятия, которые в зависимости от способа и степени участия государства в собственности и управлении имеют следующие правовые формы: бюджетные предприятия; государственные корпорации; смешанные компании.

Роль государственного сектора заключается в том, чтобы способствовать функционирования национальной экономики в условиях, близких к экономическому оптимуму: он должен обеспечить возможность более эффективного использования ресурсов страны и увеличения совокупного продукта.

Рынок представляет собой социальный (общественный) организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ через процесс взаимного приспособления (выравнивание) спроса и предложения, формирование рыночных цен. Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене. Спрос зависит от различных факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена блага, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос.

Организация (фирма) предъявляет спрос на различные факторы производства – необходимые для производства экономических благ элементы. Спрос предприятия на ресурсы зависит от спроса потребителей на продукцию предприятия: чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы. С этой точки зрения спрос предприятия носит производственный характер.

          Предложение-количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. Предложение товаров также неразрывно связанно с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Предложения организации (фирмы) формируется с учетом трех групп факторов: предъявляемым платежеспособным спросом потребителей его продукции; имеющимся и потенциальным (планируемым) уровнем издержек производства (затрат предприятия на производство благ); общей рыночной ситуацией и поведением конкурентов.

 Рынки передают информацию в форме цен продавцам и покупателям товаров и услуг. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Равновесие достигается под влиянием конкурентной среды рынка, иначе говоря, на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяется рыночным спросом и предложением.

Мера реакции одной величины на изменение другой, называется эластичностью Эластичность, понятие играющее важную роль в изучении возможных реакций продавцов и покупателей на изменение цен. (показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент).

В итоге организация (фирма)- это такое институциональное образование в рыночной экономике, которое призвано выполнять координирующую роль в процессе распределения экономических ресурсов и в результате минимизировать трансакционные издержки участников. Фирма является вторым после потребителя основным понятием микроэкономической теории. Она определяется как некоторая организация, производящая затраты экономических факторов, таких, как земля, труд и капитал, для изготовления продукции и услуг, которые предназначены для продажи потребителям или другим фирмам.

Основные функции и цели организации

в условиях рынка

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

          Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой деятельностью понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:

·        увеличение объема продаж;

·        достижение более высоких темпов роста;

·        увеличение доли рынка;

·        увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

·        увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

·        увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);

·        изменение структуры капитала.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Существует теория жизненных циклов предприятий, согласно которой выделяется три стадии этого цикла:

Первая стадия:

Характеризуется активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.

 

Вторая стадия:

Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план.

 

Третья стадия:

Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не сколько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

Минимизация убытков является оборотной стороной конечной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связанны между собой. Будучи ориентированно на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, так и возникновение убытков.

Процветающее предприятие - это предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в международной теории и практике бизнеса концепций, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия, заинтересованы в постоянном и все более возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис.1).

рис.1

Создание ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объем продаж и, в конечном счете, увеличивать прибыль.

Основной рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия - это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество - это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (услуг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу которых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны:

1.     Выпускать высококачественную продукцию, системати­чески ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2.     Рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3.     Разрабатывать стратегию и тактику поведения предпри­ятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4.     Систематически внедрять все новое и передовое в произ­водство, в организацию труда и управление;

5.     Заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненно­го уровня, создании благоприятного социально-психологичес­кого климата в трудовом коллективе;

6.     Обеспечивать   конкурентоспособность   предприятия   и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

7.     Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

 Либо, придать товарам и услугам особые свойства, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис.2).

рис.2

Помимо получения максимальной прибыли, не менее важной целью любого пред­приятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получе­ние прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.

Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определен­ных принципов и выполнять необходимые функции.

Принцип финансовой устойчивости означает такую дея­тельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собствен­ными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение воз­можно большей прибыли или возможно высокой рентабель­ности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рен­табельность.

Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий, ведут к падению эффективности.

Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

После того как конкурентная рыночная стратегия определена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

I   этап планирования

Анализ внешней среды, то есть политическая и экономическая ситуация в стране, анализ отрасли (темпы роста. Цикличность, финансовые характеристики), анализ рынка (тактика продаж, реклама, цены), анализ спроса (изменяемость, длительность, устойчивость), анализ ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

 

 

 

II  этап планирования

Оценка потенциальных возможностей предприятия. Это позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, обеспечение принятия грамотных решений.

 

III этап планирования

Выбор вариантов развития предприятия (составление бизнес-плана: описание товаров и услуг, производственный (организационный) план, маркетинговый и финансовый планы).

Уход общества от системы плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменил условия функционирования предприятий. Предприятия, для того чтобы выжить, должны были проявлять инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.

Именно от того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием является предприятие. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продук­ции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных об­щественных форм организации производства, как концент­рация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

2.     Практическая часть

Задача 1.

          Предприятие выпустило за год тысячу изделий. Себестоимость единицы составляет 25300 рублей, цена больше себестоимости на 15%. Среднегодовой остаток оборотных средств составляет 500 тыс. рублей. Определить длительность одного оборота в днях, причем в расчете принять, что в году 360 дней.

Решение

1.     Находим цену изделия (Ц)

Ц = С + 15% = 25 300 + 15% = 29 095 руб.,

где С – себестоимость единица изделия.

2.     Находим объем выручки от реализованной продукции

Рп. = 29 095 х 1000 = 29 095 000 руб.

3.     Находим коэффициент оборачиваемости (количество оборотов за год) путем деления объема выручки от реализации продукции на средний остаток оборотных средств:

Кобор.=

Рп.

=

29 095 000

=58,19

остаток ОС

500 000

 

          

4.     Находим длительность одного оборота, в днях, путем деления количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости:

Тоб.в дн. =

360

360

= 6,2

Кобор.

58,19

    

Задача 2.

          Первоначальная стоимость металлорежущего станка составляет 600 тыс. руб., срок службы – 10 лет. Определить годовую сумму амортизационных отчислений линейным способом и по способу списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Решение:

1.       Сначала определим сумму амортизационных отчислений линейным способом.

Найдем годовую норму по формуле:

,

Где   - полезный срок службы равный 10 годам

руб.

2.       Теперь определим годовую сумму амортизационных отчислений по способу списания стоимости по сумме чисел.

 

Найдем годовую норму амортизационных исчислений:

,

где   - полезный срок службы равный 10 годам,

       - очередной год нормативного срока службы объекта

18.18%   - (первый год)

16.36%   - (второй год)

14.54%   - (третий год)

12.72%   - (четвертый год)

10.91%   - (пятый год)

9.1%   - (шестой год)

7.28%   - (седьмой год)

5.46%   - (восьмой год)

3.63%   - (девятый год)

1.81%   - (десятый год)

Найдем годовую сумму амортизационных отчислений по формуле:

 109080 руб.

 98160 руб.

 87300 руб.

 76320 руб.

  65460 руб.

      54600 руб.

  43680 руб.

  32760 руб.

  21780 руб.

  10860 руб.

Список используемой литературы:

1.   Под редакцией Осипова Ю.М. - “Основы предпринимательской деятельности”, Москва, 92г.

2.   Стэплейк Дж.Ф - “Экономикс для начинающих”, Москва, 1994г.

3.   Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стенли Л.Брю  - “Экономикс”, Москва, 1996г.

4.   Под редакцией Булатова А.С. - Учебник по курсу “Экономическая теория”, 2-е издание, Москва, 1997г.

5.   Под редакцией Перхунова А.П., Сорокина В.П. - “Сборник предпринимателя”, часть 1, Москва, МНПП “РИД-7”, 1992г.

6.   www.sbmenedgment.narod.ru

7.   www.aup.ru

8.   www.economics.claw.ru

9.   www.piter.com

_________ Арасланова А.Н.

«____»____________20___г.