Содержание

Введение. 3

1. Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры. 5

2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры. 6

3. Внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры. 13

Заключение. 18

Литература. 19

Задача. 20

                                     

Введение

         Согласно ст. 129 Конституции РФ, Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему  с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Последний назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

         Таким образом, органы прокуратуры Российской Федерации являются органом государственной власти России.

17 января 1992 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Закон Российской Федерации  « О прокуратуре Российской Федерации»,  который закрепил ее место в системе властных институтов Российского государства.

Впервые Генеральный прокурор, прокуроры республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов и районов, специализированные прокуратуры получили широкие полномочия от высшего органа законодательной власти России.

Ст. 1  указанного закона определяет прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Части 2 и 3 указанной статьи приводят обширный перечень функций прокуратуры Российской Федерации, которые она  осуществляет в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемым законом интересов общества и государства.

Эти функции в целом, сводятся к надзору за соблюдением и исполнением законов, прав и свобод человека, уголовном преследовании и других важных направлений.

Однако, во всех  направлениях деятельности этого важного государственного органа должны  иметь место общие для  них основополагающие начала, имеющие как практическую целесообразность, так и многие веками установившиеся морально-нравственные категории, признанные мировым сообществом. Эти основополагающие начала как в юридической науке, так и в других дисциплинах получили наименование принципов.

        

1. Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры.   

Толковый словарь С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает определение принципа как основного исходного положения какой либо теории, учения или мировоззрения. Это определение применимо, в основном, для науки или теоретической программы. Другое определение из того же источника  утверждает принципы как убеждения, взгляд на вещи. Это определение несет в себе этическую составляющую [ 5; с. 595  ].

Говоря о принципах организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, следует, как представляется, придерживаться обеих приведенных направлений. Если первое определение носит позитивно-рациональный характер, то второе носит характер позитивно-нравственный. Так, можно привести в пример такое рациональное основополагающее начало  деятельности прокуратуры как принцип  единства системы, которая является полезной в том отношении, что позволяет, в силу этого принципа оперативно решать вопросы защиты прав и свобод граждан.

Как этический принцип можно определить принцип гласности. Последний выполняет, наряду в со своей актуальностью, гуманистическую роль как этическое положение, повышая информированность населения, позволяющее знать им о состоянии законности и правопорядка, способствуя общему благоприятному психологическому климату в жизни населения.

 Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации отражены в ст. 4 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»

Все они  взаимосвязаны, взаимодействуют и разлиты в той или иной степени в каждом из них в отдельности и в целом как в системе. Все приведенные в указанной норме  принципы не могут действовать изолированно друг от друга.   Это позволяет вести речь о системе принципов организации и деятельности прокуратуры. Так, много ли будет стоить принцип законности при отсутствии гласности, неинформированности населения о деятельности органов прокуратуры. Понятно, что в такой ситуации неизбежно появляется соблазн нарушения правовых норм, в расчете на корпоративность.

Также единство органов прокуратуры предполагает ее независимость от остальных органов государственной власти и прокуратуры. Координируя в той или иной степени свои полномочия с полномочиями других властных органов, органы прокуратуры, в то же время, в силу своего единства, централизации и независимости,  в своей деятельности руководствуются исключительно правовыми методами, соблюдая, в свою очередь, принцип законности.

Так, согласно ч. 1 ст. 4 Закона « О прокуратуре Российской Федерации», эта организация составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, и Генеральному прокурору Российской Федерации.

В этой части нормы отражены сразу три взаимосвязанных и взаимозависимых принципа. Отсутствие принципа централизации, исключает подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим  и  сразу разваливает их единство.         

Таким образом, отдельно взятый принцип не оказывает никакого регулирующего воздействия на организацию и деятельность органов прокуратуры Российской Федерации. О влиянии принципов на построение технологии прокурорского надзора можно говорить лишь в случае, если рассматривать каждый принцип во взаимодействии с другими основополагающими началами в рамках их системы.

Принципы являются системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры.

Для полного уяснения как общих, так и внутриорганизационных принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации необходимо дать более подробную характеристику каждого из них.

2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры.

Как было указано выше, прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Рассмотрим  важное основополагающее начало – принцип единства.

Сущность этого принципа состоит в том, что все территориальные и специализированные органы прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, являют собой единую систему. Создание органов прокуратуры не входящих в эту единую систему не допускается. ( п. 3 ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированный прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. ( ч. 1 ст. 11 Закона « О прокуратуре Российской Федерации»).

Каждый прокурор действует в пределах своей территории или в сфере правовых отношений от имени  государства в рамках этой единой системы и, в пределах своей компетенции, едиными полномочиями, осуществляя их правовыми средствами.

Любой прокурор от районного до генерального обязан реагировать на выявленные незаконные правовые акты, принятые органом на который распространяется его компетенция. Для устранения этих нарушений используется единый механизм прокурорского реагирования в виде представлений, протестов, предостережений. Такие акты имеют обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами.

Действие этого принципа еще имеет техническое удобство, так как вышестоящий прокурор может поручить выполнение своих функций прокурору нижестоящему либо принять на себя его обязанности, то есть происходит взаимозаменяемость прокурорских работников. Кроме этого, вышестоящий прокурор имеет право отменить незаконное или необоснованное решение нижестоящего прокурора, кроме решений специально предусмотренных законом.

Принцип централизации – этот принцип, будучи взаимосвязанным с предыдущим, представляет собой строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих и осуществляют контроль за нею. Приказы, указания и распоряжения, положения, инструкции обязательны для нижестоящих.

Согласно ст. 17 Закона, Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры.

При этом, Генеральный прокурор, по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, назначает на должность прокуроров субъектов Федерации. Прокуроров городов и специализированных прокуратур назначает Генеральный прокурор уже без указанного согласования ( ст. 13 Закона « О прокуратуре»).

Тем не менее, назначенные по согласованию с  органами государственной власти субъектов Федерации  прокуроры подчинены и подотчетны только Генеральному прокурору.

Соответственно прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур также назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором, подчинены и подотчетны как Генеральному прокурору, так и, непосредственно, прокурору вышестоящему.

Таким образом, четко просматривается жесткое централизованное начало деятельности прокуратуры, позволяющее максимально дисциплинировать работников прокуратуры при исполнении ими своих надзорных функций.

Принцип независимости – это основополагающее начало имеет важное значение. В статье 4 Закона ему уделено наибольшее место.

Прежде всего, органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Все свои действия по осуществлению надзора, расследованию преступлений, прокурор или следователь осуществляет только на основании закона. Воздействие, в какой либо форме, указанных учреждений на прокурора или следователя прокуратуры с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет, установленную законом, ответственность. Воздействие на работников органов прокуратуры может осуществляться различными способами в зависимости от положения заинтересованного лица. Это могут быть и реальные угрозы, и создание незаконных нормативных документов,  и использование средств массовой информации. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных, назначаемых или иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления, так как это означает разделение ответственности при принятии решения и препятствует осуществлению прокурором надзора или следователя за расследованием уголовного дела, создает у них заинтересованность в желаемом для них, но противоправном результате. Как вмешательство в деятельность прокуратуры следует рассматривать обращения должностных лиц, депутатов, представителей средств массовой информации к прокурору или следователю с требованием предоставления информации составляющей служебную или следственную тайну, принуждение к выполнению каких либо следственных действий или действиям по надзору вопреки интересам соблюдения закона. Для преодоления воспрепятствования заинтересованных органов, организаций должностных лиц, используется вся совокупность правовых средств и иных воздействий, определяемых в законе. Здесь могут быть  принудительный привод, выемка, использование органов милиции, ответственность за отказ и за дачу ложных показаний и пр.

Принцип независимости организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации имеет своей составной частью принцип независимости политической. Прокурор или следователь, кроме неучастия его в работе каких либо выборных или назначаемых государственных органов еще не имеет права являться членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности. В своей служебной деятельности прокуроры и следователи не связаны решениями этих общественных объединений. Последние не могут быть также созданы в органах или учреждениях прокуратуры.

Кроме этого прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Последнее понятие  требует некоторого  раскрытия, ибо по большому счету, в том или ином виде, творческой можно назвать абсолютно любую деятельность.

Раскрывая содержание принципа независимости, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что в законе « О прокуратуре Российской Федерации» заложена норма, ограничивающая независимость прокурора субъекта федерации, назначение которого происходит по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в то время как назначение прокуроров других уровней не требует такого согласования. Тем не менее, последние, в соответствии с принципом централизации подчинены и подотчетны прокурору субъекта Российской Федерации как вышестоящему. Да и сам Генеральный прокурор, согласно Конституции РФ назначается и освобождается Советом Федерации по представлению Президента РФ. Таким образом, фактически, независимость прокурора ограничена решениями органов государственной власти, что не способствует полному соблюдению принципа независимости органов прокуратуры.

Следующее рассматриваемое основополагающее начало – принцип гласности.

Гласность - наиболее актуальная проблема современного общества. Ее отсутствие, или какое либо усечение приводит к серьезным перекосам в соблюдении прав и свобод человека. Закон « О прокуратуре Российской Федерации» прямо устанавливает для органов прокуратуры гласные действия в той мере, которая не противоречит законодательству Российской Федерации о государственной или иной специально охраняемой законом тайне. При этом, органы прокуратуры обязаны информировать органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности ( ч. 2 ст. 4 Закона « О прокуратуры Российской Федерации».

В силу этих обязанностей, Генеральный прокурор выносит ежегодное представление перед Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе. Аналогичные представления выносят прокуроры субъектов Федерации. Деятельность органов прокуратуры должна быть открытой и доступной для населения.  Повышается уровень информированности населения о состоянии законности в стране и деятельности прокуратуры по обеспечении и защите прав и свобод граждан. Как следствие этих мероприятий, рождается инициатива у граждан обращаться в органы прокуратуры по защите своих прав и свобод, либо сообщать о совершенных или готовящихся преступлениях.

В составе Генеральной прокуратуры создан центр информационных и общественных связей, который через средства массовой информации информирует о состоянии законности, сведения о прокуратуре и о проделанной ею работе. Аналогичные отделы имеются и  в органах прокуратуры субъектов Федерации.

Все эти мероприятия способствуют повышения доверия граждан и общественных организаций к деятельности прокуратуры, позволяют повысить  уверенность  населения в заботе государства в лице органов прокуратуры в защите их законных интересов.

Принцип законности – важнейшее общеправовое начало деятельности органов прокуратуры.  Неуклонное соблюдение этого принципа является показателем строительства правового государства. Это главенствующий принцип в деятельности прокуратуры, ибо главная цель ее деятельности – обеспеченность верховенства закона, единства и укрепления законности. Принцип законности означает надзор за  строгим соблюдением предписаний закона всеми учреждениями и гражданами от государственных органов до каждого гражданина в отдельности. Органы прокуратуры, как указано в законе, осуществляют свои полномочия  в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Обеспечение принципа законности осложняется отсутствием у Генерального прокурора права законодательной инициативы, однако это право сохранено за прокурорами субъектов Федерации на региональном уровне.

Рассмотрев, вышеуказанные принципы, мы обратили внимание на пока еще несовершенство некоторых из них, в частности - принцип независимости. Можно еще сказать об отдельных несовершенств принципа гласности. Органы прокуратуры состоят, как и все организации из людей со своими проблемами и интересами. Некоторые их оперативных работников используют свое положение в личных целях, что отражается на принципах гласности и законности. Поэтому система принципов органов прокуратуры Российской Федерации должна постоянно совершенствоваться, ибо никакая система не может считаться идеальной. Однако каждая из них должна прилагать все усилия, чтобы максимально приблизиться к тому условному положению, которое можно назвать идеалом.

Этому приближению порой способствуют, наряду с общими и чисто технические,  внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры, позволяющие рационализировать ее деятельность в целях наиболее достижения наиболее эффективных результатов.

         3. Внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры.

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный принципы.

Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры, в целях максимальной эффективности по надзору за соблюдением законности и расследованием уголовных дел, обычно осуществляется в соответствии с зональным и предметным принципом.

         Началу этой деятельности положил приказ Генерального прокурора СССР от 03.02.89 г. № 3 « О переходе центрального аппарата прокуратуры Союза ССР на зонально-предметный принцип организации работы».

         Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь ее объем, возложенный на структурные подразделения, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам.

         В прокуратурах субъектов Федерации в состав зоны, в зависимости от объема работы, включаются прокуратуры одного или нескольких районов  и городов. Прокурор отдела или управления, за которым закреплена соответствующая зона, применительно к определенной отрасли надзора, контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ, в этих целях изучает состояние законности в регионе и организацию работы органов прокуратуры. Для этого он систематически знакомится со статистикой, планами работы, докладами, обобщениями, обзорами и т.д. На основе анализа, он вносит предложения о направлении городским и районным прокурорам указаний об устранении недостатков  и о совершенствовании работы прокуратур, входящих в зону, оказывает практическую помощь; изучает положительный опыт и предлагает его для распространения; контролирует выполнение данных им указаний; принимает участие в работе по повышению квалификации прокуроров и следователей районных ( городских( прокуратур, дает им индивидуальные задания; поддерживает постоянные контакты с зональными прокурорами других подразделений данной прокуратуры.

         Генеральный прокурор РФ  всегда держит эту деятельность на контроле, дает рекомендации по выполнению указанной деятельности, а также прямые указания. Так, в приказе Генерального прокурора от 11. 03.1992 г. № 7 предписывается использование в полной мере единство прокурорской системы для приведения законодательства в соответствии с потребностями единой надзорной политики [ 1; с. 530 ]. То есть, дается ссылка на один из общих принципов  нижестоящим прокурорам как руководство к действию. Этот принцип, таким образом, механически переходит на места, где находит свое практическое применение. В этом же документе отражено  требование избавляться от заорганизованности и мелочной опеки подчиненных прокуратур, стремиться к расширению их самостоятельности, рациональной организации управления и надзора. Предписывается: «отделам и управлениям Генеральной прокуратуры тщательно анализировать деятельность прокуроров на местах, своевременно подмечать складывающиеся в прокурорском надзоре процессы. Проявляя необходимую требовательность, в каждом случае обеспечивать поддержку инициативе, принципиальности, эффективным методам работы» [ 1; 530 ].

         Для того, чтобы быть постоянно в курсе своей зоны, прокурор по каждой горрайпрокуратуре регулярно ведет соответствующее производство, в котором сосредоточиваются документы, полученные от нижестоящих прокуроров, и копии адресованных им документов. Здесь соблюдается общее правило - все документы, касающиеся данной горрайпрокуратуры по профилю работы структурного подразделения, сосредоточиваются в одном наряде. При этом, если какое либо обобщение выполнялось не зональным прокурором, то все материалы присланные горрайпрокурором распределяются по соответствующим нарядам.

         Кроме этого, зональные прокуроры ведут и свои рабочие производства, где сосредоточиваются, находящиеся на исполнении документы, а также отмечаются ошибки, допущенные каждым прокурором и следователем его зоны, сосредоточиваются  данные о положительном опыте работы. Это дает возможность разработать мероприятия по оказанию конкретной помощи каждому нижестоящему прокурору по устранению недостатков и на его базе распространить положительный опыт, проводить обучение всех прокуроров и следователей. Зональные прокуроры обязаны совершать выезды в свои зоны с целью оказания помощи.

         Так, согласно приказу Генерального прокурора РФ от 28.05.1992 г. № 20 п. 11 «Главной целью выездов в подчиненные прокуратуры сделать оказание помощи в организации надзора. Проверять их при наличии конкретных данных о серьезных недостатках в работе в целом или на отдельных ее направлениях. В ходе каждой проверки  давать оценку деятельности прокуратуры и конкретных работников, устанавливать причины просчетов и недостатков, предлагать практические рекомендации по их устранению» [ 1; с. 536  ].

Зональный прокурор располагает обширной и всегда свежей информацией о состоянии законности в регионе, об организации работы в горрайпрокуратурах своей зоны, что позволяет осуществлять квалифицированное руководство нижестоящими органами.

         Предметный принцип – происходит от понятия предмета прокурорского надзора. Он означает такую организацию работы, при которой критерием распределения обязанностей между прокурорами служат сферы правового регулирования, то есть определенные группы законов и иных нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура.

         Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решение важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Применение этого принципа позволяет накапливать, обобщать и реализовывать информацию по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.

         Так, согласно вышеуказанному приказу Генерального прокурора,  предлагается «обеспечить квалифицированную проверку сигналов и заявлений о нарушениях законности политическими, массовыми общественными объединениями и организациями…. Привлекать виновных к установленной законом ответственности». То есть, надзор за соблюдением  общего принципа соблюдения законности непосредственно предписывается Генеральным прокурором нижестоящим прокурорам.

         Согласно установленному распределению обязанностей, прокуроры отделов обобщают относящиеся к их предмету статистические и другие данные Они анализируют материалы ( доклады, представления,, протесты, обзоры, методические письма, участвуют в подготовке документов по результата обобщений, подготавливают материалы для рассмотрения в коллегии, координационном совещании правоохранительных органов. Прокуроры отделов вносят предложения по совершенствованию организации и осуществлению прокурорского надзора по расследованию преступлений, координации деятельности правоохранительных органов, взаимодействии с другими государственными органами и общественными организациями.

         Как указывается в приказе Генерального прокурора от 28.05.1992 г. № 20, следует  « средствами прокурорского надзора пресекать нарушения органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, процессуального порядка расследования преступлений и законов направленных на борьбу с преступными проявлениями….задача прокуратуры: надзирать за выполнением названными органами возложенных законом обязанностей по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также за тем, чтобы ни одно действие или решение указанных органов не расходилось с законом» [ 1; с. 534  ].

         В органах прокуратуры применяется также предметно-зональный принцип работы, когда за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные предметы ведения. Такой подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением закона в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений.

         Однако, независимо от того как организуется работа, при четком разграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании, неизменным остается требование взаимного обмена информацией с тем, чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их надзора. Имеется круг вопросов выделение которых в качестве предметов ведения во всех оперативных подразделениях является обязательным для комплексного проведения анализов состояния законности и осуществления прокурорского надзора, обобщения практики расследования преступлений, координации деятельности правоохранительных органов, направления заданий нижестоящим прокурорам; контроля за их исполнением.

         Решение вопроса о распределении обязанностей  согласно зональным и предметным принципам оформляется письменным распоряжением начальника подразделения. При этом могут быть указаны кроме зон и приоритетных предметов ведения также конкретные органы, объекты соответствующего ( областного, краевого, республиканского) уровня, надзор за исполнением законов в деятельности которых закреплен за тем или иным прокурором подразделения.

   

Заключение

Подводя итоги  выполненной работы, следует указать значение этих принципов при работе по прокурорскому надзору в деятельности прокуратуры по всем направлениям.

Прежде всего, система принципов организации и деятельности прокуратуры играет важную роль в правотворческом процессе. Они служат ориентиром, в соответствии с которым законодатель разрабатывает и принимает законы, регламентирующие организацию и деятельность прокуратуры. Построение правовых норм должно осуществляться в соответствии с единой системой принципов организации и деятельности прокуратуры, что позволяет достичь согласованности и непротиворечивости в ее деятельности, которая в свою очередь опосредуется этими нормами. Так, например  ст. 17 «Закона об оперативно-розыскной деятельности» запрещает использование прокурорских работников в качестве конфиденциальных сотрудников по контракту. В основе этой нормы лежит принцип независимости органов прокуратуры.

Кроме этого, существование научно обоснованной системы принципов позволяет правоприменителю, в лице прокуратуры, обеспечить соответствующее толкование тех или иных норм, которые порой недостаточно четко сформулированы в некоторых нормативных актах, что порождает порой конфликт между нормами. Приоритет системы принципов ставит определенность в толковании, ибо соответствие с основными принципами и их системой приводит спорные положения в определенный порядок и смысл.

Как было указано выше, все основополагающие начала постоянно совершенствуются и качественно улучшаются, обеспечивая  надлежащий уровень защиты прав и свобод личности и государства.

  

Литература

1.     Конституция Российской Федерации. М. «Юридическая литература» 1993.

2.     Басков В. И. Прокурорский надзор. М. «БЕК» 1995.

3.     Настольная книга прокурора. ( под ред. Герасимова ) М. 2002.

4.     О прокуратуре. Федеральный закон № 168-ФЗ. М. «Проспект» 2005.

5.     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 2002.

6.     Прокурорский надзор ( под. Ред. Полякова М.П. ). М. «Юрайт» 2004.

7.     Прокурорский надзор в Российской Федерации. ( под ред. Чувилева А.А. ) М. «Юристъ» 2000.

        

                               

Задача

Гражданин обратился с жалобой в прокуратуру, указывая, что является инвалидом 1 группы, а его брат находится в коме уже продолжительное время. Воспользовавшись этим, его знакомые продали автомобиль, дачу и собирались продать квартиру.

Какие действия должен провести прокурор? Составить соответствующие документы – акты прокурорского реагирования.

Решение:

Из условия задачи не ясно, каким образом знакомые заявителя  продали не принадлежащие им автомобиль и дачу.

Если имеет место хищение имущества, то прокурор, в соответствии со ст. 27 «Закона о прокуратуре Российской Федерации» должен рассмотреть и проверить поступившую жалобу, после чего, в случае установления признаков преступления, возбудить уголовное дело и поручить расследование своему следователю, или  в органы милиции, оставив копии материалов у себя на контроле, то есть принимает меры, чтобы лица, совершившие данное преступление были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

         В случае, если имеет нарушение прав и свобод гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавшего ( ч. 4 ст. 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»

Кроме этого, в соответствии со ст. 25-1 указанного закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор направляет в письменной форме предостережение должностным лицам. То есть, в данном случае, если имеет место намерение знакомых заявителя совершить продажу чужой квартиры, прокурор направляет в органы нотариата и в государственные органы субъекта Федерации, где подобные сделки подлежат государственной регистрации предостережение о недопустимости нарушения закона.

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                   о возбуждении уголовного дела

25 августа 2005 г.                                                       Г. Новосибирск

         Прокурор Центрального района г. Новосибирска старший советник юстиции Смирнов П.М., рассмотрев материалы проверки по заявлению гр. Павлова М.М.  по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 ч. « УК РФ,

                                      у с т а н о в и л :

В прокуратуру района поступили материалы по заявлению гр-на Павлова М.М. по поводу продажи его знакомыми Семеновым П.С. и Петровым А.С. принадлежащего ему автомобиля  и дачи путем обмана и злоупотребления доверием потерпевшего, воспользовавшись  его беспомощным  состоянием здоровья.

Принимая наличие оснований полагать, что в материалах имеются признаки преступления, предусмотренного  ч.2 ст. 159, ст. 330 УК РФ, руководствуясь ст. 27 Закона о прокуратуре РФ, ст. 140, 146 УПК РФ,

                   п о с т а н о в и л:

1.                                  Возбудить уголовное  дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 159 УК РФ.

2.                                  Направить возбужденного уголовное дело  по подследственности начальнику СО Центрального РОВД г. Новосибирска.

3.                                  Копию настоящего постановления направить прокурору Новосибирской области.

Прокурор Центрального района

г. Новосибирска                                                      П.М.Смирнов.

                                               В нотариат Центрального района

                                                        г. Новосибирска.

                   ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

         В прокуратуру Центрального района поступило заявление от гр-на Павлова М. М. по поводу намерения его знакомых Семенова П.С. и Петрова А.С., от его имени, продать принадлежащую ему квартиру, используя поддельные документы.

         В приведенном случае имеет место готовящееся противоправное уголовно-преследуемое деяние.

         В настоящее время в прокуратуре района решается вопрос о возбуждении уголовного дела  в отношении указанных лиц по поводу мошенничества в отношении заявителя по осуществления продажи принадлежащего ему другого имущества.

         В связи с изложенным, руководствуясь ст. 25-1 Закона о прокуратуре Российской Федерации, предостерегаю о недопустимости нарушения закона в случае   удостоверения  указанной сделки как незаконной.

         Копии документов прилагаются.

Прокурор Центрального района

г. Новосибирска

Старший советник юстиции                                       П.М.Смирнов.