Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Характеристика Азиатского финансового кризиса. 5

2. Анализ этапов финансового кризиса в Азии и его причин. 9

3. Последствия Азиатского финансового кризиса. 15

Вывод. 18

Список литературы.. 20

Введение

Тема настоящей работы – рассмотрение международного азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. – представляет интерес, т.к. азиатский кризис 1997-1998 гг. существенно отличался от прежних кризисных потрясений в развивающемся мире. По определению А. Аникина, это был кризис роста, связанный с отставанием финансовой инфраструктуры от экономики в целом. Он являлся кризисом эпохи финансовой глобализации с ее колоссальными трансграничными потоками капитала. Кризис показал, что в условиях либерализации финансовых рынков масштабный отток капитала способен за короткое время подорвать ранее безупречный финансовый статус стран с высокими темпами экономического роста[1].

Валютно-финансовый кризис поразил страны, наиболее продвинутые и интегрированные в международную финансовую систему - Корею, Индонезию, Малайзию и Таиланд. В значительно меньшей степени он затронул Филиппины, которые добились скромных успехов в системно-структурных преобразованиях и не имели крупного притока иностранного капитала до кризиса. Снижение ВВП Филиппин составило в 1998 г. минус 0,6%, в Корее - минус 6,7%, в Индонезии - минус 13,0%, в Таиланде - минус 10,2% [2].

Азиатский валютно-финансовый кризис 1997-1998-х гг. в сочетании с кризисом в России и Бразилии оказали негативное воздействие на мировую экономику в целом, особенно на международные потоки капитала. Азиатский и российский кризисы вызвали отток капитала с формирующихся рынков, а в некоторых случаях обрушили неокрепшие рынки ценных бумаг и кредитно-банковскую систему. В 1999-2002 гг. формирующиеся финансовые рынки в основном стабилизировались.

Целью настоящей работы является рассмотрение международного азиатского финансового кризиса 1997 -1997 гг. и его последствий для мировой экономики.

В настоящей работе поставлены следующие задачи:

·        рассмотреть сущность Азиатского финансового кризиса

·        провести анализ причин и этапов финансового кризиса

·        рассмотреть последствия Азиатского финансового кризиса для мировой экономики.

Для написания работы были использованы следующие источники: монографии: Андро Ю.Л. Мировая экономическая глобальные тенденции за 100 лет, Аникин А.В. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко, Потапов М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии, периодическая литература: Балацкий Е. Международный финансовый кризис 1997-1999 гг. и российская экономика   //Экономист, 2000. - №5, Белоус Т. Я. Экономическое развитие Китая и прямые иностранные инвестиции // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2003. - N 5, Кобяков А. Мировые финансы на вулкане (Контуры глобального кризиса) // Эксперт, 2000. - № 42, Меньшиков С. Азиатский финансовый кризис и мировая экономика // Вестник Московского университета, 1998. - № 2, Самарина Г.П. "Этапы финансового кризиса в Азии и его причины"./ Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2003. - N 5, Троекурова И. С. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг.: пять лет спустя // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2003. - N 5, а также ресурсы Интернет: http://www.wsws.org/ru/ Мировой социалистический Web-сайт. Ник Бимс. Конфликт между МВФ и Всемирным банком по вопросу оценки азиатского кризиса. Статья от 22 ноября 1999 г.

1. Характеристика Азиатского финансового кризиса

Финансово-экономический кризис в Восточной Азии 1997-1998 гг. первоначально коснулся главным образом Таиланда и Малайзии, но затем перекинулся на Гонконг, Сингапур, Индонезию, Южную Корею и отчасти Японию. В связи с этим в западной печати заговорили о "заразе с Востока", которая грозит распространиться на весь промышленно развитый мир.

События в Юго-Восточной Азии были неожиданными. До сих пор эти государства развивались необычайно высокими темпами, за что были прозваны "тиграми". Азиатскую модель ставили в качестве примера, которому якобы надо следовать другим странам, в частности и бывшим социалистическим. Действительно, в 1990-1996 г. среднегодовой темп прироста ВВП составил в Южной Корее 7,2%, Малайзии и Сингапуре - 8,7, Таиланде - 8,4, Индонезии - 7,6% (правда, не принявший эту модель Китай развивался еще быстрее). Казалось, процветанию "тигров" не будет конца.

Но осенью 1997 г. наступило "похмелье". Паника охватила фондовые и валютные биржи. Валюты этих стран, державшиеся до этого неизменного курса по отношению к доллару США, начали катастрофически падать. Южнокорейский вон упал к концу года на 47%, таиландский бат - на 45, индонезийская рупия - на 56% и т.д. Один за другим стали "лопаться" местные банки, закрываться предприятия, началось падение производства. Объявили банкротство некоторые местные концерны. В Южной Корее из 30 крупнейших концернов ("чеболов") обанкротились восемь. Десятки тысяч людей потеряли работу. В Малайзии заговорили о необходимости выдворить из страны до миллиона иммигрантов, приехавших на заработки и ставших теперь "лишними"[3].

Анатомия этого кризиса заслуживает внимания. В его основе лежит перепроизводство, возникшее отчасти по вине транснациональных корпораций и банков. За последнее десятилетие ТНК, главным образом американские, но также японские и европейские создали в Юго-Восточной Азии многочисленные филиалы, обладавшие высокой конкурентоспособностью из-за сравнительно низкой заработной платы. Местные концерны тоже поддались общему буму, занимая для этого крупные средства в местных банках, а те в свою очередь брали кредиты в банках промышленно развитых стран. Быстрый рост акций местных компаний вызвал невиданный приток иностранных портфельных и краткосрочных инвестиций, взлет курсов акций. Эта "пирамида" могла поддерживать здание экономического роста только до поры. Когда появились первые признаки затоваривания, цены покатились вниз, за ними упали курсы валют и доходы местных компаний. Платить по кредитам стало нечем. Иностранные инвесторы бросились изымать свои капиталы. Финансовый кризис еще больше ударил по промышленности и экономике в целом.

Как пишут западные газеты, финансово-экономический кризис в Азии по своей неожиданности и катастрофическим проявлениям напоминает кризисы XIX в. в странах Запада. Многие объясняют это "молодостью" и "незрелостью" местного капитализма и даже "отсутствием демократии". Некоторые авторы утверждают, что если бы эти страны вместо азиатской восприняли бы американскую модель, то кризиса можно было бы избежать.

Такие объяснения носят поверхностный характер. Ведь эти страны набрали высокие темпы главным образом благодаря особо тесному альянсу крупного капитала с государством, которое в значительной мере защищало их от иностранной конкуренции. Все они следовали японскому послевоенному опыту, только признаки государственного капитализма были у них развиты еще больше, чем в Стране восходящего солнца. Это и определяло их относительную стабильность. Но в последнее время там стали внедряться зарубежные ТНК и банки, под давлением США происходила либерализация рынков товаров, капитала, валют. По мере того как "тигры" все больше открывались западному воздействию и интегрировались в "котел" всемирной экономики, их положение становилось неустойчивым.

В начале 1997 г. в США вышла книга американского экономиста У.Грейдера "Единый мир: готовы ли мы к нему. Маниакальная логика глобального капитализма". Автор убедительно показывал, что погоня ТНК и глобальных банков за прибылью в странах нового капитализма неизбежно создает предпосылки общего кризиса перепроизводства. Не прошло и года, как его предсказание, основанное, впрочем, на огромном фактическом материале, сбылось чуть ли не буквально. И виновным в кризисе оказался не столько "незрелый" капитализм в новых странах, сколько "перезрелый" капитализм ТНК в старых[4].

Естественно, что тушить вспыхнувший пожар бросились ведущие банки Запада, возглавляемые МВФ. Сам Фонд срочно выделил на эти цели до 100 млрд долл., подкрепляемых кредитами частных банков. Поспешность и масштабы этой помощи объяснялись двумя обстоятельствами. Во-первых, под ударом оказались крупнейшие ТНК с их немалыми прямыми инвестициями в Азии, а также крупнейшие банки Запада. Во-вторых, существует реальная опасность, что "восточная зараза" распространится на Запад.

МВФ быстро пришел на помощь. В конце 1997 г. он утвердил крупнейшую в своей истории программу финансовой помощи Корее в размере 57 млрд. долл. Первые транши МВФ были предоставлены уже в декабре 1997 г. в размере 19,2 млрд. долл.. На июль 1998 г. азиатским кризисным странам было предоставлено 117,7 млрд. долл. При этом МВФ предоставил 36,1 млрд. долл., Всемирный банк и Азиатский банк развития - 26,7 млрд. долл., иностранные государства на двусторонней основе - 54,9 млрд. долл.

Всего Корее было предоставлено 58,2 млрд. долл., Индонезии - 42,3 млрд. долл., Таиланду - 17,2 млрд. долл. Оказав существенную поддержку азиатским кризисным странам, кредиторы потребовали от них восстановить доверие к национальным валютам, установить реальный валютный курс, осуществить меры по дальнейшей либерализации. Власти Кореи обязались до конца 1998 г. принять законы, предоставляющие независимость центральному банку и ослабляющие правительственный контроль над финансовым сектором[5].

Корея согласилась поднять долю участия иностранного капитала в акционерных компаниях с котирующимися акциями с 26% до 55%; разрешить создание дочерних предприятий иностранных банков и брокерских фирм; ввести полное открытие рынка корпоративных облигаций для иностранных инвесторов; упростить процедуры прямых иностранных инвестиций; отменить торговые барьеры, включая запрет на японской импорт; отменить лицензирование импорта и упростить процедуру сертификации; запретить оказание помощи через субсидирование и налоговые льготы.

Позитивные результаты чрезвычайных мер в Корее и Таиланде наметились уже в 1999 г. В этих странах была ужесточена финансовая политика, стабилизирован обменный курс, что позволило снизить процентные ставки и сделать кредит более доступным. Им удалось восстановить резервы иностранной валюты и добиться положительного баланса по текущим операциям за счет сокращения импорта товаров; притока прямых и портфельных инвестиций. В 1999 г. рост ВВП в Корее составил 10,7%, темпы инфляции снизились до 0,8%, с 2000 г. начала сокращаться безработица. В 1999 г. восстановился экономический рост в Малайзии (+5,6% ВВП), в Таиланде (+4,2% ВВП), на Филиппинах (+3,3% ВВП); начала оживать экономика Индонезии (плюс 0,3% ВВП)[6].

2. Анализ этапов финансового кризиса в Азии и его причин

Основной причиной финансового кризиса в странах Восточной и Юго-Восточной Азии были изъяны в организации национального бизнеса, а также недостатки системы государственного регулирования, неадекватное вмешательство государства в процесс развития.

Исторически в большинстве азиатских стран при формировании базовых экономических структур, выполнявших роль "локомотивов" роста, были допущены перекосы, уходящие корнями в традиции фаворитизма, основанных на родственных, клановых и других связях, что, естественно, не соответствует законам современной рыночной экономики. "Тепличные" условия облегчили и ускорили экспансию этих структур. В то же время остались нерешенными проблемы отделения власти от собственности и собственности от управления, не была достигнута и необходимая "прозрачность" бизнеса. Это привело к тому, что под прикрытием государственного протекционизма большинство упомянутых структур проводило неосмотрительную финансовую политику, приведшую к образованию огромной краткосрочной задолженности. Наличие в экономике таких "проблемных" структур привело к потере доверия международных инвесторов и оттоку иностранных капиталов.

Положение усугублялось тем, что реальным двигателем экономического развития азиатских стран выступали именно такие базовые структуры, строящиеся по принципу финансово-промышленных групп (ФПГ): кайрецу в Японии, чеболы - в Корее, гванши -в Сингапуре и на Тайване и т.п. Возникновение подобных экономических институтов, тесно связанных с субъектами принятия политических решений, было обусловлено высокой степенью неопределенности прав собственности и отсутствием классических, свойственных западным странам юридических механизмов обеспечения выполнения контрактов. Устойчивость этих объединений и их связи с государственными органами придавали им черты идеальных объектов вложения средств как для национальных, так и для международных инвесторов: правительство обеспечивало финансово-промышленным группам рыночные преимущества, а в случае возникновения проблем ликвидности прикрывало их финансовые тылы.

Формируемый в азиатских странах "капитализм личных связей", основанный на сращивании политики и бизнеса, подавлял реальную конкуренцию, подчинял экономическую политику государства интересам крупнейших финансово-промышленных групп, стимулировал осуществление инвестиционных проектов, мотивированных не экономическими, а политическими приоритетами. Любопытно, что сращивание бизнеса и государства было достаточно эффективно в условиях нехватки капитала. Однако в условиях интенсивного прилива иностранных инвестиций снизились требования к эффективности использования денежных средств; сложилась практика реализации неэффективных, но выгодных правительственных инвестиционных проектов в Японии, Малайзии и других странах. Получив возможность привлекать иностранные кредиты и инвестиции в ценные бумаги, азиатские финансово-промышленные объединения не смогли обеспечить их эффективного использования. Завершающим звеном в развитии кризисных процессов в странах Юго-Восточной Азии явилась неэффективная экономическая политика. Причем ее эффективность блокировалась давлением со стороны ФПГ, которые, отстаивая свои узкие интересы, препятствовали реализации антикризисных мер государства.

Таким образом, азиатский финансовый кризис был национальным в том смысле, что он вызван внутренними особенностями развития экономики стран этого региона. Мировой же рынок капиталов обнажил и усилил недостатки национальных экономических систем.

Причины финансового кризиса были заложены в традиционной схеме кредитования МВФ и мировых финансовых институтов. Финансовый кризис в Азии характеризуется следующими тремя этапами.

На основании подготовленных программ развития, разработанных специалистами азиатских правительств и согласованных с МВФ и другими инвестиционными фондами последние начинают финансирование по традиционной схеме. Выделенные фондами кредиты поступают на счет государства, и далее чиновничий аппарат, по своему усмотрению, разделяет его по базовым отраслям и предприятиям.

Гарантом выделенных кредитов является государство, поэтому и контроль за использованием кредитов возлагается на него. Традиционно сложившееся схема с самого начала предусматривает неэффективное распределение, использование и контроль над денежными средствами. В результате такого подхода инвесторы не могут определить в какие отрасли и на какие предприятия пошли кредиты и дошли ли они.

МВФ не осуществлял систематического надзора за качеством управления и регулирования финансового сектора, так как это не было стандартным элементом надзора по статье IV Устава МВФ.

С момента поступления кредитных средств на счета государства вызываются к жизни, следующие финансовые процессы:

·        Укрепляет состояние национальной валюты страны.

·        Уменьшает дефицит бюджета, т.к. поступившие кредитные средства позволяют стране решить ряд внутренних проблем.

·        Снижаются заимствования государства на внутреннем и внешнем рынке, увеличивается спрос на государственные долговые обязательства, снижается их доходности, что приводит к снижению ставки рефинансирования Центральным Банком и как следствие приводит к росту инвестиционной активности.

·        Все выше перечисленное вызывает к жизни главные процессы: снижение инфляции, росту ВВП, снижению безработицы, последнее приводит к снижению трансфертных платежей, связанные с безработицей, а значит еще более дефицита бюджета.

·        При условии снижения налогов государством, что приведет к стимулированию совокупного спроса семейных хозяйств и фирм, что создает все предпосылки для начала стабилизации и последующего данных процессов.

Эти процессы ведут к неизбежной стабилизации и началу подъема экономики государства. Однако это возможно при условии, что в правительстве и обществе отсутствуют милитаристские наклонности, подготовлена законодательная база, исключающая коррумпированность власти, имеется аппарат в правительстве и Центральном Банке, владеющий макроэкономической теорией и способный практически ее воплотить в жизнь и главное существует готовность и способность осуществить экономические реформы. При выполнении этих условий осуществление вышеописанных финансовых процессов неизбежно[7].

Бесконтрольность со стороны МВФ государственных программ порождает на начальном этапе финансирования кризис. Следует отметить, что одной из причин кризиса является то, что государственные инвестиции менее эффективны чем частные.

На втором этапе происходит углубление кризисных явлений. Частные инвестиционные фонды осознают какие процессы будут инициированы в государстве в случае выделения МВФ & МИФ кредитов правительству для получения практически тройной прибыли. Она складывается от укрепления валюты страны, последующей покупки и продажи государственных облигаций и далее покупки акций и облигаций предприятий.

Это приводит к инвестиционным интервенциям в активы страны со стороны частных портфельных инвесторов до прихода кредитов МВФ. И в случае неустойчивого финансового рынка к его расшатыванию.

После получения долгосрочных правительственных кредитов активы предприятия, участвующих в правительственных программах, начинают расти. Отечественные и зарубежные инвесторы обнаруживают, что коэффициент, отражающий отношение активов предприятия к капитализации, предприятия больше аналогичного коэффициента соответствующей отрасли развитой страны. Это естественно вызывает к жизни активизацию инвестиций и рост фондового рынка в целом. Начинается активная покупка акций и облигаций базовых предприятий, получивших государственные долгосрочные кредиты.

В свою очередь, предприятия, получившие кредиты, и их партнеры, обнаружив повышенный спрос инвесторов на свои активы, начинают активный выпуск акций и облигаций.

Начинается этап строительства финансовых пирамид.

При этом на первых порах, азиатские фирмы, воспользовавшись спадом экономики в Европе, начинают захватывать рынки последней . При этом капитал уходящий из Европы естественно перемещается в перспективную, растущую Азию, еще более открывая путь азиатским товарам уже на рынки Европы. Намечается и начинает реализовываться интенсивный рост ВВП.

Коэффициент предельной производительности капитала (МРК) на первых порах был значительно больше нормы.

При этом намечается процесс, когда коэффициент MPKdQ/dK, равный отношению прироста ВВП к приросту инвестиционного капитала (капитализации), начинает замедляться, переходя от фазы роста, к фазе насыщения, в дальнейшем к фазе динамической неустойчивости рынка - кризису.

Начинает создаваться опасная тенденция, характеризующаяся с одной стороны ростом долгов государства, а с другой внешней "благопристойностью" предприятий, получивших долгосрочные государственные кредиты. С третьей стороны намечается тенденция увеличения уровня “плохих” проектов разрабатываемых и внедряемых специалистами - технократами, которые не эффективно используют растущий поток денежных средств.

Таким образом, кризис инвестиций полностью был подготовлен всеми предыдущими процессами.

Последний этап характеризуется осознанием неизбежности кризиса со стороны инвесторов.

Когда пришло время азиатским государствам платить по долгам МВФ, они потребовали их у предприятий, построивших на них основу своих финансовых пирамид, резко уменьшив оборотные средства. Как следствие разразился кризис, который проявился в :

·        Невозможности погашения долгов МВФ азиатскими государствами.

·        Уменьшение активов предприятий кредиторов. Как следствие ухудшение состояния, связанных с ними предприятий.

·        Ухудшение экспортно-импортного баланса.

·        Обвале национальной валюты и еще большего бегства капитала из страны.

·        Росте дефицита бюджета, падении совокупного спроса и росте совокупного предложения долговых обязательств государства, увеличении ставки рефинансирования для удержания финансового рынка.

·        Падение фондового рынка, ухудшение инвестиционных процессов.

·        Росте инфляционных процессов, уменьшении совокупного спроса, уменьшении ВВП, уменьшении совокупного спроса на энергоносители, сырье, падение цен на энергоносители, сырье, как следствие наступление шока в экономике нефтепроизводящих и сырьевых стран, в том числе и в России.

Каждый последующий пункт через обратные связи ухудшает предыдущий.

Анализ этапов кризиса в Азии позволяет сделать вывод о необходимости изменить традиционно сложившуюся схему кредитования МВФ, правительства должны предоставлять общественности точную и своевременную экономическую информацию и осуществлять надлежащий надзор за банковскими системами своих стран.

3. Последствия Азиатского финансового кризиса

Уже первые рабочие дни 1998 года ясно показали, что последствия азиатского кризиса на мировую экономику многими недооценивались. Интенсивное снижение курса большинства азиатских валют в среднем на 50% в результате навязанной рынком политики погони за долларом сопровождается резким падением цен на недвижимость, а также курсов акций. Падение стоимости важнейших классов ценных бумаг ускоряет дефляционные тенденции, что могло привести к подлинному экономическому кризису в соответствующих государствах. При этом рецеccия грозила не только Таиланду и Южной Корее.

Прямые последствия азиатского кризиса на мировой экономический рост большинство экспертов расценивали на величину от половины до одного процентного пункта. Намного серьезнее выглядят косвенные последствия. Так, кризисом оказались затронуты даже страны, не включенные непосредственно в азиатский торговый оборот, ибо всем следует считаться с грядущим азиатским экспортным наступлением в силу необходимости срочного оборота долгового капитала при одновременной интенсификации промышленных мощностей. Вследствие переоценки обменных курсов азиатские предприниматели оказались в исключительно боевом состоянии. Важнейшие рынки таких товаров, как автомобили, сталь и электроника, могла захлестнуть новая волна предложений, что при слабом в целом спросе еще более опустит цены, снижая тем самым и прибыль предприятий.

В 2001 году, по прошествии четырех лет после кризиса в странах Азиатского региона наблюдалось ослабление курса национальных валют, спад на фондовом рынке, рост числа банкротств местных компаний. После достижения высокого прироста ВВП в 1999 и 2000 годах (на уровне 7% в год) в 2001 году в Восточной и Юго-Восточной Азии опасались резкого замедления динамики развития. В Таиланде (именно там начался кризис 1997 - 1998 гг.) в первом квартале 2001 года, по оценкам ряда экономистов, имел место спад производства. Под угрозой находилась и экономика Индонезии, Малайзии, Республики Корея и Филиппин.

Помимо соседей США, ни один регион не являлся настолько уязвимым по отношению к снижению спроса на крупнейшем мировом рынке - американском, как Восточная и Юго-Восточная Азия. В Азии (без Японии) экспорт составляет внушительную величину - 37% ВВП. Более того, Восточная и Юго-Восточная Азия в значительной мере зависит от сбыта продукции наукоемким отраслям американской экономики. Возникновение серьезных проблем в последних лишило работы лиц наемного труда как в Азии, так и в США. В наибольшей степени пострадала Малайзия, у которой 80% экспорта в США представлено средствами информатики. Аналитики опасаются, что текущие проблемы не являются лишь следствием низкой фазы экономического цикла. В США вложения американских фирм в развитие информационных технологий оказались чрезмерными, поэтому даже при скором прекращении замедления в экономике этой страны подъем не будет сопровождаться параллельным ростом инвестиций в информационные технологии[8].

Ситуация 1997 года подтверждает специфическую тенденцию, при которой слабая иена вызывает необходимость девальвации других азиатских валют для поддержания необходимого уровня в ценовой конкуренции. Поскольку долговые обязательства многих азиатских компаний деноминированы в долларах, финансовое благополучие их может оказаться серьезно подорванным. В то же время уязвимость региона в отношении неожиданных финансовых сбоев в 2001 году была меньше, чем в 1997 году. Из всех валют в регионе только китайская, малайзийская и гонконгская «привязаны» к доллару. Индонезия, Малайзия, Республика Корея, Таиланд и Филиппины имели положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям. Ни одна из перечисленных стран не зависела от краткосрочных банковских займов в такой степени, как это было в 1997 году. Некоторые экономисты видели серьезные основания для умеренного оптимизма.

Вывод

Таким образом, рассмотрев международный финансовый кризис 199-1997 гг., можно сделать следующие выводы.

Основной причиной международного финансового кризиса 1997-1999 гг. явился разрыв между финансовой сферой мировой экономики и физической экономикой отдельных стран. Данный кризис имел специфические черты: его следует классифицировать как финансово-долговой, так как он связан, прежде всего, с высокой мобильностью краткосрочного иностранного капитала; он не был общеэкономическим, ибо его последствия для большинства стран мировой экономики проявились не столько в реальном, сколько в финансовом секторе; фактически сам кризис стал реакцией на непомерное раздувание фиктивного капитала по сравнению с развитием реального сектора экономики; его нужно относить к разряду локальных (региональных), так как им оказались охвачены в основном восточно-азиатские страны, Россия и Бразилия; он не является мировым, ибо промышленно развитые и центральноевропейские страны с переходной экономикой были затронуты им весьма незначительно.

Временные границы международного финансового кризиса датируются достаточно точно: начался он летом 1997 г. в Таиланде, откуда быстро распространился на другие страны, а фактически завершился весной 1999 г., когда Бразилия оправилась после девальвации реала, потери 35 млн. долл. золотовалютных резервов и первоначальной рецессии.

Схема вызревания кризиса почти во всех восточноазиатских государствах была одинакова. Недостаточно развитый рыночный механизм этих стран привел к тому, что соотношение задолженности к собственному капиталу оказалось крайне завышенным почти повсеместно, а финансовый сектор лишился прозрачности и здоровой основы. Так, среднее отношение задолженности к акционерному капиталу у 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в 1996 г. составляло 388%, а у некоторых компаний оно доходило до 600-700%; к концу марта 1998 г. средний показатель вырос до 593%. Положение усугублялось тем, что корейские компании имели крайне низкую норму прибыли: по отношению к процентным платежам 30 крупнейших компаний в 1996 г. она была только в 1,3 раза выше, а в 1997 г. - составила 0,94.

Как только финансовый кризис принял свои очертания, изменилась региональная структура международных денежных потоков и потоков капитала. Инвесторы в массовом порядке стали "уходить" с рынков стран Восточной Азии, Латинской Америки и Восточной Европы в США, Западную и Южную Европу. Данный факт находится в полном согласии с положениями модели "центр - периферия". В результате в странах, охваченных кризисом, начались падение прибылей, рост банкротств, свертывание производства и капиталовложений, исчерпание портфеля заказов у строительных фирм, неустойчивость финансовых рынков и т.п. Все это привело к девальвации валют почти всех стран, затронутых кризисом. Исключение составили Китай и Гонконг, так как Китай к моменту кризиса обладал огромными валютными резервами, позволившими ему поддержать стабильность своей валюты и гонконгского доллара.

Негативное влияние кризиса распространилось и на мировую внешнюю торговлю, хотя это влияние и не имело разрушительного характера. Тем не менее в согласии с общей теорией произошло уменьшение экспорта ведущих стран Западной Европы в страны Юго-Восточной Азии.

Список литературы

1.           Андро,  Ю.Л. Мировая экономическая глобальные тенденции за 100 лет / Под  ред. И.С. Коралева,  М.; 2003.- 653с.

2.     Аникин А.В. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2000.

3.     Балацкий Е. Международный финансовый кризис 1997-1999 гг. и российская экономика   //Экономист, 2000. - №5

4.     Белоус Т. Я. Экономическое развитие Китая и прямые иностранные инвестиции // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2003. - N 5. - С. 39-57.

5.     Кобяков А. Мировые финансы на вулкане (Контуры глобального кризиса) // Эксперт, 2000. - № 42.

6.     Меньшиков С. Азиатский финансовый кризис и мировая экономика // Вестник Московского университета, 1998. - № 2

7.     Потапов М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. – М.: Финансы и статистика, 2004. - 240 с.

8.     Самарина Г.П. "Этапы финансового кризиса в Азии и его причины"./ Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2003. - N 5.

9.     Семенов О.Д. Финансовые системы мира: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. – 2005.

10.                       Троекурова И. С. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг.: пять лет спустя // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2003. - N 5. - С. 57-75

11.                       http://www.wsws.org/ru/ Мировой социалистический Web-сайт. Ник Бимс. Конфликт между МВФ и Всемирным банком по вопросу оценки азиатского кризиса. Статья от 22 ноября 1999 г.


[1] Аникин А.В. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2000.  – с. 286

[2] Андро,  Ю.Л. Мировая экономическая глобальные тенденции за 100 лет / Под  ред. И.С. Коралева,  М.; 2003.- 653с.

[3] Потапов М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. – М.: Финансы и статистика, 2004. - 240 с.

[4] Меньшиков С. Азиатский финансовый кризис и мировая экономика // Вестник Московского университета, 1998. - № 2

[5] Кобяков А. Мировые финансы на вулкане (Контуры глобального кризиса) // Эксперт, 2000. - № 42.

[6] Троекурова И. С. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг.: пять лет спустя // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2003. - N 5. - С. 57-75

[7] Самарина Г.П. "Этапы финансового кризиса в Азии и его причины"./ Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2003. - N 5

[8] Троекурова И. С. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг.: пять лет спустя // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2003. - N 5. - С. 57-75