Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Основные экологические проблемы России. 4

1.1 Понятие экологической проблемы.. 4

1.2 Экологическая ситуация в России. 4

1.3 Законодательное регулирование природоохранной деятельности в России  6

2. Концепции устойчивого развития. 9

2.1 Идеи концепций устойчивого развития. 9

2.2 Содержание концепций устойчивого развития. 11

3. Научно – технический прогресс в природопользовании. 16

3.1 Процесс экологизации производства. 16

3.2 Достижения научно-технического прогресса в области экологии. 17

Заключение. 19

Список литературы.. 20

Введение

Природа представляет собой совокупность различных природных систем, объединяющих естественные структуры и образования (подсистемы) биологического, экологического и косноматериального характера. Природные системы способны без ущерба для себя отдавать необходимую человечеству продукцию или производить полезную для него работу. Такая способность в сочетании с историческим развитием методов хозяйствования носит название природного ресурсного потенциала.

Природопользование – совокупность всех форм эксплуатации природного ресурсного потенциала. Как самостоятельный раздел знаний природопользование включает в себя элементы естественных, общественных и технических наук и, кроме эксплуатации природно-ресурсного потенциала занимается вопросами охраны природы и эффективного использования природных компонентов.

Задачи экономики природопользования, как науки, сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо непосредственным пользованием природой и её компонентами, либо с её изменениями под воздействием человека, и направлены на обеспечение единого подхода к природе как всеобщей основе труда.

Объектом изучения экономики природопользования служит комплекс взаимоотношений между природными компонентами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическое развитие. Исходя из этого, предметом экономики природопользования выступает оптимизация этих отношений, стремление к воспроизводству и сохранению среды жизни.

Целью данной работы является рассмотрение таких вопросов экономики природопользования, как: основные экологические проблемы России, концепции устойчивого развития, а также научно-технический прогресс в природопользовании.

   

1. Основные экологические проблемы России

На современном этапе исторического развития главной проблемой как мира в целом, так и каждой страны является глобализация. Под глобализацией принято понимать объективный необратимый процесс интеграции наций-государств, рынка (капиталов, товаров, услуг), технологий. Глобализация оказывает радикальное воздействие на все сферы общественной жизни, создавая тем самым принципиально новый социальный контекст, в котором придется разрешать актуальные проблемы ХХI века. Глобализация эксплицирует новые грани проблем, доставшихся в наследство от ХХ века. Речь идет о системе сложнейших противоречий, которые совсем недавно принято было называть “глобальными проблемами современности”.

Стержень указанной системы противоречий – экологическая проблема.

1.1 Понятие экологической проблемы

В широком смысле слова, под экологической проблемой следует понимать весь комплекс вопросов, связанных с противоречивой динамикой внутреннего саморазвития природы. Экологическая проблема вечна, всеобща. В более узком смысле, под экологической проблемой понимают комплекс вопросов, возникающих во взаимодействии природы и общества, касающихся сохранения системы биосферы (как продукта активности миллионов поколений живого вещества планеты), рационализации ресурсопользования, расширения действия этических норм на биологический и неорганический уровни организации материи. Экологическая проблема характерна для всех этапов общественного развития. Негативные тенденции, сопровождающие глобализацию, наблюдаются и в России.

1.2 Экологическая ситуация в России

Экологическая ситуация в современной России по оценке известных российских экологов (А. Яблокова, Л. Федорова, Э. Черного, специалистов Центра экологической политики России и Института эколого-правовых проблем «Экоюрис» и многих других) близка к катастрофической. Масштабы прямого ущерба от чрезвычайных ситуаций, затраты на их ликвидацию и реабилитацию пострадавшего населения и территорий превосходят возможности экономики страны[1]. Экологически неблагополучны все крупные «города-заводы» России.

Негативному воздействию загрязненного атмосферного воздуха подвергаются 20 млн. чел[2]. Экстремально высокие загрязнения (ЭВЗ) и высокие загрязнения (ВЗ) поверхностных вод зафиксированы в 2000 году в основных реках 45 субъектов РФ. Загрязнение Волги, Оби, Дона, Амура, Северной Двины, Урала, Уфы, Томи, Белой Иртыша, Тобола, Невы, Томи достигло беспрецедентных масштабов. В критическом состоянии находится действующая система водоснабжения большинства городов России[3]. Последствия радиационного загрязнения испытывают от 9 до 20 млн. человек[4]. Растет число чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом вредных химических веществ (до 2 тыс. в год)[5], аварий техногенного и природного характера. Велик риск катастроф на гидросооружениях. По стране в экологически неблагоприятных условиях проживают 60 миллионов человек.

Регионом высокого интегрального риска возникновения природных и техногенных аварий и катастроф чрезвычайного характера с экологическими последствиями стала Пермская область, ресурсы, которой нещадно эксплуатировались на протяжении последних 250 лет (инженерные объекты, мощные химические и нефтехимические производства, хранилища отходов горнодобывающих, металлургических, химических предприятий, проведение подземных ядерных взрывов).

Экологическую угрозу России, как и всем странам региона, несет Балтика, страдающая от выбросов многочисленных современных промышленных предприятий, от 270 тыс. тонн химического оружия союзников, затопленного после Второй мировой войны, от 60 химических свалок, реакторов субмарин, неудовлетворительного состояния портов. Выброс токсичных веществ, из проржавевших боеприпасов, прогнозируется в 2002-2007 гг., и настолько отравит водную среду, что уничтожит рыбный промысел[6]. Аналогичная ситуация, вызванная захоронением химического оружия, развивается в районе Соловков.

Меры по ослаблению различных видов загрязнений, нарушений в сфере природопользования не соответствуют реальному социально-экономическому ущербу, не распространяются на все пострадавшее население, адекватно не обеспечивают защиту его здоровья, а также экологическую и экономическую реабилитацию территорий.

1.3 Законодательное регулирование природоохранной деятельности в России

В России проблемы охраны окружающей среды отражены в Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 1225-р. Сохранение и восстановление природных систем определяется Доктриной как одно из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право россиян на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. Экологические права также отражены в федеральных законах “Об охране окружающей среды”, “О санитарно-эпидемологическом благополучии населения”, “Об экологической экспертизе”, “Об информации, информатизации и защите информации”, “ О радиационной безопасности населения”, “Об использовании атомной энергии”, “Об уничтожении химического оружия”, законах РФ “О недрах”, “О государственной тайне”, “О защите прав потребителей” в Градостроительном, Водном, Земельном, Лесном кодексах РФ, а также права и интересы граждан в экологической сфере закреплены отдельными положениями в других нормативных правовых актах РФ и её субъектов. В главе 8 нового Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено усиление ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Основополагающие права, обеспечивающие благополучие и жизнедеятельность человека, тесно связаны с экологическими правами. Прежде всего, речь идет о праве на жизнь и охрану здоровья. Центральное место в системе экологических прав занимает конституционное право на благоприятную окружающую среду, закрепляющее основы жизнедеятельности человека. Данное право означает, что качество среды способствует нормальному развитию человека, общества, нации, государства. В современной России это самое масштабно нарушаемое право. Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 года №7 – ФЗ закрепляет права граждан России в сфере экологии и является основным экологическим законом, утверждающим право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, катастрофами и стихийными бедствиями.

В России существует необходимая законодательная база, позволяющая гражданам влиять на процесс принятия государственных решений. В то же время, население России недостаточно информировано о своих экологических правах. И в этой области важна просветительская работа. Сейчас только в 16 субъектах РФ существуют нормативные акты об обязательном экологическом образовании[7]. Нарушение экологических прав деформирует социально-экономическое развитие, деструктивно влияя на социально-психологический климат в стране.

Несовершенна система разделения полномочий управления и ответственности в области охраны окружающей среды между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Многое в реализации экологических прав граждан зависит от исполнительной власти, которая на современном этапе не обеспечивает в полной мере реализацию экологических прав граждан. Экологическая неграмотность, невежество и авантюризм стали обычными для принимающих решения в сфере природопользования и даже в сфере природоохраны. Иногда чиновники органов исполнительной власти, имея деловые и коммерческие связи с представителями бизнеса, препятствуют участию общественности в процессе разработки и реализации экологических решений. В России происходит криминализация природопользования, сращивание криминальных структур с органами власти в отраслях рыбного и лесного хозяйства, недр и землепользования, переработки отходов производства и потребления[8].

России необходима научно обоснованная экологическая политика, тесно связанная с политикой в области охраны здоровья населения и программой социальной защиты населения от последствий экологических катастроф, от негативных социально-экологических и антропологических последствий процесса демонтажа атомных станций, конверсии, дезактивации, программой разработки технологий обеспечения экологической безопасности. Экологическая политика должна основываться на новейших технологических разработках, которые позволят не останавливать производства, а экологизировать их, развертывая затем, непосредственно экологические производства. Особенное внимание надо уделять технологическому переоснащению ВПК.

Эффективность экологической политики будет определена направленностью макроэкономической стратегии. Экологическая политика является в первую очередь политикой защиты человека, который, должен обладать достаточными средствами для отстаивания своих конституционных прав в суде. В современной России человек беззащитен в подобных случаях. Более того, обремененный проблемой выживания он не имеет времени и сил для участия в экологическом движении, в выяснении сущности[9], причин обострения экологической ситуации, поиске средств давления на власти с целью разрешения социально-экологических противоречий.

Экологический алармизм, наивная вера в то, что знание принципов этики благоговения перед Жизнью достаточны для экологизации общественного сознания и преобразовательной деятельности должны остаться в ХХ веке. ХХI век – век экологических аргументов, развертывания глобальной экологической практики. Без продуманной, научно обоснованной, поддерживаемой властными структурами и общественностью экологической политики как неотъемлемой составной части глобальной экологической кооперации будущее России под вопросом.

2. Концепции устойчивого развития

2.1 Идеи концепций устойчивого развития

 В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете[10].

Среди проблем экологического характера, которые, согласно недавно изданному Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) докладу “Глобальная экологическая перспектива – 2000” (ГЕО-2000), окажутся основными в XXI в., названы изменение климата в результате выброса парниковых газов, недостаток пресной воды и ее загрязнение, исчезновение лесов и опустынивание, сокращение биоразнообразия, рост численности населения (и его перемещение), необходимость удаления отходов, загрязнение воздуха, деградация почв и экосистем, химическое загрязнение, истощение озонового слоя, урбанизация, истощение природных ресурсов, нарушение биогеохимических циклов, распространение заболеваний (включая появление новых) и т.д. Почти каждая из этих экологических проблем может, если будет продолжаться стихийное развитие цивилизации, привести к гибели человечества и биосферы.

ЮНСЕД продемонстрировала осознание пагубности традиционного пути развития, который был охарактеризован как неустойчивое развитие, чреватое кризисами, катастрофами, омницидом (гибелью всего живого). Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему развитию.

Человечество столкнулось со все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизационному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого, развития[11].

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества – объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы упомянутой Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.

 

2.2 Содержание концепций устойчивого развития

Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. специально созданной в 1983 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию. В русском издании этого доклада английский термин sustainable development переведен как «устойчивое развитие», хотя слово sustainable имеет и другие значения: «поддерживаемое, самоподдерживаемое», «длительное, непрерывное», «подкрепляемое», «защищаемое»[12].

Еще в докладе «Всемирная стратегия охраны природы» (1980 г.), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но также социальные и экологические. В 80‑е годы проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученых из исследовательского института «Worldwatch» («Всемирная вахта») в США, и в частности его директора Л.Р. Брауна. ЮНЕП еще с середины 1970-х годов широко использовала понятие «развитие без разрушения» (development without destruction), а в дальнейшем получило распространение понятие «экоразвитие» (ecodevelopment), означающее экологически приемлемое развитие, т.е. развитие наименее негативно воздействующее на окружающую среду.

На ЮНСЕД широко использовалось определение, приведенное в книге «Наше общее будущее»: «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Это определение подвергалось критике за нечеткость и антропоцентричность. Отмечалось, что определение понятия “устойчивое развитие” должно в явной форме включать в себя и представление о сохранении окружающей природной среды. Вот почему из имеющихся дефиниций надо устранить даже скрытые намеки на деградацию как человечества, так и биосферы. Это в какой-то мере сделано в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, где под устойчивым развитием подразумевается “стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы”. Далее это представление конкретизируется: “Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям”.

Упомянутая выше Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была представлена Правительством РФ и утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. В Концепции отмечено, что “следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей”.

Данная Концепция была принята по рекомендации ЮНСЕД, в документах которой правительству каждой страны предлагалось разработать и утвердить свою национальную стратегию устойчивого развития. Концепция стала важной вехой на этом пути, а в настоящее время завершается работа над проектом Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.

Именно после ЮНСЕД стало понятным, что если не будут решены проблемы окружающей среды, то все завоевания цивилизации окажутся под угрозой уничтожения. Они могут исчезнуть потому, что все человечество будет ввергнуто в пучину планетарной экологической катастрофы, поскольку богатства природы, возможности самовосстановления биосферы окажутся полностью исчерпанными. Стало ясным, что необходимо коренным образом изменить модель развития человечества и даже сам способ жизнедеятельности каждого человека, провести самые кардинальные за всю историю человечества цивилизационные трансформации, которые обеспечили бы его выживание.

Весь мир, и Россия в том числе, стоит на пороге третьей, после агрикультурной и индустриальной, цивилизационной революции, не менее, а может быть, и более фундаментальной, чем две предыдущие. Стратегию устойчивого развития невозможно создать, исходя из традиционных общечеловеческих представлений и ценностей, стереотипов мышления. Она требует выработки новых научных и мировоззренческих подходов, соответствующих не только современным реалиям, но и предполагаемым перспективам развития в III тысячелетии.

Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных признака такого развития – антропоцентрический и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность (возможность) его дальнейшего непрекращающегося (устойчивого), непрерывно долгого развития, чтобы наши потомки имели не меньшие возможности, по сравнению с настоящим поколением, удовлетворения своих потребностей в природных условиях и экологических условиях Земли и космоса (принцип равенства возможностей поколений в плане удовлетворения своих потребностей). Биосфероцентрический (в общем случае – экологический) признак понятия связан с сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. В книге “Наше общее будущее” отмечается, что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой”. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.

Сказанное позволяет определить устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду, особенно биосферу[13].

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.

Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, т.е. экологодопустимой, не выходящей за пределы несущей емкости экосистем, – одно из центральных направлений становления будущего устойчивого общества. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.

Пока не существует удовлетворительного научно обоснованного подхода к созданию полностью биосферосовместимого хозяйства. Хозяйственная деятельность в XX в., ориентированная на быстрые темпы экономического роста, стала разрушительной силой для человека и биосферы. Но до сих пор биосферосовместимая экономика выглядит как очередная утопия и неясны пути и механизмы ее формирования, которые устроили бы современную цивилизацию. Разрешение этого эколого-экономического противоречия видится в создании новой модели хозяйствования, равновесной, или устойчивой, экономики, базирующейся на принципах всесторонней и полной интенсификации и экологизации.

Глубинная сущность перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества и одновременном сохранении биосферы, иными словами, в сохранении биосферы и цивилизации. Однако для того чтобы выжить, сохраниться как уникальный биологический вид, человеку необходимо кардинальным образом трансформировать все сферы своей деятельности в направлении существенного уменьшения давления на биосферу – почти на порядок. Это очень сложная задача, и ее выполнение во многом противоречит всему тому, что характерно для модели неустойчивого, или экономоцентрического, развития, начавшегося с перехода человечества к производящему хозяйству. Экологическую несостоятельность этой модели особенно ярко продемонстрировал XX век.

XXI век может оказаться переломным в истории цивилизации, ибо на его протяжении должен разрешиться главный вопрос – быть или не быть человечеству. Переход к устойчивому развитию и позволит его разрешить, так как создает возможность выживания и дальнейшего непрерывного развития цивилизации, но в существенно измененной, биосферосовместимой, форме, когда человек не разрушает природную среду своего обитания – эту естественную колыбель любой жизни, в том числе и разумной.

 

 3. Научно – технический прогресс в природопользовании

3.1 Процесс экологизации производства

Экологизация производства и ресурсосбережение на всех стадиях движения природных компонентов зависит от научного и технического прогресса не только в отраслях народного хозяйства, но и в природопользования.

Этот прогресс на современном этапе существования общества проявляется убыстрением развития новой техники и технологий, выходящих за рамки традиционных норм использования всех ресурсов, в том числе и природных. Для окружающей природной среды стремительность научных и технических достижений имеет неоднозначное проявление.

С одной стороны, увеличивается спрос на расширяющийся перечень природных компонентов, вводимых в потребительский оборот, что ведёт к энергетическим, промышленным и экологическому кризисам. Но с другой, – эти достижения выступают одним из мощных рычагов выхода из этих кризисов – только благодаря научно-техническому прогрессу удаётся находить и внедрять ресурсосберегающие проекты и технологии, продлевать (моральные) сроки службы основных фондов.

3.2 Достижения научно-технического прогресса в области экологии

Научно-технический прогресс позволяет сберегать природные компоненты путём выпуска более качественной продукции, которая при том же потреблении природных компонентов лучше выполняет свои функции и служит дольше некачественных изделий и сооружений; такая продукция более надёжна в работе, потребляет меньше энергии, запчастей и реже ремонтируется, в результате экономятся дополнительные природные, трудовые и энергетические ресурсы[14].

Основные пути научно-технического прогресса в природопользовании:

·        повышение степени извлекаемости полезных природных компонентов из природной среды;

·        комплексная переработка и утилизация всех природных компонентов;

·        сокращение потерь природных компонентов при их доведении до потребителя;

·        совершенствование структуры потребления природных компонентов;

·        применение новых (нетрадиционных, альтернативных) видов энергии и материалов.

Оптимизация научно - технического прогресса и рацио­нального природопользования предполагает комплексное использование водных, материальных и трудовых ресурсов в связи с решаемыми в об­ществе политическими, экономическими и социальными задачами. Реаль­ность бытия рассматривается не только с позиции экономики, но и соци­ального фактора, места и роли человека в этом процессе, что, является стержневым элементом в методологической конструкции научно - технического прогресса.

Заключение

Таким образом, в работе рассмотрены такие вопросы, как основные экологические проблемы России, концепции устойчивого развития, а также научно-технический прогресс в природопользовании.

По работе можно сделать следующие выводы.

К основным экологическим проблемам России можно отнести: загрязнение среды, исчерпание биологического разнообразия, снижение качества здоровья населения. Негативные экологические тенденции существенно сказываются на социально-экономическом благополучии, политической стабильности целых регионов, увеличивают нищету и обостряют обстановку в странах, находящихся на грани гуманитарной катастрофы. Причины экологической деградации глобальных общественных благ очевидны: технократическая ориентация технологического и экономического развития, неэффективность и узость рыночных механизмов, экологическое и правовое невежество, милитаризация сознания, человеческая жадность, халатность, цинизм.

В настоящее время во всем мире разрабатывается концепция устойчивого развития, которая должна в научном плане превратиться в теорию, а в практическом – в стратегию устойчивого развития, и мировое сообщество должно реализовать эту стратегию, чтобы выжить в наступившем тысячелетии.

Основными путями научно-технического прогресса в природопользовании являются: повышение степени извлекаемости полезных природных компонентов из природной среды; комплексная переработка и утилизация всех природных компонентов; сокращение потерь природных компонентов при их доведении до потребителя; совершенствование структуры потребления природных компонентов; применение новых (нетрадиционных, альтернативных) видов энергии и материалов.

Список литературы

1.                Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития: Учеб. пособие. - М., 1994.

2.                Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. – М., 2002.

3.                Игнатов В.Г., Кокин А.В.  Экология и экономика природопользования. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003.

4.                Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экономические основы природопользования. - М.: 2001.

5.                Нарушение экологических прав граждан в России. Материалы к Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – Челябинск, 2002.

6.                Обзор деятельности по охране окружающей среды. Российская Федерация. ОЭСР. Париж, 1999.

7.                Стратегия и проблемы устойчивого развития России в ХХI веке. Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева// М.: «Экономика», 2002. – 414 с.

8.                Трушин Т.П. Экономические основы природопользования. -  Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003.

9.                Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. – М., 1993.

10.           Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М., 2001.

11.           Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 43-54.

12.           Экология и нарушение прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М., 2002.


[1] Экология и нарушение прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М., 2002. – с. 28

[2] Нарушение экологических прав граждан в России. Материалы к Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – Челябинск, 2002. – с. 12-18

[3] Нарушение экологических прав граждан в России. Материалы к Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – Челябинск, 2002. – с. 21-22

[4] Нарушение экологических прав граждан в России. Материалы к Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – Челябинск, 2002. – с. 49

[5] Экология и нарушение прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М., 2002. – с. 25

[6] Экология и право. – 2002. – №1. – С. 12–13

[7] Агентство региональных новостей. – 2002. – 19 июня

[8] Экология и нарушение прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М., 2002. – с. 59

[9] Экология и нарушение прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М., 2002. – с. 53

[10] Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. – М., 1993

[11] Стратегия и проблемы устойчивого развития России в ХХI веке. Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева// М.: «Экономика», 2002. – 414 с.

[12] Обзор деятельности по охране окружающей среды. Российская Федерация. ОЭСР. Париж, 1999.

[13] Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития: Учеб. пособие. - М., 1994.

[14] Трушин Т.П. Экономические основы природопользования. -  Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003.