СОДЕРЖАНИЕ

Практическое занятие 1

Тема. Общие положения налогового права. Законодательство о налогах и сборах. Система налогов и сборов в Российской Федерации………………...3

Практическое занятие 7

Тема. Налог на добавленную стоимость (НДС)……………………………….11

Практическое занятие 12

Тема. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………..30

Практическое занятие 1

Тема. Общие положения налогового права. Законодательство о налогах и сборах. Система налогов и сборов в Российской Федерации

1. Каково понятие отрасли права?

Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид общественных отношений. 1

2. Каков предмет и метод налогового права?

Налоговое право – регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Предметом налогового права являются общественные отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов.

Метод налогового права – метод власти-подчинения, для которого характерна зависимость одной стороны отношений от юридически выраженной воли другой стороны. Инициатива возникновения этих отношений принадлежит именно властному субъекту – государства.

3. Расшифруйте понятие «законодательство о налогах и сборах», «нормативные правовые акты о налогах и сборах».

НК РФ сам термин «налоговое законодательство» принципиально не использует и не применяет, в отличие от иных отраслей права. Например, в Гражданском кодексе РФ, термин «гражданское законодательство» непосредственно присутствует в ст.3 ГК РФ. НК РФ применяет иную терминологию – в подп.6 ст.1 НК РФ указано, что по всему тексту НК РФ, для обозначения законов и иных нормативных актов, которые непосредственно регулируют отношения в сфере налогообложения, используется термин — «законодательство о налогах и сборах». Однако «налоговое законодательство» как категория налогового права окончательно не исчезло и до сих пор широко применяется на практике.

В этой связи необходимо отметить, что «законодательство о налогах и сборах» и «налоговое законодательство» — термины нетождественные. Сам НК РФ эти понятия никак не объединяет, что позволяет сделать вывод о том, что в состав налогового законодательства, которое имеет общеправовое значение, входят как законодательство о налогах и сборах (ст.1 НК РФ), так и нормативные правовые акты органов государственного управления (ст.4 НК РФ).

Хотя первоначально, ст.4 проекта НК РФ непосредственно предполагало введение термина «налоговое законодательство». 1 Так, планировалось отнести к налоговому законодательству не только НК РФ и соответствующие федеральные налоговые законы, но и нормативные акты, принятые Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти (министерствами, комитетами, службами и т.д.). Исходя из федеративного устройства РФ и в соответствии с конституционным принципом разделения властей, ст.1 НК РФ устанавливает категорию «законодательства о налогах и сборах». Данное положение было предопределено неслучайно. В отличие от гражданского законодательства, которое находится в исключительном ведении РФ (подп. «о» ст.71 Конституции РФ), установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (подп. «и» п.1 ст.71 Конституции РФ).

Причем категория законодательства о налогах и сборах, категория системная. Ст.1 НК РФ определяет четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное и базовое правовое регулирование отношений в сфере налогообложения в РФ: НК РФ (как нормативно правовой акт высшей юридической силы); федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ; законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ в соответствии с НК РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, приятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Категория «законодательство о налогах и сборах» имеет непосредственно практическое значение. Действие многих положений и норм НК РФ непосредственно взаимоувязано с действием норм законодательства о налогах и сборах. Так, о «законодательстве о налогах и сборах», как конкретной правовой категории упоминается в ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 21, 23, 26, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 38, 44, 45, 56, 58, 62, 68, 73, 74, 75, 80, 88, 100, 102, 106, 113, 114, 119, 123 первой части НК РФ. Данный термин постоянно фигурирует и во второй части НК РФ. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что, несмотря на четкую правовую норму ст.1 НК РФ о составе законодательства о налогах и сборах, в подп.1 п.1 ст.21 НК РФ неожиданно упоминается о неких «иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах». Однако в связи с тем, что содержание этого понятия в НК РФ не раскрыто, и оно больше нигде в НК РФ не упоминается, то мы считаем, что в данном случае эти «иные» акты, содержащие налоговые нормы применяться не должны, так как они вообще не могут регулировать налоговые отношения. Это обусловлено так же и положениями ст.2 НК РФ, в которой четко сказано, что соответствующие отношения в сфере налогообложения могут регламентироваться только законодательством о налогах и сборах, но никак не нормами, которые содержаться в иных нормативных актах, не отвечающим требованиям ст.1 Кодекса.

4. Как Вы понимаете название ст. 5 НК РФ «Действия актов законодательства о налогах и сборах во времени»?

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. 1 Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

5. Какая норма НК РФ применяется в случае несоответствия нормативно-правового акта представительного органа местного самоуправления НК РФ?

Статья 6. НК РФ Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах НК РФ. Признание нормативного правового акта не соответствующим НК осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

6. Регулирует ли НК РФ порядок исчисления сроков? Каково значение сроков в законодательстве о налогах и сборах?

Установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд. (ст. 6.1. НК РФ).

7. Как Вы понимаете принцип избежания двойного налогообложения?

Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Так, в соответствии с положениями Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.95 г. (п. 2 ст. 11) при любом виде займа, предоставленного банком, налог на проценты, выплачиваемые по займу, не должен превышать 5% от общей суммы процентов. В соответствии с положениями ст. 7 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал прибыль резидента Швейцарии подлежит налогообложению в Российской Федерации только в том случае, если иностранный резидент осуществляет деятельность в России через постоянное представительство. Если деятельность швейцарского банка по оказанию информационных услуг не осуществляется в России через постоянное представительство, то его доходы подлежат налогообложению в Швейцарии. В этом случае согласно ст. 312 НК РФ для освобождения от удержания налога с дохода иностранного юридического лица в Российской Федерации у источника выплаты на основании указанного.

8. Какова система налогов и сборов РФ?

Система налогов и сборов РФ состоит из трех видов налогов и сборов: 1

1.федеральных налогов и сборов

2.регионыльных налогов и сборов.

3.местных налогов и сборов.

По общему правилу, федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. Региональные налоги и сборы вводятся представительными органами власти субъектов РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта, в котором введен данный налог или сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования, и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования. Трехуровневая система налогообложения дает возможность каждому органу управления самостоятельно формировать доходную часть соответствующего бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений, поступающих из вышестоящего бюджета (например, в виде субвенций регионам), неналоговых поступлений и займов.

9. Сколько установлено федеральных налогов на сегодняшний день? Сможете их перечислить?

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом  РФ и взимаются на всей ее территории.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

10. Какие Вы знаете региональные налоги, установленные на территории Хабаровского края?

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес;

6) региональные лицензионные сборы.

11. Кто устанавливает местные налоги и сборы? Вы являетесь плательщиками местных налогов и сборов?

Региональные налоги и сборы вводятся представительными органами власти субъектов РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта, в котором введен данный налог или сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования, и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. 1 Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

12. Кем устанавливается налог на право торговли?

Налог с продаж (налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. (ст. 347 НК РФ).

13. В какие бюджеты зачисляются платежи за пользование природными ресурсами?

В федеральный бюджет, т.к. данный налог относится к федеральным налогам. Федеральные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом  РФ и взимаются на всей ее территории.

Практическое занятие 7

Тема. Налог на добавленную стоимость (НДС)

1. Какие законы и нормативные акты устанавливают НДС?

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.)

2. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447

3. Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ (утв. приказом ГТК РФ от 7 февраля 2001 г. N 131)

Методические указания по проверке организации работы налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость, доведенные письмом МНС РФ от 14 июня 2002 г. N АС-6-12/832

Письмо МНС РФ от 13 мая 2004 г. N 03-1-08/1191/15 «Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за второе полугодие 2003 года - I квартал 2004 года».

Письмо МНС РФ от 22 июля 2003 г. N ВГ-6-03/807 «Свод писем по применению действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость за 1 полугодие 2005 года».

2. Кто является плательщиком НДС?

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

3. Следуете ли вставать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДС?

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 НК РФ. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации. (ст. 144 НК РФ).

4. Каково правовое содержание процедур:

а) государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков;

б) постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НДС?

а) В соответствии с приказом МНС России от 31 октября 2000 г. N БГ-3-12/375 «О постановке на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость» постановка на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию после 1 января 2001 г., в качестве плательщиков НДС осуществляется в порядке, установленном ст.83 и 84 части первой НК РФ, по формам заявлений, утвержденным приказами МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 и от 31 августа 2001 г. N БГ-3-09/319. 1 Приказом N БГ-3-21/375 также утверждены и введены в действие с 1 января 2001 г. формы N 12-НДС-1 «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость» и N 12-НДС-2 «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость».

В целях единообразия процедуры постановки на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей МНС России письмом от 19 января 2002 г. N ММ-6-12/46 довел до сведения налоговых органов Рекомендации по постановке на учет плательщиков НДС.

б) Во исполнение требований указанной статьи приказом МНС России от 31.10.2000 N БГ-3-12/375 «О постановке на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость» утверждены формы свидетельств о постановке на учет плательщиков НДС:

- для организаций - форма N 12-НДС-1;

- для индивидуальных предпринимателей - форма N 12-НДС-2. 1

Порядок постановки на учет плательщиков НДС разъяснен в письме МНС России от 19.01.2001 N ММ-6-12/46 «О рекомендациях по постановке на учет налогоплательщиков НДС». Согласно этому письму постановка организаций и индивидуальных предпринимателей на учет в качестве плательщиков НДС осуществляется одновременно с их постановкой на учет в качестве налогоплательщиков по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя). Никаких специальных заявлений для постановки на учет в качестве плательщиков НДС представлять не нужно.

Налоговый орган, в котором организация встала на учет по месту своего нахождения, обязан незамедлительно сообщить о факте выдачи ей свидетельства по форме N 12-НДС-1 каждому налоговому органу по месту нахождения всех обособленных подразделений этой организации.

5. Как регулирует Налоговый кодекс РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС?

Налогоплательщики имеют право на освобождение от уплаты НДС при одновременном выполнении двух условий:

- сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности 1 млн. руб. без учета НДС и налог с продаж;

- за три предшествующих последовательных календарных месяца налогоплательщик не реализовал подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье (их перечень приведен в ст.181 НК РФ).

Как рассчитать выручку, чтобы определить, можно ли воспользоваться освобождением, разъяснено в Методических рекомендациях. Согласно п.2.2 этого документа сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения. То есть налогоплательщики, которые определяют выручку для целей налогообложения «по оплате», должны включать в расчет только оплаченную выручку.

В расчет включается выручка от реализации как облагаемых (в том числе по ставке 0%), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученная в денежной или натуральной формах (включая оплату ценными бумагами). Учитывается также выручка от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория России. 1

6. Как определяет объект налогообложения НДС Налоговый кодеке РФ?

Объектом обложения НДС является прежде всего реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации и ввоз товаров на территорию Российской Федерации независимо от формы оплаты и порядка расчетов между продавцами и покупателями, источников оплаты или финансирования, форм собственности и ведомственной принадлежности производителей товаров (работ, услуг) и их потребителей.

Согласно ст.38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации, а в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, в том числе НДС, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации. В соответствии с ТК РФ под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. 1

В силу ст.39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Комментируемой статьей передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг).

Поскольку НДС - это налог на потребление, объектом налогообложения признаются также передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, и выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

7. Каково соотношение подпункта 1 пункта 2 статьи 146 НК России и пункта 3 статьи 39 НК России?

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ к объектам обложения НДС отнесена передача имущественных прав.

Для целей обложения НДС ряд операций не признается реализацией товаров и, следовательно, не является объектом налогообложения. К ним относятся операции, указанные в п.3 ст.39 НК РФ, а именно: 1

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику либо наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, либо раздела такого имущества;

передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

При проведении операций, не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг), суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении таких операций, к вычету не принимаются, а если вычет был произведен, то суммы НДС в налоговом периоде, в котором имела место операция, должны быть восстановлены на расчеты с бюджетом. 1

8. Что признается местом реализации работ (услуг) в целях налогообложения по НДС?

Место реализации работ(услуг) определено в статье 148 НК. По общему правилу местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги). Подпункты 1-4 пункта 1 статьи 148 являются исключениями из данного правила. В следующих случаях местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ;

2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;

3) услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Впервые в налоговом законодательстве по НДС определен перечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг) за пределами России. К ним относятся: 1

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

С 1 января 2001 года в правовое регулирование места реализации работ (услуг) для целей исчисления НДС внесены следующие изменения в существовавший ранее порядок:

- из состава недвижимого имущества исключены воздушные, морские и речные суда, которые ст.130 ГК РФ лишь условно причислены к объектам недвижимости;

- перечень услуг в социально-культурной сфере стал закрытым, но в него добавлены туристические услуги;

- перечень работ и услуг дополнен: научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами; услугами, оказываемыми непосредственно в российских аэропортах и в воздушном пространстве России по обслуживанию воздушных судов; работами (услугами) по обслуживанию морских судов;

- четко определено, что является местом осуществления деятельности продавца и покупателя.

9. Какая статья Налогового кодекса РФ устанавливает перечень хозяйственных операций, освобожденных от НДС?

Ст. 149 НК РФ. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

10. Каковы особенности определения налоговой базы по НДС?

Согласно п.1 ст.154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется исходя из цены реализации, определяемой в соответствии со ст.40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), но без учета НДС и налога с продаж. Это означает, что для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, считается, что эта цена соответствует рыночной. При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, оплате труда в натуральной форме налоговая база рассчитывается исходя из цены товаров (работ, услуг), определенной налогоплательщиком. 1

11. Какая норма Налогового кодекса РФ устанавливает налоговый период для уплаты НДС?

Ст. 163 НК РФ Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как календарный месяц.

12. Какими нормам определены налоговые ставки НДС?

Нормами налогового Кодекса. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Статьей 164 предусмотрено пять ставок НДС, из них две - основные ставки (10% и 20%), две - так называемые расчетные ставки (9,09% и 16,67%) и одна - нулевая. Все ставки НДС являются процентными и маргинальными (непосредственно указанными в законодательном акте - НК РФ).

Перечень товаров, налогообложение которых происходит по налоговой ставке в 10%, установлен в пункте 2 статьи 164 НК. Статьей 6 Закона «О налоге на добавленную стоимость» для ряда товаров была установлена пониженная в два раза ставка НДС в размере 10%, которая применяется как при реализации товаров на территории Российской Федерации, так и при исчислении НДС по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации. Практически этот же перечень продовольственных товаров и товаров для детей приведен и в п.2 ст.164 НК РФ, однако он дополнен за счет мороженого, произведенного на основе молока и молокопродуктов.

Налоговым кодексом предусмотрены расчетные налоговые ставки для отдельных случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 164 НК.

При реализации товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов необходимо документально подтвердить обоснованность своих требований. Исчерпывающий перечень необходимых документов содержится в статье 165 НК.

13. Какими нормативно-правовыми актами предусмотрены обязанности налогоплательщиков по ведению счетов-фактур, книг покупок и продаж?

Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Письмо МНС РФ от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

14. Какие нормы Налогового кодекса РФ закрепляют право на налоговые вычеты? Какие суммы НДС можно принять к вычету?

Ст. 171, 172 НК РФ. В соответствии со статьей 171 НК налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

15. Как возместить уплаченный НДС? Какие нормы НК РФ закрепляют право на возмещение НДС из бюджета?

Статья 176 НК РФ. Данной статьей предусмотрена возможность возмещения (зачета, возврата) НДС.

Для подтверждения факта оплаты товара путем зачета встречных требований достаточно заявления одной стороны. Такой вывод сделал Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 31 мая 2004 г. по делу N Ф04/2990-397/А75-2004. Указанное заявление наряду со счетом-фактурой будет основанием для принятия входного НДС к вычету. 1

При составлении заявления о зачете налогоплательщик должен руководствоваться положениями ГК РФ. Не включение в заявление всех реквизитов первичного учетного документа, предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете, не влечет недействительности зачета, а, следовательно, не лишает налогоплательщика права на вычет. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ в течение трех месяцев считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат сумм НДС при экспорте товаров, налоговый орган самостоятельно производит зачет указанных сумм в первоочередном порядке и в течение 10 дней сообщает о нем налогоплательщику. При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по НДС и иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по НДС и иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами, либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению. В случаях, когда сумма НДС по материальным ресурсам (работам, услугам) производственного назначения или по товарам, предназначенным для перепродажи, превышает сумму налога, исчисленную налогоплательщиками по реализуемым товарам (работам, услугам), образующаяся разница направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику.

Практическое занятие 12

Тема. Налог на добычу полезных ископаемых

1. Как Налоговый кодекс РФ определяет налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых?

Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ (ст.334 НК РФ).

Согласно ст.9 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе иностранные граждане и юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права недропользования. Все пользователи недр должны иметь соответствующие разрешения (лицензии) (ст.11 Закона).

Кроме того, пользователями недр могут быть признаны участники простого товарищества. Соответственно при заключении данного договора для добычи полезных ископаемых уплачивать налог должны участники товарищества. 1

2. Какова процедура постановки на учет плательщиков налога на добычу полезных ископаемых?

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. Для налога на добычу полезных ископаемых процесс постановки на учет регулируется статьей 335 НК. В налоговом праве существуют различные способы постановки на учет в качестве налогоплательщика: по месту нахождения организации; по месту нахождения ее обособленных подразделений; по месту жительства физического лица; по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. По вопросу, касающемуся учета в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет,

3. Что признается полезным ископаемым для целей настоящего налога?

Полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).

4. Каков объект налогообложения за добычу полезных ископаемых согласно Налоговому кодексу РФ?

Объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые трех категорий.

1. Полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. По лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

2. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например, согласно ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (действует в редакции Федерального закона от 13 марта 2002 г. N 28-ФЗ), лицензированию подлежит заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов.

3. Полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. На основании ст.67 Конституции РФ под юрисдикцией Российской Федерации находятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. К территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств или используемым ею на основании международного договора, в частности, относится архипелаг Шпицберген (Норвегия).

5. Как налогоплательщик определяет налогооблагаемую базу?

Налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 НК налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты. Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых. При этом в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. 1

Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется также такой показатель, как стоимость единицы добытого полезного ископаемого, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации, установленных с учетом положений частью первой Налогового кодекса, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории России и стран СНГ), акциза и расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий договора. Цена реализации считается равной цене, указанной сторонами в сделке. При этом в сумму расходов включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку (перевозку) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя, а также на обязательное страхование грузов. К расходам по доставке добытого полезного ископаемого до получателя относятся расходы по доставке магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг. 1

6. Какой период признается налоговым для уплаты налога на добычу полезных ископаемых?

Налоговым периодом признается календарный месяц. (ст. 341 НК РФ).

7. Какие налоговые ставки налога на добычу полезных ископаемых устанавливает Налоговой кодекс РФ?

НК РФ предусмотрено два вида налоговых ставок: так называемая нулевая ставка, фактически означающая освобождение определенных видов полезных ископаемых от налогообложения (по сути это разновидность налоговой льготы), и налоговые ставки определенных размеров (МНС России именует их общеустановленными ставками).

Основным условием применения нулевой налоговой ставки к промышленным водам является то, что их извлечение должно быть связано с разработкой других видов полезных ископаемых либо со строительством и эксплуатацией подземных сооружений.

При осуществлении налогового контроля налоговый орган в соответствии со ст.31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом управления государственным фондом недр (МПР России), подтверждающие правильность применения налогоплательщиком нулевой налоговой ставки в отношении промышленных вод.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 899 «Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства», отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляются Министерством природных ресурсов РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.

8. По каждому ли добытому полезному ископаемому исчисляется сумма налога?

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

9. С какого периода возникает обязанность представления налоговой декларации?

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. По налогу на добычу полезных ископаемых налоговая декларация представляется отдельно от других налогов. Налоговая декларация представляется на бланке установленной формы в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, т.е. по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование. Налоговая декларация подается в любой день в течение месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

10. Каковы сроки уплаты налога и авансовых платежей?

Сроки уплаты налогов могут определяться различными способами: календарной датой; истечением периода времени; указанием на событие, которое должно наступить или произойти; указанием на действие, которое должно быть совершено. Для целей налога на добычу полезных ископаемых сумма налога, подлежащего уплате по итогам квартала, уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим кварталом. Следовательно обязанность по уплате налога может быть исполнена в любой день месяца, следующего за истекшим кварталом. В течение налогового периода в бюджет уплачиваются авансовые платежи, исчисляемые как одна третья общей суммы налога за предыдущий налоговый период. В любой день каждого в течение месяца в налоговом периоде необходимо уплатить одну треть предполагаемой суммы налога на добычу полезных ископаемых. Разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, подлежит уплате в бюджет по итогу налогового периода. Положительная разница между суммой авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, и общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит возврату (зачету) налогоплательщику. В отношении добытых полезных ископаемых, за исключением нефти, суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащие уплате в течение I квартала 2002 г., исчисляются как одна третья сумм, начисленных за IV квартал 2001 г. платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

11. В чем заключаются особенности исчисления и уплаты налога при выполнении соглашений о разделе продукций?

Порядок исчисления и уплаты налога при выполнении соглашений о разделе продукции предусмотрен статьей 346 НК. Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности - инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется выполнить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В соглашении определяются все необходимые условия рационального и эффективного использования недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения.

Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Помимо общих требований о рациональном использовании и охране недр, окружающей природной среды, безопасному ведению работ, соглашением должны предусматриваться дополнительные обязательства инвестора: по предоставлению российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании отдельных договоров с инвесторами; осуществлении специальных мер по предотвращению вредного влияния работ на природную среду и по ликвидации последствий такого влияния; страхованию ответственности по возмещению убытков в случае аварий; ликвидации всех сооружений, установок и иного имущества после завершения работ, а также по очистке от загрязнения территории. 1

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2004 г.).

2. Борзунова О. А., Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) - СПС «Гарант», 2003 г.

3. Васюкова Е. Минфин России Применение соглашений об избежании двойного налогообложения «Финансовая газета» № 7. 2003 г.

4. Комментарий (постатейный) к главам 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы» (в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ и от 24.07.2002 N 11-ФЗ) (под ред. Старикова А.Н.) – «Статус-Кво 97», 2004 г.

5. Красноперова О.А. Постатейный комментарий к главе 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». - СПС «Гарант», 2004 г.

6. Налоговый кодекс РФ. Общая часть. Комментарии С.Д. Шаталова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003 г. 

7. Налог на добычу полезных ископаемых: расчет с учетом изменений (Ю. Подпорин, Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск 8, февраль 2004 г.).

8. Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) (О.А.Борзунова, Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов). - СПС «Гарант», 2003 г.

9. Пепеляев С. Г. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: ФБК ПРЕСС, 2004г.

10. Цибизова О.Ф. Комментарий к НК РФ (постатейный). Глава 21 «Налог на добавленную стоимость». - ИД ФБК-ПРЕСС, 2003 г.

11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 2001 г.


1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 2001 г.. С. 243.

1 Налоговый кодекс РФ. Общая часть. Комментарии С.Д. Шаталова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003 г. С. 27.

1 Пепеляев С. Г. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: ФБК ПРЕСС, 2004 г. С. 41.

1 Васюкова Е. Минфин России Применение соглашений об избежании двойного налогообложения «Финансовая газета» № 7. 2003 г. С. 17.

1 Пепеляев С. Г. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: ФБК ПРЕСС, 2004 г. С. 87.

1 Цибизова О.Ф. Комментарий к НК РФ (постатейный). Глава 21 «Налог на добавленную стоимость». - ИД ФБК-ПРЕСС, 2003  г. С. 35.

1 Цибизова О.Ф. Комментарий к НК РФ (постатейный). Глава 21 «Налог на добавленную стоимость». - ИД ФБК-ПРЕСС, 2003  г. С. 37.

1 Комментарий (постатейный) к главам 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы» (в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ и от 24.07.2002 N 11-ФЗ) (под ред. Старикова А.Н.) – «Статус-Кво 97», 2004 г. С. 57.

1 Цибизова О.Ф. Комментарий к НК РФ (постатейный). Глава 21 «Налог на добавленную стоимость». - ИД ФБК-ПРЕСС, 2004 г. С. 81.

1 Цибизова О.Ф. Комментарий к НК РФ (постатейный). Глава 21 «Налог на добавленную стоимость». - ИД ФБК-ПРЕСС, 2004 г. С. 93.

1 Цибизова О.Ф. Комментарий к НК РФ (постатейный). Глава 21 «Налог на добавленную стоимость». - ИД ФБК-ПРЕСС, 2004 г. С. 93.

1 Борзунова О. А., Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов. Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) - СПС «Гарант», 2003 г.

1 Комментарий (постатейный) к главам 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы» (в редакции Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ и от 24.07.2002 N 11-ФЗ) (под ред. Старикова А.Н.) – «Статус-Кво 97», 2004 г. С. 71.

1 Красноперова О.А. Постатейный комментарий к главе 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". - СПС «Гарант», 2004 г.

1 Налог на добычу полезных ископаемых: расчет с учетом изменений (Ю. Подпорин, Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск 8, февраль 2004 г.). С. 31.

1 Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) (О.А.Борзунова, Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов). - СПС «Гарант», 2004 г.

1 Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) (О.А.Борзунова, Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов). - СПС «Гарант», 2004 г.

1 Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) (О.А.Борзунова, Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов). - СПС «Гарант», 2003 г.