Содержание

Введение.. 3

1. Политика и политическая деятельность.. 4

2. Политический статус личности.. 7

3. Формирование политических взглядов и политического поведения.. 9

Заключение.. 12

Список литературы... 13

Введение

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

В настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. Поскольку конструирование политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины только начинается, всякое построение в данной области не может носить поисковый характер, и его адекватность должен быть проверена в процессе дальнейших углубленных исследований.

Цель данной работы является рассмотреть политическую деятельность и политическое поведение. Задачи работы рассмотреть:

1. Политика и политическая деятельность

2. Политический статус личности

3. Предпосылки для участия личности в политическом процессе

4. Формирование политических взглядов и политического поведения 

1. Политика и политическая деятельность

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти.

Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы общества.

Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности.

Политика - деятельность органов власти, объединений граждан и „отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей направленных на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.

Можно выделить области политики по различным основаниям:

- по сферам жизни (экономическая, социальная, культурная, национальная, военная);

- по областям (внутренняя, внешняя);

- по масштабам (международная, мировая, локальная, региональная);

- по носителям - по срокам действия. [1]

Политическая деятельность - это, как правило, формы и методы реализации политики. Одной из основных форм политической деятельности можно выделить политическую борьбу, которая является одной из сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определенных политических целей. В ее основе лежат интересы тех социально-классовых слоев, групп, общности людей, которые образуют собой субъекты политических отношений. Объектом политической борьбы являются, прежде всего, отношения власти, поскольку ее цель - достижение прочных позиций в системе политической структуры общества, реализация тем или иным субъектом политических отношений своей политической воли.

Но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Формы политической деятельности внутри политических партий различны: Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в средствах массовой информации; Цель диалога - выяснения точек зрения, достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществление согласованных действий.

Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на теоретическую и практическую.

Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная.

Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические действия: это внешняя политика и международные отношения, выработка и реализация внутренней политики государства, участие в жизни партий, военная политика и т.д.

Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни это способ возвышения человеческого в человеке.

Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет отдавать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а является объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю.

По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

В. Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен.

2. Политический статус личности

 

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности[2]:

·        аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

·        пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

·        гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

·        гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

·        общественно-политический деятель;

·        профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

·        политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности[3]:

·        наличие системы политических ценностей;

·        относительная стабильность политических мотивов;

·        способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

3. Формирование политических взглядов и политического поведения

Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет отдавать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике.

Вообще, активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры. В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах[4].

Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы, не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима.

Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. С. М. Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными.

В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на демократической основе.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а является объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю. [5]

По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

В. Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен.

Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политического процесса. Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность. Принадлежащие личности права и свободы можно разделить на три группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование, охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потребности, создать достойные для человека условия для существования. [6]

Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной власти, право объединяться в общественно-политические организации, право на проведение митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государственными и общественными делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированию человека, как общественно- политического деятеля, создать предпосылки для его политического участия, развития общественно-политической активности.

Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и др.) . Осуществление их способствует созданию условий для свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человеческая жизнь невозможна.

Заключение

В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные. По моему мнению, развиваются партии различной политической направленности: Демократичной, Либеральной, Консервативной, Прокоммунистической и т.д. Рассматривать конкретную партию надо в конкретной ситуации. Но ясно одно возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.

Таким образом, всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных раздела.

Это, во-первых, социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики системы политического, политической парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду. Во-вторых, политические системы, различия и сходства между ними, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменений и смены и т.д. В-третьих, политические институты, политический процесс, политическая культура, политическое поведение и т.д. Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы.

Список литературы

1.     Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политические исследования. 1997. - №6. – с. 48.

2.     Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2001. – 357с.

3.     Мальцев В.А. Основы политологии. – М.: Высшая школа. 1997. – 623с.

4.     Мурадян А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию. – М.: Наука, 2002. –368 с.

5.     Основы политологии: Курс лекций для высших учебных заведений. Киев, 2001.-187с.


[1] Мальцев В.А. Основы политологии. – М.: Высшая школа. 1997. – с. 221-223

[2] Мурадян А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию. – М.: Наука, 2002. – с. 20-25

[3] Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2001. – с.3-22

[4] Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2001. – с.3-22

[5] Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политические исследования. 1997. - №6. – с. 18-20

[6] Основы политологии: Курс лекций для высших учебных заведений. Киев, 2001.-79с.