Содержание
Введение. 3
1. Сравнительный анализ ГК РФ и Единообразного торгового кодекса США. 4
2. Интеллектуальная собственность в международном частном праве. 7
3. Туризм как специфическая форма международной торговли услугами. 10
4. Международные гостиничные правила. 16
Заключение. 18
Список использованной литературы.. 19
Введение
В последнее время в отечественной и зарубежной прессе всё чаще и чаще стали появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной собственности, как правило речь идёт о “пиратском” аудио и видео рынке. Если верить исследованию, подготовленному находящейся в Лондоне Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым лидером по незаконным продажам музыкальных записей. По данным исследований этой организации, в 1995 году в России было продано 222 млн. штук таких записей на сумму более 363 млн.долларов. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных записей достиг 2,1 млрд.
Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько на внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.
В последнее время на международном уровне принимаются нормативные акты признанные обеспечивать права туристов.
Целью работы является изучение международного туристического и торгового права.
Задачами работы являются:
- сравнительный анализ ГК РФ и Единообразного торгового кодекса США,
- изучение категории интеллектуальная собственность в международном частном праве,
- изучение туризма как специфической формы международной торговли услугами,
- изучение международных гостиничных правил.
1. Сравнительный анализ ГК РФ и Единообразного торгового кодекса США.
Особое место в гражданском законодательстве Российской Федерации занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты, в виде Гражданского кодекса РФ. Отраслевые кодифицированные нормативные правовые акты призваны урегулировать все общественные отношения входящие в предмет гражданского права и являются базой для развития всего текущего законодательства на территории Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое регулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим, ГК РФ закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений входящих в предмет гражданского права. Характерной чертой части первой и второй ГК РФ является то, что они заложили основу нормативной базы для гражданского оборота в условиях рыночной экономики. В них дано определение предпринимательской деятельности и содержится немало правовых норм, направленных на регулирование отношений в области предпринимательства. В частности часть вторая регулирует договорные отношения. Часть третья ГК закрепляет нормы наследственного права и нормы международного частного права.
Единообразный торговый кодекс США (далее ЕТК) принят в 1962 году. Положениями Единообразного торгового кодекса регулируются гражданские правоотношения связанные с перемещением товаров и услуг.
При проведении сравнительного анализа ГК и ЕТК в первую очередь очевидно, что эти два документа имеют разную предметную область рассмотрения – если призван обеспечить единообразное правовое регулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений, то ЕТК регулирует гражданские правоотношения связанные с перемещением товаров и услуг.
Также имеются различия в определениях терминологии.
Во многих зарубежных правопорядках договор продажи недвижимости не выделяется в отдельный вид договора купли - продажи, как это сделано в российском Гражданском кодексе. Однако в принципе и там обеспечивается дифференцированное регулирование продажи движимого и недвижимого имущества. Например, Единообразный торговый кодекс СШАпредусматривает, что термином "товары" охватываются все вещи, которые являются движимыми к моменту их индивидуализации для данного договора продажи, за исключением денег, в которых должна быть уплачена покупная цена, ценных бумаг и прав требования. Термин "товары" также включает еще не родившийся приплод скота, урожай на корню и другие индивидуализированные вещи, связанные с недвижимостью, в соответствии со статьей о товарах, подлежащих отделению от недвижимости (ст. 2-105).
Еще один пример. Как известно, в ГК одним термином - "договор" - обозначается сразу три понятия: вид сделки, вид правоотношения и вид формы правоотношения. На мой взгляд, такая ситуация свидетельствует о слабости юридической техники ГК и подлежит исправлению. Каждое понятие во избежание путаницы должно обозначаться собственным термином. Именно такая ситуация присутствует в наиболее прогрессивных правопорядках. Так, Единообразный торговый кодекс США определяет договор как основное обязательство, возникающие в силу соглашения сторон. А соглашение сторон - это уже сделка. То есть мы видим, что понятия договора-сделки и договора-правоотношения у американцев четко разведены.
Различие в предметных областях ГК и ЕТК, в основном, проявляется следующим образом. В каждой из статей, посвященных конкретной организационно-правовой форме коммерческой организации, было предусмотрено, что она определяется специальным законодательством, принятия которого разработчики ГК не стали дожидаться, «постаравшись» включить в ГК как можно больше статей, относящихся к определению правового статуса тех видов коммерческих организаций, чей статус должен определяться специальным законодательством. Конечно, при этом можно сослаться на то, что на момент введения в действие части первой ГК еще не были приняты соответствующие специальные законы, однако уже действовал Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» — специальный закон, регламентирующий в целом предпринимательскую деятельность и определяющий правовой статус субъектов этой деятельности. В него было бы достаточно внести необходимые изменения до принятия соответствующих специальных законов и избежать в ГК «нормативной перегрузки».
Единообразный торговый кодекс США (далее — ЕТК) не называет конкретно лиц, обладающих статусом коммерсанта, а лишь обобщенно характеризует деятельность коммерсанта.32 Так, в соответствии с п. 1 ст. 2—104 ЕТК коммерсант — это тот, кто «совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки, а также тот, кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или личного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом».
Итак, сделаем вывод. Главное отличие ГК от ЕТК состоит в том, что ГК - главный акт гражданского законодательства, нормы которого в единой системе регулируют всю совокупность гражданско-правовых отношений и определяют содержание всех других актов гражданского законодательства и гражданско-правовых норм, содержащихся в иных законодательных актах; в то время как ЕТК является не законом, а модельным (рекомендательным) актом, ратифицированным хотя и большинством штатов, но в разнообразных редакциях, значительно отличающихся друг от друга. ЕТК в отличие от ГК не имеет общей части и охватывает лишь некоторые институты предпринимательского оборота не будучи кодексом в традиционном "континентальном" понимании.
2. Интеллектуальная собственность в международном частном праве.
В условиях мировой интернационализации экономики одной из важнейших составляющих этого процесса является сотрудничество государств в области охраны промышленной и иных составляющих интеллектуальной собственности.
Термин интеллектуальная собственность как правовая категория получила легальное
закрепление в Стокгольмской конвенции, учреждающей в
Еще одним источником, который в международно-правовом плане
оперирует понятием «интеллектуальная собственность», является Соглашение об
относящихся к торговле аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПс),
подписанное в рамках ГАТТ в
В современной юридической литературе все чаще проводите разграничение двух ветвей исключительных прав на основе двух различных для каждого соответствующего случая критериев — фактологического, т.е. факта самого создания объекта (произведение само обособляет себя), и регистрационного, т.е. совершения специальных действий по оформлению обособления результата (регистрации). Соответственно говорят о двух системах охраны — авторском праве, которое охраняет форму как результат творческой деятельности, и о патентном праве, охраняющем существо результата творческой деятельности[3].
Во втором случае, как представляется, целесообразнее использовать
не термин «патентное право», а более широкое понятие — «право промышленной
собственности», поскольку не все объекты промышленной собственности защищаются
с помощью охранного документа, именуемого патентом, хотя и обращение к термину
«авторское право» столь же неточно. К правовому понятию «промышленная
собственность» относятся исключительные права на использование
нематериальных благ, которые явились результатом творческой деятельности в
разнообразных сферах, связанных с материальным производством, торговлей,
услугами и т. д. Эти блага используются во всех отраслях экономики и воплощаются
в конструкциях, новых веществах, способах производственной деятельности и иных
объектах материального мира. Согласно ст. 1 Парижской конвенции по охране
промышленной собственности от 20 марта
Регулирование отношений по поводу возникновения и охраны прав промышленной собственности, имеющих опосредствованную юридическую связь с правопорядками различных государств (т.е. регулируемых международным частным правом), отличает ряд особенностей. Дело в том, что правовая охрана личных и имущественных прав автора на промышленную собственность имеет территориальный характер, т.е. осуществляется только в пределах того государства, где подобные права возникают. Перемещение лицом—создателем нематериального объекта за пределы данного государства будет означать отсутствие у него этого права в другой стране, если оно не предпримет соответствующих действий по получению в ней охраны.
3. Туризм как специфическая форма международной торговли услугами.
Под международным туризмом понимаются туристские связи между государствами, установленные на основе международных договоров, или система международных путешествий и туризма, определенная договорами и соглашениями, заключенными между государствами или государствами и международными организациями. Однако ряд авторов — М.А. Ананьев (СССР), Р.П. Рачев (Болгария), А. Корнак (Польская Республика) — считают, что под современным международным туризмом следует понимать туризм, сформировавшийся после второй мировой войны[4].
Иностранный туризм всегда реализуется как составная часть внутреннего. Международный туризм в разных странах характеризуется многими общими чертами, несмотря на различие общественных условий его развития. Обусловлено это тем, что туризм не зависит только от общественных отношений, на него существенное влияние оказывают уровень производительных сил и последствия прогресса и развития цивилизации вообще. Развитие международного туризма прежде всего касается спроса на услуги туризма и путешествий. Повсеместно растет число участников путешествий и туризма как на отдельных континентах, так и между ними; это следствие широкого участия основных слоев населения в туризме и путешествиях.
В международном туризме растет роль транспортных средств передвижения, а в связи с этим и неорганизованного (индивидуального) туризма и путешествий. Результатом является сокращение среднего времени одного участия (пребывания) в путешествии и туризме как один из значительных факторов международного туризма и путешествий после второй мировой войны. С этим тесно связана концентрация участия в туризме и путешествиях в легко доступные места и относительное снижение доли пешего туризма.
Спрос на туризм и путешествия в международном масштабе децентрализуется, т. е. распространяется на новые области и места, а не концентрируется в обычных традиционных местах. Эта децентрализация относится не только к распределению посещаемости в отдельных странах, но и вообще к иностранному туризму: возникли новые рынки, в частности в развивающихся странах. Спрос в международном туризме характеризуется повсеместным увеличением расстояния между местом проживания и местом туризма или путешествия — как длительного, так и краткосрочного, иностранного и отечественного.
Растет иностранный туризм (пассивный) как следствие улучшения экономического положения населения и результат действия новых влияний неэкономического характера (цивилизация, тяга к знаниям, социальный престиж и др.).
Время спроса почти не изменяется, отсюда возникают вопросы сезонности. Другие черты развития международных путешествий и туризма относятся к оснащенности его сооружениями и службами услуг.
Международный туризм в промышленно развитых странах. Развитие международного туризма между странами происходит путем интернационализации туристских услуг, которая сопутствует процессам экономической интеграции. Проявлением процесса интернационализации можно считать:
— упрощение формальностей при получении виз и паспортов, вплоть до их полной ликвидации;
— политико-экономические меры, облегчающие развитие туристских связей и путешествий (таможенные, валютные, кредитные и др.);
— создание международных предприятий и организаций (бюро путешествий, транспортные общества и др.) и связанные с этим вывоз и перемещение капитала через границы для инвестиций в туристские услуги в других странах.
С этим тесно связан процесс монополизации, который после второй мировой войны перерастает национальные границы и становится чертой международного туризма и путешествий. Монополизация происходит в рамках собственных предприятий (крупный капитал, союзы гостиничных предприятий, транснациональные корпорации и др.), путем проникновения в сферу международного туризма транспортных монополий и объединений, которые подчиняют себе предприятия туристской сферы услуг или сами их основывают, и путем проникновения банковского капитала в туристские сферы услуг.
Примечательной чертой международного туризма в рыночной системе считается постоянно растущая роль государства в этой сфере услуг. Мотив этого роста обусловлен доходом от международного туризма. Эта роль осуществляется непосредственным созданием государственных организаций и предприятий в области туристских услуг, субсидированием и предоставлением льгот для предпринимательской деятельности и организацией и поддержкой рекламной деятельности[5].
Значительную роль в развитии международного туризма в рыночной системе хозяйства играет социальный туризм. В ряде государств Центральной и Восточной Европы широко распространена такая форма услуг, как «шоп-туры», по которым путешественникам предоставляются возможности закупок на фабриках, в закрытых торговых центрах, на складах готовой продукции и пр. Одной из интересных форм отдыха признан и «тайм-шер», который объединяет свыше 2850 курортов более чем в 80 странах мира[6]. Эти услуги осуществляются RCI (Resort Соп-daminium International), своеобразным диспетчерским центром всемирного масштаба, позволяющим организовывать отдых, максимально приближенный к идеальному, в форме клубного туризма.
В целях регулирования этого нового вида деятельности большинство государств приняли законодательные акты, направленные на защиту своих национальных интересов и прав владельцев клубного отдыха. Эти директивы регулируют систему владения клубным отдыхом и обеспечивают соблюдение прав и защиту законных интересов всех субъектов этой системы, а также защиту национальных интересов и прав владельцев клубного отдыха.
Уплатив разовый взнос за право отдыха в определенном месте в течение одной недели или нескольких недель, физическое лицо получает закрепленное договором «право временного проживания». Это право получило название «тайм-шер» (от англ. time — время, chare — пай, долевое участие).
Концепция тайм-шера связана с предложением всем желающим права
проводить в течение установленного периода или интервала времени в каждом году
отпуск в апартаментах или ином месте проживания, которые представляют собой
часть туристского комплекса, обеспеченного разнообразными услугами и службами
(Тайм-шер. Док. ВТО. 1996.). Так называемое «владение отдыхом» нельзя отнести к
туризму, так как этот процесс относится к правоотношениям временного проживания
или найма жилой площади (см. закон Германии «О продаже прав на временное
использование жилых объектов» от 20 декабря
Международный туризм в странах Центральной и Восточной Европы и странах Азии. Запоздавшее развитие массового туризма в странах Центральной и Восточной Европы определяется тем, что они:
— уделяли большее внимание развитию отечественного туризма;
— недооценивали значение зарубежного туризма как инструмента углубления сотрудничества между государствами Центральной и Восточной Европы;
— вынуждены были ориентироваться на другие проблемы общественного развития в связи с последствиями второй мировой войны, социальными изменениями, связанными со строительством нового общества, промышленной отсталостью и в среднем более низким уровнем жизни.
Виды и формы туризма и международных путешествий в международном общении. Отдых и туризм рассматриваются Всемирной туристской организацией (ВТО) как символ образа жизни человека. Одновременно ВТО выделяет определенные виды туризма, а именно: семейный туризм, молодежный туризм, туризм для лиц старшего и престарелого возраста и туризм для лиц с физическими недостатками. Что касается обслуживания в плане туристской деятельности, то прослеживаются четкие различия в требованиях для путешествий (развлечений), участия в спортивных, культурных мероприятиях, визитов к родственникам или друзьям, в целях развития религии, учебы, деловых встреч, заседаний, конгрессов, для поправления здоровья.
Новая форма туризма и путешествий — экотуризм. Так,
Мозамбик и Свазиленд объявили о совместном проекте в области экотуризма и
назвали его «Лумбомбо». Две страны собрались объединить свои заповедники (
Важное направление деятельности туристских администраций — технологическое сотрудничество в области туризма и международных путешествий. С развитием туристской деятельности возникает потребность ускоренного обмена информацией, знаниями и технологиями между странами с высокоразвитым туризмом и странами, где туризм лишь начинает развиваться. По мнению ВТО, такая «потребность должна стать правом, нормы и принципы которого должны быть определены международным сообществом»19.
Общие принципы технологического сотрудничества в области туризма и международных путешествий предполагают:
— передачи технических знаний (содействие и расширение доступа к знаниям и технологии, объектам права собственности и к передаче технологии международного уровня; содействие и увеличение технических и научных возможностей всех стран в области туризма и отдыха; содействие и разработка, принятие и применение национальной политики, законов и регламентов по вопросу передачи технологии в соответствии с международным правом);
— передачи технологии производства и управления (содействие профессиональной подготовке персонала высшего звена, развитие очных и заочных курсов, профессиональных стажировок, специальных программ для административного аппарата национальных туристских организаций; реализация двусторонних и многосторонних договоров; содействие развитию программ содействия и сотрудничества путем направления экспертов и обмена исследовательских работ в области туризма, профессиональной подготовки, международных программ по туризму);
— передачи туристской информации — не только статистических данных, но и сведений в области туристского законодательства и библиографии; создание банка данных.
4. Международные гостиничные правила.
Международные гостиничные правила были впервые опубликованы Международной гостиничной ассоциацией 60 лет назад. После этого они несколько раз пересматривались. Однако с учетом развития международного туризма за последние 20 лет стало необходимым сформулировать их заново.
Целью Международных гостиничных правил является кодификация общепринятой международной торговой практики, регулирующей вопросы договора на размещение в гостинице. Они призваны проинформировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях.
Данные правила являются дополнением к положениям, предусмотренным в национальных законодательствах о договорных отношениях. Они применяются, когда такое законодательствоне включает специфичных положений, касающихся договора на размещение в гостинице.
Термин «гость» означает индивидуала, который предполагает разместиться или размещается в гостинице[7].
В соответствии с договором на размещение владелец гостиницы обязан предоставить гостю размещение и дополнительное обслуживание.
Предполагается, что предоставляемые услуги соответствуют обычным услугам в гостинице в зависимости от ее категории, включая использование номера и те удобства, которые обычно предоставляются для общих потребностей гостей.
Клиент несет ответственность за оплату по договорной цене.
Условия договора обусловливаются категорией гостиницы, национальным законодательством или инструкциями о деятельности гостиницы (если таковые имеются), Международными гостиничными правилами и правилами внутреннего распорядка гостиницы, которые должны быть показаны гостю.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что система международной охраны авторского и патентного права в основе своей строится на праве внутригосударственном. Конвенции посвященные регулированию авторских и патентных прав построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны.
На мой взгляд, на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства и патнтования. Но к сожалению эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.
Под международным туризмом понимаются туристские связи между государствами, установленные на основе международных договоров, или система международных путешествий и туризма, определенная договорами и соглашениями, заключенными между государствами или государствами и международными организациями. На сегодняшний день принято большое количество законов гарантирующих права туристов.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Бернская конвенции “Об охране литературных и художественных произведений” 1886 года.
2. Бернская конвенции “Об охране литературных и художественных произведений” с изменениями от 24 июля 1971 года
3. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года
4. Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 года)
5. Гражданский кодекс РФ. – Ч.1,2,3. – М.: Юрист, 2005.
6. Закон РФ « О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»
Научная литература
1. Авторское и патентное право / В. Пустозерова. – М.% Спарк, 2000. – 324 с.
2. Ануфриева Л.П. Международное частное право. – Т.3. – М.: Юрист, 2003 – 458 с.
3. Богуславский М.М. Международное частное право. - М. 2004 – 780 с.
4. Звеков В. Международное частное право. – М., 2000. – 564 с.
5. Лунц Л. Международное частное право в 3-х Т.- М., 2000. – 1240 с.
6. Матвеев Ю.Т. Международная охрана авторских прав. – М., 1987.
7. Международное частное право – азбука авторского права. – М., 1982.
8. Международный туризм. – М., 2000. – 246 с.
9. Международный туризм и право. – М., 1999. – 357 с.
10. Туризм и гостиничное хозяйство. – М.: Экономика, 2000. – 318 с.
[1] Ануфриева Л.П. Международное частное право. – Т.3. – М.: Юрист, 2003 – С. 440
[2] Ануфриева Л.П. Международное частное право. – Т.3. – М., 2003 – С. 443
[3] Авторское и патентное право / В. Пустозерова. – М., 1999. – С. 86.
[4] Международный туризм и право. – М., 1999. – С. 35.
[5] Туризм и гостиничное хозяйство. – М.: Экономика, 2000. – С. 11
[6] Международный туризм и право. – М., 1999. – С. 34
[7] Туризм и гостиничное хозяйство. – М.: Экономика, 2000. – С. 24