Содержание

Введение. 3

1.  Сравнительный анализ ГК РФ и Единообразного торгового кодекса США. 4

2. Интеллектуальная собственность в международном частном праве. 7

3. Туризм как специфическая форма международной торговли услугами. 10

4. Международные гостиничные правила. 16

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 19

Введение

В последнее  время  в отечественной и зарубежной  прессе всё чаще и чаще стали появляться  статьи о нарушении прав интеллектуальной собственности, как правило речь идёт о “пиратском” аудио и видео рынке. Если верить исследованию, подготовленному находящейся в Лондоне Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым лидером по незаконным продажам музыкальных записей. По данным исследований этой организации, в 1995 году в России было продано 222 млн. штук таких записей на сумму более 363 млн.долларов. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных записей достиг 2,1 млрд.

   Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько на внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.

В последнее время  на международном уровне  принимаются  нормативные акты признанные  обеспечивать  права туристов.

Целью работы является изучение международного туристического и торгового права.

Задачами работы являются:

 - сравнительный анализ ГК РФ и Единообразного торгового кодекса США,

 - изучение категории интеллектуальная собственность в международном частном праве,

 - изучение туризма как специфической  формы международной торговли услугами,

 - изучение международных гостиничных  правил.

1.  Сравнительный анализ ГК РФ и Единообразного торгового кодекса США.

Особое место  в гражданском законодательстве Российской Федерации занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты, в виде Гражданского кодекса РФ. Отраслевые кодифицированные нормативные правовые акты призваны урегулировать  все общественные отношения входящие в предмет гражданского права и являются  базой для развития  всего текущего законодательства на территории Российской Федерации. 

Гражданский кодекс РФ как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое регулирование имущественно-стоимостных  и личных неимущественных отношений на всей территории  Российской Федерации. В соответствии с этим, ГК РФ закрепляет наиболее  важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений входящих в предмет гражданского права.  Характерной чертой части первой и второй ГК РФ  является то, что они заложили  основу нормативной базы для гражданского оборота в условиях рыночной экономики.  В них дано определение предпринимательской деятельности и содержится немало правовых норм, направленных на регулирование отношений в области предпринимательства. В частности часть вторая  регулирует договорные отношения. Часть третья ГК  закрепляет нормы  наследственного права и нормы международного частного права.

Единообразный торговый кодекс США (далее ЕТК) принят в 1962 году. Положениями Единообразного торгового кодекса регулируются гражданские правоотношения связанные с перемещением товаров и услуг.

При проведении сравнительного анализа ГК и ЕТК в первую очередь очевидно, что эти два документа имеют разную предметную область рассмотрения – если призван обеспечить единообразное правовое регулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений, то ЕТК регулирует гражданские правоотношения связанные с перемещением товаров и услуг.

Также имеются различия в определениях терминологии.

Во многих зарубежных правопорядках договор продажи недвижимости не выделяется в отдельный вид договора купли - продажи, как это сделано в российском Гражданском кодексе. Однако в принципе и там обеспечивается дифференцированное регулирование продажи движимого и недвижимого имущества. Например, Единообразный торговый кодекс СШАпредусматривает, что термином "товары" охватываются все вещи, которые являются движимыми к моменту их индивидуализации для данного договора продажи, за исключением денег, в которых должна быть уплачена покупная цена, ценных бумаг и прав требования. Термин "товары" также включает еще не родившийся приплод скота, урожай на корню и другие индивидуализированные вещи, связанные с недвижимостью, в соответствии со статьей о товарах, подлежащих отделению от недвижимости (ст. 2-105).

Еще один пример. Как известно, в ГК одним термином - "договор" - обозначается сразу три понятия: вид сделки, вид правоотношения и вид формы правоотношения. На мой взгляд, такая ситуация свидетельствует о слабости юридической техники ГК и подлежит исправлению. Каждое понятие во избежание путаницы должно обозначаться собственным термином. Именно такая ситуация присутствует в наиболее прогрессивных правопорядках. Так, Единообразный торговый кодекс США определяет договор как основное обязательство, возникающие в силу соглашения сторон. А соглашение сторон - это уже сделка. То есть мы видим, что понятия договора-сделки и договора-правоотношения у американцев четко разведены.

Различие в предметных областях ГК и ЕТК, в основном, проявляется следующим образом. В каждой из статей, посвященных конкретной организационно-правовой форме коммерческой организации, было предусмотрено, что она опре­деляется специальным законодательством, принятия которого разработчики ГК не стали дожидаться, «постаравшись» включить в ГК как можно больше статей, относя­щихся к определению правового статуса тех видов коммерческих организаций, чей статус должен определяться специальным законодательством. Конечно, при этом можно сослаться на то, что на момент введения в действие части первой ГК еще не были приняты соответствующие специальные законы, однако уже действовал Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» — специальный закон, регламентирующий в целом предпринимательскую деятельность и определяющий правовой статус субъектов этой деятельности. В него было бы достаточно внести необходимые изменения до принятия соответствующих специальных законов и избежать в ГК «нормативной перегрузки».

Единообразный торговый кодекс США (далее — ЕТК) не называет конкретно лиц, обладающих статусом коммерсанта, а лишь обобщенно характеризует деятель­ность коммерсанта.32 Так, в соответствии с п. 1 ст. 2—104 ЕТК коммерсант — это тот, кто «совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций или товаров, являющихся предметом сделки, а также тот, кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или личного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом».

Итак, сделаем вывод. Главное отличие ГК от ЕТК состоит в том, что ГК - главный акт гражданского законодательства, нормы которого в единой системе регулируют всю совокупность гражданско-правовых отношений и определяют содержание всех других актов гражданского законодательства и гражданско-правовых норм, содержащихся в иных законодательных актах; в то время как ЕТК является не законом, а модельным (рекомендательным) актом, ратифицированным хотя и большинством штатов, но в разнообразных редакциях, значительно отличающихся друг от друга. ЕТК в отличие от ГК не имеет общей части и охватывает лишь некоторые институты предпринимательского оборота не будучи кодексом в традиционном "континентальном" понимании.

2. Интеллектуальная собственность в международном частном праве.

В условиях мировой интернационализации экономики одной  из важнейших  составляющих  этого процесса  является сотрудничество государств  в области охраны промышленной  и иных составляющих интеллектуальной собственности.

Термин интеллектуальная собственность  как правовая категория получила легальное закрепление в Стокгольмской конвенции, учреждающей в 1967 г. Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), и благодаря этому стал использоваться самыми различными кругами широкой международной общественности, хотя в научном отношении он был введен в оборот  много раньше и обязан своему происхождению преимущественно французской литературе. Статья 2 Конвенции 1967 г. включает в понятие интеллектуальной собственности «все права, относящи­еся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях». Понятия же «про­мышленная собственность» и «литературная и художественная соб­ственность» формально связываются соответственно с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности 1883 г. и с Бернской конвенцией об охране литературной и художественной собственности 1886 г. Упоминание о формальной связи данных по­нятий с указанными международными соглашениями не случай­но, потому что задолго до принятия этих конвенций в обществе сложились представления о сути отношений, возникающих в слу­чае создания технических и иных нововведений, о том, что долж­но быть положено в основу их регулирования, какие должны ис­пользоваться конструкции и какие категории лучше всего подхо­дят для обозначения новых явлений и понятий[1]. Представляется, что от сохранения упомянутых понятий — «ин­теллектуальная», «промышленная», «литературная и художественная» собственность — не следует отказываться, воспринимая это как дань традиции, при четком разграничении категорий вещного права и ин­теллектуальной собственности, понимаемой как исключительные пра­ва на нематериальные объекты. Необходимо в связи с этим резко возразить тем авторам, которые, вероятно, в попытках преодолеть указанную выше неточность анализируемых правовых явлений упро­щают поиски адекватного термина, пренебрегают традиционными представлениями о предмете, вводя неприемлемые во всех смыс­лах обозначения, основанные на механическом соединении слов, — такое, например, как «интеллектуальные права» Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что права на ре­зультаты творческой деятельности носят исключительный, а не вещный характер и регулируются законодательством об авторс­ком праве и смежных правах, о патентах, полезных моделях, про­мышленных образцах и др. Иногда это подчеркивается в самих законодательных актах. Например, во французском Кодексе ин­теллектуальной собственности, введенном в действие законом №92—597 от 1 июля 1992 г., особо указывается, что авторское право по своей юридической природе является исключительным правом интеллектуальной собственности, которая не должна по­ниматься буквально (ст. LIII—I).

Еще одним источником, который в международно-правовом плане оперирует понятием «интеллектуальная собственность», яв­ляется Соглашение об относящихся к торговле аспектах прав ин­теллектуальной собственности (ТРИПс), подписанное в рамках ГАТТ в 1993 г., в котором предметная сфера действия, относятся к перечню объектов интеллектуальной собственности  on делена максимально широко, как ни в каком другом международном договоре [2].

В современной юридической литературе все чаще проводите разграничение двух ветвей исключительных прав на основе двух различных для каждого соответствующего случая критериев — фактологического, т.е. факта самого создания объекта (произведение само обособляет себя), и регистрационного, т.е. совершения спе­циальных действий по оформлению обособления результата (ре­гистрации). Соответственно говорят о двух системах охраны — ав­торском праве, которое охраняет форму как результат творческой деятельности, и о патентном праве, охраняющем существо ре­зультата творческой деятельности[3].

Во втором случае, как представляется, целесообразнее исполь­зовать не термин «патентное право», а более широкое понятие — «право промышленной собственности», поскольку не все объек­ты промышленной собственности защищаются с помощью ох­ранного документа, именуемого патентом, хотя и обращение к термину «авторское право» столь же неточно. К правовому поня­тию «промышленная собственность» относятся исключительные права на использование нематериальных благ, которые явились результатом творческой деятельности в разнообразных сферах, связанных с материальным производством, торговлей, услугами и т. д. Эти блага используются во всех отраслях экономики и воп­лощаются в конструкциях, новых веществах, способах производ­ственной деятельности и иных объектах материального мира. Со­гласно ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной соб­ственности от 20 марта 1883 г. «объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения , общеполезные образцы, про­мышленные рисунки или модели, фабричные или товарные зна­ки, знаки обслуживания , фирменное наи­менование или указания происхождения или наименования мес­та происхождения» и др. Охрана прав авторов открытий и других технических достижений осуществляется на основе норм патентного права. Промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном их значении, но также на области сельскохозяйственного производства и добычи из недр земли, и на все продукты — как изготавливаемые, так и Природного происхождения: например вина, зерно, табачные листья, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука .

Регулирование отношений по поводу возникновения и охраны прав промышленной собственности, имеющих опосредствован­ную юридическую связь с правопорядками различных государств (т.е. регулируемых международным частным правом), отличает ряд особенностей. Дело в том, что правовая охрана личных и имуще­ственных прав автора на промышленную собственность имеет территориальный характер, т.е. осуществляется только в пределах того государства, где подобные права возникают. Перемещение лицом—создателем нематериального объекта за пределы данного государства будет означать отсутствие у него этого права в другой стране, если оно не предпримет соответствующих действий по получению в ней охраны.

3. Туризм как специфическая форма международной торговли услугами.

Под международным туризмом понимаются турист­ские связи между государствами, установленные на основе международных договоров, или система международных путешествий и туризма, определенная договорами и со­глашениями, заключенными между государствами или го­сударствами и международными организациями. Однако ряд авторов — М.А. Ананьев (СССР), Р.П. Рачев (Болга­рия), А. Корнак (Польская Республика) — считают, что под современным международным туризмом следует по­нимать туризм, сформировавшийся после второй мировой войны[4].

Ино­странный туризм всегда реализуется как составная часть внутреннего. Международный туризм в разных странах характеризуется многими общими чертами, несмотря на различие общественных условий его развития. Обуслов­лено это тем, что туризм не зависит только от обществен­ных отношений, на него существенное влияние оказывают уровень производительных сил и последствия прогресса и развития цивилизации вообще. Развитие международного туризма прежде всего касается спроса на услуги туризма и путешествий. Повсеместно растет число участников пу­тешествий и туризма как на отдельных континентах, так и между ними; это следствие широкого участия основных слоев населения в туризме и путешествиях.

В международном туризме растет роль транспортных средств передвижения, а в связи с этим и неорганизован­ного (индивидуального) туризма и путешествий. Резуль­татом является сокращение среднего времени одного учас­тия (пребывания) в путешествии и туризме как один из значительных факторов международного туризма и путе­шествий после второй мировой войны. С этим тесно свя­зана концентрация участия в туризме и путешествиях в легко доступные места и относительное снижение доли пешего туризма.

Спрос на туризм и путешествия в международном мас­штабе децентрализуется, т. е. распространяется на новые области и места, а не концентрируется в обычных тради­ционных местах. Эта децентрализация относится не толь­ко к распределению посещаемости в отдельных странах, но и вообще к иностранному туризму: возникли новые рынки, в частности в развивающихся странах. Спрос в международном туризме характеризуется повсеместным увеличением расстояния между местом проживания и местом туризма или путешествия — как длительного, так и краткосрочного, иностранного и отечественного.

Растет иностранный туризм (пассивный) как следствие улучшения экономического положения населения и результат действия новых влияний неэкономического ха­рактера (цивилизация, тяга к знаниям, социальный престиж и др.).

Время спроса почти не изменяется, отсюда возникают вопросы сезонности. Другие черты развития международ­ных путешествий и туризма относятся к оснащенности его сооружениями и службами услуг.

Международный туризм в промышленно развитых странах. Развитие международного туризма между стра­нами происходит путем интернационализации туристских услуг, которая сопутствует процессам экономической ин­теграции. Проявлением процесса интернационализации можно считать:

— упрощение формальностей при получении виз и пас­портов, вплоть до их полной ликвидации;

—  политико-экономические меры, облегчающие разви­тие туристских связей и путешествий (таможенные, ва­лютные, кредитные и др.);

—  создание международных предприятий и организаций (бюро путешествий, транспортные общества и др.) и связан­ные с этим вывоз и перемещение капитала через границы для инвестиций в туристские услуги в других странах.

С этим тесно связан процесс монополизации, который после второй мировой войны перерастает национальные границы и становится чертой международного туризма и путешествий. Монополизация происходит в рамках собст­венных предприятий (крупный капитал, союзы гостинич­ных предприятий, транснациональные корпорации и др.), путем проникновения в сферу международного туризма транспортных монополий и объединений, которые подчи­няют себе предприятия туристской сферы услуг или сами их основывают, и путем проникновения банковского ка­питала в туристские сферы услуг.

Примечательной чертой международного туризма в рыночной системе считается постоянно растущая роль го­сударства в этой сфере услуг. Мотив этого роста обуслов­лен доходом от международного туризма. Эта роль осу­ществляется непосредственным созданием государствен­ных организаций и предприятий в области туристских услуг,  субсидированием   и  предоставлением  льгот для предпринимательской деятельности и организацией и поддержкой рекламной деятельности[5].

Значительную роль в развитии международного туриз­ма в рыночной системе хозяйства играет социальный ту­ризм. В ряде государств Центральной и Восточной Евро­пы широко распространена такая форма услуг, как «шоп-туры», по которым путешественникам предоставляются возможности закупок на фабриках, в закрытых торговых центрах, на складах готовой продукции и пр. Одной из ин­тересных форм отдыха признан и «тайм-шер», который объединяет свыше 2850 курортов более чем в 80 странах мира[6]. Эти услуги осуществляются RCI (Resort Соп-daminium International), своеобразным диспетчерским центром всемирного масштаба, позволяющим организо­вывать отдых, максимально приближенный к идеальному, в форме клубного туризма.

В целях регулирования этого нового вида деятельности большинство государств приняли законодательные акты, направленные на защиту своих национальных интересов и прав владельцев клубного отдыха. Эти директивы регу­лируют систему владения клубным отдыхом и обеспечи­вают соблюдение прав и защиту законных интересов всех субъектов этой системы, а также защиту национальных интересов и прав владельцев клубного отдыха.

Уплатив разовый взнос за право отдыха в определен­ном месте в течение одной недели или нескольких недель, физическое лицо получает закрепленное договором «право временного проживания». Это право получило на­звание «тайм-шер» (от англ. timeвремя, chareпай, долевое участие).

Концепция тайм-шера связана с предложением всем желающим права проводить в течение установленного пе­риода или интервала времени в каждом году отпуск в апартаментах или ином месте проживания, которые пред­ставляют собой часть туристского комплекса, обеспечен­ного разнообразными услугами и службами (Тайм-шер. Док. ВТО. 1996.). Так называемое «владение отдыхом» нельзя отнести к туризму, так как этот процесс относится к правоотношениям временного проживания или найма жилой площади (см. закон Германии «О продаже прав на временное использование жилых объектов» от 20 декабря 1996 г.). Так как клуб является системой отдельных ку­рортов, которыми пользуются клиенты через централизо­ванную службу обмена, тем более трудно отнести клубный туризм к туризму, видимо, целесообразнее отнести его к категории клубного времяпровождения, или клубного найма помещений временного характера.

Международный туризм в странах Центральной и Восточной Европы и странах Азии. Запоздавшее разви­тие массового туризма в странах Центральной и Восточ­ной Европы определяется тем, что они:

—  уделяли большее внимание развитию отечественно­го туризма;

—  недооценивали значение зарубежного туризма как инструмента углубления сотрудничества между государ­ствами Центральной и Восточной Европы;

—  вынуждены были ориентироваться на другие пробле­мы общественного развития в связи с последствиями второй мировой войны, социальными изменениями, связанными со строительством нового общества, промышленной отсталос­тью и в среднем более низким уровнем жизни.

Виды и формы туризма и международных путеше­ствий в международном общении. Отдых и туризм рас­сматриваются Всемирной туристской организацией (ВТО) как символ образа жизни человека. Одновременно ВТО выделяет определенные виды туризма, а именно: се­мейный туризм, молодежный туризм, туризм для лиц старшего и престарелого возраста и туризм для лиц с фи­зическими недостатками. Что касается обслуживания в плане туристской деятельности, то прослеживаются чет­кие различия в требованиях для путешествий (развлече­ний), участия в спортивных, культурных мероприятиях, визитов к родственникам или друзьям, в целях развития религии, учебы, деловых встреч, заседаний, конгрессов, для поправления здоровья.

Новая форма туризма и путешествий — экотуризм. Так, Мозамбик и Свазиленд объявили о совместном про­екте в области экотуризма и назвали его «Лумбомбо». Две страны собрались объединить свои заповедники (350 км береговой линии и 300 тыс. га земли), уникальные по кра­соте и набору редчайших животных. В рамках проекта уже прокладывают дорогу, которая свяжет южноафриканский порт Дурбан со столицей Мозамбика Мапуту. Одновре­менно разрабатывается крупнейший транспортный проект«Мапуту—Йоханнесбург», который пройдет через терри­торию Свазиленда18.

Важное направление деятельности туристских админи­страций — технологическое сотрудничество в области ту­ризма и международных путешествий. С развитием ту­ристской деятельности возникает потребность ускоренно­го обмена информацией, знаниями и технологиями между странами с высокоразвитым туризмом и странами, где ту­ризм лишь начинает развиваться. По мнению ВТО, такая «потребность должна стать правом, нормы и принципы которого должны быть определены международным сооб­ществом»19.

Общие принципы технологического сотрудничества в об­ласти туризма и международных путешествий предполагают:

—  передачи технических знаний (содействие и расши­рение доступа к знаниям и технологии, объектам права собственности и к передаче технологии международного уровня; содействие и увеличение технических и научных возможностей всех стран в области туризма и отдыха; со­действие и разработка, принятие и применение националь­ной политики, законов и регламентов по вопросу передачи технологии в соответствии с международным правом);

—  передачи технологии производства и управления (со­действие профессиональной подготовке персонала выс­шего звена, развитие очных и заочных курсов, профес­сиональных стажировок, специальных программ для ад­министративного  аппарата  национальных  туристских организаций; реализация двусторонних и многосторонних договоров; содействие развитию программ содействия и со­трудничества путем направления экспертов и обмена иссле­довательских работ в области туризма, профессиональной подготовки, международных программ по туризму);

—  передачи туристской информации — не только ста­тистических данных, но и сведений в области туристского законодательства и библиографии; создание банка дан­ных.

4. Международные гостиничные правила.

Международные гостиничные правила были впервые опуб­ликованы Международной гостиничной ассоциацией 60 лет на­зад. После этого они несколько раз пересматривались. Однако с учетом развития международного туризма за последние 20 лет стало необходимым сформулировать их заново.

Целью Международных гостиничных правил является коди­фикация общепринятой международной торговой практики, ре­гулирующей вопросы договора на размещение в гостинице. Они призваны проинформировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях.

Данные правила являются дополнением к положениям, пре­дусмотренным в национальных законодательствах о договорных отношениях. Они применяются, когда такое законодательствоне включает специфичных положений, касающихся договора на размещение в гостинице.

Термин «гость» означает индивидуала, который предполагает размес­титься или размещается в гостинице[7].

В соответствии с договором на размещение владелец гости­ницы обязан предоставить гостю размещение и дополнительное обслуживание.

Предполагается, что предоставляемые услуги соответствуют обычным услугам в гостинице в зависимости от ее категории, включая использование номера и те удобства, которые обычно предоставляются для общих потребностей гостей.

Клиент несет ответственность за оплату по договорной цене.

Условия договора обусловливаются категорией гостиницы, национальным законодательством или инструкциями о деятель­ности гостиницы (если таковые имеются), Международными гостиничными правилами и правилами внутреннего распорядка гостиницы, которые должны быть показаны гостю.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что система международной охраны авторского и патентного права  в основе своей строится на праве внутригосударственном. Конвенции  посвященные  регулированию авторских и патентных прав построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны.

На мой взгляд, на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства и патнтования. Но к сожалению эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.

Под международным туризмом понимаются турист­ские связи между государствами, установленные на основе международных договоров, или система международных путешествий и туризма, определенная договорами и со­глашениями, заключенными между государствами или го­сударствами и международными организациями. На сегодняшний день принято  большое количество законов гарантирующих права туристов.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1.                Бернская конвенции “Об охране литературных и художественных произведений”  1886 года.

2.                Бернская конвенции “Об охране литературных и художественных произведений”  с изменениями от 24 июля 1971 года

3.                Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года

4.                Парижская конвенция по охране промышленной собственности  (Париж, 20 марта 1883 года)

5.                Гражданский кодекс РФ. – Ч.1,2,3. – М.: Юрист, 2005.

6.                Закон РФ « О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования  мест происхождения товаров»

Научная литература

1.            Авторское и патентное право / В. Пустозерова. – М.% Спарк, 2000. – 324 с.

2.            Ануфриева Л.П. Международное  частное право. – Т.3. – М.: Юрист, 2003 – 458 с.

3.            Богуславский М.М. Международное частное право.  - М. 2004 – 780 с.

4.            Звеков  В. Международное частное право. – М., 2000. – 564 с.

5.            Лунц Л. Международное частное право в 3-х Т.- М., 2000. – 1240 с.

6.            Матвеев  Ю.Т. Международная охрана авторских прав. – М., 1987.

7.            Международное частное право – азбука авторского права. – М., 1982.

8.            Международный туризм. – М., 2000. – 246 с.

9.            Международный туризм и право. – М., 1999. – 357 с.

10.       Туризм и гостиничное хозяйство. – М.: Экономика, 2000. – 318 с.


[1] Ануфриева Л.П. Международное  частное право. – Т.3. – М.: Юрист, 2003 – С. 440

[2] Ануфриева Л.П. Международное  частное право. – Т.3. – М., 2003 – С. 443

[3] Авторское и патентное право / В. Пустозерова. – М., 1999. – С. 86.

[4] Международный туризм и право. – М., 1999. – С. 35.

[5] Туризм и гостиничное хозяйство. – М.: Экономика, 2000. – С. 11

[6] Международный туризм и право. – М., 1999. – С. 34

[7] Туризм и гостиничное хозяйство. – М.: Экономика, 2000. – С. 24