ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СЕРПУХОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
ФАКУЛЬТЕТ: ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ
КАФЕДРА: ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»
Тема № 8
«Определение оптимального объема производства продукции на предприятии»
Руководитель: к.п.н. доцент Клевцевич
Владимир Павлович
Г. Серпухов
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определяющая роль производства продукции и услуг в удовлетворении потребностей общества................................................................................... 4
2. Техника и технология, организация производства как важнейшие факторы повышения эффективности.............................................................................. 6
3. Определение оптимального объема производства и потребления продукции на предприятии.................................................................................................. 11
4. Заключение............................................................................................... 14
Список использованной литературы............................................................ 15
Введение
Функционирование предприятия в условиях рынка предполагает поиск и разработку собственного пути развития. Для этого необходимо всегда иметь оптимальное соотношение между затратами и результатами производства, изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.
В экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребности рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами. Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии.
В настоящей контрольной работе мы рассмотрим роль производства продукции и оказания услуг в удовлетворении потребностей общества, факторы, влияющие на рост эффективности производства и способы определения оптимального объема производства продукции.
Определяющая роль производства продукции и услуг в удовлетворении потребностей общества
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках финансовых возможностей. Все товары, способные удовлетворять нужду покупателя, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Он должен отыскать потенциальных потребителей, выяснить их потребности, а затем создавать товары, как можно полнее удовлетворяющие эти потребности. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга – в этом и состоит основная цель маркетинговой деятельности предприятия. Предприятие достигает успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда его целью становится удовлетворение нужд потребителя. Однако важно не только учитывать спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. В рамках маркетинга решаются следующие задачи:
- комплексное изучение рынка;
- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
- планирование товарного ассортимента и цен;
- разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
- планирование и осуществление сбыта;
- разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
Маркетинг не начинается там, где завершается производство. Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетингом. Эффективное использование производственных мощностей, нового высокопроизводительного автоматического оборудования и прогрессивной технологии предопределяется маркетингом.
Производство – центральное звено предприятия, в котором создается конечный продукт, обладающий заданными потребительскими свойствами.
Производственный процесс – это совокупность отдельных процессов, осуществляемых для получения из сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий продукции, предназначенной для удовлетворения потребностей и получения прибыли. Определяющая роль производства продукции, товаров и услуг состоит в наиболее полном удовлетворении потребностей общества в высококачественных средствах производства, предметах потребления и других экономических благах жизнеобеспечения. Нормально развивающееся производство должно получать достаточную прибыль, повышать материальное благосостояние работников. Производство, решая проблему выпуска продукции, одновременно решает проблему развития социальной сферы. К социальной сфере принято относить виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, удовлетворения запросов человека, семьи, коллектива и общества в целом. Это учреждения культуры, медицины, искусства, науки, образования и т.д., для которых производство создает материально-техническую базу. Потребности людей имеют тенденцию к возрастанию потребления продукции в количественном и качественном отношении, что подталкивает производство увеличивать объемы выпуска изделий, обладающих повышенными потребительскими свойствами. Таким образом потребление подстегивает производство. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности.
Техника и технология, организация производства как важнейшие факторы повышения эффективности
Развитие рынка и усиление конкуренции в экономике вынуждает предприятия искать конкурентные преимущества. Такие преимущества может обеспечить либо внутренняя производственная эффективность, либо лучшая по сравнению с конкурентами ориентация на рынок. Использование современных компьютерных разработок позволяет комплексно подходить к решению управленческих задач. Основные факторы повышения эффективности производства – это техника, технология, организация производства. Техника (машины, механизмы, автоматизированные системы управления производством) позволяет механизировать и автоматизировать производство. Технология - наука о способах и методах переработки сырья, воздействует на совершенствование производственных процессов, организацию производства, сокращение тяжелого и рутинного труда. Наиболее современное оборудование, гибкие производственные системы в отдельных случаях способны повысить производительность труда 10 - 20 раз. В результате уменьшаются издержки производства, повышается рентабельность производства и качество продукции. Наука и техника служат средствами увеличения производственных возможностей. Организация производства – это совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное соединение и использование во времени и пространстве средств труда, предметов труда и самого труда в целях эффективного ведения производственных процессов и в целом предпринимательской деятельности.
Пути повышения эффективности производства — это комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства в заданных направлениях. В тех случаях, когда повышение качества продукции, внедрение новой техники, передового опыта, техническое перевооружение и реконструкция, внедрение нового хозяйственного механизма оказывают влияние на конечные результаты работы предприятий, следует как при планировании, оценке и стимулировании деятельности трудовых коллективов, так и при экономическом анализе полностью выявить и учесть весь эффект, полученный за счет таких факторов. В связи с этим возникает необходимость конкретизации направлений действия и использования главных внутренних и внешних факторов повышения эффективности деятельности.
1. Технология. Технологические нововведения, особенно современные формы автоматизации и информационных технологий, оказывают самое существенное влияние на уровень и динамику эффективности производства продукции (предоставления услуг). По принципу цепной реакции они вызывают существенные (нередко коренные) изменения в техническом уровне и производительности технологического оборудования, методах и формах организации трудовых процессов, подготовке и квалификации кадров и тому подобное.
2. Оборудованию принадлежит ведущее место в программе повышения эффективности, прежде всего производственной, а также другой деятельности субъектов ведения хозяйства. Производительность действующего оборудования зависит не только от его технического уровня, но и от надлежащей организации ремонтно-технического обслуживания, оптимальных сроков эксплуатации, сменности работы, загрузки во времени и тому подобное.
3. Материалы и энергия положительно влияют на уровень эффективности деятельности, если решаются проблемы ресурсосохранения, снижения материалоемкости и энергоемкости продукции (услуг), рационализируется управление запасами материальных ресурсов и источниками поставки.
4. Изделия. Сами продукты труда, их качество и внешний вид (дизайн) также являются важными факторами эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Уровень последнего должен соответствовать полезной стоимости, то есть цене, которую покупатель готов заплатить за изделие соответствующего качества. Однако для достижения высокой эффективности ведения хозяйства самой только полезности товара недостаточно. Предлагаемые предприятием (организацией) для реализации продукты труды должны появиться на рынке в нужном месте, в нужное время и по хорошо обдуманной цене. В связи с этим субъект деятельности должен следить за тем, чтобы не возникало любых организационных и экономических препятствий между производством продукции (предоставлением услуг) и отдельными стадиями маркетинговых исследований.
5. Работники. Основным источником и определяющим фактором роста эффективности деятельности являются работники – руководители, менеджеры, специалисты, рабочие. Деловые качества работников, повышение производительности их труда во многом обуславливаются действенным мотивационным механизмом на предприятии (в организации), поддержкой благоприятного социального микроклимата в трудовом коллективе.
6. Организация и системы. Единство трудового коллектива, рациональное делегирования ответственности, надлежащие нормы управления характеризуют хорошую организацию деятельности предприятия (учреждения), что обеспечивает необходимую специализацию и координацию управленческих процессов, а, следовательно, высший уровень эффективности (продуктивности) любой сложной производственно-хозяйственной системы.
7. Методы работы. При преобладании трудоемких процессов более совершенные методы работы становятся достаточно перспективными для обеспечения роста эффективности деятельности предприятия (организации). Постоянное совершенствование методов труда предусматривает систематический анализ состояния рабочих мест и их аттестацию, повышение квалификации кадров, обобщение и использование накопленного на других предприятиях (фирмах) положительного опыта.
8. Стиль управления, который соединяет профессиональную компетентность, деловитость и высокую этику взаимоотношений между людьми, практически влияет на все направления деятельности предприятия (организации). От него зависит, в какой мере будут учитываться внешние факторы роста эффективности деятельности на предприятии (в организации).
9. Государственная экономическая и социальная политика существенно влияют на эффективность общественного производства. Основными ее элементами являются: практическая деятельность властных структур; разнообразные виды законодательства (законотворческая деятельность); финансовые инструменты (мероприятия, стимулы); экономические правила и нормативы (регулирования доходов и оплаты труда, контроль за уровнем цен, лицензирование отдельных видов деятельности); рыночная, производственная и социальная инфраструктуры; макроэкономические структурные изменения; программы приватизации государственных предприятий (организаций); коммерциализация организационных структур непроизводственной сферы.
10. Институциональные механизмы. Для непрерывного повышения эффективности деятельности всех субъектов ведения хозяйства, государство должно создать соответствующие организационные предпосылки для постоянного функционирования на национальном, региональном или отраслевом уровнях специальных институционных механизмов — организаций (опытных и учебных центров, институтов, ассоциаций). Их деятельность нужно сосредоточить на решении ключевых проблем повышения эффективности разных производственно-хозяйственных систем и экономики страны в целом, а так же практической реализации стратегии и тактики развития национальной экономики на всех уровнях управления. В настоящее время в мире функционирует свыше 150 международных, национальных и региональных центров (институтов, ассоциаций) по производительности и управлению.
11. Инфраструктура. Важной предпосылкой роста эффективности деятельности предприятий (организаций) является достаточный уровень развития сети разнообразных институций рыночной и производственно-хозяйственной инфраструктуры. В настоящее время все предпринимательские структуры пользуются услугами инновационных фондов и коммерческих банков, бирж (товарно-сырьевых, фондовых, труда) и других институтов рыночной инфраструктуры. Непосредственное влияние на результативность деятельности предприятий (организаций) оказывает надлежащее развитие производственной инфраструктуры (коммуникаций, специализированных информационных систем, транспорта, торговли и тому подобное). Решающее значение для эффективного развития всех структурных элементов экономики имеет наличие широкой сети учреждений социальной инфраструктуры.
12. Структурные изменения в обществе также влияют на показатели эффективности на разных уровнях ведения хозяйства. Важнейшими являются структурные изменения экономического и социального характера. Главные из них происходят в таких сферах: технологии, научных исследованиях и разработках, сопровождаемые революционными прорывами во многих отраслях знаний (пропорция импортных и отечественных технологий); состав и технический уровень основных фондов (основного капитала); масштабы производства и деятельности (преимущественно за счет деконцентрации с помощью образования малых и средних предприятий и организаций); модели занятости населения в разных производственных и непроизводственных отраслях; состав персонала по признакам пола, образования и т.д.
Лишь умелое использование всей системы перечисленных факторов может обеспечить соответствующие темпы роста эффективности производства. В этих условиях особую важность приобретает формирование продуманной и тщательно разработанной производственно-хозяйственной политики предприятия, рассчитанной на долговременную перспективу.
Центральный раздел плана развития предприятия – план производства продукции (производственная программа).
Определение оптимального объема производства и потребления продукции на предприятии
План производства продукции, являясь ведущим разделом перспективного и ведущего плана предприятия, определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, её качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т.п. Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка службой маркетинга. В комплекс маркетинговых мероприятий обычно входят:
· изучение потребителей товаров и их поведения на рынке;
· анализ рыночных возможностей предприятия;
· оценка выпускаемых товаров (предлагаемых услуг), перспектив их развития;
· анализ используемых форм и каналов сбыта;
· оценка методов ценообразования;
· исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок;
· выбор наиболее благоприятного сегмента («ниши») рынка.
После проведения исследований разрабатывается производственная программа в такой последовательности:
1. Определяется номенклатура и ассортимент продукции, включенные в план, объем её поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.
2. Составляется план поставок в натуральном выражении по потребителям.
3. На основе объема поставок (реализации) и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода.
4. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям: группам оборудования, участкам, цехам, предприятию в целом.
5. На основе объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении рассчитываются стоимостные измерители производственной программы: товарная и реализованная продукция.
6. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах с заказчиками.
7. Производственная программа планируется по основным цехам предприятия.
Производственная программа планируется на 3-5 лет, на год с разбивкой по кварталам и месяцам, рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.
Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции в физических единицах, соответствующих их потребительским свойствам (меры веса, длины, объема).
На основе натуральных показателей рассчитываются стоимостные:
Объем товарной продукции
Тn =
где:
Цi - оптовая цена единицы i-го вида продукции;
Вi – объем производства i-го вида продукции в натуральном выражении;
n - количество видов продукции (работ, услуг).
Объем реализуемой продукции
Рn = Tn + Oн - Oк
где:
Oн и Oк – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
Объем валовой продукции
Вn = Tn – Нн + Нк
где:
Нн и Нк – остатки незавершенного производства на начало и конец планового периода.
Объем чистой продукции
ЧП = Tn – МЗ – А
где:
МЗ – материальные затраты на производство товарной продукции;
А – сумма амортизации основных фондов.
Важной частью производственной программы является задание по повышению качества продукции, предусматривающее снятие с производства устаревших видов продукции.
Заключение
Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объёму производства продукции, который определяет объём продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна их форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы за счет не только объема продаж, но и более высоких цен. Также важным является ритмичность работы предприятия. Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели. В этих условиях особую важность приобретает формирование продуманной и тщательно разработанной производственно-хозяйственной политики предприятия, рассчитанной на долговременную перспективу
Список использованной литературы
1. Экономика предприятия: Курс лекций. О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 280 с.
2. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 718 с.
3. Экономика предприятий: Учебник/Под ред. А. Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер.- М.: ИНФРА – М, 2004. – 432с.
4. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации: учеб. пособие для студентов вузов/Под ред. В.А. Швандара. - 3-е изд.. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 254 с.
20.03.2008г.