Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Кафедра аудита
ОТЧЕТ
По преддипломной практике студентки группы института заочного обучения
База практики: МУП «Ритуальное хозяйство»
Руководитель практики:
Дата сдачи отчета:
«___»______________ 2005 г.
Оценка:
Новосибирск
2005
Содержание
1 Исследование особенностей деятельности МУП «Ритуальное хозяйство» (4-8 июля) 3
1.1 Характеристика предприятия, цель и виды деятельности. 3
1.2 Права и обязанности МУП «Ритуальное хозяйство». 5
1.3 Структура и управление предприятием. 7
1.4 Экспресс-анализ финансовых показателей за 2003 г. 9
1.5 Анализ платежеспособности. 11
Коэффициенты платежеспособности и ликвидности. 14
1.6 Анализ финансовой устойчивости. 16
Показатели финансовой устойчивости. 17
1.7 Исследование факторов, оказывающих влияние на непрерывность деятельности предприятия. 19
2. Аудит организации бухгалтерского учета МУП «Ритуальное хозяйство. 21
2.1 Организационная структура бухгалтерского учета. 21
2.2 Аудит учетной политики. 22
2.3 Аудит операций заготовления материалов. 24
Список литературы.. 32
1 Исследование особенностей деятельности МУП «Ритуальное хозяйство» (4-8 июля)
1.1 Характеристика предприятия, цель и виды деятельности
Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Ритуальное хозяйство» образовано Постановлением мэрии г. Новосибирска от 16.01.1992 №20 и является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Свою деятельность предприятие осуществляет на основании Устава.
Юридический адрес предприятия: г. Новосибирск-99, ул. Семьи Шамшиных, 26в.
Учредитель – муниципальное образование г. Новосибирск.
Размер уставного капитала составляет 100 тыс. руб.
Имущество предприятия формируется за счет имущества, закрепленного на праве хозяйственного управления и доходов от хозяйственной деятельности.
Орган, уполномоченный управлять и распоряжаться имуществом МУП «Ритуальное хозяйство» - департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска.
МУП «Ритуальное хозяйство» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим полным наименованием и указанием места нахождения.
МУП «Ритуальное хозяйство» является коммерческой организацией, и образовано для решения социальных задач и удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах ритуального назначения, а также получения прибыли, что соответствует п.1 ст.50 ГК РФ.
Предметом и видами деятельности МУП «Ритуальное хозяйство» являются:
- изготовление и реализация предметов похоронного ритуала и атрибутики;
- услуги по организации похорон и захоронению;
- музыкальное и автотранспортное обслуживание похорон;
- фотоуслуги;
- оказание услуг по рытью могил и захоронению на кладбищах г. Новосибирска;
- изготовление всех видов памятников с последующей установкой на кладбищах г. Новосибирска;
- индивидуальное содержание и устройство могил;
- общее содержание кладбищ г. Новосибирска, оказание гарантированного перечня услуг по погребению;
- коммерческая посредническая деятельность;
- внешнеэкономическая деятельность;
- страховая деятельность;
- оказание услуг по доставке трупов с мест происшествий и лечебных учреждений на судебно-медицинскую экспертизу;
- оказание услуг по доставке трупов из квартир по заявкам граждан в морги г. Новосибирска;
- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
На деятельность предприятия достаточно сильное влияние оказывают внешние факторы. Во-первых – это нормативно-законодательные акты, в, в частности Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который вносит ограничения на:
- право собственности на имущество;
- участие в качестве учредителей в кредитных организациях;
- распределение прибыли;
- самостоятельность ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Во-вторых санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПиН 2.1.1279-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 апреля 2003 года которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
В-третьих – демографическая ситуация: повышенная смертность ведет к росту доходов предприятия.
1.2 Права и обязанности МУП «Ритуальное хозяйство»
МУП «Ритуальное хозяйство» строит свои отношения с другими организациями во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров. При этом предприятие свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству РФ и Уставу.
Для выполнения уставных целей предприятие имеет право:
- создавать филиалы, представительства;
- утверждать положения о филиалах, представительствах, назначать их руководителей;
- заключать договоры с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям, предмету и видам деятельности Предприятия;
- привлекать кредиты, займы по согласованию с отраслевым департаментом мэрии;
- приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд и других источников финансирования;
- передавать в залог, сдавать в аренду или вносить имущество в виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ по согласованию с Департаментом в порядке, определенном нормативными правовыми актами муниципалитета;
- осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
- планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из основных экономических показателей, наличия спроса на выполняемые работы, оказываемые услуги, производимую продукцию;
- определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, численность работников, структуру и штатное расписание по согласованию с отраслевым департаментом мэрии;
- определять размер средств, направляемых на оплату труда работников предприятия и на техническое развитие;
- устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществлять материально-техническое обеспечение производства;
- привлекать граждан для выполнения отдельных работ на основе трудовых и гражданско-правовых договоров.
Предприятие осуществляет другие права, не противоречащие законодательству Российской Федерации, целям, предмету и видам деятельности Предприятия, несет обязанности, может быть привлечено к ответственности по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
МУП «Ритуальное хозяйство» обязано:
- выполнять, утвержденные в установленном отраслевым департаментом мэрии порядке, основные экономические показатели деятельности Предприятия;
- возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции и др.;
- обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- обеспечивать своим работникам безопасные условия труда;
- обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников;
- осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности;
- вести статистическую отчетность;
- отчитываться о результатах финансово-хозяйственной деятельности отраслевому департаменту мэрии и об использовании муниципального имущества - Департаменту, с предоставлением отчетов в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска;
- ежегодно перечислять в бюджет города часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, размере и сроки, установленные постановлением мэра.
МУП «Ритуальное хозяйство» не имеет дочерние и зависимые общества, филиалы, представительства и подразделения, выделенные на отдельный баланс
1.3 Структура и управление предприятием
Структура МУП «Ритуальное хозяйство» представлена в приложении 1. Основное производство представлено следующими отделениями:
- организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 93.03);
- производство гробов (код ОКВЭД 20.51.4);
- производство швейной продукции (код ОКВЭД 17.40);
- производство венков (код ОКВЭД 36.63.7);
- производство памятников (код ОКВЭД 26.70.2).
Общая численность предприятия согласно форме №П-4 на 1 апреля 2004 г. составила 334 человека, из них внешние совместители составили 2 человека (Приложение 2), т.е. основной списочный состав составляет 332 человека или 99,4% (332/334*100).
Структура персонала по производствам распределилась следующим образом (рис. 1):
- организация похорон и предоставление связанных с ними услуг – 238 чел.;
- производство гробов – 37 чел.;
- производство швейной продукции – 5 чел.;
- производство венков – 32 чел.;
- производство памятников – 26 чел..
Рис. 1. Структура производства МУП «Ритуальное хозяйство»
Из рис. 1 видно, что основной удельный вес в общей численности занимает персонал, занятый в организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг (71%). Наименьшую долю занимает персонал, занятый в швейном производстве (1%).
Единоличным исполнительным органом предприятия является его директор, который назначается отраслевым департаментом мэрии и подлежит обязательной аттестации.
Трудовой договор с директором заключает (изменяет, прекращает) директор отраслевого департамента мэрии в порядке, установленном трудовым законодательством и нормативными правовыми актами муниципалитета города Новосибирска.
Директор действует от имени Предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени Предприятия, утверждает структуру и штатное расписание Предприятия, осуществляет прием на работу работников Предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Директор организует выполнение решений собственника имущества Предприятия, отчитывается перед ним по использованию имущества и результатам финансово-хозяйственной деятельности.
1.4 Экспресс-анализ финансовых показателей за 2003 г.
Для анализа финансовых показателей в таблице 1 приведем Отчет о прибылях и убытках в агрегированный вид, сгруппировав доходы и расходы из Отчета о прибылях и убытках за 2003 год.
Таблица 1
Показатели |
2002 год |
2003 год |
Изменения |
||
|
|
|
тыс.руб. |
% |
% роста |
|
|
|
гр.3-гр.2 |
гр.3/гр.2*100 |
гр.5-100 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы |
|
|
|
|
|
Выручка от основного вида деятельности |
41663 |
46425 |
4762 |
111,43 |
11,43 |
Внереализационные доходы |
132 |
120 |
-12 |
90,91 |
-9,09 |
Итого |
41795 |
46545 |
4750 |
111,36 |
11,36 |
Расходы |
|
|
|
|
|
Расходы основного вида деятельности |
|
|
|
|
|
Себестоимость |
41036 |
45307 |
4271 |
110,41 |
10,41 |
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
Операционные расходы |
239 |
336 |
97 |
140,59 |
40,59 |
Внереализационные расходы |
520 |
902 |
382 |
173,46 |
73,46 |
Итого |
41795 |
46545 |
4750 |
111,36 |
11,36 |
Прибыль от продаж |
627 |
1118 |
491 |
178,31 |
78,31 |
Прибыль до налогообложения |
0 |
0 |
|
|
|
Анализируя финансовые показатели, во-первых, отметим, что доходная часть предприятия формируется за счет двух источников – выручки от основного вида деятельности и внереализационных доходов. При этом преобладает выручка от основного вида деятельности: на начало отчетного периода ее удельный вес составил 41663/41795*100 = 99,68%, на конец отчетного периода – 46425/46545*100 = 99,74%. Темп роста выручки от основного вида деятельности составил 11,36%, в то время как темп роста внереализационных доходов имеет отрицательную динамику и составляет -9,09%.
Структура расходной части представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура расходной части МУП «Ритуальное хозяйство»
Таким образом мы видим, что основную долю в расходах предприятия занимает себестоимость продукции и услуг, т.е. расходы основного вида деятельности, причем на конец года ее доля снизилась на 0,84 процентных пункта (97,34-98,18) с 98,18% до 97,34%. Произошло это за счет роста операционных расходов на 0,15 процентных пункта (0,72-0,57) и внереализационных расходов на 0,7 процентных пункта (1,94-1,24).
Анализ видов прибыли выявил, что предприятие имеет положительную динамику прибыли от продаж: в 2002 году 627 тыс. руб., в 2003 г. 1118 тыс. руб., ее рост по отношению к 2002 году составил в 2003 году 491 тыс. руб. или 178,31%, тем прироста составил 78,31%. Финансовые показатели от основной деятельности положительные. Но за счет прочих расходов – операционных и внереализационных – предприятие имеет нулевое значение прибыли до налогообложения.
Отсюда следует, что предприятию необходимо снизить прочие расходы.
Оборачиваемость оборотных активов рассчитывается как отношение выручки к величине оборотных активов.
На начало года оборачиваемость оборотных средств составила:
41663 / 8652 = 4,82 оборотов
На конец года: 46425 / 25132 = 1,85 оборотов
На начало года 1 рубль вложенных оборотных средств принес 4,82 руб. выручки. На конец года всего 1,85 руб., что свидетельствует о неэффективном использовании оборотных средств, и в частности, как уже говорилось выше, омертвлении капитала за счет излишних запасов товарно-материальных ценностей.
1.5 Анализ платежеспособности
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:[1]
- наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
По уровню ликвидности все активы предприятия можно разделить на четыре группы в порядке убывания уровня ликвидности (таблица 2)[2]
Таблица 2
Характеристика активов по уровню ликвидности
Группа активов |
Состав статей баланса |
Формула расчета по бухгалтерскому балансу (форма №1) |
Характеристика уровня ликвидности |
Наиболее ликвидные активы (А1) |
Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения |
А1=стр.260+стр.250 |
Легко реализуемые активы |
Быстрореализуемые активы (А2) |
Дебиторская задолженность, прочие оборотные активы |
А2 = стр.230+240+270 |
Высоко ликвидные активы |
Медленно реализуемые активы (А3) |
Производственные запасы |
А3=стр.210+стр.220 |
Ликвидные активы |
Трудно реализуемые активы (А4) |
Внеоборотные активы |
А4=стр.190 |
Неликвидные активы |
Пассивы бухгалтерского баланса группируются по степени срочности их оплаты (таблица 3).
Таблица 3
Характеристика пассивов баланса по степени срочности их оплаты
Группа пассивов |
Состав статей баланса |
Формула расчета по бухгалтерскому балансу |
Наиболее срочные обязательства (П1) |
Кредиторская задолженность |
П1=стр.620 |
Краткосрочные обязательства (П2) |
Краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства |
П2=стр.610+630+660 |
Долгосрочные обязательства (П3) |
Долгосрочные обязательства |
П3=стр.590 |
Собственный капитал и другие постоянные пассивы (П4) |
Капитал и резервы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов |
П4=стр.490+640+650 |
Ликвидность баланса можно определить по существующим рациональным балансовым пропорциям, соблюдение которых способствует финансовой устойчивости предприятия. Баланс считается абсолютно ликвидным, если абсолютные финансовые показатели ликвидности соответствуют тенденциям согласно таблице 4.
Таблица 4
Значения абсолютных финансовых показателей ликвидности баланса
Показатель |
Экономическое содержание |
Формула расчета |
Значение |
Разность наиболее ликвидных активов и наиболее краткосрочных обязательств |
Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву, т.е. А1 и П1, отражает соотношение текущих платежей и поступлений |
А1-П1 |
Рекомендуемое > = 0 |
Разность быстрореализуемых активов и краткосрочных обязательств |
Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву, т.е. А2 и П2, показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности |
А2 – П2 |
Рекомендуемое > = 0 |
Разность медленно реализуемых активов и долгосрочных обязательств |
Сопоставление итогов по активу и пассиву для третьей группы, т.е. А3 и П3, отражает соотношение платежей и поступлений в отдаленном будущем |
А3 – П3 |
Рекомендуемое > = 0 |
Разность собственного капитала и других видов постоянных активов |
Означает, что собственных средств должно быть достаточно для покрытия потребности в оборотных активах |
П4 – А4 |
Рекомендуемое > = 0 |
На начало года, тыс. руб. |
На конец года, тыс. руб. |
Значение показателей ликвидности |
|||
На начало года |
На конец года |
||||
А1 |
17 |
51 |
А1-П1 |
17-9484= -9467 |
51-26203= -26152 |
П1 |
9484 |
26203 |
|||
А2 |
1982 |
2756 |
А2-П2 |
1982 |
2756 |
П2 |
0 |
0 |
|||
А3 |
6652 |
22324 |
А3-П3 |
6652 |
22324 |
П3 |
0 |
0 |
|||
А4 |
4682 |
4920 |
П4-А4 |
3849-4682=-833 |
3849-4920= -1071 |
П4 |
3849 |
3849 |
Мы видим, что разность наиболее ликвидных активов и наиболее краткосрочных обязательств не соответствует рекомендованному значению как на начало года, так и на конец. Это означает, что на выполнение текущих обязательств у предприятия нет финансовых средств.
Разность быстрореализуемых активов и краткосрочных обязательств больше нуля, что соответствует рекомендованному значению. Это означает, что предприятие имеет тенденцию к увеличению текущей ликвидности.
Разность медленно реализуемых активов и долгосрочных обязательств больше нуля, что соответствует рекомендованному значению. Это означает, что в отдаленном будущем предприятие сможет осуществлять текущие платежи.
Разность собственного капитала и других видов постоянных активов меньше нуля, что не соответствует рекомендованному значению. Это означает, что собственных средств предприятия не достаточно для обеспечения потребности в оборотных активах.
В целом можно говорить о низкой ликвидности предприятия.
При анализе показателей платежеспособности и ликвидности важно проследить их динамику. Состав анализируемых коэффициентов может быть различным. Ограничимся коэффициентами, рекомендованными для аналитической работы в Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), которые утверждены 01.10.1997 г. №118 Министерством экономики РФ.
Таблица 5
Коэффициенты платежеспособности и ликвидности[3]
Показатель |
Экономическое содержание |
Формула расчета по данным бухгалтерского баланса |
Коэффициент текущей ликвидности (Кл1) |
Характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными активами |
Оборотные активы стр.290 Кл1 = = П1 + П2 стр.610+620+630+660 |
Коэффициент срочной ликвидности (Кл2) |
Характеризует прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременных расчетов с дебиторами |
А1 стр.260+250 Кл2 = = П1 + Краткосрочные стр.620 + 610 кредиты и займы |
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кл3) |
Характеризует какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями |
А1 стр.210 + 250 Кл3 = = П1 + П2 стр.610+620+630+660 |
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств (Кл4) |
Характеризует степень зависимости платежеспособности предприятия от запасов при мобилизации средств от их конверсии в деньги для покрытия краткосрочных обязательств |
Запасы стр. 210 Кл4 = = П1 + П2 стр.610+620+630+660 |
Расчет коэффициентов платежности и ликвидности по приведенным выше формулам сведен в таблицу 5.
Таблица 5
Расчет коэффициентов платежности и ликвидности
Показатель
|
Расчет на начало года
|
Расчет на конец года
|
Рекомендованное Значение |
Отклонения расчетного значения от рекомендованного |
|||
На начало года |
На конец года |
||||||
8652 |
0,9 |
25132 |
1,0 |
Соответствует рекомендованному значению 1 < 1,0 <2 |
Не соответствует |
||
Кл1 |
9484 |
26203 |
от 1 до 2 |
||||
|
|
||||||
17 |
0 |
51 |
0 |
1 и выше |
Ниже рекомендованного значения 0 < 1 |
То же |
|
Кл2 |
9484 |
26203 |
|||||
|
|
||||||
6652 |
0,7
|
22324 |
0,9
|
от 0,2 |
Не соответствует рекомендованному значению
|
То же |
|
Кл3 |
9484 |
26203 |
до 0,5 |
||||
|
|||||||
6652 |
0,7
|
22324 |
0,9
|
от 0,5 |
Не соответствует рекомендованному значению
|
То же |
|
Кл4 |
9484 |
26203 |
до 0,7 |
||||
|
|
Анализ расчетных значений коэффициентов текущей ликвидности (Кл1) показывает соответствие расчетного значения на начало и не соответствие на конец года рекомендованным значениям и равенство оборотных активов и краткосрочных обязательств, что свидетельствует о снижении эффективности вложения средств в оборотные активы.
Расчетные значения коэффициента срочной ликвидности (Кл2) на начало и конец года меньше рекомендованного значения, динамика отсутствует. Руководству организации следует активизировать работу с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками.
Расчетные значения коэффициента абсолютной ликвидности (Кл3) на начало и конец года показывают наличие дефицита денежных средств, необходимых для погашения краткосрочных обязательств.
Анализ коэффициента ликвидности мобилизации средств (Кл4) выявил низкую зависимость платежеспособности предприятия от запасов при мобилизации средств от их конверсии в денежные средства. Запасов достаточно, коэффициент выше нормы. Это означает, что в случае мобилизации средств их будет достаточно.
В целом анализ баланса МУП «Ритуальное хозяйство показал низкую текущую и перспективную ликвидность. Можно отметить формирование запасов в больших объемах, что ведет к отвлечению оборотных средств и омертвлению капитала. Поэтому предприятию необходимо ввести жесткое нормирование на формирование запасов.
1.6 Анализ финансовой устойчивости
В группе показателей финансовой устойчивости объединены такие показатели, которые помогают предприятию планировать будущую финансовую политику, а кредиторам – принимать решения о предоставлении предприятию дополнительных займов.
Показатели финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру его капитала с позиций платежеспособности и финансовой стабильности развития. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, так как отражают способность предприятия погасить долгосрочные обязательства. Данную группу показателей еще называют показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источниками средств
Таблица 6
Показатели финансовой устойчивости[4]
Показатель |
Экономическое содержание |
Формула расчета по данным бухгалтерского баланса |
Коэффициент автономии (Кфу1) |
Характеризует, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственных средств |
Собственный капитал стр.490+640+650 Кфу1 = = Активы стр.300 |
Коэффициент финансовой зависимости (Кфу2) |
Характеризует, в какой степени предприятие зависит от внешних источников финансирования, т.е. сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. собственного капитала. Показывает также меру способности предприятия, ликвидировав свои активы, полностью погасить кредиторскую задолженность |
Кредиты, займы, стр.590+620+610+ кредиторская задолж. +630+660 Кфу2 = = Собственный стр.490+640+650 капитал |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кфу3) |
Характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия |
Собственные оборотные средства Кфу3 = = Оборотные активы Стр. 490+640+650-190 = стр. 290 |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (Кфу4) |
Характеризует, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные средства, в общей сумме собственного капитала предприятия |
Собственные оборотные средства Кфу4 = = Собственный капитал Стр.490+640+650-190 = стр.490+640+650 |
Расчет показателей финансовой устойчивости по приведенным формулам сведен в таблицу 7.
Таблица 7
Показатель
|
Расчет на начало года
|
Расчет на конец года
|
Рекомендованное значение |
Отклонения
|
|||
На начало года |
На конец года |
||||||
Кфу1 |
3849 |
0,3 |
3849 |
0,1 |
³ 0,5 |
Ниже рекомендованного значения 0,3 £ 0,5 |
То же
|
13333 |
|
30052 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Кфу2
|
9484 |
2,5 |
26203 |
6,8 |
< 0,7 |
Выше рекомендованного значения 2,5 > 0,7
|
То же 6,8 > 0,7
|
3849 |
|
3849 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Кфу3 |
3849-4682 |
-0,1 |
3849-4920 |
-0,4 |
от 0,1 до 0,5 |
Ниже рекомендованного значения
|
То же
|
8652 |
|
25132 |
|
и выше |
|||
|
|
|
|
||||
Кфу4 |
3849-4682 |
-0,2 |
3849-4920 |
-0,3 |
0,2 – 0,5 |
Ниже рекомендованного значения
|
То же
|
3849 |
|
3849 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
Коэффициент автономии (Кфу1) характеризует роль собственных средств капитала в формировании активов организации. Расчет показал, что коэффициент автономии значительно ниже рекомендованного значения, это означает, что собственный капитал в формировании активов практически не участвует.
Коэффициент финансовой зависимости (Кфу2) как на начало так и на конец года значительно превышает рекомендованное значение. Динамику этого показателя можно оценить как неблагоприятную, так как превышение рекомендованного значения означает зависимость организации от внешних источников средств.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кфу3) ниже рекомендованного интервала и на начало, и на конец года, что означает неустойчивое финансовое состояние организации.
Значение коэффициента маневренности собственных оборотных средств (Кфу4) на начало и конец года свидетельствуют об отсутствии у организации возможностей финансового маневра.
Проанализировав значения вышеуказанных коэффициентов финансовой устойчивости, можно сделать вывод о неустойчивом финансовом состоянии рассматриваемой организации.
1.7 Исследование факторов, оказывающих влияние на непрерывность деятельности предприятия
Допущение непрерывности деятельности предполагает, что экономический субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.[5]
Рассмотрим основания, по которым может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности МУП «Ритуальное хозяйство»:
1. Отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных законодательством требований в отношении чистых активов. Требования установлены законодательством в отношении акционерных обществ.
2. Твердо фиксированные условия привлечения заемных средств без реалистичных перспектив на переоформление или погашение задолженности; необоснованное использование краткосрочных заемных средств для финансирования долгосрочных активов. Займы и кредиты отсутствуют.
3. Существенные отклонения значений основных коэффициентов, характеризующих финансовое положение экономического субъекта, от нормальных (обычных) значений. Существенных отклонений нет.
4. Значительные убытки от основной деятельности. Значительных убытков нет.
5. Неспособность погашать кредиторскую задолженность в положенные сроки. Отмечен дефицит денежных средств для оплаты текущих расчетов.
6. Трудности в выполнении условий договоров займа. Договоры займов отсутствуют.
7. Переход от расчетов с поставщиками (подрядчиками) на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа к расчетам по мере поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Применяется рассрочка платежа.
8. Неспособность получить финансирование для необходимого развития деятельности или иных необходимых инвестиций. Предприятие имеет возможность необходимые инвестиции.
9. Потеря ключевого управленческого персонала без адекватной замены. Данный факт отсутствует.
10. Потеря важнейшего рынка сбыта, лицензии, патента, основного поставщика (подрядчика). Рынок сбыта всегда имеется.
11. Трудности с трудовыми ресурсами. Особых трудностей нет.
12. Существенная зависимость от успешного выполнения какого-то проекта. Нет такой зависимости.
13. Экономически нерациональные долгосрочные обязательства. Долгосрочных обязательств нет.
14. Невыполнение установленных законодательством требований в отношении формирования уставного капитала экономического субъекта. Уставный капитал увеличился.
15. Судебные и иные разбирательства, в которых экономический субъект выступает ответчиком и решения, по которым не в пользу этого субъекта не смогут быть выполнены. Не отмечено.
По результатам проверки сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности не возникло.
2. Аудит организации бухгалтерского учета МУП «Ритуальное хозяйство
2.1 Организационная структура бухгалтерского учета
Ведение бухгалтерского учета и отчетности производится бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением, руководство которым осуществляется главным бухгалтером (рис. 2).
Рис. 2. Структура бухгалтерии
Главный бухгалтер починяется непосредственно директору предприятия, несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивает контроль по движению и сохранностью имущества, выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций обязательных для всех работников предприятия.
Бухгалтерский учет осуществляется по рабочему плану счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ по ведению бухгалтерского учета и отчетности с использованием автоматизированной программы «БЭСТ ПРО» на основе журнально-ордерного варианта учета.
При оформлении хозяйственных операций применяются унифицированные формы первичной учетной документации и формы, разработанные предприятием. Документооборот предприятия определяется и регулируется дополнительными положениями и приказами директора предприятия.
2.2 Аудит учетной политики
Учетная политика - это совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, принятого в организации. За формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер, а оформляется она приказом или распоряжением руководителя предприятия. Учетная политика МУП «Ритуальное хозяйство утверждена приказом директора от 19.02.04 №44-о «Об утверждении «Положений об учетной политике на 2004 год» (Приложение 5).
Предприятие должно раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Проведем анализ соответствия учетной политики МУП «Ритуальное хозяйство» ПБУ1/98 «Учетная политика организации» (табл.8).
Учетная политика МУП «Ритуальное хозяйство состоит из двух разделов. В первом разделе описаны организационные аспекты ведения бухгалтерского учета и отчетности. Во – втором – методологические аспекты учетной политики. Отдельно к приказу об утверждении учетной политики утверждено приложением 2 «Положение об учетной политике для целей налогообложения на 2004 год».
Таблица 8
Анализ соответствия положений учетной политики МУП «Ритуальное хозяйство» ПБУ 1/98
Утверждается согласно ПБУ 1/98 |
Учетная политика МУП «Ритуальное хозяйство |
Рабочий план счетов (п.5) |
Утвержден |
Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности |
Документальное оформление хозяйственных операций осуществляется как на основе унифицированных форм первичной учетной документации, так и форм, разработанных самим предприятием (п.3.2). Документооборот предприятия определяется и регулируется дополнительными положениями и приказами руководителя (р.3.3) |
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации |
Инвентаризацию проводить один раз в три года (п.2.3) |
методы оценки активов и обязательств |
При списании сырья и материалов применять метод оценки по себестоимости (п.2.4 |
Правила документооборота и технология обработки учетной информации |
Бухгалтерский учет осуществляется по рабочему плану счетов с использованием бухгалтерской программы «БЭСТ ПРО» на основе журнально-ордерного варианта (п.3.1) |
Порядок контроля за хозяйственными операциями |
Не прописан |
Раскрытие способов ведения бухгалтерского учета (п.12) |
В разделе 2 раскрыты способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг |
Таким образом, никаких существенных отклонений от действующего положения по учетной политике ПБУ 1/98 в учетной политике МУП «Ритуальное хозяйство» не отмечено, за исключением отсутствия порядка контроля за хозяйственными операциями. Поэтому МУП «Ритуальное хозяйство» рекомендуется внести в учетную политику дополнение по порядку контроля за хозяйственными операциями.
2.3 Аудит операций заготовления материалов
Цель аудиторской проверки учета заготовления материалов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей (ТМЦ), в установлении правильности оформления операций по заготовлению материалов в соответствии с действующими нормативными актами ОФ. Необходимо проверить как ведется учет на счетах 10, 11, 14, 15, 16 и 19. Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных ценностей.
Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:
доверенность по форме № М-2 и по форме № М-2а — применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;
приходный ордер по форме № М-4 — используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработками! о приемке материалов по форме № М-7 — для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;
лимитно-заборная карта по форме № М-8 — применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;
требование-накладная по форме № М-11 — используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами;
накладная на отпуск материалов на сторону по форме №М-15 — применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;
карточка учета материалов по форме № М-17 — предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;
акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений по форме № М-35,— применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Общие данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются по статьям раздела 2 «Оборотные активы» актива баланса (форма № 1) по строкам 210,211,212,213, 218и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга, журналы-ордера № 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 при мемориально-ордерной форме учета или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах.
Аудитору необходимо проверить:
■ правильность оценки материалов в учете, применения первичных документов по учету материалов, организации складского хозяйства; имеется ли приказ об установлении круга лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада (образцы подписей этих лиц должны находиться на складе); разработана ли в организации номенклатура-ценник; назначены ли приказом материально ответственные лица, заключены ли с ними договоры о полной материальной ответственности;
■ производится ли приемка продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, соответствует ли она требованиям инструкции о порядке приемки продукции по количеству и качеству;
■ правильно ли оформлены документы по приходу и расходу материалов, их внутреннему перемещению; правильно ли осуществляется бухгалтерский учет материалов в бухгалтерии предприятия;
■ правильно ли осуществляется учет заготовления материалов; правильно ли отражены в учете неотфактурованные поставки и материальные ценности, находящиеся в пути; правильно ли отражен учет операций по реализации материалов;
■ выделяется ли в платежных документах и в первичных учетных документах НДС;
■ правильно ли произведено списание материалов в случае их порчи или недостач; проводилась ли инвентаризация материальных ценностей, оформлены ли ее результаты; правильно ли отражены в учете результаты инвентаризации;
■ правильно ли осуществляется учет товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, учет строительных материалов открытого хранения, учет материалов, принятых в переработку, и др.
Сырье и материалы поступают в МУП «Ритуальное хозяйство» от поставщиков, подотчетных лиц, закупающих материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств, от собственного производства.
С продукцией поставщик высылает в МУП «Ритуальное хозяйство» расчетные и другие сопроводительные документы: счета-фактуры, товарно-транспортныe накладные, квитанции к железнодорожной накладной и др., которые поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления. Затем транспортные документы передают ответственному исполнителю по снабжению для получения и доставки материалов.
Кроме того, экспедитору выдается доверенность, которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей.
Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающее сомнение в сохранности груза, он вправе потребовать от транспортной организации проверку груза. В случае выявления недостачи или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, служащий основанием для предъявления претензии к транспортной организации или поставщику.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов, указанных в счете поставщика. Оприходованные кладовщиком материалы приходными ордерами.
При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими показателями материалы приходуются без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп с основными реквизитами приходного ордера.
Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт, который служит основанием для предъявления претензий поставщику.
В случае перевозки материалов автотранспортом применяют товарно-транспортную накладную.
Учет материально-производственных запасов как следует из учетной политики в МУП «Ритуальное хозяйство» осуществляют по фактической себестоимости, которая рассчитывается бухгалтерией помесячно на основе следующих данных:
- затраты на приобретение;
- проценты за кредит;
- комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям;
- стоимость услуг товарных бирж;
- расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.
Все затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов отражаются непосредственно на счете 10 «материалы».
Себестоимость фактическую можно рассчитать только по окончании месяца, поэтому в текущем учете используются твердые, заранее установленные цены, называемые учетными. Учетная цена в МУП «Ритуальное хозяйство» представляет собой среднюю покупную цену.
Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6. Аналитический учет ведется в разрезе каждого платежного документа приходного ордера или приемного акта. Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. В течение месяца бухгалтерия предприятия получает всевозможные документы и фиксирует их тоже в журналах-ордерах. При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (М-7). Излишки приходуются и расцениваются, а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой, и об этом сообщается поставщику. В случае недостачи предприятие предъявляет поставщику претензию. Суммы недостачи списываются на дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит счета 60 и отражаются в журнале-ордере № 6 и ведомости № 7.
Для обобщения информации о заготовлении и приобретении материально-производственных запасов, относящихся к средствам в обороте предназначен счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".
В МУП «Ритуальное хозяйство счет 15 не применяется. Заготовление и движение материалов учитывается на счете 10 «Материалы».
Оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов:
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
20 "Основное производство",
25 "Общепроизводственные расходы",
26 «Общехозяйственные расходы»;
71 "Расчеты с подотчетными лицами",
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов поставщика.
Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих ценностей на склад).
Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или другим соответствующим счетам. При выбытии материалов их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям.
Стоимость материалов может отражаться в бухгалтерском учете предприятия двумя способами: по фактической себестоимости; по учетным ценам. Следовательно, учет материалов в МПУ «Ритуальное хозяйство ведется по фактической себестоимости.
Учет расхода материалов осуществляется на основании требований. Для оформления однократного отпуска материалов используются требования, которые выписывает подразделение, потребовавшее материалы. Требования (однострочные и многострочные) выписываются в двух экземплярах: первый с отметкой об отпуске остается в подразделении, второй с распиской получателя остается на складе. В конце месяца требования передаются в бухгалтерию.
Сортовой аналитический учет, который ведется в МУП «Ритуальное хозяйство» призван обеспечивать контроль за наличием, движением и сохранностью материальных ресурсов по каждому наименованию, складу и материально ответственному лицу. Методика ведения учета производственных запасов предусматривает группировку показателей по складам и материально ответственным лицам, по источникам поступления и направлениями расхода и использования материальных ресурсов. Основой служит исходная информация приходных и расходных документов, подвергнутых тщательной проверке, как с точки зрения правильного оформления, так и с точки зрения правильного отражения операций.
Учет наличия и движения производственных запасов ведет кладовщик на карточках складского учета. Учет ведется по номенклатурным номерам в количественном выражении. Именно такой учет и называется сортовым.
На каждый номенклатурный номер бухгалтерия открывает отдельную карточку складского учета материалов с указанием наименования материала, его номенклатурного номера, размера, сорта, учетной цены и нормы запаса. Оформленные карточки передаются на склад, где кладовщик указывает место хранения материалов в соответствии с ярлыками.
Вся информация, полученная по первичным документам, отраженная в карточках складского учета, должна учитывается в день совершения операции по приемке/выдаче материалов с обязательным выведением остатков после каждой операции. Сопоставление остатка материалов с нормой запасов позволяет осуществить оперативный контроль за состоянием производственных запасов. На основе этих данных отдел снабжения предприятия осуществляет контроль за поставками и выполнением договоров и контрактов.
Вся первичная документация, поступающая в бухгалтерию, подвергается сплошной проверке как по существу операций и правильности их оформления, так и по точности арифметических подсчетов. Затем документы таксируются — указанное количество материалов в первичных документах умножается на учетные цены. Следующим этапом обработки документов является их группировка, цель которой — получение итоговых данных для записей в регистры бухгалтерского учета.
Первые экземпляры документов группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям расхода материалов. Для этого составляются группировочные ведомости прихода и расхода. Приходные документы используются для бухгалтерского учета приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные — для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Чтобы получить необходимые данные для аналитического и синтетического учета, ведут накопительные ведомости синтетического учета, которые составляются на основании первичных документов по учетным ценам отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и групп материалов.
Исходными данными для учета материалов являются:
- оборотная ведомость по движению материалов;
- ведомость поступления материалов за учетный период;
- ведомость расхода материалов.
Таким образом, учет материально-производственных запасов в МУП «Ритуальное хозяйство» осуществляется в соответствии с действующим законодательством по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 30.12.2004) (Главы 1 - 29, статьи 1 - 453)
2. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ред. от 08.12.2003)
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003)
4. Министерство здравоохранения Российской Федерации Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Постановление от 8 апреля 2003 г. N 35 О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения"
5. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (ред. от 30.12.99)
6. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» ПБУ 5/01
7. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ» (в ред. от 24.03.2000 №31н)
8. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (ред. от 07.05.2003)
9. Постановление Госкомстата России от 04.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации».
10. Методические указания Минфина России по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н
11. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003.
12. Бондарь Е. «Учетная политика на 2005 год»/Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», №50, 2004.
13. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ларионова А.Д. – М.: Проспект, 2004.
14. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004.
15. Министерством экономики РФ от 01.10.1997 г. №118. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)
16. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Применимость допущения непрерывности деятельности" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 15 июля 1998 г. Протокол N 4
17. Суглобов А.Е., Жарыгласова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2005.
18. Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: ОМЕГА-Л, 2003
19. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003
[1] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 240
[2] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: ОМЕГА-Л, 2003. – с. 43
[3] Министерством экономики РФ от 01.10.1997 г. №118. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)
[4] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2003. – с. 59-60
[5] Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Применимость допущения непрерывности деятельности" Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 15 июля 1998 г. Протокол N 4