Содержание
1. Цель исследования. 3
2. Характеристика, цели, задачи и структура организации. 3
3. Финансирование организации. 8
4. Сильные стороны организации. 10
5. Слабые стороны организации. 13
6. Возможности организации. 13
7. Угрозы организации. 14
8. Матрица SWOT. 14
9. Матрица возможностей. 17
10. Матрица угроз. 17
11. Анализ внешней среды организации. 18
12. Вывод. 19
Использованная литература. 21
1. Цель исследования
Цель настоящего исследования – сформулировать основные направления развития предприятия ООО «Сибирь-Алтай» через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.
Задачи исследования:
· Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами
· Выявить возможности и угрозы внешней среды
· Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами
· Сформулировать основные направления развития предприятия
2. Характеристика, цели, задачи и структура организации
Официальное название предприятия: ООО "Сибирь-Алтай" – является крупной фирмой на рынке туристических услуг. На рынке компания работает с августа 1992 года.
Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирь-Алтай".
Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО "Сибирь-Алтай".
Фирма находится по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5; ул. Фабричная, 8.
Сертификат соответствия действителен до 17.09.2006г. Выдан органом по сертификации продукции и услуг Новосибирского центра стандартизации, метрологии и сертификации на основании акта оценки соответствия услуг, оказываемых ООО "Сибирь-Алтай" № 1898 от 17.09.2003г. и протокола сертификационной проверки результата услуги №1898 от 17.09.2003г.
На данный момент организация занимается следующими видами деятельности:
- туроператорская деятельность (60%);
- гостиничный бизнес (20%);
- лечебно-оздоровительная деятельность (20%).
Основное направление работы ООО "Сибирь-Алтай" – туризм: внутренний, въездной и выездной.
Целью деятельностью предприятия является оказание качественных туристских услуг потребителям. Для организации качественного отдыха туриста компании-туроператору приходится вступать во взаимодействие со множеством разнообразных предприятий и организаций: предприятиями, являющимися средствами размещения (гостиницы, турбазы и т.п.), предприятиями питания, экскурсионными фирмами, транспортными компаниями и т.д. Все организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов, являются для компании-туроператора поставщиками услуг. От правильности выбора поставщиков, с которыми работает туроператор, во многом зависит качество обслуживания туриста и конкурентоспособность туристического продукта, сформированного оператором.
Цели ООО «Сибирь-Алтай» могут быть объединены в следующие группы:
• экономические – увеличение объема продаж, прибыли, доли рынка, выявление новых сегментов рынка, улучшение сбыта;
• эгоистические – повышение престижа, известности, имиджа туристского предприятия
• социальные – развитие услуг для потребителей с низким уровнем дохода, занятость и пр.
Структура предприятия представлена на рис. 1.
Персонал организации состоит из профессионалов в туризме, имеющих большой опыт работы: генеральный директор, главный бухгалтер, менеджер по выездному туризму, помощник менеджера по выездному туризму, менеджер по внутреннему туризму, менеджер — переводчик (корейский отдел).
В табл. 1. представлено штатное расписание ООО "Сибирь-Алтай".
Таблица 1
Штатное расписание ООО "Сибирь-Алтай"
№ п/п |
Наименование должности |
Должностные оклады |
Кол-во штатных единиц |
Годовой фонд зарплаты |
1. |
Генеральный директор |
25 000 |
1 |
300000 |
2. |
Директор по внутреннему туризму |
20 000 |
1 |
240000 |
3. |
Директор по выездному туризму |
20 000 |
1 |
240000 |
4. |
Директор по лечебно-оздоровительной работе |
20 000 |
1 |
240000 |
5. |
Главный бухгалтер |
20 000 |
1 |
240000 |
6. |
Бухгалтер |
8 000 |
4 |
384000 |
7. |
Менеджер по продажам |
10 000 |
15 |
1800000 |
8. |
Менеджер по рекламе |
10 000 |
5 |
600000 |
9. |
Переводчик |
10 000 |
2 |
240000 |
10. |
Повар |
5 500 |
10 |
660000 |
11. |
Строительные рабочие |
6 000 |
15 |
1080000 |
12. |
Гид |
7 500 |
10 |
900000 |
13. |
Водитель |
9 000 |
10 |
1080000 |
14. |
Конюх |
5 000 |
10 |
600000 |
15. |
Сторож |
3 500 |
2 |
84000 |
16. |
Уборщики помещений |
3 500 |
15 |
630000 |
17. |
Прачечные работники |
4 000 |
10 |
480000 |
18. |
Кухонные работники |
3 000 |
10 |
360000 |
19. |
Рабочие без специальности |
3 000 |
10 |
360000 |
Всего |
- |
133 |
10518000 |
Таким образом, видно, что организационная структура является дивизиональной, при этом разделение идет по виду деятельности и географическому признаку. Директору по внутреннему туризму подчиняется отдел по внутреннему туризму (по городам России) и две алтайские базы отдыха (действующая – "Телецкое озеро" и строящаяся "Кучерла").
Директору по выездному туризму соответственно подчиняется отдел по выездному туризму, который занимается операторской деятельностью на международном уровне.
Отдел по лечебно-оздоровительной деятельности, который находится в подчинении директора по лечебно-оздоровительной работе, занимается управлением работой оздоровительных учреждений ООО "Сибирь-Алтай", находящихся в Новосибирске.
Главный бухгалтер: производит выплату заработной платы; производит начисления; составляет отчет по финансовой деятельности; обрабатывает информацию и своевременно предупреждает о негативных явлениях в финансовой деятельности; мобилизует внутрипроизводственные резервы и эффективно их использует.
Менеджеры по выездному туризму занимается анализом потребительского спроса и приемом групп иностранных туристов.
Помощники менеджера по выездному туризму предоставляют всю необходимую информацию клиентам, отвечает на телефонные звонки, поддерживает связь с фирмами — сотрудниками, занимается оформлением загранпаспортов, виз и покупкой билетов.
Менеджеры по внутреннему туризму занимается анализом потребительского спроса, а также приемом и отправкой групп туристов, предоставляет всю необходимую информацию клиентам, отвечает на телефонные звонки, поддерживает связь с фирмами — сотрудниками, занимается оформлением путевок и покупкой билетов.
Географическая специализация осуществляется по трем направлениям:
- Алтай;
- города России;
- международная туроператорская деятельность.
Основными методами и способами распространения информации о предложениях фирмы клиентам является реклама в СМИ: на телевидении, в газетах, в журналах, на выставках, с помощью полиграфии с рекламой фирмы.
3. Финансирование организации
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 квартальной бухгалтерской отчетности (приложение ф. №2).
Финансовое состояние организации свидетельствует о наличии финансовых ресурсов для оперативной деятельности, об успешности ее бизнеса, оно интересует собственников организации, потенциальных инвесторов, ее партнеров по бизнесу. На основе анализа финансового положения организации делают вывод о возможности предоставления ей займа, приобретения имущества, купли-продажи ее акций. Ухудшение финансового положения - неспособность отвечать имуществом по принятым на себя обязательствам, - может привести организацию к банкротству.
Основные показатели финансового состояния организации на 2004 год приведены в табл. 2
Таблица 2
Показатели финансового состояния ООО «Сибирь-Алтай»
Наименование и условное обозначение показателя |
Формула расчета |
На нач. года |
На конец года |
Рекомендуемое значение |
1. Коэф. краткосрочной (текущей) ликвидности-Ккл |
ТА/(Кt+Rp+Ko) |
1,691 |
1,15 |
Ккл>1, Ккл (норм)=2 |
2. Коэф. срочной ликвидности-Ксл |
ЛА/(Кt+Rp+Ko) |
1,694 |
1,148 |
Ксл>=1 |
3. Коэф. абсолютной ликвидности-Кал |
D/(Кt+KT+Rp) |
0,004 |
0,001 |
Кал>=0,6 |
4. Коэф. ликвидности-Кл |
Ra/(Kt+KT+Rp) |
0,89 |
0,54 |
Кл>=1,5 |
5. Коэф. покрытия-Кп |
ТА/(Kt+KT+Rp) |
1,7 |
1,2 |
Кп>=3 |
Таблица 2
Показатели финансовой устойчивости предприятия
Наименование и условное обозначение показателя |
Формула расчета |
На нач. года |
На конец года |
Рекомендуемое значение |
1.Автономии (финансовой независимости)-Ка |
Ис / ВБ |
0,77 |
0,56 |
Ка>0,5 |
2.Соотношения собственных и заемных средств- Кз/с |
(Кt+КТ+Rp) / Ис |
0,29 |
0,79 |
Кз/с<=0,7 |
3. Маневренности-Км |
(Ис-F) / Ис |
0,2 |
0,14 |
Км=0,5 |
4.Инвестирования-Ки |
Ис / F |
1,26 |
1,17 |
Ки>1 |
5.Задолженности- Кз |
(Кt+КТ+Rp) / ВБ |
1,23 |
0,44 |
Кз<0,5 |
Анализ рентабельности предприятия приведен в табл. 3
Таблица 3
Анализ рентабельности ООО «Сибирь-Алтай»
Показатели - факторы |
% |
Выводы |
1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
36,46 |
увеличение рентабельности продаж |
2. Себестоимость реализации продукции, товаров, работ, услуг |
-37,80 |
уменьшение рентабельности продаж |
3. Коммерческие расходы |
-1,47 |
уменьшение рентабельности продаж |
4. Управленческие расходы |
0,00 |
неизменность рентабельности продаж |
Влияние на рентабельность продаж |
-2,81 |
уменьшение рентабельности продаж |
Таким образом, основные фонды предприятия находятся в достаточно хорошем состоянии.
На предприятии происходит замедление оборачиваемости оборотных средств. Среди основных причин замедления оборачиваемости можно назвать следующие: из-за неплатежей клиентов, нарушения сроков поставок, недостатков в материально-техническом снабжении, задержек расчетов банками и ошибок в платежных документах. Также необходимо отметить нерациональное использование свободных денежных средств и слабое использование безденежных форм взаиморасчетов (векселей и других долговых обязательств).
4. Сильные стороны организации
К сильным сторонам организации ООО «Сибирь-Алтай» можно отнести:
1. Многолетний опыт работы на данном рынке (ООО «Сибирь-Алтай» работает на рынке 13 лет);
2. Широкий ассортимент туристической продукции (турпродукты ООО «Сибирь-Алтай» представлены в табл. 4);
Таблица 4
Туристические и лечебно-оздоровительные продукты ООО «Сибирь-Алтай»
Продукт |
Пояснение |
|
группа |
наименование продукта |
|
Туры |
«Созвездия неба» (Алтай) |
Конно-водный тур |
«Сказочная тайга» (Алтай) |
Конный тур |
|
«Катунские пороги» (Алтай) |
Водный тур |
|
"Таежный мир" |
Пеший тур |
|
«Кучерлинская быстрина» (Алтай) |
Водный тур |
|
Курорт |
"На Телецком озере" (Алтай) |
Лечебно-оздоровительный отдых |
Курорт |
"На Кучерлинском озере"[1] (Алтай) |
Лечебно-оздоровительный отдых |
Курорт |
"Горы Шории" (Горная Шория) |
Горнолыжный курорт |
Курорт |
Турбаза "Ареда" (Алтай) |
Горнолыжный курорт |
Туристско-экскурсионные услуги |
«Один раз увидеть» (Франция) |
Экскурсионный тур |
«Кельнский собор» (Германия) |
Экскурсионный тур |
|
«На родину Гете» (Германия) |
Экскурсионный тур |
|
Курорт |
«Давос» (Швейцария) |
Горнолыжный курорт |
Тур |
"Сафари" (Швеция) |
Спортивный тур (мотосани, подледная рыбалка, ледовое лазание по замерзшим водопадам, катание на парусных лыжах) |
Курорт |
"Инсбрук" (Австрия) |
Горнолыжный курорт |
Тур |
"Доломитовые Альпы" (Италия) |
Экскурсионный тур |
Продолжение табл. 4
Курорт |
"Менорка", "Ибица", "Фарментера" (Испания) |
Отдых для семей |
Курорт |
"Салпее", "Касурина" (Финляндия) |
Горнолыжный курорт |
Курорт |
"Шарвар" (Венгрия) |
Оздоровительный тур |
Курорт |
"Рио-де-Жанейро" (Бразилия) |
Отдых |
Тур |
"В долину Нила" (Египет) |
Экскурсионный тур |
Курорт |
"Кипр" |
Пляжный отдых |
Курорт |
"Дары Кораллового моря" (Австралия) |
Экскурсии и пляжный отдых |
Курорт |
"Мармарис" (Турция) |
Пляжный отдых |
Курорт |
"Сочи" |
Пляжный отдых |
4. Эффективная кадровая политика;
5. Высокий уровень сервиса;
6. Меньшая, чем у конкурентов стоимость туристического продукта (табл. 5)
Таблица 5
Конкурентные преимущества некоторых продуктов ООО "Сибирь-Алтай"
Туристический продукт |
Конкурентные преимущества |
"Катунские пороги" |
Меньшая стоимость, чем у конкурентов; высокая полезность и эффективность |
"Таежный мир" |
Невысокая стоимость, простота, ясность |
"Кучерлинская быстрина" |
Высокая полезность и эффективность |
"На Телецком озере" |
Высокая полезность, целостность |
"Горы Шории" |
Меньшая стоимость, чем у конкурентов; высокая полезность и эффективность |
"Ареда" |
Высокая полезность, целостность |
"Кельнский собор" |
Уникальность, доступность широким слоям населения |
"Сафари" |
Уникальность тура |
7. Уникальность некоторых туристских предложений
5. Слабые стороны организации
Слабые стороны ООО «Сибирь-Алтай»
1. Нерациональное использование свободных денежных средств;
2. Замедление оборачиваемости оборотных средств из-за неплатежей клиентов, нарушения сроков поставок, недостатков в материально-техническом снабжении, задержек расчетов банками и ошибок в платежных документах;
3. Невысокая доля рынка (2,2 %) (табл.6)
Таблица 6
Наиболее крупные конкуренты ООО "Сибирь-Алтай" на туристическом рынке Новосибирска
Конкурент |
Основное направление |
Доля рынка, % |
ЗАО "Центральное бюро путешествий" |
международный туризм |
12,5 |
ООО "Планета путешествий" |
международный туризм |
11,8 |
ООО "Альтурс" |
международный туризм |
2,4 |
ЗАО "Братья Говор" |
Алтай |
1,8 |
ЗАО "Афина Паллада" |
международный туризм |
3,5 |
ОАО "Авиакомпания Сибирь" |
международный туризм |
4,3 |
ЗАО "Акрис-Интур" |
международный туризм |
2,8 |
ООО "Глобус-Тур" |
международный туризм |
3,2 |
ООО "Алые паруса" |
международный туризм |
4,3 |
ООО "Вокруг света" |
международный туризм |
6,9 |
ООО "Сибирия" |
Алтай |
2,5 |
ООО "Сибирь-Алтай" |
Алтай |
2,2 |
4. Недостаточный уровень квалификации кадров;
5. Снижение спроса на продукцию в зимний период.
6. Возможности организации
К основным возможностям организации ООО «Сибирь-Алтай» можно отнести:
· расширение сбытовой сети;
· выход на новые рынки;
· ослабление позиций конкурентов.
7. Угрозы организации
К основным внешним угрозам для организации ООО «Сибирь-Алтай» можно отнести:
· изменение потребностей или вкусов потребителей;
· текущая нестабильность на рынке;
· стремительно растущий уровень конкуренции.
8. Матрица SWOT
Возможности |
Угрозы |
|
· расширение сбытовой сети; · выход на новые рынки; · ослабление позиций конкурентов. |
· изменение потребностей или вкусов потребителей; · текущая нестабильность на рынке; · стремительно растущий уровень конкуренции. |
|
Сильные стороны: Многолетний опыт работы на данном рынке; Широкий ассортимент туристической продукции Эффективная кадровая политика; Высокий уровень сервиса; Меньшая, чем у конкурентов стоимость туристического продукта; Уникальность некоторых туристских предложений |
Поле «СИВ» · расширение сбытовой сети засчет строительства новых туристический баз, увеличения ассортимента туристической продукции, меньшей стоимости турпродукта · выход на новые рынки путем разработки новых уникальных туристических предложений · поддержка высокого качества обслуживания и использование данного конкурентного преимущества |
Поле «СИУ» · многолетний опыт работы на данном рынке и постоянное изучение спроса поможет предотвратить угрозу изменения потребительских вкусов; · для устранения угрозы со стороны нестабильного рыночного положения нужно поддерживать имеющееся качество обслуживания; · использовать преимущество ценовой политики для устранения угрозы новых конкурентов |
Слабые стороны: Нерациональное использование свободных денежных средств; Замедление оборачиваемости оборотных средств из-за неплатежей клиентов, нарушения сроков поставок, недостатков в материально-техническом снабжении, задержек расчетов банками и ошибок в платежных документах; Невысокая доля рынка (2,2 %) Недостаточный уровень квалификации кадров; Снижение спроса на продукцию в зимний период. |
Поле «СЛВ» расширение сбытовой сети позволит расширить долю рынка; выход на новые рынка, разработка новых уникальных предложений, позволит избежать снижение спроса на продукцию в зимний период |
Поле «СЛУ» Необходимо усилить контроль за финансовыми операциями с целью устранения нерационального использования денежных средств организации Необходимо регулярно проводить оценку квалификации персонала, что позволит повысить конкурентоспособность продукта Необходимо позиционировать зимние (горнолыжные курорты) для предотвращения снижения спроса на продукцию в зимний период |
9. Матрица возможностей
Вероятность использования возможности |
Влияние |
||
Сильное |
Умеренное |
Малое |
|
Высокая |
расширение сбытовой сети |
||
Средняя |
выход на новые рынки |
||
Низкая |
ослабление позиций конкуренции |
10. Матрица угроз
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия |
|||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«легкие ушибы» |
|
Высокая |
текущая нестабильность на рынке; стремительно растущий уровень конкуренции |
|||
Средняя |
||||
Низкая |
изменение потребностей или вкусов потребителей; |
11. Анализ внешней среды организации
1. Среда непосредственного влияния
ООО «Сибирь-Алтай» занимает достаточно выгодную позицию на туристическом рынке. На рис. представлена матрица "Мак-Кинзи" для ООО "Сибирь-Алтай" и ее продуктов.
Основными конкурентами на рынке являются: ЗАО "Центральное бюро путешествий"; ООО "Планета путешествий"; ООО "Альтурс"; ЗАО "Братья Говор"; ЗАО "Афина Паллада"; ОАО "Авиакомпания Сибирь"; ЗАО "Акрис-Интур"; ООО "Глобус-Тур"; ООО "Алые паруса"; ООО "Вокруг света"; ООО "Сибирия". Доля рынка, занимаемая ООО «Сибирь-Алтай» - 2,2 %.
Компания сотрудничает со следующими туристическими фирмами: «Кругозор» (г. Москва), «Интерс» (г. Москва), «Натали-турс» (г. Москва), «Зевс» (г. Москва), «Фаворит» (г. Москва), «Миг-вояж» (г. Москва), «Авиакомпания Сибирь» (г. Новосибирск), «Белокуриха-С» (r. Новосибирск), «Центральное бюро путешествий» (г. Новосибирск), «Интурист» (г. Новосибирск), «Росконтракт» (г. Иркутск).
Основным сегментом, на который рассчитан продукт компании ООО «Сибирь-Алтай» - потребители среднего возраста со средним доходом, предпочитающие активный отдых.
2. Среда косвенного влияния
Социальные факторы: наблюдается усиление влияния этого фактора на деятельность организации. Значительно возросло количество туристических фирм. Можно привести такие цифры: если в 1988 году за границу СССР выезжало 4,3 млн. чел. (из них по линии туристских организаций около 1 млн.), то в 1995 году цифры кардинально изменились - из России выехало 8,4 млн. чел (2,6 млн. по линии тур фирм).
Технические факторы: основные фонды предприятия в основной своей части уже отслужили свой срок службы, а заменить их дорогостояще для фирмы.
Политические факторы: политическая нестабильность, принятые законы «О туризме и туристической деятельности» и др. оказывают влияние на деятельность данной организации.
Экономические факторы: отсутствие у людей денег и рост безработицы сказались на спросе многих товаров, которые оказались не востребованными.
12. Вывод
Вывод: анализируемое предприятие ООО «Сибирь-Алтай» работает на рынке г. Новосибирска с 1992 г., занимаясь предоставлением туристских услуг. К сильным сторонам предприятия можно отнести: многолетний опыт работы на данном рынке; широкий ассортимент туристической продукции; эффективная кадровая политика; высокий уровень сервиса; меньшая, чем у конкурентов стоимость туристического продукта; уникальность некоторых туристских предложений
Слабыми сторонами предприятия являются: нерациональное использование свободных денежных средств; замедление оборачиваемости оборотных средств из-за неплатежей клиентов, нарушения сроков поставок, недостатков в материально-техническом снабжении, задержек расчетов банками и ошибок в платежных документах; невысокая доля рынка (2,2 %); недостаточный уровень квалификации кадров; снижение спроса на продукцию в зимний период.
Сильное влияние на деятельность ООО «Сибирь-Алтай» окажет использование возможности расширения сбытовой сети.
Угроза текущей нестабильности на рынке; стремительно растущего уровня конкуренции может привести к тяжелому финансовому положению предприятия.
Для повышения конкурентоспособности ООО "Сибирь-Алтай" необходимо улучшить технологию обслуживания клиентов по перечисленным направлениям. Кроме того, предприятию необходимо работать и в следующих направлениях: снижать стоимость (себестоимость) продуктов (делать их более доступными); увеличивать простоту и ясность обслуживания; увеличивать гибкость туристических и лечебно-оздоровительных предложений; увеличивать целостность, обоснованность и комплексность туристических пакетов; а также разрабатывать новые, уникальные предложения.
Использованная литература
1. ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.
2. Адлер Ю.П., Аронов И.З., Шпер В.Л. Что век грядущий нам готовит? Менеджмент 21 века - краткий обзор основных тенденций // http://big.spb.ru/publications/russian _concurence.shtml
3. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга. – СПб: СПб УЭиФ, 1995. – 116 с.
4. Гончарова Н.П., Перерва П.Г. Маркетинг инновационного процесса. – Киев, 1998. – 267 с.
5. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. проф. Чудновского А.Д. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", "Экмос", 1998.
6. Конкуренция и российский бизнес // http://big.spb.ru/publications/russian _concurence.shtml
7. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.
8. Организация маркетинга. Цель – покупатель. – М.: Дело, 1996. – 183 с.
9. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. – СПб: Специальная литература, 1995. – 415 с.
10. http://www.sibaltay.ru/link.php
[1] В проекте