Содержание

Введение..................................................................................................... 3

1. Объективная необходимость развития информатизации.................... 4

2.     История развития систем автоматизации учетной информации...... 6

2.1. Семидесятые и первая половина восьмидесятых годов................ 6

2.2. Вторая половина восьмидесятых годов........................................ 7

2.3. Первая половина и середина девяностых годов........................... 7

2.4. Конец девяностых годов................................................................. 8

3. Понятие экономической информации................................................... 8

4. Особенности учетной информации..................................................... 10

Заключение.............................................................................................. 13

Используемая литература....................................................................... 14

Введение

Целью данной работы является рассмотрение информационных процессов в экономике, в частности, их применение к автоматизации работы бухгалтера.

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся небывалым увеличением информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской сфере. В промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность. Роль информации в общественной жизни существенно меняется. Информация приобретает преобразующий, определяющий характер. Создание индустрии информатики и превращение информационного продукта в товар приводит к глубинным социальным изменениям в обществе, трансформируя его из индустриального в информационное. Информация охватывает все стороны жизни общества — от материального производства до социальной сферы. Качественно новое обслуживание информационных процессов человеческой деятельности связано с использованием современной персональной электронно-вычислительной техники, систем телекоммуникаций, созданием сетей ЭВМ.

1. Объективная необходимость развития информатизации

Стремительное развитие товарных и финансовых рынков в России явилось мощным толчком к интенсивному нарастанию процессов информатизации во всех сферах жизни общества. Изменились подходы к оценке роли информации и информационному обслуживанию производственно-хозяйственной, управленческой деятельности и различных категорий пользователей. Наше общество стало открытым, а потому возросла потребность в достоверных, современных, полных, представленных в доступной для пользователя форме сведений. Информация пронизывает все стороны деятельности субъектов экономики и производства, предоставляет высшему менеджменту безотказный механизм управления при условии правильной постановки задач и обоснованного выбора их технологического решения. В результате законотворческой и регулирующей деятельности государства возросли требования к достоверности, своевременности и законности отчетно-статистической информации, вырабатываемой на уровне микро- и макроэкономических объектов. Информационное сопровождение производства и бизнеса стало необходимым условием полноты и своевременности сбора налогов, что на сегодняшний день все в большей степени определяет существование и процветание государства – главного потребителя самой разнообразной, в том числе финансово-экономической информации. Для современных микроэкономических структур обладание информацией не менее важно, так как неопределенность в окружающей среде возросла в сто крат, что приводит нередко к сбоям в деятельности фирм, предприятий, корпораций, банков. Необоснованное принятие решений на любом уровне руководства может обернуться для хозяйствующих объектов непоправимыми отрицательными последствиями[1].

Высокая потребность в информации для целей управления и бурное развитие информационных процессов выдвинуло на первый план создание компонентов ее инфраструктуры. Информационная инфраструктура охватывает вычислительную технику, средства коммуникации, методическое и программное обеспечение, технологии, вспомогательные виды деятельности. С целью обеспечения достаточного уровня оснащенности вычислительной техникой идет интенсивное насыщение рынка вычислительных средств персональными компьютерами зарубежного и отечественного производства, доступными по цене и в то же время отвечающими современным техническим и технологическим требованиям. Рост объемов научно-технической, политической, экономической и любой другой информации, столь нужной для эффективной работы в соответствующих областях человеческой деятельности, вызывает необходимость широкого использования информационных технологий в управлении. Соответственно возрастает и потребность в разработках автоматизированных систем различного характера, как в научно-технической, так и в экономической областях. Количественное накопление подобных разработок сопровождается качественным оформлением и дифференциацией рынка информационно-технической продукции. Наиболее очевидной предпосылкой такого развития процессов информатизации является переход от преимущественного использования электронно-вычислительных машин морально устаревших серий ЕС и СМ к персональным компьютерам и информационно-вычислительным сетям. Создание современных информационных систем и сетей основывается на средствах телекоммуникаций. Телекоммуникационный сервис по передаче данных создается в настоящее время на базе локальных и глобальных сетей. Причем если локальная сеть объединяет определенное количество компьютеров и созданных на их основе автоматизированных рабочих мест в пределах одного здания или офиса, то глобальные сети обеспечивают обмен информацией между локальными сетями, доступ к удаленным информационным ресурсам всех стран и континентов, услуги электронной почты, телетайпа, факса и телекса.

Сегодня руководитель и исполнитель на своем рабочем месте могут практически мгновенно получить исчерпывающую информацию для анализа конкретной производственной или рыночной ситуации. Такие преобразования в организации управленческого груда стали возможны благодаря существенным качественным изменениям в его технологии. Оформление потоков информации, применение методов обработки данных, представление баз данных все это приняло в настоящее время совершенно новые конкретные способы реализации.

2.    История развития систем автоматизации учетной информации

В истории развития отечественных систем автоматизации учетной информации можно выделить четыре периода – от семидесятых до конца девяностых годов.

2.1. Семидесятые и первая половина восьмидесятых годов

Создаваемые системы были реализованы на так называемых «больших ЭВМ» (или, как еще говорят, «мейнфреймах») и предназначались, как правило, для автоматизации трудоемких рутинных вычислительных и информационных процессов (ведение нормативно-справочной базы данных, планирование производственных и людских ресурсов, учет движения кадров, расчет заработной платы и т.п.). Экономический эффект от внедрения этих систем автоматизации и срок окупаемости установленного оборудования и программного обеспечения рассчитывались, как правило, исходя из показателей снижения трудоемкости обработки информации и высвобождения персонала.

Эти системы или вообще не выполняли, или недостаточно способствовали реализации собственно функций автоматизации, и их название по сути не отражало действительного назначения и областей применения систем.

С крахом ЕС ЭВМ и резким сокращением финансирования в конце восьмидесятых годов эти работы в государственном масштабе были постепенно прекращены[2].

2.2. Вторая половина восьмидесятых годов

С развитием кооперативного движения и постепенным распространением персональных компьютеров в России появляются сотни мелких частных фирм, предлагающих услуги по автоматизации бухгалтерского, складского, кадрового и других видов учета. Разрабатываемые системы были ориентированы, как правило, на конкретного потребителя и не охватывали задач управления предприятием в целом. Впрочем, это и не было особенно нужно в тот момент, поскольку основной платежеспособный спрос был сосредоточен в среде малых предприятий[3].

2.3. Первая половина и середина девяностых годов

Наиболее успешно функционирующие и дальновидные из фирм, предлагавших указанные выше услуги, преобразуются в компании, выпускающие на рынок тиражируемые программные продукты для автоматизации отдельных видов учета. Эти программы разрабатываются на основе опыта создания систем для конкретного заказчика и ориентированы на решение задач, характерных для многих потенциальных потребителей. Относительная легкость и небольшие сроки освоения подобных систем в сочетании со сравнительно небольшой ценой делают их достаточно популярными не только в сфере малого бизнеса, но и на многих средних по величине предприятиях. Тиражи некоторых подобных систем измеряются тысячами копий. Однако собственно задач автоматизации управления предприятием эти системы по-прежнему не решают.

2.4. Конец девяностых годов

По мере развития предпринимательства и роста российских компаний возможности существовавших тиражируемых систем в ряде случаев перестают удовлетворять требованиям потенциальных заказчиков. Активно развивающимся предприятием в условия конкурентной борьбы и ограниченности ресурсов становятся необходимы системы автоматизации, обеспечивающие интегрированное ведение различных видов учета и информационную поддержку принятия управленческих решений. Ряд разработчиков систем автоматизации соответственно расширяет функциональные возможности своих продуктов или создает новые системы. В результате на рынке появляется новый вид систем, особенностью которых является наличие, с одной стороны тиражируемого ядра, в потенциале обеспечивающего выполнение значительно большего числа функций, чем у традиционных тиражируемых систем, а с другой – более гибких средств настройки системы на конкретные особенности бизнеса заказчика. Понятие экономической информации[4].

3. Понятие экономической информации

Современная экономика немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков, триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров - все эти информационные потоки необходимо оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение.

Современный специалист - экономист должен уметь принимать обоснованные решения. Для этого наряду с традиционными знаниями, такими как основы менеджмента, основы внешнеэкономической деятельности, банковское дело, административное управление, налогообложение он должен владеть информацией по построению информационных систем.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей. организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения. обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная часть ее связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией[5].

Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. Мы будем понимать информацию, характеризующую производственные отношения в обществе.

К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.

Конкретизируем понятие экономической информации на примере системы управления промышленным предприятием. В соответствии с общей теорией управления, процесс управления можно представить как взаимодействие двух систем - управляющей и управляемой[6].

Система управления предприятием функционирует на базе информации о состоянии объекта, его входов Х (материальные, трудовые, финансовые ресурсы) н выходов Y (готовая продукция, экономические и финансовые результаты) в соответствии с поставленной целью (обеспечить выпуск необходимой продукции). Управление осуществляется путем подачи управленческого воздействия 1 (план выпуска продукции) с учетом обратной связи - текущего состояния управляемой системы (производства) и внешней среды (2, 3) - рынок, вышестоящие органы управления. Назначение управляющей системы - формировать такие воздействия на управляемую систему, которые побуждали бы последнюю принять состояние, определяемое целью управления. Применительно к промышленному предприятию с некоторой долей условности можно считать, что цель управления - это выполнение производственной программы в рамках технико-экономических ограничении; управляющие воздействия - это планы работ подразделении, обратная связь данные о ходе производства: выпуске и перемещении изделии, состоянии оборудования, запасах на складе и т.д.

Очевидно, что и планы и содержание обратной связи - не что иное, как информация. Поэтому процессы формирования управляющих воздействий как раз и являются процессами преобразования экономической информации. Реализация этих процессов и составляет основное содержание управленческих служб, в том числе экономических. К экономической информации предъявляются следующие требования: точность, достоверность, оперативность.

Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

4. Особенности учетной информации

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и в которых отражается первичная учетная информация.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты[7]:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки первичной учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания. При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

К первичным учетным документам относятся: приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, акты приема-передачи основных средств, накладные, требования, счета, акты выполненных работ или услуг, товарные чеки,  платежные поручения, акты выбытия, акты на списание материалов, лимитно-заборные карты и многие другие.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные  и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных  носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение

В данной работе были затронуты вопросы, связанные с историей развития систем автоматизации учетной информации и ее применения в экономике.

Были выделены основные причины, указывающие на необходимость развития информатизации экономики, что позволит ускорить анализ развития экономике, а на основании этого, предсказать ее дальнейшие направления.

В плане исторического развития экономики были выделены 4 этапа:

·        1970 - е – первая половина 1980 – х годов;

·        вторая половина 1980 – х годов и начало 1990 – х годов;

·        первая половина и середина 1990 – х годов;

·        конец 1990 – х годов.

Далее давалось определение понятия экономическая информация. Были перечислены ее основные критерии, а также приведены примеры.

В четвертой части были требования к оформлению и учету экономической информации и отличия от обработки информации других типов и направлений.

Используемая литература

1.     Брага В.В. Компьютеризация бухгалтерского учета. М.: АО «Финстатинформ», 2004.

2.     Информационные системы в экономике /Под ред. В.В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 2004.

3.     Виктор Коваленко. Системы автоматизации проектирования вчера, сегодня, завтра. – М. РАН, 2003.

4.     Федеральный Закон «О бухгалтерском учете».

5.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.


[1] Брага В.В. Компьютеризация бухгалтерского учета. М.: АО «Финстатинформ», 2004. – с. 78.

[2] Информационные системы в экономике /Под ред. В.В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 102.

[3] Информационные системы в экономике /Под ред. В.В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 109.

[4] Виктор Коваленко. Системы автоматизации проектирования вчера, сегодня, завтра. – М. РАН, 2003. – с. 162.

[5] Информационные системы в экономике /Под ред. В.В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 15.

[6] Брага В.В. Компьютеризация бухгалтерского учета. М.: АО «Финстатинформ», 2004. – с. 45.

[7] Информационные системы в экономике /Под ред. В.В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 319.