ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа
по дисциплине «Экономика организаций»
тема «Малые предприятия и их развитие в современных условиях»
Исполнитель:
Специальность:
№ зачетной книжки:
Руководитель:
Омск, 2008 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………. с.3
1. Сущность малых предприятий и их место в экономике России……….. с.5
2. Общая оценка финансового состояния ООО «Сфера»………………... с.13
3. Мероприятия по повышению эффективности деятельности
ООО «Сфера»………………………………………………………………. с.17
Заключение…………………………………………………………………… с.19
Список литературы…………………………………………………………... с.21
Приложение 1………………………………………………………………… с.22
Приложение 2………………………………………………………………… с.23
Приложение 3………………………………………………………………… с.24
Приложение 4………………………………………………………………… с.27
Приложение 5………………………………………………………………… с.28
Приложение 6………………………………………………………………… с.30
Ведение
Малый и средний бизнес институционально утвердился как основа экономики России, закрепив за собою выполнение как социальных, так и хозяйственных функций.
Вопросы развития малого предпринимательства являются актуальными на протяжении многих десятилетий и являются предметом активных дискуссий как на международном и государственном уровнях развитых и развивающихся государств, так и в различного уровня (международных, национальных и локальных) научно-академических сообществах, предпринимательских и общественных объединениях.
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства и др.[1]
Благополучное финансовое состояния предприятия - это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования. Если предприятие финансово устойчиво, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.
На заседании президиума Госсовета, состоявшегося в г. Тобольске 28 марта 2008г. под председательством избранного президента России Дмитрия Медведева, члены правительства, губернаторы подняли много проблем, тормозящих развитие малого бизнеса, за решение которых им предстоит взяться в самое ближайшее время. Государство создаст бизнесу комфортные условия для процветания, бизнес же, со своей стороны, внесет свой вклад в решение таких задач, как диверсификация экономики, развитие инновационных ее отраслей, и, конечно же, повышение качества жизни россиян в целом.
Объектом анализа в работе стало общество с ограниченной ответственностью «Сфера», основная деятельность которого связана с оказанием услуг по обслуживанию автотранспорта. На примере этой организации была дана общая оценка финансового состояния предприятия, выявлены её проблемы и пути их решения.
Сущность малых предприятий и их место в экономике России
Как следует из самого определения, “малое предпринимательство” - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
- средняя численность занятых на предприятии работников;
- ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год;
- величина активов.
Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. №209-ФЗ, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Приложении 1представлена динамика количества малых предприятий с 1999 по 2006 годы.
В соответствии с законодательством, средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия, определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера, и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.[2] Динамика численности занятых на малых предприятиях представлена в Приложении 2.
Основные показатели состояния и развития малого предпринимательства представлены в Приложении 3.
Малый бизнес в России.
По данным Министерства экономического развития и торговли, на конец 2007 года в России было зарегистрировано 1,03 млн малых компаний. Ежегодный прирост - 5%. Число занятых в малом бизнесе - около 9,5 млн человек. Вклад малых предпринимателей в рост ВВП - 15%. В США и Евросоюзе этот показатель равен 80%. На торговлю и сферу услуг приходится 72% оборота всех малых предприятий. На втором месте - промышленность (13,5%), на третьем - строительство (7%).[3]
Вопросы развития малого предпринимательства являются актуальными на протяжении многих десятилетий и являются предметом активных дискуссий как на международном и государственном уровнях развитых и развивающихся государств, так и в различного уровня (международных, национальных и локальных) научно-академических сообществах, предпринимательских и общественных объединениях.
В России целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:
- повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий – рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности;
- повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.[4]
Оценка вклада государственной политики поддержки в развитие малого предпринимательства иллюстрируется схемой Приложения 4.
У российского малого бизнеса появилась надежда увидеть свет в конце тоннеля: заручившись поддержкой высшей государственной власти, предприниматели самым активным образом должны включиться в процессы модернизации страны. Государство создаст бизнесу комфортные условия для процветания, бизнес же, со своей стороны, внесет свой вклад в решение таких задач, как диверсификация экономики, развитие инновационных ее отраслей, и, конечно же, повышение качества жизни россиян в целом. Именно об этом шла речь в Тобольске (Тюменская область) на заседании президиума Госсовета, впервые прошедшего под председательством избранного президента России Дмитрия Медведева.
«Ни для кого не является секретом плачевное положение малого бизнеса в нашей стране, которое можно сравнить разве что с постоянным выживанием в условиях, близких к военным. Заоблачные налоги и таможенные пошлины, бесконечные проверки и ревизии, избыточное, зачастую никому не нужное лицензирование, громоздкие бюрократические барьеры и, безусловно, бессовестные чиновничьи поборы, масштабы которых не знают никаких границ.
Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, толком не прописанных в законодательстве. Целых 30 органов ведут надзор за бизнесом по 45 видам контроля, чрезмерны полномочия органов МВД. На выходе фирмы вынуждены до 10% от выручки тратить на всевозможные проверки.
Все это душит предпринимателей, практически на корню губит самые лучшие начинания. А ведь есть в стране хороший ресурс для развития малого бизнеса — мощная поддержка на федеральном уровне, колоссальный интеллектуальный потенциал. И все это пока упирается в «непонимание», а точнее нежелание что-либо понимать местных властей, видящих в бизнесе не плацдарм для экономического роста страны, а объект исключительно для собственного, их, чиновничьего обогащения. Простым же гражданам в таких условиях открывать свое дело себе дороже.»[5]
Малый бизнес развивается крайне медленно и его вклад в ВВП не превышает 17 процентов. Хотя на сегодняшний день в России действует 1,1 миллиона малых предприятий и 3,4 миллиона индивидуальных бизнесменов, до президентских цифр о доле среднего класса 60-70 процентов к 2020 году еще далеко.[6]
Остро стоит проблема диверсификации деятельности российских малых предпринимателей. Сейчас лишь 10% от их числа заняты в сфере инноваций, подавляющее же большинство зарабатывает свой нелегкий хлеб в розничной торговле и сфере услуг. Умов-то хватает, но им нужны условия — технопарки, бизнес-инкубаторы, где с нуля созданные фирмы могли бы окрепнуть, встать на ноги, и только потом отправляться в большое плавание. За рубежом такая система давно и эффективно работает. В Финляндии, к примеру, на 100 малых предприятий приходится 80 развивающихся (коэффициент — 0,8). В Сингапуре подобный коэффициент равен 0,7. В России, где технопарков, работающих в полную силу, пока нет, говорить о каких-либо коэффициентах попросту рано.
Стремиться есть к чему, и, решив бесчисленное множество проблем малого бизнеса, защитив его, государство только выиграет. И получит мультипликативный эффект в виде роста благосостояния россиян и роста же — причем не сырьевого, а инновационного — национальной экономики.[7]
К основным проблемам развития малого бизнеса в России относятся:
- чрезмерный административный прессинг, контроль со стороны надзорно -контролирующих органов (таблица 1);
Таблица 1
Деятельность контрольно-надзорных органов[8]
|
Количество проверок в 2006 г. (среднее) |
||
МВД |
3,6 |
|
|
Росветнадзор |
3,4 |
|
|
Налоговая инспекция |
3,3 |
|
|
Местная администрация |
3,2 |
|
|
Строительный надзор |
2,6 |
|
|
Роспотребнадзор |
2,5 |
|
|
Государственная противопожарная служба |
2,5 |
|
|
Экологический надзор |
2,4 |
|
|
Региональная администрация |
2,4 |
|
|
Общество по защите прав потребителей |
2,4 |
|
|
Ростехнадзор |
2,2 |
|
|
- высокие тарифы на товары и услуги госмонополий для частного бизнеса, что приводит к значительным затратам;
- диверсификация деятельности российских малых предпринимателей- отсутствие поддержки малого предпринимательства;
- нехватка средств для развития малого бизнеса;
- рост арендных платежей на бизнес-недвижимость; отсутствие доступности имущественных ресурсов;
- увеличение налогового бремени, правовая незащищенность и многие другие.
Малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, как для открытия новых предприятий, так и для развития уже существующих. Удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона.
Интересное исследование, посвященное финансированию малого бизнеса, было проведено Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России»: 60,4% участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средства собственника предприятия – 30,5%. Лишь затем идут кредиты банков (16,2%). На диаграмме видно, что финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном малый бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы.[9]
Большая часть бизнесменов выделяет 5 причин, по которым брать кредит не выгодно:
- высокие проценты;
- короткие сроки погашения;
- отсутствие или недостаточность стартового капитала малого предприятия;
- ограниченность предложения кредитов для малого бизнеса и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию;
- сложность и длительность процедуры получения банковского кредита.
Для развития малого бизнеса необходима корректировка регионального и местного законодательства. В настоящее время малый бизнес регулируется преимущественно внутриведомственными и региональными подзаконными актами.
Общая оценка финансового состояния ООО «Сфера»
Общество с ограниченной ответственностью «Сфера» зарегистрировано в 2000 году в г. Омске.
Анализируемое предприятие оказывает услуги по обслуживанию автотранспорта:
- установка дополнительного оборудования и тюнинг автомобилей, антикоррозийная обработка;
- жестяно-сварочные и рихтовочные работы;
- окраска автомобилей и аэрография;
- торговля запчастями;
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Уставный капитал предприятия в настоящий момент составляет 10 000 (десять тысяч) рублей. Уставный капитал создан за счет вкладов учредителей.
Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется директором.
По состоянию на 01.04.2008г. численность работников составляет 12 человек (в том числе 3 человека АУП). Общая площадь занимаемой (арендуемой) территории составляет 510 кв. м.
Исходными данными для анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сфера» являются Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (Приложения 5, 6,).
Анализ сравнительного аналитического баланса
Таблица 1. Сравнительный аналитический баланс
Наименование статьи, раздела |
Значение, тыс. руб. |
Изменение |
Структура, % |
|||
на начало года |
на конец года |
абсолютное, тыс. руб. |
в % |
на начало года |
на конец года |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
АКТИВ |
|
|
|
|
|
|
I. Внеоборотные активы |
|
|
|
|
|
|
1.1. Основные средства |
- |
412 |
412 |
- |
- |
100 |
Итого по разделу I |
- |
412 |
412 |
- |
- |
14,78 |
II. Оборотные активы |
|
|
|
|
|
|
2.1. Запасы и затраты |
1111 |
1235 |
124 |
11,16 |
74,92 |
51,98 |
2.2 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
286 |
1060 |
774 |
270,63 |
19,29 |
44,61 |
2.3. Денежные средства |
86 |
81 |
-5 |
-5,81 |
5,8 |
3,41 |
Итого по разделу II |
1483 |
2376 |
893 |
60,22 |
100 |
85,22 |
БАЛАНС |
1483 |
2788 |
1305 |
88 |
100 |
100 |
ПАССИВ |
|
|
|
|
|
|
III. Капитал и резервы |
|
|
|
|
|
|
3.1. Уставный капитал |
10 |
10 |
- |
- |
3,98 |
1,42 |
3.2. Нераспределенная прибыль |
241 |
696 |
455 |
188,8 |
96,02 |
98,58 |
Итого по разделу III |
251 |
706 |
455 |
188,8 |
16,93 |
25,32 |
V. Краткосрочные обязательства |
|
|
|
|
|
|
5.1. Займы и кредиты |
418 |
439 |
21 |
5,02 |
33,93 |
21,09 |
5.2. Кредиторская задолженность |
814 |
1643 |
829 |
101,84 |
66,07 |
78,91 |
Итого по разделу V |
1232 |
2082 |
850 |
68,99 |
83,07 |
74,68 |
БАЛАНС |
1483 |
2788 |
1305 |
88 |
100 |
100 |
Как видно из таблицы 1 в отчетном периоде произошло значительное изменение имущества предприятия и его источников, рост которых составил 100%.
Исходя из сравнительного аналитического баланса, можно заметить, что увеличение имущества предприятия произошло за счет роста основных средств на 100% в конце отчетного периода по сравнению с началом отчетного периода.
Что касается раздела баланса «Оборотные активы», то их величина за год увеличилась на 60,22%. В разрезе статей этой части баланса следует отметить что величина запасов и затрат возросла на 11,16%, тогда как дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 месяцев увеличилась на 270,63%.
В части наиболее ликвидных активов произошло уменьшение денежных средств – на 5,81%.
Пассивная часть бухгалтерского баланса изменяется за счет нераспределенной прибыли, в части собственного капитала на 188,8% по сравнению с началом года.
В структуре имущества предприятия большую часть составляют оборотные активы – 85,22% в конце отчетного периода, тогда как внеоборотные активы составляют всего 14,78% от общего объема имущества. Удельный вес собственного капитала увеличился с 16,93% в начале отчетного периода до 25,32% к конце. Такое изменение в структуре пассива баланса говорит о том, что внеоборотные активы формируются так же за счет собственного капитала, кроме того, часть внеоборотных активов увеличивается за счет роста краткосрочной кредиторской задолженности (более чем на 33%). Последнее обстоятельство можно охарактеризовать как отрицательное явление в деятельности предприятия за прошедший год, так как краткосрочные обязательства должны быть погашены до того момента, как долгосрочные активы начнут приносить доходы. В результате финансовая устойчивость предприятия может пошатнуться. В рамках оборотных активов снижается удельный вес запасов и затрат с 74,92% до 51,98%. Дебиторская задолженность предприятия меньше задолженности предприятия перед его кредиторами. В динамике весомость дебиторской задолженности увеличивается (с 19,29% в начале года до 44,61% к концу года). Снижается доля наиболее ликвидных активов в структуре баланса на 2,39%, что свидетельствует об увеличении финансовых затруднений предприятия.
Таблица 2 – Показатели эффективности производства
Наименование показателей |
Год |
Изменение, % 2007г. к 2006г. |
||
2006 |
2007 |
|||
1 |
Выручка от реализации товаров, услуг, тыс. руб. |
1567 |
9908 |
632,29 |
2 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
267 |
998 |
373,78 |
3 |
Среднегодовая стоимость имущества (активов), тыс. руб. |
- |
262 |
- |
4 |
Оборачиваемость активов, оборот |
- |
37,82 |
- |
5 |
Рентабельность продаж, % |
17,04 |
10,07 |
59,1 |
6 |
Рентабельность экономическая, % |
- |
380,92 |
- |
Мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «Сфера»
В этой сфере деятельности у предприятия имеется довольное большое число конкурентов, имеющие значительные преимущества, такие как: ранее наработанная клиентская база, более низкие цены на товары и услуги, финансовая устойчивость.
Основной проблемой данного предприятия является нехватка средств для развития. Для расширения видов оказываемых услуг, необходимы средства, которые возможно получить в виде кредита банка, предоставляемого малым предприятиям; а также необходимо повышение квалификации работников, в соответствии со специализацией.
Например, данное предприятие ввело новую услугу, которая приведет к получению дополнительной прибыли и привлечению клиентов: установка газового оборудования четвертого поколения, в соответствии с чем прошло повышение квалификации сотрудников и закуп соответствующего оборудования.
Для привлечения клиентской базы необходимо снизить цены на реализуемые товары и оказываемые услуги в соответствии со сложившимися в данной сфере, а также имеющие конкурентов; также необходимо наличие на складах единиц дорогостоящего реализуемого товара (например, холодильного оборудования, кондиционеров на автомобили) в расчете на клиентов, которые готовы приобрести данный товар и сопутствующую ему услугу в «данный момент», и у которых нет возможности ждать заказа. Также для привлечения клиентов необходимо заключение договоров, например, со страховыми компаниями, для ремонта транспортных средств после дорожно-транспортных происшествий.
Одним из плюсов в деятельности данной организации является то, что она расположена на территории дилера автомобилей ГАЗ. При взаимосвязи автосалона и данной организации клиенту не нужно искать компанию для установки дополнительного оборудования и тюнинга купленного автомобиля.
Так же для привлечения клиентов необходима реклама, затраты на которую весьма существенны.
Для стимулирования работников данного предприятия необходимо повышать их квалификацию, увеличивать сдельные расценки на оказываемые услуги в соответствии с финансовыми результатами деятельности.
Для повышения рентабельности необходимо: увеличение услуг и поиск новых рынков сбыта продукции и услуг; продажа запасных частей на автомобили ГАЗ; увеличение номенклатуры предлагаемой продукции.
Заключение
Налоговая система в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
О планах государства по поддержке малого бизнеса на президиуме Госсовета поведала глава МЭРТ Эльвира Набиуллина. В частности, ее ведомство предлагает ввести уведомительный порядок регистрации малого бизнеса, одновременно запретив проверки предпринимателей со стороны надзорных органов без решения суда. Такая мера, по ее мнению, станет значимым фактором снижения административной нагрузки на бизнес. В МЭРТе уверены: контрольные органы не должны ходить и проверять предприятия просто так, без повода. Делать это нужно только тогда, когда нарушаются права третьих лиц. В общем, систему надзора пора менять, причем самым кардинальным образом. При этом, безусловно, должна расти и ответственность самих бизнесменов.[10]
Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона.
По мнению Медведева, помочь в снижении затрат бизнеса могут технопарки, бизнес-инкубаторы, которые в большом количестве государство вскоре планирует создать, - «где было бы дешевле, технологически проще открыть и разворачивать бизнес». Причем такие «очаги благополучия» должны появляться рядом с вузами. И тогда мечта чиновников об инновационном треугольнике «наука – бизнес – образование» начнет воплощаться.
Все инициативы, озвученные в Тобольске на заседании президиума Госсовета, еще предстоит воплотить в жизнь. Если это удастся, предприниматели вздохнут свободно и получат хороший стимул работать не только на себя, но и на страну.[11]
Список использованной литературы
1. ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. №209-ФЗ.
2. Анализ общей динамики развития малого предпринимательства в России в начале 21 века. Смирнов Н. В., Москва, 2007г.
3. Интегральные показатели развития малого предпринимательства. Буев В.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Шестоперов А.М., М., 2007г.
4. Общественный Совет по малому предпринимательству при губернаторе Санкт - Петербурга, Северо-Западный Ресурсный Центр «Помощь бизнесу», АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА: Кредитно-финансовая поддержка малого бизнеса. - СПб, 2006г.
5. Отчет по результатам общероссийского исследования: Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России. ОПОРА РОССИИ – ВЦИПОМ. - М., 2006г.
6. Газета//№56, 28.03.2008г., с.11.//Дмитрий Медведев вывел малый бизнес из окружения// Максим Товкайло.
7. http://docs.rcsme.ru/rus/rc/Analis_MP/default.htm
8. http://www.rosbalt.biz/2008/03/27/469036
9. Малый бизнес http://www.rg.ru/plus/biznes
10. http://docs.rcsme.ru/rus/rc/Statistics/SME-RF-Definition.htm
11. www.bishelp.ru
Приложение 1
Динамика количества малых предприятий[12]
Приложение 2
Динамика численности занятых[13]
Приложение 3
Показатели состояния и развития малого предпринимательства[14]
Параметры оценки |
Показатели |
Принцип расчета |
Источник данных |
1. Качество развития малых предприятий (далее – МП) |
Количество МП на душу населения |
Число МП / численность населения |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики. |
Доля субъектов МП в общей численности предприятий |
Доля субъектов МП в общей численности предприятий = число МП / общее число предприятий * 100% |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики. |
|
Объем оборота МП на одного занятого |
Объем оборота МП / Среднесписочная численность занятых на МП |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики. |
|
Средний объем оборота МП в расчете на одно МП |
Объем оборота МП / Число МП |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики. |
|
Инвестиции в основной капитал МП в расчете на одно МП |
Инвестиции в основной капитал МП / Число МП |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики. |
|
Инвестиции в основной капитал МП на душу населения |
Инвестиции в основной капитал МП / Численность населения |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики. |
|
Доля инвестиций в НИОКР в общем объеме инвестиций |
Инвестиции в НИОКР / Инвестиции в основной капитал на МП |
Экспертные оценки, экспертный расчет на основе данных объективной и субъективной статистики. |
|
Объем поступлений ЕНУС в расчете на одно МП |
Объем поступлений ЕНУС / Число МП |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы. |
|
Объем поступлений ЕНУС на душу населения |
Объем поступлений ЕНУС / Численность населения |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы. |
|
Объем поступлений ЕНВД на одно МП |
Объем поступлений ЕНВД / Число МП |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы. |
|
Объем поступлений ЕНВД на душу населения |
Объем поступлений ЕНВД / Численность населения |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы. |
|
2. Эффективность использования ресурсов |
Расходы консолидированного бюджета РФ на реализацию государственной поддержки МП |
Расходы федерального бюджета + расходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации |
Оценивается на основании данных объективной статистики (МЭРТ; Федеральное казначейство – данные о расходах бюджета). |
Доля МП, получивших поддержку в рамках мероприятий, утвержденных на федеральном уровне |
Число МП, получивших поддержку / число МП * 100% |
Оценивается на основании данных объективной статистики – отчетность в рамках федеральных программ поддержки МБ. |
|
3. Характер делового климата |
Доля затрат на преодоление административных барьеров для МП, % от оборота |
Затраты на административные барьеры / Оборот МП |
Экспертная оценка на основе данных опросов субъектов МП. |
Удельный вес прибыльных МП в общем числе МП |
Прибыльные МП / Общее число МП |
Экспертная оценка на основании данных объективной статистики. |
|
Обеспеченность МП кредитными ресурсами, в т.ч. микрокредитами |
Объем кредитования МП / Число МП |
Данные крупных микрофинансовых организаций. Экспертные оценки. |
|
Соотношение объема и количества кредитов, выданных МП коммерческими банками и небанковскими организациями |
Объем кредитования МП / Объем всех выданных кредитов |
Данные ведомственной статистики. Данные крупных микрофинансовых организаций. Экспертные оценки. |
|
Коэффициент «смертности» субъектов МП |
Число ликвидированных (снявшихся с учета) МП / Число МП |
Экспертный расчет на основе данных объективной и субъективной статистики. |
|
Коэффициент «рождаемости» |
Число вновь создаваемых МП / Число МП |
Экспертный расчет на основе данных объективной и субъективной статистики. |
|
Соотношение создаваемых и ликвидируемых МП |
Число созданных малых предприятий / Число ликвидированных предприятий |
Экспертный расчет на основе данных объективной и субъективной статистики. |
|
4. Социальная эффективность МП |
Доля занятых на МП в общей численности |
Среднесписочная численность работников на МП / Общая среднесписочная численность работников |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики. |
Среднее число занятых на одном МП |
Среднесписочная численность занятых на МП / Число МП |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики. |
|
Среднесписочная численность занятых на МП на 1 тыс. экономически активного населения |
Среднесписочная численность занятых на МП / Численность экономически активного населения (в тыс. чел.). |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики. |
|
Социальная привлекательность МП |
Среднемесячная оплата труда работников МП / Среднемесячная зарплата в экономике |
Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики. |
|
5. Эффективность инновационной политики |
Эффективность деятельности бизнес-инкубаторов |
Количество стартовавших в бизнес-инкубаторах компаний / Число бизнес-инкубаторов |
Экспертные оценки на основании данных ведомственной статистики (в частности, Минэкономразвития России) и опросов субъектов МП |
Эффективность инфраструктуры поддержки в научно-технической сферы |
Число наукоемких предприятий, получивших поддержку / Число объектов инфраструктуры поддержки |
Экспертные оценки на основании данных ведомственной статистики (в частности, Минэкономразвития России) и опросов субъектов МП |
|
Размер частно-государственных венчурных фондов |
Объем инвестиций частно-государственных венчурных фондов |
Данные ведомственной статистики (в частности, Минэкономразвития России) |
Приложение 4
Схема 1
Оценка вклада государственной политики поддержки в развитие малого предпринимательства[15]
[1] ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. №209-ФЗ
[2] http://docs.rcsme.ru/rus/rc/Statistics/SME-RF-Definition.htm
[3] Газета//№56, 28.03.2008г., с.11.//Дмитрий Медведев вывел малый бизнес из окружения// Максим Товкайло
[4] В соответствии с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации (далее – Концепция развития МП)
[5] http://www.rosbalt.biz/2008/03/27/469036
[6] Малый бизнес http://www.rg.ru/plus/biznes
[7] http://www.rosbalt.biz/2008/03/27/469036
[8] Отчет по результатам общероссийского исследования: Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России. ОПОРА РОССИИ – ВЦИПОМ. - М., 2006г.
[9] www.bishelp.ru
[10] http://www.rosbalt.biz/2008/03/27/469036
[11] http://www.rosbalt.biz/2008/03/27/469036
[12] Анализ общей динамики развития малого предпринимательства в России в начале 21 века. Смирнов Н. В., Москва, 2007г.
[13] Анализ общей динамики развития малого предпринимательства в России в начале 21 века. Смирнов Н. В., Москва, 2007г.
[14] Интегральные показатели развития малого предпринимательства. Буев В.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Шестоперов А.М., М., 2007г.
[15] Интегральные показатели развития малого предпринимательства. Буев В.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Шестоперов А.М., М., 2007г.