Содержание

        

Задание 1. Сеньориальная монархия и «варварские правды» в средневековой Западной Европе                                                                                                    Введение…………………………………………………………………………... 4

1. Сеньориальная монархия в средневековой Западной Европе  ……………5

2. Сущность и основные характеристики «Варварских правд»  ……………7

Заключение  …………………………………………………………………12

Задание 2. Базовый словарь  ……………………………………………………13

Задание 3                                                                                                                        1. Из каких социально-исторических (социокультурных) отношений у германцев формируется феодальный принцип «личной службы сеньору»?  .15

2. Укажите хронологические рамки «эпохи варварских королевств»  ………15

3. Сформулируйте две предпосылки формирования протогосударственной власти в «варварских королевствах»?  ………………………………………..18

Список литературы   ……………………………………………………………19

 

Задание 1. Сеньориальная монархия и «варварские правды» в средневековой Западной Европе                             Введение

Наиболее полное представление о сеньориальной монархии Западной Европы  дают так называемые «варварские правды», в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одна из самых древних - Салическая правда, составленная в правление Хлодвига в конце V - начале VI в. Рипуарская правда - судебник другого франкского племени в своей основной части сложился в VI в., но известен и в редакции VIII в.

Варварские правды (лат. Leges barbarorum, буквально - законы варваров), запись обычного права германских племен (вестготов, бургундов, франков и др.), основавших на территории Западной Римской империи свои королевства. К В. п. относятся: Вестготская правда (ее самая ранняя часть записана во 2-й половине 5 в.), Бургундская правда (конец 5 - начало 6 вв.), Салическая правда (записана в начале 6 в.), Рипуарская правда (6-7 вв.), Алеманнская правда (кон. 6-8 вв.), Баварская правда (сер. 8 в.), Лангобардские законы (сер. 7-сер. 8 вв.), Англо-саксонские законы (7-9 вв.), Саксонская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франков-хамавов (нач. 9 в.).

Цель работы – рассмотреть сущность сеньориальной монархии и «Варварских правд» в средневековой Западной Европе».

Задачи работы – написать письменный научный реферат; составить словарь понятий по предложенной теме; определить из каких социокультурных отношений у германцев формируется феодальный принцип «личной службы синьору»; определить хронологические рамки «эпохи варварских королевств»; сформулировать предпосылки формирования протогосударственной власти в «варварских королевствах».

1. Сеньориальная монархия в средневековой Западной Европе

В IX - ИХ вв. в условиях политической децентрализации, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Фактически власть короля распространялась лишь на территории его домена. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам. Такая форма феодального государства построена по принципу сюзеренитетата - вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней была разделена между королем и феодалами, которые были связаны сеньориально-вассальными отношениями[1].

К XI в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящая не только из сеньоров и вассалов, но и содержащая в себе подвассалов разных уровней (аррьер-вассалов). На самом низу феодальной пирамиды находились мелкие феодалы-рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к «своим» крестьянам. На вершине феодальной лестницы стоял король, однако, многие крупные феодалы-герцоги и графы считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали своих вассальных обязанностей.

С середины XII века в связи с начавшимся экономическим подъемом и ростом числа городов, являвшимися естественными союзниками королевской власти, короли начинают добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране.

С XII века практически прекращается процесс дробления феодальных владений. Феодальные поместья окончательно принимают характер родовых владений. Доступ в класс феодалов новых лиц становиться ограниченным. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Таким образом, к XII веку складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия – дворянства.

В IX-XI веке происходит окончательное формирование класса феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство крестьян превращаются в сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они выполняли целый ряд повинностей, выплачивали значительное число податей и платежей.

Другая группа феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу. Вилланы выплачивали сеньору оброк (талью), но тяжесть его была меньшей, чем у сервов.

В XI-XII веках в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус – городское население. Города путем вооруженной войны или откупа добивались освобождения от сеньориальной власти и предоставления им специальных грамот вольностей. Городская жизнь носила сословно-корпоративный характер (купеческие и ремесленные корпорации).

В IX-XII веках в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Более того, она уже стала определенной помехой крупным феодалам, так как она пыталась ограничивать их власть. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Фактическая власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с собственными непокорными вассалами, пресекая их попытки сбросить обязанности вассалитета и обрести независимость. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным феодалам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани).

Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может рассматриваться как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была распределена между королем и феодалами различного ранга, связанными сеньориально-вассальными отношениями. Становление сеньориальной монархии (IX-XI) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны и ослабление ее внешнеполитического положения[2].

2. Сущность и основные характеристики «Варварских правд»

Имея много общих черт с записями обычного права других германских и негерманских племен (например, с древними скандинавскими и исландскими законами, Русской правдой и др.), «Варварские правды» отличаются от них прежде всего тем, что отражают процесс перехода от родового строя к феодальному, протекавший либо в форме синтеза разлагавшихся германских родовых и римских рабовладельческих отношений, либо, по крайней мере, при участии отдельных элементов рабовладельческой формации и ее духовной культуры (римского права, письменности, религии и пр.). Почти все В. п. испытали в большей или меньшей степени влияние римского права (особенно Вестготская и Бургундская). «Варварские правды» объединяет также хронологический признак. Время их возникновения 5-9 вв., все они (за исключением англосаксонских) записаны на вульгарной латыни. Для «Варварских правд» (во всяком случае, для континентальных) характерно также взаимовлияние. Все «Варварские правды» были записаны по инициативе королевской или герцогской власти. «Варварские правды» имеют, как правило, сложную структуру: состоят из отдельных частей разновременного происхождения (например, Рипуарская, Алеманнская) или, будучи результатом единого законодательного акта (Салическая правда), дополнены королевскими законами более позднего периода. В ряде случаев собственно В. п. является лишь древнейшая часть (например, в Вестготской правде - кодекс Эвриха, в Лангобардских законах - эдикт Ротари), так как позднейшие дополнения или редакции внесены в порядке королевского законодательства.

 «Варварские правды» представляют собой судебники, в которых отдельные казусы возводятся в обычай, общие нормы права отсутствуют. Большинство норм «Варварских правд» касается уголовного права и судебного процесса, но имеются также нормы, регулирующие имущественные отношения членов племени, а также положение органов возникавшей государственности. «Варварские правды» в большинстве случаев применялись только к лицам данного племени (взаимоотношения римского и др. населения регулировались обычно специальными законами).

В «Варварских правдах» отражены различные этапы переходного периода от родоплеменного строя к феодальному. В Салической, Саксонской (а также Фризской, Тюрингской, хамавов) правдах еще отчетливо выступают черты родоплеменного строя с остатками кровнородственных отношений. Однако «Варварские правды» (даже самые архаические) свидетельствуют уже о наличии известного социального расслоения: в них наряду с рядовыми полноправными свободными членами племени различаются родовая и служилая знать, с одной стороны, полусвободные и несвободные люди - с другой. Но в качестве основных субъектов права в «Варварские правды» выступают еще рядовые свободные общинники - непосредственные производители (классы феодального общества еще не сформировались). «Варварские правды» дают возможность проследить переход от земледельческой общины к марке и дальнейший процесс разложения общинного строя, переход пахотной земли в собственность отдельных семей, начальный этап классообразования и зарождения государства. В «Варварских правдах», зафиксировавших наиболее далеко зашедший процесс классообразования и становления феодального общества (особенно в Баварской, Алеманнской, Вестготской), нашли отражение развитие крупного землевладения и превращение свободных общинников в зависимых крестьян, зарождение условного землевладения, усиление королевской власти и государственного аппарата, церкви.

Создавались «варварские правды» королями вместе со «знатнейшими» (епископами, герцогами, графами) и «собравшимся народом», как записано в Аламаннской правде, или «с князьями и всем народом христианским», как указано в Баварской правде.

Все судебники, написанные тремя и более столетиями позже Салической правды, при всей архаичности их норм свидетельствуют о новом этапе развития феодальных отношений. Если Салическая правда относится к тому периоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей еще не завершился, не утвердилась феодальная частная собственность на землю, то в более поздних правдах зафиксировано уже рождение аллода, как отчуждаемой земельной собственности, более четко выражена социальная дифференциация, отношения зависимости среди свободных и пр. Все они написаны также под значительным влиянием римского и церковного права.

Близки по содержанию «варварским правдам» и англосаксонские записи норм обычного права, такие как Правда Этельберта (VI в.), Правда Инэ (около 690 г.), а также скандинавские провинциальные судебники XII-XIV вв.

Особое место среди судебников занимает свод законов (эдикт) остготского короля Теодориха, написанный в V в., содержание которого в ряде статей явно опережает свое время, что было связано с особыми условиями образования остготского королевства на Апеннинском полуострове.

Самая примечательная его черта состоит в том, что вопреки общему персональному принципу действия «варварских правд» эдикт распространял свое действие на всех лиц, проживающих на территории королевства, т.е. в равной мере как на остготов, так и на римлян. В центре внимания эдикта были оформление и защита земельной собственности частных лиц.

Столь широкие временные границы записи норм обычного права у германских народов связаны с медленным распространением феодальных отношений как на юге, так и на севере Западной Европы. «Варварские правды» отразили практику разных эпох, конкретные внутренние и внешние условия, в которых они появились.

«Варварские правды» - судебники, руководства для судей. Вместе с тем они не являются сборниками систематически изложенных правовых норм, касающихся всех сторон жизни раннеклассового общества. Их неполнота, фрагментарность, бессистемность - результат той обычноправовой основы, на которой они складывались. Зафиксировать все многообразие обычаев было невозможно, особенно если учесть, что записывались они в форме конкретных юридических казусов, взятых непосредственно из жизни.

Для «варварских правд» характерно также подробное описание различных процедур и ритуальных действий, что свидетельствует об их огромном значении в раннефеодальном праве. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре, с произнесением определенных слов, с использованием предметов-символов (например, «горсть земли» у салических франков при коллективной выплате вергельда, сломанные ветки «мерой в локоть» при отказе от родства и пр.) могло свести на нет действие самой нормы права. Совершались эти процедуры обязательно публично, так, например, вызов в суд ответчика при свидетелях, клятва в суде в присутствии соприсяжников и др.

Важная роль правового ритуала была связана с самим характером судопроизводства, не знающего еще сложившегося порядка публичной, государственной защиты жизни и интересов отдельной личности. Основная функция суда у германцев сводилась к организации состязания между сторонами. В публичном характере ритуально-правовых действий, в их наглядности заключались своеобразные гарантии соблюдения правовой нормы, выполнения сделки и пр.

«Варварские правды» несут на себе печать старых родоплеменных отношений, они выражают еще племенное сознание германцев. В этих памятниках права личность не отделена от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью к роду, общине, большой семье. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, рода, семьи оставалось одним из самых тяжких наказаний, предусмотренных Салической правдой. Даже ответственность за то или иное правонарушение возлагалась не только на индивида, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал. С племенным сознанием варваров был связан и персональный характер действия норм, зафиксированных в «варварских правдах».

«Варварские правды» не были единственным источником раннефеодального права. С укреплением королевской власти появились королевские повеления, распоряжения, которые сначала дополняли правды, а впоследствии оформлялись отдельно. К ним относились, например, капитулярии франкских королей. Первый капитулярий был написан при Хлодвиге, особенно часто они издавались при Каролингах. Законодательство Каролингов, а также влияние католической церкви привели в VIII-IX вв. к постепенному утверждению нового территориального принципа раннефеодального права германцев[3].

Заключение

 Становление сеньориальной монархии в IХ - XII вв. означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции, в условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть.

Сеньориальную монархию нельзя рассматривать как проявление политического регресса. Она непосредственно вытекала из отношений связанных с натуральным хозяйством и феодальной собственности на землю.

«Варварские правды» - важнейший (а в некоторых случаях единственный источник для изучения общественного строя складывавшихся раннефеодальных государств Западной Европы.

Для «Варварских правд» характерна внутренняя противоречивость, отразившая борьбу между элементами старого родоплеменного и зарождавшегося феодального укладов. «Варварские правды» представляют собой, с одной стороны, фиксацию обычая, соответствовавшего еще интересам широких масс общинников, а с другой - введение правовых норм, отражавших интересы зарождавшегося класса феодалов, стремление формировавшегося государства устранить институты родоплеменного строя или приспособить их к собственным нуждам.

По мере упрочения сеньориальной монархии «Варварские правды» утрачивали свое значение, и к XI в. в большинстве случаев перестали применяться.

Задание 2.                                                                         Базовый словарь

ВАРВАРСКИЕ ПРАВДЫ - запись обычного права германских племен, основавших на территории Западной Римской империи свои государства. К варварским правдам относятся: Вестготская правда, Бургундская правда, Салическая правда, Алеманнская правда, Баварская правда, Лангобардские законы, Англосаксонские правды и др. Почти все варварские правды испытали в большей или меньшей степени влияние римского права (особенно Вестготская и Бургундская). Время их возникновения – 5-9 вв. Варварские правды регулируют преимущественно уголовное и процессуальное право.

ВАССАЛ - владетельный сановник или землевладелец, обязанный высшему владельцу различными повинностями, особенно воинскими; понятие средневековое.

МОНАРХИЯ – правление, где власть сосредоточена в руках одного лица.

ПРАВДА ИНЭ - сборник законов, которые, по его словам, были изданы, чтобы «обеспечены были в нашем народе справедливый закон и справедливая власть.

ПРАВДА ЭТЕЛЬБЕРТА - первая запись правовых обычаев и законов.

ПРАВО ОБЫЧНОЕ - система норм (правил поведения), основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для данной этнической или социальной группы. Обычное право формировалось на основе обычаев, существовавших в догосударственном обществе.

САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА - памятник обычного права салических франков, первая кодификация их обычаев, правовой источник значительной части населения Франкского государства эпохи Меровингов. Одна из характерных черт заключается в том, что преступника наказывали с учетом особенностей обычаев этнической группы, к которой он принадлежал (за одно и то же свершенное деяние преступники несли разные наказания). В ней, в частности, рассмотрено 150 разновидностей кражи, в их числе 74 касаются домашних животных. Для иллюстрации средневекового законодательства приведем образчик текста «Салической правды»: «Кто вырвет другому руку, ногу, глаз или нос, платит 100 солидов, но если рука еще висит, то лишь 63 солида. Оторвавший большой палец платит 50 солидов, но если палец остается висящим, то только 30»[4].

СУДЕБНИК – собрание законов, установлений.

Задание 3                                                                                                         1. Из каких социально-исторических (социокультурных) отношений у германцев формируется феодальный принцип «личной службы сеньору»?

Первое и главное место среди повинностей или служб (servitia, services, Dienste) вассала как держателя дворянского или рыцарского лена (feodum militare, fief noble, knight-fee) занимала обязанность военной службы (servitium militare, knight-service, hervart). Эта повинность была тесно связана с держанием рыцарского лена.

Постепенный переход от рыцарских армий к наемным войскам превратил замену военной службы денежным платежом (scutagium, scutage, «щитовые деньги») из исключения в общее правило.

Наряду с указанными выше личными повинностями вассал нес повинности, имевшие непосредственно-имущественный характер. Одной из таких повинностей вассала являлась его обязанность предоставлять помещение и содержание сеньору, его свите и другим слугам как при объезде сеньором сеньории, так и во время охоты сеньора и т.п[5].

2. Укажите хронологические рамки «эпохи варварских королевств»

«Варварские королевства» существовали в V-VI вв.

 Вестготское королевство (Тулузское)

 - Племена вестготов (германские). В 410г. разграбили Рим.

 - 419г.н.э. племена вестготов захватывают юго-западную часть Галлии. Столица королевства в г.Тулузе. Это первое независимое государство варваров на римской территории. У местных землевладельцев вестготы взяли 2/3 земли.

 - 2-я пол. Vв. вестготы завоёвывают территорию от Галлии до Луары и большую часть Испании (столицу Толедо). 

 - В нач. VI в. вестготы были вытеснены из Галлии франками. Юго-Вост. побережье Испании в 554г. было завоёвано Византией. Вестготы были в меньшинстве - началась романизация региона. Таким образом в кон. VIв. вестготы отказались от арианства и приняли римско-христианское вероисповедание.

 - В нач. VIII в. их государство в Испании было завоёвано арабами.

Королевство свевов

 - В 409г. часть свевов (германские племена) с Верхн. Дуная переселились на Пиренейский полуостров. В 585г. королевство свевов было завоёвано вестготами.

Вандальское королевство

 - В III в.н.э. германские племена вандалы переселялись на Средний Дунай. Но из-за натиска гуннов - вандалы ушли на Запад вместе с алланами. Они прорвали римский оборонительный рубеж на Среднем Рейне. В Vв. они вторглись в Галлию и в Испанию.

 - В 429-439гг.- вандалы и алланы через Гибралтар вторглись в Северную Африку и завоевали её. Здесь было создано Королевство вандалов. Король Гейзерих (428-477гг.) Завоеванию способствовали: мятеж местного римского наместника Бонифация, освободительная борьба берберов, движение агностиков. В 439г. вандалы вошли в Карфаген. Позже они захватили Сицилию, Сардинию, Корсику, Балеарские о-ва. Будучи арианами вандалы захватили имущество римской церкви. В 455г. вандалы разграбили Рим, и уничтожили множество памятников античной культуры.

 - В 534г. королевство вандалов было завоёвано Византией.

Бургундское королевство

 - Бургундское королевство было образовано восточногерманским племенем бургундов в IIIв.н.э. на Среднем Рейне в области Вормса. Но в 436г. было завоёвано гуннами. Часть бургундцев образовали новое королевство в 457г в бассейне Роны со столицей в Лионе.

 - В 534г.франки завоевали королевство. 

Остготское королевство

 - Остготы (грейтунги), герм.племя. В 375г.н.э. союз племён в Северном Приченоморье о главе с королём Эрманарихом, разгромлен гуннами.

 - в 488г. во главе с Теодорихом вторглись в Италию. Только в 493г. было основано королевство, после того как был заключён договор с Одоакром - начальником одного из германских отрядов на римской службе, о разделе Италии. Одоакр ещё в 476г. низложил Ромула Августула и захватил власть в Италии. В 493г. на пиру был убит Теодорихом. Остготское королевство со столицей в Равенне стало принадлежать Теодориху.

 - В остготском королевстве сохранилось Римское право, Сенат. Остготы брали 1/3 доходов крупных землевладельцев. Теодорих проводил политику сближения остготской и итало-римской знати. Смерть Теодориха в 526г. привела к конфликтам.

 - В 533г. королевство завоёвано Византией Велисарием, возглавлявшим флот Византийцев поддержала Римская знать и католическая церковь. Но на стороне остготов были низшие слои. В 552г. Византийцы приняли новую успешную попытку захвата Италии. В 555г. Италия была полностью завоёвана Византией.

Лангобардское королевство

 - В 568г. германское племя лангобардов вторглось в Италию. Ранее они были в союзе с саксами, сарматами и болгарами на территории Паннонии. В Италии лангобарды забирали всю землю местной знати, население превращали в рабов. Лангобарды контролировали всю сев. Италию, и Ср. Италию, кроме Равенны и небольшой территории. возле Рима. В Южной Италии лангобарды захватили герцегства Беневент и Сполето.

 - В 774г. Карл Великий завоевал королевство Лангобардов.

3. Сформулируйте две предпосылки формирования протогосударственной власти в «варварских королевствах»?

«Варварские» институты власти в своей основе были протогосударственными (что-то вроде сложного многосоставного вождества). Они не были приспособлены для управления сложной экономикой земледельческого общества с многочисленными городами. Но органы управления империи должны соответствовать внутренней экономической и социальной инфраструктуре. Иначе неизбежен кризис системы управления, а затем и всей империи в целом. Данную проблему завоеватели могли решить двумя способами:

1)    «Упрощением» завоеванного общества, чтобы оно соответствовало менее развитыми экономическим и политическим институтам победителей. Иными словами, это уничтожение городов, земледельческого населения, превращение полей в пастбища для скота;

2)    Усложнением собственных органов управления - оседание императорского двора в городах или создание комплекса столичных городов (система «пяти столиц»), между которыми можно было бы циркулировать с контрольно-ревизорскими целями, создание бюрократического аппарата, введение письменности и делопроизводства по китайскому образцу.

Список литературы

1)    Венедиктов А.В.Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2. М.: Издательство ПРИОР, 2001.

2)    Гуревич А.Я. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. М.: Знание, 1970.

3)    Жидков О.А., Крашенинникова И.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Издательство НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

4)    Новицкий М.С. Цивилизация средневекового Запада. М.: Юрист, 2002.

5)    Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.М. Корецкого. М.: Просвещение, 1996.


[1] Жидков О.А., Крашенинникова И.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Издательство НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 388.

[2] Гуревич А.Я. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. М.: Знание, 1970. С. 33.

[3] Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.М. Корецкого. М.: Просвещение, 1996. С. 140-141.

[4] Новицкий М.С. Цивилизация средневекового Запада. М.: Юрист, 2002. С. 90.

[5] Венедиктов А.В.Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2. М.: Издательство ПРИОР, 2001. С. 101.