Содержание

20. Деятельность фондовой биржи. 3

6. Безналичный денежный оборот, его организация. 7

6. Основные функции Центрального банка России (Банка России) 11

2. Валютные фонды, их формирование. 13

Список литературы.. 15

 

20. Деятельность фондовой биржи

Фондовые биржи выполняют определенные задачи. Первая задача биржи заключается в том, чтобы предоставить место для рынка, т.е. централизовать место, где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа.

Для выполнения первой задачи фондовой бирже недостаточно отработать правила и системы регулирования торговли, необходимо предъявлять достаточно жесткие требования к компаниям, поставляющим ценные бумаги для продажи, и членам биржи, которые на профессиональном уровне ведут торговлю и представляют интересы клиентов, не имеющих возможности принимать непосредственное участие в торговле на бирже, а вынужденных прибегать к услугам посредников.

Второй задачей фондовой биржи следует считать выявление равновесной биржевой цены. Выполнение этой задачи возможно в силу того, что биржа собирает большое количество как продавцов, так и покупателей, предоставляя им рыночное место, где они могут встречаться не только для обсуждения и согласования условий торговли, но и для выявления приемлемой стоимости (цены) конкретных ценных бумаг. Для реализации указанной задачи биржа обеспечивает открытость информации, характеризующей как эмитента, так и его ценные бумаги, стандартизацию условий установления цен, использование средств массовой информации для распространения информации о котировках цен и сделках.

Третья задача биржи — аккумулировать временно свободные денежные средства и способствовать передаче права собственности. Привлекая покупателей ценных бумаг, биржа дает возможность эмитентам взамен своих финансовых обязательств получить нужные им средства для инвестиций, т.е. способствует мобилизации новых средств, с одной стороны, а с другой — расширению круга собственников.

Четвертая задача фондовой биржи — обеспечение гласности, открытости биржевых торгов. Нужно иметь в виду, что биржа не гарантирует того, что вложенные в ценные бумаги средства обязательно принесут доход. Биржа отвечает за централизованное распространение биржевой информации. Она также должна получать и комментировать любые решения правительства, которые могут повлиять на курсы тех ценных бумаг, которые котируются на ней.

Пятая задача биржи заключается в обеспечении арбитража. При этом под арбитражем следует понимать механизм для беспрепятственного разрешения споров. Он должен определить круг лиц, которые могут выполнять поставленную задачу, а также возможные компенсации пострадавшей стороне. Многие биржи для решения задачи арбитража создают специальные арбитражные комиссии, в состав которых включают независимых лиц, имеющих как опыт в ведении биржевой торговли, так и в решении споров, имеющих возможность беспристрастно выслушать обе стороны и принять взвешенное решение.

Шестая задача биржи — обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Ее выполнение достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней. Это достигается тем, что к обращению на бирже допускаются только те ценные бумаги, которые прошли листинг, т. е. соответствуют предъявляемым требованиям.

Кроме того, на бирже имеется возможность подтверждения условий покупки или продажи ценной бумаги.

Как только участники торгов (члены биржи, брокеры — представители продавца и покупателя) согласовали условия сделки, они тут же регистрируются, и участник торгов получает соответствующее подтверждение от биржи. Поэтому не может быть никаких споров о том, какое конкретное соглашение было принято по поводу этой сделки.

Выполняя указанную задачу, биржа берет на себя обязанности служить посредником при осуществлении расчетов.

Седьмая задача биржи — разработка этических стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли. Для ее выполнения на бирже принимаются специальные соглашения, которые разрешают использование специфических слов и оговаривают соблюдение их строгой интерпретации: устанавливают место и способ торговли (биржевой зал, терминал, экран, телефон), а также время, в течение которого могут совершаться сделки; предъявляют определенные квалификационные требования к участникам торгов (обязательная сдача экзаменов для получения квалификационного аттестата или статуса).

Биржа должна контролировать разработанные ею стандарты и кодекс поведения, применять штрафные санкции вплоть до приостановки деятельности или лишения лицензии в случае их несоблюдения.

Фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами могут только ее члены. В российском законодательстве определяется, что членами фондовой биржи являются ее акционеры, любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. В России к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относят коммерческие банки, поэтому они также могут быть членами биржи. Причем коммерческие банки, как правило, самые активные члены биржи. Хотя следует отметить, что не во всех странах коммерческим банкам разрешено заниматься биржевой деятельностью или, напротив, на них делается основная ставка. Членами российских фондовых бирж являются, как правило, юридические лица.[1]

Так как члены российских бирж — ее акционеры, то их число ограничено. Оно определяется уставным фондом, количеством выпускаемых акций и тем их количеством, которым может владеть один член биржи. Такая практика характерна для большинства стран в мире. Поэтому приём новых членов биржи оговаривается уставом. В зарубежной практике можно встретить биржи, которые не ограничивают число ее членов. В этом случае право торговли предоставляется либо руководством биржи, либо уполномоченными государственными органами.[2]

Для фондовой биржи все ее члены равны, т.е. не допускаются разные категории членов, как это имеет место, например, на товарных биржах. Это приводит к тому, что не может быть временного членства, сдача места члена биржи в аренду или залог тем лицам, которые не являются членами данной биржи или фондового отдела.

Организационная структура биржи должна также обеспечить доверие к ней со стороны ее членов, т. е. она должна иметь демократически избранные органы управления.

Поэтому биржа рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решение об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.

В соответствии с российскими законодательными документами фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства.

Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления.

Собрания членов биржи бывают годовыми, созываемыми в обязательном порядке раз в год с интервалом между ними не более 15 месяцев, и чрезвычайными (внеочередными). Последние созываются биржевым комитетом (советом), ревизионной комиссией или членами биржи, обладающими не менее 10% голосов.

6. Безналичный денежный оборот, его организация

Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег;   перечисление  денежных   средств   по  счетам

кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникнове­нию такого обращения.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

юридическими лицами и кредитными учреждениями по по­лучению и возврату кредита;

юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера рас­пределительных и перераспределительных отношений, осуще­ствляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачива­емости оборотных средств, сокращении наличных денег, сни­жении издержек обращения.

В Российской Федерации форма безналичных расчетов оп­ределяется правилами Банка России, действующими в соответ­ствии с законодательством. Определено, что расчеты предприя­тий всех форм собственности по своим обязательствам с дру­гими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй — платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные плате­жи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, упла­та процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

В рыночных условиях особо актуальна четкая организация денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предпри­ятия любой формы собственности.

Любое предприятие совершает денежные расчеты и как по­купатель, и как продавец. Предприятие осуществляет также де­нежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Как отмечалось ранее, значи­тельная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются главным обра­зом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы.

Безналичные расчеты нашли широкое применение в про­цессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег.

Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и соверше­ние платежей.

Следует отметить, что в безналичном обороте могут уча­ствовать и деньги, являющиеся личной собственностью граж­дан и хранящиеся в виде сбережений на счетах банков. Оплата расходов населения безналичным путем может осуществляться со счетов по вкладам. Замещение в этих случаях наличных де­нег безналичными расчетами также сокращает издержки обра­щения.

• Основа безналичных расчетов — межбанковские расчеты. В настоящее время они строятся на основе системы межфилиаль­ных оборотов и расчетов по корреспондентским счетам (корсче­там).

Через систему межфилиальных оборотов (МФО) рассчиты­ваются в основном учреждения Центрального Банка, которые имеют свой счет МФО. Указывая этот номер на каждом пла­тежном документе, учреждение банка способствует быстрому проведению расчетов. МФО должны осуществляться так, чтобы обеспечивать сохранность средств, не допускать ошибок, не­санкционированного доступа к движению документов, предот­вращать засылку денег не по адресу. Поэтому в системе МФО каждая начальная операция дублируется ответной (существуют понятия начального МФО и ответного МФО), а на балансе бан­ков выделяются специальные балансовые счета, на которых отражаются начальные и ответные обороты.

Механизм  организации  безналичных  расчетов  не  должен осуществляться  столь  автоматически,  чтобы  в любом  случае пополнять   недостающие   у   хозяйствующего   органа   ресурсы. Безналичный оборот и  кредитование  банками должны  быть организованы таким образом, чтобы не выпускались избыточ­ные для оборота безналичные средства, которые могут при оп­ределенных условиях стать факторами  роста инфляции.  Это значит, что кредит или кредиторская задолженность всех видоп не должны возмещать им те средства, которые потеряны вслед­ствие  убытков  и   бесхозяйственности,   нарушении   принципов 1    коммерческой деятельности. Если предприятие плохо работает и у него не хватает средств на счете в банке, то оно, естествен­но,   не   имеет  возможности   своевременно  платить   по   своим долгам. Банк в таком случае может выдать кредит лишь при соблюдении ряда условии (под гарантию, при отсутствии дли­тельно просроченных ссуд и т.д.)[3].

Кроме расчетных в банках могут открываться и текущие счета (обычно для филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятий, а также фи­лиалов и представительств кооператива).

Наряду с указанными счетами в банке хозяйствующим ор­ганом может быть открыт депозитный счет для хранения в те­чение определенного времени части средств предприятия.

6. Основные функции Центрального банка России (Банка России)

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами[4].

2. Валютные фонды, их формирование

Валютные фонды это денежные средства в иностранной валюте, находящиеся в распоряжении предприятия, образуемые за счет отчислений от выручки в результате реализации товаров (услуг) на внешнем рынке по утвержденным правительством нормативам. Валютные фонды предприятий хранятся на их валютных счетах, используются для осуществления экспортно-импортных операций на нужды производства и коллектива.

Основные принципы формирования валютных фондов: 1) нормативы валютных отчислений определяются по товарному признаку: для одного и того же товара (работы или услуги) действует единый норматив; 2) устанавливается единый норматив по всем видам валют; 3) величина ставки валютных отчислений дифференцируется в зависимости от глубины обработки изделий. Валютные фонды формируются после обязательной продажи устанавливаемых государством процентов валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг Внешэкономбанку Российской Федерации для погашения внешнего долга всеми предприятиями независимо от форм собственности, ведомственной и территориальной принадлежности. Ставки отчислений в валютные фонды (от 20 до 70%) действуют по экспортным операциям со всеми товарами, работами и услугами, независимо от методов осуществляемых операций и характера сделок, включая реализацию внутри страны с оплатой в валюте (кроме продажи зерна пшеницы, бобовых и масличных культур государству путем оплаты валютой).

Выручка предприятий от экспорта товаров и услуг не включает в себя стоимость транспортировки, страхования и экспедирования грузов за рубежом.

Взаимоотношения по перераспределению валютных фондов между ними и вышестоящими организациями строятся на добровольной договорной основе.

В настоящее время усиливается экономическое стимулирование экспортной деятельности за счет сокращения норм амортизации, льготного кредитования, ставок таможенных тарифов и налогов на импортную продукцию, используемую в экспортном производстве[5].

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ст. 4 //  Собрание  законодательства Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"
  3. Абраменкова И.Г. Заключение биржевых сделок с ценными бумагами. Биржевая оферта и биржевой акцепт // "Законодательство", N 7, июль 2002 г.
  4. Ерпылева  Н.Ю.  Актуальные проблемы теории и практики российского валютного права // "Адвокат", N 9, сентябрь 2002 г.

5.     Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок М.: Перспектива, 1995

  1. Тихонов А. Фонды русские, инвесторы иностранные // Рынок цен­ных бумаг 1996. №5
  2. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. Л.А. Дрозобина  М.; 2001 

[1] Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок М.: Перспектива, 1995

[2] Тихонов А. Фонды русские, инвесторы иностранные // Рынок цен­ных бумаг 1996. №5

[3] Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. Л.А. Дрозобина  М.; 2001  с.408

[4] Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ст. 4 //  Собрание  законодательства Российской Федерации

[5]  Ерпылева  Н.Ю.  Актуальные проблемы теории и практики российского валютного права // "Адвокат", N 9, сентябрь 2002 г.