Содержание
ВВЕДЕНИЕ ----------------------------------------------------------------------------------- 3
ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ------------------------------------------------------------------- 3
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ------------------------------------------------------------- 4
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ ------------------------- 8
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ---------------------------------------------------------------------------- 12
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ------------------------------------- 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ----------------------------------------------------------------------------- 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ----------------------------------------------------------------- 16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Образование — это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Следовательно, образование должно носить характер целостной системы.
Цель данной работы – раскрыть сущность современного образования как целостной системы.
Задачи данной работы:
1. Обозначить основные виды и формы образования и обучения.
2. Выявить основные элементы в системе образования.
3. Рассмотреть понятие педагогической системы.
4. Выявить основные направления реформирования системы образования.
ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни [2, С. 7-8].
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы как системы основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организовывалась деятельность обучающих и обучаемых в определенный исторический период. Изменяются традиционные способы информации, содержание образования обогащается развитием интеллектуальных способностей, обеспечивающих эффективную адаптацию в реальной производственной, научной и рыночной практике.
Гуманизация образования должна учитывать цели личности обучающегося, что ведет к интеграции образовательных факторов: различных образовательных систем, семьи, микро - и макросоциума, к индивидуализации образовательных программ, духовному развитию личности, в результате чего происходят естественные изменения в организации учебного процесса, ускоряя процесс обучения и повышая его результативность. Разрабатываемые педагогические технологии оптимизируют человеческий потенциал, обеспечивая переход от учения как функции запоминания к процессу умственного развития.
В российском образовании в настоящее время в соответствие с Государственными образовательными стандартами (ГОС) среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО) возможен принцип вариативности, позволяющий педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать учебный процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и образование, в том числе разработка и обоснование новых рабочих программ и педагогических технологий. Система адаптивного обучения на этапе "школа-вуз" обеспечивает преемственность образовательных ступеней. Она включает в себя технологию интенсивной адаптации к обучению в вузе, технологию тестового контроля и эффективную модель рейтинга на основе любых видов контроля [3, С. 3-4]
Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.). Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;
• единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образов тельных учреждений.
Закон определил структуру образовательных учреждений, отличающихся различными характеристиками, прежде всего по уровню и профессиональному направлению. В сложившейся системе образования выделяют следующие типы образовательных учреждений:
• дошкольные: ясли, детские сады;
• общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.;
• учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования;
• специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении и пр.;
• учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества, станции юных техников, туристов и пр.;
• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;
• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Образовательные учреждения по организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
С учетом потребностей и возможностей личности используются разные формы получения образования: в учебном заведении (очные, очно-заочные (вечерние), заочные формы), в форме семейного обучения, самообразования, экстерна.
В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 07.07.03) в систему образования наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты. Программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность такого управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования.
Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая Законом РФ «Об образовании». Ее организационной основой является Федеральная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием: федеральные, республиканские, краевые, областные, автономных регионов муниципальные. Общее руководство осуществляется Министерством образования РФ. В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерства, департаменты, управления образования.
К компетенции государственных органов управления системой образования относятся:
• разработка образовательных программ и стандартов (стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников);
• аккредитация и аттестация учреждений и преподавателей;
• формирование образовательной инфраструктуры;
• формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений;
• контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой сфере в системе образования.
Для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации. Он состоит в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые и материальные проблемы.
Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования, состоящие из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности [1, С. 49-52].
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
В современной теории познания понятие "система" является общеметодологическим. В общей теории систем оно определяется как множество взаимосвязанных элементов, образующих целостность, устойчивое единство со средой, обладающей интегральными свойствами и закономерностями.
Системный подход предполагает выделение системы, структуры, элемента как на уровне системы в целом, так и каждой её подсистемы, исходя из искомого конечного результата, достижению которого подчинено функционирование системы.
Педагогическую систему можно определить как взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности обучающегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе. Главным критерием оценки педагогической системы (ПС) являются показатели вхождения выпускника данной ПС в последующую.
При выделении педагогической системы нужно решить, что есть целое (система) и её часть, то есть подсистема, в чем состоит результат конечный (или психологический), промежуточный (или функциональный) и сопутствующий (или побочный).
В качестве целостной ПС можно рассматривать всю систему народного образования и её части (подсистемы) - систему полного среднего образования (школа), систему среднего профессионального образования, систему высшего профессионального образования. В свою очередь, в качестве целостной ПС можно рассматривать всю систему среднего профессионального образования и её часть - деятельность коллектива техникума. И опять в качестве целостной ПС можно рассматривать коллектив техникума и её часть - деятельность преподавателя. Также логично в качестве целой ПС можно рассматривать индивидуальную деятельность педагога и ее часть (подсистему) -индивидуальную деятельность обучающегося.
В реальной системе народного образования на государственном уровне принимаются решения о том, с какого возраста начинать образование, на какой исходный уровень подготовки учащихся (студентов) рассчитано то или иное учебное заведение; какой уровень квалификации требуется от педагогов, чтобы они смогли продуктивно решать свои задачи; какая система повышения квалификации им необходима и т.д.
Специфика современного этапа развития профессионального (среднего и высшего) образования состоит в том, что его функционирование неразрывно связано с постоянным поиском путей совершенствования его педагогической системы. Педагогическая система, по В. П. Беспалько, как замкнутая структура, обладающая определенной функцией, заданной социальным заказом, - единственный фактор, обусловливающий качество перехода абитуриент - специалист. Определяющим фактором этого перехода является структура и функция педагогической системы, ее адаптивные возможности в построении и управлении педагогическим процессом. Чем строже структурирована система, чем более точно задана ее функция, тем определеннее реализация социального заказа. В современных условиях, когда период жизни знаний в отдельных областях сократился до 3-5 лет, знания в традиционном понимании уже не могут выступать в качестве цели учащихся. Поэтому меняющиеся требования к специалисту требуют изменения системы образования. Социальный заказ педагогической системе (ПС) расширяется: подготовка специалистов, способных эффективно реагировать на потребности быстро меняющейся технологической базы, способных к творческой деятельности, нестандартному мышлению. Кроме того, заказ на входе ПС дополняется заказом обучающегося (на осознанном или неосознанном уровне). Цель обучения студента не только в получении системы знаний - умений - навыков (ЗУН) в их классическом понимании, но и в формировании личностных характеристик будущего специалиста, которые все в большей мере выступают в роли непосредственных показателей профессиональной готовности человека.
Совершенствование системы отбора в профессиональные учебные заведения (техникумы, колледжи, вузы) является важным и необходимым для повышения качества образования, но не достаточным фактором преодоления противоречий и проблем на переходном этапе «школа - профессиональное образование». Для формирования специалистов, отвечающих требованиям времени, необходима преемственность не только содержания образования, что в большой степени обеспечивается программами обучения, но и преемственность организации учебной работы. Переход на качественно новую по стадии деятельности ступень образования требует от первокурсников дополнительных знаний своих возможностей. Гуманизацией образования на современном этапе развития образования предусмотрено включение в программы технических университетов таких дисциплин, как психология, педагогика, обеспечивающих развитие личности и ее возможностей. Но обществу от системы народного образования нужен конечный результат - достаточно высокий уровень подготовленности выпускников к ответственному труду. Поэтому преподаватели (творческие коллективы учебных заведений) сами вынуждены вносить коррективы в учебные планы, в программы, конспекты, увязывая их с потребностями производственной деятельности выпускников и потребностями времени, вырабатывая собственную продуктивную систему работы.
В процессе достижения целей носителями структурных компонентов педагогической системы (ПС) становятся люди: преподаватели и студенты, в деятельности которых сложные структурные компоненты, взаимодействуя, образуют функциональные компоненты. Устойчивые базовые связи структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога и студентов, в том числе при изучении учебных курсов, являются необходимым и достаточным условием существования ПС.
Функциональные компоненты - это базовые связи между исходным состоянием структурных компонентов ПС и конечным результатом в решении педагогических и учебных задач в ПС, которыми в конечном счете должны овладеть студенты:
Гностический (исследовательский) компонент связан с изучением потребностей в образовании, необходимости в создании новых ПС и технологий, исследованием противоречий между искомым и наличным уровнем продуктивности решения педагогических и учебных задач, исследованием способов коррекции и совершенствования ПС, умением привлекать новые знания из исследования собственной деятельности и перестраивать её на основе освоения научной и учебной информации, полученной из разных источников;
Проектировочный компонент (перспективное планирование) связан с изучением тенденций развития научно-технического прогресса и коррекций в функционировании ПС, рассчитанных на уменьшение разрыва между
наличными результатами ПС и искомыми, т.е. потребными обществу;
Конструктивный компонент связан с созданием, композиционным
построением и экспериментальной проверкой средств, форм, методов
педагогического воздействия на студентов;
Коммуникативный компонент связан с урегулированием взаимоотношений как по вертикали (между административным руководством, педагогами, студентами), так и по горизонтали (между руководителями разных подразделений), между педагогами, между студентами, мотивация к предстоящей деятельности;
Организационный компонент связан с организацией, функционированием
ПС и подсистем между собой, их взаимодействием с научными учреждениями, с одной стороны, и производственными базами — с другой [3, С. 14-17].
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время в России, как и в других странах мирового сообщества, в целях обновления и развития образования проводится его реформирование. Основными направлениями реформирования современного образования являются следующие:
• гуманизация образования;
• ориентация на непрерывность обучения;
• междисциплинарная интеграция в технологии образования;
• индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и технологизация;
• переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся;
• перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность ученика;
• переход от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-познавательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим;
• ориентация на развивающие и гражданские функции образования.
В проекте развития российской школы подчеркивается, что отдельный и особо важный вопрос — воспитание гражданственности, самостоятельности, личной ответственности, понимания ценности служения обществу, солидарности при решении проблем построения демократического общества.
Складывающиеся в российском образовательном пространстве направления реформирования современного образования отражают общие мировые тенденции [1, С. 56-57].
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
В современных условиях педагогическую систему общеобразовательного или любого другого учебно-воспитательного заведения рассматривают как совокупность следующих систем, каждая из которых тоже является сложной подсистемой:
• дидактической, состоящей из подсистем урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы, обязательных и факультативных занятий; урока как основной формы организации учебного процесса (внутри которого выделяются подсистемы методов работы учителя, учащихся) и др.;
• воспитательной, включающей в себя подсистемы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, воспитания в семье, общественных организациях, самовоспитания и др.;
• материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса (помещения и оборудование, технические и наглядные средства обучения и воспитания, подсистема финансового обеспечения) и др.;
• ученических отношений и самоуправления школьников (с подсистемами самоуправления в классах, по различным направлениям деятельности) и др.;
• административного управления школой с подсистемами управления учебной, воспитательной и другими видами работы.
Система работает эффективно, т.е. решает задачи, связанные с разносторонним воспитанием и развитием воспитанников, при условии взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности. Личность не формируется по частям. Эта комплексность и составляет одну из особенностей управления педагогическими системами.
Другая особенность состоит в том, что в управлении принимают участие все: администрация, учителя, ученики. Такое положение оказывает существенное влияние на содержание и результаты управленческой деятельности, поскольку на всех ее этапах управляющий любого уровня вынужден считаться с тем, что в каждый отдельный момент его деятельность и состояние системы определяются не только его решениями. Управленческие отношения в образовании на всех уровнях являются также и воспитательными. Воспитатели, будучи управляющими по отношению к воспитанникам, руководят ими, а воспитанники усваивают эти отношения в качестве правильных представлений, то есть осуществляется воспитание. Отсюда вытекают высокие требования к моральному облику руководителя, воспитателя, учителя. Особенностью управления педагогическими системами является одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности. Деятельностью ученика по формированию его личности управляет не один воспитатель, а несколько учителей-предметников, классный руководитель и все сотрудники школы, оказывающие повседневное влияние. Также управление деятельностью учителей, классных руководителей осуществляется и директором, и заместителем директора по учебной, внеклассной и воспитательной работе. Учителя одновременно являются и классными руководителями, и учителями-предметниками, членами предметных методических объединений. Школа имеет множественные связи и отношения с родителями, общественными организациями, государственными учреждениями, является государственной структурой (или тесно связана с государством). Очевидно, что без тесного взаимодействия с семьей, обществом, государством достижение общей цели воспитания невозможно. Процесс взаимосвязи должен быть управляемым. В этом также состоит особенность управления педагогическими системами. Учитывая, что в образовании состояние школы зависит прежде всего от отношений «учитель — ученик», исследователи отмечают также следующие особенности управления в образовательной системе: руководство разновозрастными объединениями; преобладание моральных стимулов над материальными; необходимость личного знания управляемым управляемых; высокий уровень компетентности руководителя в области образования. Практическая управленческая деятельность директора и других руководителей образовательно-воспитательного процесса строится с учетом определенных принципов управления.
Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами:
• демократизация и гуманизация управления педагогическими системами, что предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и их родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений;
• системность и целостность в управлении предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководства школы и педагогического коллектива. Реализация данного принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них;
• рациональное сочетание централизации и децентрализации — принцип наименьшего воздействия. Сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы [1, С. 220-221].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в настоящее время современное образование функционирует как система, в которую иерархически включаются различные подсистемы. Педагогическая система – это самостоятельное понятие, которое, однако, может существовать только в пределах действующей на данный момент системы образования.
Основные направления, в которых может и должна развиваться современная система образования, соответствуют целям и задачам развития современного общества и нашли отражение в государственной политике в образовательной сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 254 с.
2. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.- 208 с.
3. Гулюкина Н.А. Система адаптивного обучения (самостоятельная работа студентов). – Новосибирск: ТАТАПринт, 2001. – 77 с.
4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. - 223 с.
5. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
6. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.