Содержание
Введение. 3
1. Цели и задачи финансового планирования. 4
2. Финансовый план предприятия. 6
3. Основные виды финансовых планов организации. 9
4. Перспективы развития финансового планирования. 11
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма. Современный рынок и рыночные отношения не могут находиться вне сферы какого-либо управления. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих российских предприятий банкротством. Это произошло потому, что механизмов управления (независимо от объекта) складывается из следующих элементов: планирование, организация выполнения плана, контроль и оперативное регулирование выполнения плана. В современных условиях организовать производство и реализацию продукции другим способом невозможно.
Продавцы и покупатели в качестве объектов рынка могут согласовать свои интересы и работу только с помощью долгосрочных и текущих планов. Согласование интересов обладателей бизнес-идей и инвесторов осуществляется в бизнес-плане по реализации совместного проекта.
План и рынок объединены в общую систему производства и потребления продукта. Разрушение одной из составляющих этой системы приводит к разрушению всей системы. Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание и т.п.) к современным международным формам с использованием методов и средств финансового планирования. Поэтому столь актуальной является тема данной работы «Финансовое планирование на предприятии».исследовать
Цель данной работы – исследовать современные аспекты финансового планирования и его роль в условиях рынка.
1. Цели и задачи финансового планирования
Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.
Основные задачи финансового планирования:[1]
- обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);
- своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;
- выявление резервов роста доходов предприятия;
- оптимизация использования прибыли;
- определение дивидендной политики;
- обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;
- поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.
Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:
- обоснование цели финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;
- определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;
- определение горизонта финансового планирования;
- выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;
- разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.
Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от:[2]
- длительности планируемого периода;
- результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана;
- динамики основных финансовых показателей в ретроспективе;
- результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).
Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволяют избежать банкротства.
Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, может при разработке финансового плана поставить цель – увеличить рентабельность продаж и производства в целом.
Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод – финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей предприятия и увязывающий ее доходы и расходы.
2. Финансовый план предприятия
Финансовый план предприятия составляется в форме баланса доходов и расходов, в котором сопоставляются доходы предприятия и его расходы на основную деятельность, по капитальным вложениям, на увеличение собственных оборотных средств, на содержание жилищно-коммунального хозяйства и на другие нужды предприятия.
В финансовом плане также устанавливаются направления использования излишков доходов по сравнению с расходами и определяются источники покрытия плановых расходов в случае недостатка доходов.
Баланс доходов и расходов состоит из четырех основных подразделов:
- доходы и поступления;
- расходы и отчисления;
- кредитные взаимоотношения;
- взаимоотношения предприятия с бюджетом.
Доходы и поступления предприятия в основном складываются:[3]
- из чистого дохода в виде прибыли от реализации основной продукции и услуг и прочей продукции;
- поступления средств из внутренних источников предприятия (амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества, отчисления от себестоимости продукции на НИР и другие цели);
- поступление средств из внешних источников (кредиты банков, средства вышестоящих организаций в порядке перераспределения прибыли и др.).
Расходы и отчисления предприятия складываются из собственных затрат предприятия и платежей в госбюджет и предусматривают следующие статьи:
- капитальные вложения;
- затраты на капитальный ремонт;
- прирост собственных оборотных средств;
- отчисления в фонды экономического стимулирования, резервные и иные;
- операционные расходы;
- расходы по хозяйственному содержанию зданий;
- прочие расходы и отчисления.
С переходом предприятий на работу в рыночных условиях традиционное финансовое планирование (составление финансового плана) осуществляется в рамках разработки бизнес-плана предприятия.
Финансовые разделы бизнес-плана включают разработку следующих типовых документов:
- прогноз финансовых результатов;
- потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования;
- модель дисконтированных денежных потоков;
- точку безубыточности (порог рентабельности).
Учитывая цели и задачи финансового планирования, изложенные в предыдущем разделе, можно составить схему процесса финансового планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками (рисунок 1).
Рисунок 1. Процесс финансового планирования |
3. Основные виды финансовых планов организации
Период времени, в пределах которого можно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды называется горизонтом финансового планирования[4].
Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от трех до пяти лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития, отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней среды.
В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на:
- перспективные (стратегические);
- текущие;
- оперативные.
В условиях современной российской действительности горизонт финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.
Перспективный финансовый план корректируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового планирования – баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана предприятие исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов, так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов.
Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или на месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств.
Планирование деятельности предприятий базируется на следующих принципах:[5]
- непрерывность;
- оптимальность;
- экономичность, стабильность;
- органическое единство планов предприятия и его подразделений;
- выделение приоритетов;
- комплексность.
4. Перспективы развития финансового планирования
Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов и производимой продукции может эффективно осуществляться тремя способами:[6]
- на основе рыночной саморегуляции;
- системой адекватных плановых механизмов;
- путем одновременного использования рыночных и плановых начал.
Поэтому всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса. Таким документом является бизнес – план.
Бизнес-план – это программа осуществления бизнес - операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.[7]
Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, предприниматель сможет еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия.
Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей.
Первым этапом бизнес - планирования является анализ внешней среды:[8]
- экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности);
- отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики);
- рынка (изменения и тенденция развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены);
- спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость);
- ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики бизнес-плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, определяя позитивное и негативное их воздействие на него. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Основными внешними факторами, оказывающими то или иное воздействие на предприятие можно назвать следующие:
- политические;
- международные;
- социальные;
- экономические;
- экологические;
- культурная среда.
Второй этап бизнес - планирования - оценка потенциальных возможностей предприятия (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска), что позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. С этой целью необходимо провести исследования следующих положений:
а) Маркетинг. При проведении маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа и исследования:
- доля рынка и конкурентоспособность;
- разнообразие и качество ассортимента изделий;
- рыночная демографическая статистика;
- рыночные исследования и разработки;
- предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
- эффективный сбыт, реклама и продвижение товара;
- прибыли.
б) Финансы предприятия. Анализ финансового состояния может принести пользу предприятию и содействовать повышению эффективности процесса бизнес - планирования. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся внутренние потенциальные возможности либо слабые места, а также относительное положение фирмы в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны сильных внутренних и слабых сторон в долгосрочной перспективе.
в) Операции. Весьма важным для длительного выживания предприятия является непрерывный анализ управления операциями. Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следующие:
- может ли предприятие производить товары по более низкой цене, чем конкуренты? Если нет, то почему?
- какой доступ имеет предприятие к новым материалам? Зависит ли предприятие от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?
- является ли оборудование предприятия современным, и хорошо ли оно обслуживается?
- рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?
- подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию?
- можем ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?
- обладает ли предприятие эффективной и результативной системой контроля качества?
- насколько эффективно спланирован и спроектирован процесс производства? Может ли он быть улучшен?
г) Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем на предприятиях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Если предприятие обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, оно в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует серьезно заняться кадровым вопросом.
д) Имидж предприятия. Хорошая ли репутация у предприятия в отношении достижения им своих целей? Было ли оно последовательно в своей деятельности? Каково это предприятие по сравнению с другими в этой отрасли?
Третий этап бизнес - планирования - выбор вариантов формы собственности предприятия. С этой целью необходимо проработать нормативно-законодательные акты РФ, регулирующие численность, налогообложение и т.п. в зависимости от формы собственности.
Заключение
Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Практика показала, что при планировании своей деятельности предприятия имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без системного планирования. Поэтому всякий бизнесмен, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции.
Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:
- определить пути и способы достижения поставленных целей;
- максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
- предотвратить ошибочные действия;
- отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
- определить потребность в капитале и денежных средствах;
- своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
- объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
- обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Список литературы
1. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2000.
3. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- М.: Ось-89, 2003.
4. Кейлер В.А. Экономика предприятий. Курс лекций. М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003
5. Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие.- М.: ПРИОР, 1998.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003
7. Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2001.
8. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003.
9. Уткин Э.А. Бизнес-план компании.- М.: ЭКМОС, 2000.
10. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003
[1] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 286
[2] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М. – с. 287
[3] Кейлер В.А. Экономика предприятий. Курс лекций. М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003. – с. 98
[4] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 287
[5] Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003. – с. 151
[6] Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- М.: Ось-89, 2003. – с.3
[7] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 35
[8] Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- М.: Ось-89, 2003. – с.12