Содержание

Введение. 3

1. Цели и задачи финансового планирования. 4

2. Финансовый план предприятия. 6

3. Основные виды финансовых планов организации. 9

4. Перспективы развития финансового планирования. 11

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма. Современный рынок и рыночные отношения не могут находиться вне сферы какого-либо управления. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих российских предприятий банкротством. Это произошло потому, что механизмов управления (независимо от объекта) складывается из следующих элементов: планирование, организация выполнения плана, контроль и оперативное регулирование выполнения плана. В современных условиях организовать производство и реализацию продукции другим способом невозможно.

Продавцы и покупатели в качестве объектов рынка могут согласовать свои интересы и работу только с помощью долгосрочных и текущих планов. Согласование интересов обладателей бизнес-идей и инвесторов осуществляется в бизнес-плане по реализации совместного проекта.

План и рынок объединены в общую систему производства и потребления продукта. Разрушение одной из составляющих этой системы приводит к разрушению всей системы. Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание и т.п.) к современным международным формам с использованием методов и средств  финансового планирования. Поэтому столь актуальной является тема данной работы «Финансовое планирование на предприятии».исследовать

Цель данной работы – исследовать современные аспекты финансового планирования и его роль в условиях рынка.

1. Цели и задачи финансового планирования

Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.

Основные задачи финансового планирования:[1]

-         обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);

-         своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;

-         обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;

-         выявление резервов роста доходов предприятия;

-         оптимизация использования прибыли;

-         определение дивидендной политики;

-         обоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;

-         поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.

Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:

-         обоснование цели финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;

-         определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;

-         определение горизонта финансового планирования;

-         выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;

-         разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.

Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от:[2]

-         длительности планируемого периода;

-         результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана;

-         динамики основных финансовых показателей в ретроспективе;

-         результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).

Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволяют избежать банкротства.

Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, может при разработке финансового плана поставить цель – увеличить рентабельность продаж и производства в целом.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод – финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей предприятия и увязывающий ее доходы и расходы.

2. Финансовый план предприятия

Финансовый план предприятия составляется в форме баланса доходов и расходов, в котором сопоставляются доходы предприятия и его расходы на основную деятельность, по капитальным вложениям, на увеличение собственных оборотных средств, на содержание жилищно-коммунального хозяйства и на другие нужды предприятия.

В финансовом плане также устанавливаются направления использования излишков доходов по сравнению с расходами и определяются источники покрытия плановых расходов в случае недостатка доходов.

Баланс доходов и расходов состоит из четырех основных подразделов:

-         доходы и поступления;

-         расходы и отчисления;

-         кредитные взаимоотношения;

-         взаимоотношения предприятия с бюджетом.

Доходы и поступления предприятия в основном складываются:[3]

-         из чистого дохода в виде прибыли от реализации основной продукции и услуг и прочей продукции;

-         поступления средств из внутренних источников предприятия (амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества, отчисления от себестоимости продукции на НИР и другие цели);

-         поступление средств из внешних источников (кредиты банков, средства вышестоящих организаций в порядке перераспределения прибыли и др.).

Расходы и отчисления предприятия складываются из собственных затрат предприятия и платежей в госбюджет и предусматривают следующие статьи:

-         капитальные вложения;

-         затраты на капитальный ремонт;

-         прирост собственных оборотных средств;

-         отчисления в фонды экономического стимулирования, резервные и иные;

-         операционные расходы;

-         расходы по хозяйственному содержанию зданий;

-         прочие расходы и отчисления.

С переходом предприятий на работу в рыночных условиях традиционное финансовое планирование (составление финансового плана) осуществляется в рамках разработки бизнес-плана предприятия.

Финансовые разделы бизнес-плана включают разработку следующих типовых документов:

-         прогноз финансовых результатов;

-         потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования;

-         модель дисконтированных денежных потоков;

-         точку безубыточности (порог рентабельности).

Учитывая цели и задачи финансового планирования, изложенные в предыдущем разделе, можно составить схему процесса финансового планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Процесс финансового планирования

3. Основные виды финансовых планов организации

Период времени, в пределах которого можно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды называется горизонтом финансового планирования[4].

Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от трех до пяти лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития, отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней среды.

В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на:

-         перспективные (стратегические);

-         текущие;

-         оперативные.

В условиях современной российской действительности горизонт финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.

Перспективный финансовый план корректируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основной документ текущего финансового планирования – баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана предприятие исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов, так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов.

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или на месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств.

Планирование деятельности предприятий базируется на следующих принципах:[5]

-         непрерывность;

-         оптимальность;

-         экономичность, стабильность;

-         органическое единство планов предприятия и его подразделений;

-         выделение приоритетов;

-         комплексность.

4. Перспективы развития финансового планирования

Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов и производимой продукции может эффективно осуществляться тремя способами:[6]

-         на основе рыночной саморегуляции;

-         системой адекватных плановых механизмов;

-         путем одновременного использования рыночных и плановых начал.

Поэтому всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса. Таким документом является бизнес – план.

Бизнес-план – это программа осуществления бизнес - операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.[7]

Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, предприниматель сможет еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия.

Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей.

Первым этапом бизнес -  планирования является анализ внешней среды:[8]

-         экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности);

-         отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики);

-         рынка (изменения и тенденция развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены);

-         спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость);

-         ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики бизнес-плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, определяя позитивное и негативное их воздействие на него. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Основными внешними факторами, оказывающими то или иное воздействие на предприятие можно назвать следующие:

-         политические;

-         международные;

-         социальные;

-         экономические;

-         экологические;

-         культурная среда.

Второй этап бизнес - планирования - оценка потенциальных возможностей предприятия (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска), что позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведение на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. С этой целью необходимо провести исследования следующих положений:

а) Маркетинг. При проведении маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа и исследования:

-         доля рынка и конкурентоспособность;

-         разнообразие и качество ассортимента изделий;

-         рыночная демографическая статистика;

-         рыночные исследования и разработки;

-         предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;

-         эффективный сбыт, реклама и продвижение товара;

-         прибыли.

б) Финансы предприятия. Анализ финансового состояния может принести пользу предприятию и содействовать повышению эффективности процесса бизнес - планирования. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся  внутренние потенциальные возможности либо слабые места, а также относительное положение фирмы в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны сильных внутренних и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

в) Операции. Весьма важным для длительного выживания предприятия является непрерывный анализ управления операциями. Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следующие:

-         может ли предприятие производить товары по более низкой цене, чем конкуренты? Если нет, то почему?

-         какой доступ имеет предприятие к новым материалам? Зависит ли предприятие от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?

-         является ли оборудование предприятия современным, и хорошо ли оно обслуживается?

-         рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?

-         подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию?

-         можем ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?

-         обладает ли предприятие эффективной и результативной системой контроля качества?

-         насколько эффективно спланирован и спроектирован процесс производства? Может ли он быть улучшен?

г) Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем на предприятиях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Если предприятие обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, оно в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует серьезно заняться кадровым вопросом.

д) Имидж предприятия. Хорошая ли репутация у предприятия в отношении достижения им своих целей? Было ли оно последовательно в своей деятельности? Каково это предприятие по сравнению с другими в этой отрасли?

Третий этап бизнес - планирования - выбор вариантов формы собственности предприятия. С этой целью необходимо проработать нормативно-законодательные акты РФ, регулирующие численность, налогообложение и т.п. в зависимости от формы собственности.

Заключение

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Практика показала, что при планировании своей деятельности предприятия имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без системного планирования. Поэтому всякий бизнесмен, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции.

Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:

-         определить пути и способы достижения поставленных целей;

-         максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

-         предотвратить ошибочные действия;

-         отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;

-         определить потребность в капитале и денежных средствах;

-         своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

-         объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;

-         обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).

 Список литературы

1.     Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000.

2.     Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2000.

3.     Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- М.: Ось-89, 2003.

4.     Кейлер В.А. Экономика предприятий. Курс лекций. М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003

5.     Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие.- М.: ПРИОР, 1998.

6.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003

7.     Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2001.

8.     Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003.

9.     Уткин Э.А. Бизнес-план компании.- М.: ЭКМОС, 2000.

10.            Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003


[1] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 286

[2] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М. – с. 287

[3] Кейлер В.А. Экономика предприятий. Курс лекций. М.- Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2003. – с. 98

[4] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 287

[5] Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003. – с. 151

[6] Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- М.: Ось-89, 2003. – с.3

[7] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 35

[8] Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- М.: Ось-89, 2003. – с.12