Содержание

1.Бюджетный дефицит: причины возникновения, виды и способы финансирования  3

2. Модель IS-LM и общее равновесие на товарном и денежном рынке. 7

Тесты.. 12

Задача. 13

Список литературы.. 14

Вариант №9

1. Бюджетный дефицит: причины возникновения, виды и способы финансирования

Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами.

К сожалению, в отечественной экономической науке до недавних пор превалировал сугубо отрицательный взгляд на бюджетный дефицит; он рассматривался как крайне отрицательное свойство, присущее, якобы, лишь бюджетам западных стран. В литературе утверждалось, что в нашей экономике с ее планомерным развитием бюджетный дефицит не может существовать. Отсутствие глубоких научных разработок о причинах, допустимом пределе и социально-экономических последствиях бюджетного дефицита, сравнительно низкая общая финансовая культура привели к тому, что прежние экономические ведомства страны оказались неподготовленными к управлению бюджетным дефицитом.[1]

В современном мире не существует ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может быть различным.

Во-первых, причиной роста дефицита может служить сознательное, целенаправленное осуществление крупных государственных капитальных вложений в развитие экономики. Примером тому может служить экономическая политики США времен Великой депрессии. Тогда по кейнсианскому рецепту были сознательно повышены государственные расходы и снижены налоги в целях оживления экономики.

Однако, совсем не обязательно, чтобы экономика находилась в упадке. Государство может производить крупные финансовые вливания в экономику в целях ее структурной перестройки, достижения перспективных преобразований и улучшений в общенациональном масштабе.

Во-вторых, бюджетный дефицит может возникнуть или увеличиться в результате чрезвычайных ситуаций (войны, крупномасштабные стихийные бедствия и т.д.). Например, военные действия  в Чечне требуют значительного увеличения бюджетных расходов.

В третьих, дефицит бюджета может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Так падение производства непременно приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет. В нашей стране этот процесс начался в конце 80-х годов, и примерно с того же времени до 2001 года наш федеральный бюджет был дефицитным. Кроме того, важную роль играет контроль за исполнением бюджета, который в девяностые годы находился не на должном уровне. План по сбору налогов за год в указанный период часто выполнялся только благодаря инфляционным процессам в экономике, то есть номинально, а не реально.

Бюджетный дефицит, как правило, ведет к негативным экономическим и социальным последствиям. Они обусловлены тем, что в условиях дефицита бюджета государство вынуждено переходить на жесткую экономию бюджетных средств по все направлениям своих расходов. Снижение государственных инвестиций в экономику страны, расходов на поддержку промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики приводит к тому, что многие предприятия вынуждены снижать объемы производств или вообще закрываться. А это в свою очередь ведет к сокращению объемов ВВП и налоговых поступлений в бюджеты.

Неблагоприятно сказывается на уровне жизни населения уменьшение объема расходов на социальную политику, образование, здравоохранение и других бюджетных ассигнований на социальную сферу. Кроме того, следствием дефицита бюджета становится несвоевременность выплат заработной платы работникам как бюджетных организаций, так и тех, перед которыми государство имеет задолженность по оплате своих заказов. Тоже самое касается пенсий, стипендий, пособий и прочих социальных трансфертов. Все эти факторы ведут к снижению благосостояния населения и обострению социальной напряженности в обществе.[2]

 Причины возникновения бюджетного дефицита

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

Пути снижения бюджетного дефицита

В государствах с фиксированным количеством денег в обращении существует два традиционных способа покрытия дефицита бюджета - государственные займы и налоговые ужесточения. Можно еще добавить, как способ - эмиссию денежной массы, но этот способ чреват усилением инфляции.

Рассмотрим вопрос о налоговых поступлениях в государственную казну с целью покрытия дефицита бюджета.

Основными источниками покрытия бюджетного дефицита являются:

1. налогообложение:

а) возможно при экономическом росте, росте производства;

б) финансирование производства возможно при помощи лизинга;

 в) госмонополия на производство и продажу алкогольных напитков;

г) экспортное регулирование;

2. приватизация государственной собственности:

а) государственный контроль за национально значимыми объектами;

3. экспортное регулирование.[3]

2. Модель IS-LM и общее равновесие на товарном и денежном рынке

В модели AD-AS и модели Кейнсианского креста рыночная ставка процента является внешней (экзогенной) переменной и устанавливается на денежном рынке относительно независимо от равновесия товарного рынка. Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. В результате рыночная ставка процента превращается во внутреннюю (эндогенную) переменную, и ее равновесная величина отражает Динамику экономических процессов, происходящих не только на денежном, но и на товарном рынках.

Модель IS-LM (инвестиции- сбережения, предпочтение ликвидности - деньги) - модель товарно - денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, опреде­ляющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.

Макроэкономическое равновесие на товарном рынке.

Одна из составляющих макроэкономического равновесия товарного рынка – это спрос на инвестиции, другая – предложение сбережений. Спрос на инвестиции предъявляют предприниматели, сбережения предлагает население, в общем случае они не совпадают. Факторы здесь будут разными (доход домохозяйств DI, финансовые активы домохозяйств, уровень цен, инфляционные ожидания и ожидания роста доходов, величина задолженности, налоговые ставки, величина процентной ставки r).

Для макроэкономического равновесия товарного рынка нужно, чтобы инвестиционный спрос был полностью удовлетворен предложением сбережением, т.е.

Ig (r) = S ( DI ).

Т.к. инвестиции зависят от процентной ставки, а сбережения – от личного располагаемого дохода, то существует какая-то функциональная связь между процентной ставкой и доходом при условии равенства инвестиций и сбережений. Выявление этой зависимости DI = f (r) можно свести к графическому построению искомой кривой.

Учитывая, что одновременно нужно анализировать несколько графиков, совместим их между собой.

Рис. 1. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке.

Во II-м квадранте – график спроса на инвестиции, в III-м под углом 45о проведена линия I = S, в IV-м квадранте – функция сбережений S от личного дохода DI.

Логика искомого графика:

Равновесная ставка процента rE вызывает инвестиционный спрос IE (квадрант II). Для его полного удовлетворения нужно предложение сбережений в объеме  SE (квадрант III), а такое предложение возможно только при личном располагаемом доходе DIE, что отражает точка равновесия Е (квадрант I).

При новой равновесной ставке rM возникает новый инвестиционный спрос IM и равное ему предложение сбережений SM при доходе DIM. Соответствие rM и DIМ устанавливается в новой точке равновесия М.

Эта искомая зависимость DI = f (r) называется кривой IS.

Таких точек Е, М, N может быть много. Соединив их, получим кривую макроэкономического равновесия товарного рынка, называемую кривой «инвестиции-сбережения» (IS). Это геометрическое место точек равновесия инвестиций и сбережений при любых значениях ставки процента и личного располагаемого дохода.

Макроэкономическое равновесие товарного рынка очень неустойчиво, т.к. инвестиции чаще всего не совпадают со сбережениями.

Рассмотрим 3 варианта соотношений инвестиций и сбережений: I > S.

малые сбережения сдерживают инвестиции, нет расширения производства; чем меньше сбережения, тем большая часть располагаемого дохода идет на потребление, т.е. растет совокупный спрос. Эти два эффекта давят на цены, усиливается инфляция.

S > I. Низкий текущий спрос, мощный поток инвестиций, рост производства (=> кризис перепроизводства), цены падают => спад промышленности и рост безработицы.    

I = S. Возможно несовпадение реальных потоков инвестиций и инвестиционного спроса; высокие ставки процента делают кредиты недоступными для мелкого бизнеса.

Отсюда вывод: рыночный механизм не обеспечивает устойчивого макроэкономического равновесия между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Нужно активное вмешательство государства в различных формах:

Когда текущий спрос велик, сбережения малы, а кредит дорог, государство должно стимулировать предложение товаров и услуг, следя за инфляцией.

Если текущий спрос низок, сбережения велики, то государство должно стимулировать спрос, не сокращая производство.[4]

 Макроэкономическое равновесие на денежном рынке.

На денежном рынке определяющим является спрос на деньги. В первом приближении закон денежного обращения является теорией спроса на деньги, т.е. количество денег, необходимое для обращения, и есть величина спроса на деньги, т.е. количество денег, необходимое деловым фирмам и частным лицам, которые они хотят сохранить как часть своих активов.

DM = Y*P/V, где DM – спрос на деньги, У – реальный объем национального производства, Р- средний индекс цен, V – скорость обращения.

Т.о. спрос на деньги зависит от следующих факторов:

Абсолютный уровень цен. При прочих равных условиях более высокий уровень цен требует больше денег, т.к. покупателю требуется больше денег для покупки товаров и услуг.

Уровень реального объема производства. По мере его роста растут реальные доходы. При прочих равных условиях людям понадобится больше денег при условии роста реальных доходов.

Скорость обращения денег.

Кейнс говорил о трех причинах, вызывающих спрос на деньги:

Людям нужны деньги, чтобы использовать их в качестве средства платежа (трансакционный мотив).

У людей есть желание обеспечить в будущем возможность распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличности (мотив предосторожности).

Хозяйственные агенты будут держать часть своих активов в ликвидной форме, если они считают, что владение активами в иной форме сопряжено с риском (спекулятивный мотив).

Вывод: величина спроса на деньги зависит от номинального дохода У и номинальной ставки процента R, т.е. DM = f (Y, R). Такая функция трех переменных в системе координат может быть представлена семейством кривых:

Рис. 2. Кривая спроса на деньги.

Наклон вниз каждой кривой возрастает по мере уменьшения R при заданном уровне номинального дохода, что означает увеличение спроса на деньги при уменьшении номинальной ставки %.

Форма кривой предложения денег во многом зависит от денежно-кредитной политики ЦБ. Если государство руками ЦБ стремится удержать совокупные резервы банковской системы на фиксированном уровне, независимо от изменений R, кривая предложения денег представляет собой вертикальную линию, перпендикулярную оси ОХ в точке Е, равной «резервы банковской системы денежный мультипликатор».

 

Рис. 3. Равновесие на денежном рынке.

В т. Е наблюдается равновесие на денежном рынке. Это равновесие называется частичным. Если предложение денег в экономике будет падать, то в новой точке равновесия R будет выше, а М – меньше.

Если растет спрос на деньги, то экономические субъекты предъявляют спрос на деньги больший, чем банковская система в состоянии предложить. Субъекты пытаются приобрести больше денег, продавая ценные бумаги и прося ссуды. Это ведет к повышению равновесной R.

R выступает в качестве цены денег.

Частичное равновесие на денежном рынке не дает представления о макроэкономическом равновесии на денежном рынке.

При постоянном предложении денег возможны различные положения равновесия денежного рынка в зависимости от величины совокупного спроса на деньги. Эти различные положения представлены различными комбинациями: т. Е: DM (Y) = SM; т. F: DM1 (Y) = SM1; т. N: DM2 (Y) = SM2.[5]

Тесты

1.     Полная модель конвертируемой национальной валюты означает:

a)                     Возможность свободного вывоза и ввоза национальной валюты.

b)                    Возможность свободного вывоза и ввоза иностранной валюты.

c)                     Возможность свободного обмена денежной едины данной страны на национальную валюту любой другой страны.

d)                    Возможность покупки иностранной валюты без ограничений.

2.                     Эффективность антицикличного регулирования повышается при следующем сочетании инструментов монетарной и фискальной политики:

a)                     Повышение уровня налогообложения и снижение учетной ставки процента

b)                    Увеличение государственных расходов и понижение нормы обязательных резервов

c)                     Понижение уровня налогообложения и повышение учетной ставки процента

d)                    Понижение государственных расходов понижение нормы обязательных резервов.

Задача

Кривая Филипса в национальной экономике задана уровнем:

П = Пе – 0,3 (u-u*)/ определите фактический темп инфляции (П), если фактический уровень безработицы (u) в предыдущем году составил 4,5%, ожидаемый темп инфляции Пе 3%, а естественный уровень безработицы u* = 6%.

Решение:

П = 3% - 0,3 (4,5% - 6%) = 0,03 - 0,3 (0,045 – 0,06) = 0,03 – (-0,045) = 0,075 или 7,5%

Список литературы

1.       Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.  - М.: ЮНИТИ, 2004

2.       Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика.- СПб.: Судостроение, 2004

3.       Бюджетный дефицит./Под редакцией Д.Б. Сейфуля – М.: Юрайт, 2003.

4.       Дорбнуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2002.

5.       Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2003

6.       Финансы./Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2004.


[1] Бюджетный дефицит./Под редакцией Д.Б. Сейфуля – М.: Юрайт, 2003. – С. 19

[2] Финансы./Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2004. – С. 51

[3] Дорбнуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 237

[4] Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика.- СПб.: Судостроение, 2004. – С. 311

[5] Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.  - М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 296