ЛЕКЦИЯ 5. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ФИРМЫ
Корпоративная культура
Во многих компаниях большое значение имеет корпоративная культура, которая является важным фактором управления действиями персонала компании. Будучи усвоенной и принятой персоналом, такая культура как бы трансформируется в совесть, долг и ответственность, которые управляют людьми изнутри. Нередко такое управление оказывается гораздо эффективнее управления извне. Корпоративная культура формирует нормы поведения, способствующие достижению целей компании. Корпоративная культура — это своего рода внутренняя энергетика, заключенная в атмосфере и социальном климате той или иной компании.
В частности, под корпоративной культурой понимаются взгляды и ценности, разделяемые всеми членами коллектива (или подавляющим большинством). Сюда относятся: цели организации, представления о ее будущем, ценностные приоритеты, убеждения, традиции, стили управления, способы принятия и реализации управленческих решений, нормы поведения и, конечно же, корпоративный бизнес-этикет. Совокупность всех этих элементов направляет поведение персонала, позволяя тем самым его прогнозировать и нацеливать на задачи бизнеса. Носителем и транслятором корпоративной культуры является в первую очередь высший менеджмент компании. Какая-то корпоративная культура есть в любой организации, но важно то, насколько она способствует достижению целей этой организации.
Миссия организации
Чтобы осознать миссию организации, требуется посмотреть на деятельность фирмы с высоты птичьего полета. Четко сформулированная миссия организации – это ее визитная карточка. Осознание и принятие миссии организации придает смысл всем усилиям ее сотрудников, отдающих ей значительную часть своей жизни.
«Цель компании Motorola — достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступным ценам, что позволяет зарабатывать прибыль, необходимую для роста предприятия, и предоставлять нашим служащим и акционерам возможности для достижения разумных личных целей».
Джек Уэлч (Jack Welch), вице-президент компании General Electric:
«Мы бы хотели, чтобы через десять лет с настоящего момента General Electric воспринималась как уникальное, динамичное предприятие... компания, известная по всему миру своим совершенством. Мы хотим, чтобы General Electric была самой прибыльной, высокодиверсифицированной компанией на Земле и имела мировое лидерство по качеству каждой позиции своего товарного ассортимента».
Содержание миссии должно отвечать следующим критериям:
миссия должна быть выражена сравнительно просто, в форме, удобной для восприятия: усложненная формулировка, включающая в себя множество аспектов, с трудом поддается разъяснению и осознанию;
в основе миссии должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей;
вопрос, почему потребители будут покупать товары и услуги именно этого, а не другого предприятия, должен иметь четкий ответ.
Таким образом, определение миссии предприятия необходимо начинать с учета потребностей, которые удовлетворяет продукция предприятия, или с ответа на вопрос: «Какую пользу вы можете принести вашим потребителям?»
Видение будущего
Видение будущего — это то, как сотрудники представляют себе картину будущего компании и ее развитие в соответствии с планами и мечтами ее лидеров. "Видение"— в отличие от мечты — подразумевает значительную степень уверенности в воплощении этой картины в реальность. Видение — желаемый и достижимый рубеж роста. Оно служит основой стратегического планирования и командной сплоченности.
Цели предприятия
Цель предприятия — это желаемое состояние, которого требуется достичь скоординированными усилиями всех сотрудников в заданный промежуток времени.
Цели предприятия должны быть достаточно весомы и удовлетворять следующим требованиям:
К – Конкретны
И – Измеримы
Л – Локализованы
О – Определены во времени
Четкое определение весомых и значимых целей – один из ключевых факторов успеха компании. Если цели слишком размыты, то менеджмент компании из управляющего субъекта рискует сам стать объектом управления со стороны собственного персонала или конкурирующих компаний.
Цели можно классифицировать по трем основным признакам:
1. По времени достижения результата:
долгосрочные, стратегические цели - на 5-10 лет;
среднесрочные, тактические цели — на 1-5 лет;
краткосрочные, оперативные цели в пределах одного года.
2. По уровню исполнения:
стратегические общекорпоративные цели — общие цели организации;
тактические цели основных стратегических подразделений компании;
исполнительские цели функциональных подразделений.
3. По виду измерения:
качественные цели;
количественные цели.
Декомпозиция целей организации
Декомпозиция целей предприятия осуществляется в соответствии с общими правилами декомпозиции любых объектов исследования. Под декомпозицией объекта исследования понимается расчленение объекта на отдельные составляющие до тех пор, пока на каком-либо уровне ее внутренней организации не обнаружатся так называемые первичные элементы, которые, с одной стороны, все-таки обладают функциональной целостностью, а с другой стороны, непосредственно пригодны для управления качеством и/или эффективностью их функционирования. Элементы системы являются нижним уровнем управления, для которого возможна постановка управленческих целей.
Правила декомпозиции целей:
соподчиненность элементов двух смежных уровней, то есть элементы рассматриваемого уровня подчиняются элементу - системе вышестоящего уровня, «вытекая» из нее и непосредственно обеспечивая ее функциональную целостность;
непересечение «вытекающих» из вышестоящей системы в пределах одной структуры элементов рассматриваемого уровня, означающая, что их невозможно логически вывести один из другого;
полнота состава элементов рассматриваемого уровня, необходимая и достаточная для обеспечения функциональной целостности элемента - системы вышестоящего уровня, из которой они «вытекают»;
единство элементов рассматриваемого уровня, означающее, что функциональная целостность вышестоящего элемента-системы будет обеспечена только в том случае, если будет обеспечено выполнение во взаимосвязи всеми «вытекающими» из нее элементами своих функций.
SWOT-АНАЛИЗ
Даже при наличии достоверной информации менеджменту фирмы приходится принимать решение о дальнейших действиях в условиях неопределенности, так как наличие информации — это еще не решение, ее необходимо интерпретировать в зависимости от поставленных целей. Одним из наиболее часто используемых методов сопоставления альтернатив является метод «SWOT-анализа», сокращенно от английского:
Strengths — сильные стороны,
Weaknesses — слабые стороны,
Opportunities — возможности,
Threats — угрозы.
Суть метода заключается, с одной стороны, в выявлении и по мере возможности устранении слабых сторон собственной фирмы по сравнению с конкурентами, а с другой стороны, в еще более целенаправленном использовании и развитии выявленных сильных сторон предприятия.
Основная цель исследования окружающей бизнес-среды заключается в осознании новых маркетинговых возможностей и угроз со стороны окружающей бизнес среды.
Маркетинговая возможность — это область покупательских нужд, удовлетворение которых - основа прибыли компании.
Возможности компании классифицируются в соответствии с их привлекательностью и вероятностью успеха. Успех компании зависит от двух факторов:
соответствия ее деловых возможностей основным требованиям целевого рынка и
превосходством над потенциалом конкурентов.
Компания, которая производит осветительное оборудование для телестудий, могла бы представить свои маркетинговые возможности в виде следующей матрицы:
Привлекательность |
Вероятность успеха |
|
Высокая |
Низкая |
|
Высокая |
Компания начинает производство более мощных осветительных систем |
Компания конструирует новые приборы для измерения энергетической эффективности любых осветительных систем |
Низкая |
Компания создает контрольно-измерительную аппаратуру для измерения уровня освещения |
Компания разрабатывает компьютерную программу для обучения персонала телестудий основам осветительной техники |
Угрозы со стороны окружающей бизнес-среды — это негативное влияние неких тенденций или неблагоприятное развитие событий, которые в отсутствие защитных маркетинговых мероприятий приводят к сокращению объемов продаж и снижению доходов компании.
Чтобы избежать угроз, фирма должна подготовить план действий на случай непредвиденных обстоятельств, в котором будет предусмотрена ее ответная реакция.
Внешние угрозы можно классифицировать по степени серьезности и вероятности возникновения, что отражается в матрице следующего типа:
Серьезность |
Вероятность возникновения |
|
Высокая |
Низкая |
|
Высокая |
Конкуренту удается создать перспективную осветительную систему |
Общеэкономический спад |
Низкая |
Повышение издержек |
Правительственный акт о сокращении выдачи лицензий на телевещание |
Сравнивая маркетинговые возможности и внешние угрозы, можно дать общую оценку привлекательности бизнеса для его владельца. Здесь возможны четыре варианта:
идеальный бизнес - хорошие основные возможности и практически полное отсутствие внешних угроз;
рискованный бизнес - равно велики и перспективы и опасности;
зрелый бизнес — одинаково низкие возможности и угрозы;
проблемный бизнес — плохие перспективы и неизбежные трудности.
После анализа возможностей и угроз для бизнеса, требуется оценить сильные и слабые стороны компании. В основном оценка затрагивает четыре основные функциональные сферы бизнеса: производство, финансы, маркетинг, организация (менеджмент фирмы). Базовые факторы оценки внутренней и внешней среды фирмы представлены в следующей сводной таблице:
Внутренняя среда |
Внешняя среда |
1. Организационные организационная структура; гибкость системы управления; формы контроля и их наличие или отсутствие; наличие взаимодействия между подразделении; информационная взаимосвязь подразделений 2. Производственные производственные мощности; технический уровень; загрузка мощностей; качество товара; ноу-хау; себестоимость; снабжение сырьем и материалами. 3. Маркетинговые известность марки; полнота ассортимента; товарные позиции на рынке; организация физического распределения (транспорт, хранение, обработка); уровень сервиса для клиентов; квалификация торгового персонала. 4. Финансовые потоки денежных средств финансовая устойчивость издержки, прибыль, рентабельность |
1. Факторы спроса потенциал рынка; динамика или темпы роста/сокращения рынка; структура спроса (скорость проникновения и приверженность); доля фирмы. 2. Факторы конкуренции: количество значимых конкурентов; сила марок конкурентов; наличие прямых заменителей; наличие косвенных заменителей; степень ценового давления; технологическое развитие. 3. Факторы сбыта количество посредников; наличие организованных сетей распределения; сила марок посредников; условия поставок. 4. Распределение ресурсов доступность сырьевых источников. 5. Макрофакторы законодательное регулирование; рентабельность отрасли; темпы инфляции; инвестиционная привлекательность отрасли. |
Завершающим этапом SWOT-анализа является сопоставление возможностей, угроз, сильных и слабых сторон компании, что позволяет в дальнейшем выработать оптимальную стратегию развития компании. Для сопоставления используется матрица SWOT, которая состоит из четырех квадратов, каждый их которых имеет свое значение и название:
Внутренняя среда (фирма) |
Внешняя среда (рынок) |
|
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные стороны |
I. Развитие |
П. Компенсация угроз |
Слабые стороны |
III. Что изменить? |
IV. Проблемный |
Первый квадрат показывает, может ли фирма использовать благоприятную ситуацию на рынке для своего развития, достаточно ли у нее ресурсов.
Второй квадрат показывает, есть ли у фирмы возможности приспособиться к рыночным условиям и использовать свои сильные стороны для противостояния угрозам, исходящим от внешней среды.
Третий квадрат показывает, можно ли, используя возможности среды, компенсировать свои слабости.
Четвертый квадрат представляет собой список стратегических угроз и показывает, что может помешать предприятию развиваться и достигать целей, выявленных в квадрате I.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ ФИРМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
Модель бостонской консультационной группы
Основываясь на соотношении между темпом роста рынка для данного товара и уже существующим для него объемом рынка. Бостонская консультационная группа (БКГ) выделила четыре позиции, которые товар может занимать на рынке. Приведенная рядом схема называется «бостонская матрица». Каждый продукт имеет свой жизненный цикл и может проходить через все названные позиции, как показано стрелкой на рисунке. Вместе с тем у любого продукта могут быть и иные траектории развития
"ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ", ИЛИ "ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ"
Сюда относят новые направления деятельности, которые требуют вложения ресурсов, но пока мало дают отдачи. Часто это продукты-нововведения, которые равновероятно могут стать и "звездами", и "мертвыми солдатами".
"ЗВЕЗДА"
Это — категория перспективного товара, находящегося в стадии успешной раскрутки.
"ДОЙНАЯ КОРОВА"
Товар типа "дойная корова", или "денежный мешок", является основным источником денежных средств, используемых для инвестиций в новые продукты. Продукт пока удерживает высокую долю рынка, а следовательно, и свои способности приносить доход, но темпы роста уже замедлились. По терминологии Питера Друкера такие товары называются "сегодняшними кормильцами".
"УХОДЯЩИЙ ПРОДУКТ"
Товар имеет небольшую долю на своем стагнирующем рынке. Производство и продвижение товара поглощает все больше денег и других ресурсов.
Бостонская матрица наглядна и проста в использовании, хотя она и не отражает всего многообразия ситуаций с товаром на рынке. Вместе с тем она может быть использована и для разработки маркетинговой стратегии по управлению товарами соответствующей группы.
Стратегии развития предприятия по И. Ансоффу
Значительная часть корпоративных и фирменных стратегий включают в себя установку на развитие и рост компании, что выражается в увеличении объемов продаж, прибыли, увеличении доли рынка, масштабов бизнеса и т.д. Классификация стратегий развития была подробно разработана Игорем Ансоффом и сведена в четыре основные группы, которые представлены в следующей матрице:
РЫНКИ |
ТОВАРЫ |
|
Существующие (производимые на данный момент) |
Новые (с измененными характеристиками) |
|
Существующие |
Предпринимательство на уровне продвижения продукта Стратегия: расширение рынка, увеличение продаж за счет новых клиентов Средство: продвижение изделий, цены |
Предпринимательство на уровне создания нового товара или услуги Стратегия: разработка и продвижение новых товаров и услуг Средство: изучение потребностей, анализ рынка, пробные продажи |
Новые |
Предпринимательство на уровне создания нового рынка Стратегия: создание новых рынков Средство: новые филиалы и точки продаж, перепозиционирование |
Предпринимательство наибольшего риска Стратегия: диверсификация (создание принципиально нового продукта и нового рынка для этого продукта) |
Предпринимательство на уровне продвижения продукта оправдывает себя при растущем рынке, либо при наличии у фирмы явных конкурентных преимуществ, которые позволяют ей потеснить конкурентов и отвоевать у них часть рынка. Если на рынке становится слишком тесно и у фирмы недостаточно внутренних ресурсов, чтобы выдерживать нарастающую конкуренцию, имеет смысл обратиться к другим стратегиям.
Предпринимательство на уровне создания нового рынка означает выход на новые рынки сбыта со своими прежними товарами и технологиями. Это могут быть и географические рынки, но также и просто смена торговых посредников, изменение схемы каналов распределения и связанные с ними перепозиционирование продукта, что позволяет выйти на новую целевую группу покупателей и предложить им свои товары или услуги.
Предпринимательство на уровне создания нового товара означает концентрацию внутренних ресурсов на разработке новых и модернизации уже существующих товаров, которые предлагаются прежней целевой группе покупателей.
Предпринимательство наибольшего риска означает вывод на новый рынок принципиально нового для фирмы товара. При диверсификации риски многократно умножаются, поэтому оно может оправдываться только надеждами на очень серьезный выигрыш в случае удачию
Выделяют следующие основные виды диверсификации:
связанная диверсификация – фирма осваивает смежные направления, соответствующие ее основному профилю и специализации;
несвязанная диверсификация – новые направления никак не связаны с прежним видом деятельности.
Конкурентные стратегии развития по М. Потеру
Модель конкурентных стратегий развития М. Потера содержит разработку стратегии, которая учитывает характер рыночной конкуренции. На основании факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Потер предложил матрицу конкурентных стратегий:
Уникальность товара |
Низкие издержки |
|
Весь рынок |
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ |
ЛИДЕРСТВО ПО ИЗДЕРЖКАМ |
Один сегмент |
КОНЦЕНТРАЦИЯ НА СЕГМЕНТЕ |
ЛИДЕРСТВО ПО ИЗДЕРЖКАМ
Стратегия
Стратегия опирается на преимущества в сфере производства и обычно связана с большим производственным опытом и передовыми технологиями. Тщательный контроль над постоянными расходами, инвестиции в производство, направленные на реализацию эффекта опыта и тщательную проработку конструкции новых товаров, пониженные сбытовые и рекламные издержки. В центре внимания - низкие издержки по сравнению с конкурентами.
Условия осуществления
Стабильные инвестиции, высокая техническая компетентность, жесткий контроль над производством и сбытом и простые в изготовлении, стандартизированные товары.
Преимущества
Лидерство за счет экономии на издержках дает надежную защиту, так как первыми действие конкурентной борьбы испытывают наименее эффективные фирмы.
Недостатки
Неспособность вовремя выявить необходимость внесения изменений в товар из-за преувеличенного внимания к издержкам. Новые технологии могут обесценить прежние инвестиции. Конкуренты могут воспользоваться методами снижения затрат.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Стратегия
Согласно данной стратегии, продукция предприятия должна отличаться от продукции конкурентов и иметь неповторимые особенности для потребителей. Это позволяет установить высокую цену. Необходимые условия — широкая известность предприятия, что связано с проведением исследовательской работы на предприятии, выработкой особого дизайна и постоянной работой с клиентами.
Дифференциация может принимать различные формы: имидж марки, признанное технологическое совершенство, внешний вид, послепродажный сервис.
Условия осуществления
Наличие конкурентных преимуществ в сфере маркетинга. Способность предвидеть развитие рынка. Поддержание равновесия между различными функциями: НИОКР, производством, маркетингом и т. д.
Преимущества
Успешная дифференциация позволяет фирме добиться большей рентабельности за счет того, что рынок готов принять более высокую цену.
Недостатки
Значительные инвестиции в операционный маркетинг и особенно в рекламу с целью известить рынок о заявляемых отличительных особенностях товара.
Со временем рост цены может сказаться на приверженности покупателей к марке фирмы, и, кроме того, продукт со временем может потерять свою привлекательность и значение.
КОНЦЕНТРАЦИЯ НА СЕГМЕНТЕ
Стратегия
Суть данной стратегии — концентрация на одном или нескольких сегментах рынка и достижение лидерства или особого положения. Для этого предприятию необходимо более эффективно обслуживать выбранный сегмент рынка по сравнению с конкурентами.
Стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам, либо и на то, и на другое, но только в рамках целевого сегмента.
Условия осуществления
Условия применения данной стратегии те же, что и у стратегии дифференциации, но применительно к целевому сегменту.
Преимущества
Концентрация на сегменте позволяет уйти от прямой конкуренции с крупными компаниями и реализовать свои конкурентные преимущества в борьбе с другими компаниями, примерно равными по ресурсному потенциалу.
Недостатки
Разница в ценах с неспециализированными товарами конкурентов становится слишком большой.
Конкуренты могут найти нишу внутри сегмента и таким образом специализироваться, что позволит им выйти на более эффективные решения по сравнению с продукцией рассматриваемой фирмы в данном сегменте.
РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
В широком смысле маркетинговая стратегия представляет собой ответы на ряд вопросов стратегического характера, имеющих принципиальное значение для дальнейшего развития фирмы и определяющих характер всей дальнейшей маркетинговой программы фирмы. К числу таких вопросов относятся определение своей рыночной ниши и целевой группы потребителей, или, иными словами, товарное дифференцирование и позиционирование фирмы, и принципиальные решения по комплексу маркетинга.
Товарное дифференцирование и позиционирование
В современных условиях ведения бизнеса выживает только тот, кто сумел найти свою рыночную нишу, утвердиться в сознании целевого клиента. Выбор целевой группы покупателей и «подгонка» под эту группу всей маркетинговой и производственной деятельности является одним из ключевых стратегических маркетинговых решений, которое во многом определяет последующих успех фирмы на рынке. Это справедливо как для малых и средних компаний, так и для китов бизнеса.
Определить рыночную нишу значит определить область позиционирования фирмы на рынке соответствующего товара или услуги. Способствует определению рыночной ниши процесс сегментирования рынка, под которым понимается разбиение потребителей на группы по каким-либо признакам или характеристикам – социально-демографическим, географическим, психографическим, поведенческим. Сегментирование рынка позволяет лучше понять профиль рынка, оценить степень привлекательности того или иного сегмента и, наконец, сделать выбор в пользу конкретного сегмента, на который будут ориентированы все дальнейшие маркетинговые усилия.
ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОГРАММ
Чтобы конкретизировать маркетинговую стратегию в программах, необходимо принять ряд решений в сфере товарной политики, ценообразования, в сфере распределения и продвижения товара, определиться с затратами на соответствующие маркетинговые мероприятия.
Маркетинг-микс (комплекс маркетинга) – совокупность инструментов воздействия на покупателей, находящиеся в распоряжении компании-продавца и используемые ею для увеличения числа и объемов заключаемых сделок ради достижения целей своего бизнеса
Известно десятки приемов и инструментов маркетинг-микс. Дж. Маккарти предлагает классифицировать их по четырем направлениям: товар, цена, место продажи, способы продвижения. Эта классификация получила название концепции «четырех P» (4Ps).
КОНЦЕПЦИЯ 4Ps ограничивает способы воздействия на Покупателя четырьмя переменными:
PRODUCT, ТОВАР – совокупность товаров и услуг, предлагаемых данному сегменту рынка для удовлетворения потребностей данной целевой группы покупателей
PRICE, ЦЕНА – система ценообразования, устанавливаемая для данного сегмента рынка
PLACE, МЕСТО – система распределения (дистрибуции) товара, обеспечивающая доступность товаров и услуг для целевых потребителей в местах возникновения спроса
PROMOTION, ПРОДВИЖЕНИЕ – совокупность мероприятий по продвижению товара на рынке услуг на данном сегмента рынка (реклама, promotion-акции, личные прямые продажи, PR и пр.)
Основные маркетинговые решения по каждому из четырех направлений:
ТОВАР |
ЦЕНА |
МЕСТО ПРОДАЖИ |
ПРОДВИЖЕНИЕ |
Ассортимент Качество Дизайн Характеристики Торговая марка Упаковка Размеры Обслуживание Гарантии Возврат |
Розничные и оптовые отпускные цены Скидки и надбавки Условия платежа Условия кредитования Прайс-лист |
Типы посредников Каналы распределения Охват рынков Дилерская поддержка Плотность сети сбыта Время от оформления до поставки Запасы Транспорт |
Торговый персонал Реклама Стимулирование сбыта Личные продажи (торговый персонал) Связи с общественностью Прямой маркетинг |
Все перечисленные выше факторы, определяемые концепцией 4Ps, остаются подконтрольными руководству. Вместе с тем следует помнить и о неподконтрольных факторах, таких как экономическое состояние страны в целом, политическое состояние, уровень научно-технического прогресса и другие.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
Конечным этапом процесса стратегического планирования в области маркетинга является составления маркетингового плана, который определяет направление движения компании и позволяет скоординировать деятельность сотрудников фирмы, направив их на достижение каких-то определенных целей.
Как выглядит маркетинговый план? Обычно он состоит из нескольких основных разделов, который кратко представлены на следующей схеме:
Краткое резюме |
Представляет основные тезисы предлагаемого плана |
Текущая ситуация на рынке |
Сведения, характеризующие состояние рынка и отрасли в целом, уровень конкуренции, маркетинговые стратегии конкурентов, производство и распределение, состояние макросреды |
SWOT-анализ |
Анализ основных возможностей и угроз, сильных и слабых сторон компании |
Маркетинговые цели |
Маркетинговые цели фирмы выражаются в плановых показателях объемам сбыта в стоимостном и натуральном выражении, по территориям и рынкам, показателях доли рынка и пр. |
Маркетинговая стратегия |
Стратегические решения, определяющие основные направления и характер всей программы маркетинга: распределение ресурсов фирмы по направлениям, определение рыночной ниши, товарное дифференцирование и позиционирование фирмы |
Программы действий |
Планы маркетинговых мероприятий по управлению товарным ассортиментом, ценообразованию, управлению распределением, продвижению продукции (план продаж, рекламный план, планы мероприятий по стимулированию сбыта и связям с общественностью) |
Бюджет маркетинга |
Подсчет затрат на реализацию маркетинговой программы с разбивкой по статьям (маркетинговые исследования, разработка новых товаров, затраты на продвижение, содержание торгового персонала), определение способа распределения средств |
Контроль |
Определяет способы проверки исполнения маркетинговой программы |
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПРОКЛАДЫВАЕТ ДОРОГУ В ХАОСЕ РЫНКА
Джек Траут, Эл Райс // Top-Manager, №5, 2000
Золотые деньки рекламы давно прошли. Как недавно высказался президент одной крупной компании-производителя потребительских товаров, "чтобы пересчитать появившиеся в последние двадцать лет новые успешные торговые марки, хватит пальцев одной руки. Причем не факт, что вы доберетесь до мизинца". Конечно, большинство компаний не собираются "опускать руки", и полки супермаркетов завалены "полууспешными" марками. Производители товаров-аналогов цепляются за призрачную надежду, что блестящая рекламная кампания позволит их "творениям" взобраться на "пьедестал почета". И в то же время они постоянно предлагают купоны, скидки, устраивают демонстрации товара в местах продажи. Но прибыль зарабатывается все труднее и труднее, ведь даже самая креативная рекламная кампания, в случае ее успеха, не способна улучшить положение неудачной марки.
В разговорах о рекламе нет больших скептиков, чем менеджеры компаний. Им нет дела до новых эффективных способов рекламирования товаров, ибо они 24 часа в сутки изобретают схемы сокращения издержек. Чуть ли не каждый производитель стремится организовать собственные рекламные агентства, службы покупки медиа, проводит бартерные сделки.
Была реклама в наше время
Хаос на рынке есть отражение того простого факта, что реклама работает не так, как прежде. Но традиционные подходы отличаются высокой живучестью. "Нет никаких причин для того, чтобы реклама перестала выполнять свои функции, - говорят защитники status quo, - до тех пор пока хорош сам продукт, план тщательно проработан, а рекламой занимаются творческие личности". Но они не учли одной серьезной причины – самого рынка. Сегодня на рынке слишком "шумно". А шум создается не только огромным количеством рекламы, но и беспрецедентным числом товаров и торговых марок.
Среднему потребителю просто не хватает ментальных способностей и сил, чтобы своевременно упорядочить поступающую информацию. С повышением уровня жизни средний потребитель все меньше в меньше стремится к «наилучшему» выбору, а многие богатые покупатели вполне довольствуются "нормальными" марками. Современный хаотичный рынок не оставляет шансов на успех рекламе, созданной традиционными методами. В прошлом реклама разрабатываюсь автономно. Вы изучали продукт и его свойства, а реклама должна была рассказать вашим покупателям и потенциальным потребителям о его выгодах. Не имело особого значения, что конкуренты предлагают товары с аналогичными свойствами. Традиционный подход игнорировал конкуренцию, и каждое заявление о выгодах товара делалось так, будто речь идет о каких-то исключительных преимуществах. Упоминание о товарах конкурентов рассматривалось не только как дурной тон, но и как ошибочная стратегия. В эпоху позиционирования правила изменились. Чтобы установить собственную позицию, частенько приходится не только поименно называть конкурирующие марки, но и нарушать казалось бы непререкаемые рекламные законы. Потенциальный покупатель уже знает выгоды использования проектов любых товарных категорий. Чтобы взобраться на вершину товарной лестницы сознания потребителя, поставщику необходимо связать свою марку с теми, которые там уже обосновались.
Avis: "лицом к реальности"
На современном рынке образ конкурента важен не менее, чем ваш собственный. А иногда и более значим. На заре эпохи позиционирования символом успешной рекламной кампании была знаменитая реклама фирмы Avis. В историю маркетинга она войдет как классический пример создания позиции "лицом к реальности". В случае с Avis это была позиция признания первенства тогдашнего лидера рынка.
"Avis - только №2 на рынке проката автомобилей, так зачем же обращаться к нам? А затем, что нам есть к чему стремиться и мы усердно работаем".
Тринадцать лет Avis терпела убытки, но когда фирма признала, что занимает на рынке второе место, ее прибыли начали возрастать. Avis заработала на том, что признала лидерство компании Hertz и отказалась от политики лобовых столкновений.
VW заставил работать гадкого утенка
Порой успех приносит позиция, от которой отказываются все остальные. Например, все автомобилестроители желают, чтобы публика думала, что они делают красивые машины. А компания Volkswagen сумела занять уникальную позицию... выбыв из состязания за красоту. Сила ее позиции заключалась в возможности донести до потребителей идею надежности." VW1970 г. еще долго не будет красавцем" -такое заявление звучало убедительно, потому что было психологически правильным. Когда рекламодатель признает свои недостатки, потребитель чувствует к нему расположение.
Битвы газировок
Преимущество обладания позицией наиболее отчетливо проявляется на рынке безалкогольных напитков. По сути соперничество трех главных марок колы нельзя назвать конкуренцией. На каждые десять проданных бутылок "Coke" приходится четыре бутылки "Pepsi" и лишь одна - "Royal Crown".
Но если для колы №2 на рынке еще есть место, то позиции "Royal Crown" откровенно слабы. Например, в 1970 году прирост объема продаж "Coca-Cola" в сравнении с предыдущим годом (168 млн ящиков) превысил весь объем реализации "Royal Crown" (156 млн ящиков).
Очевидно, что "Coke" принадлежит самая сильная позиция на рынке колы и для других марок места практически не осталось. Но как ни странно, находится. Так одну из наиболее интересных идей позиционирования использует марка "Seven-Up". Мы имеем в виду девиз "Не-Кола" ("Un-Cola"). который на первый взгляд кажется глуповатым -пока не присмотреться. Девиз "Бодрящий и дикий" был хорош в эпоху создания имиджа. "Не-Кола" - это программа-максимум эры позиционирования. В первый год позиционирования этого продукта в противовес колам его продажи увеличились примерно на 10%. И рост все еще продолжается.
Вы сможете оценить все великолепие этой идеи, только когда осознаете, насколько сильна склонность жаждущего находить удовольствие в употреблении напитков из категории колы. Именно к ней относятся два из трех потребляемых в США тонизирующих напитков.
В чем-то схожая политика позиционирования используется на медиа-рынке. Так, в сознании покупателя периодических изданий прочно засело определение журнала Sports Illustrated как "третьего еженедельника".
Очевидно, что это успешная программа. Но механизм, определяющий ее аеиавенноаь, не столь очевиден. Ведь слова "третий еженедельник" никак не характеризуют собственно Sports Illustrated. (А понятие "He-Кола" ничего не говорит о свойствах "Seven-Up"). Одно можно сказать с уверенностью: данное определение связывает журнал с категорией периодических изданий, которые потенциальный покупатель рассматривает в числе наилучших (так же, как девиз "He-Кола" связывает "7-UP" с категорией наиболее предпочитаемых потребителями безалкогольных напитков).
Программы "Seven-Up" и Sports Illustrated являются яркой демонстрацией того, что позиционирование не предполагает никаких манипуляций с продуктом. Позиционирование - это то, что вы проделываете с сознанием людей, то есть позиция вашего товара в "ментальном пространстве" покупателя.
Репозиционирование конкурента
В некоторых случаях для того, чтобы позиционировать вашу собственную марку, приходится репо-зиционировать конкурента. В случае с пивом "Beck" репозиционирование происходило за счет марки "Lowenbrau"'. "Вы попробовали самое популярное в Америке немецкое пиво. А теперь - самое знаменитое пиво Германии". Действенность стратегии определяет прием, направленный на то, чтобы потенциальный покупатель понял: прежде он считал пиво "Lowenbrau" тем, чем в действительности оно не является. Данный принцип иллюстрирует и нынешняя программа позиционирования вина "Rafael". На рекламных обьявлениях изображены бутылка "Rafael" с надписью "сделано во Франции" и бутылка "Dubonnet" с надписью "сделано в США". "Заплатите на $1 меньше, - говорится в объявлении, - и наслаждайтесь импортным вином". "Купившаяся" публика с изумлением обнаруживает, что вино с красивым французским названием "Dubonnet" - чисто американский продукт.
Трудности авиалинии X
В эпоху позиционирования значение имени фирмы или товара постоянно возрастает. Имя собственное - та "петелька", за которую покупатель "подхватывает" торговую марку и "опускает" ее на иерархическую товарную лестницу своего сознания. Поэтому даже лучший в мире, но неудачно названный товар обречен "толкаться" перед входом на нее. Рассмотрим, к примеру, такую отрасль, как авиаперевозки. Лидирующие позиции на внутреннем рынке США принадлежат компаниям United, American, TWA и авиакомпании, которую мы назовем X. Как и у всех других авиакомпаний, у X были хорошие и плохие времена. К сожалению, длительность "засух" значительно превышала периоды "процветания". Но в отличие от некоторых самодовольных конкурентов, X стремилась к совершенству. Несколько лет назад она пригласила лучших специалистов по маркетингу и начала действовать. Компания X была среди первых, кто, желая улучшить свою репутацию, "раскрасил самолеты", "улучшил питание на борту" и "приодел стюардесс".
Решившись на "расставание" с деньгами, авиакомпания X действовала смело. В течение несколько лет ее рекламный бюджет - один из самых больших в отрасли. Хотя она рекламирует себя как "второго крупнейшего пассажирского авиаперевозчика в свободном мире' вы вряд ли догадались, что наша X - известная в США авиакомпании Eastern. И что ее расходы на рекламу равны рекламным бюджетам всемирно известных авиаперевозчиков.
Абстрагируясь от рекламных расходов, скажите честно, что вы думаете об Eastern? Куда, по-вашему, летают ее самолеты? На Восточное побережье, в Бостон, Вашингтон, Майами? А еще она осуществляет рейсы в Сент-Луис, Новый Орлеан, Атланту, Сан-Франциско, Акапулько. Но Eastern имеет региональное имя ("Восточная"), а ее конкуренты - "Обьединенная", "Американская", "Транснациональная", - имена, которые дают понять потенциальным клиентам, что авиалайнеры летают на всех направлениях. Взглянем на данную проблему, взяв за точку отсчета Индианаполис, один из городов, который находится в сфере "влияния" Eastern. Из Индианаполиса Eastern летает и на север (Чикаго, Милуоки, Миннеаполис) и на юг - в Бирмингем и Мобил. А вот на восток ее лайнерам летать как-то не доводилось. И потом есть еще направление на Антильские острова (Сан-Хуан), которое Eastern обслуживает более 25 лет. Когда-то Eastern владела львиной долей этого рынка. Но год назад American Airlines поглотила авиакомпанию Trans Caribbean. Так кто сегодня является номером один на рейсах в Сан-Хуан? Правильно. American.
Как бы вам ни хотелось, вы не можете воспринимать название "The Wings of Man" ("Крылья планеты' как региональное. Имея выбор, потенциальный клиент склоняется скорее к национальной, а не к региональной авиакомпании.
B.F. Goodrich: кризис индивидуальности
Что делать компании, если ее имя Goodrich) почти не отличается от имени более крупной фирмы из той же отрасли (Goodyear)? У Goodrich проблемы. Даже если бы она заново изобрела колесо, вся слава все равно досталась бы Goodyear.
Если вы смотрели трансляцию ян-Барского кубка "Super Bowl" no американскому футболу, то наверняка видели рекламу обеих фирм «Американские шины» Goodrich и «Американские шины» Goodyear. Как вы думаете, какой из них удалось с лихвой вернуть вложенные в эту рекламу $200 тыс.? Мы не знаем результатов исследований, но готовы поставить на Goodyear - компанию, которая занимает прочные позиции на рынке автомобильных шин.
Названия-ловушки
Но даже неудачные названия вроде Eastern или Goodrich лучше, чем никакие. В списке 500 крупнейших промышленных компаний США журнала «Fortune» мы насчитали 16 корпоративных "безымянок". То есть 16 крупных американских компаний на законных основаниях заменили свои имена бессмысленными абб-ревиатурами.
Сколько из этих компаний вы сможете узнать: ACF, AMF, AMP, ATO, CPC, ESB, FMC, GAF, NVF, NL, PPG, RСА SСМ, TRW, USM и VF?
И ведь это не крошечные фирмочки. Самая маленькая из списка, AMP, дает работу 10000 служащим, а объем продаж превышает в $225 млн в год.
Компании типа ACF, AMF, AMP и другие не в состоянии уразуметь, что их аббревиатуры должны что-то означать для окружающих. Потенциальный покупатель сперва должен узнать ваше имя, а уж потом он, может быть, запомнит ваши инициалы.
GE означает General Electric, IBM -International Business Machines. И все это знают. Но многие ли из нас знают, что ACF означает American Car & Foundry?
Более того, теперь, когда ACF официально сменила имя на аббревиатуру, она, пожалуй, просто не имеет юридически корректного способа представить клиентам свое прежнее название.
Исключением является компания RCA. Каждому американцу известно, что аббревиатура RCA означает или раньше означала Radio Corp. of America.
Сегодня это так. Ну а завтра? Что будут думать люди через 20 лет, глядя на такую странную аббревиатуру? Roman Catholic Archdiocese (Римская католическая епархия)? Или возьмем компанию Corn Products Co. По всей видимости, она сменила название на СРС International потому, что производит продукты из самого разного сырья, а не только из кукурузы. Но вы не сможете вспомнить что такое "СРС", до тех пор пока в процессе "перебора" не дойдете до "Com Products Co". Ирония в том, что СРС решилась на перемены, чтобы "отречься" от прошлого. Но получила прямо противоположный результат.
Ловушка расширения товарных линий
Но имена весьма коварны. Возьмем для примера шампуни, бальзамы, кондиционеры и муссы для волос марки "Protein 21/29". Все в том же 1970 году Меппеп Со. представила рынку продукт под названием "Protein 21", совмещающий в себе шампунь и кондиционер. Развернув презентационную кампанию, бюджет которой составил $6 млн (а в 1971 г. уже $9 млн), Меппеп вскоре расширила долю рынка шампуней до 13%. Но Меппеп поддалась соблазну расширения новой товарной линии и один за другим вывела на рынок бальзам для волос "Protein 21", бальзам для волос мужской "Protein 29", кондиционер "Protein 21" (в двух вариантах) и питательный состав для волос "Protein 21". Чтобы окончательно всех запутать, фирма предложила оригинальный шампунь "Protein 21" в трех вариациях (для сухих, жирных и обычных волос).
Можете представить замешательство покупателя, который пытается понять, что же все-таки он должен намазать на волосы? Неудивительно, что доля "Protein 21" на рынке сократилась с 13% до 11%. И это падение продолжается.
Высокая цена легких решений
На другой, но похожий подводный камень маркетинга наткнулась недавно компания Miles Laboratories. Представьте себе такую картину. Группа парней сидит за круглым столом в конференц-зале и пытается найти подходящее название для нового средства от простуды. "Я придумал, - говорит Гарри. - Давайте назовем его "Alka-Seltzer Plus". Тогда мы сэкономим $20 млн, уже израсходованных на раскрутку марки "Alka-Seltzer". "Отличная мысль, Гарри", - отвечают парни, и еще одна ресурсосбе-регающая идея принимается единогласно.
Итак, вместо того, чтобы "подвинуть" популярные на рынке препараты конкурентов "Dristan" и "Contac", новый продукт делает прямо противоположное - разрушает рынок "Alka-Seltzer". Руководство M/7es обеспокоено. С каждым телевизионным роликом просто "Alka-Seltzer" становится все меньше и меньше, a "Plus" все больше и больше.
С ловушкой легких решений связана еще одна распространенная ошибка в рассуждениях, известная как ловушка "знаменитого имени". Менеджеры компаний General Electric и RCA полагали, что смогут завоевать - в противовес IBM - сильные позиции на рынке компьютеров. Но нет никакой гарантии, что компания, хорошо известная в одной области, распространит положительный имидж на другую сферу только благодаря своему имени. Иначе говоря, ваша торговая марка может быть на верхушке одной лестницы, но на другой места ей не найдется. И чем больше продукты удалены друг от друга в концептуальном смысле, тем труднее получить конкурентные преимущества. В прошлом, когда известные наперечет компании выпускали относительно ограниченный круг товаров, хорошо известное имя было намного более ценным капиталом, чем сегодня. Но из-за все того же шума на рынке "знаменитая компания", пытающаяся отвоевать сильные позиции в новой для себя, а не в той, где она заработала имя отрасли, сталкивается с огромными проблемами.
Нельзя понравиться каждому
Человеческое свойство, именуемое "жадностью", нередко провоцирует рекламодателей на ошибки. Презентация модели автомобиля "Hornet" компании American Motor - яркий пример ловушки "универсальности".
Возможно, вы встречали эту рекламу: "Маленький, но мощный автомобиль. Модель "Hornet" от компании American Motor от $ 1994 до $3589".
Товар, которым фирма пытается привлечь всех и каждого, в конечном итоге оказывается никому не нужным. Потребители, которые готовы заплатить за автомобиль $3500, никогда не отдадут их за "Hornet", так как не желают, чтобы их друзья подумали, что они водят машину за $1900. А люди, желающие приобрести автомобиль за $1900, отказываются от приобретения "Hornet", потому что им не нужна машина, лишенная дополнительного оборудования на $1600.
Берегитесь ловушки забывчивости
Если нынешняя реклама компании Avis вообще может служить показателем, то напрашивается вывод, что фирма "забыла дорогу, которая привела ее к успеху". Первая кампания не только связывала №2 Avis с "номером один" Hertz, но и апеллировала к чувству симпатии, которое "зрители" обычно испытывают к побежденным Новая кампания ("Avis выходит на первое место") не только использует традиционную "хвастливую' рекламу, но предлагает потенциальному клиенту прогноз, который никогда не осуществится. Мы предсказываем, что Avis не имеет шансов превратиться в №1. Следующий прогноз: Avis отступит перед Hertz и National. Еще одна фирма, по-видимому, заболевшая амнезией, - Volkswagen. Реклама "Think small" - "Лучше меньше" - была, пожалуй, самым удачным слоганом 1960-х годов. Но в прошлом году VW сообщила, что " Volkswagen представляет новый "народный автомобиль". Большой". Как понять Volkswagen,- лучше меньше или лучше больше? Путаница - враг успешного позиционирования. Прогноз: скорое крушение позиции "Beetle" ("Жука") на рынке США.
Мир словно вращается все быстрее. Много лет назад успешный продукт мог рассчитывать на долгую-долгую жизнь (лет 50). Сегодня жизненный цикл товара много короче. Порой он измеряется даже не годами – месяцами.
Каждый день "рождаются" новые продукты, новые услуги, новые рынки, новые средства информации. Они быстро "взрослеют", а потом незаметно уходят в небытие. И начинается новый цикл. Вчера излюбленными напитками студентов были пиво и крепкие ликеры. Сегодня их место занимает вино.
Вчера мужчины, привыкшие следить за собой, посещали парикмахерскую каждую неделю. Сегодня -раз в месяц или в два. Вчера путь к сердцу масс лежал через популярные журналы. Сегодня - через телевидение. А завтра, возможно, - через кабельное телевидение.
Единственная константа нашей жизни - изменения. Процветание обеспечено лишь тем фирмам, которые умеют устоять перед ветром перемен. Интенсификация "изменений" создает огромное давление на компании, и менеджмент вынужден мыслить исключительно в терминах тактики, а не стратегии. Как заметил один уважаемый специалист по рекламе, "кажется, должна пройти целая эпоха, прежде чем долгосрочная стратегия вновь станет главенствующей методой". Но является ли изменение тем, что позволяет не отставать от перемен? Скорее как раз наоборот. Взору открывается "пейзаж" из обломков проектов, рухнувших по той причине, что компании пытались "не отстать". Singer активизируется во время бума на рынке бытовой техники; RCA - во время подьема компьютерного рынка; General Foods - во время взлета популярности ресторанов "быстрого обслуживания". Не говоря уже о сотнях презревших свою индивидуальность ради причуды называться не полным именем, а аббревиатурой фирм. В то же время программы тех, кто сохранил верность себе и своим лучшим достижениям, оказались весьма успешными. Maytag по-прежнему выпускает надежную бытовую технику, Walt Disney торгует фантазиями и развлечениями, а Avon - красотой.
Возьмем маргарин. Три десятка лет назад первые успешные торговые марки маргарина позиционировали себя в противовес сливочному маслу. "Вкус как у дорогого масла" - такими были типичные рекламные объявления.
А что же сегодня? Да та же самая стратегия. "Нехорошо обманывать мать-природу", - заявляет реклама маргарина "Chiffon", и его продажи возрастают на 25%. Торговая марка "Chiffon" снова продается лучше всех других марок мягкого маргарина.
Роль перспективного мышления
Изменения - волны в океане времени. В краткосрочном периоде они вызывают треволнения и замешательство, в долгосрочном - становятся ведущими течениями и приобретают важное значение. Для того, чтобы выстоять перед лицом перемен, необходимо видеть долгосрочную перспективу, определить основное направление деятельности. Позиционирование -концепция, позволяющая воспользоваться преимуществом долгосрочного воздействия рекламы. В 1970-е годы фирма должна была мыслить более стратегически, чем раньше. Изменение курса крупной компании сродни попытке развернуть супертанкер. Для этого нужно много времени. И если маневр осуществлен неправильно, то исправлять ошибку придется еще дольше. Желая выйти победителем в игре, вы должны принять решения о том, что ваша фирма будет делать не в ближайший месяц или год, а через пять, десять лет. Другими словами, вместо того, чтобы поворачивать штурвал навстречу каждой волне, компания должна выйти на верный курс.
Дальновидность. Бессмысленно основывать позицию на слишком узкой технологии. Или устаревающем продукте. Помните ту знаменитую статью из Harvard Business Review, которая называлась "Маркетинговая близорукость"? Так вот она актуальна до сих пор. Правильное позиционирование позволяет фирме плавно скользить по течению изменений, замечая все открывающиеся перспективы. А когда возможность появилась, надо действовать быстро. У лидера всегда есть масса преимуществ, поэтому большинство компаний не желают учиться конкурировать с "чемпионом". Они хотят сами быть лидерами, быть на месте Hertz, а не Avis, на месте "Time", а не "Newsweek", на месте General Electric, а не Westinghouse. Исторически же товар "выбивается" в лидеры скорее случайно, а не в соответствии с заранее составленными планами.
Например, изобретатели ксерографии, прежде чем предложенная ими технология была принята фирмой Haloid Co., обращались к 32 компаниям (включая IBM и Kodak). Сегодня, переименованная в Haloid Xerox, а затем в Xerox, компания господствует на рынке копировальных устройств.
IBM и Kodak сделали глупость, отказавшись от ксерографии? Конечно, нет. Эти компании ежегодно отвергают тысячи идей. Дело, по-видимому, в том, что в те времена, когда фирма еще называлась Haloid, она была не имевшим никаких перспектив (в отличие от других) небольшим производителем фотографической техники. В результате она воспользовалась шансом, которым пренебрегли более осторожные компании. Если вы проследите историю завоевания доминирующих позиций на рынках ведущими производителями (от поставщика шоколада "Hershey" до прокатчика автомобилей Hertz), то обнаружите, что их роднит не маркетинговое мастерство и даже не новаторский продукт. Просто в необходимый момент они сумели завладеть инициативой. Пользуясь военной терминологией, лидер маркетинга "должен прибыть на место сражения первым и с превосходящими силами". Лидеры обычно вкладывали деньги в маркетинг вплоть до полного прояснения ситуации.
IBM, к примеру, не изобретала компьютер. Эта честь принадлежит фирме Sperry Rand. Но IBM занимает доминирующие позиции в производстве компьютеров, так как выстроила свою крепость еще до начала интенсивной конкуренции в отрасли.
Позиция Hershey как производителя шоколада была настолько прочной, что компания просто не нуждалась в рекламе - роскошь, непозволительная, скажем, для Nestle. Нетрудно понять, что создание лидерской позиции зависит не только от везения и подходящего момента, но и от готовности "вкладывать деньги" тогда, когда другие предпочитают осмотреться и подождать.
Но слишком часто лидер допускает роковую ошибку, объясняя успех отличным маркетингом. Как следствие, он наивно полагает, что сможет применить свое маркетинговое мастерство и к другим товарам и другим маркетинговым ситуациям. Возьмем, например, печальный рекорд фирмы Xerox, установленный ею при попытке закрепиться на рынке компьютеров. В мае 1969 года Xerox обменяла почти 10 млн. своих акций (стоимостью около $1 млрд.) на контрольный пакет акций фирмы Scientific Data Systems Inc. С момента приобретения эта фирма (переименованная в Xerox Data Systems) потеряла миллионы долларов и без поддержки Xerox стала бы банкротом.
Мекка маркетинговой науки, International Business Machines Corp., повела себя не лучше. Плоский копир IBM не проделал даже малюсенькой бреши в бизнесе Xerox. Туше, господа. Правила позиционирования распространяются на все типы товаров. Если говорить о расфасованных продуктах, то Bristol-Meyers, например, пыталась принять вызов лидера продаж зубной пасты "Crest" с помощью своей пасты "Fact" (почившей в бозе, несмотря на бюджет продвижения в $5 млн). Затем та же компания попробовала догнать "Alka-Seltzer", предложив средство "Resolve" (тот же печальный исход обошедшийся в $11 млн). Но, как гласил заголовок статьи в "Advertising Аде" 7 февраля 1972 года, "Атака Bristol-Meyers на компанию Вауег начинается с испытаний аспирина "Dissolve"". Трудно понять суицидальную склонность двигающихся напролом в создавшейся конкурентной ситуации компаний. Они уже знают, с каким счетом закончится игра, и тем не менее рвутся вперед. В маркетинговой войне лидеры каждый день получают "булавочные уколы" соперников. И все тот же, заранее предсказуемый результат.
Для первых одна стратегия
Успешная маркетинговая стратегия обычно заключается в том, чтобы держать ухо востро, следить за всеми открывающимися возможностями рынка и успеть нанести удар до того, как товар-лидер прочно обоснуется на рынке. По сути маркетинговым лидером обычно является тот, кто "вживляет" в сознание потребителя товарную лестницу с одной-единственной ступенькой, на которой разместилась его торговая марка. Что может предпринять компания, чтобы сохранить доминирующую позицию? Каждая компания имеет возможность воспользоваться двумя базовыми стратегиями. Некоторые воспринимают их как противоположные, но это не так. Одна заключается в игнорировании конкуренции, а другая в том, чтобы принимать все пари. До тех пор, пока фирма прочно владеет завоеванными позициями, бессмысленно размещать рекламу, провозглашающую: "Мы – первые!" Намного более важно повысить ценность своей товарной категории в глазах потенциального покупателя. Вспомним нынешнюю рекламную кампанию IBM, которая игнорирует конкуренцию и "продает" ценность компьютеров. Всех компьютеров, а не только собственных. Реклама лидера должна игнорировать конкуренцию, но сам лидер – ни в коем случае. Итак, второе правило - принимать все пари. Это значит, что лидер должен "наступить на горло" самолюбию и принимать на "вооружение" каждую мало-мальски перспективную разработку. Однако зачастую и лидер может благополучно прошляпить многообещающие предложения и опомниться, когда уже слишком поздно.
Для отстающих - другая
Большинство компаний находятся в положении №№ 2,3,4 или того хуже. Что им делать?
Надежда умирает последней. В девяти случаях из десяти вечный неудачник намеревается атаковать лидера (как RCA нападала на IBM). В результате - катастрофа. В упрощенном виде главное правило позиционирования звучит так: вы не в состоянии прямо конкурировать с компанией, обладающей сильной, устоявшейся позицией. Вы можете маневрировать, заходить справа или слева, но идти напролом? Никогда.
У лидера прочная позиция. Позиция №1 в сознании потенциального покупателя. Высшая ступенька товарной лестницы. Классический пример стратегии "второго номера" демонстрировала Avis. Но многие специалисты по маркетингу ошибочно трактуют ее историю. Они думают, что Avis добилась успеха, потому что "работала усердней".
Ничуть не бывало. Avis преуспела, так как соотнесла свое положение с позицией Werfzn заняла позицию №2. (Если усердие есть секрет успеха, то Гарольд Стассен давно бы стал президентом.) На большинстве рынков есть место для компании, занимающей второе место, при условии, что она отчетливо позиционирует себя как альтернативу лидеру. В компьютерной сфере, например, эту стратегию успешно эксплуатировала компания Honeywell.
"Вторая компьютерная компания против мистера Большого" - так звучала реклама Honeywell. Эта фирма делает то, что, по-видимому, не готова сделать ни одна другая компания. Она признает, что IBM действительно является лидером компьютерного бизнеса. Возможно поэтому Honeywell и "м-р Большой" (то бишь IBM) - единственные крупные компании, зарабатывающие деньги на компьютерах.
Слабые "сильные" позиции
На рынке есть еще позиции, которые могут вскоре стать вакантными. Это внешне сильные, но в действительности весьма зыбкие рубежи.
Возьмем позицию фирмы Scoff на рынке бумажных товаров 5coff принадлежит примерно 40% рынка бумажных полотенец, салфеток, туалетной бумаги и других потребительских бумажных товаров. Ее ежегодный объем продаж равняется $1,2 млрд. Но Scoff, подобно Меппеп и "Protein 21", попалась в западню расширения ("Scoffo-wels", "ScotTissue", "Scoff/es", "Scottkins", даже "SabyScoff" ) товарных линий, когда новые марочные имена все сильнее "размывают" фундамент марки "Scoff". Чем больше товаров выпускается под маркой "Scoff", тем меньше смысла остается в этом имени для среднего потребителя. Когда компания Procter-and-Gamble представила "М-ра Уиппла" ("Mr. Whipple") с его освежающими салфетками, у нее не было соперников. Сегодня первая позиция на рынке косметических салфеток принадлежит торговой марке "Charmin".
В случае со Scott владение большой "долей рынка" не означало обладание позицией. Намного важнее "владеть умами". Домохозяйка пишет в списке покупок ""Charmin", "Kleenex", "Bounty" и "Pampers"", точно зная при этом, какие продукты она должна приобрести. Слово "Scoff" в таком перечне не имело бы смысла. Не помогут и полные названия торговых марок. За каким названием скрываются, допустим, бумажные носовые платки -"Scoff/es" или "ScotTissues"?
С точки зрения позиционирования, марка "Scoff" пребывает в состоянии неопределенности. Ей нет места ни на одной товарной лестнице.
Принимайте решения на холодную голову
Повторим, что название марки -петелька, за которую марка "вешается" на существующую в сознании покупателя товарную "лестницу". В эпоху позиционирования важнейшее, пожалуй, маркетинговое решение - это выбор названия торговой марки.
Условие успеха - предельная откровенность специалистов по рекламе и маркетингу, исключение ими из процесса принятия решения собственного Эго. Амбиции только затуманивают проблему. Один из важных аспектов "позиционирования" - способность объективно оценивать продукты и отношение к ним пользователей и потенциальных покупателей. Когда идет работа над созданием сильной программы, не верьте никому, особенно менеджерам, полностью "погруженным" в свои продукты. Чем ближе человек к товару, тем яростнее он защищает традиционные решения или уже данные обещания. Процветающие фирмы добывают свою информацию на рынке. Успешная программа начинается именно там, а не в офисе менеджера по товару.
Фирма, которая наблюдает за Томом, Диком и Гарри, рискует выпустить из виду Пьера, Ганса и Йоши. Маркетинг стремительно приобретает мировые масштабы. Фирма, владеющая позицией в одной стране, сегодня приходит к выводу, что она может воспользоваться ею для закрепления на рынках других стран.
IBM владеет 62% компьютерного рынка Германии. Вас это удивляет? А не должно. Более 50% доходов IBM получает за пределами США.
Фирмы начинают международные операции и обнаруживают, что у них возникли проблемы с названием. Типичный пример - американская фирма Rubber ("Резина"), мировой поставщик множества продуктов, в которых не содержится ни грамма резины. Смена этого названия на Uniroyal способствовала созданию нового, понятного во всем мире корпоративного образа.
Креативность уходит на второй план
В 1970-е годы творчество обязано подчиняться стратегии. Сей факт отражает содержание журнала Advertising Age. Сегодня редакция помещает на его полосах гораздо меньше описаний отдельных рекламных кампаний в пользу историй о том, что происходит с отраслями. Само по себе творчество не является достойной целью в эпоху, когда фирма тратит миллионы долларов на отличную рекламу и все же тихо исчезает с рынка. Знаете, что Гарри Макмахан называет "Проклятием Клио"? В прошлом Американский фестиваль рекламы присуждал специальные награды "Зала славы". Из 41 получившего награды Клио агентства, 31 впоследствии не оправдало высокой оценки экспертов. Но культ творчества не умирает. Как сказал президент одного рекламного агентства: "Да, мы постоянно занимаемся позиционированием. Но создав позицию, мы передаем ее в креативный отдел". И слишком часто, к сожалению, творчество ничего не привносит, а только затуманивает позицию. В эпоху позиционирования ключом к успеху является выработка "голого" каркаса позиции, не приукрашенного так называемой креативностью.
Задай себе эти вопросы
Если все приведенные примеры зародили в вас желание применить методику позиционирования к вашей собственной компании, то задайте себе следующие вопросы:
1. Какую позицию, если таковая имеется, мы занимаем в сознании потенциального покупателя? Ответ на этот вопрос даст рынок, а вовсе не менеджер по маркетингу. Если необходимо потратить какую-то сумму на исследования, быть посему. Не жалейте денег. Лучше поставить точный диагноз сейчас, чем обнаружить "заболевание" позднее, когда уже ничего нельзя будет сделать.
2. Какую позицию мы хотим занять? Сотрите пыль со своего хрустального шара и попытайтесь увидеть лучшую - с точки зрения долгосрочной перспективы - позицию.
3. Какие компании надлежит превзойти, если мы попытаемся занять эту позицию? Если ваша предполагаемая позиция требует лобовой атаки на лидера рынка, забудьте о ней. Умный гору обойдет. Задний ход. Постарайтесь выбрать позицию, которую упустили из виду все остальные конкуренты.
4. Достаточно ли велик наш маркетинговый бюджет, чтобы занять и удержать эту позицию? Попытки достичь невозможного -помеха успешному позиционированию. Стремление владеть умами стоит денег. Создание позиции стоит денег. Сохранение завоеванных рубежей стоит денег. Конкуренция - жестокая вещь. Слишком много продуктов-аналогов и фирм-аналогов борются за умы потенциальных покупателей. Быть замеченным - уже получить преимущество.
5. Хватит ли нам мужества придерживаться избранной концепции позиционирования? Для того чтобы завоевать желаемые позиции при данном уровне интенсивности конкуренции, компания должна смело и последовательно двигаться к поставленной цели. Первый шаг в позиционировании предполагает сокращение общего числа программ в пользу нескольких приоритетных. Это звучит просто, но в действительности означает прямо противоположное тому, что происходит в корпорациях по мере их роста. Как правило, менеджмент таких компаний дает добро все большему числу все более слабых программ. Именно это дробление может способствовать растворению многих больших рекламных бюджетов в сегодняшнем медиа-шторме.
6. Соответствует ли используемый творческий подход нашей стратегии позиционирования? Творческие личности часто отвергают мышление позиционирования, считая, что оно ограничивает креативность. И это в самом деле так. Но творчество не есть самоцель. Маркетинговая игра 1970-х годов носит название "позиционирование". И в ней побеждают только лучшие игроки.
Эпоха позиционирования: десять лет спустя
Если и можно охарактеризовать основное направление развития рекламы в 1970-е годы одним словом, то это слово "позиционирование", которое стало модным не только в США, но и во всем мире. В своей статье Джек Траут называл имена и делал прогнозы, исходя из правил игры, которую сам автор назвал позиционированием. В десятую годовщину позиционирования небезынтересно возвратиться к опубликованной в 1969 году статье и проанализировать произошедшие с тех пор изменения. Чаще всего звучит вопрос "зачем"? Зачем нам новый подход к рекламе и маркетингу? Ответ все тот же. Наше общество является гиперинформационным. Имея всего 5% населения земного шара, Америка потребляет 57% мирового рекламного продукта. В США потребление рекламы на душу населения сегодня равняется примерно $200 в год.
Бели рекламный бюджет компании составляет $1 млн, то среднему потребителю достается всего лишь 0,5 цента (причем эта "сумма" растягивается на 365 дней). Одновременно ваш потенциальный покупатель получает на $200 рекламы других компаний.
В нашем гиперинформационном обществе говорить о "воздействии" рекламы - значит серьезно преувеличивать потенциальную эффективность ваших обращений. Это эгоцентрическая, абсолютно далекая от реальностей рынка точка зрения. В коммуникативных джунглях надежда на крупный выигрыш оправдывается для тех, кто умеет выбирать, концентрируется на узких целевых рынках, применяет сегментирование. Словом, сегодня игра по-прежнему называется "позиционированием".
Миллионы долларов были выброшены на попытки изменить с помощью рекламы привычное мышление людей. Но если мнение сформировано, то воздействовать на него практически невозможно. И уж, конечно, не с помощью такого инструмента, как реклама. Средний человек может спокойно отнестись к словам о том, что он или она чего-то не знают. (Вот почему "новости" - это эффективный рекламный подход.) Но средний человек не потерпит, утверждений о том, что он "не прав". Попытка изменения мнения - путь к рекламной катастрофе.
В 1969 году в качестве примера неумной попытки изменить сознание Джек Траут приводил компьютерную индустрию.
Одна за другой компании пытались внушить людям, что их компьютеры "лучше", чем вычислительные машины IBM. Но в голове потенциального покупателя это не укладывалось. "Если вы такие умные, - отвечал покупатель, - то почему в отличие от IBM вы такие бедные?" В сознании большинства людей позицию "компьютер" занимает фирма под названием "IBM". Для того, чтобы добиться благоприятной позиции в сознании потенциального покупателя, конкурент должен каким-то образом соотнести свою компанию с позицией IBM. Другими словами, не стоит пытаться изменить мнение покупателя. Примите его как должное и работайте с ним. Это единственная надежда проложить свой путь в современном гиперинформационном обществе.
Позиционирование – игра, в которой образ конкурента важен не менее, чем ваш собственный. Порой он даже более значим. Классический пример – знаменитая рекламная кампания фирмы Avis. "Avis только №2 в прокате автомобилей. Так зачем же обращаться к нам? Потому что мы работаем более усердно". Программа была весьма успешной до тех пор, пока у менеджеров Avis не взыграло самолюбие и была запущена новая кампания: "Avis выходит на первое место". Никогда.
Будем честными. В последние 15 лет Avis проводила множество различных рекламных кампаний. "Волшебство Avis". "Вам не придется сидеть в аэропортах", Etc. Но что вспоминается вам, когда вы слышите имя Avisl
Конечно же, "Avis только №2". Тем не менее в последние несколько лет A vis упорно игнорирует концепцию второго места.
Мы называем это ловушкой забывчивости. (Они отказываются вспомнить, что привело их к успеху.) Если вы стремитесь к преуспеванию, то не имеете права игнорировать позицию конкурента. Как не должны терять свою собственную. Перефразируем золотые слова Вуди Аллена: "Бери деньги там, где они лежат".
Другой впавший в забывчивость рекламодатель - "Seven-Up". Кампания "He-Кола" позволила успешно позиционировать напиток "7Up" как альтернативу "Coke" и "Pepsi". (Почти две трети американцев из всех прохладительных напитков предпочитают колу.) Но нынешняя кампания утверждает, что "Мысли Америки обращены к "Seven-Up"". Положим, ничего подобного с американцами не происходит, "Seven-Up" выдает желаемое за действительное. Концептуально никакой разницы с кампанией "Avis выходит на первое место". И та же низкая эффективность.
В эпоху позиционирования значение "имен" вашей компании и товара становится все более и более важным.
Нет более спорного аспекта позиционирования, чем "важность названия".
В статье 1969 года в пример приводилась авиакомпания Eastern. Среди четырех крупнейших внутренних авиалиний США Eastern, по оценкам пассажиров, стабильно занимает последнюю строчку. Почему? Eastern имеет "региональное" имя, что относит ее в иную категорию, чем та, к которой принадлежат крупнейшие американские авиаперевозчики (American, United, Trans World Airlines). Название Eastern ставит эту компанию в один ряд с авиалиниями Southern, North Central, Piedmont, Allegheny. Авиалиниями региональной категории.
После 10 лет непрерывных усилий авиакомпания Eastern все еще замыкает большую четверку авиалиний.
Вы видите то, что ожидали увидеть. Пассажир, недовольный обслуживанием в полете на рейсах American или United, говорит: "Что ж, бывает". Исключение из обычно хорошего сервиса. Пассажир, которому не понравился полет с Eastern, тихо бормочет: "Снова эта чертова Eastern". Подтверждение ожиданий плохого сервиса.
Единственная главная цель любой рекламы - повысить ожидания. Создать иллюзию, что продукт или услуга совершит ожидаемое вами чудо. И чудо происходит. Не так давно к нам обратилась компания Allegheny Airlines. Мы предложили ей новое имя - USAir. Будем наблюдать за ее взлетом. Да, но это потребительская реклама, а отраслевой покупатель приобретает товар, все тщательно взвесив, а не пои влиянием эмоций. Опираясь на логику и факты. Как конкуренты IBM. Или конкуренты Xerox или General Electric. В том, что касается высоких технологий, таких товаров, как компьютеры или копировальные аппараты, средний деловой покупатель обычно более экономен, чем домохозяйка, пользующаяся салфетками "Charmin". (Весьма практичны, кстати.)
Деловые покупатели вечно боятся прогадать.
Но их нельзя винить за это. История не знает случая, чтобы домохозяйку уволили за покупку не той марки кофе. А вот у многих деловых покупателей из-за приобретения высокотехнологичных продуктов не того качества были большие неприятности. (В будущем Sabcodr&l/V/Vcox будет иметь проблемы в продвижении своих атомных электростанций, несмотря на "высший уровень" их спецификаций.)
Товары промышленного назначения постоянно усложняются, все шире используются интегральные микросхемы, волоконная оптика, лазеры и т.д. Поэтому следует ожидать, что в процессе закупок деловой потребитель будет все больше руководствоваться чувствами, интуицией и особенно репутацией продавца. И меньше - объективными критериями сравнения товаров. Вот почему в промышленной рекламе "пояснительный текст" обращений теряет свое значение, а роль "позиционирования" возрастает.
Ловушка расширения товарных линий
Нельзя ставить компанию в зависимость от случайного имени. Нужна идея. Из всех предложенных в нашей статье 1969 года концепций позиционирования одна оказалась наиболее плодотворной. Мы имеем в виду концепцию, которая получила название "ловушки расширения товарных линий". Когда будет написана история маркетинга 1970-х годов, единственной значительной тенденцией окажется "расширение товарных линий", которое пронеслось по маркетинговому сообществу как генерал У. Шерман по Джорджии. И на то были веские причины.
В расширении товарных линий есть своя логика. Аргументы экономистов. Одобрение торговли. Похвалы потребителей. Низкие затраты на рекламу. Повышение дохода. Сокращение издержек. Корпоративный имидж.
Как мы уже сказали, логика на стороне расширения. Парадокс маркетинга состоит в том, что традиционные доводы почти всегда ошибочны.
Xerox потратилась и поглотила фирму с замечательным названием Scientific Data Systems. И что же они сделали в первую очередь? Сменили имя на Xerox Data Systems. А потом выпустили рекламу "Этот аппарат Xerox не делает копий".
Любая не способная что-либо копировать машина Xerox обречена на неприятности, вы уж поверьте. Когда Xerox свернула компьютерные операции, понадобилось еще $84 млн, чтобы избавиться от оставшегося "мусора". Singer решилась на тот же шаг с давно известным уважаемым именем Friden. Одно из презентационных обьявлений новой фирмы гласило: "Компания "Счетные машины Singer" представляет продукт "Дотронься и узнаешь"" ("Singer Business Machine introduce "Touch & Know").
Уловили? Дотронься и узнаешь, дотронься и шей.
Что может быть более неправильным, чем такого рода решение о позиционировании? Попытаться перенести родовое имя торговой марки на совершенно иной, предназначенный для другого рынка продукт??? И кроме всего прочего, загубить слоган собственной швейной машины ("Touch & Sew", "Дотронься и шей"). Уместнее было сказать "Дотронься и тебе конец" ("Touch and Go"). При свертывании программы Singer установила рекорд, сообщив о списании одной из крупнейших сумм в истории мирового бизнеса - $341 млн.
Если ваше корпоративное имя не подходит для нового продукта, придумайте ему другое название. И новую позицию.
Преимущество имени перед бессмысленным набором букв могут подтвердить исследования рынка. Эпидемия аббревиатулизма, поразившая американский бизнес в 1960 - 1970-х годах, поутихла. Некоторые компании даже вернули свои первоначальные имена.
Новый фронт
"Компания не имеет надежды на успех, если идет в лобовую атаку на IBM" - пожалуй, это самое цитируемое предложение из той статьи, - и сегодня остается неоспоримым. IBM имеет неодолимую позицию в производстве компьютеров среднего диапазона. Так как же конкурировать с IBM на рынке компьютеров? В статье 1969 года предлагалось: "Подвинуть укрепившегося на занятых позициях лидера почти невозможно. Если вам не по душе роль жертвы попробуйте открыть новый "фронт" или занять уникальную позицию".
Больших успехов в компьютерной индустрии в 1970-е годы достигли компании, избегавшие лобового столкновения с IBM - в частности, Digital Equipment Corp. и Da fa General.
На внутреннем рынке США весьма прочные позиции удалось занять компаниям Apple и Radio Shack. На наших семинарах по маркетинговым войнам идея "нового фронта" была развернута в концепцию "фланговой войны", следование которой позволяет обойти зоны влияния конкурента.
В 1968 годуобьем продаж компании Goodyear составил $2926 млрд, в то время как продажи В. F. Goodrich -$1340 млрд (соотношение 2,2 : 1). Десятью годами позже, в 1978 году, Goodyear реализовала товары и услуги на сумму $7489 млрд, а ее конкурент- на $2594 млрд (или 2,9 :1). Итак, богатый богатеет. Все честно.
Но что странно, реклама побежденного продолжает привлекать внимание публики. Кампания Goodrich "Мы-другие парни" получает благоприятные отзывы в прессе. Остается дожидаться проявлений благосклонности от покупателей шин.
Реальные подсчеты
Но что действительно наделало шуму в офисах специалистов с Мэдисон Авеню, так это атака позиционирования на "креативность". Если в статье 1969 г. мы посвятили проблеме креативности лишь несколько строк, то в более поздних наших публикациях "творцы" были подвергнуты жесткой критике. В 1972 году мы говорили, что "креативность умерла. Рекламная игра 1970-х годах именуется позиционированием".
По правде сказать, семидесятые годы можно охарактеризовать как "возврат к реальности". "Белые рыцари" и "черные пираты" уступили дорогу таким концепциям позиционирования, как используемая, к примеру, "Lite Beer": "Все, что вы искали на дне большой кружки пива. И маленькой". Поэтично? Да. Ловко? Да. Но это прямолинейное, четко сформулированное обьяснение базовой по-
сылки позиционирования. По случаю 10-й годовщины позиционирования разумно спросить, а куда двигаться дальше? Если 1960-е годы прошли под знаком креативности, 1970-е - под знаком позиционирования, что принесут нам 1980-е годы? Поверите ли вы, если мы скажем, что через десять лет современная концепция маркетинга будет предана забвению?
Пожалуй, нет, но мы все равно скажем это.
В течение 50 лет хитроумные рекламисты проповедовали маркетинговое евангелие. "Клиент - король" -трубили менестрели маркетинга. Вновь и вновь с помощью своих дивных презентаций они предостерегали высший менеджмент: ориентация на "производство" в ущерб "клиенту" грозит бедой.
Но похоже, что формула "клиент -король" потихоньку умирает. А менеджменту предлагают его остывшее "тело".
Множество компаний, покорно следовавших советам экспертов по маркетингу, теряли миллионы долларов в доблестных, но гибельных попытках следовать на поводу у клиента. Кто, как вы думаете, вдохновлял классические ошибки позиционирования? Не какие-нибудь дилетанты, а профессионалы маркетинга, чьи кабинеты увешаны всевозможными дипломами и сертификатами. General Electric опростоволосилась с компьютерами, Singer-со счетными машинами, Sara Lee - с замороженными обедами.
Конечно, менеджеры по маркетингу приводили уважительные причины. "Проблемы с продуктом". "Недостаточные инвестиции". Или вечное -"Плохие дистрибьюторы". А не в самом ли маркетинге проблема?
Многие менеджеры осознают, что традиционное определение маркетинга (с ориентацией на клиента) концептуально устаревает.
Джек Траут и Эл Раис, 1969 г.
1 ЦЕНТ ВНУТРИ СЕТИ
До выхода МТС на питерский рынок, состоявшегося в декабре 2001 г., "Северо-Западный GSM" был монополистом GSM-связи на северо-западе России. Разговоры о предстоящем появлении на петербургском рынке второго крупного оператора – компании «МТС» – шли практически весь год. Петербургский оператор основательно подготовился к появлению москвичей и предварительно обновил линейку тарифов, вызвав бум на местном рынке мобильной связи. Однако «МТС» вызвала настоящую сенсацию, заявив в преддверии Нового Года, что снижает стоимость разговоров внутри сети «МТС» до 1 цента в минуту.
В ответ на эти действия директор по маркетингу "Северо-Западного GSM" Константин Сухин заявил следующее:
«Это попытка навязать нам ценовую войну, МТС пошла вразрез с неоднократными предварительными заявлениями ее руководства о том, что конкурировать будет на уровне сервиса и качества связи, а не заниматься ценовыми войнами. Мы не станем ввязываться в ценовые войны, а будем конкурировать за счет качества нашей сети: у нас 280 базовых станций, а у МТС – 130».
Аналитики гадали, чем кончится ценовая война между двумя конкурентами. На тот момент абонентская база "МегаФона" на северо-западе составляла 690 тысяч абонентов, а у МТС, по данным самой компании, к концу года насчитывалось не более 30 тысяч.
Результат хорошо известен: борьба между МТС и Мегафон подогрела интерес потребителей к рынку сотовой связи, и в результате базы стали интенсивно расти у обоих операторов. Так, в августе 2003 г. база Мегафона в Петербурге насчитывала 1 млн. 800 тыс., а база МТС – около 800 тыс. абонентов. Мегафон сохранил лидерство, выиграв не столько за счет цен, сколько за счет высокого качества услуг и широты зоны обслуживания. Однако МТС все же смогла составить Мегафону серьезную конкуренцию.
16 апреля 2003 г. на петербургском рынке начались подключения к сети «Би Лайн GSM», владельцем которой является сотовый оператор «ВымпелКом». При этом компания скопировала фактически ход МТС, который она осуществила 16 месяцами ранее – снизил цену на разговоры внутри сети до 1 цента в минуту.
Снижение цен Вымпелкомом не испугал Мегафон и МТС.
Вадим Злобин, начальник службы маркетинга ОАО «Телеком XXI», дочерней компании МТС на Северо-Западе, заявил по этому поводу:
«Вторичные маркетинговые шаги не приносят такого эффекта, как в первый раз. Решающее значение имеет качество сети, а оно у нас за более чем год работы существенно выросло. Поэтому мы не опасаемся ценового предложения нового конкурента".
Коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Дмитрий Шкенев:
«Мы уже имеем опыт конкуренции с МТС. По итогам 2002 г. мы традиционно лидируем. Предложение «ВымпелКома» явно нацелено на низкодоходных абонентов, и не может вызывать у нас беспокойства».
«ВымпелКом» установил в Петербурге 110 базовых станций стандартов GSM-900/1800. МТС к моменту выхода на рынок Петербурга установил в городе 130 базовых станций, при этом с первого дня работало около ста. Сейчас у МТС в Петербурге в несколько раз больше базовых станций, чем было в момент выхода на рынок. По данным «МегаФона», количество его базовых станций в Петербурге составляет более 450.
Как бы то ни была, Вымпелкому гораздо труднее конкурировать за счет ценового демпинга, чем МТС. Его предложение не вызывает уже такого ажиотажа, как это было с МТС. Тем не менее, для Вымплекома стратегия низких цен – единственный способ проникновения на петербургский рынок. Как только компания добьется своих стратегических целей, она, скорее всего, поднимет цены, как это сделали в МТС (компания «1 цент внутри сети» длилась в МТС 1 год + 1 неделя). В августе 2003 г. петербургская база Вымпелкома составляла всего 10 тыс. абонентов, и это – за 4 месяца работы!
Наконец, в июне 2003 г. на рынке Петербурга появился четвертый сотовый оператор – шведский холдинг «Tele2». Компания начала атаку на Петербург с рекламной акции по бесплатной раздаче телефонов «Siemens A50». Подобно своим предшественникам, Tele2 держит в Петербурге низкие цены. Однако в отличие от МТС и Вымпелкома, в Tele2 низкие цены являются частью долгосрочной стратегии компании, которая своим лозунгом выдвинула: «Tele2. Всегда дешевле!»
Юлия Мусатова, возглавляющая Центр маркетинговых коммуникаций, который занимается продвижением бренда Tele2 GSM в России, заявила по поводу низких цен сотового оператора:
«Наша маркетинговая концепция строится на принципах работы Tele2, которых компания придерживается во всем мире. Ключевым элементом является принцип самых низких цен. Главное отличие Tele2 от других операторов заключается в том, что компания всегда предлагает самую недорогую мобильную связь, простые и понятные тарифы. При этом хочется отметить, что Tele2 не вступает в ценовые войны и не переманивает абонентов других операторов. Мы просто расширяем рынок, делая мобильную связь доступной тем, кто до этого ею не пользовался».
Таким образом, Tele2 GSM пытается дифференцироваться от других операторов за счет низких цен и создать себе имидж самого дешевого оператора сотовой связи. Это уже совершенно другой подход в вопросе ценообразования: низкие цены – это уже не способ проникновения на рынок, а часть имиджа самой компании. Удастся ли Tele2 закрепиться на рынке и утвердить свой имидж в сознании петербуржцев? Покажет время. И вообще, это уже совсем другая тема – тема дифференцирования на основе низких цен…