Содержание
Введение. 3
1. Понятие организационной культуры.. 4
2. Типы организационной культуры медицинского учреждения. 8
3. Изменение организационной культуры в медицинском учреждении. 14
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры.
Актуальность проблемы управления культурой медицинских учреждений определяется с одной стороны ростом значимости этого феномена в обеспечении эффективной деятельности, а с другой – необходимостью перестройки принципов, методов и форм управления медицинскими организациями с учетом новых положений теории и практики менеджмента и адаптации их к изменившимся социально-экономическим условиям в стране. До настоящего времени, в практике управления культурой учреждений здравоохранения в России использовались лишь элементы зарубежного опыта промышленного менеджмента, без учета особенностей российского менталитета и специфики медицинской деятельности.
Предмет исследования – механизм реализации коммуникации в организации.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с организацией культуры в медицинских учреждениях.
Целью работы является повышение эффективности деятельности медицинских учреждений за счет оптимизации системы управления их организационной культурой.
Основные задачи работы - определить понятие организационной культуры; рассмотреть внедрение в практику медицинских учреждений новых технологий диагностики, прогнозирования и коррекции нарушений параметров организационной культуры; определить построение системы социокультурного информационного обмена и партнерства между медицинскими учреждениями и субъектами социального и делового окружения (пациентами, органами управления здравоохранением, деловыми партнерами).
1. Понятие организационной культуры
Организационная культура – это совокупность общественно прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений. Организационные отношения – это взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение элементов организации внутри или вне ее[1].
Характеристика организационной культуры охватывает:
• индивидуальную автономность – степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;
• структуру – взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
• направление – степень формирования целей и перспектив деятельности организации;
• интеграцию – степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;
• управленческое обеспечение – степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;
• поддержку – уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;
• стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
• идентифицированность – степень отождествления работников с организацией в целом;
• управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов;
• управление рисками – степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств[2].
С точки зрения первого подхода (представители Е. Шейн, И. Ансофф, Т. Питере. Р. Уоттермен) организационная культура рассматривается как некое вторичное образование, которое можно использовать как инструмент для достижения целей, в частности, регулировать поведение работников. Этот инструмент, во-первых, помогает выжить, адаптироваться к внешней среде и быть ею признанным, во-вторых, с его помощью организация может эффективно работать как единая команда.
С точки зрения второго подхода (представитель - А. Петтигрю) оргкультура - это то, что отличает данную организацию от любой другой, ее индивидуальность, особенность, ее лицо. Попросту говоря, оргкультура - это как бы некая призма, единая для всех членов данной организации, через которую все события, объекты, действия воспринимаются сотрудниками единообразно.
Ключевыми для понимания оргкультуры являются ценности организации.
Что может являться ценностями организации?
Например, ориентация на пациента, когда во главу угла ставится удовлетворение его потребностей: «Клиент всегда прав!»
Ценностью медицинского учреждения может быть ее персонал: «Кадры решают все?» Ориентация на своих сотрудников предполагает не только высокие требования, но и внимание, заботу и содействие развитию персонала.
Если в организации ценностью является власть, то сотрудники будут стремиться к получению полномочий или должностей, позволяющих оказывать влияние. Ситуация может заходить так далеко, что «игры» за «место под солнцем» приобретут для сотрудников большую важность, чем само дело фирмы.
Способы решения конфликтов тоже могут являться ценностью организации. Так, в одних организациях конфликтов боятся и избегают, а в других считается, что конфликтная ситуация содержит потенциал позитивного развития отношений.
К ценностям организации можно отнести также:
· новаторство, инициативность, творческие наклонности;
· предназначение организации и ее «лицо» (высокий уровень технологии и качества, лидерство в своей отрасли и гордость этим, преданность своей профессии);
· роль женщин в управлении и на других должностях (допустимость работы женщин на руководящих должностях; должности, недоступные или специально для них предназначенные; уважение к женщинам-менеджерам; одинаковое отношение к работникам, независимо от пола; особые льготы);
· критерии выбора на руководящие и контролирующие должности (старшинство или эффективность работы; политические, этнические, национальные и другие критерии; влияние неформальных отношений и группировок);
· стиль руководства и управления (авторитарный, демократический, консультативный, стиль сотрудничества; использование комитетов и целевых групп; личный пример и способность приспосабливаться);
· процессы принятия решения (кто принимает решения; с кем проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решения; необходимость согласия);
· характер контактов (предпочтение личных или письменных; возможность контактов с высшим руководством; использование собраний).
· Каждая организация имеет свой набор ценностей, которые придают индивидуальные для этой организации акценты событиям, предметам, отношениям, восприятию жизни. Особо важные ценности приобретают характер важнейших принципов, лежащих в основе идеологии, они обычно находят отражение в миссии и целях и таким образом непосредственно связаны со стратегией организации, определяя ближайшие и перспективные планы деятельности.
Производство и воспроизводство культуры осуществляются через традиции и ритуалы, через мифы и различные истории из жизни организации, которые передаются сотрудниками из уст в уста.
Через эти мифы идеология получает наглядную форму и становится доступной для восприятия всеми членами организации. В мифологии могут быть отражены все важнейшие аспекты деятельности: поощрение, способы решения конфликтов и принятия решений, контроль, дифференциация статусов и т. д.
Особое место в мифологии занимают «герои». Это отцы-основатели, менеджеры, с которыми связан успех компании. «Герои ситуации» - это служащие, добившиеся успехов на том или ином отрезке времени, их деятельность обычно связана со стержневыми ценностями организации.
Традиционные мероприятия (ритуалы) придают особую важность событиям, связанным с ценностями организации. Это могут быть торжественные собрания, обряды посвящения, церемонии проводов, совместно проводимые праздники и обеды. Основная их цель - культивировать общность, единство всех звеньев иерархии, формировать чувство «Мы».
Знаки отличия статуса, награды, визитные карточки, рекламные буклеты, информационные листки, стиль одежды, оформление помещения и т. д. предназначены символизировать ценности организации, одновременно они являются средством идеологического и морального воздействия.
Но правомочно ли говорить о существовании единой культуры организации? Ведь она состоит из индивидов со своими личными ценностями, нормами и правилами. Скорее, ее следует рассматривать как совокупность субкультур активных групп, которые взаимодействуют, а порой и противоречат друг другу. Это некие векторы, а культура
Во всей организации есть результирующий, объединяющий, идентифицирующий вектор. В успешно функционирующей организации этот вектор имеет определяющее значение. В случае, если происходит разбалансирование, наступает дисгармония, могут возникнуть конфликты и даже распад организации[3].
Обобщая сказанное, дадим более общее определение организационной культуре. Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
2. Типы организационной культуры медицинского учреждения
Исследователи выделяют различные типы культуры организаций.
«Друзья». Этот тип характерен для организаций нашей страны, создаваемых в годы перестройки, когда открывались возможности для создания новых структур, для смены сферы деятельности. Но пробиться в новой сфере в одиночку было очень трудно, люди чувствовали себя неуверенно, и поэтому они привлекали в свои фирмы друзей и близких.
В коммерческой деятельности создавшие свою фирму друзья стремились прежде всего сохранить дружбу, но организационные цели рано или поздно входили в противоречие с культурой межличностных отношений и разрушали их. Дружба превращалась в соперничество и даже ненависть.
Организация построена как семья, с жесткой иерархией, существуют роли отца, иногда и матери, старших и младших сестер и братьев. Главное, что отличает такую культуру, - это полное отсутствие каких-либо официальных правил.
Взаимоотношения, прежде всего, основаны на чувствах. Руководитель в такой организации уверен, что подчиненные должны понимать его с полуслова и полунамека, а подчиненные, не получая четких указаний, пытаются сами почувствовать, чего руководитель от них хочет. Такая «игра в телепатию» может приводить к серьезным ошибкам и потерям для организации,
Как правило, при жесткой статусной иерархии в таких организациях обязанности и функции не распределены. Каждый «старший» может что-то поручать любому «младшему», иметь с ним секреты, а каждый «младший» стремится проявить себя перед «отцом». Таким образом, каждый здесь делает не то, что он обязан, а то, что ему кажется наиболее важным, исходя из семейных отношений.
«Начальник». Принято считать, что в России существует страх перед начальником, руководителем. Видимо, это наследие тоталитаризма. Но в то же время все беды организации и особенно исполнителей связывают с ошибками вышестоящего руководства. Руководителей принято считать некомпетентными, а иногда и просто глупыми. Существует вера в то, что где-то, но не у нас, есть хороший руководитель, который, окажись на месте сегодняшнего. все изменил бы и сделал лучше и компетентнее. В результате люди на всех уровнях иерархии ругают вышестоящих, при этом ощущая свою реальную беспомощность.
Американский социолог Хэнди (C.Handy) выделяет следующие четыре типа культур.
1.Культура Власти, или культура Зевса (символ этой культуры - паутина). В данной организации есть центральный источник власти. Обычно это лидер с выдающимися личностными характеристиками, он контролирует все, что происходит в организации, и имеет право последнего голоса. Удерживать власть в одних руках позволяет то, что руководитель единолично распоряжается всеми ресурсами. Это же позволяет организации быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, быстро принимать и выполнять решения. Влияние зависит от приближенности к лидеру. Проблемы возникают при увеличении размера организации, так как трудно уследить за большим количеством сотрудников и держать под контролем много видов деятельности. Выход - создание новых, дочерних организаций, над которыми сохраняется финансовый контроль. Такой тип культуры характерен для небольших предпринимательских организаций, агентств, занимающихся недвижимостью, торговлей, управлением финансов.
2.Культура Роли, или культура Аполлона ее символ греческий храм. Эта культура более известна под названием «бюрократия», она характеризуется строгой специализацией подразделений, которые координируются узким связующим звеном главного управления наверху. Деятельность построена по формальным правилам, стандартам и инструкциям. Власть определяется положением в структуре, именно здесь понятие «роль» получает свое истинное наполнение. Высшую оценку получают не за творческий подход к решению задач и инициативу, а за четкое следование предписаниям. Предприятия с подобным типом культуры, как правило, успешны в стабильном, предсказуемом окружении. Гибкость и инновации - это не про них. Эта оргкультура способна дать отдельному служащему чувство защищенности и возможность стать компетентным специалистом, но разрушительна для честолюбивых, ориентированных на власть и стремящихся к самостоятельности людей, для тех, кого больше интересует результат, а не процесс.
3.Культура Задачи, или культура Афины ее эмблема - сетка. Данная культура ориентирована, в первую очередь, на конкретный проект или работу. Наибольшая эффективность достигается путем соединения ресурсов и профессиональных сотрудников, а также за счет отождествления собственных целей с целями организации, которые здесь стоят выше индивидуальных. Влияние основано на силе специалиста, эксперта, а не на силе положения или личности, при этом оно свободно распространяется по всем уровням организации. Достоинство этой культуры (ее частный случай - организация с матричной структурой) в том, что она позволяет легко адаптироваться в резко изменяющихся условиях нестабильного рынка, дает возможность быстро реагировать на изменения. Контроль сводится к распределению проектов, сотрудников и ресурсов, и именно это является слабым местом таких организаций, так как возможен конфликт из-за неравномерности распределения ресурсов. Как правило, культура Задачи является переходной и рано или поздно перерастает в культуру Власти или в ролевую культуру.
4.Культура Личности, или культура Диониса, ее эмблема - звездная галактика. Центральное место в организации занимает личность, главное в ней - творчество. Сотрудники не являются подчиненными в полном смысле этого слова. Организация объединяет людей для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Структура играет обеспечивающую и координирующую роль. Контроль в такой организации практически невозможен, признается только согласие. Такие организации в чистом виде встречаются редко, хотя для многих людей ее ценности очень близки. Примерами организаций с подобным типом культуры являются адвокатские конторы, университетские кафедры, консалтинговые фирмы, творческие союзы. Естественно, что приведенные выше типы в чистом виде практически не встречаются. Чаще на предприятии существуют несколько типов (субкультур) одновременно, но преобладает какая-либо одна, задающая окраску и специфичность организации[4].
Еще одну типологию разработал голландский социальный психолог Г. Хофстед, на основе многочисленных исследований построивший четырехфакторную модель ценностей. Согласно этой типологии, организационную культуру можно охарактеризовать следующими факторами:
дистанция власти;
индивидуализм - коллективизм;
показатель избегания неопределенности;
мужественность - женственность.
Дистанция власти связана с тем, насколько культура поощряет применение власти руководителями. Неравноправие присутствует во всех культурах, но готовность лояльного отношения к нему в различных культурах неодинакова. Также различны и критерии, которые отличают власть имущих от тех, кто ею не обладает. Это может быть уровень доходов, атрибутика должности и т. д. Культура с большой дистанцией власти характерна, например, для Франции и Индии, а с низкой - для Австрии и Израиля. «индивидуализм - коллективизм» оценивает степень интеграции индивидов в группы. В индивидуалистской культуре (США, Англия) подчеркиваются личная инициатива и достижения, каждый имеет право на личную жизнь и точку зрения. Коллективизм (Иран, Перу), напротив, предполагает, что каждый человек принадлежит к более или менее сплоченной группе и не может считать себя свободным от нее. В такой культуре группа заботится о своих членах, а они, в свою очередь, отдают все силы на ее благо. Подчеркивается принадлежность к какой-то группе, и целью является быть хорошим ее членом, в то время как при индивидуалистской культуре идеал - хороший лидер.
В организации с доминированием коллективистской культуры отношения между администрацией и служащими осуществляются, как правило, на моральной основе. В индивидуалистской - преимущественно на учете личного вклада сотрудника.
Избегание неопределенности - это легкость, с которой культура принимает изменения. В культурах, где принято избегать неопределенности (Япония, Греция), люди чувствуют потребность в ясности и порядке, неопределенные ситуации вызывают беспокойство. Сотрудники убеждены, что правила не должны нарушаться, даже в интересах компании, они планируют работать в фирме вплоть до ухода в отставку. В культурах с низким избеганием неопределенности (Дания, Гонконг), изменения принимаются более легко, каждому позволяется быть таким, какой он есть, сотрудники рассчитывают часто менять место работы. Как правило, в организации, где принято избегать неопределенности, руководители в большей степени заняты частными вопросами и деталями, они ориентированы на выполнение конкретных заданий, не любят принимать рискованные решения и брать на себя ответственность. В организациях с противоположным типом оргкультуры руководители предпочитают заниматься стратегическими вопросами, они придерживаются гибкого стиля, готовы принимать рискованные решения и брать на себя ответственность. Высокая текучесть кадров рассматривается как нормальное явление.
Мужественность - женственность отражает склонность организации следовать «мужскому» или «женскому» стилю поведения, т. е. ориентацию на дело или на отношения. Название этого параметра оргкультуры связано с традиционным представлением о социальных ролях женщин и мужчин. Мужчина призван демонстрировать силу, зарабатывать на жизнь, а женщина должна заниматься улучшением качества жизни и заботиться о слабом. Пример «мужественной» культуры - Австрия, Италия, «женственной» - Нидерланды, Швеция.
Там, где преобладают «женственные» ценности, лучшим способом решения сложных задач считают групповую интеграцию, а в «мужской» культуре ставка делается на индивидуальные усилия[5].
От характера культуры зависят и способы разрешения конфликтов. В «мужских» организациях конфликт носит характер открытого и жесткого противостояния, которое, как правило, доводится до логического конца, тогда как в «женских» организациях он чаще носит скрытый характер и регулируется не силовыми методами, а в процессе дискуссий, переговоров[6].
На основе сочетания параметров организационной культуры предприятий можно установить такие важные характеристики, как стиль управления, потенциальные возможности возникновения в них конфликтов, характер их протекания и способы их разрешения, сделать заключение о совместимости организаций и возможных последствиях объединения для каждой из них[7].
3. Изменение организационной культуры в медицинских учреждениях
Культура медицинского учреждения - чрезвычайно специфическая, уникальная и сугубо индивидуальная характеристика. Находясь внутри этой культуры и в согласии с ней, очень трудно ее почувствовать и описать[8].
Существует несколько способов, которые помогут «проникнуть» в сущность организационной культуры, увидеть ее. Вот некоторые из них.
Возвращение с повторением. Вспомните свой первый рабочий день: что бросилось в глаза, удивило, что вы потом рассказали дома. Может быть, возникла какая-то ассоциация, образ, который отражает суть первого впечатления об организации.
Нарушение кодекса. Оцените реакцию сотрудников на какие-либо отклонения от привычных правил, например, манеру одеваться, говорить, соответствовать статусу и т. п., подумайте, насколько интенсивны эта реакция и противостояние отклонениям.
Оценка примера в организациях. Постарайтесь понять, кто является примером в организации. В этом могут помочь шутки и циркулирующие в ней рассказы; обычно они говорят истину об организации, кто в ней «герой», «деревенщина» и «дурак».
Определение необычного, нетипичного в деятельности организации. Те предложения, которые воспринимаются в штыки, являются чуждыми данной культуре, и наоборот.
Сравнение культуры своей организации с другими: другие то же самое могут делать как-то иначе. Это помогает сразу почувствовать принципы и правила собственной организации, их отличие и специфичность.
Анализ того, что показывают новому сотруднику, с чем его в первую очередь знакомят, как дают представление о значимых людях, вещах, направлениях деятельности организации.
При работе с организационной культурой часто возникает вопрос о возможности ее изменения. Все исследователи сходятся на том, что если и возможно изменение оргкультуры, то этот процесс очень длительный, а сама культура - характеристика чрезвычайно постоянная, не пластичная, так как человеку свойственны стереотипность и постоянство принципов и лежащих в их основе скрытых базовых ценностей и представлений. Исходя из этого, изменения в организации могут быть эффективными только в том случае, если затрагивают глубинные принципы и ценности сотрудников.
Тем не менее, влияние на оргкультуру можно оказывать. Для этого важно максимальное вовлечение сотрудников (особенно среднего управленческого звена), которые являются главными распространителями оргкультуры. Изменению этой характеристики может способствовать так называемый импорт отличий. Это обучающие программы, приход новых людей или командировки в другие организации, целью которых является разрушение стереотипов, получение новых о других возможностях[9].
Особое место в изменении культуры играют лидеры. На стадии создания организации лидер со своими личными особенностями, предпочтениями и планами, приносит в концентрированном виде основные элементы организационной культуры. Именно он задает стиль работы, общения, способы принятия решений и выходов из критических или конфликтных ситуаций. Лидер как бы лепит культуру организации по своему образу и подобию.
На стадии развития культура несет в себе более активную роль, она определяет приемлемые способы функционирования, принятия как тактических, так и стратегических решений. Перед лидером стоит задача постоянного контроля, чтобы характеристики культуры соответствовали требованиям дела и потребностям сотрудников при решении задач внешней адаптации и внутренней интеграции. На этом этапе лидер исполняет роль наблюдателя-контролера, он сопоставляет с реальностью развития предприятия. Изменения на этом этапе еще возможны.
В фазе зрелости культура в полной мере играет свою определяющую роль. Влияние культуры чрезвычайно велико в сравнении с влиянием лидера, которому на этом этапе отводится в основном наблюдателя, уполномоченного лишь вести переговоры о возможных изменениях.
Обычно организации в процессе своего развития переживают несколько типов культур. Часто на первых этапах своей жизни для организаций характерна либо культура типа «Друзья» (особенно в годы перестройки в России), либо Культура Власти, перерастающие затем, как правило, в Культуру Задачи, которая при дальнейшем расширении производства может преобразоваться в Культуру Роли. Однако возможна и иная последовательность, которая определяется индивидуальными особенностями данной организации и умением адаптироваться в постоянно изменяющейся окружающей реальности[10].
Заключение
Принципами реализации концепции являются: принцип научности - использование научных методов при разработке и обоснования системы управления культурой медицинского учреждения; принцип системности - рассмотрение культуры учреждений здравоохранения как сложного внутриорганизационного феномена на который влияет комплекс внутри- и внесистемных факторов; принцип обратной связи - проведение оценки и анализа результатов внедрения новых технологий управления культурой в медицинских учреждениях; принцип эффективности - достижение медицинской, социальной и экономической эффективности в ходе реализации положений концепции; принцип сквозного формирования; принцип корпоративности - персонал медицинской организации в своей деятельности должен руководствоваться принципом «что хорошо организации – хорошо мне», а сама организация должна придерживаться стратегии «что хорошо для работников – хорошо для организации»; принцип преемственности - представления, идеология, ценности, социокультурные нормы медицинских образовательных и лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности должны быть сопоставимыми, а языковые и социокультурные традиции обогащать друг друга; принцип ориентации на пациента - постановка интересов пациента в ряд приоритетных индивидуальных, групповых и общеорганизационных ценностей; принцип комплексности - межведомственное взаимодействие медицинских и образовательных учреждений, органов управления здравоохранением и средств массовой информации в обеспечении системы управления культурой медицинских учреждений.
Реализация предложенной Концепции будет способствовать созданию единого социокультурного профессионального медицинского пространства, дополнительных условий для наиболее полной самореализации потенциала медицинских работников и обеспечения их эффективной деятельности при сохранении здоровья и высокой мотивации к труду.
Список литературы
1. Александров М.Э. Коммуникации в организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Белова М.К. Коммуникации в организации. СПб: Издательство «Питер», 2003.
3. Гаврилов В.В. Управление организацией. М.: Издательство «НЕВА», 2003.
4. Елоц М.М. Организационная культура. М.: ПРИОР, 2003.
5. Коммуникации в организации / Под ред. Е.Д. Дмитриева. М.: Издательство Центр, 1997.
6. Коммуникации в организации / Под общ. ред. Кед. никации в организации / Под общ. .. :ации. ях.тер источников традиционного индусского праваяющий яется непосредственно из т.И. Бердникова. М.: ИНФРА-М, 2004.
7. Коммуникации в организации / Под ред. Е.Д. Дмитриева. М.: Издательство ЦЕНТР, 2005.
8. Поляков М.П. Коммуникации в организации. М.: Издательство ПРИОР, 2000.
9. Управление организацией / Под общ. ред. П.П. Климова. М.: ЮрайТ, 2004.
10. Яковлев П.Я. Культура организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
[1] Елоц М.М. Организационная культура. М.: ПРИОР, 2003. С. 31.
[2] Яковлев П.Я. Культура организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 75-76.
[3] Поляков М.П. Коммуникации в организации. М.: Издательство ПРИОР, 2000. С. 98-100.
[4] Гаврилов В.В. Управление организацией. М.: Издательство «НЕВА», 2003. С. 102-109.
[5] Коммуникации в организации / Под ред. Е.Д. Дмитриева. М.: Издательство ЦЕНТР, 2005. С. 220-225.
[6] Коммуникации в организации / Под ред. Е.Д. Дмитриева. М.: Издательство Центр, 1997. С. 105.
[7] Александров М.Э. Коммуникации в организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 122-123.
[8] Управление организацией / Под общ. ред. П.П. Климова . М.: ЮрайТ, 2004. С. 286.
[9] Коммуникации в организации / Под общ. ред. Кед. никации в организации / Под общ. .. :ации. ях.тер источников традиционного индусского праваяющий яется непосредственно из т.И. Бердникова. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 310.
[10] Белова М.К. Коммуникации в организации. СПб: Издательство «Питер», 2003. С. 255.