Содержание

1. Планирование ревизии финансовых результатов........ 3

2. Задание:................................................................................................... 15

1) Проверить правильность отнесения расходов к нематериальным активам......................................................................................................................... 15

2) Проверить формирование первоначальной стоимости нематериальных активов......................................................................................................... 17

3) Проверить правильность расчета норм амортизации нематериальных активов......................................................................................................... 18

4) Составить записи в ведомость нарушений и разработать мероприятия по их устранению.................................................................................................. 20

Список литературы.............................................................................. 21

1. Планирование ревизии финансовых результатов.

Ревизия основана на специальных методах и приемах выявления отрицательных и обобщения положительных сторон деятельности организации, изучения, сбора и фиксации хозяйственных нарушений с целью установления эффективности и законности деятельности организации. При ревизии изучают только уже совершенных хозяйственные операции на базе зафиксированной информации.

Суть ревизии – проверка (путем применения специальных знаний) по документированной учетно-экономической информации ряда вопросов, контролируемых в обязательном порядке руководством, собственниками хозяйствующего субъекта или вышестоящим органом.[1]

Ревизия  - это система контрольных действий, осуществляемая специальным ревизионным аппаратом, который за определенный период времени проверяет производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий с точки зрения целесообразности и экономической эффективности этой деятельности, достоверности и законности совершенных хозяйственных операций, обеспечения сохранности средств производства и продуктов труда.

Под контрольными действиями понимается как применение в процессе ревизии приемов фактического и документального контроля, так и приемов, выработанных другими науками.

Задачи ревизии:

q  проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации,

q  выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений,

q  проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации,

q  исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

Наиболее важным и обобщающим показателем работы предприятия есть прибыль (доход), в котором органически объединенные все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Поэтому наиболее ответственным контрольно-ревизионной работы является проверка финансовых результатов субъектов предпринимательской деятельности.

Ревизия финансовых результатов начинается с проверки соответствия показателей отчетности о доходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности данным регистров синтетического и аналитического учета.

Основными заданиями ревизии финансовых результатов является проверка:[2]

1.     правильности вычисления и отображения в отчетности дохода, прибыли и рентабельности;

2.     реальности каждой записи на аналитических счетах  90 «Продажи» и 99 «Прибыли и убытки»;

3.     достоверности формирования финансовых результатов и распределения их по целевому назначению в соответствии с действующими нормативами;

4.     правильности списания убытка за каждый календарный год;

5.     законности отнесения на финансовые результаты штрафов, пени, неустойки и т.п.

Источниками ревизии является:

q  баланс, отчет о финансовых результатах; декларация о доходах предприятия;

q  регистры аналитического и синтетического учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (Главная книга, журналы-ордера и ведомости к ним по счетами 90 «Продажи», 99 «Прибыли и убытки»);

q  первичные документы, расчеты и т.п..

Ревизия охватывает все направления финансово-хозяйственной деятельности организации.

Ревизор начинает свою работу с установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам.

Красной нитью всей ревизии становятся вопросы соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Проверяя названные вопросы, невозможно пройти мимо того, как обеспечивается сохранность денежных средств и материальных ценностей. Все это непременные условия и факторы выполнения требований законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.

В ходе ревизии, проверяющие должны документально и фактически убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, проверить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Планирование ревизии финансовых результатов экономического субъекта должна начинаться с анализа правильности расчета прибыли (убытка) от продаж. В процессе проведения ревизии целесообразно обратить серьезное внимание на следующие вопросы.

Принятый предприятием способ отражения выручки от реализации в учетных регистрах бухгалтерского учета. При изучении приказа контролер должен определить, как организация ведет бухгалтерский учет с применением допущений и правил бухгалтерского учета или отступлением от таковых, и освещены ли в учетной политике факторы, влияющие на правильность формирования финансового результата от обычной деятельности.

К факторам, влияющим на правильность формирования финансового результата от обычной деятельности относятся:

порядок учета выручки от продаж продукции (работ, услуг). Следует определить, каков принятый предприятием порядок перехода права собственности на отгруженную продукцию - в момент отгрузки продукции или в момент получения денежных средств;

порядок учета финансовых результатов при выполнении работ и оказании услуг долгосрочного характера. Необходимо установить, применяется ли при этом для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение, согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам";[3]

порядок учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения. Если формирование выручки для целей налогообложения осуществляется по моменту получения денежных средств, то приравнивается ли к нему исполнение договорных отношений на основе договора об отступном с применением векселей, договора новации, уступки права требования или на иных основаниях передачи права собственности (требования);

способ оценки и учета выпуска готовой продукции. Контролеру следует установить, во-первых, как ведется учет - по нормативно - плановой или фактической себестоимости, а во-вторых, как организован на предприятии учет отклонений фактической себестоимости от нормативно - плановой;

порядок учета, включая организацию раздельного учета и способов списания косвенных расходов. Необходимо установить, применяется ли предприятием подразделение затрат на прямые и косвенные, а также на каких счетах организован аналитический учет расходов по обычным видам деятельности;

способ корректировки себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) предприятиями, учитывающими выручку для целей налогообложения "по оплате". В данном случае контролеру следует изучить способы и методы корректировки, применяемые предприятием.

Согласованность записей синтетического и аналитического учета отгрузки и реализации в разрезе осуществляемых видов деятельности и номенклатуры продукции (работ, услуг). Контролеру необходимо выявить, соответствует ли уровень аналитического учета реализации специфике деятельности предприятия.

Далее сверяются показатели реализации по учетным регистрам.

Наличие документов, подтверждающих своевременность и правильность отражения выручки от реализации на счетах бухгалтерского учета. Проверка проводится путем сравнения фактических цен на различные оказываемые услуги по различным группам потребителей, а также условий их оплаты, указанной в счетах, с данными соответствующих документов, утвержденных руководством.

Контролером проверяются правильность оформления цен на оказанные услуги (отгруженную продукцию, выполненные работы); своевременность введения пересмотренных тарифов; своевременный пересмотр, учет и применение льготных тарифов для определенных категорий потребителей.

В связи с этим необходимо обратить внимание на возможность возникновения следующих ошибок:

на счетах отражены фиктивные операции;

неверно отражены в учете компенсации разницы в тарифах и льготы, предоставляемые отдельным категориям населения;

оказание услуг по договорам госзаказа не включается в объем реализации продукции (работ, услуг).

Частью проверки эффективности системы внутреннего контроля является проверка полноты и достоверности отражения сумм продажи на счетах бухгалтерского учета.

Проверка своевременности отражения продаж предполагает, что данные о реализации учитываются по мере совершения операции (оказания, отгрузки, выполнения) с отнесением к соответствующим периодам.

Данные аналитического учета затрат, связанных с производством продукции (услуг, работ), их группировка в целях планирования, учета и калькулирования себестоимости. Проверяя правильность отражения в отчетности показателей себестоимости услуг (продукции, работ), контролер должен сначала ознакомиться с методом учета затрат и калькулирования себестоимости услуг, зафиксированным в учетной политике предприятия на отчетный период, обращая при этом внимание на его неизменность во всем проверяемом периоде.[4]

При проверке организации аналитического учета затрат на производство следует установить, как группируются затраты, связанные с производством и оказанием (реализацией) услуг (продукции, работ) при планировании, учете и калькулировании себестоимости услуг (продукции, работ), т.е. ведется ли аналитический учет данных затрат (либо ведется с нарушениями действующего законодательства).

Эти затраты могут группироваться по статьям затрат; по видам оказываемых услуг (выпускаемой продукции, выполняемых работ); по местам возникновения; по подразделениям предприятия; по статьям калькуляции; по стадиям производственного процесса. Также необходимо проверить правильность определения перечня статей затрат, их состава и методов распределения по видам услуг (продукции, работ) в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг (продукции, работ) с учетом характера и структуры производства.

При проверке правильности включения расходов в себестоимость услуг (продукции, работ) необходимо установить:

обоснованность разграничения источников возмещения различных расходов (за счет себестоимости, прибыли или резервов);

достоверность отчетных показателей себестоимости услуг; правильность группировки затрат по местам их возникновения (производствам, цехам, участкам);

правомерность учета затрат вспомогательных производств и их списания на себестоимость услуг, правильность отражения реализации услуг вспомогательных производств на сторону и исчисления НДС;

правомерность отнесения расходов к общепроизводственным (и общехозяйственным) и распределение их по объектам калькулирования в соответствии с принципами, сформулированными в учетной политике предприятия, и согласно требованиям нормативных актов;

своевременность включения затрат на производство в себестоимость услуг;

правильность учета расходов будущих периодов и своевременность их списания на издержки производства и др.

В целях повышения качества проверки могут разрабатываться по каждому элементу проверки схемы соответствия аналитического и синтетического учета исследуемого элемента, а также схемы контроля отдельных финансово - хозяйственных операций.

Возможные ошибки:

не организован должный аналитический учет по группам потребителей услуг, вследствие чего разница в ценах на услуги, отпускаемые населению по ценам и тарифам ниже покупных;

выручка от оказания услуг несвоевременно отражается на счетах учета продаж;

исправления по выявленным ошибкам прошлых лет в отчетном периоде производятся в отчетном периоде путем увеличения выручки от продаж текущего периода;

Ревизору следует учесть, что нормы Положения (стандарта) бухгалтерского учета «Бухгалтерская отчетность организации» касаются отчетов предприятий всех форм собственности, кроме банков и бюджетных учреждений. В статье отчета о финансовых результатах «Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» показывается общая сумма дохода без вычитания предоставленных скидок, возвращения проданных товаров, налога на добавленную стоимость, акцизного сбора.

Для определения чистого дохода (выручки) от реализации продукции или предоставленных услуг следует из дохода (выручки) от реализации высчитать налоги, сборы, скидки и т.п.[5]

Оценивания по средневзвешенной себестоимостью осуществляется по каждой единицей запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на начало отчетного месяца и стоимости, полученных в отчетном месяце запасов, на суммарное количество запасов на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце запасов.

Причем себестоимость реализованных предприятиями розничной торговли товаров определяется как различие между продажной (розничной) стоимостью реализованных товаров и суммой торговой наценки на эти товары. Сумму торговой наценки на реализованные товары следует определять как произведение продажной (розничной) стоимости реализованных товаров и среднего процента торговой наценки.

Средний процент торговой наценки определяют делением суммы остатка торговых наценок на начало отчетного месяца и торговых наценок в продажной стоимости полученных в отчетном месяце товаров на сумму продажной (розничной) стоимости остатка товаров на конец отчетного месяца и продажной (розничной) стоимости полученных в отчетном месяце товаров.

Ревизор проверяет правильность определения результата операционной деятельности.

Для определения прибыли или убытка от операционной деятельности берется к вниманию сумма валовой прибыли (убытка), другого операционного дохода, административных затрат, затрат на сбыт и других операционных затрат.

Сумма прибыли (убытка) от основной деятельности, финансовых и других доходов и финансовых затрат определяет прибыль (убыток) от обычной деятельности к налогообложению.

В конце концов, ревизор контролирует реальность определения конечного результата.

С целью получения достоверных данных о доходах (прибыли) для налогообложения предприятиям следует создавать резервы сомнительных долгов относительно расчетов с другими предприятиями с последующим отнесением их в конце года на счет 99 «Прибыли и убытки». Резервы сомнительных долгов создаются по результатам проведенной перед составлением годового баланса инвентаризации дебиторской задолженности предприятия.

На сумму резервов сомнительных долгов делают записи на счетах бухгалтерского учета:

дебет счета 99 «Прибыли и убытки»;

кредит счета 76.2 «Расчеты по претензиям».

Если до конца года, последующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв не будет использован, то недоиспользованная сумма причитается к прибыли отчетного года.

Величину резерва сомнительных долгов определяют исходя из платежеспособности отдельных дебиторов или на основании классификации дебиторской задолженности, которое осуществляется группированием по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности для каждой группы, исходя из суммы безнадежного долга за товары за предыдущие отчетные периоды.

Этот коэффициент сомнительности возрастает соответственно увеличению срока непогашения задолженности.

Начисления суммы резерва сомнительных долгов за отчетный период показывается в отчете о финансовых результатах в складе других операционных затрат.

Положением (стандартом) бухгалтерского учета «Доходы организации» предусмотрено, что доход признается при условии увеличения актива или уменьшения обязательства, которые обуславливает возрастание собственного капитала.

Однако не признаются доходами такие поступления от других лиц:

сумма НДС, акцизов, других налогов и обязательных платежей, которые подлежат перечислению в бюджет и внебюджетных фондов;

сумма предыдущей оплаты продукции;

сумма аванса в счет оплаты продукции;

сумма задатка под залог в погашение займа, если предусмотрен договором;

поступления, которые принадлежат другим лицам и т.п.

Доход не признается, если осуществляется обмен продукцией. Особой проверке подлежит правильность отображения в учете той суммы прибыли, которая должна быть перечислена в бюджет вследствие применения к предприятию экономических санкций завуалирования (занижения) дохода (прибыли), пени за несвоевременное перечисление налогов. Суммы таких санкций окидываются за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, и на величину налогооблагаемого дохода (прибыли) не влияют.

Таким образом, во время проверки фактической прибыли следует установить перво-наперво правильность отображения в отчетности фактической выручки (дохода) от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Для этого ревизор использует такие источники информации:[6]

отчет о финансовых результатах;

журналы-ордера № 1, 2, 11 и т.п.;

первичные документы на отгрузку (реализацию) готовой продукции с склада;

выписки со счетов в банках;

прибыли кассовые ордера на оприходование денежной наличности за оплаченную продукцию;

платежные поручения (требования-поручения) на оплату отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) и т.п.

Во-первых, на основании вышеуказанных документов ревизор сопоставляет данные Отчета о финансовых результатах по статье «Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» с данными Главной книги по счета 90 «Продажи».

Сумма расхождений должна равняться сумме налога на добавленную стоимость, акцизного сбора и других вычитаний из дохода. Если установлено несоответствие суммы, отображенной в Главной книге и оборотной ведомости по синтетическими счетами из кредита счета 90 «Продажи», сумме, полученной после уменьшения суммы выручки в Отчете о финансовых результатах на сумму НДС, акцизного сбора и других вычитаний из дохода, то ревизор выясняет причину такого несоответствия и принимает вместе с главным бухгалтером меры по его исправлению соответственно действующему законодательству.

Во-вторых, ревизор проверяет правильность отображения в отчетности фактических затрат на производство реализованной продукции. С этой целью следует сопоставить данные Главной книги (оборотной ведомости по синтетическим счетами) с записями в журналах-ордерах по счетами 90.2 «Себестоимость продаж», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»,  «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы».

В-третьих, проверяют правильность и законность оформления операций относительно отгрузки готовой продукции (товаров, работ, услуг) в первичных документах: следует сопоставить по накладным, счетам-фактурам, товарно-транспортными накладными и пропусками на вывоз продукции соответствие дат. При расхождении дат следует сравнить период отображения операции относительно отгрузки продукции в учетном регистре с датой оплаты отгруженной продукции по выписке банка и платежным поручением или расходным кассовым ордером.

В случаях выявления расхождений осуществляют перерасчет выручки от фактической реализации продукции и определяют сумму скрытой от налогообложения прибыли.

2. Задание:

1) Проверить правильность отнесения расходов к нематериальным активам.

Во время ревизии следует проверить, правильно ли включенные соответствующие затраты предприятия к нематериальным активам и правильно ли они оценены.

Счет 04 «Нематериальные активы» предназначен для учета и обобщение информации о наличии и движении нематериальных активов.

К нематериальным активам належат немонетарные активы, которые не имеют материальной формы и могут содержаться предприятием для использования больше года (права пользования естественными ресурсами, имуществом, права на знаки для товаров и услуг и на объекты промышленной собственности, авторские права, гудвилл и прочие нематериальные активы).

Методологические основы формирования информации о нематериальных активах определяет Положения (стандарт) бухгалтерского учета «Нематериальные активы».

Ревизор проверяет, достоверно ли определена стоимость приобретенного нематериального актива и который экономическую выгоду от реализации или использование его имеет предприятие.

Не менее важно также определить затраты, связанные с разработкой нематериального актива. Однако следует иметь в виду, которые не определяются активом, а подлежат отображению в составе затрат того отчетного периода, в котором их было осуществлено: затраты на исследование, на подготовку и переподготовку кадров, на рекламу и повышение репутации предприятия (гудвилл). Приобретенные нематериальные активы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимостью.

Когда нематериальные активы получены вследствие объединения предприятий, то они оцениваются по их справедливой стоимости. Ревизор должен также выяснить, правильно ли осуществляется переоценка тех нематериальных активов, относительно которых существует активный рынок.

При этом следует учесть, что переоцененные первоначальная стоимость и износ объекта нематериального актива определяются как произведение соответственно первоначальной стоимости или износа и индекса переоценки. Индекс переоценки определяется делением справедливой стоимости объекта, который переоценивается, на его остаточную стоимость.

Как правило, сумма дооценки остаточной стоимости объекта нематериальных активов показывается в составе дополнительного капитала, а сумм уценки — в составе затрат отчетного периода. При убытии объектов нематериальных активов, которые раньше были переоценены, превышения сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости этого объекта включается в состав нераспределенной прибыли с одновременным уменьшением дополнительного капитала.

Пример:

При проверке ООО «ХХХ» контролером было обнаружено следующее: в состав расходов по нематериальным активам включена смета затрат по созданию программного продукта. В указанной смете кроме основных затрат по труду включена доплата за интеллектуальные качества персонала, которая списывалась в качестве расходов по созданию нематериального актива.

В соответствии с пп.4 п.1 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» интеллектуальные и деловые качества персонала не включаются в состав нематериальных активов.

Рекомендации контролера (отчет руководителю организации) – исключить данные расходы из состава расходов по нематериальным активам.

2) Проверить формирование первоначальной стоимости нема­териальных активов.

Пример:

В ходе проверки было обнаружено, что при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов (товарный знак) была включена часть расходов по электроэнергии, потребляемой зданием заводоуправления.

В соответствии с пп.8 п.2 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» общехозяйственные и иные аналогичные расходы не связанные непосредственно с приобретением или созданием нематериальных активов не включаются в первоначальную стоимость.

Рекомендация – исключить данные расходы из первоначальной стоимости, внести корректирующие записи в карточку учета НМА, проверить правильность исчисления амортизации.

3) Проверить правильность расчета норм амортизации нематериальных активов

Ревизор проверяет правильность начисления износа по нематериальным активам и включения его в затраты производства. Износ относится на себестоимость продукции (работ, услуг), сумма износа начисляется ежемесячно, чем норма, рассчитанным исходя из первичной стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования (но не больше срока деятельности предприятия).

Проверяя документы относительно начисления износа нематериальных активов, надо установить, за ли всеми объектами нематериальных активов начисляется износ и экономически ли обоснованные установленные нормы, которые периодичность начисления износа и насколько правильно его включен в себестоимость продукции.

Ревизор проверяет также правильность начисления амортизации нематериальных активов. В соответствии с ПБУ «Нематериальные активы» начисления амортизации осуществляется на протяжении срока их полезного использования, которое устанавливает предприятие при определении этого объекта активом (при зачислении на баланс), но не больше 20 лет. При определении срока полезного использования объекта следует учесть сроки использования подобных активов, моральный износ и правовые ограничения относительно сроков его использования. Причем метод амортизации нематериального актива выбирается предприятием самостоятельно. Если условия получения будущих экономических выгод предприятие не может определить, то амортизация начисляется с применением прямолинейного метода. Расчет амортизации осуществляется в соответствии с ПБУ «Основные средства».

Рассчитывая стоимость, которая амортизируется, ликвидационную стоимость нематериальных активов приравнивают к нулю, за исключением случая, когда ликвидационную стоимость можно определить на основании информации существующего активного рынка и последнее будет существовать в конце срока полезного использования этого объекта. Причем начисления амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором нематериальный актив стал пригодной для использования.

И наоборот, начисления амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем убытия нематериального актива. Метод амортизации и срок использования объекта может пересматриваться в конце отчетного года, если в следующем периоде ожидаются изменения срока полезного использования актива или изменения условий получения экономических выгод.

Таким образом, амортизация нематериального актива начисляется, исходя из нового метода начисления амортизации и срока использования, начиная с месяца, следующего за месяцем изменений.

4) Составить записи в ведомость нарушений и разработать ме­роприятия по их устранению

Ведомость нарушений выявленных в ходе ревизионной проверки ООО «ХХХ»

Объект проверки

Выявленное нарушение

Рекомендации по устранению нарушения

Первоначальная стоимость нематериальных активов

Включение в первоначальную стоимость расходов не относящихся к НМА

Исключить данные расходы, пересчитать первоначальную стоимость НМА и нормы амортизации.

Определение срока полезного использования НМА

Срок полезного использования объекта превышает срок деятельности организации.

Пересчитать срок полезного использования, нормы амортизации НМА.

Амортизация НМА

Амортизация начислена за неполный месяц в котором НМА были приняты к учету

Исключить сумму начисленной амортизации, внести корректирующие записи на счетах бухгалтерского учета.

Список литературы

1.     Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: «Маркетинг», 2000.

2.     Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль:  М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003.

3.     Маренков  Н.Л. Контроль и ревизия  «Феникс» Москва 2004г.

4.     Стукова С.А. Система производственного учета и контроля. – М.: Финансы и статистика, 1988,223 с.

5.     Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль.- М.: Финансы и статистика, 1987,127 с.


[1] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль:  М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003. с.3

[2] Маренков  Н.Л. Контроль и ревизия  «Феникс» Москва 2004г.с.14-18

[3] Маренков  Н.Л. Контроль и ревизия  «Феникс» Москва 2004г. с.18

[4] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль:  М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003. с.11

[5] Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль.- М.: Финансы и статистика, 1987, с.36

[6] Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль.- М.: Финансы и статистика, 1987, с.39