Содержание
Введение. 3
1. Теоретико-методологические аспекты разработки стратегии малых предприятий 4
1.1. Характеристика и роль малого бизнеса в экономике. 4
1.2. Сущность и структура стратегии предприятия. 6
2. Разработка стратегической программы развития оптового продовольственного рынка. 8
2.1. Общие принципы работы оптового продовольственного рынка. 8
2.2. Перспективные направления развития оптовой продовольственной торговли 13
2.3. Структура стратегической программы развития оптового продовольственного рынка. 15
Заключение. 18
Список литературы.. 19
Введение
Находясь в условиях острой конкуренции и сложной среды, предприятие оказывается в противоречивой ситуации: минимизация издержек достигается за счет усиления удельного веса исполнительной вертикали в управлении, а минимизация упущенной выгоды - за счет усиления удельного веса горизонтальных связей. Достижение баланса между этими составляющими организационной структуры ‑ важная задача формирования стратегии.
Методология и методическое обеспечение (включающее экономико-математические методы) стратегического управления предприятием в условиях переходной экономики являются актуальной научной проблемой, имеющей народнохозяйственное значение.
Целью работы является создание, научное обоснование и практическая апробация методологии и методов стратегического управления в условиях переходной экономики на примере малого предприятия оптовой продовольственной торговли.
Задачи работы:
1) рассмотреть характер и роль малого бизнеса в экономике;
2) определить сущность и структуру стратегии предприятия;
3) изучить общие принципы работы оптового продовольственного рынка;
4) рассмотреть перспективные направления развития оптовой продовольственной торговли;
5) проанализировать структуру стратегической программы развития оптового продовольственного рынка.
1. Теоретико-методологические аспекты разработки стратегии малых предприятий
1.1. Характеристика и роль малого бизнеса в экономике
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:
· близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;
· производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;
· исключение лишних звеньев управления и т. д.
Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей[1].
1.2. Сущность и структура стратегии предприятия
Для стратегических решений характерно, что их принятие осуществляется путем выбора из дискретного множества известных заранее вариантов. В практике работы предприятий к таким решениям традиционно относились планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение профиля или специализации предприятия. В последние годы в связи с процессами приватизации к стратегическим прибавились решения по виду и принадлежности прав собственности на имущество и продукцию самого предприятия. Таким образом, стратегические решения существовали всегда, хотя необходимость их подготовки и принятия на уровне предприятия в условиях централизованного управления была ограниченной.
Какие же решения относятся к стратегическим? Для ответа на этот вопрос можно следующим образом классифицировать процессы, из которых складывается деятельность предприятия. Разнообразные технико-экономические, финансовые, социальные и другие процессы, протекающие на предприятии, можно разделить на три группы:
· процессы использования имеющегося потенциала для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг («производство»);
· процессы создания, наращивания и модернизации потенциала предприятия («воспроизводство»);
· процессы, обеспечивающие создание и развитие самой воспроизводственной базы предприятия («воспроизводство воспроизводства»).
Пользуясь этой классификацией, можно соответствующим образом структуризовать и решения, принимаемые на уровне руководства предприятия. Решения, касающиеся использования имеющегося потенциала производственной базы, целесообразно относить к тактическим. Наиболее важные решения, касающиеся процессов формирования (создания, пополнения, изменения) потенциала, можно отнести к стратегическим. Наконец, решения, которые определяют потенциал для развития воспроизводственной базы, можно было бы назвать суперстратегическими.
Решения второго и третьего типов (стратегические и суперстратегические) будем объединять общим термином «стратегические решения».
Хотелось бы подчеркнуть важность решений третьего типа. Зачастую считается, что самое главное для предприятия – правильно распорядиться имеющимися ресурсами для производства пользующейся спросом продукции. Однако еще большее значение для жизни предприятия в целом имеет система и механизм принятия решений. Именно от этих составляющих предприятия зависит, какие средства будут выделены на развитие, будут ли выплачиваться дивиденды (что существенно влияет на позицию предприятия на фондовом рынке) и т.п.
Стратегические решения (в широком смысле этого слова) лежат в основе стратегии предприятия. Сама же стратегия предприятия тем самым должна представлять собой как бы каркас, на котором базируются конкретные задания, решения по отдельным вопросам функционирования предприятия[2].
2. Разработка стратегической программы развития оптового продовольственного рынка
2.1. Общие принципы работы оптового продовольственного рынка
По мере улучшения общеэкономической ситуации и формирования зрелых рыночных структур роль города в регулировании оптового продовольственного рынка будет модифицироваться. Методы административного управления будут замещаться инструментами экономического и нормативно-правового регулирования при использовании действенных централизованных рычагов в обеспечении продовольственной безопасности.
Концепция предусматривает сохранение в рассматриваемой перспективе организованных закупок и поставок основных, социально значимых видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров как составной части системы формирования товарных ресурсов на продовольственном рынке города. При этом в организационно-экономический механизм закупок вносятся принципиальные коррективы.
С введением в действие Бюджетного кодекса и части второй Налогового кодекса изменились экономические условия деятельности предприятий и организаций оптовой торговли; задействован новый порядок использования бюджетных средств на финансирование и кредитование закупок для формирования и обслуживания городского продовольственного фонда, а также привлечения на эти цели внебюджетных источников финансирования.
Предполагается, что ожидаемые изменения в законодательстве, обеспечивающем правовую защиту инвестиций и регулирующем создание различного рода объединений коммерческих и некоммерческих организаций для предпринимательских целей (холдинги, финансово-промышленные группы и т.д.) создадут более благоприятные предпосылки для привлечения инициативного капитала в продовольственный комплекс. Причем не только в розничную, но и в оптовую торговлю, сельское хозяйство, пищевую промышленность. При этом ведущая роль отводится отечественному банковскому и финансово-промышленному капиталу.
Важнейшими аспектами концепции развития оптовой торговли продовольствием в среднесрочной перспективе являются вопросы:
- обеспечение целенаправленной структурной политики Правительства Новосибирска по перестройке и рационализации каналов товародвижения, развитию инфраструктуры конкурентного оптового рынка, усилению интеграции оптовой и розничной торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности города;
- проведение активной имущественно-земельной политики и эффективной инвестиционной политики, поддерживающие необходимые структурные преобразования;
- совершенствование нормативно-правовой базы торговли;
- развитие координации и усиление взаимодействия органов городского и территориального управления, контролирующих и надзорных органов и служб в сфере оптовой торговли продовольствием.
В краткосрочном плане важно инициировать процессы финансового оздоровления предприятий и организаций оптовой торговли и решить проблему повышения эффективности влияния организованных закупок на ценовую конъюнктуру и развитие оптового продовольственного рынка города.
1. Тенденции и узловые проблемы развития оптовой торговли.
Оптовая торговля Новосибирска обеспечивает снабжение продовольственными товарами более 6,1 тыс. предприятий розничной торговли и около 6,7 тыс. предприятий общественного питания, включая социальную сферу, а также 150 рынков, торгующих продовольствием, и поступление сырья для более 100 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которые, в свою очередь, также являются активными участниками оптового рынка города. Конечными потребителями поставляемых продуктов питания являются порядка 11,5 млн. человек - жителей и гостей столицы или около 8% всего населения России.
Общий объем организованных закупок и поставок в Новосибирск основных социально значимых видов продовольствия в 2001 году составил порядка 3,8 млн. тонн, что на 9% превысило уровень 2000 года и обеспечило устойчивое снабжение населения города продуктами питания. В необходимых объемах в соответствии с заданиями Правительства Новосибирска в течение года было обеспечено поддержание страховых запасов основных видов продовольствия. В период уборки урожая было завезено и размещено на хранение на оптовых плодоовощных предприятиях 265,2 тыс. тонн картофеля и овощей. На 01.01.2002 г. в городе имелось переходящих запасов мяса и мясопродуктов - 60,9 тыс. тонн или в 1,4 раза больше, чем на эту же дату прошлого года, зерна - 260 тыс. тонн (103%), крупы - 17,6 тыс. тонн (в 1,8 раза), сахара - 37,9 тыс. тонн (в 1,6 раза), рыбопродуктов - 20,1 тыс. тонн (в 3,1 раза).
На городском уровне оптовое звено представлено 26 плодоовощными предприятиями с общей емкостью единовременного хранения 925 тыс. тонн, 15 мясо-молочными и рыбными хладокомбинатами с общей емкостью - 217 тыс. тонн, 6 крупными общетоварными базами, имеющими 120 тыс.кв.м складской площади.
Инфраструктура оптовой торговли также включает склады и холодильники предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и оптовых коммерческих структур (320 тыс.кв.м складской площади и до 65 тыс. тонн холодильных емкостей). На продовольственный рынок города ориентирована часть снабженческо-складской инфраструктуры, расположенной в Новосибирской области, включая крупные таможенные терминалы, холодильники и складские комплексы. Особое значение имеет развитие базы хранения картофеля и овощей в хозяйствах области.
По оценкам, на оптовом продовольственном рынке Новосибирска оперирует в общей сложности более 2,5 тыс. оптовых коммерческих структур, товаропроизводителей, оптовых предприятий и организаций.
В оптовой торговле продовольствием занято около 90 тыс. человек. (Всего в торговле - 970,6 тыс. человек).
В последние годы наметились определенные положительные тенденции развития городского оптового звена, являющиеся непосредственным отражением действия рыночных законов и механизмов. К их числу можно отнести:
- усиление корпоративных начал в организации, взаимодействие и взаимопроникновение оптового и розничного звеньев торговли;
- универсализацию деятельности оптовых предприятий;
- смещение функций оптовых предприятий с относительно развитой складской базой в сторону оказания услуг по хранению операторам оптового рынка;
- приобретение пищевыми и перерабатывающими предприятиями функции оптовой торговли и оптовых заготовителей сырья;
- рост числа оптовых структур, выступающих организаторами оптового оборота;
- вовлечение оптовых торговых структур города в процессы межрегионального взаимодействия.
Вместе с тем, для сложившейся системы товародвижения продовольствия, достигнутого уровня развития оптового рынка и организации оптовой торговли продовольственными товарами в Новосибирске присущи крупные недостатки и нерешенные проблемы, в том числе:
- недостаточная социальная ориентация розничной торговли при нехватке распределительных центров для обслуживания магазинов сниженных цен и их аналогов в оптовом звене;
- высокие издержки обращения в связи с низким уровнем организации логистики; наличие в товаропроводящей сети до 6 звеньев посредников, большая часть из которых не является ни организационно, ни технологически необходимой;
- хранение части объемов импортируемого продовольствия (по отдельным товарным группам до 50%) в неприспособленных помещениях: цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи, спортивные сооружения и т.д. Существование этого канала выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объемы продовольственных товаров;
- высокая импортная зависимость продовольственного снабжения города, превышающая по отдельным товарным позициям (мясо, масло животное, фрукты) 80%. При этом коммерческие организации, осуществляющие закупки продовольствия для городских нужд не проводят активного маркетинга российского рынка и предпочитают работать с зарубежными поставщиками. Практически отсутствует система мониторинга конъюнктуры оптового продовольственного рынка Новосибирска;
- известная монополизация отдельных секторов продовольственного рынка города, в том числе со стороны московских товаропроизводителей.
Многие оптовые плодоовощные предприятия находятся в тяжелом финансовом положении и имеют значительную просроченную задолженность перед федеральным и городским бюджетами. Собственная торговая деятельность оптовых предприятий носит ограниченный характер; ими утрачены, в частности, позиции в наиболее доходных секторах плодоовощного рынка.
Износ основных производственных фондов на большинстве оптовых предприятий достигает 65 - 85%. Необходимы значительные инвестиции в их техническое перевооружение и обеспечение химической безопасности.
Организационно-экономический механизм закупок продовольствия для городских нужд требует значительной корректировки. Необходимо повысить эффективность воздействия этих закупок на ценовую конъюнктуру и развитие оптового продовольственного рынка, снизить нагрузки на городской бюджет по финансированию и кредитованию закупок для формирования и обслуживания городского продовольственного фонда.
Недостаточно развита нормативно-правовая база оптовой торговли. Имеются проблемы в сфере имущественно-земельных отношений, в том числе в части условий привлечения инвесторов-застройщиков на оптовые продовольственные рынки и управлении долями города в акционерных обществах на оптовых предприятиях.
Особого внимания заслуживает процесс активного освоения рынка оптовых торговых услуг и складской инфраструктуры крупными иностранными торговыми сетями.
При всей актуальности и сложности вышеуказанных проблем, центральная проблема развития оптовой торговли, обуславливающая необходимость реформирования в короткие сроки системы товародвижения продовольствием, состоит в следующем. В своем нынешнем состоянии оптовое звено отстает от потребностей и запросов как розничной торговли, так и товаропроизводителей. И что самое главное, оно не подготовлено к тем значительным структурным изменениям, которые ожидаются в ближайшие годы на потребительском рынке Новосибирска и которые связаны с развитием розничных сетей и крупных торговых объектов: гипер- и супермаркетов, магазинов-складов типа «Кеш энд Керри», торговых комплексов и центров и т.д[3].
2.2. Перспективные направления развития оптовой продовольственной торговли
Исходный сценарий развития оптовой торговли основывается на оценке изменений, происходящих на потребительском рынке города и оценке перспектив развития сырьевых товарных рынков в России и за рубежом.
Ожидается, что в период до 2015 года основные структурные изменения на потребительском рынке будут обусловлены:
- переходом к сетевым принципам организации розничной торговли и распределения, в том числе связанным с приходом на московский рынок крупных иностранных торговых операторов:
- значительным ростом числа крупных торговых объектов (гипер- и супермаркеты, магазины-склады типа «Кеш энд Керри» и др.) и их доли на рынке;
- сокращением числа рынков (закрытие, трансформация в современные торговые объекты) и их доли в обороте розничной торговли;
- приоритетным развитием при поддержке города социально ориентированных объектов торговли.
Развитие розничных торговых сетей неизбежно повлечет за собой перестройку всей системы товародвижения. Усилятся интеграция и взаимопроникновение оптовой и розничной торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, принципиально изменятся транспортно-складская логистика и функциональное назначение складского хозяйства.
Согласно прогнозам Минсельхоза РФ в период до 2015 года ожидается рост объемов производства основных видов сельскохозяйственных культур и продукции животноводства со среднегодовыми темпами прироста на уровне 2 - 4%. В этих условиях территориальная схема поступления в город сельскохозяйственного сырья и продовольствия будет определяться ежегодными конъюнктурными факторами и на уровне тенденций заметных изменений не претерпит.
Структурные сдвиги на макроуровне в сторону импорта следует ожидать при вступлении России во Всемирную торговую организацию.
Расчетные объемы оптового товарооборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров определялись в соответствии с прогнозом социально-экономического развития г. Новосибирска на 2012 год и на период до 2014 года, подготовленным Департаментом экономической политики и развития г. Новосибирска.
Прогнозом предусматриваются:
- прирост денежных расходов населения на покупку товаров и оплату услуг за период 2012 - 2014 гг. (в сопоставимых ценах) - 18,0 - 19,0%;
- темпы роста в пищевой и перерабатывающей промышленности - 107 - 108% в год в сопоставимых ценах;
- темпы прироста физического объема оборота розничной торговли продовольственными товарами - 4,6 - 5,6% в год; в целом за период 2002 - 2004 гг. - 16,0 - 17,0%;
- индекс цен на продукты
питания (в среднем за год) - динамика снижающаяся с 116% в
В рамках указанного сценария развития ожидаемые темпы прироста физического объема оборота оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольственными товарами составят порядка 4,8 - 5,8% в год и в целом за период 2002 - 2004 гг. - 17,0 - 18,0%[4].
2.3. Структура стратегической программы развития оптового продовольственного рынка
Разработка концепции структурной политики предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.
Что касается общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг, то концепция ориентируется на двухуровневую схему организации оптовой торговли, представленную на городском уровне операторами крупного и среднего опта (операторы с функциями поставок в Новосибирск основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, московские и крупные региональные товаропроизводители и т.д.) и на территориальном уровне операторами, обслуживающими движение товаров в звене «опт - мелкий опт – розница».
Развитие оптового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и необходимого видового разнообразия оптовых организаций.
Видовое разнообразие оптовых структур определяется мотивацией товаропроизводителей при выборе ими того или иного канала продвижения на рынок своей продукции. Такая мотивация выражается в готовности товаропроизводителя к единовременной продаже товара оптовому посреднику, в готовности оплатить информацию о потенциальных покупателях своего товара при сохранении собственности на товар и в готовности полного отказа от услуг посредника.
В рыночной экономике каждая из представленных моделей поведения товаропроизводителя должна иметь возможность реализоваться. Отсюда важной задачей структурной реорганизации оптового звена должно явиться стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей.
Опыт развитых стран показывает, что в соответствии с требованиями товаропроизводителей, структура оптового звена развивается на основе выделения в его составе трех основных групп операторов:
- предприятий и организаций, специализирующихся на оптовой торговле продовольственными товарами и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;
- торговых посредников, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (торговые агенты, брокеры, комиссионеры и т.д.);
- организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, но оказывающих услуги по его обороту на оптовом рынке (оптовые продовольственные рынки, оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы и т.д.).
Мировая торговая практика (данные торговых переписей) свидетельствует о том, что оптимальным сочетанием этих групп для крупных мегаполисов можно считать реализацию порядка 60% годовой потребности города в продовольственных товарах через специализирующиеся на оптовой торговле предприятия, до 15% - через посреднические структуры и до 25% - через организаторов оптового оборота.
В настоящее время на оптовом продовольственном рынке указанные соотношения не выдерживаются: чрезвычайно высокой является доля посредников (по оценкам, более 35%); низкой - доля организаторов оптового оборота (менее 1%). Причем в отличие от развитых стран, где торговые посредники реально участвуют в продвижении товаров к потребителю, на московском оптовом рынке деятельность большей части посредников носит чисто спекулятивный характер.
В этой связи, структурная политика города в оптовой торговле продовольствием должна способствовать, прежде всего, увеличению роли в системе товародвижения организаторов оптового оборота при значительном уменьшении доли посредников на оптовом рынке.
Реализация данного направления структурной политики требует введения в практику государственного управления метода торговых переписей и механизмов контроля за числом перепродаж оптовых партий товаров с анализом причин, использования методов стимулирования и поддержки развития нужных для города элементов инфраструктуры оптового звена[5].
Заключение
Совершенствование стратегического управления предприятием как сложной социально-экономической системой является одним из ключевых путей стабилизации российской экономики в целом.
Решение задач стратегического управления может быть осуществлено на основе принципов самоорганизации. Под самоорганизацией понимается свойство системы приобретать пространственную, функциональную, логическую или иную структуру без специфического воздействия извне. При этом большую роль имеет формирование и развитие горизонтальных связей (связей между элементами одного уровня, основанных на общности интересов).
Процесс формирования, принятия и реализации стратегических решений распределен между руководителями разного уровня, что позволяет им вносить в него свои опыт, знания (далеко не всегда формализуемые) и интуицию. Однако, различия в системах ценностей, типах восприятия, уровне образования и типах культур у участвующих в этом процессе специалистов требует согласования и приведения в единую систему. Этот процесс вызывает к жизни проблемы координации деятельности руководителей, а также обеспечения целостности и внутренней согласованности стратегии. Решение этих вопросов в рамках стратегического управления может быть осуществлено на основе принципов самоорганизации.
Список литературы
1. Зиновьева М.Э. Менеджмент: Учебник. М.: Проспект, 2004.
2. Перслаки И. Нововведения в организациях. М.: Экономика, 1980.
3. Пронин Н.Д. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1998.
5. Хасби Д. Стратегический менеджмент. М.: Контур, 2000.
[1] Перслаки И. Нововведения в организациях. М.: Экономика, 1980. С. 88.
[2] Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1998. С. 248.
[3] Пронин Н.Д. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 200-201.
[4] Зиновьева М.Э. Менеджмент: Учебник. М.: Проспект, 2004. С. 90-92.
[5] Хасби Д. Стратегический менеджмент. М.: Контур, 2000. С. 122.