|
Рубрику ведет редакция журнала "Справочник по управлению персоналом" |
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ |
В связи с увеличением спроса на системы оценки персонала растет и рынок предлагаемых методик. В целях поиска, отбора и оценки сотрудника компании готовы потратить средства, сопоставимые с несколькими месячными окладами кандидата. По некоторым данным, поиск “правильного” человека обходится современным предприятиям до 30% его годового дохода, а его оценка – еще 10%. Неудивительно, что многие компании стремятся сопоставить расходы на оценку кандидата с ожидаемой от него отдачей, а также рисками, связанными с принятием неподходящего человека. Однако разнообразие подходов, методик и высокая стоимость оценки персонала усложняет задачу служб персонала компании. Именно поэтому организации сегодня все чаще планируют карьеру перспективных сотрудников, предпочитая выращивать собственные кадры. О том, как была налажена система регулярной оценки персонала в компании “ВымпелКом”, рассказано в материале, публикуемом сегодня в рубрике. В новом номере журнала “Справочник по управлению персоналом” также читайте: – Как выбрать оптимальное по цене и качеству обеспечение потребности организации в оценке персонала – Вознаграждение персонала: все ли формы мы используем? – Как выявить лидеров, способных возглавить структурные подразделения крупной компании – Кто есть кто в российском HR-менеджменте? Как организовать систему оценки персонала М.А. УТКИНА, специалист по обучению и развитию Дирекции по работе с персоналом ОАО “ВымпелКом”, г. Москва
- Постановка целей и составление индивидуального плана развития
- Оценка сотрудников
Идея создания системы регулярной оценки персонала в компании “ВымпелКом” возникла задолго до того, как было принято решение о ее внедрении. В 2001 г. руководство компании пришло к выводу о необходимости использования нового единого корпоративного инструмента, который позволял бы решать следующие задачи: – управлять эффективностью деятельности компании; – устанавливать взаимосвязь между основной стратегией и работой каждого сотрудника; – анализировать влияние результатов деятельности сотрудников на ход выполнения стратегии компании; – способствовать увеличению вклада сотрудника в достижении результатов стратегических инициатив компании; – определять возможности роста сотрудников и реализации их потенциала.
|
Компания “ВымпелКом” организована в 1992 г. и является оператором сотовой связи России, оказывая услуги под семейством торговых марок “Би Лайн”. Центральный офис компании находится в Москве. Число занятых сотрудников – свыше 6 тыс. человек |
Таким эффективным инструментом должна была стать новая система оценки персонала. Она появилась в виде пилотного проекта сначала для московского офиса, потом для регионов. Сотрудники дирекции по работе с персоналом представили вариант новой системы в электронном виде на корпоративном интранет.сайте. Сегодня разработкой дополнительных функций системы занимается специалист дирекции информационных технологий. Простые и четкие инструкции позволяют новым сотрудникам быстро овладеть схемой работы системы оценки с минимальными затратами времени и сил. Рассмотрим основные этапы создания централизованной системы регулярной оценки персонала в компании “ВымпелКом”: постановка целей, составление индивидуального плана развития, оценка сотрудника. Постановка целей и составление индивидуального плана развития
|
SMART – это аббревиатура, образованная от пяти английских слов. Эти прилагательные, характеризующие цель, можно перевести как: конкретная, измеримая, достижимая, ориентированная на результат, ограниченная во времени |
В начале календарного года в компании формулируются стратегические цели, затем в ходе личных встреч руководителя с подчиненными они доводятся до сотрудников. При постановке целей устанавливается прямая связь задач сотрудника с целями компании, а также используется принцип SMART. Почему в компании выбрали широко известный принцип SMART? Ответ прост: чем четче сформулирована цель, тем легче проводить впоследствии оценку работы. Планирование необходимо для организации системного и непрерывного процесса развития предприятия, а также карьеры каждого работника. Существенную роль играет качественно составленный индивидуальный план развития (ИПР). При этом ставится задача согласовать цели всей организации и персонально каждого сотрудника, сформировать критерии его профессионального роста и оценить реальный потенциал.
|
Индивидуальный план развития сотрудника – это эффективный инструмент управления его профессиональным развитием. ИПР дает представление о том, какие знания, умения и навыки сотрудник должен получить для того, чтобы улучшить показатели своей работы и повысить уровень профессионального мастерства |
Планирование развития сотрудника позволяет: – четко сформулировать цели его развития, привязанные к бизнес-показателям, достижение которых ведет к росту результативности его работы; – повысить мотивацию сотрудника к профессиональному росту; – сделать процесс карьерного роста системным, непрерывным, оценить его показатели; – выйти за рамки обучающих мероприятий (тренинги и семинары) и широко использовать все возможности для развития (самообучение, обратная связь, обучение на опыте других, развивающие проекты и т. д.); – вести целенаправленную работу по обучению сотрудников (рассчитывать необходимые внутренние и внешние ресурсы, планировать сроки проведения образовательных мероприятий и т. д.). При постановке целей на очередное полугодие дирекция по работе с персоналом совместно с руководителями других подразделений составляет ИПР. Как правило, оценка труда сотрудника за предыдущий период позволяет выявить те области его деятельности, в которых он долженb улучшить показатели своего труда. В последующие 6 месяцев ему не только необходимо выполнить поставленные задачи, но и наметить конкретные этапы своего личностного и профессионального роста. Сам работник может и должен проявлять инициативу и вносить предложения по программе развития, которые будут способствовать повышению качества работы за счет приобретения новых знаний, навыков владения тем или иным процессом или оборудованием. Руководитель же, в свою очередь, принимает решение о целесообразности обучения, оценивая, насколько новые навыки помогут достижению корпоратив. ных целей компании. Далее планируется бюджет такого обучения и утверждается его план. За выполнение ИПР ответственны как сами работники, так и их руководители в сотрудничестве с отделом обучения и развития. Достаточно ли раз в год сформулировать цели, составить план развития и затем вернуться к ним при оценке деятельности сотрудника?
|
Коучинг – форма индивидуальной работы, включающая такие компоненты, как индивидуальное консультирование и индивидуальный тренинг. Это эффективный метод работы с людьми, используемый в менеджменте для повышения результативности бизнеса, мотивации персонала, развития лидерских качеств сотрудников |
Процесс оценки персонала продолжается непрерывно. Как показывает практика, двух встреч в год для обсуждения рабочих процессов и развития персонала явно недостаточно. Поэтому в “ВымпелКоме” после официальной формулировки целей и плана развития сотрудник приступает к активной работе над выполнением рабочих задач. Роль менеджера.руководителя при этом состоит в том, чтобы обеспечить сотруднику обратную связь. Руководитель также должен быть готов поддержать работника в трудных ситуациях, помочь ему найти эффективный способ решения проблемы. Такая работа является частью профессионального развития сотрудников, т. к. позволяет совершенствовать методы работы, используя все позитивные стороны коучинга, а также применять в работе необходимые корпоративные компетенции. Успех компании зависит от множества факторов: ситуации на рынке, технической оснащенности, финансирования, выбранной стратегии развития, маркетинговой политики, стратегии конкурентов компании, профессионализма сотрудников и т. д.
|
Профессионализм и компетенция сотрудников – богатейший ресурс, развитие и приумножение которого при прочих равных условиях может стать неоспоримым конкурентным преимуществом и в конечном итоге обеспечит компании блестящие результаты |
Именно поэтому в течение полугодия работы в компании “ВымпелКом” сотрудник руководствуется не только поставленными функциональными целями, но и набором ключевых компетенций. Таким образом, имеют значение не только сами результаты, которых необходимо достичь, но и то, как это сделать. Большое значение уделяется работе над ключевыми компетенциями сотрудников и руководителей. Именно они поддерживают корпоративные ценности компании: – максимальная доходность акционерного капитала; – высокое качество обслуживания клиентов; – поддержка инноваций; – уважение и доверие к сотрудникам и партнерам. Оценка сотрудников При создании системы оценки работников руководство компании поставило задачу сделать ее максимально объективной и связать оценку за полугодие с размером премии по результатам труда. Система оценки персонала в “ВымпелКоме” работает следующим образом: – сотрудник и руководитель выделяют специальное время и встречаются для обсуждения поставленных целей (этот процесс называется оценочным собеседованием, и к нему готовятся обе стороны); – в ходе собеседования работник самостоятельно оценивает свои результаты;
|
При выполнении рабочих задач важно помнить не только о том, к чему мы стремимся, но и как мы этого достигаем. Не следует возводить использование системы в абсолют. Заполнение бланков не заменит живого общения с людьми, однако это эффективный инструмент, который помогает в текущей работе и последующем поощрении сотрудников |
–
руководитель предлагает свое видение этих результатов, а также уровня
компетенции;
– руководитель обсуждает с подчиненным перспективы его профессионального
развития;
– сотрудник получает сообщение об итоговой оценке от руководителя за полугодие
через электронную систему;
– данные об оценках в виде консолидированного файла поступают в отдел льгот и
компенсаций для дальнейшей работы.
Таким образом, все этапы складываются в цикличный процесс, который повторяется
раз в полугодие (см. рисунок).
Система оценки персонала в компании “ВымпелКом”
Основные блоки системы оценки персонала, изображенной на рисунке, уже три года
успешно использует компания “ВымпелКом”.
На каждом из этапов выделяются те цели, которые планируется достичь, используя
этот инструмент управления эффективностью деятельности персонала компании.
В завершение отметим, что регулярная оценка персонала позволит компаниям
оптимизировать бизнес-процессы. Стоит обратить внимание и на некоторые
трудности, возникающие при разработке и использовании системы оценки персонала.
Важно сделать ее комплексной и применимой для развития сотрудников, понятной и
легкой в использовании. Надо обеспечить максимально объективное использование
системы при оценке сотрудников, а ее статистических данных – при планировании
бюджета на премирование и обучение. Система оценки персонала должна стать
частью корпоративной культуры.
|
|
|
|
|
|
· разработка модели компетенций; · профилирование должностей; · выбор оптимальных методов для оценки компетенций; · создание форм предоставления результатов; · адаптация автоматизированной системы для хранения результатов оценки. При унификации результатов оценки и их релевантности для принятия кадровых решений необходимо разработать единый набор профессионально важных качеств (ключевых компетенций) сотрудников, имеющих большое значение для достижения компанией ее стратегических целей. В этой модели компетенций могут быть обобщены представления компании о том, какие сотрудники ей важны, проявление каких качеств будет поощряться, на развитие каких навыков будут выделены деньги. Потребность оценить степень выраженности у сотрудника важных для его будущей должности компетенций предъявляет методам оценки еще одно требование: по результатам оценки мы должны получать не просто цифры, а оценку по компетенциям. Таким образом, для создания оптимальной системы оценки персонала в компании необходимо знать возможности различных методов и применять их в зависимости от поставленных задач, масштаба компании и выделенных на эти цели средств. Важно учитывать и ту особенность, что чем выше статус оцениваемого претендента, а следовательно, больше риск, связанный с принятием кадровых решений, тем более надежные, а значит, дорогостоящие методы оценки придется применять. |
Как
выбрать свою систему оценки персонала
(Журнал "Справочник по управлению персоналом", номер 8-2004)
26
Ноя, 2004 г. - 14:25 ![]()
![]()