Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -686 с.

Анализ товарооборота

Характеристика показателя, значение и задачи анализа товарооборота

Характеристика показателя товарооборота Товарооборот — важнейший показатель не только для торгующей организации, но и для национальной экономики. Во внутрифирменном значении этот показатель отражает успех организации, спрос покупателей на реализуемые товары. От товарооборота зависят все важнейшие финансово-экономические показатели торговли, включая валовой доход, уровень издержек обращения, размер и эффективность использования товарных ресурсов, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность и др.

Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объемов реализации, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж. В народно-хозяйственном значении товарооборот характеризует обеспеченность населения товарами. Товарооборот продукции отечественного производства отражает уровень ее востребованности на рынках. Выручка от оборота промышленного производства обеспечивает дальнейшие вложения в развитие промышленности, поэтому рост продаж в наибольшей степени стимулирует развитие промышленности и определяет возможности ее дальнейшего развития. В этом смысле торговля является двигателем промышленности.

Товарооборотом называют объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени (п. 123 ГОСТ Р 51303-99 Группа Т02 ОКСТУ 0131 «Торговля (Термины и определения)», утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.99 г. № 242-ст. (далее стандарт «Торговля»)).

Определения товаров даются несколькими нормативными документами. Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи (п. 64 стандарта «Торговля»).

Товары — это физические предметы, на которые могут быть распространены права собственности (п. 2.6 Инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 30.11.01 г. № 89 (далее Инструкция ГКС № 89)).

Наиболее точным для анализа товарооборота, учета и анализа финансовых результатов с целью управления представляется определение из ст. 4 Закона РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Законов РФ от 09.10.2002 г. № 122-ФЗ) товар: это продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как известно, организации туристического бизнеса тоже занимаются торгово-посреднической деятельностью, особенно турагенты. Помимо реализации туристических услуг, турфирмы торгуют туристскими товарами. Туристские товары — материальные предметы потребления и иная товарная продукция, прямо или косвенно востребованная туристом или экскурсантом в процессе пользования туристическими услугами. Туристский ассортимент имеет высокий спрос. В туристической поездке на удовольствия, развлечения, туристские товары тратится количество денег, значительно превышающее обычный уровень плановых расходов потребителей. Номенклатура туристских товаров зависит от разновидности туризма или отдыха, от характера путешествия. Наиболее распространенными туристскими товарами являются:

•   сувенирная продукция, предметы личного потребления, характерные для данной страны или местности, которую посещает турист;

•   спортивные товары и снаряжение;

•   карты, описания местности и путеводители;

•   словари;

•   пляжные принадлежности;

•   фотопринадлежности, видеокамеры, бинокли и др.

Поэтому рассматриваемая нами методика анализа товарооборота и товарных запасов применима как для торговых, так и для туристических организаций.

Виды товарооборота       Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания.

Оптовый товарооборот — объем продажи товаров производителями и (или) торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте (п. 125 стандарта «Торговля»).

Более подробно данное понятие раскрыто в п. 2.26 Инструкции ГКС № 89, согласно которой оборот оптовой торговли представляет собой стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим лицам и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи), кроме продажи населению, относящейся к обороту розничной торговли.

Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, — наличие счета-фактуры.

Если товар продается физическому лицу или некоммерческой организации для использования на нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью, т.е. для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательством, то продавец осуществляет розничную торговлю (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков (что так же учитывается, как и продажа за наличный расчет), по почте с оплатой по безналичному расчету, в кредит и некоторых других товаров (о которых сказано в п. 2.12 Инструкции ГКС № 89).

Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим и физическим (без образования юридического лица) лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) с оплатой по безналичному расчету, в оборот розничной торговли не включается.

Обязательный признак операции, относимой к розничной торговле, — наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам).

Анализ оборота розничной торговли производят как организации розничной торговли, туризма, так и организации других отраслей экономики, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне потребительских товаров (в том числе полученных в соответствии с договором мены) или потребительских товаров собствен-

ного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу.

Анализ розничного товарооборота имеет много общего с анализом оптового товарооборота. Многие из методик анализа оптового и розничного оборота, по сути, дублируют друг друга, поэтому, чтобы не повторяться, мы рассмотрим методику оптового и розничного товарооборота в единой главе, выделяя особенности каждого из видов оборота.

Оборот общественного питания в оборот розничной торговли не включается. В него входят:

•   стоимость   проданной   населению  собственной   кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания;

•   стоимость мучных, кондитерских хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В обороте общественного питания учитывается также стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения и др. (см. п. 2.13 Инструкции ГКС № 89).

Задачи анализа товарооборота   Основными задачами являются:

•   изучение товарооборота в целом, по формам торговли, ассортименту и т.д.;

•   изучение ритмичности, равномерности товарооборота и его динамики;

•   определение тенденций изменения объемов продаж по составу, по подразделениям, видам и формам;

•   выявление и измерение факторов, влияющих на изменение объемов реализации, неиспользованных резервов для расширения торговли и увеличения товарооборота.

9.2. Источники информации анализа товарооборота

Источники информации товарооборота. Для анализа товарооборота используют многочисленные и самые разнообразные источники информации:

1)  статистические данные о социально-экономических показателях региона деятельности;

2)  данные о структуре населения, его денежных доходах и покупательских способностях;

3) данные о товарном обеспечении на рынке;

4) данные бухгалтерского учета и отчетности, включая:

•   первичные документы бухгалтерского учета;

•   товарные отчеты, учетные регистры о движении и остатках товаров;

•   инвентаризационные описи, акты об уценке и переоценке товаров;

•   акты документальных ревизий, аудиторских проверок, обследований и др.

В составе бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс (форма № 1) содержит данные о товарных запасах и о товарах, отгруженных в покупных ценах. В справке к этой форме по данным о забалансовых счетах приводятся суммы товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, и товаров, принятых на комиссию.

В отчете о прибылях и убытках (форма № 2) отражается выручка (нетто) от продажи товаров за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

В отчете о движении денежных средств (форма № 4) приводится выручка от продажи товаров.

Формы статистической отчетности Статистическая отчетность имеет множество форм, содержащих информацию, полезную для анализа товарооборота.

Оборот оптовой, розничной торговли и общественного питания отражается также в статотчетной форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». Представляется ежемесячно.

В отчете по строкам 04 и 05 отражается объем отгруженных (переданных) товаров в фактических отпускных (продажных) ценах независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет.

По строке 10 торговыми предприятиями и предприятиями общественного питания отражается стоимость остатка товаров по всем местам хранения (на складах, складах-холодильниках, в магазинах и др.) по средним ценам реализации на аналогичные товары, действовавшим в отчетном месяце, включая НДС и акциз.

Объем туристических услуг населению по организации путешествий и экскурсий, размещению, питанию, организации досуга приводится по строке 11. Объем услуг измеряется суммой денежных средств, уплаченных либо населением, либо организациями, приобретающими услуги для своих работников. В отчете отражают услуги, оплаченные за наличный расчет, по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов вкладчиков (что

также учитывается как оплата за наличный расчет). Объем платных услуг населению приводится в фактически действовавших рыночных ценах, включающих налог на добавленную стоимость.

Учет предоставленных услуг производится либо по моменту окончания услуги (при условии, что услуга оплачена ранее), либо по моменту оплаты услуги.

По строке 12 формы П-1 показывается оборот розничной торговли в розничных ценах — фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость.

По строке 13 отражают оборот общественного питания столовые, кафе, рестораны, а также предприятия туристического бизнеса, оказывающие услуги по размещению, питанию, организации досуга, если они осуществляют продажу собственной кулинарной продукции или покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте через заведения общественного питания, находящиеся на их балансе.

По строке 14 показывается общий объем вывоза товаров в республику Беларусь.

По строке 15 приводятся данные о предоставленных услугах (экспорт услуг), а по строке 16 — полученных услугах (импорт услуг) в области международной деятельности, т.е. операциях, осуществляемых между российскими организациями (резидентами) и нерезидентами (резидентами экономик других стран).

Услуги в отличие от товаров, как правило, не являются физическими предметами, а представляют собой производимую на заказ деятельность, приводящую к изменению местоположения или состояния принадлежащих потребителю предметов либо к изменению состояния самого потребителя (п. 2.15 Инстукции ГКС № 89).

Экспорт, импорт услуг представляет собой объем поступивших (выплаченных) средств за оказанные услуги в соответствии с заключенными договорами между участниками внешнеэкономической деятельности в денежной или иной форме (например, услуги в счет погашения задолженности) в течение отчетного периода независимо от того, поступили деньги на счет организации или нет.

В объем экспорта, импорта туристических услуг (поездок) включают услуги по организации путешествий и экскурсий, размещению, питанию, организации досуга, оказываемые гражданам иностранных государств (нерезидентам).

Сведения по данным видам услуг представляют: гостиницы, пансионаты, другие организации, размещающие приезжих, экскурсионные бюро, предприятия общественного питания, предприятия, оказывающие посреднические услуги в области торговли.

Строка 17 отражает общий объем заказов (контрактов) на поставку товаров и услуг в последующие периоды на основе заключенных договоров независимо от срока их исполнения за вычетом выполненных и аннулированных договоров.

Для анализа продажи и запасов товаров по группам в разделе 3 формы № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» предусмотрен перечень из 33 групп продовольственных и 31 группы непродовольственных товаров для розничной торговли. Сведения об оптовой продаже и запасах в разделе 3 формы № П-1 содержат 27 групп продовольственных и 47 групп непродовольственных товаров.

Информация о продаже товаров розничными организациями по ассортиментным группам приводится также в форме в № 1-торговля «Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп», утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 10 июля 2000 г. № 65 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей на 2001 год» с изменениями, внесенными постановлением Госкомстата РФ от 15.08.2002 г. № 169.

Ежегодный отчет Форма № 1-торг (сеть) «Сведения о наличии сети оптовой и розничной торговли» в разделе справочно, раздельно (по строкам 41—45) отражает оборот по оптовой, розничной торговле и общественному питанию. Содержание этих показателей определяется Инструкцией № 89 по заполнению унифицированной формы федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». Форма  1-торг (сеть) утверждена постановлением Госкомстата РФ от

18.08.1999 г.   № 78 и   продлена   Постановлением   Госкомстата   от

10.07.2000 г. № 65 с изменениями от 15.08.2002 г. № 169.

Другим источником информации является форма № 1-алкоголь (опт) «Сведения о продаже алкогольной продукции для оптовых предприятий». Представляется ежемесячно.

Отчет «Сведения о продаже и запасах основных потребительских товаров» (форма № 1-прод (торг) срочная утверждена постановлением Госкомстата РФ от 10.09.1998 г. № 93, продлена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1999 г. № 77 в последующей редакции) содержит сведения об объемах реализации и объемах остатков товаров на конец недели по товарам, предусмотренным формой (сахар, хлеб, соль, чай, мясо и т.д.). Представляется еженедельно юридическими лицами, осуществляющими оптовую и розничную тор-

говлю, включая субъекты малого предпринимательства по перечню установленному органами государственной статистики.

Разнообразную полезную информацию содержат форма № 1-конъюнктура (опт) «Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле» (Постановление Госкомстата РФ от 19 июля 2001 г. № 50 в ред. от 02.10.2002 г. № 192) и форма № 1-конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле» (Постановление Госкомстата от 15 августа 2002 г. № 169). Эти формы представляются органам государственной статистики ежеквартально.

В форме № 1-конъюнктура (опт) «Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле» отражаются среднесписочная численность работников оптовой организации, оптовый товарооборот, объем продаж в натуральном выражении, ассортимент товаров, заказы (уровень спроса) на реализуемую продукцию и их изменение, вид расчетов с поставщиками, складские площади, складские запасы товаров и их изменение, обеспеченность складского хозяйства оборудованием, информация о дополнительных услугах по реализации продукции, данные об изменении цен, факторы, ограничивающие деятельность организации, общее экономическое положение организации и др.

В форме № 1-конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле» приводятся следующие данные:

•   среднесписочная численность работников;

•   средний однодневный товарооборот;

•   изменения показателей численности, товарооборота, объема продаж в натуральном выражении, заказы на поставку, ассортимент товаров, оценка конкурентоспособности организации, складские площади, складские запасы товаров и их изменение, торговая наценка;

•   данные о поставщиках товаров;

•   оценка складских запасов;

•   оценка изменения цен;

•   вид расчетов с поставщиками;

•   направления отчислений средств на развитие торговой деятельности;

•   факторы, ограничивающие развитие деятельности;

•   оценка общей экономической ситуации в организации.

Для субъектов малого предпринимательства используется также информация отчета «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (форма № ПМ). Отчет представляется ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», утверждена Постановлением Госкомстата России от 27.11.2001 г. № 88.

По строке 07 «в том числе по основной деятельности» формы № ПМ выделяются данные об объеме реализованных товаров по основному виду деятельности.

По строкам 09 и 10 «отгружено (передано) товаров в фактических ценах» отражается объем реализованных товаров (стоимость фактически отгруженных (переданных) в отчетном периоде, независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет, с учетом выданных товаров в счет оплаты труда работников.

Объем реализованных товаров отражается:

по строке 09 — включая НДС, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы;

по строке 10 — без учета налогов и сборов, включаемых в строку 09 отчета.

По строке 15 «Остатки товаров для перепродажи в ценах реализации» отражаются остатки товаров по средним ценам реализации на аналогичные товары, действовавшие в последнем месяце отчетного периода, включая НДС, акциз.

По строке 16 показывается объем платных услуг населению, измеряемый суммой денежных средств, уплаченных либо самим потребителем, либо за него организацией, в которой он работает, за оказанную ему услугу. Объем платных услуг населению приводится в фактически действовавших рыночных ценах, включающих налог на добавленную стоимость. Учет реализации предоставленных услуг производится по моменту их реализации (отчуждения), т.е. по моменту перехода прав собственности от исполнителя к потребителю услуги.

По строке 17 «Оборот розничной торговли» показывается оборот розничной торговли. Данные об обороте розничной торговли представляют как организации розничной торговли, так и организации других отраслей экономики, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне потребительских товаров (в том числе полученных в соответствии с договором мены) или потребительских товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу.

По строке 18 из оборота розничной торговли, указанного в строке 17, выделяются данные об обороте розничной торговли продовольственными товарами, а по строке 19 — в том числе алкогольными напитками и пивом.

Оборот общественного питания в оборот розничной торговли не включается и отражается отдельно по строке 20 «Оборот общественного питания».

По строке 21 «Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг» приводятся данные о выручке (нетто) от реализации товаров (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Указанная выручка определяется по моменту отгрузки товаров и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов или иному моменту возникновения права собственности и приобретателя по договору. Строка 21 соответствует строке 010 формы № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».

Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, по строке 21 показывают валовую выручку, соответствующую итоговой строке графы 4 «Доходы — всего» за отчетный период раздела 1 «Книги учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности».

Все более распространенными источниками информации становятся информационные системы и технологии, о которых сказано в § 1.6 «Информационное обеспечение экономического анализа» гл. 1 «Основы экономического анализа».

При анализе товарооборота на основании всех источников информации составляются аналитические таблицы, которые затем изучаются, по ним разрабатываются краткие выводы и вносятся рекомендации по увеличению продаж и повышению их эффективности.

9.3. Общий анализ товарооборота

Анализ товарооборота. Он начинается с изучения его общего объема. Сравнение фактического товарооборота с плановым значением отражает абсолютное выполнение плана товарооборота. Отношение фактического оборота к плановому с умножением на 100 покажет процент выполнения плана. Выполнение плана оценивается за год и по внутригодовым периодам (за квартал, месяц и др.). Внутригодовое развитие товарооборота обусловлено особенностями покупательского спроса, сезонностью спроса и сезонностью характера работ некоторых отраслей. Такой анализ предусмотрен системой бюджетирования товарооборота.

Сезонность спроса связана с продажей товаров сезонного потребления, например зимняя обувь, летняя обувь, летняя одежда, лыжи, купальные костюмы и другие товары предназначены для различных времен (сезонов) года.

Сезонный характер работы торговой организации проявляется в торговле на побережье, которая расширяется в летний период с притоком числа отдыхающих. То же можно сказать о работе открытых летних кафе, закрывающихся в зимний период.

Сезонный характер работ ярко выражен в сельском хозяйстве.

После оценки выполнения плана в целом по организации переходят к его изучению по отдельным подразделениям (магазинам, отделам, секциям). По каждому из подразделений определяют выполнение плана по сумме и в процентном измерении. Детализация в анализе позволяет выявить наилучшие и отстающие в работе подразделения с целью изыскания резервов и принятия мер по улучшению работы организации и ее отдельных подразделений.

Для удобства и большей наглядности плановые и фактические данные, а также рассчитанные по ним показатели заносят в таблицу. При построении таблиц подразделения организации группируют в зависимости от выполнения плана.

В анализе товарооборота изучают его динамику, позволяющую выявить тенденции и закономерности развития организации с целью оказания на них положительного влияния, выявления возможностей улучшения динамики продаж.

Динамический рад При анализе динамики товарооборота строится динамический ряд, в котором приводятся данные за ряд периодов (например, лет), но не менее чем за три периода. Возможно также изучение внутригодовой динамики продаж (по кварталам, месяцам). Анализ динамического ряда осуществляется цепным и (или) базисным способом.

При цепном способе каждый последующий показатель сравнивается с предшествующим. В базисном способе каждый последующий показатель сравнивается с одним и тем же показателем, выбранным в качестве базы, например с первым (наиболее ранним) показателем ряда динамики.

Сравнением отчетного объема товарооборота с предыдущим или базисным определяется абсолютное изменение товарооборота (±), показывающее, на сколько процентов изменился товарооборот в сравнении с предшествующим или базисным периодом.

Затем определяют темпы роста в процентах делением последующего показателя к предшествующему или к базисному с умножением на 100. Темпы роста показывают, сколько процентов со-

ставляет товарооборот отчетного периода в отношении к предшествующему (базисному) периоду.

Вычитанием из темпов роста в процентах 100 получают темп прироста в процентах. Темп прироста можно также получить делением абсолютного изменения товарооборота на базисный товарооборот с последующим умножением на 100. Темп прироста показывает, на сколько процентов изменился товарооборот в сравнении с предшествующим (базисным) значением.

Чтобы оценить интенсивность изменений, находят абсолютное значение одного процента прироста. Для этого абсолютное изменение показателя делят на его темп прироста в процентах. Проще значение одного процента прироста находят делением товарооборота предшествующего (базисного) периода на 100. Абсолютное значение одного процента прироста товарооборота показывает, какой объем товарооборота приходится на каждый процент изменения продаж (на 1% темпов прироста товарооборота).

Характер изменений оценивают также с помощью средних за период темпов роста. Средние темпы роста определяют по формуле средней геометрической:

где Yn   — последний показатель ряда динамики (отчетный темп роста);

Уо  — базисный показатель ряда динамики (базисный темп роста);

n   — число периодов.

Средние темпы роста отражают уровень изменения товарооборота в среднем за период. Их рост характеризует ускоренное развитие товарооборота, свидетельствует о растущем спросе на реализуемые товары. Снижение средних темпов роста говорит о замедлении развития организации по объемам продаж.

Подобные ряды динамики и показатели, рассчитанные по ним, определяют при изучении товарооборота по классам, группам и видам товаров, организационным формам и методам продаж, о которых будет сказано далее.

9.4. Анализ товарооборота по составу, видам, формам оборота

Изучение состава товарооборота — важный раздел экономического анализа. Здесь показатель товарооборота рассматривается по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания, по товарной (ассортиментной) структуре, формам продвижения товаров.

Анализ товарооборота по видам По видам различают оптовый товарооборот, розничный товарооборот и оборот общественного питания, о которых было сказано ранее.

При этом в анализе оптового товарооборота изучают динамику продаж по условиям оплаты. В зависимости от условий договора товар может оплачиваться следующим способами:

1)  предварительная оплата. Покупатель согласно договору производит оплату до фактического получения товара. Поставщик передает товар после получения денег от покупателя. Данное условие повышает гарантии покупки и оплаты заказанных товаров.  Оно применяется посредниками, когда оптовое звено, приняв заказ от покупателя, должно доставить его от поставщика в течение определенного времени. Предварительная оплата обычно применяется на товары, пользующиеся повышенным спросом, или на разовые заказы;

2)  оплата по факту. Покупатель оплачивает товар в момент его получения. Это условие повышает гарантии оплаты со стороны покупателей и заказчиков, а также гарантирует своевременность поставок со стороны продавца;

3)  получение на реализацию. Поставщик передает товар покупателю на условиях договора. Покупатель реализует товар, после чего производит оплату поставщику на условиях и в сроки, отмеченные в договоре, либо возвращает товар в виде, пригодном для дальнейшей реализации. Это условие применяется, когда оптовый покупатель сомневается в дальнейшей реализации товаров и отказывается брать на себя риск за непроданный товар. Этот риск принимает на себя поставщик согласием на возврат непроданных товаров. Получение на реализацию применяют при продаже товаров, спрос на которые невысок, имеет тенденцию к снижению или не определен. Данный вид расчетов применим и для новых, еще не известных покупателю товаров, находящихся в начале кривой жизненного цикла. Спрос на такие товары, возможно, будет расти с развитием жизненного цикла;

4)  получение на консигнацию. Поставщик передает товар покупателю на условиях обязательной его оплаты через определенный период времени, предусмотренный договором. По истечении указанного периода покупатель производит оплату независимо от реализации. Данное условие обеспечивает отсрочку платежа и применяется, если на реализуемые товары не находится достаточное количество покупателей и заказчиков, способных оплатить товар немедленно или с предварительной оплатой.

В анализе изучают значимость (удельный вес (долю или процент) товарооборота по каждому условию оплаты в общем обороте товаров), тенденции развития товарооборота с учетом жизненного

цикла товара (динамику товарооборота) по каждому из условий оплаты. Определяют наиболее приемлемые условия оплаты с точки зрения объема товарооборота, значимости в обороте и перспектив развития. На этой основе выявляют способы увеличения товарооборота за счет расширения наиболее приемлемых условий оплаты или сокращения менее значимых условий оплаты, условий с понижающейся динамикой выручки.

Анализ товарооборота по формам При изучении оптового товарооборота по формам товародвижения его разделяют на складской и транзитный. В анализе определяют динамику каждой из форм оборота, выявляют наиболее перспективную, динамичную или наибольшую по объему и удельному весу форму товарооборота.

Форма товародвижения — организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

Реализация товаров транзитом осуществляется с участием и без участия оптового предприятия в расчетах. Транзитная форма наиболее экономична, особенно без участия в расчетах оптового звена. Транзит обеспечивает минимальные издержки, значительно сокращает звенность товародвижения, сокращает время обращения, т.е. ускоряет оборачиваемость товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда можно применить. Например, товары сложного ассортимента требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, для чего необходим их предварительный завоз на оптовые склады.

Удельный вес складского и транзитного оборотов зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчетов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли, т.е. от наличия складских помещений, а в конечном счете — от прибыли складских и транзитных операций.

Выбор складской или транзитной формы товародвижения производят на основе учета доходов, расходов, прибыли и рентабельности каждой из форм товародвижения. Целесообразность складской и транзитной поставок товаров изучают по каждому покупателю в отдельности, в разрезе партий товаров и товарных групп. Для наглядности сравнений данные о формах товародвижения, доходах от их использования, затратах, прибыли и рентабельности приводят в таблице, рассчитывают удельные веса складской и транзитной формы в общем обороте товаров. Изучают динамику перечисленных показателей, выявляют тенденции, определяющие предпочтение в выборе форм товародвижения.

Складская форма товародвижения — это форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления, через одно или несколько складских звеньев посредников. Товарооборот, полученный в результате складской формы товародвижения, называется складским товарооборотом.

В анализе складского товарооборота изучают звенность товародвижения — количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него. Для этого используют коэффициент звенности, отражающий отношение товарооборота без посредников к общему товарообороту:

где Кзв       — коэффициент звенности;

Nрозн  — оптовая продажа розничным торговым организациям непосредственно (товарооборот без посредников);

Nобщ           — общая реализация розничным торговым организациям без посредников и оптовым организациям торговли — посредникам между производителем и розничными торговыми организациями (общий товарооборот).

Наилучшее значение коэффициента сменности — единица. Оно означает, что анализируемая организация реализует товары без посредников. В практике такое случается редко. Тем не менее оптовым и розничным организациям выгодно избавляться от посредников по нескольким причинам:

•   в непосредственном товарообороте товар, минуя склады посредников, быстрее дойдет до розничного звена, ускоряя тем самым оборот товаров;

•   конечная цена товара будет ниже на стоимость наценки каждого из звеньев, что повысит платежеспособный спрос на товары и ускорит оборот;

•   избавление  от посредников  позволяет  повысить наценку  на собственный товар в товарообороте без посредников, что принесет дополнительный доход в оптовой и розничной продажах.

Коэффициент звенности стремится к единице, если оптовые организации устраняют излишние звенья на пути движения товаров. Этот коэффициент сравнивают в динамике и между отдельными предприятиями, подразделениями; оценивают их работу по величине К*в. Однако полное избавление от посредников не всегда целесообразно. Например, поиск покупателей на продукцию производителя, продвижение товара на рынке относятся к определенной сфере деятельности, требующей привлечения соответствующих специалистов, дополнительных усилий и затрат. В некоторых случаях такую работу рационально возложить на квалифицированных посредников, специализирующихся в этой сфере или на данном рыночном сегменте. Например, если затраты на продвижение товаров окажутся выше той разницы в цене, которую теряет фирма при продаже через посредника, товар лучше реализовывать через посредника. Увеличение коэффициента сменности в этом случае можно достигать расширением транзитной формы товародвижения.

Пример. Фирма «А» реализует товары в среднем на сумму 4000 ден. ед. за месяц розничным организациям. Содержание собственных маркетологов, дилерской сети и рекламных агентов, обеспечивающих продвижение товаров, фирме обходится в 400 ден. ед., или 10% от оборота (400/4000 • 100). Посреднические фирмы предлагают закупать у фирмы «А» весь объем товаров по более низкой цене, т.е. продвижение товаров с гарантированным сбытом полностью обеспечивается посреднической фирмой, принимающей на себя коммерческий риск в соответствии с договором. В этом случае организация «А» за все товары получит не 4000 ден. ед., а 3640 ден. ед. Разница составит 360 ден. ед. (4000 - 360), или 9% от первоначального оборота (360/4000- 100). Таким образом, на содержание собственной службы продвижения товаров организации «А» придется расходовать 10% от оборота, а при продаже того же объема товаров посредникам она потеряет лишь 9% от того же оборота, что на 1% меньше (10—9), т.е. при реализации посредникам взамен создания собственной службы продвижения товаров фирма «А» дополнительно получит 40 ден ед в месяц (4000- 1/100).

При складском товарообороте также определяют и изучают в динамике грузооборот склада — объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через склад за определенный календарный период.

Транзитная форма товародвижения — это форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления, минуя склады посредников. Товарооборот, полученный в результате транзитной формы товародвижения, называют транзитным товарооборотом.

Анализ розничного товарооборота тоже имеет свои особенности. В розничном товарообороте выделяют реализацию за наличный расчет и реализацию в кредит. В процессе анализа определяют, какой из видов оборота обеспечивает наибольшую выручку, и оценивают, как изменяется товарооборот по видам продаж, устанавливают, какое из условий оплаты в наибольшей степени способствует росту товарооборота и соответственно денежной выручке от продаж.

Анализ товарооборота по организационным формам         Здесь изучают реализацию через:

1)  стационарную торговую сеть, т.е. торговую сеть, расположенную в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях;

2)  мелкорозничную торговую сеть, в которой выделяют розничную торговлю через:

•   павильоны, киоски, палатки;

•   передвижные средства развозной и разносной торговли;

3)  виртуальные магазины в информационной сети «Интернет»;

4)  посылочную торговлю — розничную торговлю, осуществляемую по заказам, выполняемым почтовыми отправлениями;

5)   комиссионную торговлю — розничную торговлю,  предполагающую продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами-комитентами, по договорам комиссии.

При этом развозной торговлей называют розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством. Разносной торговлей считается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улицах.

Форма торгового обслуживания: — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей. По формам торгового обслуживания различают:

•   индивидуальное обслуживание через прилавок;

•   самообслуживание;

•   индивидуальное   обслуживание   продавцом-консультантом   в магазинах самообслуживания;

•   салонное обслуживание;

•   обслуживание по заказам;

•   обслуживание по образцам;

•   обслуживание через информационную сеть «Интернет»;

•   обслуживание на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, на транспорте или на улицах.

Анализ товарооборота по составу В нем осуществляют сравнения фактического товарооборота с плановым оборотом по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания, т.е. производят аналитические сравнения по правилам бюджетирования. Оценивают степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах. Исчисляется удельный вес каждой из составляющих товарооборота, например доля товарооборота стационарной торговой сети, мелкорозничной торговой сети в общем товарообороте; удельный вес товаров, реализованных в форме самообслуживания, через прилавок и т.д. Проверяют выполнение плана по удельным весам. Такое исследование проводят за год и по кварталам, месяцам, а также в динамике за ряд периодов. Если товарооборот по составу не планировался, ограничиваются динамическими сравнениями по каждой из составляющих товарооборота цепным и (или) базисным способами.

Такой анализ позволяет выявить:

•   наиболее существенные для организации составляющие товарооборота, занимающие наибольший удельный вес;

•   перспективные  направления продаж,  удельный  вес  которых растет;

•   несущественные для организации продажи, чья доля незначительна;

•   методы или формы торговли, по которым снижается доля товарооборота из-за падения покупательского спроса либо по другим причинам; в перспективе эти методы и формы могут быть исключены из торгового процесса.

Следует учитывать и последствия применяемых методов или форм торговли. Например, при анализе продаж в кредит в розничной торговле учитывают возможные последствия отсрочки, включая задержку денежных поступлений, риск неоплаты, вероятность инфляции и ее влияние на финансовый результат от данного вида продаж.

В анализе учитывают преимущества тех или иных составляющих товарооборота. Например, организационная форма продаж через виртуальные магазины в сети «Интернет» позволяет свести к минимуму складские запасы, а товар может доставляться от производителя с использованием методов маркетинговой логистики. Один из таких примеров — немецкий виртуальный книжный магазин. Покупатель по каталогу (по сайту в Интернете) может выбрать практически любую книгу, которая компьютерным методом тут же печатается в мини-типографии и направляется ему.

Торговое обслуживание Сведения о составе товарооборота и рассчитанные по ним данные заносят в таблицу, на основе которой разрабатываются рекомендации по совершенствованию торгового обслуживания. Торговое обслуживание характеризуется качеством и культурой торгового обслуживания.

Качество торгового обслуживания (уровень торгового обслуживания) — совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания, т.е. деятельности продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленной на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и (или) услуги.

Культура торгового обслуживания — совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала. Характеристики культуры торгового обслуживания — вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п.

В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема товарооборота товарооборот изучают также по ассортиментной структуре. Удовлетворение покупательского спроса — главная цель формирования структуры товарооборота. Он должен не только обслуживать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам с учетом натурально-вещественной структуры. Анализ структуры товарооборота позволяет выяснить, в какой мере реализуемые товары соответствуют спросу покупателей по количеству и качеству в конкретных видах и товарных группах.

Структура товарооборота — это соотношение удельных весов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме товарооборота.

Группа товаров — совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей, например верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.п.

Класс товаров — совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение. Класс товаров может быть представлен, например швейными изделиями, трикотажными изделиями, галантерейными товарами, культтоварами и т.п.

Вид товара — совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением; пример конкретного

вида товаров — костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог и т.п.

Ассортимент товаров (товарный ассортимент, товарная номенклатура) — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. Обычно это перечень наименований товаров с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

В наиболее общем смысле товарная номенклатура — это совокупность всех ассортиментных групп, видов товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи.

Структура товарооборота анализируется в следующей последовательности:

1) изучается выполнение плана по товарным группам;

2) рассчитывается удельный вес каждой товарной группы в общем объеме товарооборота;

3) анализируются динамика продаж отдельных товаров цепным и (или) базисным способом;

4) выявляется сезонность спроса.

Анализ структуры — составная часть системы бюджетирования. В нем оценивают выполнение плана по удельным весам отдельных товарных групп или видов товаров в общем объеме товарооборота. Выполнить план по структуре — означает обеспечить в фактическом товарообороте запланированное соотношение отдельных товаров (видов, групп). Неравномерное выполнение плана по отдельным товарам приводит к отклонениям от плановой структуры товарооборота, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей организации. Каждый из видов товаров имеет свою торговую надбавку, себестоимость, доходоемкость, спрос, поэтому изменения в ассортименте и структуре товарооборота приводят к изменению выручки, размеров доходов, издержек обращения, товарооборачиваемости, прибыли и эффективности работы организации в целом.

План по структуре товарооборота может считаться перевыполненным в том случае, если удельные веса более доходоемких товаров, товаров с большей оборачиваемостью, меньшей себестоимостью, большей рентабельностью превышают их плановые значения. При таком изменении продажи будут более эффективными.

Исходные и расчетные данные заносят в таблицу для последующего изучения, выводов и рекомендаций.

На основе изучения товарооборота по структуре принимаются решения: что закупать и предлагать покупателям, в каком объеме и ассортименте. Вместе с тем на процесс формирования структуры товарного ассортимента влияет также и характер спроса. С этой точки зрения выделяют:

•   спрос, не допускающий замены одного товара другим. Такой характер спроса наблюдается при покупке товаров с учетом строгих   технологических   требований,   стандартов;   товаров, предназначенных,   как  правило,  для  профессионального  использования при производстве высококачественной продукции;

•   спрос, допускающий замену товаров после ознакомления с полным ассортиментом товаров, встречается, например, в оптовой торговле «cash & carry»);

•   импульсивный спрос формируется под влиянием товарного предложения, когда при покупке одного товара появляется желание приобрести сопутствующий ему товар; например, при покупке пальто — приобретение шарфа, перчаток.

В процессе анализа изучают удельные веса товаров, относящихся к тому или иному характеру спроса, оценивают их динамичность и определяют необходимые пропорции взаимозаменяемых и сопутствующих товаров в соотношениях с основным ассортиментом товаров, оценивают их соответствие плану.

9.5. Анализ ритмичности продаж

Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы торговой организации в реализации товаров покупателям, а также в поступлении товаров от поставщиков. Если товародвижение осуществляется неравномерно, происходят потери в товарообороте и выручке, товарооборот теряет динамичность, интенсивность работы торговой фирмы снижается, организация упускает возможности улучшения финансовых результатов.

Коэффициент ритмичности Изучение ритмичности — это изучение объема товарооборота за определенные отрезки времени. Существует несколько методов расчета ритмичности и равномерности продаж.

Наиболее простым способом ритмичность оценивают отношением числа периодов, за которые план по объему товарооборота был выполнен, к общему количеству периодов. Возможен также расчет отношения количества периодов, в которых размер товарооборота выше среднего, к общему числу периодов в динамическом ряду.

Например, если план выполнялся восемь месяцев в году, коэффициент ритмичности будет равен:

Критм. = 8/12 = 0,67, или 67%.

Но этот показатель не достаточно конкретен и не оперативен. Для максимального бесперебойного увеличения выручки важно, чтобы предложение полного ассортимента товара было ежедневным. Отсутствие востребованного товара в продаже хотя бы один день называют дефицитом предложения, из-за которого фирма несет потери в товарообороте. Существенное снижение товарооборота за отдельные дни может происходить в результате неудовлетворенного спроса покупателей из-за перебоев в завозе товаров или неполадок организационного характера, поэтому стабильность работы торговых организаций, особенно розничных, оценивается по дням недели. Для этого используют коэффициент ритмичности (Критм), определяемый отношением ежедневного фактического товарооборота в пределах плана к ежедневному плановому обороту:

где N1i — фактический товарооборот за i-й день, взятый в размере, не

превышающем плановую величину;

N0i — плановый товарооборот на i-й день;

п   — число дней в анализируемом периоде.

Коэффициент ритмичности измеряется в долях единицы и выражается числами от 0 до 1. Чем ближе Критм к 1, тем ритмичнее осуществляются продажи и, наоборот, приближение коэффициента к нулю означает неритмичность работы торговой организации. Для выражения ритмичности в процентах отношение умножают на 100.

Пример. Имеются данные о плановом и фактическом товарообороте за первую пятидневку (n — 5-е число месяца). Необходимо рассчитать коэффициент ритмичности и сделать вывод.

Таблица 9.1. Данные о товарообороте за пятидневку

Дни

Товарооборот, ден. ед.

Выполнение плана, %

по плану

фактический

1

46

40

86,96

2

46

52

113,04

3

50

47

79,66

4

50

50

100

5

50

53

106

По данным табл. 9.1 коэффициент ритмичности составит:

= 0,96.

Полученное значение близко к 1. Предприятие работает рит­мично. Однако есть и неиспользованные возможности. Если план товарооборота составлен правильно, в первый и третий день работы товаров продано меньше, чем могло бы продать предприятие.

Коэффициент ритмичности изучают в динамике, а также сравни­вают Kритм. с аналогичным показателем других подразделений предпри­ятия или с Критм. других организаций, выявляют лучшие организации и подразделения по данному показателю, изучают их опыт торговли.

Коэффициент равномерности .     Рассмотренный нами  коэффициент ритмичности Критм отражает ритмичность выполнения плана или по­казывает степень использования запланированных возможностей реализации товаров, как правило, в кратчайший оперативный пери­од. Но существует также и оценка ритмичности товародвижения, в которой рассматривают, что удалось сделать организации в сравне­нии с обычной практикой — со средним размером продаж в течение длительного периода, разделенного на оперативные отрезки. При­чем оперативные отрезки внутри исследуемого динамического ряда могут быть сколь угодно малы. В такой оценке применяют коэффи­циент равномерности продаж. В оптовых организациях его еще на­зывают коэффициент равномерности отгрузки.

Основное достоинство данного коэффициента — это то, что он позволяет оценивать фактические отклонения реализации от среднего за период значения продаж как в меньшую, так и в большую сторо­ны, т.е. коэффициент равномерности продаж обеспечивает двухсто­роннюю оценку ритмичности товарооборота. Двухсторонняя оценка проявляется в следующем.  Если отклонения допущены в сторону уменьшения среднего значения, значит, продавали меньше, чем про­дают обычно (в среднем). Если отклонения превышают среднее зна­чение, значит, обычно (в среднем) продавали меньше, чем могут про­давать в периоды наилучшей работы. Очевидно, и в том и в другом случаях упущены возможности увеличения продаж, которые следует учесть и по возможности использовать в будущем.

Коэффициент равномерности продаж рассчитывают на основе среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации. Равномерность при этом может исчисляться за любой период (5, 10, 15 и 30 дней) по всему обороту, отдельным покупателям, по отдель­ным товарам. Размеры коэффициента равномерности колеблются в пределах от 0 до 100 %. Чем ближе его значение к 100 %, тем более равномерно осуществлялись продажи.

Значения коэффициентов равномерности продаж сравнивают в динамике, чтобы определить, как изменяется ритмичность продаж с течением времени, оценить наметившиеся тенденции. Сравнение по данному показателю проводят также между организациями или их подразделениями для определения лучших подразделений, изучения их опыта и выявления причин отставания худших подразделений в ритмичности продаж. Такими причинами могут быть неравномер­ные поставки, приводящие к дефициту предложения товаров, нару­шение режимов торговли, неудовлетворительная выкладка товаров, пропуски рабочего времени и др.

► Пример. Следует рассчитать коэффициент равномерности реализации товаров по двум филиалам торговой организации «Электроника» за I квартал (табл. 9.2) и сделать вывод.

Произведем расчет коэффициента равномерности для первого филиала на основе среднего квадратического отклонения, кото­рое определяется выражением:

где Xi   — процент реализации товаров за i-и период в отношении к ито­говой величине продаж;

i — порядковый номер периода;

х   — средний процент реализации;

n  — число анализируемых периодов.

Среднее квадратическое отклонение показывает степень от­клонения изучаемого показателя от его средних данных. Процент реализации хi за каждый период i определяется отношением количества реализованных товаров каждого периода i к суммарной величине продаж за квартал с умножением на 100. Полученные значения заносят в табл. 9.2.

Средний процент продаж х находят отношением суммы про­центов продаж xi к числу периодов n:

Таблица 9.2. Реализация товаров торговой организацией «Электроника» в I квартале

Наименование показателей

Товарооборот за периоды, ден. ед.

1-15/1

16-31/1

1-15/II

16-29/II

1-15/III

16-31/III

Итого за квар­тал

Филиал 1

Реализовано,    ден.

Ед/

104

140

100

90

50

85

569

в % к величине за квартал

18,28

24,60

17,57

15,82

8,79

14,94

100

Отклонение         от среднего   процента продаж

1,61

7,94

0,91

-0,85

-7,88

-1,73

Квадраты отклоне­ний

2,60

63,01

0,82

0,72

62,08

2,99

132,22

Среднее квадратическое отклонение

4,69

Коэффициент вариации

28,13

Коэффициент равномерности

71,87

Филиал 2

Реализовано,    ден.

ед.

97

100

110

90

80

85

562

в % к величине за квартал

17,26

17,79

19,57

16,01

14,23

15,12

100

Отклонение        от среднего   процента продаж

0,59

1,12

2,9

-0,66

-2,44

-1,55

-

Квадраты отклоне­ний

0,35

1,25

8,41

0,44

5,95

2,4

18,8

Среднее квадратическое отклонение

1,77

Коэффициент вариации

10,62

Коэффициент равномерности

89,38

Затем находят отклонения процентов реализации по каждому периоду xi от среднего процента продаж х = 16,67%. Результаты (xi - x) заносят в табл. 9.2. Полученные отклонения возводят в квадрат (хi - х)2 и заносят в табл. 9.2. Определяют сумму квадра­тов отклонений (табл. 9.2):

= 2,60 + 63,01 + 0,82 + 0,72 + 62,08 + 2,99 = 132,22.

Исчисленный результат подставляют в формулу среднего квадратического отклонения (9.2):

Степень отклонения продаж от среднего значения составляет 4,69%.

Далее рассчитывают коэффициент вариации:

%/

Коэффициент вариации отражает степень неравномерности продаж, поэтому его называют еще коэффициентом неравномерно­сти. Чем ближе его значение к 100, тем неравномернее осущест­влялись продажи.

Коэффициент равномерности продаж находят с помощью вы­ражения:

Крав = 100 - v = 100 - 28,13 = 71,87%.

По второму филиалу расчет производят аналогично. Расчет показывает, что у обоих филиалов есть резервы повышения рит­мичности товарооборота, так как значения коэффициентов рав­номерности меньше 100% (71,87 и 89,38%) на значительную ве­личину. Более высокая ритмичность продаж достигнута филиа­лом 2. Следовательно, это подразделение работало более ста­бильно, с меньшим допущением сбоев в товародвижении.

Табл. 9.2 можно использовать как образец построения электрон­ной таблицы «Microsoft Excel» для автоматизированных расчетов равномерности продаж на ЭВМ.

9.6. Факторный анализ товарооборота

Полную версию книги можно купить здесь.