Содержание

Признаки предпринимательской деятельности (краткая характеристика)      3

Особенности правового режима недвижимого имущества: его использование в предпринимательской деятельности_______________________________ 7

Понятие и виды монополистической деятельности__________________ 11

Список источников и литературы________________________________ 15

Признаки предпринимательской деятельности (краткая характеристика)

Хотя предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд, в теории рынка ее выделяют в качестве особого фактора производства - в силу той особой роли и значимости, которую эта деятельность имеет для каждой отдельной фирмы и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную экономику определяют кратко как "экономику свободного предпринимательства".

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предприниматель в условиях нынешней рыночной экономики - это прежде всего новатор, осуществляющий такую сложную комбинацию факторов производства, результатом которой становится товар и услуга, не имеющие себе аналогов.

Результаты предпринимательства выступают в виде коммерческого эффекта, воплощенного в деньгах (прибыли).

Предпринимательство  - это любая приносящая прибыль деятельность, удовлетворяющая потребности общества в товарах и услугах. Две стороны современного бизнеса: прибыльность и направленность на удовлетворение нужд потребителей - неразрывно связаны друг с другом, определяют экономические и социальные ориентиры его развития.

Предпринимательство как особый ресурс рыночной экономики может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены

(в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Во взаимодействии факторов производства, составляющих содержание деятельности предприятия, особое место принадлежит предпринимательству. Еще недавно этот термин был едва ли не бранным словом. Предприниматели в условиях административно-командной системы вызывали резко негативную реакцию, преследовались, карались, иногда даже уничтожались.

В современных условиях предприниматель - это центральная фигура в рыночном процессе. Именно усилия предпринимателя переместить средства и ресурсы из разряда невысоко ценимых в разряд оцениваемых выше, получая при этом прибыль, и делают этот процесс упорядоченным.

Предпринимательство играет важную роль в формировании рыночной экономики. Поэтому особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка мелкого и среднего предпринимательства. Поддержка национальных товаропроизводителей и разумный протекционизм во внешнеэкономической политике должны сочетаться с формированием внутренней конкурентной среды и регулированием монополий.

Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это видится многим в России). Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует "предпринимательский бум".

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Малые предприятия (особенно в сфере торговли) являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике: они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Критериями малого бизнеса являются небольшое количество работников, виды и объем предоставлямых услуг, территориальная ограниченность и обозримость предприятия. Малые предприятия вступают в отношения конкуренции друг с другом, способны насытить рынок товарами лучшего качества по более низким ценам.

Свободные средства предприятий и населения с целью их вложения в производство используются различными группами инвестиционных компаний. Одни компании осуществляют прямые направленные инвестиции (холдинги, .финансовые группы и финансовые компании). Другие компании — повсеместные инвестиции (собственно инвестиционные компании, страховые и пенсионные фонды)

Развитие малого и крупного предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды, сужению сферы влияния теневой экономики, развитию внешнеэкономических связей.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематической получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Если предпринимательская деятельность основа рынка, то предприниматель - действующее лицо рынка и осуществляющее эту деятельность.

Предприниматель - основа системы, построенной не на государственно-монополистических, а на конкурсных началах. Он производит товары и доводит их до конечного потребителя, организуя движение товарных масс на различных стадиях оборота, оказывает разнообразные услуги гражданам и другим предпринимателям, иначе говоря, участвует в управлении государством, содержит его, уплачивает ему основную массу налогов.

Исходя из этого, государство должно создавать все условия для того, чтобы его граждане могли свободно заниматься честным предпринимательством к своей и общей пользе.    

Особенности правового режима недвижимого имущества: его использование в предпринимательской деятельности

П.1 ст. 130 ГК РФ дает такое общее определение недвижимости: все, что прочно связано  землей, объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Но кроме этого, к недвижимости отнесены и объекты, не отвечающие данному критерию - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а также (ст. 132 ГК РФ) предприятие как имущественный комплекс. Недвижимость - юридическое понятие, и имущество может быть отнесено к недвижимости законом, что имеет большое значение для определения, подлежат ли государственной регистрации права на него и сделки с ним.

Таким образом, анализируя современное законодательство, можно составить следующий перечень объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

1)    земельные участки (ст.130 ГК РФ, ст.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

2)     участки недр (Закон Российской Федерации "О недрах"(в ред. от 3 марта 1995 г.[1]));

3)     обособленные водные объекты (Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ[2]);

4)      леса, многолетние насаждения (Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.[3]);

5)    ) здания (ст. 130 ГК РФ), части зданий (ст.5 ФЗ «О товариществах собственников жилья»);

6)    сооружения (ст. 130 ГК РФ); сооружения над и под землями, объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства (п.4 ст.1 Закона РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации»[4]; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы;

7)    нежилые помещения;

8)    предприятия как имущественный комплекс (ст.132 ГК РФ, ст.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

9)    жилые дома и их части (ст.558 ГК РФ), жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями (ст.1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», ст.1 ФЗ «О товариществах собственников жилья»); жилые дома на дачных участках с правом регистрации проживания на нем (ст. 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

10)                      квартиры, ее части (ст.289, 558 ГК РФ), служебные помещения, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания (ст. 1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»);

11)                      комнаты (ст.9 ФЗ «О товариществах собственников жилья», ст.5 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

12)                      дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского значения (ст.56 Основ законодательства о нотариате, ст.5 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

13)                      жилые строения без права регистрации проживания в них и хозяйственные строения и сооружения на садовых участках; некапитальные жилые строения и хозяйственные строения и сооружения на садовых участках (ст.1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

14)                      кондоминиумы как комплексы недвижимого имущества (ФЗ «О товариществах собственников жилья», ст.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

15)                      объекты незавершенного строительства, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда (ст.25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[5].

В последнем случае существует определенная проблема правоприменения: когда объект незавершенного строительства перестает быть совокупностью строительных материалов и становится объектом недвижимости? Случаются, например, такие ситуации, когда лицо, начавшее возведение объекта, по каким-либо причинам не может его завершить, но при этом заинтересовано в отчуждении такого объекта.

При этом возникает еще один вопрос: какая судьба ждет земельный участок, на котором располагается объект незавершенного строительства. Ст. 37 Земельного Кодекса РСФСР предусматривает, что при переходе права собственности на строения и сооружения переходит и право пользования соответствующими земельными участками. П.1 ст.552 ГК РФ уточняет это положение, говоря, что при продаже «здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования». Но если объект незавершенного строительства не признается недвижимостью, на его продаже не распространяется действие этой нормы, в связи с чем требуется предварительное согласие собственника земельного участка. Это приводит к усложнению процедуры купли-продажи объектов незавершенного строительства как по сравнению с куплей-продажей движимого, так и недвижимого имущества.

Следует отметить, что ст.752 ГК РФ[6] предусматривает консервацию объекта строительства, после которой у собственника возникает право зарегистировать его как недвижимость, а затем – совершать сделки.

Понятие и виды монополистической деятельности

Противоречия между естественным стремлением к экономическому доминированию, как способу сохранения и приумножения преимуществ, и препятствующими этим требованиям оптимальности решается путем объединения предприятий.

Объединения предприятий возникает в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.

Горизонтальные слияния - способ концентрации производства путем объединения родственных предприятий и по сути ведут лишь к перераспределению производственных мощностей. Их главная цель - снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства».

Вертикальные слияния нацелены на объединение звеньев технологической цепочки: от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем. Этим обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналом снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальные слияния способствуют монопольным проявлениям и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.

Конгломератные слияния - объединения предприятий различной отраслевой принадлежности совершенно не связанных между собой технологически. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим.

В результате, в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений. В этом широком диапазоне следует выделить:

картели - объединения ряда предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную и коммерческую самостоятельность. При этом регламентируются объем (квота) производимого продукта, условия реализации, цены;

синдикаты - объединения ряда предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную деятельность, но теряющих коммерческую самостоятельность;

тресты - форма объединения предприятий одной или несколько отраслей, при которой входящие в объединения предприятия утрачивают хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление ими осуществляется централизованно;

концерны - объединения ряда предприятий различных отраслей, под которыми установлен единый финансовый контроль путем путём скупки их акций.

В реальной практике встречаются самые разнообразные проявления и сочетания этих форм.

Перечисленные выше условия ведут к становлению и развитию рыночных структур несовершенной конкуренции. И одной из них является модель рынка чистой монополии.

С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий. Характер борьбы внутри монополий определяется формой монополии: будет ли это картель, синдикат, трест или концерн.

Конкурентная борьба между монополиями - производителями и монополиями - потребителями определенных продуктов может приобретать весьма острый характер. Например, образование монополии в отрасли, производящей средства производства, может вызвать со стороны трестов - потребителей соответствующих товаров стремление ограничить покупки с целью оказать давление на монополию продавца и вынудить её снизить цены. Если это не удается, то тресты - потребители могут приступить к организации самостоятельного производства соответствующих средств производства - первично для удовлетворения собственных нужд, а в дальнейшем и на рынке сбыта.

Еще один вид воздействия на монопольные цены - это товары - заменители. Так, потребность в топливе может быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнергией, газом и т.д. Если какой - ни будь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конкуренция со стороны других видов топлива.

Важной формой конкурентной борьбы является борьба за долю покупательной способности потребителя, за «доллар потребителя». Каждая монополия заинтересована в расширении сбыта путем вытеснения из бюджета потребителей товаров, производимых в других отраслях.

Например, монополии, производящие мебель и другие предметы обихода, стараются посредством рекламы, путем продажи в рассрочку навязывать потребителям как можно больше своих товаров.

Методов и средств для ведения конкурентной борьбы очень много. Наиболее типичными для монополий являются следующие методы конкурентной борьбы:

        лишение сырых материалов - один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;

                   лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами о том, чтобы последние принимали работу на картелированных предприятиях;

                    лишение подвоза;

                    лишение сбыта;

                    договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;

                    планомерное сбивание цен (в течении определенного периода продавать ниже себестоимости, для разорения «посторонних»);

                    лишение кредита, объявление бойкота.

Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.

Монопольная цена - это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.

Война цен занимает определенное место в конкурентной борьбе. Суть ее ясна. Когда создается возможность и необходимость, то монополии стараются бить своих противников дешевым товаром. Монополии часто осуществляют значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой «расчистки» рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.

В нашей стране демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма.[7]

Список источников и литературы

1.     Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс., -М., 1997

2.     Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 1996

3.     Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства. - М., 1997

4.     Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. Челябинск, 1998.

5.     Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА – М, 1998.

6.     Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА – М, 2000. – (Серия «Высшее образование»).

7.     Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 580с.

8.     Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли - 2-е изд. - М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 448с.

9.     Подвинская Е.С., Жимеева Н.И.  Все об акционерных обществах. - М.: «Машиностроение», 1993.

10.            Тимохов Ю.А. Общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества //Государство и право. - 1996. №7.


[1] Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 3 марта 1995 г.) (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г.) // ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 16 апреля 1992 г., N 16, ст. 834

[2] Собрании законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г., N 47, ст. 4471.

[3] Российская газета от 4 февраля 1997 г., N 23.

[4] Этот закон утратил силу с введением в действие Градостроительного кодекса РФ № 73-ФЗ от 07.05.1998г.

[5] Сделки с недвижимостью - оформление без нотариуса: государственная регистрация, образцы документов. - Москва, 2000. С.15-16.

[6] Гражданский кодекс Российской Федерации  (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995г. №18, ст.1596

[7] Экономикс: приннципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 2000. Т. 1.. С.89-90