Содержание

Обращения осужденных и порядок их рассмотрения_________________ 3

Исполнение наказания в виде ограничения свободы___________________ 6

Отсрочка отбывания наказания осужденными женщинами, имеющими малолетних детей_____________________________________________ 11

Список источников и литературы_______________________________ 14

Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

Предложения, заявления и жалобы подаются осужденным, как правило, по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Ходатайства осужденные подают в соответствии со ст. 175-176 УИК РФ об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или о помиловании.

Обращения осужденных могут быть поданы в устной и письменной формах (ч. 2 ст. 15 УИК). Указанные обращения, как индивидуальные, так и коллективные, могут быть поданы в интересах третьих лиц. Вместе с тем запрещается прием и рассмотрение анонимных обращений.

Осужденные, отбывающие наказание без изоляции от общества направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно, в общем для всех граждан порядке. Все предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.

Для этого, согласно Правил внутреннего распорядка организуется ежедневный прием предложений, заявлений и жалоб осужденных как в устном, так и в письменном виде.

Предложения, заявления и жалобы, поданные в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации, регистрируются в журнале и докладываются руководителю учреждения, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности осужденному даются соответствующие разъяснения.

Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды корреспонденции, исходящей от осужденных к аресту и лишению свободы, подлежат цензуре (см. комментарий к ст. 91 УИК). Однако из этого правила есть исключение. Переписка с судом, прокуратурой, вышестоящим органом управления уголовно-исполнительной системы, а также Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются адресату. Для этого они принимаются от осужденных в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных. Однако до последнего времени процедура и сроки рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в законодательстве Российской Федерации не урегулированы. Согласно действующему Указу Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г.) предложения, заявления и жалобы рассматриваются в течение одного месяца. В случаях, когда не требуется специальная проверка, срок рассмотрения установлен в 15 дней. Продление сроков возможно в случаях, если необходимо дополнительное изучение вопросов. Запрещено направлять жалобы тем органам и должностным лицам, чьи действия или решения обжалуются.

Законодательством Российской Федерации устанавливаются некоторые особенности рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, в том числе и осужденных. Так, согласно ч. 2 ст. 20 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", получив и рассмотрев жалобу Уполномоченный в десятидневный срок должен уведомить заявителя о принятии жалобы к рассмотрению (либо отказе принятия).

Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Исполнение наказания в виде ограничения свободы

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ч. 1 ст. 53 УК). Осужденные к ограничению свободы ущемлены в таких конституционных правах, как свобода передвижения, свобода выбора места жительства и места пребывания (ст. 27 Конституции Российской Федерации). Однако степень такого ущемления не образует изоляцию осужденных от общества. Осужденные к ограничению свободы имеют больше правовых возможностей для выезда за пределы исправительного центра, при определенных условиях они могут проживать с семьями на арендованной или принадлежащей им жилой площади. Осужденные к ограничению свободы пользуются деньгами и ценными вещами без каких-либо ограничений и т.д.

Осужденные отбывают ограничение свободы в исправительных центрах, входящих согласно ч. 14 ст. 16 УИК в уголовно-исполнительную систему Минюста России. Исправительный центр представляет из себя самостоятельное государственное учреждение, находящееся на бюджетном финансировании, обладающее правами юридического лица и действующее на основе Положения об исправительном центре. Данный документ разрабатывается в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации Типовым положением об исправительных центрах и нормативах их штатной численности.

Осужденные направляются для отбывания наказания в исправительные центры, расположенные в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Из указанного правила есть исключения.

В случае осуждения подсудимого к наказанию, не связанному с лишением свободы, суд, в случае нахождения подсудимого под стражей, освобождает его немедленно в зале судебного заседания. Аналогично из-под стражи освобождается осужденный, которому наказание в виде лишения свободы на основании ст. 80, 84 и 85 УК заменено ограничением свободы.

Эти лица, а также осужденные к ограничению свободы и не находившиеся к моменту вынесения приговора под стражей, следуют в исправительный центр за счет государства самостоятельно. Для этого осужденным вручаются предписания о выезде к месту отбывания наказания, в котором определен срок прибытия в исправительный центр. Осужденный к ограничению свободы обязан выехать к месту отбывания наказания и прибыть туда к установленному уголовно-исполнительной инспекцией сроку.

Осужденные следуют к месту отбывания ограничения свободы за счет государства. Для этого им оплачивается проезд к месту расположения исправительного центра, выплачиваются суточные.

Осужденные, к которым неотбытая часть лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы, может быть разрешен краткосрочный выезд на срок до пяти суток без учета времени нахождения в пути с последующим самостоятельным прибытием в исправительный центр. Такой выезд разрешается начальником исправительного учреждения, откуда освобождается осужденный, как правило, к месту проживания осужденного или его семьи и близких родственников.

Осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена ограничением свободы, могут быть направлены в исправительный центр в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы, то есть по стражей. Решение об этом принимает суд путем вынесения определения. При этом учитывается личность осужденного, места расположения исправительного учреждения и исправительного центра.

В отличие от указанного порядка направление под стражей лица, осужденного к ограничению свободы возможно лишь в случаях уклонения осужденного от получения предписания о выезде либо невыезде осужденного к месту ограничения свободы в установленный срок. Обязательным условием для такого направления является отсутствие уважительных причин невыезда, для установления которых осужденный может быть задержан органом внутренних дел с санкции прокурора на срок до 30 суток.

В случаях, когда осужденный уклоняется от получения предписания или получил предписание и выехал к месту отбывания наказания, но не прибыл туда, осуществляется его местный или всероссийский розыск. После задержания осужденный направляется к месту отбывания наказания в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы. В случае установления у осужденного цели уклонения от ограничения свободы в суд администрацией исправительного центра направляется представление о замене ограничения лишением свободы на основании ч. 4 ст. 53 УК.

Срок ограничения свободы исчисляется со дня (рабочего, выходного, праздничного) прибытия осужденного и предъявления им предписания о выезде к месту отбывания наказания, либо копии приговора (определения, постановления) суда, справки о вступлении его в законную силу либо распоряжения суда об его исполнении.

Время краткосрочного выезда после освобождения из исправительного учреждения до прибытия в исправительный центр, предоставленного на основании и в порядке, установленных ч. 3 ст. 48 УИК, засчитывается в срок ограничения свободы. Аналогично засчитывается в срок ограничения свободы время краткосрочных выездов, предоставляемых администрацией осужденным для обучения (ч. 9 ст. 50 УИК), в качестве поощрения (ч. 1 ст. 57 УИК) или по иным уважительным причинам (лечение и т.п.).

В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток. При этом не требуется идеальной совокупности указанных фактов. Основанием для незачета времени в срок ограничения свободы является самовольное отсутствие осужденного либо по месту работы, либо по месту жительства.

Осужденные к ограничению свободы не находятся под стражей. Поэтому границы центра не обносятся забором, колючей проволокой и т.д. Тем более важно определить границы центра. Поскольку исправительные центры относятся к Федеральной системе исполнения наказаний, то и границы центра должны определяться федеральным органом. Закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ установил, что эти границы определяются Правительством Российской Федерации.

Деятельность исправительных центров по исполнению ограничения свободы помимо УИК регламентируется рядом нормативных правовых актов. В их числе - Правила внутреннего распорядка, которые предстоит принять Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Осужденные обязаны выполнять Правила внутреннего распорядка исправительных центров, что в сочетании с обязанностями соблюдать правила федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 11 УИК) составляет основу их правопослушного поведения.

В отличие от общегражданского статуса осужденные к ограничению свободы обязаны трудиться. Кроме того, свобода выбора рода трудовой деятельности и профессии у них ограничена фактическими возможностями выбора организаций в районе дислокации исправительного центра и наличием в них рабочих мест по тем или иным специальностям. Для устранения данного негативного последствия законодатель в максимальной степени расширил возможности привлечения осужденных к труду путем трудоустройства их на предприятиях различных форм собственности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о труде на осужденных без каких-либо ограничений и изъятий распространяются нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха, нормы труда, заработную плату, гарантии и компенсации, трудовую дисциплину и охрану труда. В соответствии с указанными нормами осужденные имеют право на оплачиваемый отпуск, пособия по временной нетрудоспособности и льготы. На осужденных распространяется государственное социальное страхование. Однако на осужденных не распространяются в полном объеме нормы, регулирующие правила приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Частично эти правила урегулированы нормами уголовно-исполнительного законодательства (см. ч. 3 ст. 53 и ч. 1 и 2 ст. 55 УИК).

Администрация организации, где работают осужденные, обязана обеспечить получение ими необходимой специальности. Для этого осужденные привлекаются к начальному профессиональному образованию в профессиональных учебных учреждениях либо к профессиональной подготовке непосредственно на рабочем месте.

Согласно ч. 1 ст. 54 УИК и ч. 1 ст. 60 УИК надзор за поведением осужденных к ограничению свободы возлагается на администрацию исправительного центра. В выполнении данной задачи ей оказывают помощь администрация организаций, где трудятся осужденные. Так, контроль за поведением осужденных, соблюдением ими трудовой дисциплины согласно ч. 2 ст. 189 ТК РФ является прямой обязанностью администрации. Кроме того, она может оказывать помощь в осуществлении надзора за осужденными в нерабочее и ночное время. Такая помощь оказывается в порядке взаимодействия между администрацией исправительного центра и администрацией организаций, где трудятся осужденные. К надзору за поведением осужденных должны также привлекаться сотрудники органов внутренних дел.

Отсрочка отбывания наказания осужденными женщинами, имеющими малолетних детей

Сущность отсрочки отбывания наказания заключается в том, что осужденная женщина - беременная или имеющая ребенка в возрасте до 14 лет,- может быть освобождена от отбывания наказания и направлена домой с момента, когда по закону ей предоставляется отпуск по беременности и родам до достижении ребенком 14-летнего возраста. Смысл данного института в том, чтобы создать более благоприятные условия для рождения и воспитания ребенка.

Данный институт распространяется на осужденных, в отношении которых приговор вступил в законную силу. Для предоставления отсрочки не имеет значения, находится ли ребенок с матерью в доме ребенка при колонии или у родственников либо в детском доме, есть ли у ребенка отец или другие родственники, способные обеспечить за ним уход.

Отсрочка не может быть предоставлена женщине, если она лишена родительских прав на данного ребенка.

Отсрочка не может быть предоставлена также женщине, осужденной на срок свыше 5 лет лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление против личности.

Под преступлением против личности имеются в виду как преступления, предусмотренные в разделе VII Кодекса, так и другие умышленные преступления, дополнительным объектом которых является личность человека.

Поскольку отсрочка предоставляется в первую очередь, исходя из интересов ребенка, должны быть проверены условия, в которых женщина с ребенком будет жить после освобождения, в том числе согласие родственников на совместное проживание с ней и ребенком.

Решая вопрос об отсрочке, администрация исправительного учреждения должна быть уверена, что осужденная использует отсрочку на благо ребенка, и не совершит нового преступления. Об этом можно судить, в частности, по поведению осужденной во время отбывания наказания, по ее отношению к ребенку. Поэтому отсрочка не может предоставляться злостным нарушительницам установленного порядка отбывания наказания.

В суд направляется соответствующее представление, медицинское заключение о беременности либо справка о наличии ребенка, характеристика осужденной, справка о согласии родственников принять ее и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания, либо справка о наличии у нее собственного жилья и необходимых условий для проживания с ребенком, а также личное дело осужденной.

Контроль за поведением осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции.

Одновременно с освобождением женщины в уголовно-исполнительную инспекцию по месту ее жительства направляется извещение об освобождении и копия определения суда о предоставлении отсрочки отбывания наказания.

Женщина следует к месту жительства самостоятельно за счет государства. О дне освобождения извещаются родственники. При необходимости, если родственники не прибыли за осужденной, с учетом состояния ее здоровья для сопровождения может быть выделен сотрудник учреждения.

По прибытии к месту жительства женщина обязана в трехдневный срок встать на учет в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция в течение трех суток направляет в исправительную колонию подтверждение о прибытии осужденной. При неприбытии женщины в течение двух недель с момента освобождения уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия. Если эти мероприятия не привели к установлению места пребывания осужденной - объявляется ее розыск.

Во время срока отсрочки контроль за поведением женщины, проявлением ею заботы о ребенке осуществляет уголовно-исполнительная инспекция.

Если осужденная уклоняется от воспитания ребенка или ухода за ним либо допускает нарушения общественного порядка - ей объявляется предупреждение. Если и после этого женщина продолжает уклоняться от воспитания ребенка, ухода за ним либо вновь допускает нарушение общественного порядка, а также в случае, если она отказалась от ребенка,- уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства направляет в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания. Такое же представление вносится, если осужденная самовольно покинула место жительства и скрылась. При установлении этих фактов суд может направить осужденную для отбывания наказания, назначенного приговором суда.

В случае смерти ребенка в суд направляется представление, в котором дается характеристика осужденной, указывается, проявляла ли она заботу о ребенке, ухаживала ли за ним во время болезни, связана ли смерть с плохим уходом. С учетом этого суд решает судьбу осужденной.

При возобновлении отбывания наказания суд вправе полностью или частично зачесть время отсрочки отбывания наказания в срок наказания либо отказать в этом.

По достижении ребенком 14-летнего возраста уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление, в котором всесторонне характеризует осужденную. Суд выносит определение о досрочном освобождении осужденной от наказания либо о замене наказания более мягким видом наказания.

В случае совершения осужденной нового преступления во время отсрочки суд назначает наказание по правилам совокупности приговоров, установленным ст. 70 УК РФ.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 25 декабря 1993.

2.     Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г.)

3.     Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Минюста РФ от 30 июля 2001 г. N 224) (с изменениями от 8 июля 2002 г.