Содержание
Понятие долгосрочных инвестиций, их оценка........................................ 3
Учет затрат по капитальному строительству объектов подрядным и хозяйственным способом.............................................................................. 6
Задача 2.1. Затраты на капитальное строительство, осуществляемое хозяйственным способом.............................................................................. 9
Задача 2.2. Учет затрат на строительное производство у подрядчика 13
Список литературы..................................................................................... 18
Понятие долгосрочных инвестиций, их оценка
Долгосрочные инвестиции - это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями:
- осуществление капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих организаций и объектов непроизводственной сферы;
- приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;
- приобретение земельных участков и объектов природопользования;
- приобретение и создание активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно - исследовательских и опытно - конструкторских разработок, проектно - изыскательских работ и др.).
Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов.
В бухгалтерском балансе долгосрочные инвестиции отражаются по статье "Незавершенное строительство". По этой статье застройщик показывает стоимость незаконченного строительства, осуществляемого хозяйственным и подрядным способами.
Основными задачами учета долгосрочных инвестиций являются:
- своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;
- обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;
- правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;
- осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам:
- в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;
- по приобретенным отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.
При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.
При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:
08-1 "Приобретение земельных участков";
08-2 "Приобретение объектов природопользования";
08-3 "Строительство объектов основных средств";
08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств";
08-5 "Приобретение нематериальных активов";
08-6 "Перевод молодняка животных в основное стадо";
08-7 "Приобретение взрослых животных" и др.
По дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, а также затраты на формирование основного стада.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы" и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".
Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат по формированию основного стада. С 1 января 2000 г. к незавершенным капитальным вложениям относят объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию.
Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому строящемуся или приобретенному объекту, а также по видам животных.
Учет затрат по капитальному строительству объектов подрядным и хозяйственным способом
Порядок учета затрат по строительству объектов зависит от способа их производства - подрядного или хозяйственного.
При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика - заказчика на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.
При хозяйственном способе производства указанных работ учет затрат ведется застройщиком также на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и осуществляется в соответствии с порядком, установленным ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ и другими инструкциями по учету строительства. При этом на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражают фактически произведенные застройщиком затраты.
В соответствии с указанными Типовыми методическими рекомендациями строительным организациям рекомендуется вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов:
- "Материалы";
- "Расходы на оплату труда рабочих";
- "Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов";
- "Накладные расходы".
Строительная организация может исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности самостоятельно расширять номенклатуру статей затрат на производство строительных работ. Указанные расходы списывают в дебет счета 08 с кредита счетов 10 "Материалы" (на стоимость использованных в строительстве материалов), 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве), 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (на суммы, начисленные во внебюджетные фонды) и др.
В случае приобретения оборудования для строительства непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ как подрядным, так и хозяйственным способом учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования осуществляет застройщик (заказчик).
При поступлении оборудования, требующего монтажа, его приходуют по фактической себестоимости приобретения по дебету счета 07 "Оборудование к установке" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов.
Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно - складских расходов.
Первичный учет движения оборудования ведут в порядке, установленном для учета материально - производственных запасов, но с использованием первичных документов, предназначенных специально для учета оборудования (акт о приемке оборудования и др.).
При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика на счете 07 "Оборудование к установке", а у строительной организации оно принимается на забалансовый счет 005 "Оборудование, принятое для монтажа".
После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основании справок о выполненных работах или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика с кредита счета 07 "Оборудование к установке" в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".
В учете застройщика оборудование, сданное в монтаж, отражают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по фактическим расходам, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения)) или начата укрупнительная сборка оборудования.
При осуществлении строительно - монтажных работ хозяйственным способом переданное в монтаж оборудование списывают с кредита счета 07 в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и отражают на счете 08.
Задача 2.1. Затраты на капитальное строительство, осуществляемое хозяйственным способом
Задание. Отразить хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета, произвести необходимые расчеты.
№ п/п |
Содержание операций |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|||
1 |
Начислена сумма амортизации строительных машин и механизмов, эксплуатируемых на стройке |
10000 |
20 |
02 |
2 |
Приобретено оборудование к установке покупная стоимость оборудования |
5000 |
07 |
60 |
НДС |
1000 |
19 |
60 |
|
3 |
Относится на затраты стройки фактическая себестоимость приобретенного оборудования к установке |
5000 |
08 |
07 |
4 |
Списывается стоимость технологического топлива, израсходованного на строительно-монтажные работы |
2000 |
20 |
10 |
5 |
Приобретены строительные материалы, конструкции и детали |
|||
покупная стоимость |
10000 |
10 |
60 |
|
НДС |
2000 |
19 |
60 |
|
6 |
Произведена оплата счетов - фактур за оборудование к установке и строительные материалы, в том числе НДС |
18000 |
60 |
51 |
7 |
Относится в затраты на капитальное строительство стоимость материалов, израсходованных на СМР по планово-расчетным ценам |
10000 |
20 |
10 |
№ п/п |
Содержание операций |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|||
8 |
Включается в затраты на капитальное строительство спецодежда, отпущенная рабочим, занятым на СМР |
|||
покупные цены (без НДС) |
2000 |
20 |
60 |
|
НДС |
400 |
19 |
60 |
|
9 |
Включаются в затраты на СМР транспортно-заготовительные и заготовительно-складские расходы (без НДС) в доле, относящейся к израсходованным материалам и топливу |
2000 |
20 |
76 |
10 |
Акцептованы счета поставщиков за потребленную энергию использованную на СМР |
|||
по покупным ценам и тарифам (без НДС) |
1000 |
20 |
76 |
|
НДС |
200 |
19 |
76 |
|
11 |
Произведена оплата поставщикам электроэнергии |
1200 |
60 |
51 |
12 |
Произведены расходы на оплату труда производственных рабочих и линейного персонала, непосредственно занятых на СМР |
10000 |
20 |
70 |
13 |
Произведены отчисления от начисленной зарплаты производственных рабочих и линейного персонала в фонды социального страхования и обеспечения |
2600 |
20 |
69 |
14 |
Произведены отчисления по обязательному страхованию строительных рабочих |
1000 |
20 |
69 |
№ п/п |
Содержание операций |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|||
15 |
Выявлена недостача материалов открытого хранения, по которым виновные лица не установлены |
2000 |
94 |
10 |
16 |
Списана выявленная недостача (см. операцию 15) |
2000 |
91 |
94 |
17 |
Отражены расходы в пределах сумм ассигнований на содержание аппарата ОКСа, предусмотренные сметно-финансовой документацией |
15000 |
20 |
76 |
18 |
Акцептованы счета по отводу земельного участка в связи с проектируемым строительством здания производственного назначения |
|||
стоимость без НДС |
5000 |
08 |
76 |
|
НДС |
1000 |
19 |
76 |
|
19 |
Начислена зарплата дирекции строящегося предприятия |
6000 |
26 |
70 |
20 |
Произведены отчисления от начисленной зарплаты (оп. 19) |
1560 |
26 |
69 |
21 |
Товарищ-участник, ведущий общие дела, зачислил согласно договора простого товарищества незавершенное капитальное строительство по согласованной стоимости |
80000 |
46 |
90 |
22 |
Отражены расходы на подготовку эксплуатационных кадров для основной деятельности строящегося предприятия |
20000 |
90 |
20 |
23 |
Начислены проценты банку по долгосрочной ссуде до ввода объекта в эксплуатацию в пределах ставки рефинансирования ЦБ |
5000 |
91 |
76 |
№ п/п |
Содержание операций |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|||
24 |
Уплачено пошлина за государственную регистрацию права собственности на здание |
3000 |
76 |
51 |
25 |
Отражены затраты на государственную регистрацию права собственности на здание |
3000 |
90 |
20 |
26 |
Начислен НДС в бюджет |
12203 |
90 |
68 |
27 |
Перечислен НДС в бюджет |
12203 |
68 |
51 |
28 |
Определена и отражена на счетах инвентарная стоимость здания, после государственной регистрации права собственности на объект недвижимости |
Задача 2.2. Учет затрат на строительное производство у подрядчика
Хозяйственные операции за октябрь:
№ операции |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, тыс. руб. |
Дебет |
Кредит |
1. |
Акцептован счет-фактура комбината строительных материалов за полученные сборные конструкции |
|||
Покупная стоимость |
7330 |
15 |
60 |
|
НДС |
1466 |
19 |
60 |
|
Оприходованы на склад сборные конструкции по планово-расчетным (учетным) ценам |
7620 |
10 |
15 |
|
2. |
Акцептован счет-фактура № 72 автобазы № 12 за услуги: |
|||
а) по вывозке грунта со строительной площадки объекта № 2 (без НДС) |
352 |
20 |
76 |
|
б) по перевозке сборных конструкций на строительную площадку объекта № 1 (без НДС) |
123 |
20 |
76 |
|
Итого НДС |
95 |
|||
3. |
Акцептован счет-фактура за электроэнергию, потребленную для: |
|||
А) эксплуатации башенного крана |
490 |
20 |
76 |
|
Б) освещения конторы |
30 |
20 |
76 |
|
В) освещение помещений склада |
20 |
20 |
76 |
|
Итого НДС (20 %) |
108 |
|||
4. |
Начислена амортизации согласно расчету: |
|||
А) строительных машин и механизмов |
420 |
20 |
02 |
|
Б) конторы управления и хозяйственного инвентаря |
240 |
26 |
02 |
|
В) складского хозяйства |
80 |
23 |
02 |
|
5. |
Начислена заработная плата рабочим основного производства: |
|||
А) объект № 1 |
1340 |
20-1 |
70 |
|
Б) объект №2 |
870 |
20-2 |
70 |
|
6. |
Начислена заработная плата рабочим вспомогательного производства |
220 |
23 |
70 |
№ операции |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, тыс. руб. |
Дебет |
Кредит |
7. |
Начислена заработная плата рабочим, занятым на: |
|||
А)эксплуатации строительных машин |
120 |
25 |
70 |
|
Б) погрузочно-разгрузочных работах |
50 |
44 |
70 |
|
8. |
Начислена заработная плата руководителям и специалистам: |
|||
А) основного производства |
400 |
20 |
70 |
|
Б) аппарата управления |
530 |
26 |
70 |
|
9. |
Начислены пособия по временной нетрудоспособности |
100 |
69 |
70 |
10. |
Начислена доплата бригадирам за руководство бригадой |
145 |
25 |
70 |
11. |
За счет резерва начислена дополнительная зарплата за время очередных отпусков |
370 |
96 |
70 |
12. |
Удержан налог на доходы физических лиц |
500 |
70 |
68 |
13. |
Произведены начисления на заработную плату: |
|||
А) начислен ЕСН (26%) |
1052 |
20,23,25 |
69 |
|
Б) в резерв на оплату отпусков рабочим в размере 5 % от заработной платы рабочих |
202 |
20 |
96 |
|
14. |
Списываются расходы будущих периодов в доле, относящейся на отчетный |
|||
период: |
||||
А) единовременные расходы по перемещению строительных механизмов |
20 |
20 |
97 |
|
Б) расходы по текущему ремонту складских помещений |
30 |
44 |
97 |
|
15. |
Списываются заготовительно-складские расходы (счет закрыть) |
80 |
90 |
44 |
16. |
Согласно первичных документов и материальных отчетов начальников участков списываются израсходованные строительные материалы по планово-расчетным(учетным) ценам на: |
|||
А) объект № 1 - 32-квартирный жилой дом |
3150 |
20-1 |
10 |
№ операции |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, тыс. руб. |
Дебет |
Кредит |
Б) объект № 2 - расширение цеха ОАО «Кросно» |
2200 |
20-2 |
10 |
|
В) на текущий ремонт строительных машин |
650 |
08 |
10 |
|
Г) на эксплуатацию строительных машин и механизмов |
180 |
25 |
10 |
|
Д) на текущий ремонт здания управления |
280 |
26 |
10 |
|
Е) в порядке реализации на сторону |
900 |
91 |
10 |
|
17. |
Списываются отклонения от планово-расчетных (учетных) цен по израсходованным материалам (удорожание) (4,69%): |
|||
А) на объект № 1 |
147 |
20-1 |
10 |
|
Б) на объект № 2 |
103 |
20-2 |
10 |
|
В) на вспомогательное производство |
30 |
23 |
10 |
|
Г) на эксплуатацию строительных машин и механизмов |
8 |
25 |
10 |
|
Д) на текущий ремонт здания управления |
13 |
26 |
10 |
|
Е) в порядке реализации на сторону |
42 |
91 |
10 |
|
(определить самостоятельно по среднему проценту отклонений) |
||||
18. |
Списываются затраты на текущий ремонт строительных машин, выполненный ремонтно-механической мастерской |
300 |
25 |
23 |
19. |
Списываются расходы по эксплуатации строительных и механизмов. |
|||
Расходы распределяются пропорционально количеству отработанных машино-смен: |
||||
Объект № 1-124 маш.-смены |
689 |
20-1 |
25 |
|
Объект № 2 - 24 маш.-смены |
133 |
20-2 |
25 |
№ операции |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, тыс. руб. |
Дебет |
Кредит |
20. |
Списываются накладные (общехозяйственные) расходы в порядке распределения пропорционально прямым затратам на объекты строительства |
|||
Объект № 1 – 4985 |
714 |
20-1 |
26 |
|
Объект № 2 – 3399 |
487 |
20-2 |
26 |
|
21. |
Предъявлен дирекции ОАО «Кросно» счет за законченный строительством и |
|||
сданный 32-квартирный жилой дом |
16900 |
62 |
90 |
|
НДС по ставке 20 % |
3380 |
90 |
68 |
|
22. |
Предъявлен счет ОАО «Сантехмонтаж» за реализованные им материалы |
900 |
62 |
91 |
НДС по счету |
180 |
91 |
68 |
|
23. |
Списывается себестоимость выполненных работ по объекту № 1 - 32-квартирный жилой дом |
6388 |
90 |
20 |
24. |
Выявить и отразить на счетах результат от сдачи работ |
7132 |
90 |
99 |
25. |
Выявить и отразить на счетах результат и продажи неиспользованных материалов |
222 |
99 |
91 |
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ. Часть I и II. – М., 2002.
2. Истратова М.В. Новая упрощенная система налогообложения и ЕНВД с 2003 года. - "Статус-Кво 97", 2002 г. – 432 с.
3. Пархачева М.А, Корнетова Е.В. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 году. - 2002 г. – 450 с.
4. Алгоритм расчета единого налога. Специальный выпуск // Главная книга. – 2003. – с. 31-32.
5. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет финансовых результатов в строительных организациях // Консультант бухгалтера. – 2004. – №6. – С. 28-34.
6. Истратова М.В. Упрощенная система в рознице: как вести налоговый учет? // Российский налоговый курьер. - № 6. – 2003. – с. 38-40.
7. Соколов П.А. Учет заказчиками-застройщиками прочих работ и затрат по строительству объектов // Бухгалтерский учет. – 2001. – №23. – С. 12-14.
8. Соколов П.А. Учет операций по договорам на инвестирование строительства // Бухгалтерский учет. – 2002. – №7. – С. 32-34.