Содержание

Понятие долгосрочных инвестиций, их оценка........................................ 3

Учет затрат по капитальному строительству объектов подрядным и хозяйственным способом.............................................................................. 6

Задача 2.1. Затраты на капитальное строительство, осуществляемое хозяйственным способом.............................................................................. 9

Задача 2.2. Учет затрат на строительное производство у подрядчика 13

Список литературы..................................................................................... 18

Понятие долгосрочных инвестиций, их оценка

Долгосрочные инвестиции - это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.

Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями:

- осуществление капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих организаций и объектов непроизводственной сферы;

- приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;

- приобретение земельных участков и объектов природопользования;

- приобретение и создание активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно - исследовательских и опытно - конструкторских разработок, проектно - изыскательских работ и др.).

Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов.

В бухгалтерском балансе долгосрочные инвестиции отражаются по статье "Незавершенное строительство". По этой статье застройщик показывает стоимость незаконченного строительства, осуществляемого хозяйственным и подрядным способами.

Основными задачами учета долгосрочных инвестиций являются:

- своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;

- обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

- правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

- осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам:

- в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;

- по приобретенным отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.

При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.

Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.

При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:

08-1 "Приобретение земельных участков";

08-2 "Приобретение объектов природопользования";

08-3 "Строительство объектов основных средств";

08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств";

08-5 "Приобретение нематериальных активов";

08-6 "Перевод молодняка животных в основное стадо";

08-7 "Приобретение взрослых животных" и др.

По дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, а также затраты на формирование основного стада.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы" и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".

Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат по формированию основного стада. С 1 января 2000 г. к незавершенным капитальным вложениям относят объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию.

Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому строящемуся или приобретенному объекту, а также по видам животных.

Учет затрат по капитальному строительству объектов подрядным и хозяйственным способом

Порядок учета затрат по строительству объектов зависит от способа их производства - подрядного или хозяйственного.

При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика - заказчика на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.

При хозяйственном способе производства указанных работ учет затрат ведется застройщиком также на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и осуществляется в соответствии с порядком, установленным ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ и другими инструкциями по учету строительства. При этом на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражают фактически произведенные застройщиком затраты.

В соответствии с указанными Типовыми методическими рекомендациями строительным организациям рекомендуется вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов:

- "Материалы";

- "Расходы на оплату труда рабочих";

- "Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов";

- "Накладные расходы".

Строительная организация может исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности самостоятельно расширять номенклатуру статей затрат на производство строительных работ. Указанные расходы списывают в дебет счета 08 с кредита счетов 10 "Материалы" (на стоимость использованных в строительстве материалов), 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве), 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (на суммы, начисленные во внебюджетные фонды) и др.

В случае приобретения оборудования для строительства непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ как подрядным, так и хозяйственным способом учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования осуществляет застройщик (заказчик).

При поступлении оборудования, требующего монтажа, его приходуют по фактической себестоимости приобретения по дебету счета 07 "Оборудование к установке" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов.

Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно - складских расходов.

Первичный учет движения оборудования ведут в порядке, установленном для учета материально - производственных запасов, но с использованием первичных документов, предназначенных специально для учета оборудования (акт о приемке оборудования и др.).

При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика на счете 07 "Оборудование к установке", а у строительной организации оно принимается на забалансовый счет 005 "Оборудование, принятое для монтажа".

После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основании справок о выполненных работах или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика с кредита счета 07 "Оборудование к установке" в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

В учете застройщика оборудование, сданное в монтаж, отражают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по фактическим расходам, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения)) или начата укрупнительная сборка оборудования.

При осуществлении строительно - монтажных работ хозяйственным способом переданное в монтаж оборудование списывают с кредита счета 07 в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и отражают на счете 08.

 

Задача 2.1. Затраты на капитальное строительство, осуществляемое хозяйственным способом

Задание. Отразить хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета, произвести необходимые расчеты.

№ п/п

Содержание операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Начислена сумма амортизации строительных машин и механизмов, эксплуатируемых на стройке

10000

20

02

2

Приобретено оборудование к установке покупная стоимость оборудования

5000

07

60

НДС

1000

19

60

3

Относится на затраты стройки фактическая себестоимость приобретенного оборудования к установке

5000

08

07

4

Списывается стоимость технологического топлива, израсходованного на строительно-монтажные работы

2000

20

10

5

Приобретены строительные материалы, конструкции и детали

покупная стоимость

10000

10

60

НДС

2000

19

60

6

Произведена оплата счетов - фактур за оборудование к установке и строительные материалы, в том числе НДС

18000

60

51

7

Относится в затраты на капитальное строительство стоимость материалов, израсходованных на СМР по планово-расчетным ценам

10000

20

10

№ п/п

Содержание операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

8

Включается в затраты на капитальное строительство спецодежда, отпущенная рабочим, занятым на СМР

покупные цены (без НДС)

2000

20

60

НДС

400

19

60

9

Включаются в затраты на СМР транспортно-заготовительные и заготовительно-складские расходы (без НДС) в доле, относящейся к израсходованным материалам и топливу

2000

20

76

10

Акцептованы счета поставщиков за потребленную энергию использованную на СМР

по покупным ценам и тарифам (без НДС)

1000

20

76

НДС

200

19

76

11

Произведена оплата поставщикам электроэнергии

1200

60

51

12

Произведены расходы на оплату труда производственных рабочих и линейного персонала, непосредственно занятых на СМР

10000

20

70

13

Произведены отчисления от начисленной зарплаты производ­ственных рабочих и линейного персонала в фонды социально­го страхования и обеспечения

2600

20

69

14

Произведены отчисления по обязательному страхованию строительных рабочих

1000

20

69

№ п/п

Содержание операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

15

Выявлена недостача материалов открытого хранения, по которым виновные лица не установлены

2000

94

10

16

Списана выявленная недостача (см. операцию 15)

2000

91

94

17

Отражены расходы в пределах сумм ассигнований на содержание аппарата ОКСа, предусмотренные сметно-финансовой документацией

15000

20

76

18

Акцептованы счета по отводу земельного участка в связи с проектируемым строительством здания производственного назначения

стоимость без НДС

5000

08

76

НДС

1000

19

76

19

Начислена зарплата дирекции строящегося предприятия

6000

26

70

20

Произведены отчисления от начисленной зарплаты (оп. 19)

1560

26

69

21

Товарищ-участник, ведущий общие дела, зачислил согласно договора простого товарищества незавершенное капиталь­ное строительство по согласованной стоимости

80000

46

90

22

Отражены расходы на подготовку эксплуатационных кадров для основной деятельности строящегося предприятия

20000

90

20

23

Начислены проценты банку по долгосрочной ссуде до ввода объекта в эксплуатацию в пределах ставки рефинансирования ЦБ

5000

91

76

№ п/п

Содержание операций

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

24

Уплачено пошлина за государственную регистрацию права собственности на здание

3000

76

51

25

Отражены затраты на государственную регистрацию права собственности на здание

3000

90

20

26

Начислен НДС в бюджет

12203

90

68

27

Перечислен НДС в бюджет

12203

68

51

28

Определена и отражена на счетах инвентарная стоимость здания, после государственной регистрации права собственности на объект недвижимости

Задача 2.2. Учет затрат на строительное производство у подрядчика

Хозяйственные операции за октябрь:

№ операции

Содержание хозяйственной операции

Сумма, тыс. руб.

Дебет

Кредит

1.

Акцептован счет-фактура комбината строительных материалов за полученные сборные конструкции

Покупная стоимость

7330

15

60

НДС

1466

19

60

Оприходованы на склад сборные конструкции по планово-расчетным (учетным) ценам

7620

10

15

2.

Акцептован счет-фактура № 72 автобазы № 12 за услуги:

а) по вывозке грунта со строительной площадки объекта № 2 (без НДС)

352

20

76

б) по перевозке сборных конструкций на строительную площадку объекта № 1 (без НДС)

123

20

76

Итого НДС

95

3.

Акцептован счет-фактура за электроэнергию, потребленную для:

А) эксплуатации башенного крана

490

20

76

Б) освещения конторы

30

20

76

В) освещение помещений склада

20

20

76

Итого НДС (20 %)

108

4.

Начислена амортизации согласно расчету:

А) строительных машин и механизмов

420

20

02

Б) конторы управления и хозяйственного инвентаря

240

26

02

В) складского хозяйства

80

23

02

5.

Начислена заработная плата рабочим основного производства:

А) объект № 1

1340

20-1

70

Б) объект №2

870

20-2

70

6.

Начислена заработная плата рабочим вспомогательного производства

220

23

70

№ операции

Содержание хозяйственной операции

Сумма, тыс. руб.

Дебет

Кредит

7.

Начислена заработная плата рабочим, занятым на:

А)эксплуатации строительных машин

120

25

70

Б) погрузочно-разгрузочных работах

50

44

70

8.

Начислена заработная плата руководителям и специалистам:

А) основного производства

400

20

70

Б) аппарата управления

530

26

70

9.

Начислены пособия по временной нетрудоспособности

100

69

70

10.

Начислена доплата бригадирам за руководство бригадой

145

25

70

11.

За счет резерва начислена дополнительная зарплата за время очередных отпусков

370

96

70

12.

Удержан налог на доходы физических лиц

500

70

68

13.

Произведены начисления на заработную плату:

А) начислен ЕСН (26%)

1052

20,23,25

69

Б) в резерв на оплату отпусков рабочим в размере 5 % от заработной платы рабочих

202

20

96

14.

Списываются расходы будущих периодов в доле, относящейся на отчетный

период:

А) единовременные расходы по перемещению строительных механизмов

20

20

97

Б) расходы по текущему ремонту складских помещений

30

44

97

15.

Списываются заготовительно-складские расходы (счет закрыть)

80

90

44

16.

Согласно первичных документов и материальных отчетов начальников участков списываются израсходованные строительные материалы по планово-расчетным(учетным) ценам на:

А) объект № 1 - 32-квартирный жилой дом

3150

20-1

10

№ операции

Содержание хозяйственной операции

Сумма, тыс. руб.

Дебет

Кредит

Б) объект № 2 - расширение цеха ОАО «Кросно»

2200

20-2

10

В) на текущий ремонт строительных машин

650

08

10

Г) на эксплуатацию строительных машин и механизмов

180

25

10

Д) на текущий ремонт здания управления

280

26

10

Е) в порядке реализации на сторону

900

91

10

17.

Списываются отклонения от планово-расчетных (учетных) цен по израсходованным материалам (удорожание) (4,69%):

А) на объект № 1

147

20-1

10

Б) на объект № 2

103

20-2

10

В) на вспомогательное производство

30

23

10

Г) на эксплуатацию строительных машин и механизмов

8

25

10

Д) на текущий ремонт здания управления

13

26

10

Е) в порядке реализации на сторону

42

91

10

(определить самостоятельно по среднему проценту отклонений)

18.

Списываются затраты на текущий ремонт строительных машин, выполненный ремонтно-механической мастерской

300

25

23

19.

Списываются расходы по эксплуатации строительных и механизмов.

Расходы распределяются пропорционально количеству отработанных машино-смен:

Объект № 1-124 маш.-смены

689

20-1

25

Объект № 2 - 24 маш.-смены

133

20-2

25

№ операции

Содержание хозяйственной операции

Сумма, тыс. руб.

Дебет

Кредит

20.

Списываются накладные (общехозяйственные) расходы в порядке распределения пропорционально прямым затратам на объекты строительства

Объект № 1 – 4985

714

20-1

26

Объект № 2 – 3399

487

20-2

26

21.

Предъявлен дирекции ОАО «Кросно» счет за законченный строительством и

сданный 32-квартирный жилой дом

16900

62

90

НДС по ставке 20 %

3380

90

68

22.

Предъявлен счет ОАО «Сантехмонтаж» за реализованные им материалы

900

62

91

НДС по счету

180

91

68

23.

Списывается себестоимость выполненных работ по объекту № 1 - 32-квартирный жилой дом

6388

90

20

24.

Выявить и отразить на счетах результат от сдачи работ

7132

90

99

25.

Выявить и отразить на счетах результат и продажи неиспользованных материалов

222

99

91

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ. Часть I и II. – М., 2002.

2.     Истратова М.В. Новая упрощенная система налогообложения и ЕНВД с 2003 года. - "Статус-Кво 97", 2002 г. – 432 с.

3.     Пархачева М.А, Корнетова Е.В. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 году. - 2002 г. – 450 с.

4.     Алгоритм расчета единого налога. Специальный выпуск // Главная книга. – 2003. – с. 31-32.

5.     Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет финансовых результатов в строительных организациях // Консультант бухгалтера. – 2004. – №6. – С. 28-34.

6.     Истратова М.В. Упрощенная система в рознице: как вести налоговый учет? // Российский налоговый курьер. - № 6. – 2003. – с. 38-40.

7.     Соколов П.А. Учет заказчиками-застройщиками прочих работ и затрат по строительству объектов // Бухгалтерский учет. – 2001. – №23. – С. 12-14.

8.     Соколов П.А. Учет операций по договорам на инвестирование строительства // Бухгалтерский учет. – 2002. – №7. – С. 32-34.